2. Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР по русскому языку

Бабушкина Валентина Алексеевна

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЕГЭ117.29 КБ
Office presentation icon zadanie_2_ege_russkiy_yazyk.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку Логико-смысловые отношениям между предложениями . Теория и практика. ЕГЭ-2023

Слайд 2

Формулировка задания 1 ( из демоверсии ЕГЭ 2023) Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

Слайд 3

Алгоритм выполнения задания 1 1. Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста/весь текст . 2. Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением/ между предложением, в котором пропущено слово, и частью текста до этого предложения . 3. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, в задании может быть предложено найти частицу или ограничительно-выделительную частицу. Для успешного выполнения задания важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов.

Слайд 4

Теория к заданию 1 В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями. Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д. В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические , синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.

Слайд 5

Средства связи, необходимые для выполнения 1 задания : Союзы Частицы Местоимения Наречия Числительные (собирательные и порядковые) Вводные слова и словосочетания Предлоги

Слайд 6

Союзы. Определение. Разряды. Союз – служебная часть речи, которая соединяет между собой синтаксически однородные слова в простом предложении, а также целые предложения. Союзы бывают: 1) Сочинительные и подчинительные 2) Простые (состоят из одного слова: но, а, однако) и составные (состоят из из двух или более слов: как…так и, не только…но и) По своей структуре составные союзы бывают: 1) повторяющиеся (состоят из двух одинаковых частей) – то ли…то ли, и…и, ни…ни. 2) двойные (состоят из двух неодинаковых частей) – не только…но и, если не…то и т.д.

Слайд 7

Сочинительные союзы – союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (сложносочиненного предложения ). Помимо соединения однородных членов и частей сложносочиненного предложения, сочинительные союзы могут связывать самостоятельные предложения в тексте/фрагменте текста. Сочинительные союзы на границе предложений имеют значение, близкое к значению союзов, соединяющих части ССП.

Слайд 8

Разряды сочинительных союзов: Примеры Соединительные и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и Разделительные или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то Противительные а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же Градационные не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько Присоединительные тоже, также, да и, притом, причем Пояснительные а именно, то есть, или (= то есть)

Слайд 9

Подчинительные союзы – союзы, которые связывают простые предложения в сложном предложении (СПП). Подчинительные союзы могут выступать в качестве средств связи между предложениями только в случае парцелляции (авторского членения текста ) Подчинительные союзы делятся на следующие группы: изъяснительные (что, чтобы, как, …) обстоятельственные времени (когда, лишь, едва, …) места (где, куда, откуда, ...) образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой, ... ) сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы) причины (так как, потому что, …) условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) следствия (так что ) Разделение подчинительных союзов на группы условно , одни и те же союзы могут относиться к различным группам в зависимости от вопроса, который мы задаем от главного предложения к придаточному.

Слайд 10

Частицы. Определение. Разряды. Частица – служебная часть речи, выражает различные добавочные смысловые оттенки слов и предложений, а также употребляется для образования новых слов или аналитических форм самостоятельных слов. Частицы бывают формообразующие (повелительное наклонение: пусть, пускай, давай, бы (б), да * , бывало; условное наклонение: более, менее, самый) и смыслоразличительные (смысловые). * Не путайте частицу "да" с союзом "да". Союз: старик да старуха (можно заменить на "и") Частица: Да здравствует

Слайд 11

Разряды частиц: Примеры отрицательные не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, нет вопросительные: неужели, разве, ли (ль), что, что ли, как указательные вот, вон, это уточняющие именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ограничительно- выделительные только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то (я-то), всего, всего-навсего восклицательные что за, ну и, как, куда как усилительные даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну, всё со значением сомнения едва ли; вряд ли

Слайд 12

Среди частиц есть омонимичные: Например, ЭТО может быть как частицей, так и местоимением. ЧТО может быть частицей, а может быть местоимением . Частицы как средства связи между предложениями . Частицы соединяют предложение с одним из предыдущих или с группой предложений. Примеры. Ведь (оттенок причины, причинно-следственные отношения, синоним союза потому что, так как). Вот (используется для введения иллюстрации, примеров) Матери написал коротко. Это первая весточка из Минусинкого округа. Подробное письмо отправит из Шу-шу-шу. Ведь уже скоро он доберется до места своего «окончательного успокоения», как рассчитывает полиция и как в шутку говорит он сам о себе.

Слайд 13

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая содержит обобщающее указание на предметы и признаки, но не называет их.

