3.1. Полезная информация по формированию читательской грамотности

Бабушкина Валентина Алексеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умения , характеризующие читательскую грамотность. Подготовила В. Бабушкина.

Слайд 2

Формирование функциональной грамотности Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя: Читательскую Математическую Финансовую Естественнонаучную Креативное мышление Глобальные компетенции

Слайд 3

Формирование функциональной грамотности Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности

Слайд 4

Формирование функциональной грамотности « Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребёнку важно обладать : готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи ; - способностью строить социальные отношения ; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Слайд 5

Формирование функциональной грамотности Функциональное чтение Чтение , целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи . Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: - Поиск информации - Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении - Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении . - Применение информации для решения своих задач. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Слайд 6

Умения , характеризующие читательскую грамотность 1 . Находить и извлекать информацию 1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.); 1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации; 1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста ; 1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста; 1.3. Определять наличие/отсутствие информации.

Слайд 7

Умения , характеризующие читательскую грамотность 2 . Интегрировать и интерпретировать информацию 2.1. Понимать фактологическую информацию ( сюжет, последовательность событий и т.п.); 2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста ); 2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста; 2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями ( причинно-следственные отношения , отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.); 2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом; 2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста; 2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев; 2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) .

Слайд 8

Умения , характеризующие читательскую грамотность 3 . Осмысливать и оценивать содержание и форму текста 3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п .) относительно целей автора; 3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов; 3.3. Понимать назначение структурной единицы текста; 3.4. Оценивать полноту, достоверность информации; 3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; 3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте .

Слайд 9

Умения , характеризующие читательскую грамотность 4 . Использовать информацию из текста 4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний; 4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний; 4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу; 4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста; 4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую ); 4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Слайд 10

ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования ) Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях: PISA – Международная программа по оценке учебных достижений ( Programme for International Student Assessment ) TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования ( Trends in Mathematics and Science Study) PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста ( Progress in International Reading Literacy Study) TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения ( Teaching and Learning International Survey) PIAAC – Международное исследование компетенций взрослого населения ( The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)

Слайд 11

PISA

Слайд 12

PISA Международная программа по оценке учебных достижений Онлайн-задания по читательской грамотности https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-% D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa

Слайд 13

Официальный сайт группы компаний «Просвещение» https :// prosv.ru/pages/pisa.html Описание пособий Электронный банк заданий Н ормативные документы Конференции Полезные ресурсы Например, онлайн-конференции «Функциональная грамотность – современный вызов для образования» , Онлайн-конференция «Функциональная грамотность. Учимся для жизни.»

Слайд 14

Официальный сайт группы компаний «Просвещение» https :// prosv.ru/pages/pisa.html О нлайн-конференции «Функциональная грамотность – современный вызов для образования» . Почему академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Какими педагогическими инструментами формируется функциональная грамотность? Могут ли задания по функциональной грамотности войти в предметное содержание? Где найти примеры практического профессионального опыта работы в этом направлении? Как ответить на вопрос родителей «зачем это нашим детям ?»

Слайд 15

Официальный сайт группы компаний «Просвещение» https :// prosv.ru/pages/pisa.html Онлайн-конференции «Функциональная грамотность. Учимся для жизни » . - 2.Читательская грамотность — ключ к успеху в жизни . Что есть читательская грамотность? Она ключ к успеху в жизни? Что такое успех в жизни? Чей это ключ? Виды читательских умений: выявление и анализ противоречий • обобщение и формулирование выводов • размышление над содержанием и формой текста • выявление буквального смысла • просмотр и поиск • поиск и выбор соответствующего текста • оценка качества и надежности

Слайд 16

Институт стратегии развития образования Российской академии образования (ИСРО РАО ) http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya / Для обсуждения представлены демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности : Оценка читательской грамотности читательская грамотность Оценка математической грамотности математическая грамотность Оценка естественнонаучной грамотности естественнонаучная грамотность Оценка финансовой грамотности финансовая грамотность Оценка глобальной компетенции глобальные компетенции креативное мышление Материалы прошли апробацию в 24 регионах страны.

Слайд 17

Институт стратегии развития образования Российской академии образования(ИСРО РАО) http:// skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost Читательская грамотность. Что можно скачать? Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы . Диагностическая работа для учащихся 5 классов. Характеристики заданий и система оценивания (Демонстрационный вариант диагностической работы для учащихся 5 классов). Диагностическая работа для учащихся 7 классов . Характеристики заданий и система оценивания (Демонстрационный вариант диагностической работы для учащихся 7 классов ).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Умение применять знания в жизни – это важнейший аспект современного образования.
Изменения, которые происходят в мире серьезно отражаются на образовании. На первый план выходит вопрос формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность. Что стоит за этим понятием? Основные направления функциональной грамотности? Каковы основные механизмы повышения качества образования в России? Почему проблему формирования функциональной грамотности связывают с исследованием PISA?


