Консультации для воспитателей

Бейбалаева Сабина Ражидиновна

Консультации для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей «Конструирование в детском саду»

   На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника.

     Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше.

   Таким образом, чтобы реализовать запрос общества, надо формировать интерес к конструктивно-модельной деятельности у детей дошкольного возраста. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности, формировать личностные качества.

     Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

     Что же такое «творчество», «детское творчество», «конструирование» и «детское конструирование»?

      Творчество - это человеческая деятельность высшего уровня познание и преобразование окружающей природы и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется сам человек- формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью.

   Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

     Конструирование (от лат.) - создание модели, построения, приведения в определенный порядок и взаимоотношений различных отдельных предметов, частей, элементов. Это продуктивный вид деятельности.

    Детское конструирование- это создание конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструктора.

Существуют три типа конструирования.

1. Техническое. Дети отображают реально существующие объекты, а также придумывание поделки по ассоциации с образами из сказок, моделируя их основные структурные и функциональные признаки (стены, крыша). Из строительного материала, крупногабаритных моделей и блоков, деталей конструктора. (Например, замок снежной королевы) .

2. Художественное. Дети создают образы, выражая свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом формой, фактурой (например, веселый клоун) из бумаги, из природного материала.

3. Компьютерное. Из бросового материала (в зависимости от поделки,  можно отнести к техническому, к художественному).

 Например, из коробок машину - реальную, из тряпок - куклу.)

Этапы конструирования:

1. Создание замысла;

2. Исполнение.

Источник замысла - это окружающая жизнь. Необходимо создавать условия для освоения окружающего: умение видеть взаимосвязи, характерные особенности предметов.

Формы организации обучения конструированию:

1. конструирование по образцу.

Дается образец постройки + показ способов их восприятия. На этом этапе дети узнают о свойствах строительного материала, овладевают техникой воспроизведения построек: 1) полное воспроизведение образца; 2) постройка объекта по рисунку; 3) восприятие образца с заменой отдельных деталей (по размеру, по цвету) .

2. Конструирование по модели.

В качестве образца дают модель, из каких деталей сделано не видно. Ребенку дают задачу, но не дают способы ее решения. У детей активизируется мыслительная функция, развивается аналитическое и образное мышление.

3. Конструирование по условиям.

Не давая детям образца, рисунка и способа ее возведения определяется лишь условие, которым постройка должна соответствовать. (Например, мост через реку определенной ширины)

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

Из деталей строительного материала воссоздают внешнюю и отдельную функциональную особенность реальных объектов. Нужно обучение: простые схемы, чертежи, образцы построек. Этот вид легче усваивается при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим заданием.

5. Конструирование по замыслу.

Больше возможности для развертывания творчества детей и самостоятельности. Этот вид дается после вышестоящих и требует определенного опыта.

6. Конструирование по теме.

Дети сами создают замысел, но они ограничены темой. Основная цель: закрепление знаний, умений переключаться на новую тему.

7. Каркасное конструирование.

В начале детей знакомят с простыми построению каркасом, как центральным звеном постройки (его частями, затем педагог демонстрирует его изменения, общий принцип строения каркаса, дети учатся добавлять дополнительные детали. Здесь формируется воображение, образное мышление.

 Каждая форма организации обучения конструированию развивает способности, формирует творчество.

Конструирование условно можно разделить на два вида

1.Объемное Первоначально используется объёмное конструирование так как ребёнку в раннем возрасте нужно не только видеть из чего он будет сооружать постройки, но обязательно потрогать те детали которыми будет пользоваться.

2.Плоскостное (в дальнейшем аппликация). Более сложный вид конструирования, требует зрительного навыка, знание формы и размера различия геометрических фигур

     1.Объёмное конструирование – игры со строительным материалом:

-«Построй дом для мишки и зайчика»

-«Построим башенку для принцессы»

-«Лесенка для белочки»

-«Найди такую же деталь»

-«Построй по образцу» и д. р.

В играх со строительным материалом ребёнок учитывает форму предмета, продолжает знакомиться с основными формами, учиться различать и называть некоторые.

     2.Плоскостное конструирование – это игры, которые упражняют детей в накладывании вырезанных фигур на изображённые, выкладывании изображения по образцу.

     К каждому такому упражнению существует приложение в виде карточек, сюжетных картинок, контурных схем.

    Выполняя такие задания дети  легко запоминают и различают геометрические фигуры.

     При обучении плоскостному конструированию ребёнок учится видеть в квадрате - куб, в треугольнике – призму, в круге – шар , развитие сенсорных эталонов.

      Плоскостное конструирование имеет сюжет, а значит определённый опыт о предметном окружении. Проводится по подгруппам в совместной деятельности.

      Развитие данного вида конструирования поможет в дальнейшем при работе с аппликацией.

