Программы внеурочной деятельности

Программы внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-e_kl_yunyy_himikbessonova.doc218 КБ
Файл himiya_vokrug_nas_7-e_klbessonova.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной

образовательной программе

МБОУ «СОШ № 7»

  Приказ от 20.04.2020 № 256

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

__________ Р.М.Сагитдинова Протокол от 20.05.2021

 

Управляющего совета от 28.05.2021

__________ Розуман С.А.

Протокол от 28.05.2021

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР

МБОУ «СОШ №7»

_______Н.В. Крохалева

20.05.2021

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №7»

________ Е.И.Суровцова

01.06.2021 приказ № 412

Педагогический совет от 28.05.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Юный химик»

(8 класс – 1 час в неделю, 35часов в год)

 

 

                                                       Составитель: учитель биологии, химии

             Бессонова Г.А.    

 

           

Нефтеюганск, 2021

Пояснительная записка

Образовательная программа «Юный химик» имеет НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ, направленность и предназначена  для   дополнительного образования детей.

Программа разработана на основе нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р)      
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
  4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

Актуальность: программы «Юный химик» заключается в том, что в ходе ее реализации совершенствуются умения учащихся решать расчетные задачи, знакомятся с различными способами их решения, углубляются знания учащихся, вырабатываются умения самостоятельно применять приобретенные знания. Решение задач – это важный прием, обеспечивающий более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии.

Педагогическая целесообразность: Умение решать задачи по химии – один из основных критериев творческого усвоения предмета. Через решение задач различных типов и уровней сложности может быть более эффективно освоен курс химии. Решение задач повышенного уровня сложности практически не изучается в школьном курсе. Однако при сдаче ЕГЭ по химии учащиеся должны обладать определенным уровнем химических знаний в этой области. Поэтому программа «Юный химик» необходима.

Цель и задачи:

Цели реализации программ дополнительного образования соответствуют целям школы.

Цели реализации основной образовательной программы основного  общего образования МБОУ «СОШ №7» направлены на обеспечение освоения школьниками общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.  Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации учащихся.

  • Всестороннее, гармоничное развитие личности через сбалансированное сочетание процессов обучения, воспитания и развития личности ученика.
  • Формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта познания и самопознания.
  • Создание условий для социального самоопределения личности, формирования знаний об отношениях человека к природе, к себе,
    к другим людям, обществу, государству, нормам, регулирующим эти отношения.
  • Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
  • Способствовать становлению человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В системе дополнительного образования кружок «название кружка» реализует цель и задачи:

 

Цель кружка:

  • формирование познавательного интереса к химии ,дисциплинам естественнонаучного цикла
  • подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии;

 Задачи кружка:

       Образовательные:

  • совершенствовать навыки химического эксперимента;
  • подготовить учащихся к практической деятельности;
  • создать условия для совершенствования работы с компьютером, поиска необходимой информации, подготовки презентаций, защиты своих работ.

      Воспитательные:

  • развить творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся;
  • сформировать позитивный осознанный выбор профессии;

      Развивающие:

  • развивать познавательные интересы и творческие способности;

формировать научную картину мира.

Возрастная ориентация программы: программа дополнительного образования «Юный химик» ориентирована на возрастные особенности детей  14-15 лет, различные  подходы к содержанию программы обеспечивают усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с возрастом.

Сроки реализации:  данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим  занятий:  занятия проводятся один раз в неделю. Занятие длительностью  40 минут. Применение различных форм занятий помогает оптимизировать учебный процесс:

  • сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
  • практические (лабораторные работы, эксперименты);
  • коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры).

Особенности содержания

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Лаборатория кабинета химии: реактивы, посуда, оборудование.

Лабораторное оборудование. Демонстрационное оборудование. Нагревательные приборы и нагревание. Правила пользования нагревательными приборами. Аппарат Киппа, газометр. Вытяжной шкаф и его использование для проведения опытов. Муфельная печь. Реактивы и их классы. Техника безопасности при работе в кабинете химии. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Вода. Растворы.

Вода – основа жизни на Земле. Вода в быту. Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Вода – универсальный растворитель. Растворы. Приготовление растворов. Растворимость. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Задачи на приготовление растворов.

Решение задач с использованием понятия массовая доля растворённого вещества.

