Самообразование.

Дрегалова Ольга Михайловна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская  средняя общеобразовательная школа № 1

 (дошкольное отделение № 4) 

143360, Московская обл., г.о. Наро-Фоминский , г. Апрелевка, улица Февральская,59

Тел. 8(496) 345 61 28, e-mail: aprash1@mail.ru

 

 

 

План по самообразованию воспитателя

 

Дрегалова Ольга Михайловна

 

                     10 лет                                       высшая

                 (стаж работы)                              (квалификационная категория)

 

 

 

Тема: «Развитие восприятия на основе программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир»

 

разновозрастная группа

(возрастная группа)

 

 

 

 

 

2023 – 2024 учебный год

 Тема: «Развитие восприятия на основе программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир».

 

 Цель: развитие личности ребенка – дошкольника, его восприятия, формирование его базовой культуры на основе духовных и нравственных ценностей.

 

Задачи:

  1. Развивать в детях умение видеть в окружающем мире любовь, доброту как проявление Божественного присутствия и премудрости устроения всех творений.
  2. Воспитывать детей на православных нравственно – этических ценностях, показав их отражение в традициях жизни взрослых и детей через литературу, песни, игры, рисунки, фольклор.
  3. Создать условия для творческого развития каждого ребенка.

 

Актуальность.

 

Актуальность развития восприятия обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где рекомендовано развитие восприятия осуществлять в разнообразных видах деятельности: в процессе освоения окружающего мира, игровой, музыкальной, изобразительной, конструирования из разных материалов.

Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, каково его восприятие мира, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего?  Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет восприятие.

 

План самообразования.

 Задачи:

1.  Повысить уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещение консультаций ДОУ, самообразование по данной теме.

2.  Разработать перспективный план работы с детьми.

3.  Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Пополнить в группе уголки по развитию восприятия: зрительное (форма, цвет, размер), тактильное (узнавать на ощупь), целостное (разрезная картинка), слуховое (повторять, выделять, дифференцировать звуки), пространства (направление, положение, окружение, место предмета), времени (сутки, дни недели, времена года).

 5. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Развитие восприятия на основе программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир».

6.   Подготовить (провести) утренники: «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Пасха».

7. Подготовить сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие восприятия на основе программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир» (постоянно).

месяц

формы работы

с детьми

педагогами

самообразование

родителями

Раздел плана

1 ЭТАП  информационно-аналитический

сентябрь

Диагностика «Развитие восприятия на основе программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир».

 

1.Изучение научной и учебно-методической литературы. 2.Обогащение предметно-пространственной среды дидактическим, методическим материалами по теме. 3.Организовать подготовку к педагогическому проекту: «Добрый мир».

Консультация

для родителей: «ФГОС ДО: развитие восприятия детей дошкольного возраста».

2 ЭТАП — Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

октябрь

1. разработка образовательных ситуаций в соответствии с планом проекта.

2. выставка детских работ: «Красота Божьего мира».

Консультация с музыкальным работником.

2 этап: Проведение утренника: «Покров Пресвятой Богородицы».

Вовлечение родителей в образовательный процесс по плану проекта: 1.Анкетирование родителей по теме. 2.Консультация для родителей: «Развитие восприятия на основе программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир».

ноябрь

3 этап –творческий: «Подарок для мамочки».

Оформление результата проекта в виде презентации.

Диагностика: анализ, обобщение и подведение итогов творческой деятельности.

Оформление папки передвижки. Тема: «Виды восприятия».

декабрь

Беседы из личного опыта: «Мой любимый праздник».

 

Подготовка к празднику «Рождество Христово».

 

Оформление группы к новогодним праздникам.

 

 

 

Оформление папки передвижки. Тема: «Особенности процесса восприятия в дошкольном возрасте».

январь

Праздник: «Рождество Христово».

Консультация с музыкальным работником.

Проведение праздника: «Рождество Христово».

Задействовать родителей в изготовлении поделок на тему: «Рождество Христово» вместе с детьми. Организовать выставку работ в ДОУ.

февраль

Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества.

Консультация с физкультурным работником.

Проведение праздника, посвященного Дню защитника Отечества.

Оформление папки передвижки. Тема: «Патриотическое воспитание детей».

март

Подготовка и участие в празднике "Масленица"

Консультация с музыкальным и физкультурным работником.

Участие в празднике "Масленица"

Организовать участие детей и родителей в выставке к празднику "Масленица"

апрель

Праздник «День космонавтики"

Консультация с физкультурным работником.

Оформление результата проекта в виде фотоотчета.

Проведение тематической недели.

Подготовка и участие родителей в  выставки. 

май (первая половина)

Праздник «Пасха».

Изготовление

Пасхальных подарков близким. 

Консультация с музыкальным работником.

Оформление результата проекта в виде презентации для обобщения деятельности на методической неделе.

Проведение утренника: "Пасха".Задействовать родителей в изготовлении поделок на тему: «Пасха» вместе с детьми. Организовать выставку работ в ДОУ.

май (вторая половина)

Диагностика: «Развитие восприятия на основе программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир».

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

 

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

июнь

выставка детских работ: «Летние деньки – время радости».

Организовать работу по самообразованию на следующий учебный год, создать учебную программу.

Консультация для родителей: «Летние забавы для детей».

июль

 

 

 

август

 

 

 

Выход темы:

1. Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие восприятия на основе программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир» (сентябрь).

 2. Проведение утренника: «Покров Пресвятой Богородицы» (коллективный просмотр) (октябрь).

 3. Под3. Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие восприятия на основе программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир» (постоянно).

5. Отчёт о проделанной работе за учебный год. (май).

Литература:

1. Программа Л.Л.Шевченко «Добрый мир».

2. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950.

 3. Говорова Р. И. О константности восприятия формы детьми дошкольного возраста. В сб. «Формирование восприятия у дошкольника», под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1968.

4. Запорожец А. В. О действенном характере зрительного восприятия предмета. «Доклады АПН РСФСР», 1962, № 1.

5. Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников», под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

5. Поддьяков Н. Н. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещения предметов в пространстве. В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников», под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

6. «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве», под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., «Просвещение», 1966.

7. Розенфельд Ф. С. Особенности осязательных восприятий ребенка-дошкольника. «Известия АПН РСФСР», вып. 17, 1948.

8. Рузская А. Г. Развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста. В сб. «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве», под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., «Просвещение», 1966.

9. Сакулина Н. П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности. В кн. «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду», под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. М., «Просвещение», 1965.

10. Шифман Л. А. Особенности осязательного восприятия формы. «Труды Гос. института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева», т. 13. Л., 1940.

243. Шифман Л. А. К вопросу о тактильном восприятии пространственных форм. «Труды Гос. института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева», т. 13. Л., 1940.