Проект Кувадка

Кравцова Любовь Валерьевна

Проект Кувадка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kuvadka_2020_g.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение « Начальная школа — Детский сад « Страна Чудес»

Первая младшая группа

                                               

                 

Автор: Кравцова Л.В..

           .

                                                                                                                                                                                                                         

Улан- Удэ

2020 г

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Кукла-оберег Кувадка»

Адресация проекта

Дети первой младшей группы, родители, воспитатели.

Руководитель проекта

Кравцова Любовь Валерьевна – воспитатель  первой младшей группы .

Участники проекта

Дети и родители первой младшей группы, воспитатель.

Возраст воспитанников

2-3 года

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

-познавательно-творческий

По количеству создателей:

-парный

По количеству участников:

-групповой

По продолжительности:

-краткосрочный

По профилю знаний:

-межпредметный

По уровню контактов и масштаба:

-на уровне образовательного учреждения                  

Цель проекта

Приобщение детей, родителей к культуре коми народа, формирует представления об этнокультурном разнообразии народов Коми.  Ознакомление  детей с народным  творчеством на примере народной игрушки: куклы - Кувадки

Ресурсы проекта

Традиционные и тряпичные куклы

Пальчиковые игрушки

Театральная ширма и атрибуты для народных сказок

Уголок ряжания с Коми народными костюмами

Книги- раскладушки «Народные игрушки»

Материал для изготовления кукол ( лоскуты ткани, наполнители для объёмных деталей).

Предполагаемые продукты проекта

Результат деятельности педагогов

Продукты деятельности:

-Тематическое планирование по теме «Создание народной тряпичной Коми куклы»;

-Создание мини- музея «Народная тряпичная кукла»

- конспекты образовательных ситуаций

-подборка хороводных игр для детей младшего возраста

-народная кукла Кувадка

- подборка консультаций для родителей

- Практикум для родителей  «Изготовление куклы оберега Кувадка»

- Консультации для педагогов «Истории возникновения народных тряпичных кукол»

Результат деятельности родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ

Повышение уровня степени информированности родителей об исторических сведениях этнокультурного содержания.

Аннотация

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень важно формировать у детей первые представления об окружающем мире. В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идёт активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры,  обычаям своего народа. Одним из средств, обеспечивающих возможность формирования у дошкольников эмоционально положительного отношения к окружающему миру, приобщения их к культурному наследию является устное народное творчество. Народная кукла всегда давала детям большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время красивую и многофункциональную игрушку. Но в наши дни народная  кукла почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена.

Данный проект направлен на развитие творческого начало, воображение, фантазию на основе ознакомления с традициями  своего народа.

В наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов – дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры.

Этапы проектной деятельности:

I. Подготовительный этап

- Изучение литературы по проблеме,

- Подбор художественной литературы по теме проекта,

- Подбор игровых ситуаций

- Подборка цифровых образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций).

- Подбор музыкальных произведений для слушания, для заучивания,

- Подбор материала для родителей по теме проекта.

II. Организационный этап

-Подбор пособий для работы с детьми.

-Пополнение окружающей среды»,

- Подготовка материала для продуктивной деятельности с детьми.

- Создание мини- музея в группе « Народная тряпичная кукла».

III. Практический этап

- Совместные мероприятия с родителями и детьми.

-Творческие задания для родителей.

-Беседы, наблюдения, НОД с детьми.

IV. Заключительный этап

- Оформление выставки « Из бабушкиного сундучка».

- Презентация проекта на уровне МБДОУ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:                                  

Ранний период детства –это и есть та колыбель,

в которой растёт и развивается творческая личность.

Эту колыбель бережно лелеют самые близкие взрослые - родители и педагоги.

Поэтому так важно, чтобы ход движения  колыбели был синхронным,

а взаимодействие – гармоничным.

В. Манова-Томова.

     Народная игрушка – это бесценное сокровище, истоки детства и культуры. Игровая культура народов всего мира формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного быта. Народная кукла всегда давала детям большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время красивую и многофункциональную игрушку. Но в наши дни народная  кукла почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена.

Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей.  Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и индивидуально. Тряпичная кукла, как игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. В старину куклы мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней.

Тряпичные куклы это куклы выполненные в традициях, сложившихся в народе. Это куклы, которые делали из пришедших в негодность деталей одежды.

 В старину лицо кукле не рисовали, так как считали, что она приобретёт душу и сможет навредить ребёнку. Такие куклы назывались безликими. В безликости же традиционной куклы заключалась её безвредность для ребёнка.

Кувадка - одна из первых кукол которая встречает ребёнка, едва он появится на свет. Это кукла, которую делали, чтобы «обмануть», сбить с толку злых духов и тем самым защитить новорождённых младенцев. Для её изготовления используют лоскутки яркой ткани и надёрганные из них нити. Подвешивают этих кукол над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке должно быть обьязательно нечётным.

 С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребёнка, развивает его воображение, чем кукла, имеющая конкретное лицо. Таких кукол делали из ткани, свернутой валиком, и поэтому называли « закрутками». А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком к празднику. Куклы, сделанные своими руками, станут единственными и неповторимыми, самыми любимыми наших детей и прочно займут своё место в кроватке у ребёнка.

Интересны ли народные рукотворные куклы нашим детям и какое место занимают они в их игре? Способствуют ли куклы возникновению сюжетно – ролевой игры, и как ребёнок использует их в своей игровой деятельности? На эти вопросы мы хотим ответить, установив партнёрские отношения между родителями и детьми. И в совместной деятельности с педагогами по изготовлению кукол. Мы считаем, что используемые в воспитательном процессе традиций коми культуры невозможно без поддержки семьи. Несомненно, успешным залогом взаимодействия с семьей являются разнообразные формы работы с родителями. Например, мастер-классы по изготовлению народной тряпичной куклы.

Народная тряпичная кукла должна  стать своеобразным отличительным знаком нашей группы в детском саду. Обучая детей изготавливать народные куклы, мы хотим  убедиться, что это увлекает как девочек, так и мальчиков. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатство фантазии детей и нестандартность их мышления, с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы.  Результат – яркий, пестрый, праздничный хоровод кукол. А главная ценность народной куклы – ее прекрасная способность дарить детям радость.  

Ожидаемый результат: развитие интереса, любви к народной игрушке, и к искусству народов Коми. В ходе организации и проведении проекта установить партнёрские отношения между детьми, родителями  педагогами, благодаря совместной деятельности по изготовлению кукол.

Интеграция образовательных областей при реализации проекта:

Познавательное развитие:

- Экскурсия в мини – музей.

- Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок « Коми народная игрушка».

- Беседа с детьми « Тряпичные куклы».

Чтение художественной литературы:

Народная сказка «Матушкина кукла». Стихи о куклах, авторы (Г.Заславская, Л.Рубальская, В. Берестов). Чтение потешек, поговорок, загадок.

Игровая деятельность:

- Дидактическая игра  «Кто ты куколка моя?», «Узнай по описанию»;

- Игровая ситуация «Кукла Таня в гостях у ребят»;

- «Волшебный сундучок»;

- Коми народные игры (подвижные, малоподвижные);

- Сюжетно – ролевые игры «Деревенская семья», « Дочки- матери».

 Речевое развитие:

- Чтение коми народной сказки «Куколка  Стригушка», автор Татьяна Кирюшатова;

- Рассматривание тряпичных кукол;

- Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке « Терешечка»;

- Пальчиковая игра « Игрушки»;

- Беседа по картине «Моя любимая игрушка»;

- Чтение стихотворения Т. Днепровской « Бабушка Танюшке куклу подарила».

Музыкально - театрализованная деятельность:

- Разучивание коми народных  потешек, прослушивание народных песен- закличек,

прослушивание хороводных и колыбельных песен;

- Показ кукольного театра с тряпичными куклами.

Художественно-эстетическое развитие:

- Лепка «Украсим сарафанчик нашей кукле»;

- Рисование «Ягодки для мишки»;

- Рисование «Украсим тарелочки»;

- Изготовление с детьми  куклы кувадки для выставки.