Воздух.

Состав воздуха. Кислород. Оксиды. Горение.  

Источники загрязнения воздуха. Выбросы автотранспорта.

Источники радиоактивного излучения.

Кислород и озон – аллотропные модификации кислорода. Круговорот кислорода. Проблема озоновых дыр.

Воздух – неисчерпаемое сырье. Азот – основная часть воздуха. Применение азота.

Эксперименты с кислородом:

получение кислорода, сжигание кислорода, атомарный кислород.

Водород. Круговорот водорода, содержание водорода в космосе, источники водорода на земле.

Приручены, но опасны.

Кислоты и работа с ними. Распознавание кислот и их свойства. Индикаторы. Серная кислота. Первая помощь при кислотных ожогах. Азотная кислота. Необычные свойства азотной кислоты. Травление азотной кислотой металлов. Получение под тягой «бурого газа». Распознавание азотной кислоты.

Нитраты. Свойства нитратов – солей азотной кислоты. Обнаружение нитратов. Соляная, или хлороводородная кислота. Щёлочи и работа с ними. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах. Ядовитые соли и работа с ними. Первая помощь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов. Горючие вещества и смеси. Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси. Органические растворители. Ацетон и его свойства. Ацетон как растворитель.

Нефть и нефтепродукты. Свеча. История возникновения свечи. Виды свечей.

Химические  реакции.

Типы химических реакций в неорганической химии. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Расчеты по химическим уравнениям. Реакции ионного обмена. Генетическая связь между классами соединений. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

  • Творчески мыслящие, умеющие без опаски обращаться с веществами и знающие их практическое значение, экологически грамотные выпускники. Учащиеся должны осознать очевидный факт: химия не более опасна, чем любая другая наука, - опасно её непонимание или пренебрежение законами, что ведёт к созданию экологически неполноценных технологий и производств, опасно сознательное использование достижений химической науки и химической промышленности во вред человеку.
  •   Выпускники, владеющие навыками логического мышления, выработанными в результате решения расчётных задач.
  •   Выпускники с привитыми навыками самостоятельной работы с дополнительной учебной, научной, научно-популярной литературой по предмету, электронными ресурсами, умеющие найти необходимую им информацию.

Формы годовой промежуточной аттестации: зачет

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕКОГО КОНТРОЛЯ

№п/п        

Сроки                

Знания, умения, навыки, которые контролируются

Форма подведения итогов

1.        

Сентябрь

Уметь обращаться с лабораторным оборудованием

Демонстрация

2.        

Ноябрь        

Знать ценность воды и ее применение

Презентация

3.        

Апрель         

Изготовление свечей в домашних условиях

Демонстрация

4.        

Май         

Умения записывать химические уравнения

Контрольная работа

Учебно-тематический план

п/п

Тематика и содержание программы

Кол-во часов

по теории

Кол-во часов

по практике

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

1

1

3

Знакомство с лабораторным оборудованием

1

1

4

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории

1

1

5

Нагревательные приборы и пользование ими

1

1

6

Взвешивание,  фильтрование и перегонка

1

1

7

Выпаривание и кристаллизация

1

1

8

Основные проблемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами

1

1

9

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

1

1

10

Кристаллогидраты

1

1

11

Химия и медицина

1

1

12

Вода – основа жизни на Земле

1

1

13

Вода в быту

1

1

14

Источники загрязнения воды

1

1

   15

Просмотр научно-популярного фильма «Вода»

1

1

   16

Вода – универсальный растворитель. Растворы

1

1

  17

Состав воздуха. Кислород. Оксиды

1

1

 18

Кислород и озон – аллотропные модификации кислорода

1

1

 19

Воздух – неисчерпаемое сырье. Азот – основная часть воздуха. Применение азота.

1

1

 20

Эксперименты с кислородом

1

1

 21

Водород

1

1

 22

Кислоты и работа с ними

1

1

 23

Азотная кислота

1

1

 24

Серная кислота

1

1

 25

Соляная кислота

1

1

 26

Щёлочи и работа с ними. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах

1

1

27

Ядовитые соли и работа с ними. Первая помощь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов.

1

1

28

Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.

