2.7. Подготовка к ВПР

Бабушкина Валентина Алексеевна

Методические рекомендации. Тренировочные задания. Теоретический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ВПР. 5 класс

ЗАДАНИЕ № 2.1

Фонетика. Фонетический разбор

Звуки

Гласные

Согласные

Ударные

Безударные

глухие или звонкие

мягкиеили твердые

10 букв:    а   о   у   ы   э

                  я   ё   ю   и   е

Всегдазвонкие: [Р], [Л], [М], [Н], [Й]

6 звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И]

Всегдаглухие: [Ц], [Ч], [Щ], [Х]

Буквые,ё,ю,яобозначаютдвазвука:

Всегдамягкие: [Й,], [Ч,], [Щ,]

1) вначалеслова:   яма [Й , А]

2) послегласной:   маяк [Й , А]

3) послеьиъ:   вьюга , У]

В остальных случаях эти буквы смягчают предшествующий согласный:  

мяч , А Ч,]

Внимание:

1) Буквы Ь и Ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые «непроизносимые» согласные: солнце, местность

2) В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые не имеют буквенного обозначения: бульон, соловьи

Соловьи [САЛАВЙ , И],

Всегдатвердые: [Ц], [Ж], [Ш]

ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА:

РЕКА – 2 слога

Р [р,] - согласный, звонкий, мягкий, непарный;

Е [и] – гласный, безударный;

К [к]– согласный, глухой, твердый, парный;

А [а] - гласный, ударный

4 б., 4 зв.

Пример:

наряд(1)

н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый

а – [а] – гласный, безударный

р – [р’] – согласный, звонкий, мягкий

я – [а́] – гласный, ударный

д – [т] – согласный, глухой, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога

ЗАДАНИЕ № 2.2

Морфемный разбор

Чтобы выполнить морфемный разбор слова, надо:

  1. определить, какой частью  речи является слово;
  2. графически обозначить его основу и окончание (если это изменяемое слово); устно указать значение окончания;
  3. устно подобрать однокоренные слова, выделить корень;
  4. выделить приставки и суффиксы (если они есть), устно определить их значение.

Советы

Ищите  заданное слово надо не по всему тексту, а в указанном предложении.

Выписывайте найденное слово в той форме, в которой оно дано в предложении.

Пример:

безветренный(2) / безветренный / безветренный

без- – приставка

-ветр- – корень

-енн- – суффикс

-ый – окончание

ЗАДАНИЕ № 2.3

Морфологический разбор

Схема морфологического разбора имени существительного

I. Часть речи

II. Начальная форма (И.п.,ед.ч.) пост. признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, непост. признаки: число, падеж.

III. Член предложения

Пример:

В саду поспели груши.

I.  В саду – сущ., обозначает предмет

II.  Н.ф. – сад, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед. ч., П.п.,

III.  В предложении является обстоятельством.

Схема морфологического разбора имени прилагательного

I. Часть речи, общее грамматическое значение.

II. Н.ф. (форма м. р. ед. ч. в И. п.). Пост. признаки:  полная или краткая форм, непост. признаки: род (в ед.ч.), падеж, число.

III.Синтаксическая роль прилагательного (каким членом предложения является прилагательное).

Пример:

 (в) большие(3) (стаи)

I.   (в) большие (стаи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в стаи

(какие?) большие;

II. Н. ф. – большой; в полной форме, во мн. числе, в В. п.

III. В  предложении является определением

ЗАДАНИЕ №2.4

Синтаксический разбор

Чтобы выполнить синтаксический разбор, надо:

  1. охарактеризовать предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
  2. подчеркнуть грамматическую основу и указать средства её выражения;
  3. охарактеризовать строение предложения (простое, односоставное или двусоставное);
  4. определить, распространенное или нет, подчеркнув второстепенные члены предложения и указав средства их выражения;
  5. отметить, есть ли в предложении однородные члены, обращение.

Например:

Онибыстровянут, теряютяркийзелёныйцвет.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Грамматическая основа: они (подлежащее), вянут, теряют (однородные сказуемые).

Второстепенные члены предложения: (вянут) быстро – обстоятельство; (цвет) яркий –

определение; (цвет) зелёный – определение.

Виды простых предложений

План разбора

содержание

пояснение

примеры

1. по цели высказывания

Повествовательное

содержит сообщение

Сегодня весь день идёт дождь.

Вопросительное

содержит вопрос

Ты поёдешь гулять?

Побудительное

побуждает к действию (предлагает, просит, требует)

Собирайся и иди в школу. Подойди, пожалуйста, ко мне.

2. по интонации  (= по эмоциональной окраске)

Восклицательные

Интонация к концу предложения повышается

Как хороши, как свежи были розы!

Невосклицательные

Интонация к концу предложения понижается

Как хороши, как свежи были розы.

3. указать, что предложение простое, если ОДНА грамматическая основа

4. по наличию главных членов

Двусоставные

есть оба главных члена    

Только серые воронырасшумелись на снегу.

Односоставные

только один из главных членов: (подлежащее или сказуемое)

Еду.   Тихо.  Люблю грозу в начале мая.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Темная ночь.

5. по наличию второстепенных членов

Распространенные

есть хотя бы один второстепенный член предложения.  

Наступилахолоднаяосень.

Нераспространенные

нет второстепенных членов

Осеньнаступила. Высохлицветы.

6. по наличию однородных членов предложения, вводных слов  или обращения

Осложнено

Однородными членами или обращением

Как хороши, как свежи были розы! (осложнено однородными сказуемыми)   Спой, светик, не стыдись. (осложнено обращением)

Не осложнено

Нет однородных членов или обращения

Люблю грозу в начале мая. (не осложнено)

ЗАДАНИЕ №3

Ударение

ЗАПОМНИ:

бОроду, бОроды,  

борОд, бородАм,

вОвремя,

ворОта,

дефИс,                      

дешевИзна,

диспансЕр,

добелА,

довезЁнный,

дОверху,

донЕльзя,

дОнизу,

досУг,

дОсуха,

доЯр,

завИдно,

зАгнутый,

зАгодя,

закУпорить,

зАсветло,

зАтемно,

звонИт,

защемИть,

защемИт,

жалюзИ,

исчЕрпать,

избалОванный,

каталОг,

каучУк,

квартАл,

киломЕтр,

киоскЁр,

красИвее,

кремЕнь, кремнЯ,

мастерскИ,

мозаИчный,

молЯщий,

надОлго,

ненадОлго,

новостЕй,

нОвости,

новорождЁнный,

нОгтя,

оптОвый,

Отрок,

Отрочество,

откУпорить,

пОчестей,

пЕтля,

свЁкла,

сирОты,

срЕдства,

сОгнутый,

сорИт,

стАтуя,

столЯр,

тамОжня,

танцОвщица,

тОтчас,

фенОмен,

цепОчка,

чЕлюстей,

чЕрпать,

шассИ,

школЯр,

щавЕль,

щемИть,

щемИт,

экспЕрт

ЗАДАНИЕ №4. Части речи

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

СЛУЖЕБНЫЕ

ИЗМЕНЯЕМЫЕ

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ

НАРЕЧИЕ

СКЛОНЯЕМЫЕ

СПРЯГАЕМЫЕ

ПРЕДЛОГ

СОЮЗ

ЧАСТИЦА

В, НА, ПОД, НАД, ИЗ, К, С  и др.