 Работа с родителями:

- Консультация «Народная  кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре»;

- Поиск информации вместе с родителями воспитанников по теме « Кукла – кувадка»;

- Мастер – класс «Изготовление тряпичной куклы кувадки»;

- Круглый стол «Народная кукла в игре современных детей. Ваше мнение»;

- Оформление информационного стенда « Социокультурная и развивающая роль тряпичной куклы в семье»;

- Подбор картинок, иллюстраций, фотографий;

- Подборка стихов, загадок, пословиц и поговорок о труде.

  Предполагаемый результат работы над  проектом:

- Повышение интереса к коми народной кукле;

- Активизация словарного запаса детей;

- Повышение познавательной активности детей;

- Усиление ресурсного обеспечения группы;

- Изготовление кукол  для выставки;

- Презентация.

.

                                                           

                                                     

Пояснительная записка

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, считаю, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.

Результатом работы по данной теме, явилось то, что у детей появились знания о народных игрушке, процессе изготовления тряпичной куклы из разных материалов

Таким образом, использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня  воспитательно - образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций, в результате совместной творческой деятельности педагога, родителей по осуществлению намеченных мероприятий в положительную сторону изменились представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень их знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков. Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними  Таким образом эта тема как никогда актуальна в образовательной организации и нами был разработан детско- родительский проект: «Кукла - оберег Кувадка».

Цель:  повышение степени информированности родителей ( законных представителей) об исторических сведениях этнокультурного содержания.

Исходя из цели наметили задачи:

. Развитие у детей познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле.  

. Развитие мелкой моторики рук на основе обучению действия с тканью, из которой сделаны куклы.

. Привлечение родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.

На втором этапе разработали перспективный план по теме на основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребёнка. Для реализации поставленных задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность и систематизировали работу.

Разработали комплекс определённых занятий по художественно- эстетическому развитию « Украсим сарафанчик нашей кукле», « Ягодки для миши», уделили внимание чтению художественной литературы: Т. Кирюшатова « Куколка Стригушка», чтение стихотворения Т, Днепровской « Бабушка Танюшке куклу подарила». .Подобрали дидактические игры: «Закончи узор», «Узнай по описанию», «Народные промыслы», «Составь картинку».

Для реализации проекта было необходимо создать развивающую среду. В ходе проекта пополнили уголок по этнокультурному развитию новыми пособиями. Нами был подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал.

При реализации третьего этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

1.Проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом по теме. Реализовывалась следующая непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Кукла Таня в гостях у ребят», Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке « Терешечка»

2.Для работы с родителями воспитанников подобрали информацию в родительский уголок «Социокультурная и развивающая роль тряпичной куклы в семье»,  Консультация «Народная  кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре».

3.Совместно с родителями наши воспитанники изготовили тряпичные куклы Кувадки.

На следующем четвёртом этапе оформили продукты проектной деятельности:

педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;

дети: выставка тряпичных кукол.

Мы считаем, что дошкольники получили возможность узнать много интересного о Коми  народной кукле Кувадке. У детей повысился уровень знаний, расширился кругозор. Дети в своём творчестве  получили  ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!».  Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта. Мы постарались донести до наших взрослых и детей заботу человека  о природе, о необходимости её охраны. Значит наш проект познавателен и полезен. На заключительном пятом этапе выступили с презентацией проекта для коллег.

Проанализировав работу по проекту, можно утвердительно сказать, что перед  педагогами открывается возможность попробовать свои силы в личностно – ориентированном подходе в организации воспитательно – образовательного процесса.

Занятия с детьми дошкольного возраста с тряпичной куклой помогают педагогам и родителям более успешно устанавливать психологически комфортный контакт с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат;

В процессе работы над созданием куклы, у детей развивается моторика пальцев, закрепляются навыки работы с ножницами, нитками. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты; гармонично сочетать их по цвету, следить за правилами экономии материала; в работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, кусочков пряжи..

Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий  разовьется мелкая моторика  рук.