1

1

29

Свеча. История возникновения свечи. Виды свечей. Свеча с точки зрения химика. Фитиль. Изготовление свечей. Практическая работа «Изготовление свечи из хозяйственного мыла»

1

1

30

Типы химических реакций в неорганической химии

1

1

31

Расчеты по химическим уравнениям

1

1

32

Ионные уравнения. Уравнения диссоциации.

1

1

2

33

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

1

1

2

ИТОГО:

13

22

35

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Содержание

1

Вводное занятие

Периодический закон Д. И. Менделеева, строение атомов и свойства химических элементов

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

Техника безопасности при работе в кабинете химии. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях

3

Знакомство с лабораторным оборудованием

Лаборатория кабинета химии: реактивы, посуда, оборудование.

Лабораторное оборудование. Демонстрационное оборудование. Нагревательные приборы и нагревание. Правила пользования нагревательными приборами. Аппарат Киппа, газометр. Вытяжной шкаф и его использование для проведения опытов. Муфельная печь. Реактивы и их классы

4

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории

Правила хранения материалов и реактивов в химической лаборатории

5

Нагревательные приборы и пользование ими

Правила пользования нагревательными приборами

6

Взвешивание,  фильтрование и перегонка

Взвешивание,  фильтрование и перегонка

7

Выпаривание и кристаллизация

Выпаривание и кристаллизация

8

Основные проблемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами

Основные проблемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами

Лабораторные способы получения неорганических веществ

9

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

Растворы. Приготовление растворов. Растворимость.  Массовая доля растворённого вещества в растворе. Задачи на приготовление растворов.

10

Кристаллогидраты

Кристаллогидраты

11

Химия и медицина

Химия и медицина

12

Вода – основа жизни на Земле

Вода – основа жизни на Земле. Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Вода – универсальный растворитель

13

Вода в быту

Вода в быту. Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Вода – универсальный растворитель

14

Источники загрязнения воды

Источники загрязнения воды

15

Просмотр научно-популярного фильма «Вода»

Просмотр научно-популярного фильма «Вода»

16

Вода – универсальный растворитель. Растворы

Вода – универсальный растворитель. Растворы. Приготовление растворов. Растворимость

17

Состав воздуха. Кислород. Оксиды

Состав воздуха. Кислород. Оксиды. Горение.

  Источники загрязнения воздуха. Выбросы автотранспорта.

Источники радиоактивного излучения

18

Кислород и озон – аллотропные модификации кислорода

Кислород и озон – аллотропные модификации кислорода. Круговорот кислорода. Проблема озоновых дыр

19

Воздух – неисчерпаемое сырье. Азот – основная часть воздуха. Применение азота.

Воздух – неисчерпаемое сырье. Азот – основная часть воздуха. Применение азота

20

Эксперименты с кислородом

Эксперименты с кислородом:

получение кислорода, сжигание кислорода, атомарный кислород

21

Водород

Водород. Круговорот водорода, содержание водорода в космосе, источники водорода на земле. Получение водорода и изучение его свойств

22

Кислоты и работа с ними

Кислоты и работа с ними. Распознавание кислот и их свойства. Индикаторы

23

Азотная кислота

Необычные свойства азотной кислоты. Травление азотной кислотой металлов. Получение под тягой «бурого газа». Распознавание азотной кислоты.

Нитраты. Свойства нитратов – солей азотной кислоты. Обнаружение нитратов

24

Серная кислота

Серная кислота. Первая помощь при кислотных ожога

25

Соляная кислота

Соляная, или хлороводородная кислота. Органические растворители. Ацетон и его свойства. Ацетон как растворитель.

Нефть и нефтепродукты

26

Щёлочи и работа с ними. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах

Щёлочи и работа с ними. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах

27

Ядовитые соли и работа с ними. Первая помощь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов.

Ядовитые соли и работа с ними. Первая помощь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов. Горючие вещества и смеси

28

Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.

Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси

29

Свеча. История возникновения свечи. Виды свечей. Свеча с точки зрения химика. Фитиль. Изготовление свечей. Практическая работа «Изготовление свечи из хозяйственного мыла»

Свеча. История возникновения свечи. Виды свечей

30-31

Типы химических реакций в неорганической химии

Типы химических реакций в неорганической химии. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ

32-33

Расчеты по химическим уравнениям

Расчеты по химическим уравнениям. Реакции ионного обмена. Генетическая связь между классами соединений. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

34-35

Ионные уравнения. Уравнения диссоциации.

