Дәрестән тыш эшмәкәрлек. Внеурочная деятельность

Нугаманова Гузель Дамировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poetichneskaya_masterskaya.docx40.86 КБ
Microsoft Office document icon yunyy_matematik.doc180 КБ
Microsoft Office document icon yuid_4_kl.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Поэтическая мастерская» предназначена для обучающихся 1 класса с углубленным изучением отдельных предметов.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования. В основе программы лежат идеи начального литературного образования В. А. Левина, Л. Е. Стрельцовой, Н. Д. Тамарченко, Н. А. Чураковой.

Предметом изучения в данной программе являются произведения русских и зарубежных писателей и поэтов, используемые как средство в развитии у детей культуры художественного слова. На занятиях  художественного слова воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи.

Исходя из сказанного, можно сформулировать цели и задачи программы.

Цель программы: формирование устойчивого интереса и воспитание любви
к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала воспитанников для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.

Задачи программы:

  • добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
  • развивать умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно,
    в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
  •  учить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
  •  развивать мыслительных операций наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
  • развивать умения творчески использовать приобретённые навыки;
  • развивать умения преодолевать негативное состояние;
  • развивать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.
  • воспитывать организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

Курс будет реализован в 2019/2020 учебном году

«Художественное слово» состоит в том, что обучение детей искусству художественного чтения является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитание через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.

Литература как факт существования духовно-нравственной жизни общества остается нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей.
Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Поэтому очень важно пробуждать, а затем формировать у детей интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала
.

Возрастные особенности обучающихся позволяют использовать произведения устного народного творчества и детских авторов: сказки, стихи, басни.

Предполагаемые результаты.

К концу первого года обучения учащийся будет способен:

  • осознать необходимость для человека чёткой, осмысленной и целенаправленной речи;
  • уметь слышать и улавливать различия в человеческой речи, воспроизводить слышимое;
  • сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в жизни словесные действия, быть убедительным в передаче простейших видений, уметь общаться со слушателем.

В течение срока обучения учащиеся должны усвоить программу по дополнительному образованию, в качестве промежуточных результатов будут учитываться участие детей
в викторинах, смотрах, конкурсах, в школьных мероприятиях.

II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования

в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.

Программа внеурочной деятельности «Художественное слово» направлена
на изучение искусства слова (формирование коммуникативных навыков взаимного сотрудничества, самосовершенствования), а также культуры отношений: внутрисемейное общение, личностно-ориентированное общение в кругу друзей и знакомых, внутришкольное общение.

Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие.

Дети приходят в первый класс школы со своим характером, со своими потребностями. Школа, новые требования, общение со сверстниками являются стрессовыми ситуациями,
в которых ребёнок часто теряется, не знает, как себя вести. Часто это ведёт
к неординарному поведению, становится проблемой для ребёнка, родителей, учителя. Художественное слово помогает войти в мир через раскрепощение, раскрытие души, обретение новых представлений, новых, более высоких потребностей.

Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Ребенок живет
в слове, развивается, передает и получает информацию, следовательно, как можно больше и раньше узнаёт о слове.

Владение художественным чтением помогает детям полноценно воспринимать текст, осознавая его образную природу. Оно усиливает внимание к родному языку, развивает речевой слух; текст начинает ощущаться как живой поток, где нет пугающего набора букв и знаков препинания, а есть взаимосвязь и движение мыслей, образов, эмоций.

Занятия по художественному чтению развивают у детей выразительность речи, эмоциональную сферу и образное мышление, раскрепощают их личность, воспитывают уверенность в себе, формируя основы мировоззрения и нравственных представлений.

Программа ориентирована на реализацию коммуникативного подхода к обучению родному языку младших школьников и позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практическая часть, предполагающая работу над отдельными произведениями.

Оценивание – безотметочное.

Программой предусмотрено сотрудничество с родителями, в частности:

  • оказание помощи детям при разучивании произведений;
  • совместное с детьми и педагогом изготовление костюмов и декораций;
  • индивидуальные беседы.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий:         

1.        Игровая деятельность.

2.        Познавательная деятельность.

3.        Проблемно - ценностное общение.

4.        Досугово – развлекательная деятельность.

III.Описание места курса в учебном плане

Формой реализации внеурочной деятельности является развивающий курс, который относится к художественно- эстетическому направлению.