И, А, НО, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=НО), ДА (+=И) и др.

НЕ, ВСЁ-ТАКИ, БЫ, ТОЛЬКО, ЛИШЬ  и др.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

ГЛАГОЛ

Части речи

Вопросы

Грамматическое значение

Примеры  

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное

Кто? Что?

предметность

Парта, лес, море, красота

Имя прилагательное

Какой? Чей?

Признак предмета

Красивый, умный

Имя числительное

Сколько? Какой по счёту?

Количество или порядок при счёте

Два, двести,

пятый

Местоимение

Кто? Что? Сколько? Который?

Указывает на предмет, признак, но не называет его

Я, мы, каждый, иной, некто, тот, ваш

Наречие

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем?

и Как?

Признак действия. Признак признака

Влево, завтра, никогда, тут

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Части речи

Служат для

Примеры

союз

связи однородных членов и частей сложного предложения

Пришёл  И увидел

предлог

связи слов в словосочетании

Пошёл В школу

частица

передачи  дополнительных значений значения

НЕ пришёл

ТОЛЬКО ты

ЗАДАНИЕ № 5

Предложения с прямой речью

1. Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы.

2. Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие:

                          А: «П».       А: «П?»         А: «П!»

3.После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются с маленькой буквы. В конце прямой речи пе

ред словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак:

                        «П», – а.       «П?» – а.     «П!» – а.   

  1. Слова речи, мысли: говорить, сказать, спросить, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, обратиться, писать, учить, завещать, объяснить, возразить, прошептать, предложить и т.п.

Например:

М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник».    А: «П».

«Хорошая книга – просто праздник», - писал М.Горький.   «П», – а.

Вера Васильевна спросила: «Какие книги вы любите?»    А: «П?»

«Какие книги вы любите?» - спросила Вера Васильевна.    «П?» – а.

«Не трогай его!» - закричал Дубровский.       «П!» – а.

ЗАДАНИЕ № 6

Предложения с обращением

Схемы

предложений

Примеры

 …,О,…?

 О

Что, царевич, ты не весел? (А.С.Пушкин)

…,О?

 О

Где ты был, Сережа?

О,…!

О

Девицы красные, спойте мне песенку!

О!…!

     О

Друзья! Прекрасен наш союз! (А.С.Пушкин)

ЗАДАНИЕ № 7

Сложное предложение

СОЮЗНОЕ                                                БЕССОЮЗНОЕ

            Сложносочиненное        Сложноподчиненное

Предложения равноправны        одно предложение подчиняется другому,

                                                   т.е. одно - придаточное, другое – главное

                                     соединены

сочинительными союзами   подчинительными союзами         интонацией исмыслу

        

и,но, а, да, или, то…то,   когда, потому что, что, если, хотя, будто,

ни… ни, либо…либо и др.                чтобы, так что, несмотря на то что и др.

                                         + союзными словами:

который, чей, какой, где, куда, откуда и др.

Советы «Как правильно поставить запятую в сложном предложении»

  1. Прежде всего убедитесь, что предложение действительно сложное;
  2. для этого в каждой части найдите грамматическую основу;
  3. затем определите границу между частями сложного предложения – на этой границе и следует поставить запятую.

ЗАДАНИЕ № 8

Определение основной мысли

Тема (О ЧЁМ?)

Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?)

Проблема

(ПОЧЕМУ?)

То, о чём говорится в тексте

Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?),  и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя

Вопрос, о котором рассуждает автор

Спасение бездомного щенка

Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность.

Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему?

Чтобы определить основную мысль текста, надо:

  1. внимательно прочитать текст;
  2. решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль  хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?)
  3. найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;
  4. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.

Советы

  1. Грамотно сформулируйте основную мысль;
  2. проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении;
  3. не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;
  4. постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;
  5. возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:

- автор подводит читателя к мысли о том, что…

-  автор убеждает нас в том, что…

- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».

ЗАДАНИЕ № 9

Работа с текстом

Советы

  1. Прежде чем ответить на поставленный вопрос, перечитайте еще раз исходный текст;
  2. при чтении постарайтесь найти ответ на предложенный вам вопрос;
  3. сначала сформулируйте ответ устно;
  4. при оформлении ответа можно использовать цитирование, то есть включить  предложение, в котором содержится утверждение на поставленный вопрос, в свою запись.

Например:

Исходное задание:

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местомкормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.

Варианты ответов

По мнению писателя, «лежащий под дубом целый курганразбитых сосновых шишек» свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов.

или

Ответ на вопрос «Какой факт свидетельствует о том, что «кузница» служила местом

кормёжки не одному десятку поколений дятлов?» содержится в предложении 12.

или

Автор пишет, что «кузница служила местом кормёжки» дятлам, о чём свидетельствует «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек».

ЗАДАНИЕ № 10

Типы речи

повествование

Что делает предмет?

Что и как произошло?

Рассказ о событиях, действиях, происшествиях

1. Завязка

2. Развитие действия

3. Кульминация (наивысшая точка)

4. Развязка

Этомир в движении (один кадр сменяет другой)

1. Ведущая часть речи – глагол, обозначающий динамику, особенно в форме прошедшего времени (например, увидел, приехал, разработал).

2. Последовательность событий.

3. Частотны наречия места и времени (например, там, здесь, оттуда,  завтра, вчера, скоро)

описание

Какой предмет?

Изображение (описание) какого-либо явления действительности: портрета, пейзажа,

животного,

картины,

интерьера

Перечисление общего и частных признаков,

Впечатление о ком-либо или о чём-либо, возможен вывод.

1) общее представление описываемого;

2) описание деталей, частей;

3) отношение к описываемому.

Этомир в покое

(одна фотография)

1. Ведущая часть речи – существительное и прилагательное.

2. Глагол статичен.

3. Предложения простые.

рассуждение

Почему так, а не иначе?

Что из этого следует?

Как быть?

Размышление о том, почему произошло что-либо, почему человек поступает именно так, почему автор пишет именно  об этом

1. Тезис (мысль, которую надо доказать).

2. Аргументы (доказательства).