Ионные уравнения. Уравнения диссоциации

Дата

Тема занятия

Содержание

1

Вводное занятие

Периодический закон Д. И. Менделеева, строение атомов и свойства химических элементов

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

Техника безопасности при работе в кабинете химии. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях

3

Знакомство с лабораторным оборудованием

Лаборатория кабинета химии: реактивы, посуда, оборудование.

Лабораторное оборудование. Демонстрационное оборудование. Нагревательные приборы и нагревание. Правила пользования нагревательными приборами. Аппарат Киппа, газометр. Вытяжной шкаф и его использование для проведения опытов. Муфельная печь. Реактивы и их классы

4

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории

Правила хранения материалов и реактивов в химической лаборатории

5

Нагревательные приборы и пользование ими

Правила пользования нагревательными приборами

6

Взвешивание,  фильтрование и перегонка

Взвешивание,  фильтрование и перегонка

7

Выпаривание и кристаллизация

Выпаривание и кристаллизация

8

Основные проблемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами

Основные проблемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами

Лабораторные способы получения неорганических веществ

9

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

Растворы. Приготовление растворов. Растворимость.  Массовая доля растворённого вещества в растворе. Задачи на приготовление растворов.

10

Кристаллогидраты

Кристаллогидраты

11

Химия и медицина

Химия и медицина

12

Вода – основа жизни на Земле

Вода – основа жизни на Земле. Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Вода – универсальный растворитель

13

Вода в быту

Вода в быту. Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Вода – универсальный растворитель

14

Источники загрязнения воды

Источники загрязнения воды

15

Просмотр научно-популярного фильма «Вода»

Просмотр научно-популярного фильма «Вода»

16

Вода – универсальный растворитель. Растворы

Вода – универсальный растворитель. Растворы. Приготовление растворов. Растворимость

17

Состав воздуха. Кислород. Оксиды

Состав воздуха. Кислород. Оксиды. Горение.

  Источники загрязнения воздуха. Выбросы автотранспорта.

Источники радиоактивного излучения

18

Кислород и озон – аллотропные модификации кислорода

Кислород и озон – аллотропные модификации кислорода. Круговорот кислорода. Проблема озоновых дыр

19

Воздух – неисчерпаемое сырье. Азот – основная часть воздуха. Применение азота.

Воздух – неисчерпаемое сырье. Азот – основная часть воздуха. Применение азота

20

Эксперименты с кислородом

Эксперименты с кислородом:

получение кислорода, сжигание кислорода, атомарный кислород

21

Водород

Водород. Круговорот водорода, содержание водорода в космосе, источники водорода на земле. Получение водорода и изучение его свойств

22

Кислоты и работа с ними

Кислоты и работа с ними. Распознавание кислот и их свойства. Индикаторы

23

Азотная кислота

Необычные свойства азотной кислоты. Травление азотной кислотой металлов. Получение под тягой «бурого газа». Распознавание азотной кислоты.

Нитраты. Свойства нитратов – солей азотной кислоты. Обнаружение нитратов

24

Серная кислота

Серная кислота. Первая помощь при кислотных ожога

25

Соляная кислота

Соляная, или хлороводородная кислота. Органические растворители. Ацетон и его свойства. Ацетон как растворитель.

Нефть и нефтепродукты

26

Щёлочи и работа с ними. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах

Щёлочи и работа с ними. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах

27

Ядовитые соли и работа с ними. Первая помощь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов.

Ядовитые соли и работа с ними. Первая помощь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов. Горючие вещества и смеси

28

Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.

Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси

29

Свеча. История возникновения свечи. Виды свечей. Свеча с точки зрения химика. Фитиль. Изготовление свечей. Практическая работа «Изготовление свечи из хозяйственного мыла»

Свеча. История возникновения свечи. Виды свечей

30-31

Типы химических реакций в неорганической химии

Типы химических реакций в неорганической химии. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ

32-33

Расчеты по химическим уравнениям

Расчеты по химическим уравнениям. Реакции ионного обмена. Генетическая связь между классами соединений. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

34-35

Ионные уравнения. Уравнения диссоциации.