Развивающий курс реализуется в рамках учебного плана внеурочной деятельности для 1 – х классов, расчитан на 33 часа в год (занятия проводятся 1 раз в неделю)

Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после перерыва продолжительностью один академический час. Продолжительность занятий 40 минут.

IY.Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов обучения художественному слову является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Y.Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса внеурочной деятельности

        Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Обучающийся научится:

  • осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «я» позиции и «хороший ученик;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность)
  • основы для развития творческого воображения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса к учебному материалу;
  • любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;
  • умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
  • позитивной самооценки;
  • умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале
    в сотрудничестве с учителем;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать правильность выполнения действий по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • осуществлять первоначальный контроль своих действий;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
  • понимать фактическое содержание текста;
  • выделять события, видеть их последовательность в произведении;
  • выделять в тексте основные части;
  • выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);
  • отличать поэтический текст от прозаического;
  • узнавать сюжет по иллюстрациям;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выделять и формулировать познавательную цель;
  • структурировать знания;
  • группировать тексты по заданному основанию;
  • различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
  • работать с информацией, осуществлять поиск информации в текстах.
  • осознанно и произвольно  строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
  • воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
  • понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;
  • принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять интерес к общению и групповой работе;
  • уважать мнение собеседников;
  • преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
  • входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

 

YI.Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание предмета «Поэтическая мастерская» для 1-го класса включает следующие разделы:

Раздел

Содержание разделов

Кол-во часов на тему

Форма контроля

В мире звуков.

11 часов

Игра - путешествие

2

Культура речи

11 часов

Инсценирование сказки

3

Стихотворная речь

6 часов

Конкурс чтецов

4

Слово на ладошке.

5 часов

Викторина

Итого:

33 час

В каждом разделе в процессе различных игр дети будут учиться коммуникативным навыкам сотрудничества, расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

1 класс

1 раздел. «В мире звуков». Понятия: мимика, жесты, интонация, походка, телодвижения. Ориентирование в различных ситуациях общения. Артикуляционный аппарат и природа правильного дыхания. Тренировочные упражнения в произнесении звуков.

Речевые разминки. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

2 раздел. «Культура речи». Речевой аппарат. Культура речи. Бытовая речь и её недостатки.

Исполнительные средства выразительности. Артикуляция, динамизм, пауза. Источники средства выразительности речи. Речь монологическая и диалогическая. Роль интонации
в речевом общении. Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость
в устной речи.

Речевые разминки. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Инсценировка сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

3 раздел. «Стихотворная речь». Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность. Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений. Характерные особенности стихотворной речи. Координация слова с движением. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Упражнения
на развитие сценического (творческого) внимания, воображения и фантазии.
 Магическое «если бы». «Я» в предлагаемых обстоятельствах. «Я» – животное, птица, дерево, предмет.

Речевые разминки.  Практическая фонетика. Скороговорки. Считалки. Декламация любимых стихов. Инсценировка стихотворения. Игры со словами – двойниками. Игра
«Найди рифму».
 Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

4 раздел. «Слово на ладошке». Загадки. Декламация любимых стихов. Знакомство с докучной сказкой. Сочинение сказки. Обобщение теоретических знаний: Подведение итогов.

Речевые разминки. Загадки. Докучные сказки. Игра «Достань слово из корзинки». Викторина «Знаешь ли ты сказки?». Игра – путешествие «Волшебная шкатулка». Игра «Да – нет».

 

Технология реализации образовательной программы

 Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Основным предметом изучения и овладения на занятиях курса является выразительность чтения текстов.

Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.

Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно проводятся упражнения над интонацией.

Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности.

YII.Тематическое планирование

1 класс.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Фактическая дата

В мире звуков.

Речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика.

1

В мире безмолвия и неведомых звуков. Узнавание неречевых звуков.

1

Звуки речи. В страну слов. Первые встречи.

1

Особенности произношения согласных звуков.

1

Особенности произношения гласных звуков.

1

Особенности произношения твердых и мягких согласных звуков.

1

Речевые упражнения со звуками [Р] и [Р]

1

Речевые упражнения
на закрепление произношения звука “щ"

1

Речевые упражнения со звуками [Л] и [Л]

1

Произносите слова правильно. Ударение.