3. Вывод

Это мысли о мире, а не сам мир, поэтому нельзя сфотографировать

1. Частотны вводные слова (например, во-первых, во-вторых, итак,например, следовательно), составные союзы (например, для того чтобы, вследствие того что, потому что)

2. Богатый синтаксис (сложные предложения, вводные конструкции, обособленные обороты)

Алгоритм определения типа речи

Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:

  1. автор ставит перед собой задачу статистически изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ? Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины);
  2. Автор ставит перед собой задачу динамически отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ. Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей);
  3. Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит? Рассуждение: даны размышления персонажа)

ЗАДАНИЕ № 11

Толкование лексического значения слова

  1. Объяснение должно быть коротким, но чётким.
  2. Стройте свой ответ по схеме «Москва – это столица нашей Родины».
  3. Ответ должен быть оформлен в виде законченного предложения.
  4. Прочитайте  примерные ответы:

«Яблоко – это фрукт шаровидной формы зелёного, жёлтого или красного цвета, который растёт на дереве во многих странах мира»,

«Изумрудный (цвет) – это оттенок зеленого, тёмного его спектра»,

«Жадный - стремящийся к наживе, скупой»,

«Любить –эточувствовать глубокую привязанность к кому-, чему-либо, быть преданным кому-, чему-либо.

  1. Обратите внимание на  части речи: если даёте толкование имени существительному, то записанное вами лексическое значение тоже должно начинаться с имени существительного, если глагол – с глагола, имя прилагательное – с имени прилагательного.

Советы «Как объяснить значение слова»

Существует несколько способов, которые помогают объяснить значение слова (дать его толкование). Для этого можно

  1. нарисовать то, что обозначается словом;
  2. подобрать близкое по значению слово (синоним);
  3. рассказать о слове так, чтобы в рассказе само это слово не встретилось;
  4. при подготовке обращаться к словарям (В.И.Даль. «Словарь живого великорусского языка»; Д.Н.Ушаков. «Большой толковый словарь современного русского языка»; С.И.Ожегов. «Словарь русского языка»).

ЗАДАНИЕ № 12

Синонимы и антонимы

Синонимы – это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Например: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.

Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»



Предварительный просмотр:

Справочник по подготовке к всероссийской проверочной работе по русскому языку в 6 классе.

Задание 2.Морфемный и словообразовательный  разборы

Способ образования

 примеры

приставочный

говорить - договорить

Суффиксальный

смелый - смелость

приставочно–суффиксальный

школа - пришкольный

Бессуффиксальный

кричать- крик

Сложение

- слов

- основ

-букв

- звуков

кресло – кровать

паровоз

ВГУ (Воронежский государственный университет)

СОШ №1

переход одной части речи в другую

столовая (прилагательное)- столовая (существительное);

нищий(прилагательное) – нищий (существительное)

Задание 2. Морфологический разбор слова

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос (обозначает предмет)

2. Морфологические признаки: Начальная форма (И.п., ед.ч.). Постоянные морфологические признаки: а) собственное или нарицательное; б) одушевлённое или неодушевлённое; в) род; г) склонение; д) число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа). Непостоянные морфологические признаки: а) падеж, б) число (если слово изменяется по числам);

3. Синтаксическая роль.

На печальные поляны льёт печально свет она.

1. Поляны -сущ., т.к. обозначает предмет. Льёт (на что?) на поляны.

2.  Н.Ф. – поляна. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл.; непост.: вин.п., мн.ч.

III. Льет (куда?) на поляны.

ПОДСКАЗКИ

СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1 склонение

2 склонение

3 склонение

ж.р. или м.р.

окончание А, Я

ср.р.  с окончанием  О, Е

м.р. с  нулевым окончанием

ж.р.

нулевое окончание

партА, крышА, дядЯ

меч, дом, небО, полЕ

речь, дочь, мать

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос  (обозначает признак предмета).

2. Морфологические признаки. Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж).  Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное). Непостоянные морфологические признаки: 1)только для качественных прилагательных: а) степень сравнения (сравнительная, превосходная); б) полная или краткая форма; 2) число, род (в единственном числе), падеж.

3. Синтаксическая роль.

Чиста небесная лазурь.

1.Небесная (лазурь) – прил., т.к. обозначает признак предмета. Лазурь (какая?) небесная.

2. Н.Ф. – небесный. Пост.- относит.; непост. - им.п., ед.ч., ж.р.

III. Лазурь (какая?) небесная.

ПОДСКАЗКА

Разряды прилагательных

                                                          ЧЕЙ?                     КАКОЙ?

                            притяжательное                   качественное                относительное

                                      есть степень  сравнения                       нет степени сравнение

                              есть краткая форма                                  нет краткой формы

                         употребляется с наречием очень             не употребляется

НАПРИМЕР: Красивый (красив, красивее) – качественное

                        Лисий (ЧЕЙ?) – притяжательное

                        Деревянный (сделанный из дерева) - относительное

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ГЛАГОЛА

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный, несовершенный); возвратность (невозвратный, возвратный); переходность (переходный, непереходный); спряжение. Непостоянные морфологические признаки: наклонение; время (в изъявительном наклонении); число; лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); род (в единственном числе прошедшего времени и условного наклонения).

3. Синтаксическая роль.

Ты любишь родной дом, родную землю...

1. Любишь – глагол, т.к. обозначает действие; отвечает на вопрос Ты (что делаешь?) любишь.

  1. 2. Н.ф.– любить. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: несов. вид; невозв.; перех.; II спр. Непостоянные морфологические признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения; наст. времени; ед. числа; 2-го лица.
  2. 3. Ты  (что делаешь?) люблю (ПГС)

ПОДСКАЗКИ

ВИД

ВОЗВРАТНОСТЬ

Совершенный

(что Сделать?

Несовершенный (что делать?)

Возвратный

(есть СЯ, СЬ)

Невозвратный

(нет СЯ, СЬ)

Написать,

решить

Рисовать,

читать

улыбатьСЯ,

умываюСЬ

Жить,

любить

НАКЛОНЕНИЕ  ГЛАГОЛОВ

Изъявительное

Условное

(= сослагательное)

Повелительное

Указывает на реальность глагольного действия в прошлом, настоящем или будущем:

течёт, тёк, будет течь.

Действие выполняется при условии:

сделал  бы

Приказ, просьба, совет:

работай,пойдёмте, иди,

пусть идёт

Переходность глагола

Переходный

Непереходный

Глагол сочетается с существительным  или

Местоимением в винительном падеже без предлога: написал письмо, построил дом.

Остальные глаголы

Глагол сочетается с существительным в родительном падеже, если:

  1. Указывает на часть  предмета (выпил воды);
  2. Есть отрицание (не пил воды)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Н.Ф. (именительный падеж, если есть род и число, то единственное число, мужской род). Морфологические признаки:Постоянные морфологические признаки: разряд по строению (простое, составное, сложное), разряд по значению (количественное (собирательное, целое, дробное), порядковое. Непостоянные морфологические признаки: падеж; число, род (если они есть).