Ионные уравнения. Уравнения диссоциации

Материально-техническое обеспечение (оснащение кабинета)

  1. Персональный компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Мультимедийный проектор
  4. Мобильный класс

Список учебно-методической литературы для учителя

  1. СЕ. Мансурова, Г.Н. Кокуева «Следим за окружающей средой нашего города», Москва, ВЛАДОС, 2010.
  2. Занимательная химия: Тематические кроссворды, сост. О.В. Галичкина.- Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии : 8-11 классы: Методическое пособие.- М: Вентака - Граф, 2005. О.С. Аранская, И.В. Бурая.
  4. Экология в экспериментах. Методическое пособие. -М: Вентана - Граф, 2012. Нечаева Г.А., Федорос Е.И.
  1. 1.Наука и жизнь, №7, 2011.
  2. Юный химик, №1, 2010.
  3. http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов.
  4. http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
  5. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК.
  6. http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
  7. http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.
  8. http://college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия. http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
  9. http://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.

Список литературы для учащихся

  1. Занимательная химия: Тематические кроссворды, сост. О.В. Галичкина.- Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Начала химического эксперимента : Практические занятия по химии. Под редакции проф.Е.Е. Минченкова .- М.: Школьная пресса, 2011. Журин А.А., Зазнобина Л.С.
  3. www.seed.slb.com

Приложение 1

Дата

Проведено

Тема занятия

1.

Вводное занятие

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

3

Знакомство с лабораторным оборудованием

4

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории

5

Нагревательные приборы и пользование ими

6

Взвешивание,  фильтрование и перегонка

7

Выпаривание и кристаллизация

8

Основные проблемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами

9

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

10

Кристаллогидраты

11

Химия и медицина

12

Вода – основа жизни на Земле

13

Вода в быту

14

Источники загрязнения воды

15

Просмотр научно-популярного фильма «Вода»

16

Вода – универсальный растворитель. Растворы

17

Состав воздуха. Кислород. Оксиды

18

Кислород и озон – аллотропные модификации кислорода

19

Воздух – неисчерпаемое сырье. Азот – основная часть воздуха. Применение азота.

20

Эксперименты с кислородом

21

Водород

22

Кислоты и работа с ними

23

Азотная кислота

24

Серная кислота

25

Соляная кислота

26

Щёлочи и работа с ними. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах

27

Ядовитые соли и работа с ними. Первая помощь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов.

28

Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.

29

Свеча. История возникновения свечи. Виды свечей. Свеча с точки зрения химика. Фитиль. Изготовление свечей. Практическая работа «Изготовление свечи из хозяйственного мыла»

30

Типы химических реакций в неорганической химии

31

Типы химических реакций в неорганической химии

32

Расчеты по химическим уравнениям

33

Расчеты по химическим уравнениям

34

Ионные уравнения. Уравнения диссоциации.

35

Ионные уравнения. Уравнения диссоциации.



Предварительный просмотр:

Приложение к основной

образовательной программе

МБОУ «СОШ № 7»

  Приказ от 20.04.2020 № 256

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

__________ Р.М.Сагитдинова Протокол от 20.05.2021

 

Управляющего совета от 28.05.2021

__________ Розуман С.А.

Протокол от 28.05.2021

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР

МБОУ «СОШ №7»

_______Н.В. Крохалева

20.05.2021

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №7»

________ Е.И.Суровцова

01.06.2021 приказ № 412

Педагогический совет от 28.05.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Химия вокруг нас»

(7 класс – 1 час в неделю, 35часов в год)

 

 

                                                       Составитель: учитель биологии, химии

             Бессонова Г.А.    

 

             

Нефтеюганск, 2021

Пояснительная записка

Данная рабочая программа конкретизирует содержание курса внеурочной деятельности, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Химия вокруг нас" рассчитана на учащихся 7 класса. Данный курс позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний по химии. Курс рассчитан на 35 учебных часов, 1 час в неделю. Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту.

Данный курс предназначен как для учащихся 7 классов, желающих связать свою будущую профессию с химией или медициной и ставящих своей целью сдачу экзамена по химии на Государственной итоговой аттестации (ГИА), так и для учащихся, желающих увеличить свой багаж химических знаний, более глубоко понимать современный мир бытовой химии.

Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии. Кроме того данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов).

Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе. Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. Курс внеурочной деятельности направлен так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений.