1

Путешествие в играй – городок.

1

Культура речи. Бытовая речь и её недостатки. К тайнам звуков и букв.

1

Артикуляция, динамизм, пауза - средства выразительности речи.        

1

Тембр и высота голоса-средства выразительности речи        

1

Речь монологическая и диалогическая.

1

Рассказывание, как один из видов декламации. Сказка «Три медведя»

1

Логика речи. Логическое ударение. Логическая пауза.

1

Значение орфоэпии для культуры речи.

1

Интонация в тексте.

1

Работа над сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». Выбор интонации.

1

Работа над сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». Диалоги героев.

1

Инсценировка сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»

1

Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма".

1

Характерные особенности стихотворной речи. Игра «Найди рифму».

1

Практическая фонетика. Скороговорки.                

1

Практическая фонетика. Считалки.

1

Координация слова с движением. Декламация любимых стихов.

1

Инсценировка стихотворения. Работа в группах.

1

Слово на ладошке.

1

Турнир чтецов.

1

Слово можно «прошагать». Кто дальше уйдёт? Знакомство
с докучной сказкой.

1

Достань слово из корзинки. Кто дарит нам сказки? Сочинение сказки.

1

Итоговое занятие. Чему мы научились за год.

1

YIII.Планируемые результаты изучения курса «Поэтическая мастерская»

Воспитательные результаты первого уровня  (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Обучающийся научится:

  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям;
  • работать с литературным произведением (читать, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать, анализировать, сравнивать, сопереживать героям).
  • определять жанр художественного произведения.
  • выразительно читать художественное произведение, передавая характер и настроение героев.
  • оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.

 Обучающийся получит возможность научиться

  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме;)
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведениям.

Воспитательные результаты второго уровня  (формирование позитивного отношения
к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно – познавательный интерес к художественным текстам;
  • опыт игры с элементами художественной формы;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной литературой.
  • умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
  • опыт ролевой игры;
  • опыт участия в подготовке и проведении творческой работы.

Получит возможность для формирования:

  • обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями;
  • ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному миру.

Конечный результат:

К концу первого года обучения учащиеся готовят не менее 10 произведений малых форм или небольших отрывков с учебными целями и не менее 3 к исполнению на сцене

IX. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение                                         

Источники информации

  1. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М., 1978.
  2.  Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. – М., 1989.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  4. Завадская Т.Ф. «Искусство чтения в художественном развитии младшего школьника» - М; «Просвещение», 2009.
  5. Занимательное азбуковедение / Сост. В.В. Волина. – М., 1991.
  6. Итина О.М. Единого слова ради. – М., 1985.
  7. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. – М., 1992.
  8. Клюева Н.В., Касаткина ЮВ. Учим детей общению. Я.: Академия развития, 1996.
  9. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М., 1977.
  10. Кочарян С. В поисках живого слова. – М., 1979.

11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

12. Андреева Р. П. Этимологический словарь для школьников. - СПб: Издательский Дом «Литература», 2004

13. Великие писатели: справочник школьника / О. Д. Ушаков. – СПб., 2005.

словари:

14. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Как обмануть ошибки?» Орфографический словарик для младших школьников.- Новосибирск, 1997.

15. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Шанский Н. М. «Фразеологический словарь русского языка», - Москва: АСТ; 2004

16 Грушников П.А. «Орфографический словарик»: Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1985.

17. Неусыпова Н.М. «Толковый словарик русского языка» Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1989.

18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».- Москва: Азбуковник; 2002.

19. Словарь синонимов русского языка: СПб.: ООО «Полиграф услуги», 2005

20. Толковый словарь русского языка для школьников/  Сост. Ю. В. Алабугина 2005

Фразеологический словарь русского языка для школьников/  Авт. - сост. М. А. Котова - М6 РИПОЛ классик, 2005

21. Ушакова О.Д. Говори правильно: Словарик ударений. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2006.

22. Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2008.

23. Универсальный справочник школьника. 1–4 классы / авт.-сост. Н. Ю. Дмитриева, А. В. Колпакова, С. Ю. Ращупкина. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru

4. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

5. Начальная школа Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://www.nachalka.info

6. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа: http://uroki.ru

7. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. – Режим доступа: http:// zankov.ru.

8. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

9. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

10. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

3. Наглядные пособия.