3. Роль в предложении (каким членом предложения является числительное в данном предложении).

Рассыпался горох на семьдесят семь дорог.

1. (На)семьдесят(дорог) - имя числительное; т.к. обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько?

2. Н. ф. – семьдесят. Постоянные признаки: сложное; количественное. Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.

3. Рассыпался (куда?) на семьдесят дорог

Мой брат пошёл в первый класс.

1. (в) первый  (класс) - имя числительное; обозначает порядок предметов при счёте, в класс (который?) первый

2. Н. ф. – первый. Постоянные признаки: простое; порядковое. Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, винительного падежа.

3. В класс (который?) первый

ПОДСКАЗКА

- Имя числительное - (какой? сколько?)

- Простое (один, пятьдесят); составное (сто сорок три, девятьсот пять)

- Количественное (сколько)- делится на целое(два, десять); дробное(две третьих, пять десятых); собирательное (двое малышей, семеро суток).

- Порядковое (какой? какая? какое? какие?)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  МЕСТОИМЕНИЯ

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма и морфологические признаки: Постоянные (П.п.): разряд (у всех),

лицо (только у личных), число (только у личных),  род (только у личных в 3 лице). Непостоянные (Н.п.): употреблено в форме .... падежа, ...число (кроме личных).

3. Синтаксическая роль местоимения.

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл.

1. Никто – мест, т.к. указывает на лицо, но не называет его.  Не называл (кто?) никто

2. Н.ф. – (кто?) никто. Пост. признаки: отрицательное. Непост. признаки:  – в И.п.

3. Не называл (кто?) никто

Все, даже ребята, называли её просто Лёлей.

1. Её – мест., т.к. указывает на лицо, но не называет его. Называли (кого?) её

2. Н.ф. – (кто?) она. П.п. – личное, 3 лицо, ж.р., ед. ч. Н.п. – в Р.п.

3. Называли (кого?) её

"Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора

1. Мы – мест, т.к. указывает на лицо, но не называет его. Покажем (кто?) мы

2. Н.ф. – (кто?) мы. П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч. Н.п. – в И.п.

3. Покажем (кто?) мы

Все, даже ребята, называли её просто Лёлей. 

1. Все – мест., т.к. указывает на предмет, но не называет его. Называли (кто?) все.

2. Н.ф. – (какой?) весь. П.п. – определительное. Н.п. – в И.п., во мн.ч.

3. Называли (кто?) все

"Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора

1. Наша – мест., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его. Лёля (чья?) наша

2. Н.ф. – (чей?) наш. П.п. – притяжательное. Н.п. – в И.п., в ед.ч., в ж.р.

3. Лёля (чья?) наша

ПОДСКАЗКА

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ

1.Личные:   Я-мы, ты-вы, он, она, оно – они.

2. Возвратное:себя (нет И. п.)

3. Определительные:   сам, самый, иной, другой, каждый, весь, всякий, любой, всяческий, всяк.

4. Указательные: тот, этот, такой, таков, столько, сей, оный, экий, эдакий.

5. Отрицательные:   никто, ничто, нисколько, никакой, ничей, нечего, некого.

6. Неопределённые:некто (только И.п.), нечто (только И., В.п.), несколько, кое-кто, кто-то, что-либо, сколько-нибудь  и т.д.

7.  Притяжательные: (Отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? Чьи?)

наш, ваш, мой, твой, свой.

Обратите  внимание:

Личные

    Кого?

    Чего?

    Что?

       ЕЁ

       ЕГО

       ИХ

Притяжательные

Чей?

         Чьё?

         Чья?

         Чьи?

Дополнениеопределение

Сравни:увидел ЕГО (чьи?) глаза (определение         притяжательное);

увидел (кого?) ЕГО(дополнение        личное)

8      вопросительные (в вопросительных предложениях

9     относительные (в качестве союзных слов в сложноподчиненных

         предложениях):   кто, что, какой, чей, который, сколько

Сравни:   Кто пришёл? (вопрос.)        [Я знаю], (кто пришёл) (относ.)

Задание 2. Синтаксический разбор предложения.

План синтаксического разбора простого предложения.

  1. Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
  2. Вид предложения по интонации: восклицательное, невосклицательное.
  3. Вид предложения по количеству грамматических основ: простое (одна грамматическая основа), сложное (две и более грамматические основы). Подчеркнуть главные члены предложения, указать часть речи.
  4. Вид предложения по количеству главных членов: односоставное (один главный член – подлежащее или сказуемое), двусоставное (два главных члена: подлежащее и сказуемое)
  5. Вид предложения по   наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое. Подчеркнуть второстепенные члены, над каждым словом указать часть речи.
  6. Предложение осложнено или нет (однородными членами, обращением).

Подсказка«Виды простых предложений»

План разбора

содержание

пояснение

примеры

1. по цели высказывания

Повествовательное

содержит сообщение, повествование.

Сегодня весь день идёт дождь.

Вопросительное

содержит вопрос

Ты поёдешь гулять?

Побудительное

побуждает к действию (предлагает, просит, требует, приказывает)

Собирайся и иди в школу. Подойди, пожалуйста, ко мне.

2. по интонации  (= по эмоциональной окраске)

Восклицательные

Интонация к концу предложения повышается

Как хороши, как свежи были розы!

Невосклицательные

Интонация к концу предложения понижается

Как хороши, как свежи были розы.

3. указать, что предложение простое, если ОДНА грамматическая основа

4. по наличию главных членов

Двусоставные

есть оба главных члена    

Только серые воронырасшумелись на снегу.

Односоставные

только один из главных членов: (подлежащее или сказуемое)

Еду.   Тихо.  Люблю грозу в начале мая.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Темная ночь.

5. по наличию второстепенных членов

Распространенные

есть второстепенный член предложения.  

Наступилахолоднаяосень.

Нераспространенные

нет второстепенных членов

Осеньнаступила. Высохлицветы.

6. по наличию однородных членов предложения, вводных слов  или обращения

Осложнено

Однородными членами или обращением

Как хороши, как свежи были розы! (осложнено однородными сказуемыми)   Спой, светик, не стыдись. (осложнено обращением)

Не осложнено

Нет однородных членов или обращения

Люблю грозу в начале мая. (не осложнено)

ПОДСКАЗКА

определение

дополнение

обстоятельство

вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?

вопросы косвенных падежей

КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ?  о КОМ? о ЧЁМ?

вопросы ГДЕ? КОГДА?

КУДА?

ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК? и др.

1) именем прил-ым

2) порядковым числ-ым

1) именем сущ-ым

в косвенном падеже

2) мест-ем в косвенном падеже

1) именем сущ-ым в косвенном падеже

2) наречием

Красивый человек подошёл к нам. Мы учимся в пятом классе.

Я читаю книгу.