  Ситуации представляют собой «одноактность и неповторимость всех жизненных положений , открывающихся переживанию и деятельности.

Принципы формирования ситуаций :

- доступность содержания ;

-возможности для его (содержания) варьирования ;

-соответствие задачам развития ребенка – дошкольника;

-соответствие содержанию деятельности , в которую включены дети и др.

Источники формирования ситуаций :

-факты окружающей жизни ;

-случаи из жизни детей ;

-художественная литература ;

-рассказы людей;

-средства массовой информации и др;

   Проблемная ситуация - близкая для ребенка жизненная задача ( проблема ), в разрешении которой он принимает мысленное или реальное участие.      Требуют от детей проявления различных интегративных качеств ( активности , самостоятельности , произвольности , эмоциональной отзывчивости и др.).

     Технология проблемной задачи сформирует интеллектуальные, творческие способности у детей, а так же повлияет на их самостоятельность, инициативу, упорство, организованность.

  Если вы решили использовать технологию проблемных задач в конструировании, то вам нужно знать, что она решается тремя методами: комбинированием, преобразованием, приписыванием. 

     Эти методы в совокупности с технологией проблемной задачи будут способствовать не только развитию творческих способностей детей, но и формировать такие качества личности, как: самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

    Так как проблемное обучение предполагает стимулирование самостоятельности детей и творчества в познании.

   Какие можно подобрать проблемные задачи по трем направлениям: комбинирование, преобразование, приписывание?

Комбинирование представляет собой подбор и соединение определенных черт предметов или элементов конструкции. При комбинировании используют такие формы конструирования как, конструирование по образцу: детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показываются способы их воспроизведения.

   Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества, но если предложить детям соединить определенные части разных построек, то этот важный обучающий этап обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. Например: нам нужно построить мост, но не простой, а для автомобилей и для поезда. Как это сделать?

   Конструирование по рисунку - опираясь на рисунок, дети создавали конструкции, подбирая материал самостоятельно. Конструирование по простейшим чертежам и схемам

    В методе преобразование, варианты основных конструкций дети создают сами, а затем преобразовывают ее, путем изменения образцов в высоту, длину и ширину, а так же заменяя одну деталь на другую. На каждом занятии после освоения основной конструкции детям можно предложить задачи типа «Построй такой же домик, но высокий», «Построй такую же машину, но длинную».

  При этом дети вынуждены выбирать один из имеющихся у них способов решения: расстраивание, надстраивание или пристраивание. При использовании этого метода предусматривается не только усложнение конструкций одного и того же объекта, но и усложнение практических действий, обеспечение активной поисковой деятельности детей.

    Здесь используется такая форма как: конструирование по условиям - задачи выражаются через условия и носят проблемный характер.     Задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку.

     Можно использовать игру «Перестрой ворота». Детям предлагается построить ворота любой формы и размера. Затем в машину сажают игрушку, которую можно и  сажать и ставить, и подъезжают к каждой постройке со словами: «Вы ворота отворите и машину пропустите!»

    Тем самым , побуждая детей перестраивать ворота, чтобы машина могла в них проехать (надстраивать в высоту; расширять, расставляя шире столбики; удлинять перекладины и т. д.).

  • Приписывание – это создание ребенком новых образов, приписывая предметам несвойственные им качества, наделяя их способностью к превращению в другой предмет. Особенностью этого метода конструирования состоит в том, чтобы увидеть в естественном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами. Особенно велико значение такого вида конструирования для развития фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребенка.

На этом этапе  используется:

- конструирование по теме - дети сами создают постройки по конкретной теме, выбирают способы их выполнения, материал. Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению задачи, но пределы ее ограничены темой. Например, после постройки теремка, детям предлагается дополнить свою конструкцию элементами украшения.

- конструирование по замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно. Во время занятий материала должно быть больше, чем требуется  для данной постройки, чтобы приучить детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Здесь можно использовать игру «Угадай, где я».

    Например, ребята строят  по замыслу, затем берут игрушку и начинают игру: петушок взлетает на крышу, прячется в домик, садится на заборчик, залезает под скамейку и спрашивает: «Где я?».

- конструирование по модели. Детям в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети воспроизводят из имеющегося у детей материала.

     Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы. Им предлагают определённую задачу, но не дают способа решения.

    Здесь можно использовать игровые задания типа строительства загородок, озер, клумб, стоянок для машин. Сооружение загородок с опорными моделями, но без показа способов конструирования (по четырем углам устанавливаются детали, затем дети сами застраивали расстояние между ними). Глядя на модель, ребенок домысливает, как бы дорисовывает ее, приписывая к одной и той же модели разные дополнительные детали.