CD «Звуковая книга. Андерсон. Сказки»

CD «Звуковая книга. Гауф. Сказки»

CD «Звуковая книга. Гримм. Сказки»

CD «Звуковая книга. Кастанеда. Сказки»

CD «Звуковая книга. Пушкин. Сказки»

CD «Звуковая книга. Сказки русских писателей»

Большая детская электронная энциклопедия (CD).

4. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

5. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

 

 

 

        

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Юный математик» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2019 г.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часов (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом  

          Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

       Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания

курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

 

Особенности организации учебного процесса.

           Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

     Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 Модель занятия в 1 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

                           ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

       Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик   по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса,   сформированности  целеполагания,   развития контроля, оценки)

           В 1 классе возможно достижение результатов первого  уровня и частично второго.            

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

         Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

     

Учебно-тематический план   (33 часа)

№ занятий

Кол-во часов

Развиваемые способности

Дата по плану

Фактическая дата

1

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

3

1

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

4

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

5

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

6

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

7

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

8

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

9

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

10

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

11

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

12

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

13

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

14

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

15

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

16

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

17

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

18

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

19

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

20

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления

21

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

22

1

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

23

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

24

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

25

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

26

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

27

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

28

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

29

1

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

30

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

31

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

32

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

33

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

        

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов: 

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2019г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Рабочие тетради в 2-х частях.



Предварительный просмотр:

                                                                       

1.Пояснительная записка.

     Программа «Юные инспектора дорожного движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

     Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.

         Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.  Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся пятых классов.  Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД учащихся начальной  школы.

        Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.  Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Актуальность

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в  России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.

   Как показывает анализ происшествий с детьми,  проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят  по неосторожности детей, из-за несоблюдения или  незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:

-неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте,

-выход из-за стоящего транспорта,

-неподчинения сигналам светофора,

-нарушение правил езды на велосипедах и т.д.

     Федеральный Закон N 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» с изменениями от 5 мая 2014 года.

Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах.

  1. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.

    Цель программы - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

     Задачи программы:

  • сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
  • сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • обучить грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях  на дороге.
  • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику
  • обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
  • повысить интерес школьников к велоспорту;
  • практически закрепить знания и умения по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке;
  1. Общая характеристика учебного курса.

         Программа обучения младших школьников Правилам дорожного движения «ЮИД» - это тематическая образовательная программа по дополнительному образованию детей социального направления.

В программу «ЮИД» заложен комплексный, системный подход к обучению детей младшего школьного  Правилам дорожного движения.

 Результаты обучения детей Правилам дорожного движения должны отвечать главной задаче, стоящей перед образовательными учреждениями, педагогами, сотрудниками ГИБДД, родителями – это снижению статистики детского дорожно-транспортного травматизма, и как следствие – снижение детской смертности на дорогах.

      Образовательная программа «ЮИД» - это программа, интегрирующая в себе основное и дополнительное образование – систему организации внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения.

     Кроме того, программный материал взаимосвязан с учебными предметами «ОБЖ», «Окружающий мир» и может быть рекомендован как дополнение к реализации данных курсов. Преемственность обучения, интегрированный подход, взаимосвязь обучения Правилам дорожного движения с другими учебными предметами, вот то, что поможет любому педагогу, используя коллективную (индивидуальную), групповую, самостоятельную деятельность обучающихся, в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста обучать детей основам безопасности дорожного движения. Умелое использование современных образовательных технологий, разнообразных форм и методов обучения будет способствовать качественному усвоению детьми учебного материала.

    Программный материал также позволит активировать роль родителей в обучении детей Правилам дорожного движения, привитию интереса школьников к Правилам через совместную познавательную и практическую деятельность: экскурсии, праздники, конкурсы, викторины и др.

Формы работы: поисково-исследовательская (марафон, шефская деятельность в ДОУ, профилактическая работа (участие в акциях, профилактических мероприятиях); учебно-познавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на учебном перекрестке и мн.др.), прикладная, творческо-игровая (тематические конкурсы, слеты, фестивали, соревнования, турниры, выступления агитбригад и др.); проведение теоретических и практических занятий на специализированной учебной территории (автогородок, автоплощадка).