Меня нет дома

Мы пошли в школу. (Пошли КУДА?)

Налево виднелся лес.

Например: Онибыстровянут, теряютяркийзелёныйцвет.(4) (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

Задание 3. Фонетический анализ слова.

Звуки

Гласные

Согласные

Ударные

Безударные

глухие или звонкие

мягкиеили твердые

10 букв:    а   о   у   ы   э

                  я   ё   ю   и   е

Всегдазвонкие: [Р], [Л], [М], [Н], [Й,]

Всегдаглухие: [Ц], [Ч], [Щ], [Х]

Всегдамягкие:[Й,], [Ч,], [Щ,]

Всегдатвердые: [Ц], [Ж], [Ш]

6 звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И]

Буквые,ё,ю,яобозначают

двазвука:

1) вначалеслова:   яма [Й, А]

2) послегласной:   маяк [Й, А]

3) послеьиъ:   вьюга , У]

В остальных случаях эти буквы смягчают предшествующий согласный:  

мяч , А Ч,]

Внимание:

1) Буквы Ь и Ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые «непроизносимые» согласные: солнце, местность

2) В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые не имеют буквенного обозначения: бульон, соловьи

Соловьи [САЛАВ ,Й, И]

ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА:

РЕКА – 2 слога

Р [р,,] - согласный, звонкий, мягкий, непарный;

Е [и] – гласный, безударный;

К [к]– согласный, глухой, твердый, парный;

А [а] - гласный, ударный

4 б., 4 зв.

ЗАДАНИЕ 4Орфоэпия (ударение):

СЛОВНИК

А:агЕнт, алфавИт,алфавИтный,арбУз;

Б:бАнты, балОванный, баловАтъ, балУясь, балУешь, бензопровОд, бетОн, бралА, бурьЯна,бЫло;

В:водопровОд, ворОта, (над) ворОтами, включИть, взялА, ВключАт, включИт,врученА,  вручИт, вручИт;

Г:ГазопровОд,

Д:давнИшний, о деньгАх, (нет) дЕнег, деньгАм, диспансЕр, дремОтадобЫча, дОверху, договОр, договОры, докумЕнт, досУг

Е: еретИк

Ж:жалюзИ, жилА (в доме)

З:завИдно, закУпорить, зАговор, занялАсь, заржАлазвонИт, звонЯт,злОба

И:изобретЕние, Изредка, инструмЕнт

К:каталОг,  каучУк, квартАл, киломЕтр, клАла,комбАйнер, копИровать, крАла, крАны, красИвее, красИвейший, кремЕнь, (тонкие) кружевА, нет кружЕв, кУхонный, кУхонная.

Л:лЕкторов, ломОть

М:малЯр, мозаИчный, монолОг

Н:намЕрение, начАть, нАчал, (она) началА, нАчали, некролОг, нефтепровОд,

О:облегчИть, освЕдомиться, оптОвый

П:партЕр, платО, повторИт, позвонИм, позвонИшь, положИла, позвонИт, пОнял, понялА, премировАть, прИбыл,прибылА

Р:ремЕнь

С:сантимЕтр, сантимЕтры, свЁкла, сирОты, слАла, слАвовый, слАчай, снялА,создалА,срЕдствами, столЯр

Т:тОтчас, тОрты, тУфля,

У:удОбнее,  украИнский, углубИть,

Х:хозЯева

Ц:цемЕнт

Ч:чЕрпать

Ш:штукатУр, шкафЫ, шАрфы

Щ:щавЕль

Э:экспЕрт,

Я:языковОй (факт), языкОвая (колбаса), языковОе (явление)

Задание 5.Определение части речи

C:\Users\Юля\Desktop\slide-3.jpg

Служебные части речи

Служебные части речи – это слова, которые служат для связи слов и частей предложений, выражают зависимость одних слов от других. Они не имеют форм и не являются членами предложения.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы:

  1. Предлоги – это слова, выражающие зависимость существительных, прилагательных или местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях. Примеры предлогов:из, в, для, из-за.
  2. Союзы – это слова, соединяющие однородные члены в простых предложениях или части сложных предложений. Примеры союзов: но, лишь, или, чтобы.
  3. Частицы – это слова, добавляющие различные оттенки к значению самостоятельных слов. Примеры частиц:  ни, пусть, бы, ли.

ЗАДАНИЕ 6

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Имя существительное

НЕВЕРНО

ИСПРАВЛЕНО

чёрное кофе  

чёрнЫЙ кофе (м.р.)

новая тюль

новЫЙ тюль (м.р.)

занавеска из тюли

занавеска из тюлЯ (м.р.)

косвенных падежов

косвенных падежЕЙ

пара сапогов

пара сапог

хорошая шампунь          

хорошИЙшампунь  (м.р.)

яблочная повидло        

яблочнОЕ повидло (ср.р.)

красивое Тбилиси          

красивЫЙ Тбилиси (город = м.р.)        

красивое Сочи            

красивЫЙСочи  (город = м.р.)        

жаркое Гоби (Гоби — пустыня)

жаркАЯ Гоби (Гоби — пустыня, ж.р.)

московское ЦСКА

московскИЙ Центральный спортивный клуб армии (м.р.)

маленькое пони          

маленькИЙпони  (м.р.)

австралийское кенгуру

австралийскИЙ кенгуру (м.р.)

мощное торнадо

мощнЫЙ торнадо (м.р.)

широкое авеню

широкАЯ  авеню (улица = ж.р.)

вкусное салями (салями — колбаса)

вкуснАЯсалями (салями — колбаса)

булочки с повидлой

булочки с повидлОМ (ср.р.)