Мы думаем, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.  Также считаем, что использование в воспитательном процессе традиций коми культуры невозможно без поддержки семьи. И нам удалось установить тесное сотрудничество с родителями. Во время реализации проекта родителями воспитанников принимали активное участие не только в совершенствовании предметно пространственной среды, но и были непосредственными участниками воспитательного процесса, совместно с детьми.

Народная традиционная кукла является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. 

Литература:

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.

4.И.Н. Котова, А.С. Котова . Русские обряды и традиции .Народная Кукла .-СПб: «Паритет» 2008.

5.Е. В.Берестнёва Н. В.Догаева. Кукольный сундучок.- Москва «Белый город»

6.  h​t​t​p​:​/​/​p​e​r​u​n​i​c​a​.​r​u​/​t​r​a​d​i​c​i​i​/​1​5​2​7​-​r​u​s​s​k​i​e​-​o​.​.​.​&​n​b​s​p​;​Р​у​с​с​к​и​е​&​n​b​s​p​; ​о​б​р​я​д​ы и традиции. Народная кукла

                                                                                                                       

                                                                                                                               Приложение 1

НОД по художественному творчеству

Рисование  «Ягоды для мишки»

 

Цель; Побуждать детей доступными средствами выразительности (точками)изображать ягоды и угощать ими игрушку, которая ребенку нравится.

Программное содержание: Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить детей рисовать нетрадиционным методом, путём нанесения точек на лист бумаги ватной палочкой. Закреплять знание красного цвета. Развивать воображение, мелкую моторику рук, мышление. Воспитывать отзывчивость, желание помочь.

Материал: Кукла, игрушка мишка, гуашь красного цвета, влажные салфетки, тарелочки из белой бумаги, ватные палочки, картинки с ягодами.

Ход деятельности:

Воспитатель – Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. А поедем мы туда на поезде. Я предлагаю вам взять сегодня с собой на прогулку нашу куклу Машу. Вставайте друг за другом, прицепляйте вагончики.

Вот поезд наш едет, колёса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу»-

Пыхтит паровоз далеко, далеко

Ребят он повёз

Воспитатель – Вот мы и приехали. Посмотрите как красиво кругом! Солнышко сияет, деток согревает! Ёлочки зелёные стоят вокруг. Ой, а я вижу, что за ёлкой кто-то прячется. Дети, посмотрите кто это?

Дети – Мишка!

Медвежонок – Здравствуйте, дети!

Дети – Здравствуй, мишка!

Медвежонок – Ребята, возьмите меня с собой погулять, а то мне так скучно здесь одному

Воспитатель – Возьмём мишку с собой?

Дети – Да!

Воспитатель – Наши ребята очень дружные и мы тебя возьмём гулять вместе с нашей куклой Машей.

С медвежонком мы вдвоём

Погулять сейчас пойдём (гуляют)

Мы побегаем немножко (бегают)

И сердито топнем ножкой (топают)

А потом мы в лес пойдём (шагают)

Много ягод наберём! А какие ягоды вы знаете (По картинкам дети называют чернику, клубнику, малину, бруснику и др.) Какого цвета ягоды?

Воспитатель – Ой, ребятки, а ягодки в лесу зимой растут? (нет). А мишка мне сказал, что он очень кушать хочет. Что же делать? Как мишке помочь? Давайте мы с вами нарисуем ему ягодки, которые будут лежать на тарелочке. Садитесь за столы. А кукла Маша будет нам помогать. Посмотрите, какого цвета у вас на столах стоит краска? Дети – Красного!

– Правильно, мы будем рисовать ягодки красного цвета. А рисовать ягодки мы будем с помощью ватных палочек. Посмотрите на меня. Я наберу на палочку краску. Вот так, макну в краску и приложу к бумаге. Получилась ягодка. Так мы с вами наполним тарелочки ягодками. А потом вытрем пальчик и влажной салфеткой. Дети рисуют, а воспитатель следит за работой и помогает.

– Кто закончил, не забывайте вытирать пальчики влажной салфеткой. Молодцы ребятки, полные тарелочки ягод нарисовали.