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, беседа, чтение, разучивание стихов, песен; прослушивание аудиороликов;

Наглядные – рисование, показ иллюстраций, пособий, занятия по прикладному и техническому творчеству; экскурсия (виртуальная, реальная), просмотр документальных и учебных фильмов; работа с учебной и специальной литературой, дидактическим материалом;

Практические – моделирование дорожной ситуации (магнитные доски, стенды по БДД), выполнение заданий в рабочих тетрадях, изготовление наглядной агитации, макетов (рисование, аппликация, макетирование); с применением игр: познавательных, ролевых (ситуативный тренинг, минутки безопасности, устный журнал и др.), спортивных, познавательных (конкурсы, турниры, олимпиады и др.); решение задач, тестовых заданий; совместное патрулирование, выставки и мн. др.

Информационные (интерактивное обучение) – электронные образовательные ресурсы, в.т.ч. ИКТ технологии с использованием мультимедийных компьютерных тестов, презентаций, компьютерных тестов, сложных программные продукты – компьютерные игры.

  1. Описание места учебного курса в учебном плане.

    В программе количество часов аудиторных – 40 %, внеаудиторных активных (подвижных) занятий – 60 %. Продолжительность занятий 45 мин. учебного времени.

Программа “ЮИД” создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ БГ с. Малояз в 4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в год.       

 

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

     Обновление содержания образования в условиях перехода на ФГО НОО предусматривает новые подходы к обучению детей младшего школьного возраста Правилам дорожного движения.

В программе используются принципы обучения:

  • связь с жизнью:
  • местный, региональный и Федеральный компонент: законодательная база в области обеспечения БДД, особенности организации дорожного движения, знакомство с пассажирским автопредприятиям, службой ГИБДД города и области, история развития Правилам дорожного движения, дорог, детского движения ЮИД ; географическое положение села, экология и дорожная безопасность;
  • преемственность в обучении;
  • личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении;
  • принцип интеграции: связь с общеобразовательными предметами эстетического, математического, естественнонаучного, гуманитарного цикла, историей, психологией, физической культурой; умственного, физического развития, транспортное воспитание в процессе сочетания различных дидактических инновационных игр, стимулирующих развитие психофизиологических качеств ребёнка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;
  • принцип политехнизма: знакомство школьников с новейшими информационными технологиями области организации дорожного движения (автоматизированная система управления дорожным движением и др.), профессиями, транспортными средствами, промышленным производством, достижениями науки техники в области дорожного движения;
  • взаимодействие социальных ролей в комплексной системе: транспортное средство – водитель – пешеход – дорожные знаки – среда;
  • система проблемно-развивающего обучения с применением творческо-поисковой деятельности школьников;
  • ситуационный метод, направленный на моделирование и анализ дорожных ситуаций.

Программа обучения младших школьников ПДД «ЮИД» способствует:

  • умственному развитию (обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, анализировать, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом и оценивать действия других, грамотно излагать мысли, отвечать на вопросы);
  • нравственному развитию (формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, в социуме, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь другим людям по мере необходимости, толерантное поведение по отношению к сверстникам, уважительное и внимательное отношение к старшим);
  • гражданско-патриотическому воспитанию с активной жизненной позицией, через привитие любви к родному краю, традициям, отношению к истории развития дорожного движения, службе обеспечивающей порядок на дорогах – ГАИ-ГИБДД, страшим товарищам ЮИД.
  • эстетическому воспитанию (обучающиеся участвуют в фестивалях, конкурсах творческих работ, рисунков, плакатов и др.; на занятиях работают с красочным наглядным и дидактическим материалом);
  • физическому воспитанию (на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры, соревнования, физкультминутки и различные двигательные задания по темам, тренинги на специализированных территориях (учебных перекрестках, автоплощадках, автогородке).

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- самостоятельность в принятии правильного решения;

- убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения ПДД;

- внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;

- здоровый образ жизни и навык самостоятельного самосовершенствования.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных  учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания  материалы и инструменты;
  • учиться предлагать свои приёмы и способы решения важных жизненных ситуаций;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной деятельности.

  • договариваться сообща;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

-знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода  улиц и дорог.

-знать названия, назначения и возможные места установки изучаемых дорожных знаков.

- определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.

- знать название, назначение дорожных знаков, изучаемых за два года обучения и места их установки.