Уважаемые коллеги, помните: «Будущее зависит от прилагаемых усилий. Будущее вариативно. Будущее нельзя предсказать, НО можно создать таким, каким мы хотим его видеть!»

ЧТЕНИЕ – ЭТО КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ЖИЗНИ!
Мы не можем предсказать, каким будет наше будущее, что будет важно и востребовано, что понадобится сегодняшним школьникам для успешной траектории своего развития.  Но для уверенности в нестабильном мире мы должны научить подростков ориентироваться в смысловом пространстве, уметь сопоставлять, сравнивать и анализировать информацию. На помощь может прийти читательская грамотность. Именно она является фундаментальной базой функциональной грамотности.


В первом треке педагоги рассмотрели:

преимущества и проблемы современного образования;
компетенции, которыми должен обладать ученик, чтобы функционировать в современном мире;
понятие читательской грамотности;
международные исследования по оценке читательской грамотности;
приемы работы по формированию читательской грамотности.
Во втором треке при помощи мозгового штурма участники семинара-практикума разработали комплекс заданий, направленных на формирование читательской грамотности, используя рассмотренные приемы работы. Каждый участник смог апробировать разработанное задание.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 5: В связи с изменением в концепции читательской грамотности в PISA – 2018 году:

- расширился спектр оцениваемых умений (добавлены умения на осмысление и оценку информации (критически оценивать качество и достоверность информации, обнаружение противоречий), применение полученной информации при решении широкого круга задач.

- сделаны акценты на чтении множественных текстов: интерпретация (интерпретировать, то есть истолковывать, раскрывать смысл чего-либо, объяснять) и обобщения информации из нескольких отличающихся источников.

- изменилась тематика текстов. Оценивается способность учащихся ориентироваться в современном взаимосвязанном мире и справляться с новыми появившимися требованиями. Многие тексты связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн документы.

6 слайд: выполняя любое задание по читательской грамотности сначала мы читаем текст и опираемся на ту информацию, которая заложена в тексте. Мы извлекаем ту или иную информацию, интерпретируем, делаем выводы (сложные/несложные). Кроме того, опора на текст предполагает опора на знания, которые уже есть у читающего. В данном случае это 15-летний читатель и разработчики, подбирая тот или иной текст уже и предполагают, что у подростка есть определённый багаж знаний. Эта информация и нужна для оценки прочитанной информации. Они производят оценку на уровне смысла текста, работают с какими-то отдельными компонентами структурными, с языковыми элементами и оценивают элементы формы.

Итак, какие умения должны формироваться у человека, при выполнении заданий. А также на что должен быть нацелен учитель при разработке того или иного задания.

Это  4 основных умения, которые формируются у выполняющего задание по ЧГ.

И теперь я предлагаю перейти к конкретным заданиям. Многие педагоги в этом учебном году были слушателями курсов школы современного педагога И перед нами, перед слушателями курсов ставилась задача при разработке кима , чтобы все эти умения формировались.

Вашему вниманию предлагаю КИМ, разработанный мною в ходе обучения. Он для обучающихся 5 класса. В результате выполнения заданий ребенок знакомится в процессом работы онлайн-тренажёра вебграмотей.

Познакомьтесь, пожалуйста с этой работой, подробнее. Попробуйте выполнить.

Умения, характеризующие читательскую грамотность

1. Находить и извлекать информацию

1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на

сайт и т.д.);

1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации;

1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста;

1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста;

1.3. Определять наличие/отсутствие информации.

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.);

2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста);

2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста;

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.);

2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста;

2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев;

2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора;

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов;

3.3. Понимать назначение структурной единицы текста;

3.4. Оценивать полноту, достоверность информации;

3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах;

3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

4. Использовать информацию из текста

4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний;

4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний;

4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу;

4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста;

4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую);

4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

После рождения двух сыновей я решил больше не курить.  И потом всю жизнь благодарил их за это. Я научился делать много раны хороших и нужных дел. Например,  хорошо готовить, мыть посуду, петь детские песни и экономить деньги.  Много играл с сыновьями, поэтому стал сильным, спортивным человеком. Мальчики росли и научились играть в хоккей и футбол. Я тоже стал играть футбол и интересоваться футбольными командами и матчами. И теперь я знаю, какие самые лучшие команды в мире. Научился ремонтировать окна, мебель, одежду и обувь. Дети пошли в школу, и я вспомнил математику, рисование, английский язык, литературу,  и русскую, и зарубежную. Потом мы купли детям компьютер. Я научился работать на нём, чтобы помогать моим сыновьям. Стал хорошим программистом.

  Когда мальчикам купили скрипку и пианино, я стал понимать классическую музыку и узнавать музыку разных композиторов. А недавно купил много учебников и словарей, чтобы отвечать на разные «почему?» уже моим внукам. Мне кажется, что я становлюсь умнее, потому что дети и внуки очень любят спрашивать «Почему?», «Когда?», «Где?»  