Цели изучения курса внеурочной деятельности  "Химия вокруг нас":

  • обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы;
  • расширение знаний учащихся о применении веществ в быту и мерах безопасного обращения с ними;
  • создание условий для самооценки подготовленности учащихся к продолжению естественнонаучного образования в средней школе.
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, в повседневной жизни;
  • овладение умениями наблюдать химические явления в повседневной жизни;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

                                                 Планируемые результаты

Личностные результаты освоения учебного курса:

обучающийся научится:

 осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты освоения учебного курса:

Регулятивные УУД обучающийся научится:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
  • ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
  • планировать ресурсы для достижения цели.
  • называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.

Познавательные УУД Обучающийся научится:

  • анализировать, сравнивать,  классифицировать  и  обобщать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений.

 осуществлять        сравнение,        классификацию,        самостоятельно выбирая основания  и

критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее  установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик обьекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.).

 преобразовывать        информацию        из        одного вида        в другой (таблицу в текст и пр.).

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • давать определения понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • учитывать  разные мнения  и  интересы  и  обосновывать  собственную позицию.

Предметные результаты освоения учебного курса:

  • давать определения изученных понятий;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
  • описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.
  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Содержание курса.

Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами (5 часов)

Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук.

Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами.

Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через кожу, через органы дыхания).

Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие).

Ожоги. Классификация ожогов. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

Первая медицинская помощь при отравлениях.

Тема 2. Пищевые продукты (7 часов)

Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.

Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.

Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.

Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.

Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.

Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет.

Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов фаст-фуда.

Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.

Тема 3. Домашняя аптечка (4 часа)

Лекарства.Сроки годности  лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства.

Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины.

Инструкции по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания.

Правила употребления лекарств. Почему нельзя употреблять лекарства без назначения врача.

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

Практическая работа. Домашняя аптечка.

Тема 4. Косметические средства и личная гигиена (4 часа) Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос.

Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.

Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.

Тема 5. Средства бытовой химии (5 часов)

Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.

Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми.

Удобрения и ядохимикаты.

Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.

Практическая работа. Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии.  

                                          Тема 6. Химия и экология. (7 часов)

Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны.

Вода.  Вода  в  масштабах  планеты.  Круговорот  воды  в  природе.  Питьевая  вода  и  её  запасы.

Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.

Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения.

Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов.

Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.

Практические работы. Органолептические свойства воды. (Сравнение различных видов воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования.)

Изучение состава почвы. (Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя.)

Защита проектов (3 часа)

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.

Искусственная пища: за и против.

Правильное питание – основа здорового образа жизни.

Химия в моём доме.

Из истории моющих средств.

Как и чем мыть посуду.

Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.

Чистящие и моющие средства.

Домашняя аптечка.

Антисептические препараты.

Лекарства против простуды.

 

Учебно-тематический план:

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащего

                      Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами (5 часов)

1

Химия и её значение.

1

обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию;

анализировать, сравнивать, классифицировать  и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах.

2

Вещества в быту.

1

3

Отравления бытовыми веществами. Первая медицинская помощь при отравлениях.

1

4

Ожоги. Первая медицинская помощь при ожогах.

1

5

Практикум

1

составлять инструкцию безопасного

обращения с веществами;

проводить наблюдение и эксперимент под

руководством учителя.

                                         Тема 2. Пищевые продукты (7часов)

6

Основные питательные вещества.

1

давать определения понятиям;

анализировать, сравнивать  и  обобщать

факты и явления; структурировать  изученный материал и  химическую  информацию, полученную из других источников; оценивать  жизненные  ситуации  с  точки зрения   безопасного образа жизни   и сохранения здоровья.

7

Калорийность пищевых продуктов.

1

8

Основные принципы

рационального питания. Пищевые отравления.

1

9

Состав пищевых продуктов.

1

10

Вещества, используемые при

приготовлении пищи.

1

11

Продукты быстрого питания.

1

12

Напитки.

1

                                     Тема 3. Домашняя аптечка (4 часа)

13

Лекарства.

1

обобщать понятия;

осуществлять сравнение и классификацию;

анализировать, сравнивать, классифицировать  и обобщать факты и явления;

выявлять причины и следствия простых явлений; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья;

оказывать первую помощь при отравлениях

лекарственными препаратами; составлять инструкцию безопасного обращения с лекарственными препаратами.