- конструирование по чертежу. Если  дети испытывают трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел (деталей строительного материала), то сначала необходимо обучить детей построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам – схемам. Дети будут использовать изготовленный воспитателем плоский конструктор, для моделирования будущей постройки,  затем самостоятельно приписывать .

  Если педагог будет использовать все эти методы в системе, то дети научатся не только преобразовывать постройки в высоту, ширину, длину, но и творчески подходить к решению поставленной задачи.

     Ведь самоценным являлся не конечный продукт – постройка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализация в творческой работе, целенаправленность деятельности.      Также дети научатся выстраивать и использовать свои постройки в сюжетно-ролевой игре, пользоваться плоским конструктором, моделировать, а потом выстраивать конструкции по своим замыслам.

  Им станет интересно комбинировать свои постройки, пристраивать к конструкции различные детали, украшать постройку.

Задачи , которые будут решаться в процессе использования технологии проблемной задачи в конструктивно-модельной деятельности:

1. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания проблемных, творческих ситуаций в конструктивно-модельной деятельности.

2. Формировать умение изменять постройки способами надстраивания, расстраивания, пристраивания (в высоту, длину, ширину).

3. Самостоятельно решать проблемные ситуации, используя методы конструирования, такие как комбинирование, преобразование, приписывание в самостоятельной деятельности.

4. Развивать такие качества личности как: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. (умение анализировать, планировать, доводить дело до конца)

Список литературы:

1. Лиштван З. В. «Конструирование»

2. Гарловская, Топоркова «Обучение детей конструированию и ручному труду»

3. Куцакова Л. В. «Конструирование, ручной труд в детском саду»

4. Панаморева Л. А. «Детское творческое конструирование»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по коррекционно-речевому   развитию

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Одним  из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи.

       Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. 

Основными задачами коррекционно-развивающей работы в ДОУ являются:

- Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;

-Корректирование и предупреждение речевых нарушений во всех видах деятельности.

-Создание  пространственно-речевой среды  (организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка )

- Механизм взаимодействия между всеми  специалистами:

- Повышение профессионального уровня всех специалистов

-Осуществление тесного взаимодействия с родителями;

    В нашей группе,  одной из основных целей работы является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с ОВЗ. Наша работа проводится в тесной связи со всеми специалистами ДОУ. В группе организована предметно-пространственная  развивающая среда, которая соответствует всем требованиям, так как продуктивная работа по развитию речи дошкольников возможна только при её правильной организованности. Она создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует и всестороннему гармоничному развитию личности.

 Основной формой коррекционного обучения  является непрерывная образовательная деятельность, на которой систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: фронтальных ,подгрупповых ; индивидуальных занятий; занятий подвижными микрогруппами. 

Фронтальные и подгрупповые Нод позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. Здесь происходит коррекция речиразвитие речиформирование целостной картины мира, формирование элементарных математический представлений, физкультура, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыкальное – благодаря этим видам деятельности дети учатся общаться со сверстниками и со взрослым, совершенствуют разговорную речь, обогащают словарный запас, участвуют в коллективной деятельности, учатся воспринимать чужую речь, а так же идет работа над  дыханием, развитием слухового и зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха и восприятия, речевого слуха и слухоречевой памяти, овладением навыками звукового и слогового анализа и синтеза. На занятиях идет работа по закреплению правильного произношения поставленных звуков, отрабатываются пройденные ранее грамматические категории с предъявлением требования их правильного фонетического оформления, идет работа по закреплению словообразования. 

Тематический подход . Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером. Обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в НОД обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

В фронтальных занятиях мы  учитываем следующие  требования:

1. Должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3.  Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо  приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7.  Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.(в зависимости от периодов) 

.Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводится  в течение каждого дня.  – направлена на изучение с  детьми тех разделов программы, при усвоении которых эти дети испытывают трудности. Прежде всего, эта работа по автоматизации и дифференциации звуков.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, к более быстрому проговариванию. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов , к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

Ещё одной из форм работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Мы организовываем образовательную ситуацию в любое время в режиме дня.    Ситуация общения - это  или специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании коммуникативных умений и навыков. (беседы,различные виды игр,  артикуляционная и пальчиковая гимнастики, театрализованные постановки , создание игровой обучающей ситуации и обучение игровому (диалогическому) общению.Так же сюда относятся игры-викторины («Знатоки природы»«Кто лучше знает свой город»«В гостях у сказки» и т. д., направленные на упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, составлении рассказов, развитие и использование средств языковой выразительности. подвижные, дидактических игр дети вступают в контакт со сверстниками, что является мотивом к коммуникативной деятельности, приобщаются к выполнению основных правил ведения диалога.

