Научно-исследовательские работы обучающихся

Сеничкина Сулпан Равилевна

Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.Аристотель

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Тема: «Имя – это судьба человека».

Введение

Между людьми не бывает никто безымянным, сказано в глубокой древности. И действительно, не бывает человека без имени, общества, в котором его члены не имели бы имени. Неизвестно, когда, где, на какой ступени человеческого развития они возникли, но происходило это в глубокой древности. Конечно, нельзя найти свидетелей, которые бы это подтвердили, но ещё философ-стоик Хрисипп (ок. 280–208/205 до н. э.) выделял имена в отдельную группу слов.

       В языкознании есть раздел, который изучает собственные имена и называется ономастика. Ономастика как наука об именах собственных делится на антропонимику и топонимику. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика («антропос» – человек, «онима» – имя). Собственные имена людей называются антропонимами. Также есть топономика, которая изучает географическое название, (т.е название стран, городов, сел, рек, озер, морей)

     Сейчас мы воспринимаем имя как название, данное человеку при рождении. В древней Руси люди носили самые разнообразные и необычные имена: Веснянка, Мельник, Добрыня, Влас, Ворон…

  1. История создания имени.

Установить какими были первые человеческие имена невозможно, скорее всего, это был произвольный набор звуков. Личное имя появилось в результате возникшей проблеме потребности выделять отдельного человека из группы ему подобных. Развитие человека. Его вера в возможность передать через имя качества, которые выражены в его значении, способствовали возникновению по желательных имён.

 В дальнейшем возникло мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу. Существовало убеждение, что если дать ребёнку имя известных в какой-то местности людей– воров, пьяниц изменников – то и ребёнок приобретёт подобные отрицательные черты. Следовательно, можно давать только хорошие имена. Отсюда сформировалась традиция, распространённая и по сей день, - наречение человека «в чью-то честь». В основном, принято в честь родственников.

                                 1.1 Сила имени велика…

Это было известно со времён, когда первые люди научились говорить. Они не сомневались в том, что вся последующая участь человека и целой общины предначертана и заключена в его имени. Дать имя означало дать судьбу, изменить которую невозможно.

                Древние мудрецы были уверены, что между именем человека, его характером и судьбой существует определённая связь. Имя – своего рода код. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью  и над самим человеком. Не случайно все колдовские обряды в качестве ключа использует имя.

             Особое значение имя имеет при первом знакомстве, при вхождении в новый коллектив, когда имя человека – то немногое, что люди знают о нем. Ведь что прежде всего сообщают друг другу двое людей, когда знакомятся? Они открывает друг другу свои имена. Древнейший и глубинный смысл знакомства состоит в том, что, открывая своё имя, человек оказывает другому человеку величайшее доверие— «я верю, что, зная моя имя, ты не причинишь мне зла».

              Знание имени позволяло влиять на саму судьбу, участь того, кто это имя носит. Имя- это как бы формула счастья и здоровья. Его не должно окрывать посторонним. Опасения перед вредоносным магическими обрядами породили устойчивые традиции скрывать имя.

        2.Теории, объясняющие, каким образом имя человека может влиять на его характер:

          2.1 Социальная теория.

С социальной точки зрения имя человека представляет собой сгусток информации о его носители. Владимир, Александр, Пётр, Иван… Зная одно лишь имя, мы уже имеем представление о происхождении, национальности, возможном вероисповедании, основных свойствах характера и темперамента человека. Представления эти примерно одинаковы у разных людей, что, в сою очередь, определяет приблизительно одинаковое отношение к носителю данного имени. Но когда тысячи людей встречают  человека «по имени», это не может не формировать у разных носителей одного имени схожих черт характера. Социальность имени сильнее была выражена в прошлой жизни, когда имена давали конкретным формам поведения, чертами характера, отношения  к окружающей действительности. «По имени и житие»,- гласила стереотипная формула жития, и этой православный люд следовали, воспитывая будущего христианина.

2.2 Эмоциональная теория.

Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат мягко, ласково, вызывая у окружающих чувство приятного, нежного, возвышенного, другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне съежиться, напрячься, похолодеть. Это так называемая “музыка имен”. От того, какова она, будет во многом зависеть изначальное отношение окружающих к носителю имени. В дальнейшем это отношение может коренным образом измениться, но когда неприятно звучащее имя вызывает у тысячи человек однотипную негативную реакцию, то это скажется, конечно же, на особенностях характера человека.

2.3 Звуковая теория

Имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена - разные наборы звуков, неодинаковые для мозга звуковые раздражители. А разные раздражители, как известно, приводят в возбуждение разные структуры мозга. И поэтому у ребенка с именем Вася, который в течение всего доречевого периода своего развития тысячекратно слышит “вас” в словах “Вас-я”, “Вас-илек”, “Вас-ютка”, происходит тысячекратное возбуждение мозговых структур, связанных с отражением звуков “в”, “а” и “с", находятся в состоянии относительного покоя, зато постоянно возбуждаются структуры, связанные с восприятием звуков “к”, “о” и “л”. Звуковая нагрузка на одни мозговые образования у одного ребенка и совершенно другая по своему физиологическому рисунку нагрузка у другого не может, на наш взгляд, не сказаться на формировании различий в психике детей.

  1. Значение древнерусских имен.

До появления календарных имён ( отмеченных в святцах, по которым именовали русских людей при крещении в честь святых) наши предки носили имена-клички по названиям животных, птиц, деревьев, растений, вещей. Имена связывались  с событиями или временем рождения – Первуша, Долгуша, Мороз. Были имена, указывающие на занятия людей или их недостатки: Ткачь, Кривой. Все древнерусские имена что-то обозначали: Всеволод- владеющий всем; Любава-любимая, любая; Гордей- гордый; Мстислав-славный мститель.