Мишка

 – Ну, спасибо, малыши.

Потрудились от души.

Все старались, рисовали.

Ну, а если не устали,

Предлагаю поплясать,

Порезвиться, поиграть.

Воспитатель – Ребятки, сейчас будем играть с мишкой и куклой?

Игра «Мишка и дети»(Используется шапка медведь)

Мишка по лесу гулял,

Долго, долго он искал,

Сел под ёлку, задремал

Стали деточки плясать,

Стали ножками стучать.

Мишка, Мишенька, вставай

Наших деток догоняй!

(Медвежонок просыпается и догоняет детей.) Игра проводится 2-3 раза.

Мишка – Вот, какие мы друзья! Очень всем доволен я!

А теперь мне в лес пора, До свиданья, детвора!

Спасибо вам за ягоды!

Дети – До свиданья мишка.

Мишка уходит за ёлку.

Воспитатель – Ну, а нам ребята, пора возвращаться в детский сад. Вставайте друг за  другом, берите нашу куклу Машу за руку и в путь. Прицепляйте вагончики.

Вот поезд наш едет, колёса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу»-

Пыхтит паровоз Далеко, далеко.

Воспитатель – Вот мы и приехали в детский сад. Понравилась вам наша прогулка?

Кто вместе с нами сегодня отправился на прогулку? ( Кукла Маша)

Кого мы с вами встретили в лесу(Мишку).

А что мы для мишки рисовали(Ягодки).

 Молодцы ребята.

Приложение 2

НОД  по «Художественно-эстетическому развитию» (Рисование)

На тему: «Украсим кукле тарелочки»

Предварительная работа: чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

Программное содержание:

1.Учить детей наносить яркие мазки, пятнышки     на бумаге.

2.Формировать умение работать кистью – держать кисть чуть выше железного наконечника, набирать краску, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску.

3.Продолжать учить детей работать с красками. закреплять знание основных цветов.

4.Развивать чувство формы и ритма.

5.Воспитывать самостоятельность.

 Оборудование: игрушки: кукла, мягкие игрушки ,готовые «Тарелки» из белой бумаги с узором, листы белой бумаги круглой формы, кисти, краски гуашь, салфетки по количеству детей, баночки с водой, мольберт.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришёл в гости! Это кукла. Её зовут Маша. Давайте поздороваемся с Машей.

Дети: Здравствуй Маша!

Маша: Здравствуйте ребята!

Маша: Я пришла к вам за помощью. У меня скоро праздник. Ко мне придут гости. Все мои тарелочки белого цвета, а я хочу, чтоб они были яркие, нарядные. Ребята, я прошу вас помочь украсить мои тарелочки.

Воспитатель:  Давайте поможем Маше! ( Да)

Воспитатель: Вот Маша принесла много белых тарелочек(показывает белые круги). Мы сейчас с вами раскрасим тарелки  узором  разного цвета. Давайте повторим, какие цвета бывают.

Воспитатель показывает тарелки с узором разного цвета, дети называют цвета.

Дети выбирают себе краску, берут «тарелку» белого цвета.

Воспитатель : Ребята, посмотрите , какие у меня получились тарелочки. Сейчас я покажу вам, как мы будем украшать тарелочки. Берём кисточку и макаем ей в водичку, потом в краску снимая лишнюю и наносим пятнышки по всей тарелке, это у нас получается узор.

Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием! Давайте оставим ваши работы высыхать, а мы с вами пойдём немного отдохнём.

Физминутка:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

                                                                                                                 

                                                                                                                     Приложение 3

НОД по рисованию «Красивое платье для куклы Тани»

Цель: Закрепить умение детей пользоваться красками.

Задачи:

1. Учить использовать для рисования нестандартное оборудование – штампы.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Закрепить основные цвета.

4. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Материал: листы бумаги с изображением силуэта платья, штампы, гуашь трех цветов, салфетки, кукла.

Ход занятия:

Появляется кукла с испачканным лицом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришел?

Правильно, это кукла. Зовут ее Таня! Но что же произошло с нашей куклой? Таня, почему ты такая чумазая?

