Тәрбиә эше. Воспитательная работа

Нугаманова Гузель Дамировна

Воспитательные планы, разработки мероприятий, планы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий осеннего бала в 1 классе


  • Музыка вступления

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости и родители!

Осень- это прекрасное время года. Сколько впечатлений дарит она человеку! Природа очаровывает своей красотой и таинственностью.

Осень нас к себе на бал

Нынче пригласила.

Чтоб никто не опоздал

Осень попросила.

И вот мы здесь. Сверкает зал.

Теплом согреты лица.

Пришла пора открыть наш бал

Нам надо торопиться.


- Ребята, как вы думаете, кто будет гостьей на нашем празднике?

Послушайте:

Солнышко не хочет землю согревать,

Листья пожелтели, стали опадать.

Часто дождик льется, птицы улетают,

Урожай в саду и в поле убирают.

Кто из вас, ребята, знает,

Это всё когда бывает?


Дети. Осенью!


Учитель: Правильно, ребята, пришла к нам золотая осень. Очень красивое, но

немного грустное время года...

Нет, грустить нам не годится,

Давайте будем веселиться!

На праздник Осень позовем,

Станцуем, весело споем,

Для Осени стихи расскажем

И в играх все себя покажем!

Повторяйте все за мной: «Осень, Осень, приходи, волшебство нам подари!»


Дети. Осень! Осень! Приходи! Волшебство нам подари!


Учитель: - Скажем дружно, 7 – 8,

 «Осень, осень, в гости просим!»

(Все повторяют)


Учитель: - С мамами, папами - объединяйтесь,

  Ну - ка, еще раз слова повторяйте!

Все:

- Осень, осень, в гости просим!


Учитель:

- Девочек наших

  Станцевать попросим,

  Пусть рябинки позовут

К нам на праздник Осень.


(Девочки исполняют танец под красивую музыку, в руках они держат рябины, в конце танца выстраиваются коридором, а после выхода Осени убегают на места)


  • Танец с рябинами


  • Музыка Осени (под музыку входит Осень с букетом осенних листьев в руке.)


Осень:

Вы обо мне? А вот и я.

Привет осенний вам друзья!

Не виделись мы целый год,

За летом- следом мой черед.



Учитель: Здравствуй, осень,

Здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы осень спросим:


Хором: что в подарок принесла?


Осень: принесла я вам муки.


Хором: значит будут пироги.


Осень: принесла вам гречки.


Хором: каша будет в печке.


Осень: принесла вам груши.


Хором: мы их впрок насушим.


Осень: а уж яблоки как мёд

На варенье, на компот.

Принесла вам мёду полную колоду.


Хором: Ты и яблок, ты и хлеба,

Ты и мёду принесла,

А хорошую погоду

Ты нам, осень припасла?


Осень: Дождику вы рады?


Хором: НЕ хотим, не надо.


  • Музыка брызгания (ОСЕНЬ ПРОХОДИТ ВОКРУГ ДЕТЕЙ, НЕМНОГО ОБРЫЗГИВАЯ ИХ ВОДОЙ)

Учитель: Осень, ты видишь, что ребята у нас такие смелые, что дождик им не помеха. Мы станцуем танец.


  • Песня «Злая тучка»


Осень: К вам на праздник я пришла не одна, с собою братьев привела.


  • Музыка братьев (выход осенних месяцев)


Сентябрь: - Опустел уже наш сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли,

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к вам пришел?

(Сентябрь)

(мальчик в короне Сентября, встает рядом с Осенью).


Октябрь:

- Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц – подскажи?

(Октябрь)

Ноябрь:

- Поле белым-белым стало,

Вот уж с неба валит снег,

И уже похолодало,

Льдом сковало воды рек,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

(Ноябрь)


Учитель:  Сейчас мы узнаем, что в лукошке принесла нам осень.

Осень: Чтобы это узнать, вам надо будет загадки разгадать.

Загадки для гостей и родителей.

Бледная она стоит,

 У неё съедобный вид.

 Принесешь домой - беда,

 Будет ядом та еда.

 Знай, что этот гриб - обманка,

Враг наш - бледная...   (поганка)

Он в лесу стоял,

 Никто его не брал,

 В красной шапке модной,

Никуда не годный.

(Мухомор)

На поляне лесной,

 Под могучей сосной

 Старый старичок,

 На нем бурый колпачок

 Колпачок на бочок,

 Кто в лесу бывает,

 Тот его и знает.

 (Боровик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Кто в серой, кто в зелёной,

Кто в розовой, кто в жёлтой

Ты их бери, не мешкай,

Ведь это – ...(сыроежки)

В шляпе розовой, мохнатой,

 Но не выглядит растяпой.

 Будто плюшевое ушко,

 Для соления …(волнушка)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые ...(лисички)

Я родился в день дождливый

 Под осиной молодой,

 Круглый, гладенький, красивый,

 С ножкой толстой и прямой.

 (Подосиновик)

На пеньке сидят братишки.

Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята

Называются ...(опята)

Осень: Молодцы, как хорошо вы знаете грибы. Мне очень приятно.

Учитель: А ещё мы знаем много песен об осени. Давайте, ребята споём песню Осени.

Учитель: А что еще, кроме ярких листьев и грибов, приносит нам осень?

(овощи и фрукты). Тише, ребята! Вы слышите, кто-то спорит?

СЦЕНКА: "Спор овощей"

Учитель:

Урожай у вас хорош,

Уродился густо:

И морковка, и картошка,

Белая капуста,

Баклажаны синие,

Красный помидор

Затевают длинный

И серьёзный спор.

Морковь:

Кто из нас из овощей

И вкуснее, и нужнее?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Выскочил горошек -

Ну и хвастунишка!

Горошек:

Я такой хорошенький,

Зелёненький мальчишка.

Если только захочу

Всех горошком угощу!

От обиды покраснев,

Свёкла вдруг сказала:

Свёкла:

Дай сказать, хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Надо свёклу для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай,

Лучше свёклы нету!

Капуста:

Ты уж, свёкла, помолчи,

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец:

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска:

Я - румяная редиска

Поклонюсь вам низко-низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь:

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку -

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Тут надулся помидор

И промолвил строго.

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Витаминов много в нём,

Мы его охотно пьём.

Лук:

У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще.

И тогда как верный друг

К вам придёт зелёный …

Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? - Я вам друг,

Я - простой зелёный лук.

Картошка:

Я, картошка, так скромна.

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Баклажаны:

Баклажанная икра

Так вкусна, полезна … 

Спорить бесполезно!

Раздается стук в дверь. Входит витаминка.

Витаминка:

Здравствуйте!

О чём спорите, друзья?

Морковь:

Кто из нас - из овощей,

Всех вкусней и всех важней?

Кто при всех болезнях

Будет вам полезней?

Витаминка:

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключенья,

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее?

Осень: Запомните, что в овощах много витаминов и они очень полезны!


Учитель: Многие писатели и поэты посвящали осени стихи, рассказы, сказки, фильмы. Сейчас я предлагаю всем посмотреть сказку .

Родителям и гостям показываем презентацию «Наш веселый первый класс» (фото- презентация о первых днях ребенка в школе). Затем, после просмотра. Звучит музыка и начинается сказка.

Сценка: «Сказка про  репку»

Ведущий:

Дедка репку посадил...

Дедка репке говорил:

Дед:

Ты расти, расти большая.

Стань богатым урожаем,

Чтоб тобой я мог гордиться.

Принесу тебе водицы,

Удобрений ведер пять…

Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущий:

Спит дедулька без забот.

Репка между тем растет,

Да воюет с сорняками:

Их ногами, и руками…

Вот уж осень на дворе.

Зябким утром в сентябре

Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед:

Ах, я старый разоспался.

Репку уж пора тянуть.

Подросла, гляжу чуть-чуть.

Ай, да репка уродилась!

Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.) 

Морковка:

Экий дедка ты неловкий!

Я - не репка, я - морковка.

Не умыл ты видно глаз.

Репки я стройней в сто раз.

И оранжевей к тому же.

Коль салат корейский нужен,

Без меня ты пропадешь…

Сок морковный не попьешь,

В супе мне замены нет…

И еще один секрет.

Я богата витамином

Всем полезным каротином.

Я - отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Что такое, что за чудо,

Может, выспался я худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька, постой,

Репку вытяну другую.

Картошка:

Ой, ой, ой,

Я протестую!

Я - не репка. Я - Картошка!

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова

Ясно ведь как дважды два:

Если в супе нет картошки,

Ни к чему брать в руки ложку.

Я для чипсов слышишь, дед,

Самый главный компонент.

В жарком масле, вот смотри

Стать могу картошкой фри,

Я - твой главный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Я ж опять пойду по репку.

Как сидит в землице крепко!

Ай да репка, вот те на!

Капуста:

Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся,

Сериалов насмотрелся,

Может с печки ты упал?

Раз капусту не узнал.

Я на репку непохожа

У нее одна одежа,

У меня ж их целых сто!

Все без пуговок…

А то…

Я - хрустящая капуста!

Дед:

Милости прошу… в корзину.

Это что за чудеса?

Вот уж битых два часа

Я провел на огороде.

Где же репка! Эта вроде…

Свекла:

Снова дед не угадал.

Знать очки ты потерял,

Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой перепутал.

Я в сто раз ее красней,

И полезней и вкусней!

Свеклы нет и нет борща,

В винегрете и во щах…

Я одна - источник цвета!

А свекольная котлета -

Это просто объеденье!

Сто процентов - похуденье.

Я - отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

И тебе найдется место.

Только все же интересно

Где же репка? Может эта?

Лук:

Я почти того же цвета,

Но не репка, старичок,

Я - твой репчатый лучок!

Пусть немного и коварен,

Но в народе популярен.

Самый вкусный шашлычок

Тот, в котором есть лучок.

Все меня хозяйки знают

В суп и в кашу добавляют,

В пирожки, в грибы, в отвар…

Я для вирусов - кошмар!

Даже грипп меня боится…

Хоть сейчас готов сразиться.

Я - отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Вечер уж к концу подходит.

Месяц на небо выходит.

Да и мне домой пора.

Завтра с самого утра

Стану репку вновь искать,

А теперь охота спать.

Репка:

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это репка.

Дед:

Ух, тяжелая корзина,

Пригодилась бы машина…

Знатный вырос урожай!

Бабка, занавес давай,

Сказочке пришел конец.

Тот, кто слушал, молодец.

Ждем от Вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов…

Ведь артисты-то старались,

Пусть слегка и растерялись.

Учитель:  Спасибо тебе, Осень, что к нам пришла,

                  Спасибо, что сыновей своих привела,

                  Спасибо тебе за богатый урожай,

                  Приходи к нам ещё, не забывай!

Осень дарит ребятам и их родителям воздушные шары, к которым на ленте привязаны осенние листики с пожеланиями.

  О с е н ь.           До свиданья! До свиданья!

                          Помашу вам на прощанье.

                          В гости к вам ещё приду,

                          Только в следующем году!

Учитель: А теперь для осени споем песню на прощанья «Листопад»

Учитель: Ну как же на празднике обойтись без конкурсов?

Конкурсы (под музыку)

1. Игра – эстафета «Уборка урожая».

Дети делятся на 2 команды. Перед каждой командой – куча овощей. Их нужно перевести на грузовых машинах к противоположной стене.

2. Ну, вот убрали урожай, теперь можно и подкрепиться.

Конкурс для родителей и детей.

Кто быстрее накормит свою маму, своего папу овощным салатом.

3. Конкурс «Угадай-ка»

Дети загадывают овощ или фрукт, который увидели в пакете, описывают то, что увидели, остальные ребята отгадывают.

5. «Собери грибы». Собери съедобные грибы в корзину.



Предварительный просмотр:

СЦЕНКА: "Спор овощей"

Осень:

Урожай у вас хорош,

Уродился густо:

И морковка, и картошка,

Белая капуста,

Баклажаны синие,

Красный помидор

Затевают длинный

И серьёзный спор.

Морковь:

Кто из нас из овощей

И вкуснее, и нужнее?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Выскочил горошек -

Ну и хвастунишка!

Горошек:

Я такой хорошенький,

Зелёненький мальчишка.

Если только захочу

Всех горошком угощу!

От обиды покраснев,

Свёкла вдруг сказала:

Свёкла:

Дай сказать, хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Надо свёклу для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай,

Лучше свёклы нету!

Капуста:

Ты уж, свёкла, помолчи,

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец:

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска:

Я - румяная редиска

Поклонюсь вам низко-низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь:

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку -

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Тут надулся помидор

И промолвил строго.

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Витаминов много в нём,

Мы его охотно пьём.

Лук:

У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще.

И тогда как верный друг

К вам придёт зелёный …

Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? - Я вам друг,

Я - простой зелёный лук.

Картошка:

Я, картошка, так скромна.

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Баклажаны:

Баклажанная икра

Так вкусна, полезна …

Спорить бесполезно!

Раздается стук в дверь. Входит витаминка.

Витаминка:

Здравствуйте!

О чём спорите, друзья?

Морковь:

Кто из нас - из овощей,

Всех вкусней и всех важней?

Кто при всех болезнях

Будет вам полезней?

Витаминка:

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключенья,

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее?

Сценка: «Сказка про  репку»

Ведущий:

Дедка репку посадил...

Дедка репке говорил:

Дед:

Ты расти, расти большая.

Стань богатым урожаем,

Чтоб тобой я мог гордиться.

Принесу тебе водицы,

Удобрений ведер пять…

Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущий:

Спит дедулька без забот.

Репка между тем растет,

Да воюет с сорняками:

Их ногами, и руками…

Вот уж осень на дворе.

Зябким утром в сентябре

Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед:

Ах, я старый разоспался.

Репку уж пора тянуть.

Подросла, гляжу чуть-чуть.

Ай, да репка уродилась!

Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.) 

Морковка:

Экий дедка ты неловкий!

Я - не репка, я - морковка.

Не умыл ты видно глаз.

Репки я стройней в сто раз.

И оранжевей к тому же.

Коль салат корейский нужен,

Без меня ты пропадешь…

Сок морковный не попьешь,

В супе мне замены нет…

И еще один секрет.

Я богата витамином

Всем полезным каротином.

Я - отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Что такое, что за чудо,

Может, выспался я худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька, постой,

Репку вытяну другую.

Картошка:

Ой, ой, ой,

Я протестую!

Я - не репка. Я - Картошка!

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова

Ясно ведь как дважды два:

Если в супе нет картошки,

Ни к чему брать в руки ложку.

Я для чипсов слышишь, дед,

Самый главный компонент.

В жарком масле, вот смотри

Стать могу картошкой фри,

Я - твой главный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Я ж опять пойду по репку.

Как сидит в землице крепко!

Ай да репка, вот те на!

Капуста:

Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся,

Сериалов насмотрелся,

Может с печки ты упал?

Раз капусту не узнал.

Я на репку непохожа

У нее одна одежа,

У меня ж их целых сто!

Все без пуговок…

А то…

Я - хрустящая капуста!

Дед:

Милости прошу… в корзину.

Это что за чудеса?

Вот уж битых два часа

Я провел на огороде.

Где же репка! Эта вроде…

Свекла:

Снова дед не угадал.

Знать очки ты потерял,

Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой перепутал.

Я в сто раз ее красней,

И полезней и вкусней!

Свеклы нет и нет борща,

В винегрете и во щах…

Я одна - источник цвета!

А свекольная котлета -

Это просто объеденье!

Сто процентов - похуденье.

Я - отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

И тебе найдется место.

Только все же интересно

Где же репка? Может эта?

Лук:

Я почти того же цвета,

Но не репка, старичок,

Я - твой репчатый лучок!

Пусть немного и коварен,

Но в народе популярен.

Самый вкусный шашлычок

Тот, в котором есть лучок.

Все меня хозяйки знают

В суп и в кашу добавляют,

В пирожки, в грибы, в отвар…

Я для вирусов - кошмар!

Даже грипп меня боится…

Хоть сейчас готов сразиться.

Я - отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Вечер уж к концу подходит.

Месяц на небо выходит.

Да и мне домой пора.

Завтра с самого утра

Стану репку вновь искать,

А теперь охота спать.

Ух, тяжелая корзина,

Пригодилась бы машина…

Знатный вырос урожай!

Бабка, занавес давай,

Сказочке пришел конец.

Тот, кто слушал, молодец.

Ждем от Вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов…

Ведь артисты-то старались,

Пусть слегка и растерялись.



Предварительный просмотр:

План воспитательной работы 1 а класса МБОУ БГ с. Малояз МР Салаватский район

на 2019-2020 учебный год

Классный руководитель Нугаманова Гузель Дамировна

Цель воспитательной работы в 1 а  классе

Создание условий для воспитания личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции, условий, способствующих физическому и нравственному развитию.

Формирование личности, способной к  самореализации, стремящейся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственной, патриотической, здоровой духом и телом.

Воспитательные задачи:

 формировать у детей устойчивую самостоятельность в разных видах деятельности;

 формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей;

 воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;

 потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

 развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного поведения;

 организация эффективной работы органов ученического самоуправления класса;

 привлечение семьи к организации воспитательного процесса в классе;

№ п/п

Направления

деятельности

Мероприятия

Сроки

Примечание

СЕНТЯБРЬ

  1. Месячник профилактики и предупреждения детского травматизма (ПДД, ПБ, ЧС).
  2. Месячник профилактики преступлений, правонарушений, безнадзорности.
  3. Декада профилактики терроризма (1 сентября – Всемирный день мира; 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом; 9 сентября – Международный день памяти жертв фашизма) с 01.09.16 по 10.09.16 г.
  4. Международный день мира (21 сентября).

1.

Я и Я

Торжественная линейка «День Знаний»

Вовлечение учащихся в кружки и секции

В течение месяца

Участие в муниципальных, районных конкурсах

В течение месяца

Беседа  «Я – ученик. Права и обязанности»

В течение месяца

Акция «Тепло наших сердец», посвящённая Дню пожилого человека

послед. неделя месяца

3.

Я и семья

Выставка-конкурс рисунков«С любовью к селу»

15.09.18г

4.

Я и мое Отечество

Урок Мира посвящённый годовщине трагических событий в г. Беслане и дню солидарности в борьбе  с терроризмом

05.09

Исторический час «Гордо реет флаг державный»

В течение месяца

Мероприятия по выполнению программы «Закон обо мне.  Мне о законе». Беседа  «Я – ученик. Права и обязанности»

В течение месяца

5.

Я и планета

Проведение инструктажа по ТБ в праздничные дни сентября

28.08-01.09

День безопасности дорожного движения под девизом «День знаний и правил дорожного движения»

02.09

Акция «Мы идем в пожарную часть»

10.09

Мероприятия в рамках месячника пожарной безопасности: уроки знаний, викторины, ролевые игры и т.д.

В течение месяца

Кл. часы, внеклассные мероприятия по профилактике травматизма (ПДД, ПБ, ЧС). Пятиминутки безопасности

 В течение месяца

День памяти «Нет жертвам ДТП» к 26 сентября

4 неделя месяца

6.

Я и культура

Урок «Моя будущая профессия»

20.09

Организация дежурства в классах

Постоянно

7.

Я и гимназия

Формирование ученических активов в классах

В течение месяца

8.

Работа с родителями

Общешкольное родительское собрание

02.09

Октябрь

  1. Месячник благоустройства школьной территории
  2. Международный день пожилых людей (1 октября)
  3. Международный день учителя (5 октября)
  4. Осенний декадник «Безопасные каникулы» (29.10.2018 - 05.11.2018)

1.

Я и Я

Работа школьных кружков. Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и секции

В течение месяца

Участие в муниципальных, районных и областных конкурсах, олимпиадах

В течение месяца

2.

Я и семья

Операция «Моя рука в твоей руке» ко дню пожилого человека.

1 неделя месяца

Конкурс фотографий «моя природа»

1 неделя

Месяца

3.

Я и культура

Оформление классных уголков

В течение месяца

4.

Я и планета

Мероприятия ко дню памяти «День белых журавлей»

22.10

Мероприятия по выполнению программы «Закон обо мне.  Мне о законе». Беседа «Правила личной безопасности»

В течение месяца

5.

Я и мое Отечество

ПДД «Наш путь в школу: новые маршруты»

Кл. часы-инструктажи по ТБ, ПДД, ПБ и др. перед каникулами

В конце месяца

6.

Я и гимназия

Организация дежурства в классах

Постоянно

Работа актива класса

Постоянно

Ноябрь

  1. Месячник работы с семьями учащихся
  2. Профориентационная декада (16.11.2016-26.11.2016).
  3. Осенний декадник «Безопасные каникулы» (29.10.2018 - 05.11.2018)
  4. День толерантности в школе (16 ноября - Международный день толерантности)
  5. День ребёнка (20 ноября – Международный день ребёнка)
  6. День Матери (27 ноября – День Матерей России)

1.

Я и Я

Участие в муниципальных, районных и областных конкурсах, олимпиадах

В течение месяца

Классное родительское собрание

25.10

2.

Я и семья

Участие в областном конкурсе детского творчества «журавушка»

До 25.11

Конкурс-выставка детского творчества по противопожарной безопасности «Неопалимая купина»

3 неделя месяца

3.

Я и культура

Международный день толерантности – день толерантности в школе «Ты и я - мы оба разные, ты и я - мы оба классные».

16.11

Классные часы, внеклассные мероприятия, посвященные Дню матери

4 неделя месяца

4.

Я и мое Отечество

Классные часы, внеклассные мероприятия к Дню толерантности

В течение месяца

5.

Я и планета

Мероприятия по выполнению программы «Закон обо мне.  Мне о законе». Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»

В течение месяца

Экологическая акция по изготовлению кормушек «У природы есть друзья: это мы: ты и я»

До 15.11

Школьный этап ежегодной Всероссийской акции «Покормите птиц» - конкурс «Кормушек»

12.11-20.12

В рамках месячника «Безопасная дорога» проведение  предупредительно-профилактических мероприятий по профилактике ДДТТ, оформление уголков безопасности

До 09.11

Линейка памяти с участием отряда ЮИД «Мы помним и скорбим» к Дню памяти жертв ДТП в Ростовской области

18.11

6.

Я и гимназия

Организация дежурства в классах

Постоянно

Беседа «Кем работает моя мама»

В течение месяца

7.

Ученическое самоуправление

Работа активов классов

постоянно

ДЕКАБРЬ

1. Месячник толерантности и защиты прав человека (10 декабря – Всемирный день прав человека; 18 декабря – Международный день мигрантов; 19 декабря – Международный день помощи бедным; 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе).

2. Декада инвалидов (3 декабря – Международный день инвалидов) с 03.12.16 по 13.12.16 г.

3. День борьбы со СПИДом (1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом)

4. Зимний месячник БДД с 25.12.2016 по 25.01.2017 г.

1.

Я и Я

Работа школьных кружков.

В течение месяца

Участие в районном конкурсе детского литературного творчества «Зимняя сказка»

В течение месяца

2.

Я и семья

Мероприятия к Международному дню инвалидов «Давай скажем жизни «Да!»

3.

Я и культура

Районный конкурс детского творчества «Зимняя мечта» - работа мастерской Деда Мороза

До 15.12

Школьный этап районного конкурса «Креативная ёлка»

2 неделя месяца

Новогодние огоньки, утренники

последняя неделя месяца

4.

Я  и мое Отечество

Видеоперемены, посвящённые Дню Конституции

12.12

Мероприятия по выполнению программы «Закон обо мне.  Мне о законе». Беседа «Я - гражданин России»

В течение месяца

Беседы,  классные часы, часы общения, викторины, брейн-ринги и пр. в рамках Единого дня краеведения

22.12

5.

Я и планета

Час здоровья «Еда без вреда», полезные продукты и их ценность

23.11.2018г

Профилактические мероприятия «Мы против ГРИППА!»

07.12.18г

Профилактические беседы, инструктажи по ТБ, поведению на водоёмах,  гололёд,   петарды и фейерверки

В течение месяца

Организация и проведение уроков по изучению ПДД с участием отряда ЮИД, ветеранов ГАИ-ГИБДД, в рамках зимнего месячника БДД

Перед уходом на каникулы

Оформление уголков безопасности

До 25.12

Операция «Ёлка» (ПБ), проведение инструктажей

3-4 недели месяца

6.

Я и гимназия

Организация дежурства в классах

Постоянно

Оформление учебных кабинетов, фойе и лестничного марша к новогодним праздникам

С 18.12

7.

Ученическое самоуправление

Работа активов классов

Постоянно

ЯНВАРЬ

  1. Зимний месячник БДД с 25.12.2018 по 25.01.2019 г.

Месячник профилактики гриппа

1.

Я и Я

Работа школьных кружков.

В течение месяца

2.

Я и семья

Академия вежливости «Окажем школе уважение своим примерным поведением»

2 неделя  месяца

2-3

5-6  

ст. вожатая

Познавательный час об отцах в животном мире «Зверский папа»

4 неделя месяца

Акция «Покормите птиц зимой»

В течение месяца

3.

Я и культура

Конкурс рисунков и плакатов  «2019 – год                             !»

4 неделя

Выставка-конкурс детского творчества «Азбука здоровья»

3 неделя месяца

Кастинг «Мы ищем таланты»

3 неделя месяца

4.

Я и мое Отечество

Экскурсии в музей Салавата Юлаева

В течение месяца

Мероприятия по выполнению программы «Закон обо мне.  Мне о законе». Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»

В течение месяца

Патриотическая акция «Прочти книгу о войне».

В течение месяца

Встречи с инспекторами ПДН «Закон должны соблюдать все»

В течение месяца

5.

Я  и планета

Видеоперемены по экологии

3-4 неделя

Школьный этап ежегодной Всероссийской акции «Покормите птиц» - конкурс «Скворечников»

12.01-26.02

Профилактические мероприятия «ОРВИ и Грипп»

В течение месяца

Организация и проведение уроков по изучению ПДД с участием отрядов ЮИД, работников Госавтоинспекции, ветеранов ГАИ-ГИБДД

До 25.01

Занятия по безопасности жизнедеятельности по планам  кл. рук.  Пожарная безопасность. Шалости с огнём и их последствия.

Постоянно

6.

Я и гимназия

Мероприятие «В мире профессий» (презентация)

3 неделя

Организация дежурства в классах

Постоянно

7.

Ученическое самоуправление

Работа активов классов

ФЕВРАЛЬ

1. Месячник оборонно-массовой работы (15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов в России; 23 февраля  - День защитников Отечества;)

2. День родного языка (21 февраля – Международный день родного языка)

1.

Я и Я

День родного языка

21.02

Книжная выставка «Защитники Отечества»

В течение месяца

библиотека

Работа школьных кружков.

2.

Я и семья

Мероприятие «Мой путь к доброте»

 1 неделя месяца

Театрально-обрядовое представление «Масленица» (совместно с краеведческим музеем)

20.02-26.02

3.

Я и культура

Музейный урок «Изготовление народной тряпичной куклы»

1 неделя месяца

Фото-выставка «Мужские заботы»

3 неделя месяца

Районный литературный конкурс «Зимняя сказка» (итоги)

В течение месяца

Внеклассные мероприятия к 23 февраля в классах

4 неделя месяца

4.

Я и мое Отечество

Мероприятия  к дню вывода войск из Афганистана

15.02

Зам. дир по ВР

Книжная выставка «Зачем ты война у мальчишек их детство украла?»

3 неделя месяца

Зав. библиот.

Диспуты, беседы по формированию антикорупционного мировоззрения обучающихся «Что такое хорошо, и что такое плохо?».

В течение месяца

5.

Я и планета

«Тепло твоих рук» - конкурс скворечников

3-4 недели месяца

6.

Я и гимназия

Классные часы, внеклассные мероприятия по профориентации школьников

В течение месяца

Организация дежурства в классах

Постоянно

7.

Ученическое самоуправление

Работа активов классов

Постоянно

МАРТ

1. Месячник профилактики преступлений и правонарушений.

2. Декадник «Очень взрослый разговор», посвящённый Дню водных ресурсов

3. Весенний декадник «Дорога и дети»

4. День воды (22 марта – Всемирный день водных ресурсов)

1.

Я и Я

«В мире книг» День информации о неделе детской книги.

В течение месяца

библиотека

Работа школьных кружков.

В течение месяца

«Международный Женский день»

1 неделя месяца

2.

Я и семья

Внеклассные мероприятия к 8 марта в классах

1 неделя месяца

3.

Я и культура

Конкурс семейного творчества «Женских рук прекрасное уменье»

В течение месяца

Зам. дир по ВР, ст. вож.

Оформление классных комнат к Международному женскому дню

1 неделя

Встречи с инспекторами ПДН «Закон должны соблюдать все»

В течение месяца

Соц.пед.

4.

Я и мое Отечество

Школьный этап районного конкурса чтецов «Одной мы связаны судьбой»

В течение месяца

Конкурс проектов «На просторах родного края»

 Весенние каникулы

Мероприятия по выполнению программы «Закон обо мне.  Мне о законе».Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»

В течение месяца

5.

Я и планета

Декадник «Очень взрослый разговор», посвящённый Дню водных ресурсов (Кл. часы, круглее столы, праздники, акции и др. по проблемам Мирового океана, загрязнения водоёмов, бережное отношение к водным ресурсам)

3 неделя месяца

Участие в районной историко-экологической акции «Зелёные островки памяти» (школьные дворы, места воинской славы)

В течение месяца

6.

Я и гимназия

Книжная выставка «Познавай, выбирай, твори, действуй!»

В течение месяца

Организация дежурства в классах

Постоянно

7.

Ученическое самоуправление

Работа активов классов        постоянно

АПРЕЛЬ

1. Месячник сохранения и укрепления здоровья учащихся (7 апреля – Всемирный день Здоровья).

2. День детской книги (2 апреля – Международный день детской книги).

3. День космонавтики (12 апреля).

4. День древонасаждений (14 апреля)

5. День местного самоуправления (21 апреля)

6. День Земли (22 апреля – Всемирный день Земли).

7. Трагедия на Чернобыльской АЭС (26 апреля)

8. День пожарной охраны (30 апреля).

1.

Я и Я

Международный день детской  книги Литературно-творческая экспедиция по сказкам А.С. Пушкина.

библиотека

Библиотечный урок «Иллюстрации в книге»

библиотека

Работа школьных кружков.

Рук. кр.

2.

Я и семья

Выставка детского творчества «Пасхальное чудо»

10-14.04

Выставка рисунков и поделок «Мир далёкий и загадочный» к Дню Космонавтики

1-2 недели месяца

3.

Я и культура

Выставка рисунков в школьной библиотеке к Неделе Детской книги.

1 неделя месяца

библиотека

Конкурс семейного плаката «За природу в ответе и взрослые, и дети»

В течение месяца

Конкурс декоративно-прикладного искусства по ПБ «Безопасность глазами детей»

Последняя неделя месяца

День космонавтики

12.04

4.

Я и мое Отечество

Книжная выставка.День космонавтики «Покорение неба»

библиотека

Районный конкурс чтецов«Одной мы связаны судьбой»

В течение месяца

Патриотическая акция «Прочти книгу о войне».

В течение месяца

Краеведческие экскурсии

В течение месяца

Мероприятия по выполнению программы «Закон обо мне.  Мне о законе». Беседа «Правила личной безопасности»

В течение месяца

Классные часы, встречи с ветеранами ВОВ, вдовами, тружениками тыла и др.

В течение месяца

5.

Я и планета

Акция «Будем здоровы»

10-17.04

Книжная выставка.Всемирный день здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»

В течение месяца

Книжная выставка «В гости к пернатым друзьям» (ко  Дню птиц)

1.04

Конкурс творческих проектов «На просторах Донского края»

1 неделя месяца

Мероприятия в рамках весеннего декадника «За безопасность на дорогах»

1-2 недели месяца

День Здоровья

Участие в районной историко-экологической акции «Зелёные островки памяти» (школьные дворы, места воинской славы)

В течение месяца

6.

Я и гимназия

Организация дежурства в классах

В течение месяца

7.

Ученическое самоуправление

Работа активов классов

В течение месяца

МАЙ

1. Месячник противопожарной безопасности.

2. Всероссийская акция «Внимание, дети!» с 15.05.2018 по 15.06.2019 г.

3.  Декада воинской славы (9 мая – годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне) с 01.05.18 по 10.05.19 г.

4. День семьи (15 мая – Международный день семьи)

5. День библиотек (27 мая – Общероссийский День библиотек)

6. День без табака (31 мая – Всемирный день без табака)

1.

Я и Я

Книжная выставка «День славянской письменности и культуры»

к 20.05

Контроль уровня воспитанности учащихся

В течение месяца

Встречи с ветеранами, уроки Мужества

01.05-20.05

2.

Я и семья

Мероприятия ко Дню Семьи: классные часы, утренники, конкурсные программы, беседы и др.

3 неделя месяца

3.

Я и культура

Выставка детского творчества «Воинский подвиг глазами детей!»

1 неделя месяца

Посещение выставки (краеведческий музей)

В течение месяца

Конкурс детского творчества «МИР ДЕТСТВА» к Дню Защиты детей

Последняя неделя

Мероприятия в рамках Декады воинской славы (по плану)

1 декада месяца

4.

Я и мое Отечество

Книжная выставка «Этот день Победы!»

В течение месяца

Акция «Полевая почта»

1 неделя месяца

Мероприятия по выполнению программы «Закон обо мне.  Мне о законе». Беседа «Равенство прав людей от рождения»

В течение месяца

Посещение зала Боевой Славы краеведческого музея и музей школы-интернат

В течение месяца

5.

Я и планета

День обеспечения безопасности дорожного движения в «День Последнего звонка»

25.05

Проведение инструктажа по ПБ, ПДД, действиям при ЧС, соблюдению ТБ в быту, поведение на воде и т.д.

Перед каникулами

6.

Я и гимназия

Организация дежурства в классах

постоянно

7.

Ученическое самоуправление

Работа активов классов

постоянно



Предварительный просмотр:

МБОУ БГ с. Малояз

АКТЫ

посещений семей учащихся

Кл.руководитель: Нугаманова Гузель Дамировна

АКТ

посещения семьи учащегося

Ф.И.О._________________________________________________________________________________

Дата____________20___г._________час.

Мы, нижеподписавшиеся___________________________________________________________________

посетили семью___________________________________________________________________________

проживающую по адресу:______________________________________________________________

с целью_________________________________________________________________________________

Состав семьи ___человек:_________________________________________________________________

В момент посещения дома находились______________________________________________________

Санитарное состояние жилья на момент проверки______________________________________________

Ребенок имеет собственное место для занятий, для отдыха, для сна______________________________

Ребенок ложиться спать _______________________ Режим дня _________________________________

Загруженность домашними делами _________________________________________________________

Ребенок занят в свободное время____________________________________________________________

Родители контролируют выполнение домашних заданий_______________________________________

Контакт осуществляется со школой _________________________________________________________

Результат проверки (рекомендации, заключения)_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи, ФИО ________________________        _____________________

проверяющих__________________________       ______________________

Подписи, ФИО родителей  ________________________ ________________________________________



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей первоклассников

Общие сведения о ребенке и семье

Ф.И.О. ребёнка   ________________________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)  ________________________________________________________

Домашний адрес (регистрация)  ___________________________________________________________

Домашний адрес (фактическое проживание)  ________________________________________________

Домашний телефон  _____________________________________________________________________

Какой детский сад посещал ребенок до школы, какой период? _________________________________

Ф.И.О. матери    ________________________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)  ________________________________________________________

Место работы, занимаемая должность     ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Образование (подчеркнуть)

  1. Высшее
  2. Средне специальное
  3. Среднее
  4. Основное общее
  5. Нет образования

Телефон: рабочий   ___________________  сотовый __________________________________________

Ф.И.О. отца  ___________________________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)  ________________________________________________________

Место работы, занимаемая должность     ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Образование (подчеркнуть)

  1. Высшее
  2. Средне специальное
  3. Среднее
  4. Основное общее
  5. Нет образования

Телефон: рабочий   ___________________  сотовый __________________________________________

Состав семьи (полная, неполная), сколько человек в семье ____________________________________

Гражданский брак (Ф.И.О. мужа, жены) ____________________________________________________

Другие дети (до 18 лет) в семье (количество)________________________________________________

Ф.И.О, дата рождения, где учатся (школа, класс), МБДОУ, работают:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Безработные (зарегистрированы на бирже труда) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие родственники, совместно проживающие с ребенком, степень родства

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Категория семьи (подчеркнуть)

  • малообеспеченная (состоит на учете в комитете соцзащиты)
  • многодетная
  • многодетная  малообеспеченная (состоит на учете в комитете соцзащиты)
  • ребенка (детей) воспитывает мать – одиночка
  • ребенка (детей) воспитывает вдова (вдовец)
  • опекунская
  • семья военнослужащих
  • семья, воспитывающая ребенка – инвалида
  • семья инвалидов
  • семья беженцев
  • семья вынужденных переселенцев
  • семья безработных родителей

Состояние здоровья Вашего ребенка

правша (левша)  (подчеркнуть)

зрение _________________________________________________________________________________

слух ___________________________________________________________________________________

осанка ________________________________________________________________________________

аллергические реакции (указать на что)____________________________________________________

хронические заболевания _________________________________________________________________

частые заболевания _____________________________________________________________________

Психологический портрет ребёнка:

Положительные черты  характера______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отрицательные черты характера____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Увлечения, занятия, склонности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На что обратить внимание учителей при работе  с Вашим ребенком _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности воспитания ребенка в семье

Есть ли у ребенка своя комната? __________________________________________________________

Если нет, то где и  как оборудовано его спальное место, место для занятий и отдыха? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С кем чаще всего ребёнок проводит время?__________________________________________________
Кто чаще всего гуляет с ребёнком?_________________________________________________________
Кто чаще всего играет с ребёнком?_________________________________________________________
Кто чаще всего читает ребёнку?___________________________________________________________
Какие меры воздействия на ребёнка применяются в Вашей  семье?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие навыки самообслуживания развиты у ребенка (уборка игрушек, постели и др.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ваш ребенок помогает в работе по дому?________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное образование ребенка (или куда планируете записать):

_______________________________________________________________________________________

Увлечения в семье:______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли дома выход в ИНТЕРНЕТ?_________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Әлифба  байрамы

Класс   бүлмәһе   байрамса  биҙәлгән. Стенала  мәҡәлдәр  яҙылған, һүрәттәр  эленгән.

        Байрам  барышы

Уҡытыусының  инеш һүҙе.

    Хәйерле көн , хөрмәтле әҫәйҙәр, ҡәҙерле  балалар,  ҡунаҡтар.  Бөгөн  беҙҙә  ҙур  байрам-   Әлифба  байрамы. Бөгөн   беренсе  синыф  уҡыусылары  ҙур  шатлыҡ  кисерәләр,сөнки улар   әлифбаның   42    хәрефен  өйрәнеп, уны  уҡып  бөттөләр һәм  уның   менән  бөгөн  хушлашалар.Әлифба байрамы- уҡыусыларҙың ярты йыллыҡ эшенә йомғаҡ яҫау тантанаһы ул. Балалар уҡырға, яҙарға, әдәпле булырга, өлкәндәрҙе һәм кескәйҙәрҙе ихтирам итәргә, коллектив менән дус һәм татыу йәшәргә, ирешкән уңыштарға шатланырға, ярҙамсыл булырға өйрәнделәр.  Беренселәрҙе  ошо  тәүге  еңеүҙәре  менән  ҡотлайбыҙ.

  Кәҙерле ата- әсәләр! Әлифба байрамы һеҙҙең өсөн дә зур танатна.  Балаларыгыҙҙың ирешкән уңыштарында һеҙҙең дә  өлөшөгөҙ бар.  Хәҙер һүҙҙе уҡыусылырға бирәбеҙ.        

  1. Әй яраттым әҫәйемдең

Миңа китап уҡыуын.

Әкият тыңлай башлаһам,

Кәрәкмәй миңа уйын.

Көн буйына тыңлар инем,

Күп шул әҫәйҙең  эше.

  1. Ниңә кесе яшьтән үк,

Уҡымай икән кеше?

Шуға тиҙрәк мәктәпкә

Бараһым килде  минең.

Үҙем уҡырға өйрәнһәм,

Гел китап  уҡыр  инем.

  1. Башланып китте уҡыуҙар

«А» дигән хәреф менән.

Атайҙарыбыҙ  ҙа  беҙҙең

Башлаған әнә шунан.

  1. Инде һуңгы хәрефкә дә

Барып   еттек беҙ бер  саҡ.

Бар серҙәрен әйтергә

Асылды беҙгә китап.

  1. Хәрефтәрҙе тиҙ өйрәндек,

Һүҙҙәр теҙеп  уйнаныҡ.

Көн дә иртән һағынып килдек,

Мәктәптән беҙ туйманыҡ.

6.Яҙарға ла өйрәндек

Ручка тотып кулдарға.

Хәрефтәрҙе теҙҙек беҙ

Тигеҙ матур юлдарға.

7.Зур ярҙам итәр беҙгә

Дәреҫтә алған белем.

Таяныс булыр юлда

Әлифба биргән белем.

Йыр   (“Өйрәтәләр мәктәптәрҙә” (М. Пляцковский сүзләре, В. Шаинский көе) башҡарыла.)

“Әлифба” китабы күңелсез генә керә.

1 укучы: Карағыҙ әле, байрмға ҡунаҡ килә.

Әлифба: Һаумыһыгыҙ, балалар!

Бергә: Иҫәнме, китап дуҫ! Һин ниңә болай күңелһеҙ?

Әлифба: Мин исемемде югалттым, озаҡ эзләнем, таба алманым.

Бергә: Кайғырма, китап дуҫ. Без һиңә булышабыҙ.

Әлифба: Рәхмәт һеҙгә, дуҫтар.

(балалар хәрефтәр тотоп йөгөреп сығалар. Алар үҙара һөйләшәләр)

Ә хәрефе:  

                 Беҙҙең әтәс күлдәк кейгән

                 Көрән, зәңгәр, йәшелдән.

                “Ә” хәрефен, иркәләнеп,

                 Суҡышына йәшергән.

Л хәрефе:

                 “Л” бит лимон кеүек түгел,

                  Ул бит хас та ҙур ҡыуыш.

                   Ямғыр килә йәшенләп,

                 Индерә беҙҙе кыуып.

И хәрефе:

“Икмәк”,”игенсе” тигәндә

 Ишетелә “И” өнө.,

Йәнә йәйге йәшендең,

 Уғы шул хәреф төҫлө.

Ф хәрефе:

“Ф” бер саҡ тауыш ҡуптарған:

Йәнәһе, ул- ябалаҡ.

Бар шул ике дүңгәләге:

Әллә күҙ, әллә ҡолаҡ.

Б хәрефе:

Яңғыратып тирә- яҡты,

Булат иң алдан бара.

Барабаны менән бергә

“Б” шулай юлдар яра

А хәрефе:

Оҡшаған ул ракетаға,

Ул басыуҙа бағана ла.

Уны белә һәрбер бала:

Алфавитты башлый бит “А”

Уҡытыусы: Кем бу хәрефтәрҙән һүҙ төзи?

(1 нче  укыусыһы Әлифба һүҙен төзи.)

Әлифба: Бына бит минем исемем! Исемемде таптым! Мин бит -Әлифба! Ниндәй  ҙур шатлык! Рәхмәт, һеҙгә балалар!

Бергә:      Һәммәбеҙҙең үҙ урыны —

Барыбыҙ ҙа кәрәкле.

Безҙе Әлифба китабы

Дуҫ булырға өйрәтте.

Алып баручы: Балалар, беренсе сентябрь көнөн хәтеребеҙгә төширик әле: ул көндө беҙ беренсе тапыр мәктәпкә килдек. Ләкин ул саҡта беҙ укый да, яҙа ла белмәй  инек. Бүген беҙ бар хәрефтәрҙе лә таныйбыҙ, хәтта әкият, хикәя, шигырзарзы ла матур итеп уҡый беләбеҙ.Боларның барыһына ла беҙҙе тылсымлы әлифба өйрәтте.

  8. Алтын   яуған көҙгө көндә

   Тыйнаҡ үттек беҙ класҡа

   Әлифбаны ҡулға алдыҡ

    Әй  һөйөндөк  шул саҡта

9.Әлифба,Әлифба,

Беренсе битеңде

Асҡан көн хәтердә

Зур бәйрәм шикелле.

10. Хәҙер  әсәй  мин  ҙур  үҫтем-

    Уҡый-яҙа  беләмен.

    Әлифбаның  шиғырҙарын

    Яттан һөйләп  бирәмен

11. Ниндәй  күңелле хәреф  белеүе

    Шул  хәрефтәрҙән  һүҙҙәр  төҙөүе

    Ҡыҙыҡ  әкиәтте  уҡыуы  рәхәт,

     Рәхмәт, әлифба, һиңә  ҙур  рәхмәт.

12.   Әлифбам, Әлифбам-

      Һин  тәүге китабым

      Хәрефтәр өйрәндем

      Шиғырҙар ятланым

13.   Әлифбам, әлифбам

       Тылсымлы  китабым.

       Мин  һине  дуҫым  тип,

       Яратып  атаным.

14.    Яҙырға  өйрәттең

      “Әсәйем “ һүҙен  дә,

       “Атайым”  һүҙен  дә,

        Тырышам  үҙем  дә.

15.   42    хәреф  менән

        Таныштыҡ  беҙ  тиҙ  генә

        Оло  ярҙамсы  булдың  һин

         Рәхмәт  инде, Әлифба.

16.  Өйрәтте  әлифба  беҙҙе

        Тәбиғәтте  һөйөргә

         Бәләкәй  дуҫтарыбыҙға

         Бул ,һин  , дуҫым,  тиергә  

17.    Өйрәттең  таҙа  булырға

         Бөхтәлекте  һаҡларға

          Уҫал,насарҙарҙан  беҙгә

          Бәләкәстәрҙе  яҡларға

18.   Ҡәҙерләп  йөрөттөк  беҙ  һине

        Буяманыҡ,  йыртманыҡ

        “Өф”  итеп  кенә  һаҡланыҡ

         Төштә  күреп  йоҡланыҡ

19.  Рәхмәт һиңә, Әлифбабыҙ,-

Белем юлының башы,

Асыштарҙың, табыштарҙың,

 Бәхеттең нигеҙ ташы.

“Әлифба” йыры башҡарыла.

Укытыуҫы.Ә хәзер,  без ата- әсәләребеҙгә , кунактарга  нимәләр белүебеҙҙе күрһәтеп, уларҙы кыуандырырға теләйбеҙ.

20.Беҙ  уҡырға,яҙарға,шиғырҙар  һөйләргә,мәсьәләләр сисәргә,табышмактар сисәргә өйрәндек.

Әлифба: Тикшереп карыйк әле!

.Кем зирәк,тапҡыр икән,

Һынап карыйк,әйҙәгеҙ.

Һеҙ яуаптар  табыгыҙ,

Мин табышмак әйтәмен.

  1. Юк, аяғы, юк күҙе,

Һөйләй, өйрәтә үҙе.

Телгә унан оҫта юҡ,

Унан яҡын дуҙ та юҡ.          (Китап)

  1. Сумка тотып керәһең,

Белем төйәп  сығаһың.       (Мәктәп)

  1. Төрлөһө төрлө төҫтә,

                      Барыһы ла бер эштә.         (Буяу каләмдәре)

  1. Аҡ яланда ҡара малай,

Ҡыҙыу йөрөп,эҙ яһай,

Эҙ яһамай, һүҙ яһай.  (Ручка)

Әлифба: Афарин, балалар, ә ниндәй мәҡәлдәр беләһегеҙ?

21  Китап- белем шишмәһе.

22. Белеме барҙың- ҡәҙере бар.

23.   Ике уйла, бер һөйлә.

24.  Әйткән һүҙеңдә тора бел.

25.   Әҙәпкә ғәҙәтләнһәң - әҙәм булырһың,

26.   яманға ғәҙәтләнһәң - әрәм булырһың.

27.   Бәхет башы- әҙәп.

Әлифба: Тиҙәйткестәр  өйрәндегеҙме?  Йә,  әйтегеҙ  әле.

28. Әрмәнде  һуҙған  телен,

Әйҙә  кил  дә  ҡун  себен.

29.  Ләлә  китап  ярата,

Ләлә  ҡурсаҡ  уйната.

30.Төлкө  бешерҙе  бутҡа,

Торна  килде  ҡунаҡҡа.

31. Алма  беште  алланып,

Ашай  Морат  шатланып.

32.Сабып  килә  күк  ҡолон,

Ҡойроғо  бөҙрә  толом.

33. Там, там, тамсы, там, тамыуыңды яратам.

34. Тапланған китап,

Китапты  тап!

Тапҡас  китапты,

Китмә тапап!

Әлифба:  Балалар, мәсьәлә   сисә беләһегеҙ микән, тикшерәйек әле. Тыңлағыҙ.

Яшәгән, ти,  бер суртан,

Саҡырған , ти, ул ҡунаҡ.

Килгән, ти  биш сабаҡ та сикерткә.

Һанап ҡара, балығы нисә?    

Торна дәреҫ үткәргән

һайысҡандар саҡырған.

Ете һайысҡан килгән,

Тик өсеһе дәреҫ белгән.

Нисә ялҡау һайысҡан

бу дәреҫтә ултырған.

Әлифба : ә хәҙер миңә нисек уҡығанығыҙҙы күрһәтегеҙ әле. Кем етеҙерәк.

Вероника :  йөҙҙә беренсе биттә  “Ҡомһоҙ эт” тураһында уҡыныҡ.

Һаран булырға ярамай!

Линар :  йөҙҙә бишенсе биттә  “Төлкө  менән торна” әкиәтен укыныҡ.

Нияз :    һикһән бишенсе биттә “Бал” тураһында уҡыныҡ.

Сөмбөл : йөҙҙә егерме туғыҙынсы биттә  “Һабантуй”  тураһында уҡыныҡ.

Винер : туҡһан өсөнсө биттә “Ике кәҙә” тураһында уҡыныҡ.

Руслан:   117 биттә  “Балыксылар” тураһында укыныҡ.

Аделина :          биттә                                                             укыныҡ.

Айнур :         биттә                                                           укыныҡ.

Әлифба .  Тағы ла  ниндәй  һөнәрҙәрегеҙ бар?

Танец   «Если весело живется»

Әлифба               Афарин , балалар!

                              Мин- Әлифба, Әлифба

        Бөтәһенә  лә  оҫта

        “А” –нан башланып  китәм

        “Я”- ға  хәтлем  юл  үтәм.

        Һәр  хәрефем  тылсымлы-

        Төшөнә  бар  ошоно.

        Минең  менән  кем  туған-

        Шул  була  тырыш, уңған.

        Шатлығым  ҙур-  барығыҙ  ҙа

        Көр  күңелле , иҫән-һау.

        Арағыҙҙа, миҫал  өсөн,

        Юҡ,  тапманым  бер  ялҡау.

Уҡытыусы:  Иң  тырыш,  уңған  уҡыусыларҙы  билдәләп  үткем  килә.    

          Миҙалдар  тапшыра.

Уҡыусылар                  36.    Уҡырға  өйрәнгәс  инде

        Күп  китаптар  уҡырбыҙ.

        Әлифбаны  һәр  ваҡыт

        Күңелдәрҙә  һаҡларбыҙ.

Әлифбаға  арнап  йыр  йырлана . Г. Ишҡыуатова  « Әлифба” йыры.

37. Беренсе  китап  һин  булдың

      Әлифба  дуҫ,  хуш  инде

      Юҡ  та хуш  түгел, иҫән  бул,

      Һин  айырылмаҫ  дуҫ  инде

38.Белем  һарайын  асып  керергә

      Беҙҙең  ҡулдарҙа хәҙер бар  асҡыс

      Һәр  бер  уҡыусы  бик  күп  уҡыһын

       Китап  иң  яҡын  дуҫығыҙ  булһын.

39.   Рәхмәт, әлифба, һин  беҙҙе

        Әллә  күпме  үҫтерҙең

        Яңы  баҫҡысҡа  күтәрҙең

         Туған  телгә  күсерҙең

Шул  саҡ  ишек  шаҡыйҙар . Почтальон  инә.

  • Балалар  һеҙгә  телеграмма  килтерҙем.

Уҡытыусы  телеграмманы  уҡый.

«Ҡәҙерле , балалар, Һеҙҙе  байрамығыҙ  менән  ҡотлайым. Тырышып  уҡығыҙ,  өлкәндәрҙе  тыңлағыҙ, китапты,  мәктәпте  һәм  өлкәндәрҙе,  туған  телегеҙҙе  яратығыҙ.  Һеҙгә  бүләк  итеп  туған  тел  китабын  ебәрәм.  Уны  ҡәҙерләгеҙ. Үҙем  тиҙҙән  килеп  етермен.  Туған  тел. “

Әлифба     Ярай, балалар,  мин  һеҙҙең  менән  хушлашайым.

Гел  шулай  тырыш  булығыҙ

Тырышты  һөйә  белем

Халҡым  шатланһын  һеҙгә

Ҡыуанһын  тыуған  илем.

БАЛАЛАР :    Һау  бул,    Әлифба.

Уҡытыусы      Әйҙәгеҙ  туған  телде  саҡырайыҡ.

Уҡыусылар     Туған  тел,  бик  һағындыҡ,  тиҙерәк  кил.

Туған  тел  инә.

        Һаумыһығыҙ, балалар!

        Һеҙ  көткәнде белдем  мин

        Шуға  ашҡынып  килдем  мин.

        Алыҫ-  алыҫ  ерҙәрҙән

        Алып  килдем  һеҙгә  әкиәттәр,

        Матур-  матур  шиғырҙар,

        Дәртле  күңелле  йырҙар.

Бүләк  итеп  Туған  тел  китаптарын  тарата.

Балалар башҡарыуында йыр, бейеу  .

Ә хәҙер уҡыусылар  “Шалҡан” әкиәтен күрһәтерҙәр.

        40. Их, матур мәктәп!

Их, рәхәт мәктәп!

Рәхмәт, тыуған ил!

Рәхмәт, мең рәхмәт!

        41. Йөрәктәр ярһый

Бер теләк менән.

Вәғҙә бирәбеҙ

Мең йөрәк менән:

 Бергә:  тырышып уҡырбыҙ! Яхшы эшләрбеҙ!  Күңелле ял итәрбеҙ! Тиҙерәк  үҫәрбеҙ!

“Мин үҫәм,үҫәм, үҫәм” йыры башҡарыла.

Уҡытыусы: хәҙер һүҙ ата- әҫәйҙәргә, килгән кунактарға бирелә!

(Балаларзы котлау)



Предварительный просмотр:

Бала тәрбиәләүҙә ғаиләнең роле.

Ғаилә- ир менән ҡатындың бергәләп төҙөгән ябай, әммә әһәмиәтле бер ҡоролошо ул. Һәр бала үҙ ризығы менән тыуа. Сабыйын тәү тапҡыр күкрәгенә  ҡыҫҡан әсәнән дә бәхетлерәк, бала һөйөүенә төрөлөп йәшәгән атайҙан да ғорурыраҡ кеше, шат ауаздарға күмелгән йорттан да яҡтыраҡ мөхит бармы икән донъяла? Бала тәрбиәләү - ауыр һәм яуаплы хеҙмәт. Һеҙ һәр берегеҙ ғәзиз сабыйығыҙ аҡыллы, лайыҡлы кеше булып үҫһен өсөн көсөгөҙҙө ҡыҙғанмай, улар күңеленә бары изгелек орлоҡтары   сәсергә тырышаһығыҙ.   Шуға ла ата-әсәләр иң ҙур хөрмәткә лайыҡ.

             Ғаиләлә ата-әсә өсөн иң мөһиме -баланын кеше булып үҫеүе. Халҡыбыҙ  был теләкте үҙенең мәҡәл-әйтемдәрендә сағылдыра килгән. “Ата-әсә теләге утҡа, һыуға батырмаҫ”,”Атай- алтын ҡаҙаҡ,әсәй- алтын ҡанат”,”Атай булмай атай ҡәҙерен белмәйһең,әсәй булмай әсәй ҡәҙерен белмәйһең”  тип балаларҙы ата-әсәгә ҡарата мәрхәмәтле, изгелекле булырға өндәй .Бала кем генә булмаһын үҙ ғаиләһен ярата, хөрмәт итә.Тыуған илде яратыу, дуҫлыҡ төшөнсәһен белеү, бөтә кешеләргә хөрмәт менән ҡарау, дөрөҫлөктө һөйләү, алдашыуҙы яратмау кеүек бөтә был һәләттәргә бала ғүмере буйы өйрәнә . Әҙәпле кеше үҙ һүҙенә, эшенә тоғро кеше. Әммә иң мөһим әхләҡи ҡиммәттәр бала саҡта һалына. Бала бәләкәй саҡтан атаһына, әсәһенә ҡарап өйрәнә. Яҡшы -яман, изгелек -яуызлыҡ төшөнсәһен тиҙ генә отоп ала. Артабан бала тәрбиәләүҙә гимназия мөһим роль уйнай, әммә ата-әсәнең йоғонтоһо ҙур булып ҡала. Әгәр ғаилә һалған тәрбиә менән мәктәп тәрбиәһе тап килһә, бала күңелендә уҡытыусыларға ла, тәрбиәселәргә лә, иптәштәренә лә ышаныс нығына. Ғаиләлә, мәктәптә балалар өйрәнә. Балаларҙың ихтирамлы булыуын теләһәгеҙ, иң тәүҙә уларға ҡарата иғтибарлы, ихтирамлы, һәм изге күңелле булыу кәрәк. Һәр саҡ тыйып

тороуҙар, аҡырып-екереп аҡыл өйрәтеүҙәр - үҙҙәре үк тиҫкәрелек тәрбиәләй, үҫмерҙәрҙә кирелек, ҡаршылашыу, асыу тыуҙыра. Һәр  ғаиләлә  ата-әсә, балалар өсөн көнкүреш эштәре  иҫәп-хисапһыҙ.Һәр кем унда үҙ ярҙамын күрһәтә ала. Үҙ әйберен тәртиптә тоторға, өй йыйыштырыу,бәләкәй туғандарҙы ҡарау, мал-тыуар, баҡса эштәрендә ярҙам итеү кеүек ябай ғына эштәр балаларҙы ололарға ярҙам ҡулы һуҙырға өйрәтә.

  Тәрбиә  эшендә иң мөһиме - балаға карата һәр эштә теүәл була белеү. Белем алыу-ауыр хеҙмәт. Ул ҙур тырышлык,  түҙемлелек һәм эш талап итә.Шуңа күрә балала ихтыяр көсө тәрбиәләү бик мөһим. Сабый бала төрле эштәрҙе теләп башкара,  ә инде ҙурая төшкәс,  әгәр һәр эште уның өсөн өлкәндәр эшләй торған булһа,  балала үҙаллылык һәм тырышлык тәрбияләү ҡыйынлаша,  шуның өсөн балағыҙҙы кесе йәштән үк үҙ-үҙенә хеҙмәт күрһәтергә өйрәтеү, ҡулынан килә торган бөтөн эште үҙенән эшләтеү мөһим. Шул сакта гына ул һәрсак берәр шөғөл менән мәшғүл буласак.

      Билдәле булыуынса бала телевизорҙа,  кинола,  театрҙа, интернет селтәренән  ҡарап  та  изгелек-яуызлыҡ төшөнсәһен үҙенә һеңдерә. Ундағы супер геройҙарға оҡшарға тырыша.Балаларҙың ҡырыҫ тәбиғәте, һүгенеү , бер-береңде ихтирам итмәү кеүек әшәке хәлдәрҙе бала тиҙ генә отоп ала. Бындай кино, фильмдар баланың нығынып етмәгән аңын ҡаҡшата. Шуның өсөн бала үҙаллы телевизор ҡарағанда, компьютерҙа ултырғанда уларға күҙ һалырға кәрәк. Тәрбиә эшендә вак әйбер юк. “ Баланы үҙ-ара һөйләшкәндә йәки уға бойороҡ биргәндә генә тәрбиәләйбеҙ, дип уйламағыҙ,- дигән   А.Макаренко ата- әсәләргә мөрәжәгәт итеп. Һез аны  тормошоғоҙҙоң һәр миҙгелендә. Хатта үҙегеҙ өйҙә юк саҡта ла тәрбиәләйһегеҙ. Нисек кейенәһегеҙ, башҡа кешеләр менән нисек һөйләшәһегеҙ һәм уларға ниндәй баһа бирәһегеҙ, нисек шатланаһығыҙ, йәки нисек борсолаһығыҙ, дуҫтарығыҙ менән нисек мөғәләмә итәһегеҙ, нисек көләһегеҙ, әҙәбиәтте нисек укыйһыгыҙ - былар барыһы ла бала өсөн ҙур әһәмиәткә эйә.”

Балаларҙы тәрбиәләгәндә ғаилә тәрбиәһенә, халык педагогикаһына таяныу ярҙам итә: ата-әсә, өләсәй-олатай үрнәге, балаға ышаныс күрһәтеү, аңлатыу, өйрәтеү, үтенеү, кәңәш биреү, боронғолар һүҙенә таяныу һ. б.

Ғаиләлә бала әҙәплелектең төп ҡағиҙәләренә өйрәнә. Тәрбиәле баланың төп сифаты-кешеләргә ягымлы, тәмле телле булыу, уларҙы ихтирам итеү, кешелеклелек. Был сифаттарға нигеҙ бәләкәй саҡтан һалына.Олоно оло итеү, кеселәргә ярҙам итеү һәм уларға үрнәк булыу, намыҫлылыҡ, һаулыҡ, кунаксыллык сифаттары, хеҙмәткә мөнәсәбәт, төрлө һәнәрҙәргә өйрәнеү, гөмүмән, йәшәргә өйрәнеү нигеҙҙәре ғаиләлә тәрбиәләнә. Татыу гаиләлә тыуған балалар ата-әсәләренең иҙге ниәттәрен төплө аңлай, тормошта, эшһөйәр, әҙәпле һәм кешеләргә ихтирамлы, иғтибарлы була. Ундай ғаиләләрҙә татыулыҡ, миһырбанлыҡ ололарҙан кеселәргә күсә килеүсэн. халҡыбыҙ тормошонда ошондай яҡшы күсәгилешлек борондан күҙәтелгән. Шуға ла ундай ғаиләлә тыуған балалар,төплө тәрбиә алғандан һуң, донъяға ысын кеше булараҡ  баға. Ғаилә - айырым донъя. Ғаилә аша ғына һин үҙ булмышыңды аңлайһың, бары тик унда ғына иң яҡшы кешелек сифаттарын, рухи көсөңдө үҫтерә алаһың. Балалар ата-әсәләренән өлгө ала. Улар ата- әсәнең ҡарашын, фекерләүен һәм рухи ҡиммәттәрен үҙләштерә, бөтә аҙымын ҡабатлай. Гимназия менән ғаиләнең бәйләнеше нығый барған һайын, балаларыбыҙ тәрбиәлерәк, уңыштарыбыҙ да ҙурырак булыр. Өйҙән йылы усағын һаҡлаған, милләт киләсәген хәстәрләгән  балаларыбыҙ  рухына ҡеүәт  биргән    ғаиләләр менән гимназиябыҙ ғорурлана ала. Хөрмәтле атайҙар, әсәйҙәр һеҙҙең балаларығыҙға ҡылған һөйөүегеҙ, түккән ваҡытығыҙ, көсөгөҙ мотлаҡ—һеҙҙе ҡыуандырыр яҡты киләсәк булып— әйләнеп ҡайтасаҡ.

(Шоңҡар журналы материалдары ҡулланылды)