-знать значение сигналов светофора, регулировщиков.

-знать правила безопасного поведения на городских и загородных дорогах.

-самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта.

- знать группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной разметки и виды.

-знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах.

-знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной по улице.

- безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школь

6. Содержание  учебного курса.

4-й год обучения (34 ч.)

Тема 1. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Что можно, а что нельзя делать на улицах и дорогах.

Тема 2. Типы перекрёстков.

Тема 3. Правила перехода проезжей части дороги

Тема 4. Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Тема 5. Правила перехода железной дороги.

Тема 6. Правила езды на велосипеде.

Тема 7. Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая погода!

Тема 8.Светофор и дорожные знаки.

Тема 9. Практическое занятие «Дружим мы со знаками».

Тема 10. Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте.

Тема 11. Разбор ДТП (по материалам ГИБДД) с приглашением инспектора.

Тема 12. Практическое занятие «Я у перекрёстка».

Тема 13. Пешеход на загородной дороге.

Тема 14.  Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств.

Тема 15. Настольные игры по ПДД.

Тема 16. Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№     п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Основные  виды учебной деятельности

1

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

2

Овладение практическими методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

2

Типы перекрёстков.

2

Углубленное изучение Правил дорожного движения;

Овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения

3

Правила перехода проезжей части дороги.

3

4

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

2

Овладение техническими знаниями;

5

Правила перехода железной дороги.

2

6

Правила езды на велосипеде.

2

Организация работы с юными велосипедистами;

7

Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте.

2

Организация работы на детской автоплощадке;

8

Светофор и дорожные знаки.

2

Углубленное изучение Правил дорожного движения;

9

Практическое занятие «Дружим мы со знаками».

2

10

Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая погода!

2

Овладение практическими навыками оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;

11

Разбор ДТП (по материалам ГИБДД) с приглашением инспектора.

3

12

Практическое занятие «Я у перекрёстка».

1

Организация массовых мероприятий по пропаганде ПДД в школе и внешкольных учреждениях;

13

Пешеход на загородной дороге.

2

14

Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств.

3

15

Настольные игры по ПДД.

3

Участие в слетах, смотрах, конкурсах и соревнованиях.

16

Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

1

Итого

34

 Обучающиеся 4-го года обучения:

знают:

  • правовые основы области обеспечения БДД на территории РФ, в Международном праве;
  • правила движения специальных транспортных средств;
  • о деятельности ГИБДД;
  • приемы маневрирования на велосипеде, транспортными средствами;
  • закономерности выбора скоростного режима в различных климатических условиях;
  • правила дорожного движения касающиеся остановки, стоянки ТС, приемов пользования внешними световыми приборами;
  • ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД;
  • виды транспорта: водный, воздушный;
  • об истории развития деятельности отрядов ЮИД, положение об отрядах ЮИД.

умеют:

  • определять безопасные места для игр на улице;
  • определять направление движения транспортных средств; правостороннее и левостороннее движение;
  • умеют оценивать и анализировать действия других участников движения в реальных условиях дорожного движения;
  • выполнять объемные конструкции из бумаги;
  • решать экзаменационные билеты по ПДД на ПК;
  • вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в ДТП;
  • применять на практике главное правило БДД: «Оцени, спланируй, действуй».

владеют:

  • приемами безопасного перехода проезжей части дороги по регулируемым и нерегулируемым перекресткам, пешеходным переходам;
  • осознанными навыками безопасного поведения в условиях улично-дорожной сети;
  • культурой участников дорожного движения через демонстрационное поведение (пешеход-пассажир-водитель

             Календарно-тематическое планирование «ЮИД» 4 класс.

№     п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

1

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

2

2

Типы перекрёстков.

2

3

Правила перехода проезжей части дороги.

3

4

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

2

5

Правила перехода железной дороги.

2

6

Правила езды на велосипеде.

2

7

Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте.

2

8

Светофор и дорожные знаки.

2

9

Практическое занятие «Дружим мы со знаками».

2

10

Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая погода!

2

11

Разбор ДТП (по материалам ГИБДД) с приглашением инспектора.

3

12

Практическое занятие «Я у перекрёстка».

1

13

Пешеход на загородной дороге.

2

14

Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств.

3

15

Настольные игры по ПДД.

3

16

Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

1

Итого

34