14

Правила употребления лекарств.

Первая медицинская помощь при

отравлениях лекарственными

препаратами.

1

1

15

16

Практическая   работа. Домашняя аптечка.

1

структурировать  изученный материал и  химическую  информацию, полученную из других источников;  проводить наблюдение и  эксперимент под  руководством учителя.

              Тема 4. Косметические средства и личная гигиена (4 часа)

17

Искусственные и натуральные косметические средства.

1

обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; анализировать, сравнивать, классифицировать  и  обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

18

Косметические средства в нашем доме.

1

19

Моющие косметические средства.

1

20

Личная гигиена.

1

                                     Тема 5. Средства бытовой химии (5 часов)

21

Синтетические моющие средства.

1

обобщать понятия;

осуществлять сравнение и классификацию;

анализировать, сравнивать,

классифицировать  и  обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

22

Вещества бытовой химии для дома.

1

23

Вещества бытовой химии для дачи и огорода.

1

24

Безопасное обращение со средствами бытовой химии.

1

оценивать  жизненные  ситуации  с  точки

зрения   безопасного   образа   жизни   и

 сохранения здоровья; структурировать  изученный  материал и  химическую  информацию, полученную из других источников; составлять инструкцию безопасного обращения со средствами бытовой химии.

25

Практическая  работа.  Безопасная бытовая химия.

1

                              Тема 6. Химия и экология. (7 часов)

26

Природные ресурсы.

1

обобщать понятия;

осуществлять сравнение и классификацию;

анализировать, сравнивать, классифицировать        и        обобщать факты и явления;

 выявлять причины и следствия простых явлений.

Структурировать изученный материал

химическую информацию, полученную

из других источников; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; оценивать экологический риск взаимоотношений

человека и природы; осознавать единство и целостность окружающего мира; формировать экологическое мышление.

27

Экология воды.

1

28

Экология атмосферы

1

29

Экология почвы.

1

30

Экология и человек

1

31

Практическая  работа. Органолептические свойства воды.

1

32

Практическая работа «Изучение  

Состава почвы»

1

                                      Защита проектов (3 часа)

33-35

Защита проектов

3

демонстрировать основы химической

грамотности; представлять индивидуальные проекты по темам курса;

формировать ответственное отношение к  учению; осознавать   единство   и   целостность окружающего   мира; осуществлять диалог с другими людьми.

Литература

Для ученика:

  1. Ахабадзе А.Ф., Хрунова А.П., Васильева М.С. Как сохранить красоту и здоровье. – М: Знание,

1986

  1. Быканова Т.А., Быканов А.С. Задачи по химии с экологическим содержанием. – Воронеж, 1997
  2. Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М: НЦ ЭНАС,

2002

  1. Граусман О.М. Химические материалы, красители и моющие средства. – М: Легпромбытиздат,

1985

  1. Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки. – Волгоград: Учитель, 2004
  2. Кукушкин  Ю.Н. Химия вокруг нас: Справочное пособие. – М: Высшая школа, 1992

  1. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М: Дрофа, 2004

  1. Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005

  1. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М. Высшая школа, 1998 г.;
  2. Большая детская энциклопедия Химия.М. РЭТ, 2000.
  3. Степин Б.Д., Алиакберова Л.Ю. «Книга по химии для домашнего чтения» М. Химия. 1994.

Для учителя:

  1. Балуева Г.А. Осокина Д.Н.  Все мы дома химики. - М., Химия 1979г.;
  2. Войтович В.А. Афанасьева А.Х. Химия в быту. – Воронежское изд-во, 1986г.;
  3. Войтович В.А. Химия в быту. – М. Знание. 1980г.;

  1. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс 2 части. Дрофа, 2003г.;

  1. Юдин А.М. Химия для вас – М. Химия в быту. – М. Химия 1976г.;
  2. Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М. : Дрофа,

2008.

  1. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
  2. Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.
  3. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.

  1. Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79.

Печатные и электронные пособия.

  1. 1. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева

  1. 2. Таблица растворимости веществ
  2. 3. Правила техники безопасности при проведении химического эксперимента

  1. 8.3. Технические средства обучения.
  1. Мультимедийный компьютер с пакетом программ.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Средства телекоммунимкации (электронная почта, выход в Интернет)