букет георгин

букет георгинОВ

пару ботинков

пару ботинОК

пару чулков

пару чулОК

пару носок

пару носКОВ

десять килограмм

десять килограммОВ

спелых помидор

спелых помидорОВ

опытные тренера

опытные тренерЫ

пару полотенцев

пару полотенЕЦ

пару бахилов

пару бахил

Имя прилагательное

НЕВЕРНО

ИСПРАВЛЕНО

пирог более вкуснее    

более вкуснЫЙ  иливкуснЕЕ

более лучше

более хороший или лучшЕ

более красивее

более красивЫЙ или красивее

конфликт более глубочайший      

конфликт более  глубокИЙ или глубочайший      

более выше          

более высокИЙ или выше          

Иван более старше меня

Иван старше меня

положение более легче

положение легче

брат более старше

брат старше

самый умнейший

самый умнЫЙ или умнейший

самый наилучший          

самый хорошИЙ или наилучший          

самый  тончайший материал

самый  тонкИЙ или тончайший материал

Имя числительное

НЕВЕРНО

ИСПРАВЛЕНО

триста жителям    

трЁМстАМ жителям    

трёхстам жителям      

трЁМстАМ жителям    

с пятистами рублями

с пятЬЮстами рублями

с восемьюдесятью рублями

с восЬмьюдесятью рублями

для четверых женщин

для четЫРЁХ женщин

больше двухста деревьев          

больше двухсОТ деревьев          

около двухста страниц          

около двухсОТ страниц          

около восемьсот пятидесяти рублей    

около восЬМИсот пятидесяти рублей    

более пятиста метров

более пятисОТ метров

более полтора тонн

более полУтора тонн

свыше пятиста человек    

свыше пятисОТ человек    

к восемьдесяти скрепкам

к восЬМИдесяти скрепкам

семидесятью годами

семЬЮдесятью годами

от восьмиста метров

от восьмистаМ метров

с пятистами килограммами

с пятЬЮстами килограммами

к двести рублям

к двУМстАМ рублям

с трёхстами килограммами          

с трЕМЯстами килограммами          

с девяносто годами

с девяностА годами

трое сестёр

трЁХ сестёр

трое подруг

трЁХ подруг

трое работниц

трЁХ работниц

двое учениц

двУХ учениц

для обоих сестёр

для обЕих сестёр

обоими руками

обЕими руками

у обоих подруг            

у обЕих подруг            

по обоим сторонам

по обЕим сторонам

на обоих ногах

на обЕих ногах

с обоими сумками

с обЕими сумками

Глагол

НЕВЕРНО

ИСПРАВЛЕНО

поклади в шкаф

клади в шкаф или ПОЛОЖИ

одеть на себя

НАдеть на себя

поклади на полку

клади на полку или ПОЛОЖИ

достигнули цели

достигли цели

прополоскай

прополоЩИ

Употребление глаголов в форме повелительного наклонения

инфинитив

надо

нельзя

   лечь

 ляг, лягте

ляжь, ляжьте

   положить

 положи, положите

положь, положьте

   класть

 клади, кладите

поклади, покладите

   ехать

 поезжай, поезжайте

едь, едьте, ехай, ехайте

   бриться

брейся, брейтесь

бройся, бройтесь

ЗАДАНИЕ 7

ТИРЕ

1) Тире может стоять между подлежащим и сказуемым (схема 1).

  1. Тире может стоять после однородных членах с обобщающим словом (схема 2)

3) Тире может стоять при прямой речи (схема 3)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Схема 1

http://znkozlova.narod.ru/images/punct09_1.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct09_2.gifhttp://znkozlova.narod.ru/images/punct10a.gif

 слова вотэто

http://znkozlova.narod.ru/images/punct10b.gif

Схема 2

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/094f/0000576e-71e696ef/img4.jpg

Схема 3

C:\Users\Юля\Desktop\img17.jpg

ЗАДАНИЕ 8

Две запятые  ставятся:

1) при обращении: обращение выделяется с двух сторон запятыми;

2) при однородных членах (см. правило)

3) в сложном предложении (см. правило)

Знаки препинания при обращении

Схемы предложений

Примеры

http://znkozlova.narod.ru/images/punct11_1.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct11_2.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct12_1.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct12_2.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct13_1.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct13_2.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct14_1.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct14_2.gif

Однородные члены предложения

Однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения, соединенных сочинительной связью (т.е. с помощью союзов и интонации или только – интонации).                                                                                               Признаки однородности:1.ОдЧотвечают на один и тот же вопрос;2. ВопроскОдЧзадается от одного слова;                                                                                                                                          3. ОдЧявляются (как правило) одной частью речи.                                                                                                                       4. ОдЧявляются одним и тем же членом предложения.

Люди работали спокойно, молчаливо.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Запятая ставится, если:

1.

ОдЧне соединены союзами

За окнами сиял,сверкал,лучился свежий снег.

2.

ОдЧ соединены противительнымисоюзами (а, но, да(=но), однако, зато, тем не менее, хотя)

Мы не надеялись никогда более встретиться,однаковстретились.                                                                                             Мал золотник,дадорог.

3.

ОдЧ соединены повторяющимися союзами (и…, и; ни…, ни; да…, да; или…, или; либо…, либо; то…, то; не то…, не то).

!Даже если перед первым ОдЧ

  повторяющийся союз  отсутствует,

запятая все равно ставится.

Мы любим сеструженуотца, но в муках мы мать вспоминаем.

4.

ОдЧ соединены в группы с союзом И (запятая ставится между этими группами).

Мы любим ПушкинаиЛермонтова, ЕсенинаиБлока.

5.

Перед второй частью составных союзов

как…, так и…

не так…., как…

не только…, но и …

не столько…, сколько…

настолько…, насколько…

хотя и …, но…

столько же…, сколько…

если не…, то…

Все окна какв барском доме,так ив людских отворены настежь.

Здесь можно говорить если не о проступке,тооб ошибке.

Запятая не ставится, если:

1.

Перед одиночными разделительнымии соединительнымисоюзами.

Мрачный бор угрюмо молчитиливоет глухо.

2.

Перед что  и чтобыв составных союзах

не то…что, а (но)

не то чтобы…, а (но)

По возвращении Павлик показался матери не то чтобырасстроенным, нокаким-то странно притихшим.

3.

Внутри  устойчивых сочетаний

и день и ночь           и так и этак

и смех и горе            и там и сям

и стар и млад           ни да ни нет

ни за что ни про что

ни больше ни меньше

ни пуха ни пера

Примечание:

      В предложении может быть не один ряд ОдЧ, а два и более. Решая вопрос о необходимости постановки запятых, каждый ряд ОдЧрассматривай отдельно!

                                           Туча на севере рослаизахватывалаизапад, ивосток.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Схемы предложений

Примеры

http://znkozlova.narod.ru/images/punct01_1.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct01_2.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct02_1.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct02_2.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct03_1.gif

http://znkozlova.narod.ru/images/punct03_2.gif

Союзычто, чтобы, потому что, где, когда, если, так как и др.

Союзные слова: который, где, когда, откуда и др.

http://znkozlova.narod.ru/images/punct04_2.gif

ЗАДАНИЕ 9 .ОСНОВНАЯ или главная мысль текста (идея) —это то, что хотел нам сказать автор, то, ради чего он написал этот текст. (ЗАЧЕМ НАПИСАН ТЕКСТ? КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ?)

Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи.

Задание 10. Как составить план текста?

Как составлять простой план.

  1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Примечание:

1) В-  Возможно, в тексте будет три абзаца, значит, и пунктов плана должно быть три.

2) Н-  Названия пунктов плана должны быть связаны с содержанием текста

3) П-При составлении плана пользуйтесь словами из текста.

4) Н     - Название каждого пункта пишите с заглавной  буквы.

За           Задание 13.

Как выполнить задание № 13?РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Внимательно прочитайте предложения.
  • Найдите в них слова, которые НЕ являются общеупотребительными, то есть их используют в научной, письменной речи или в устной, разговорной.
  • Посмотрите, нет ли в предложениях терминов, каких-то понятий, которые вы встречаете в учебниках, в СМИ, слышите в новостях по телевидению.
  • Чаще всего вам предлагаются разговорные слова, в которых содержится эмоциональное отношение к тому, о чём идёт речь.
  • Однако могут быть предложены и книжные слова, которые в разговорной речи мы редко употребляем.
  • Выпишите найденное слово и поберите к нему один синоним (слово, близкое по значению).

Примеры.

Миссия – цель

Скрючив ноги – согнув

Лежебока – тот, кто может поспать (иногда нельзя подобрать конкретный синоним, тогда вы запишите объяснение значения слова).

 

  Вспомним теорию.

Все слова языка делятся на нейтральные (употребляемые во всех стилях речи) и стилистически окрашенные.

Стилистически окрашенные слова – это слова, которые употребляются в том ином стиле речи.

Виды стилистически окрашенных слов:

  • книжные слова – это слова, употребляющиеся в научной речи; это все термины, которые изучаются на уроках в школе, — это научная лексика (кислород, атом, подлежащее); также это слова, используемые в общественной, политической области (митинг, депутат, правительство).Книжные слова могут иметь возвышенную эмоционально-экспрессивную окраску (незабвенный, свершения, возвестить, чаяния).
  • разговорные слова – слова, которые применяют в основном в бытовом общении, в устной форме (дочурка, велик, фотки, инет и т. д.); в художественных произведениях эти слова употребляются для характеристики персонажей. Слова разговорной лексики передают отношение автора к чему-либо, различные чувства.
  • просторечные — слова и выражения, употребляющиеся за пределами литературного языка из-за сниженной, грубой эмоционально-экспрессивной окраски или явной языковой неправильности (запихнуть, ляжь, ехайте, работяга, башковитый, обалденный, рехнуться).

ПРИМЕРЫ стилистических синонимов:

стилистически нейтральное

книжное

улучшение

прогресс

отменить

упразднить, аннулировать

отрывок

фрагмент

враг

недруг

стилистически нейтральное

Разговорное  

важничать

форсить

спать

дрыхнуть

плакать

реветь

стилистически нейтральное

эмоционально окрашенное

лошадь

кляча

сделать

смастерить, сладить

легкомыслие

дурашливость

Задание 14. Значение фразеологизмов.

1.Спустя рукава - небрежно.   Все собрались на субботнике. Ребята радостно убирали опавшую листву,  а Коля работал спустя рукава.

2.С гулькин нос - мало. Мама щедро разливала по тарелкам борщ. А мне досталось с гулькин нос.

3. За тридевять земель - очень далеко.  В детстве я часто ездил к бабушке в деревню. Тогда мне казалось,  что она находится за тридевять земель.

4. Сломя голову - очень быстро.  И вот прозвенел звонок с урока. Витя сломя голову выбежал из класса.  Он ценил каждую секунду перемены.

5. Путаться под ногами - мешать своим присутствием.  Моя мама не любит, когда я путаюсь под ногами при уборке дома. Поэтому я стараюсь этого не делать.

6. Рукой подать - находиться близко, недалеко. До следующей станции рукой подать. Вот поэтому мы с   мамой решились пешком пройтись и подышать свежим воздухом.

7. Обвести вокруг пальца - обмануть. Даша не выучила урок. Когда учительница вызвала ее к доске, она сказала, что ей нездоровится. "Обвести вокруг пальца учительницу - это нехорошо", - подумал я.

8. Повесить нос - приуныть, расстроиться.   После очередной двойки по математике я повесил нос. Но это долго не продолжалось. Я решил, что буду усердно заниматься

 по ней.

9. Тише воды, ниже травы - скромный, незаметный.  Щенок в первые дни был тише воды, ниже травы. Но со временем он бегал повсюду, виляя хвостом с белым кончиком.

10. Зуб на зуб не попадает - кто-либо замерз или испугался и дрожит от этого.

Я так окоченел, что зуб на зуб не попадает. Чтобы не заболеть, выпью чай с лимоном.

11. От корки до корки - от начала до конца.  Наталья Петровна, учительница литературы, так хвалила этот рассказ, что  я прочитал его от корки до корки. Рассказ мне понравился.

12. Бить баклуши - ничего не делать, бездельничать.  Бить баклуши - это не мое. Я всегда помогаю родителям, а в свободное время люблю составлять кроссворды.

13. Как белка в колесе - быть очень занятым.  С утра все были заняты делом: сестра чистила картошку, брат готовил дрова, отец собирал корзину для похода. Мама

была как белка в колесе. Она помогала всем.

14.Сесть в калошу - оказаться в нелепом, смешном положении, потерпеть неудачу.

Вася перед контрольной работой ходил очень уверенный. А на следующий день сел

 в калошу, так как   получил тройку. И ему было стыдно.

15. Как рыба в воде - свободно, непринужденно, хорошо чувствовать себя где-либо.

У нас состоялась викторина по литературе. Маша была как рыба в воде. Ее ответы на вопросы просто поразили всех. 

16. Как с гуся вода - ему (ей) все нипочем, безразлично, не производит никакого впечатления. С ним долго говорил классный руководитель. А ему как с гуся вода, потому что  всеми мыслями он был на предстоящем уроке физкультуры.

17. Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая неудобства, вред.

Дав списать контрольную работу, Витя оказал Роме медвежью услугу. Лучше бы объяснил решение задачи. 

18. Не разгибая спины - без отдыха, без перерыва, долго и напряженно работать.

Отец трудился в саду не разгибая спины. И я поспешил ему на помощь.

19. Сидеть сложа руки - лениться, ничего не делать.

Все готовили зал к празднику. А Лена сидела сложа руки. Тогда Нина Ивановна подошла к ней и поручила ей работу.

20. Сбиться с ног - очень устать от многочисленных забот и хлопот.

Телята вечером не вернулись домой. Мы с братом сбились с ног в поисках.  Но все равно нашли их.



Предварительный просмотр:

Тренировочные задания 3

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) стояли (не)подвижно; (не)законченная работа; залы (не)освещены

2) (не)посетив выставку; ответы (не)подготовлены; (не)спящий, а проснувшийся ребёнок

3) (не)понимающий границ; (не)подготовленный ответ; крайне (не)приятен

4) (не)нарушаемая тишина; (не)прекращавшийся в течение часа; говорил (не)быстро

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: не посетив выставку, ответы не подготовлены,

не спящий, а проснувшийся ребёнок;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: не посетив (деепричастие)

выставку, ответы не подготовлены (краткая форма причастия), не спящий, а

проснувшийся ребёнок (причастие, есть противопоставление с союзом а).

