Творческий проект в старшей группе. Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Очень важно, именно сейчас, не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Творческий проект в режиме самоизоляции «Сидим дома»
в старшей группе.
Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Выполнили: Киракосян А.Г., Ферапонтова Е.В., Мельникова Е.В., Ашиток Е.А., Дрегалова О.М.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена.
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну —
В тылу иль на полях сражений, —
Принес победную весну,
Поклон и память поколений.
Все дальше уходит от нас эта дата – 9 Мая 1945 года.
Как рассказать нашим детям об этой Великой войне? Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страдании людей, что пережили то время?
Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания патриотизма?
Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время все дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, ее ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно, именно сейчас, не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
Реализация проекта позволит понять, что недостаточно просто познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, работу с дошкольниками необходимо построить так, чтобы они сумели сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, толерантности. Это поможет им в дальнейшем научиться противостоять войне, терроризму, насилию во всех его проявлениях.
Паспорт проекта.
Наименование проекта | «Никто не забыт, ничто не забыто!» |
Предмет проектирования: | Проведение работы с детьми, родителями, социумом, коллективом по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов, событий Великой Отечественной войны |
Цель проекта | Воспитание патриотических чувств на примере участников Великой Отечественной войны. Формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне. Создание условий для совершенствования знаний об истории родной страны, об окончании Великой Отечественной войны, знаменательном событии «День Победы» |
Задачи проекта | -Расширять кругозор детей об историческом периоде Великой Отечественной войны, - Показать детям, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудными были шаги к ней. - Знакомить детей с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны, познакомить с понятием «знамя Победы»; - Знакомить детей с тем, как жители Кубани сражались на полях Великой Отечественной Войны и трудились в тылу, приближая Победу. - Дать представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей. -Познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны. - Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. - Воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир. - Провести праздник, посвящённый Дню Победы с приглашением ветеранов, родственников детей. - Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье. - Воспитывать у детей уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам. |
Вид проекта | По доминирующему методу: информационно-творческий; по характеру контактов: внутри старших возрастных групп; детско-родительский по количеству участников: коллективный; по продолжительности: краткосрочный |
Сроки реализации | С 20 апреля 2020 по 09 мая 2020 года |
Участники проекта | дети, родители (законные представители) компенсирующей группы, воспитатели группы |
Ожидаемые результаты | Дети Формирование начальных знаний о Великой Отечественной Войне, солдатах, Дне Победы. Воспитание стойких патриотических чувств, гордости за свою страну. Вызывание желание быть похожими на героев войны. Развитие силовых качеств. Родители (законные представители) воспитанников: заинтересовать родителей проектом; направить на совместную творческую деятельность с детьми; совместный поиск информации; сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны. Педагоги: -Подготовка методических и дидактических материалов (сайты воспитателей). - Проведение интересных занятий, организация выставок (сайты воспитателей). - Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы (сайты воспитателей). - Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику. - Беседа о Великой Отечественной войне. - Слушание песен военно - патриотической тематики. - Тематическое содержание книжного уголка (сайты воспитателей). - Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков в интернет-ресурсе. - Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки". Проводить обмен опытом по этой проблеме, использовать все виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме. Предметно-пространственная среда группы: Оснащение предметно-развивающей среды на время проекта необходимым дидактически - иллюстративным материалом (рекомендации родителям). |
Трансляция проекта | Информация на сайте МАДОУ |
Актуальность проблемы.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Нами изучены нормативные документы: «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», целью которой является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства, Федеральный закон от 13.03.1995г № 32-Ф3 «О днях воинской славы (победных днях) России», «Закон об образовании».
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Идея создания проекта по теме «Никто не забыт, ничто не забыто» возникла после проведения диагностики детей, которая показала, что у детей старшего возраста недостаточно знаний о событиях Великой Отечественной войны.