Слайд 14

Разряды местоимений: Примеры: Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (тебя, к нему, ее, с нами и т.д.) Притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, ее, их — во всех падежах (моего, твоей и т.д.). Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету. Указательные это, те, этот, таков, тот, столько, сей, оный и т.д. Возвратное себя Вопросительные кто, что, какой, каков, сколько, чей, чем, кому, кого и т.д. Относительные (те же, что и вопросительные, используются в качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях) Определительные сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий и т.д. Неопределенные некто, нечто, некоторый, некий, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- и частицей не, которая превращается в приставку или суффиксами -то, -либо, -нибудь. Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.

Слайд 15

ВАЖНО! ЗАПОМНИТЕ ! Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Примеры: Его куртка висела на вешалке. (Чья куртка?) – его. Это притяжательное местоимение. Я хорошо понимаю его. (Понимаю кого?) – его. Это личное местоимение.

Слайд 16

Местоимения как средства связи предложений в тексте. Среди средств связи самостоятельных предложений наиболее широко распространены личные местоимения ( он, она, оно, они ) и притяжательные местоимения ( его, ее, их ) в именительном или косвенных падежах. (1)У сороки есть прозвище — белобока. (2) И правда, по бокам перышки у неё совсем белые. (3) А вот головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. (4) Очень красив у сороки хвост — длинный, прямой, будто стрела. (5) И перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! (Г. Скребицкий) Второе предложение соединено с первым при помощи местоимения в родительном падеже (у нее), а пятое связано с четвертым местоимением он в предложном падеже (на нем). В качестве средств связи используются и другие местоимения. Одни из них связывают только конкретные предложения, другие могут относиться к большей части текста.

Слайд 17

Указательное местоимение это может соотноситься с любым именем независимо от его рода и числа. Попугаи действительно похожи на генералов... И впрямь — это был чванливый генералитет, траурное заседание военного совета, последняя выставка военных сюртуков, лампасов, эполетов, хохолков, доломанов, шпор, черных бородок буланже. Это был захваченный в плен штаб интервентов, зарвавшихся слишком далеко в чужую, враждебную, плохо изученную страну и обреченных на гибель. (В. П. Катаев) Местоимение такой (такая, такое) имеет дополнительное оценочное значение. Определительное местоимение все имеет такую же функцию, что и в простом предложении с однородными членами. Великолепен чеховский степной пейзаж, создающий светлый колорит, могучую, свободную широту всего произведения. Можно сказать, что Чехов поэтически открыл степь, явился первым художником, раскрывшим под кажущимся однообразием степного пейзажа целый мир красок и звуков. Собственные детские впечатления от поездок по донецкой степи помогли ему передать чистоту и свежесть детского восприятия мира, соединенную с мудрым взглядом художника. Все наполнено в «Степи» молодостью, захватывающей новизной всех восприятий и чувств.

Слайд 18

Имена числительные. В качестве средств связи могут быть использованы порядковые и собирательные числительные. Собирательные числительные - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро). Порядковые числительные - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете (пятый, десятый).

Слайд 19

Числительные как средства связи. В качестве средств связи собирательные числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении. Из собирательных числительных в качестве средств связи чаще других используются числительные оба и двое . Накануне было вот что. Запряг отец лошадь и, войдя в избу, сказал матери: - Давай холсты, я поеду на станцию. Сестра стирала рубахи, а мать возилась с шерстью. - Не дам, - сказала она. - Что ж, не жравши будешь? - спросил отец.-- Я куплю муки на них. Мать молчала. Отец пошел в амбар, сбил топором замок с ящика и начал выбирать холсты, полотенца и сарафаны, складывая все в мешок и бросая на телегу. - Мамка! - закричала сестра, посмотрев в окно. - Гляди-ка, он сундук разбил! Обе с плачем выскочили на улицу и подбежали к амбару. Отец уже добирал последки. Ни просьбы, ни мольбы не помогли. Здесь числительное обе относится к существительным мать и сестра. Собирательные числительные от двое до семеро часто употребляются в сочетании с определительным местоимением – все трое, все шестеро, все пятеро и т.д.

Слайд 20

Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, откуда, зачем, почему и т.д.