Ответ может быть дан в иной формулировке

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) увидеть (не)пременно, (не)навистная погода, (не) вычищенные с вечера туфли

2) (не)расчищенные сторожем дорожки, платье (не)сшито, (не)мамины туфли

3) (не)заглядывая в книгу, (не)умытое лицо, ничуть (не)дорог

4) с утра (не)здоровится, (не)обдуманное решение, поля (не)убраны

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: не расчищенные сторожем дорожки, платье не

сшито, не мамины туфли;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: не расчищенные

(причастие, есть зависимое слово) сторожем дорожки, платье не сшито

(краткая форма причастия), не мамины (притяжательное прилагательное)

туфли.

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) использовал (не)удачно, сказал (не)спроста, ни о чём (не)думающий

2) (не)исторический факт, (не)украшенная игрушками, статья (не)проверена

3) (не)разбирая дороги, (не)убранная комната, отнюдь (не)веселый

4) (не)весёлая улыбка, (не)использованный в работе, говорить (не)громко

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: не исторический факт, не украшенная

игрушками, статья не проверена;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: не исторический

(относительное прилагательное) факт, не украшенная (причастие, есть

зависимое слово) игрушками, статья не проверена (краткая форма причастия).

Ответ может быть дан в иной формулировке

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) отнюдь (не)легко, справедливое (не)годование, (не)прикоснувшийся к земле

2) (не)избалованный родителями, картина (не)закончена, вовсе (не)жалко

3) (не)слушая сказки, (не)ласковый сын, почти (не)исписанная

4) теорема (не)доказана, (не)гаснущая на ветру, задумывался (не)редко

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: не избалованный родителями, картина не

закончена, нисколько не жалко;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: не избалованный

(причастие, есть зависимое слово) родителями, картина не закончена (краткая

форма причастия), вовсе не жалко (наречие с усилительным отрицанием

вовсе не).



Предварительный просмотр:

Тренировочные задания 4

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду

для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) манеры изыска(н,нн)ы, коротко стриже(н,нн)а, поноше(н,нн)ые ботинки

2) некормле(н,нн)ый ребёнок, жёва(н,нн)ый листок, румя(н,нн)ое яблоко

3) платье дли(н,нн)о, подстреле(н,нн)ый зверь, смотреть надме(н,нн)о

4) станцио(н,нн)ый смотритель, квартира заселе(н,нн)а, поджаре(н,нн)ый хлеб

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: платье длинно, подстреленный зверь, смотреть

надменно;

2) объяснение условия выбора написания НН: платье длинно (в краткой форме

прилагательного, как и в полной, НН), подстреленный (причастие, есть

приставка) зверь, смотреть надменно (наречие, образовано от слова с двумя

НН).

Ответ может быть дан в иной формулировке

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду

для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) заброше(н,нн)ы на чердак, измуче(н,нн)ый странник, овся(н,нн)ая каша

2) кваше(н,нн)ая капуста, некраше(н,нн)ые стены, вписа(н,нн)ый треугольник

3) оплетё(н,нн)ый плющом, отвечал увере(н,нн)о, замаскирова(н,нн)ый вход

4) листы исписа(н,нн)ы, серебря(н,нн)ая медаль, рифмова(н,нн)ые строки

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: оплетённый плющом, отвечал уверенно,

замаскированный вход;

2) объяснение условия выбора написания НН: оплетённый (причастие, есть

зависимое слово; возможно: причастие образовано от глагола сов. вида, есть

приставка) плющом, отвечал уверенно (наречие, образовано от слова с двумя

НН), замаскированный вход (причастие образовано от глагола сов. вида, есть

приставка).

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду

для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) варё(н,нн)ый картофель, подметё(н,нн)ый пол, подкова(н,нн)ая лошадь

2) изране(н,нн)ый солдат, краше(н,нн)ый забор, написа(н,нн)ый портрет

3) посеребрё(н,нн)ая тарелка, девушка рассея(н,нн)а, решё(н,нн)ая задача

4) газирова(н,нн)ая вода, плетё(н,нн)ая корзина, жаре(н,нн)ое мясо

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: посеребрённая тарелка, девушка рассеянна,

решённая задача;

2) объяснение условия выбора написания НН: посеребрённая (полное

страдательное причастие сов. вида, есть приставка) тарелка, девушка

рассеянна (в краткой форме прилагательного, как и в полной, НН), решённая

задача (полное страдательное причастие сов. вида).

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду

для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) ране(н,нн)а в руку, неписа(н,нн)ый закон, увлече(н,нн)а делом

2) точё(н,нн)ая фигура, решё(н,нн)ая проблема, гуси(н,нн)ые перья

3) вытка(н,нн)ая золотом, смотреть надме(н,нн)о, организова(н,нн)ая группа

4) фортепиа(н,нн)ый класс, дома построе(н,нн)ы, нестриже(н,нн)ый пудель

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: вытканная золотом, смотреть надменно,

организованная группа;

2) объяснение условия выбора написания НН: вытканная (причастие, есть

зависимое слово) золотом, смотреть надменно (наречие, образовано от слова с

двумя НН), организованная группа (причастие с -ОВА- (возможно: причастие

образовано от глагола сов. вида)).



Предварительный просмотр:

Тренировочные задания 6

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые)

вариант(ы) предложения(-ий).

1) Благодаря особенных свойств химические волокна нашли применение во многих

отраслях народного хозяйства.

2) Наблюдая за жизнью леса, человек подмечал изменения природы в связи со сменой

времён года.

3) Каждый человек в процессе общения не только получает‚ а также передаёт

разнообразную информацию.

4) По окончании строительства в канал пустят воду, а на набережных вдоль него станет

немного свободнее.

Благодаря особенным свойствам химические волокна нашли применение во многих

отраслях народного хозяйства. Каждый человек в процессе общения не только

получает‚ но и передаёт разнообразную информацию

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые)

вариант(ы) предложения(-ий).

1) Я люблю и наслаждаюсь морем.

2) Подъезжая к дому, машина притормозила.

3) Мы победили благодаря усиленным тренировкам.

4) Вопреки прогноза пошёл дождь.

Я люблю море и наслаждаюсь им. Вопреки прогнозу пошёл дождь.

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые)

вариант(ы) предложения(-ий).

1) Благодаря маме я смогла хорошо подготовиться к экзамену.

2) Поезд пришёл согласно расписания.

3) Мы интересовались и верили всему необычному.

4) Читая книги, я делаю пометки на полях.

Мы интересовались всем необычным и верили всему. Поезд пришёл согласно

расписанию.

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые)

вариант(ы) предложения(-ий).

1) Я изредка поступаю наперекор мамы.

2) Читая своё сочинение, я находил ошибки.

3) Поэты любили и восхищались природой.

4) По прилёте в Москву советую посетить Красную площадь.

Я изредка поступаю наперекор маме. Поэты любили природу и восхищались ею.