Ребятишки, кукла сказала, что она ходила гулять и не заметила, как испачкалась.

Послушайте я прочитаю вам стихотворение. Оно, наверное, про нашу куклу.

Читаю стихотворение А Барто и П. Барто «Девочка чумазая».

-Почему девочку называли чумазой? Где испачкалась девочка?

-Молодцы! Давайте поможем нашей кукле Тане. Мы вымоем ей лицо!

Мою лицо кукле, привлекаю к помощи детей.

-А теперь давайте постираем ей платье.

Пальчиковая гимнастика «Стирка»

Ох, испачкалась одежда

Мы ее не берегли

Обращались с ней небрежно

Мяли, пачкали в пыли,

надо нам ее спасти

И в порядок привести

В тазик воду наливаем

Порошочку засыпаем

Всю одежду мы замочим

Пятна тщательно потрем

Постираем, прополощем

Отожмем ее, встряхнем

А потом легко и ловко

Всю развесим на веревках

А пока одежда сохнет

Мы попляшем и покружимся.

-Ребята, платье у куклы мы выстирали, а в чем же она будет ходить?

Посмотрите, у меня есть вот такие белые платья. Давайте украсим их и подарим нашей кукле.

(Показываю приемы рисования штампами в виде различных фигурок. Обращаю внимание на равномерное распределение рисунка. Предлагаю детям выбрать тот рисунок, который им понравился. Контролирую приемы работы, помогаю затрудняющимся детям.)

 После выполнения детьми работ, раскладываю их на столе.

-Таня, тебе понравились наши платья?

-Ребята, платья очень понравились Тане! Она говорит вам спасибо и предлагает поиграть в прятки.

«Игра в прятки.»

Кукла Таня убежала, ах куда она пропала

Ну-ка, Кира, поищи, с куклой Таней ты спляши.

(Кира выходит, находит куклу и пляшет с ней).

Повторяю игру 2- 3 раза.

Молодцы, ребята! Кукле Тане пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ней.

(Кукла прощается и уходит)

Приложение 4

Социокультурная и развивающая роль тряпичной куклы.

Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение. Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернутся в мир детства.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Самой любимой игрушкой для ребенка всегда будет та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией.

Одна из форм нашей работы с детьми направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений. В своей работе мы стараемся приобщить детей к чарующему миру куклы, дать возможность ребенку попробовать изготовить игрушку своими руками.

Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Самой  любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

Конечно, основное назначение кукол это игра. Но с педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как: средство для изучения традиционного семейного уклада, средство для изучения народного костюма, средство для изучения годового цикла народных праздников. Она является средством воспитания, способствует развитию творческой личности в процессе ее теоретического и практического изучения на занятиях народного творчества: керамики, народной живописи, фольклора, устного народного творчества.

Таким образом, из всего выше сказанного можно подвести итог, что занятия конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет нашим ребятам чувствовать себя увереннее в жизни.

Приложение 5

Народная   кукла   как   средство   приобщения  ребенка  к   народной   культуре.

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает  народная  игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании я обучения детей. Уходят корнями в глубь веков и, будучи тесно связанной с укладом жизни семья, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

Всем известен  народный  обычай дарить детям  куклы . В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые потехи с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5—6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в первые десятилетия ХХ в. была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; в иных избах их было до сотни.

Куклы в разных странах делаются по- разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные — таинственность.

Самобытна русская кукла: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия... В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По  народным  поверьям,  кукла  с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.

Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.

Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задавали ребятам. Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!». Сердца детей наших покорила кукла Барби. Началось ее победное наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби? Вот что пишет американский терапевт и сексолог Джек Уилки:

«Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».

Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIХ в., а в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказалась именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», — писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная  кукла  воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной  народной   куклы . Пусть дети делают ее сами из подручного материала.  Куклы  будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная  кукла  не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая  кукла  как человек:

единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.

Плохо, если нет  кукол , сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная  кукла  дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети . Мы убеждены, в настоящее время традиционная  народная  игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду уважение к родной  культуре  и своей земле.