Слайд 21

Разряды наречий Примеры По функции: Знаменательные называют признаки действий или других признаков (громко, далеко, по-летнему) Местоименные там, так, тогда По значению: образа действия (как, каким образом?) так, по-летнему, по-товарищески, весело, громко, вдвоем меры и степени (сколько, в какой степени?) очень, чересчур, втрое, вдоволь, чуть-чуть, немного места (где, куда, откуда?) вперед, издали, справа, вдалеке, здесь, куда-то времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) сегодня, ночью, давно, сейчас, послезавтра, всегда, тогда причины (почему?) потому, сгоряча, поневоле цели (зачем, с какой целью) назло, нарочно, затем, назло, наперекор, специально

Слайд 22

Наречия как средства связи предложений в тексте В качестве средств связи обычно выступают наречия времени, места, а также местоименные наречия в личных значениях. Пример: Слева виднелась гора. Тонкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Слайд 23

Вводные слова и словосочетания. Группы вводных слов обособляются запятыми не являются членами предложения к ним нельзя задать вопрос

Слайд 24

Группы вводных слов по значению: Примеры 1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д) К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д. 2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д. 3. Связь мыслей, последовательность изложения Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. 4. Источник сообщения По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д. 5. Приемы и способы оформления мыслей Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. 6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д. 7. Оценка меры того, о чем говорится По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д. 8. Степень обычности сообщаемого По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 9. Выражение экспрессивности высказывания Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.

Слайд 25

Средства связи, часто встречающиеся в 1 задании ЕГЭ Союзы То есть – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации. Но, зато, однако – противительные союзы, которые используются для противопоставления. Потому что, так как, поскольку – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях. Так что – используются перед выводом рассуждений. Частицы Даже – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли. Ведь, именно – эти частицы вносят значение усиления. ↑ Вводные слова и конструкции

Слайд 26

Вводные слова и конструкции Кроме того – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль. Другими словами, иными словами – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно). Итак, таким образом, следовательно – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям. Конечно, разумеется, безусловно – указывают на степень уверенности в сказанных словах. Например, так – вводные слова, которые используются для пояснения мысли. Наоборот – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому. Во-первых, во-вторых, с одной стороны – автор указывает порядок следования мыслей.

Слайд 27

ПРАКТИКА

Слайд 28

1. Самостоятельно подберите противительный союз , который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз. (1)Жители Лондона, традиционно чайные поклонники, считают кофе атрибутом имиджа успешного человека, поэтому основное сосредоточение качественных кофеен можно обнаружить именно в деловом квартале Сити. (2)Парижане не терпят суеты, ценят моменты удовольствия и свято чтут утреннюю традицию: круассан плюс кофе очень темной обжарки с молоком. (3)... итальянцы предпочитают стремительно выпить свой ристретто прямо у барной стойки.

Слайд 29

ОТВЕТ 1: союз А 2 . Самостоятельно подберите сочинительный союз , который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз. (1)Сосиски — наверное, самое популярное австрийское блюдо. (2)Кажется, что они должны были стать тут главной уличной едой наравне с кебабом. (3)... это не так: австрийцы готовят их на ярмарках или во время праздников, а если вы захотите съесть сосиску в булочке в обычный день, то нужно знать заранее выяснить, куда отправиться, чтобы не остаться разочарованным.

Слайд 30

Ответ 2: НО/ОДНАКО 3 . Самостоятельно подберите сочинительный союз , который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз. (1) Плафон Парижской национальной оперы, разделенный художником на пять цветовых секторов, - это одна из самых масштабных работ Шагала. (2)В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюбленные, ангелы и животные. (3)Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер или балета, а ... изображения парижских архитектурных достопримечательностей.

Слайд 31

Ответ№3: ТАКЖЕ 4. Самостоятельно подберите личное местоимение , которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение. (1)Ровно сто лет назад на семинаре Геттингенского математического общества была представлена теорема, которая со временем стала важнейшим инструментом в математической и теоретической физике. (2) ... связывает каждую непрерывную симметрию физической системы с некоторым законом сохранения. (3)Доказала эту теорему Эмми Нётер — и этот результат, наряду с последовавшими важнейшими работами по абстрактной алгебре, заслуженно позволяет многим считать Нётер величайшей женщиной в истории математики .

Слайд 32

ОТВЕТ№ 4: ОНА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполните задание в рабочей тетради.

Слайд 2

Сампороверка Положить Росток (искл.) Положение Касаться Врасти Сгорать Слагать Прикосновение Загар

Слайд 3

ЗАДАНИЕ 2

Слайд 5

Как определить правильное значение?