Анкетирование родителей выявило, что им необходима помощь в решении задач патриотического воспитания детей в семье и во многих молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Передать эстафету памяти, показать старшим дошкольникам величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач патриотического воспитания, которую необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями воспитанников, с социумом.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Никто не забыт, ничто не забыто».
Этапы и содержание проекта.
Подготовительный этап.
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки |
Цель: подготовка и создание условий для реализации проекта. | ||
| Сбор информации о событиях ВОВ, изучение материала. | апрель 2020 года |
Основной этап
Цель: реализация проекта в образовательную практику. | ||
| Создать необходимую атмосферу, направленную на ознакомление детей с историей страны. Обогатить знания детей об известной дате -9 МАЯ. Привлечь родителей к непосредственно-образовательной деятельности с детьми, к активной позиции воспитанию патриотических чувств. | с 20 апреля по 9 мая 2015 года |
Заключительный этап.
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. | ||
- проведение праздника посвященному Дню Победы (дистант), - презентация проекта, - оформление выставки. -Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. - Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада. | Подведение итогов работы, анализ результатов по реализации проекта. Создание презентации, распространение опыта среди коллег. Презентация проекта на сайте детского сада. | С 20 апреля по 09 мая 2020 года |
Обеспечение проекта:
Материально - техническое:
Магнитофон, аудио, медиа система (проектор, компьютер, экран) фотоаппаратура.
Материалы для продуктивной деятельности.
Учебно-методическое:
Семейные фотографии военных лет, фотоальбомы.
Детская художественная литература.
Методическая литература.
Дидактические игры.
Конспекты занятий и бесед о Великой Отечественной войне.
Мультимедийных презентации к занятиям и беседам о Великой Отечественной войне.
Содержание образовательной деятельности по реализации проекта.
№ | Направления | Содержание | Дата |
«Летопись великой той войны». | |||
1. | Развитие речи. Цикл бесед по ознакомлению дошкольников с Великой Отечественной войной. | "9 Мая – День Победы".«Военная техника». | С 20 апреля по 9 мая. |
https://nsportal.ru/user/1236336/page/konspekty-zanyatiy-v-formate-sidim-doma | |||
2 | ФЦКМ. Цикл бесед с по ознакомлению дошкольников с Великой Отечественной войной. Дети войны. Сергей Алешков: самый молодой солдат Великой Отечественной Войны. Сын полка: защитник Сталинграда. | "9 Мая – День Победы".https://nsportal.ru/user/1236336/page/konspekty-zanyatiy-v-formate-sidim-doma «Сын полка: защитник Сталинграда». | С 20 апреля по 9 мая. |
3 | Альбомы, иллюстрации, фотографии о Великой Отечественной войне | Оформление фото - альбома: «Никто не забыт, ни что не забыто». Альбом «Война глазами детей». (виртуальный формат). | С 20 апреля по 9 мая. |
Выставка картин «Тема войны в живописи» (виртуальный формат). | С 20 апреля по 9 мая. | ||
Рассматривание репродукций художников, посвященным эпизодам Великой Отечественной войны «Парад на Красной площади». (виртуальный формат). | С 20 апреля по 9 мая. | ||
Мини-музей «День Победы» (виртуальный формат). | С 20 апреля по 9 мая. | ||
4 | Экскурсии | «Города Боевой Славы» (виртуальный формат). | С 20 апреля по 9 мая. |
К Вечному Огню (виртуальный формат). | 9 мая 2015 | ||
5 | Художественная литература | Виртуальная выставка художественной литературы о ВОВ: «Они сражались за Родину». https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/04/18/konsultatsii-dlya-roditeley «Поэтические строки о войне» Е. Благина «Шинель»; «Сын артелериста» С.Алексеев «Первый ночной таран», И.Новиков «Страницы великой истории», В.Осеева «Кочерыжка», Л.Кассиль «Рассказ об отсутствующем», К.Симонов «Малышка», С.Михалков «Мы тоже воины», Т.Шапиро «Была война». | В течение учебного года |
6 | Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры | «На границе» «Госпиталь», «Пограничники» «Разведчики» «Военный госпиталь». «Защита границ», «Медсёстры», «Сапёры»; «Разведка. » Игры-эстафеты «Снайперы» (попади в цель). «Кто быстрее доставит донесение» (полоса препятствия). «Перетягушки» «Саперы» «Перенеси снаряды». «Перейди минное поле». «Чья ракета попадет в цель». | В течение учебного года |
7 | Дидактические игры | «Подбери картинку». «Разведчики» «Выложи из палочек танк (самолёт)», «Подбери картинку», «Назови пословицу»; «Ордена и медали». | В течение учебного года |
8 | Изобразительная деятельность и художественный труд | Аппликация. «Подарок ветерану» (изготовление поздравительных открыток)». Рисование. «Салют Победы»; "Военная техника нашей армии». Конструирование. «Военная техника». Творческая мастерская «Живи и помни». | апрель-май 2015 |
9 | Слушание песен военных лет | «День Победы» «Священная война» «Катюша» «Соловьи» «Вечный огонь» «Бравые солдаты» «Наследники Победы» «Прощание славянки» | В течение учебного года |
«Апрелевцы, защищающие Родину». | |||
1 | Цикл бесед с презентациями об апрелевцах, защищавших Родину. | Презентация: «Памятники и герои нашего города». | Апрель - май |
Содержание работ с родителями.
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Анкета, посвященная изучению темы «Память о Великой Отечественной войне» | Конец мая 2020 |
2 | Консультации: «Патриотическое воспитание маленького гражданина России» «Знакомьте детей с героическим прошлым России» «Как рассказать детям о войне?» https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/04/18/konsultatsii-dlya-roditeley | Апрель 2020 |
3 | Выставка рисунков «День Победы» | Апрель 2020 |
4 | Просмотр микрофильма с детьми «Минута памяти», «Дети фронта» Презентации «Военная хроника», «Вечная память героям» | Апрель 2015 |
5 | Создание «Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны, семейные фотографии. Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ | Апрель – май 2020 |
6 | Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны | Апрель – май 2020 |
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований.
1 | Интервьюирование детей | «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?» |
2 | Беседы индивидуальные с детьми | «Защитники Отечества» |
3 | Создание «Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны | |
4 | Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей. | |
5 | Творческие задания. | «Подарок ветерану». «Военная техника», «Салют Победы», «Стихи и песни о войне», «Война глазами детей». |
6 | Анкетирование родителей | «Формирование у детей знаний о войне». «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» (май) |
Заключение:
В результате работы над проектом дети получили углубленные знания о нашей Родине, её защитниках, о том, как их родные и близкие принимали участие в защите Родины во время Великой Отечественной войны, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к Защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
У воспитанников изменилось отношение к членам своих семей (бабушкам, дедушкам), ветеранам. Дети стали больше интересоваться жизнью своих близких в годы их детства и молодости. Они испытывают чувство гордости и уважения к старшему поколению. Дети стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными. У них появилось осознанное желание внести свой вклад в жизнь страны. Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей и родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе!» - Москва, «Гном и Д», 2005 г.;
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004 г.;
Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание» - Москва, «Айрис-пресс», 2007 г.;
Дошкольное воспитание № 4/11 г.;
1. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л.А.Кондрыкинской. Творческий центр. М. 2011.
2.Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева. Мозаика – синтез. М. 2007.
3.Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. И.Л.Морозова, М.А.Пушкарева. Мозаика – синтез. М. 2007.
4.Великой Победе посвящается. Праздники в детском саду. Творческий центр. М. 2011.
6.Пионеры – герои. Рассказы о пионерах – героях Советского Союза. Красноярское книжное издательство. 1986.
9.Похождения жука – носорога. К.Паустовский. Малыш. М. 1991.