Уж кто из современных художников имеет чувство юмора, так это голландец Флорентин Хофман. Художник  считает, что чем предметы больше, тем они лучше. Если вещь имеет нормальный размер – это прекрасно, но намного интереснее, если она будет огромной. Может быть, инсталляции Флорентина Хофмана и не претендуют на то, чтобы стать в ряд с шедеврами мирового искусства, зато они, без сомнения, вызывают удивление, улыбку и делают мир хоть немного веселее.    

    Экспонаты Флорентина Хофмана не могут поместиться обычных галереях. Поэтому  они располагаются  обычно в публичных местах: в парках, в скверах, в любимых местах отдыха взрослых и детей.

    Одна из самых известных его работ – желтый резиновый утенок, созданный в рамках выставки современного искусства Estuaire 2007 – важно покачивался на волнах реки Луары (Франция) и смотрел на зрителей с высоты своего 26-метрового роста.

    На днях в акватории города Сидней появилась большая желтая уточка – гигантская копия  нашей детворы из  ванных комнат. Дружественный плавающий утенок обладает исцеляющими свойствами и может помочь в разрешении мировой напряженности. Резиновый утенок мягкий, доброжелательный и подходящий для всех возрастов! Жители этого австралийского города, а также его гости были весьма удивлены, когда в гавань вошла гигантская желтая уточка. Свидетелями этого события стали сразу 30 тысяч человек 
    Подобные игрушки есть у многих дома в ванной комнате. Они очень умилительны, а потому всегда вызывают улыбку при взгляде на них. Вот этого же эффекта и хотел добиться Флоретин Хофман, выпуская желтую утку высотой в двадцать метров в акваторию залива города Сидней.
 Художник
Флоретин Хофман просит не искать в этой своей работе никаких политических или социальных мотивов. Он призывает людей смотреть на гигантскую ванную уточку и улыбаться – никаких других целей он перед собой не ставил, создавая это  произведение искусства. 

     А знаешь ли ты, каково значение слов алфавит и азбука?

Было это давным-давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах. Им надо было общаться. И люди придумывали для этого разные способы. Например, посылали друг другу рисуночное письмо-пиктограмму. А канадские индейцы сообщали о чём-то другому племени с  помощью дыма. В Африке  для передачи сообщений люди били в барабан.  Он назывался тамтам.

    От языка сигналов, жестов, рисуночного письма люди пришли к письму буквенному. Около 5 тысяч лет назад в Египте были созданы иероглифы. Слово «иероглиф»  означает «священные знаки». Каждый иероглиф – это слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

    Первый в мире алфавит был создан 2 тысячи лет назад финикийцами. Он состоял из 22 согласных звуков. Слово алфавит создано по названию первых букв «альфа» и «вита».

    В 10 веке русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство. Он хотел, чтобы русичи тоже были образованными и велел двум братьям Кириллу и Мефодию создать русскую азбуку. Они стали переводить греческие богослужебные книги на славянский язык, чтобы люди ходили в церковь и могли понимать грамоту. Братья усовершенствовали греческий алфавит и приспособили его к славянской азбуке. Слово азбука создано по названию первых букв «аз» и «буки». По имени старшего брата азбуку назвали кириллицей. (из энциклопедии)

    Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Ажар  жила  в  небольшом  городе  на  севере  страны.  Отец  девочки  был инженером-строителем, а мама — учительницей. Старший брат Ажар недавно окончил институт и вернулся в родной город. Теперь он инженер-строитель и работает вместе с отцом.

   Ажар долго не могла решить — кем она будет, когда окончит школу. Она думала,  что  тоже  может  стать  инженером  и  вместе  с  отцом  и  братом  будет строить свой город, который она очень любит. Но профессия мамы тоже нравилась Ажар. В школе, где училась Ажар, еѐ мама  была  учительницей  русского  языка  и  литературы.  Уроки  мамы  были очень интересными. Мама учила своих учеников любить литературу и русский язык. Многие ученики мамы хотели стать преподавателями. И только Ажар не могла решить — кем стать.

    Однажды,  когда  Ажар  училась  в  десятом  классе,  сильно  заболела  еѐ подруга. Четыре месяца она не ходила в школу. И очень часто Ажар приходила к своей подруге. Она  занималась  с  подругой  историей,  математикой,  русским  языком, физикой, химией. Учителя составили специальный план для больной девушки и давали ей  задания.  Все  хотели  помочь  ей,  но  больше  всех  помогала  Ажар.  Подруга называла Ажар «моя учительница».

    Пришла  весна.  Нужно  было  сдавать  экзамены.  Врачи  уже  разрешили подруге Ажар ходить в школу. Девушки вместе готовились к экзаменам. Ажар была очень рада, когда еѐ подруга хорошо сдала все экзамены. И  тогда  Ажар  поняла,  кем  она  хочет  стать  —  учительницей  и  только

учительницей  


Предварительный просмотр: