Дистанционное обучение

Сеничкина Сулпан Равилевна

Учить и учиться можно дома — продуктивно и с удовольствием.

Конспекты и презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chuzhaya_rech.ppt204 КБ
Файл konspekt_8_klass.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы передачи чужой речи

Слайд 2

Чужая речь – это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее. Чужой речью называют также и то, о чем человек думает, что он пишет. В беседе, рассказе о чем-либо иногда бывает необходимо передать то, что говорили или писали другие без сохранения всех подробностей. Для этого можно воспользоваться одним из способов. Например, можно просто указать тему чужой речи, используя дополнения: Доктор рассказал о принципах правильного питания.

Слайд 3

Чтобы передать общий смысл чужой речи, можно воспользоваться вводными словами или предложениями: по словам кого-то, как говорит кто-то и др. В этом случае содержание чужой речи передается самим предложением, а вводные слова и предложения заменяют слова автора. Например: Нарушение принципов правильного питания, по словам доктора, может привести к серьезным проблемам.

Слайд 4

Прямая речь – это точная передача чужого высказывания Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи. Доктор сказал: «Соблюдайте принципы здорового питания». Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего. Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения. Например: Доктор сказал, что необходимо соблюдать принципы здорового питания.

Слайд 5

А : « П. » 4) « П », - а 2) А : « П! » 5) « П !» - а А : « П? » 6) « П ?» - а 7) « П, - а, - п.» 8) « П, - а. - П.» 9) « П ? – а. – П.» 10) « П ! – а. – П.» Оформление прямой речи на письме

Слайд 6

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение). СРАВНИТЕ 1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!» 2.Мне было сказано, что так поступать нельзя. Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.

Слайд 7

Передать чужую речь можно и с помощью цитирования , т.е. дословных выдержек из произведений или высказываний кого-либо. Цитаты используются для подтверждения или пояснения своих мыслей. Например: Самуил Яковлевич Маршак сказал, что «человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной».

Слайд 8

Несобственно-прямая речь . Несобственно-прямая речь сохраняет полностью или частично особенности речи говорящего, но она сливается с авторской речью. Таким образом, несобственно-прямая речь одновременно имеет сходства и с прямой, и с косвенной речью. Давайте сравним: В конце занятия дети признались, что тема оказалась очень сложной для них. Это предложение с косвенной речью. Или: Дети признались в конце занятия: «Эта тема очень сложная!» – предложение с прямой речью. И: К концу урока дети устали. Тема эта очень сложная! Это несобственно-прямая речь, она не оформляется как пряма на письме, но точно передает признание говорящих.

Слайд 9

Комментирующая часть при чужой речи Чужая речь вводится в повествование разными способами и часто сопровождается пояснениями автора. Эти пояснения называются комментирующей частью. Комментирующая часть может представлять собой простое нераспространенное предложение или быть достаточно распространена, не только вводя чужую речь в текст, но и отражая чувства, настроение или действия говорящего, пишущего. Сравним: Попутчик спросил: «Вы часто путешествуете на самолете?» И: Явно волнуясь перед предстоящим перелетом, попутчик спросил меня: «Вы часто путешествуете на самолете?».

Слайд 10

Домашнее задание П.65-67.Выполнить задания 1-4. Присылать не нужно.

Слайд 11

Определите в предложениях способ передачи чужой речи. Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей. 4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.

Слайд 12

Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены) Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу. 1) «П!- а.- П!» 2) «П,- а,- п!» 3) «П»,- а,- «п!» 4) «П,- а,- п»!

Слайд 13

Замените прямую речь косвенной «Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый. Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»

Слайд 14

Расставьте знаки препинания в предложениях 1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу. 2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею. 3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон. 4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.



Предварительный просмотр:


На этом уроке мы повторим основные сведения по темам «Чужая речь», «Прямая и косвенная речь», актуализируем информацию об использовании различных способов передачи чужой речи, узнаем о трудностях, объясняющихся необходимостью постановки нескольких знаков в нужном сочетании и определённой последовательности.

§ 1  Понятие о чужой речи

Чужая речь – это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее.

Чужой речью называют также и то, о чем человек думает, что он пишет. В беседе, рассказе о чем-либо иногда бывает необходимо передать то, что говорили или писали другие без сохранения всех подробностей. Для этого можно воспользоваться одним из способов. Например, можно просто указать тему чужой речи, используя дополнения:

Доктор рассказал о принципах правильного питания.

В данном простом предложении содержание чужой речи передается распространенным дополнением о принципах правильного питания указывающим на тему сообщения.

Чтобы передать общий смысл чужой речи, можно воспользоваться вводными словами или предложениями: по словам кого-то, как говорит кто-то и др. В этом случае содержание чужой речи передается самим предложением, а вводные слова и предложения заменяют слова автора.

Например:

Нарушение принципов правильного питания, по словам доктора, может привести к серьезным проблемам.

§ 2  Прямая и косвенная речь

Кроме того, можно передать с различной степенью точности и саму чужую речь. Для этого в русском языке существуют предложения с прямой и косвенной речью.

Прямой речью называется точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес, подумал, написал.

Например:

Доктор сказал: «Соблюдайте принципы здорового питания».

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле ее произнес.

Например:

Доктор сказал, что необходимо соблюдать принципы здорового питания.

Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. Предложение с косвенной речью является сложноподчиненным, в котором главное предложение соответствует словам автора, а придаточное содержит косвенную речь.

В таких предложениях, как правило, косвенная речь следует после слов автора.

Передать чужую речь можно и с помощью цитирования, т.е. дословных выдержек из произведений или высказываний кого-либо. Цитаты используются для подтверждения или пояснения своих мыслей.

Например:

Самуил Яковлевич Маршак сказал, что «человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной».

В тех случаях, когда необходимо в тексте или рассказе дословно привести беседу нескольких человек, используют такой прием, как диалог. Фраза каждого собеседника в диалоге называется репликой и тоже может сопровождаться словами автора.

§ 3  Несобственно-прямая речь

Существует еще один способ передачи чужой речи – несобственно-прямая речь.

Этот приём широко используется в художественной литературе и, по мнению исследователей языка, был впервые применен А.С. Пушкиным.

Несобственно-прямая речь сохраняет полностью или частично особенности речи говорящего, но она сливается с авторской речью. Таким образом, несобственно-прямая речь одновременно имеет сходства и с прямой, и с косвенной речью.

Давайте сравним:

В конце занятия дети признались, что тема оказалась очень сложной для них. 

Это предложение с косвенной речью.

Или:

Дети признались в конце занятия: «Эта тема очень сложная!» – предложение с прямой речью.

И:

К концу урока дети устали. Тема эта очень сложная!

Это несобственно-прямая речь, она не оформляется как пряма на письме, но точно передает признание говорящих.

§ 4  Комментирующая часть при чужой речи

Как Вы заметили, чужая речь вводится в повествование разными способами и часто сопровождается пояснениями автора. Эти пояснения называются комментирующей частью. Комментирующая часть может представлять собой простое нераспространенное предложение или быть достаточно распространена, не только вводя чужую речь в текст, но и отражая чувства, настроение или действия говорящего, пишущего.

Сравним:

Попутчик спросил: «Вы часто путешествуете на самолете?»

И:

Явно волнуясь перед предстоящим перелетом, попутчик спросил меня: «Вы часто путешествуете на самолете?».

Во втором примере из комментирующей части мы явно можем сделать выводы о эмоциональном состоянии собеседника автора: он волнуется и, видимо, чтобы успокоить себя перед полетом, начинает разговор с соседом. Таким образом, комментирующая часть, не передавая непосредственно речь персонажа, может сообщить сведения о его настроении, самочувствии, планах и т.п.

§ 5  Краткие итоги по теме урока

Давайте подведем итоги.

1. Чужая речь – это высказывания других лиц, включённые говорящим (пишущим) в собственную (авторскую) речь. Чужой речью могут быть и высказывания самого автора, которые он произнёс в прошлом.

2. Чужая речь может сопровождаться комментирующей частью, т.е. вводящими и поясняющими словами автора. В разных ситуациях чужая речь может быть передана по-разному. Например, автору важно передать ее дословно, сохраняя не только содержание, но и лексику (использованные слова), а также строение предложений. В таком случае прибегают к цитированию, диалогу или используют предложения с прямой речью.

3. Если необходимо передать только содержание устной или письменной речи кого-либо, используют предложения с косвенной речью, простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи или вводные конструкции для передачи источника сообщения.