В режимных моментах – утренняя гимнастика, прием детей, кормление, гимнастика после сна и т. д. – позволяют развивать общую и тонкую моторику, координацию движений, координацию речи с движением, подражательность и творческие способности, раскрывать эмоциональное отношение ребенка к значению слова;

- прогулка, которая включает в себя наблюдение в природе, подвижные игры и игры - упражнения, труд в природе – все это позволяет обогащать, уточнять и активизировать лексический запас воспитанников, выполняя речевые и практические задания, а так же формирует коммуникативную компетентность детей.

Коррекционно-речевая работа  осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи,    Словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.

Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения, мы активно применяем его в группе. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования:

-   Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

-  Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине.  Замещение основывается на каком - либо различие между предметами, их признаками.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Метод проектов.  Так же широко используем его в группе .Проекты у нас есть длительные (экспериментальная деятельность, так и краткосрочные( по темам и к праздникам «Защитники Отечества», «Моя семья», «Герои войны», «Хлеб-наше богатство»). Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. Проекты развивают эмоциональную сферу и музыкально-эстетические чувства дошкольников с речевыми нарушениями. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, музыкально-эстетических способностей.

Логосказки  способствуют развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), раскрепощение.                                                                           

Выделяют несколько видов логосказок:                                            

 

  • Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
  • Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
  • Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
  • Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
  • Сказки, способствующие формированию связной речи.
  • Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров.

Так же мы используем  такие нетрадиционные методы, как

  • Самомассаж, растирания подушечек пальцев,   ладонных поверхностей , ,шишками,и др. природным материалом
  • Музыкотерапия (релаксация)
  •  Театрализация
  • Сказкотерапия
  • Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка
  • Крупотерапия – игры с крупой (бассейн)
  • Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.

Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами — включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они: развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, способствуют расширению словарного запаса чтения, снимают мышечную напряженность.

  Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

    Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя, реализующего НРК,  медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

  Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления  коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

   Формы работы с родителями по речевому развитию детей
В формировании речи дошкольника большую роль играет его окружение: родители и педагоги. От того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют его речевому развитию, во многом зависит успех дошкольника в усвоении родного языка Овладение речью успешнее идет тогда, когда с ребенком занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье     В работе с родителями мы  используем различные формы работы. 
Коллективные формы работы по речевому развитию дошкольников с семьей:
- родительские собрания (На собраниях родителей знакомят с задачами работы по развитию речи на текущий учебный год, рассказывают, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, знакомят с ошибками в речи детей.); 
- анкетирование (В ходе анкетирования можно выявить, в каких условиях живет ребенок, каков уровень компетентности родителей в обучении и воспитании детей. );
- консультация (Это могут быть консультации по запросам родителей, консультации по итогам диагностики и т.д. Консультации должны быть четкими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал.);- выставка пособий, дидактических игр; 
- библиотека для родителей (В такой библиотеке могут быть не только книги, но и пособия, игры, картотеки и т.д. ); 
- просветительская работа (Это могут быть консультации, папки - передвижки, стенд, газета и т.д. Можно использовать такие рубрики, как «Тема недели», «Советы для родителей», «Повторите с ребенком дома».);
- проектная деятельность (Она предполагает активное сотрудничество всех участников образовательного процесса и обеспечивает интегрированный подход в обучении и воспитании детей. Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. )- семинар – практикум, тренинг (На семинарах-практикумах показываются в действии нужные приемы и методы взаимодействия родителей с детьми, которые затем анализируются и обсуждаются.);
- беседа;
- открытое занятие с показом деятельности педагога с детьми по развитию речи (Родители могут увидеть достижения собственных детей, а также работу воспитателя и логопеда, получить теоретические и практические знания в области работы.); 
- игротека с родителями (Её цель — демонстрация полученных детьми умений и навыков на игровом материале. Родители принимают активное участие в игре с детьми.);-
- совместные мероприятия с родителями: театрализованные праздники, досуги, развлечения, конкурсы, викторины
- презентации, видеоуроки, практикумы, подготовленные педагогами и представленные в электронном виде. 

 



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам

по социально – коммуникативному развитию

 

1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

  • обращайтесь по имени;
  • занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
  • используйте тактильное прикосновение (однако помните, что, когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.

Проанализируйте свое поведение.

  • Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
  • Не возникает ли желание его перебить?
  • Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
  • Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью.

Помните, что она - отражение вашей личности.

Проанализируйте собственную речь:

  • исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
  • обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
  • постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:

  • как часто вы улыбаетесь детям;
  • способны ли вы смеяться вместе с детьми;
  • как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

7. Учитесь видеть себя со стороны:

  • чаще анализируйте собственную деятельность;
  • стремитесь ставить себя на место ребенка;
  • развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение.

 Для убеждения вам необходимо:

  • быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
  • ясно и понятно излагать доводы детям;
  • проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

  • требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
  • наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
  • оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
  • возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
  • предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
  • вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:

  • предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
  • ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
  • выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
  • разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").