Слайд 6

Заполни пропуски 1) Внимательно прочитайте предложения, в которых присутствуют выделенные слова. 2) Просмотрите лексическое значение многозначного слова, обратите внимание на примеры использования этого слова (примеры написаны после определения). 3) Не забывайте о методе исключения. Сразу вычеркивайте те значения, которые совершенно не соответствуют тематике текста. Зачастую вы знаете прямое (главное или наиболее употребляемое). 4) Чтобы проверить ответ, подставьте в текст определение, использованное в толковании. Также прочитайте примеры и попробуйте подставить их в один ряд со словосочетанием из текста. 5) Выберите те варианты, в которых слово использовано в данном контексте, запишите в ответ соответствующие цифры.

Слайд 7

Теория.

Слайд 8

Практика. 1. Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные вещи , которые служили когда-то людям. <…> вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где « копать » лингвисту? Правда, у лингвиста есть древние рукописи. Но письменность возникла сравнительно недавно, а как проникнуть сквозь тьму веков, заглянуть в те времена, когда люди не имели письменности (во всяком случае нам о ней ничего не известно)? Если нет прямых свидетельств, то, возможно, есть косвенные... Взрослый человек может представить, как он говорил в детстве, наблюдая других детей. А что если сравнивать разные языки ? Ведь известно, что во многих из них есть общие черты, они могут быть близкими родственниками (как, например, русский и украинский) или дальними (санскрит — язык Древней Индии и английский). Ученые открыли даже родственные связи между отдельными семьями — семьей славянских языков (русский, польский, болгарский и др.), семьей романских (французский, итальянский, испанский и др.). Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова? Естественно, что ответы на эти вопросы скорее всего могли дать языки, менее других подвергшиеся позднейшим изменениям. Поэтому ученые и заинтересовались самыми древними из известных нам языков.

Слайд 9

ЗАДАНИЕ 2 В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ЯЗЫК. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. 2) СЛУЖИТЬ . Нести, исполнять службу. Служить в армии . 3) СЕМЬЯ. Группа родственных языков. Семья языков. 4) ВЕЩЬ. Нечто, обстоятельство, явление. Произошла непонятная вещь. 5) КОПАТЬ. Отваливая землю, доставать, извлекать. Копать картофель. 13

Слайд 10

Практика. 2. Не только радость, но и обязанность... Наверное, очень многие хотят иметь собаку. <…> могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия . Собака — это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Ее надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днем — ведь она живое существо . А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать... И не день, и не два — годы. Многие не выдерживают... Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. Тощие, злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрек их на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло сердце ...

Слайд 11

ЗАДАНИЕ 2 В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) СУЩЕСТВО. Сущность, внутреннее содержание чего-н., суть. Существо дела. 2) ПОТУХШИЙ. Утративший блеск, живость, жизнерадостность. Потухший взгляд. 3) УСЛОВИЕ. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. Жилищные условия. 4) ДРОГНУТЬ. Не выдержав натиска, начать отступать. Вражеская цепь дрогнула. 5) СЕРДЦЕ. Важнейшее место чего-н., средоточие. Сердце нашей Родины. 23

Слайд 12

Практика. 3. Тоска по Москве. Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. Дни от <…> стали настороженно-молчаливыми. Во дворах было пусто. Люди попрятались от непогоды, которую в городе почти никто не замечает. Валька слонялся один, и ему казалось, что в целом мире были эти медленно идущие дожди. Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни , в которой все время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидишь— или нос мелькнет, или хвост. Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политый асфальт. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно все на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут.

Слайд 13

ЗАДАНИЕ 2 В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ТЯНУТЬ . Медленно делать что-н., медлить с осуществлением чего-н. Тянуть время. 2) КРАЙ . Предельная линия, предельная часть чего-н. На краю обрыва. 3) ЖИЗНЬ. Период существования. Моя жизнь в деревне. 4) ТОЛКАТЬСЯ. Ударять, нажимать, стараясь открыть. Толкаться в дверь 5) ЦЕЛЫЙ. Неповрежденный, без изъянов. Все вещи целы. 23

Слайд 14

Самостоятельная работа.

Слайд 15

Ключ. С.р. 1в. 1) них 2) 15 1) но/однако 2) 34 2в. 1) так, т.о. 2) 245 1) вследствие/по причине 2) 14

Слайд 16

Домашнее задание. Раздаточный материал.

Слайд 17

Ключ_д.з. Текст 1. Сдругойстороны 45 Текст 2. То есть, а именно 235 Текст 3. Хотя 35