  • После Октябрьской революции на имена сильнейшим образом повлиял политико-идеологический фактор. Детей стали нарекать именами известных государственных деятелей, борцов за свободу, представителей каких-либо течений. В этот период возникло множество имен, связанных с В.И. Лениным (Владлен, Нинель, Эрлен, Ильина, Лемира)
  • Кстати, в Древней Руси ни у князей, ни у других именитых людей, ни у крестьян не было фамилий. Фамилии в их современном виде, появились в русском языке лишь в 19 веке.

  1. Результаты исследования

В ходе своих исследований я расшифровала имена учеников и учителя нашего класса:

Александра—«Защитница» (22 марта, 2 апреля, 6 мая, 31 мая, 17 июля, 13 октября, 19 ноября, 23 декабря.)
Апам— «Сила и власть» (19 июля)

Альбина— «белая», «нежная» (22 июля, 6 сентября, 15 сентября, 16 декабря)

Анна—«храбрость», «сила», «благодать» (1 марта, 14 марта, 20 марта, 8 апреля, 13 апреля, 11 мая)

Анастасия–  «возрождённая», «бессмертная» (23 марта, 5 апреля, 28 апреля, 10 мая, 1 июня, 9 июня)

Артур— «медведь» (14 ноября, 24 декабря)

Билал— «Исцеляющий», «оздоровляющий», «исправляющий»

Гусейн— «прекрасный»

Даниил— «Бог мне судья», «Божий суд» (17 марта, 31 марта, 20 апреля, 4 июня, 5 июня)

Екатерина— «вечно чистая», «чистый, «непорочная» (20 марта, 7 декабря, 17 декабря, 5 февраля)

Жанна—«милость Божья», «благодать», «дар Богов» (4 мая, 10 июля)

Ильдус– «Любящий родину»

Иван—«благодать Божия» (8 марта, 9 марта, 11 марта, 14 марта, 18 марта)

Ислам— «здоровый»

Кристина—«посвящённая Христу, «христианка» (26 марта, 31 мая, 13 июня, 6 августа, 18 августа, 19 февраля)

Лейла— «ночь»

Лолита-«скорбь»

Максим—«величайший» (19 марта, 2 апреля, 23 апреля, 4 мая)

Матвей— «долгожданный», «желанный», «Божий дар»(1 июня, 13 июля, 25 августа, 27 августа, 11 октября)

Мадина—«придающая силы»

Наташа—«благословенная», «рождественская»( 11 января, 22 марта, 31 марта, 8 сентября)

Никита— «победитель», «победоносный», «побеждать»(2 апреля, 16 апреля, 17 апреля, 13 мая)

Сулпан—«утренняя звезда»

Татьяна— «Устроительница»(17 июля, 14 сентября, 23 сентября, 3 октября, 11 октября)

Фатих– «победитель»

Юля – «пушистая», «волнистая», «кудрявая»(31 мая, 29 июля)

Активное «имятворчество».

В первые годы после революции началось активное«имятворчество»: Энергия, Заря, Идея, Найка, Вольт, Трибун, Искра, Атом.

В защиту детей

Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.

Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.

А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям... 
 (С. Маршак)

Как же можно было определить человека?

Это можно было сделать по-разному. Использовались прозвища-Иван Косой, Федька Тонконогий, Иван Хромой;определяли по отцу Иван Захарова, рядом употребляли древнерусские имя –Иван Морозов. При именовании женщин использовались уточнения, образованные от имени отца или мужа—Андреева жена Марья. Из таких уточнений, прозвищ позднее и рождались фамилии.

Имя и его носитель неразрывно связаны друг с другом и влияют друг на друга. У каждого имени есть свой «код», который составляется из астрологических факторов в той или иной мере предопределяет судьбу владельца. Код оценивает жизненные ритмы имени в пространстве и времени, определяет периодичность, представляет черты характера. Код имени–это определённая система передачи духовных истин, бессознательно действующая на человека.

  1. Заключение.

В данной работе я изучила происхождения и расшифровки имён учеников и учителя моего класса. Анализ полученных мной результатов позволяет сделать следующие выводы:

  • При изучении происхождении имён я определила время  появления тех или иных имён и прозвищ.
  • Я узнала, что в ранние времена люди считали, что имена играют ключевую роль в развитии и становлении судьбы и дальнейшей жизни человека.
  • Мне удалось найти даты, в которые празднуются именины людей, носящих то  или иное имя
  • При выборе имени очень важно знать, что значит твоё имя, так как имя определяет становления судьбы и дальнейшей жизни человека.
  • Возможно, в  древние века имя и оказывало влияние на судьбу человека, но с развитием цивилизации, науки, культуры человека сам является строителем своей жизни и судьбы.

Список литературы.

  1. Журнал «Русский язык в башкирской школе» 1988 год
  2. А.В.Суслова, А.В. Суперанская «О русских именах», Лениздат 1991 год
  3. «Энциклопедия для девочек»
  4. Успенский «Ты и твоё имя", Государственное Издательство Детской Литературы Министра Просвещения РСФСР, Ленинград, 1960 год
  5. Интернет ресурсы.
  6.  Самые популярные имена в России. Словарь имён
  7. А.В Суслова, А,В Суперанская «О русских именах», Лениздат, 1991год



Предварительный просмотр:

               Тема: «Языковая картина мира ребенка дошкольного возраста».

              1.Основные представления о языковой картине мира

              1.1  Языковая картина мира в концепции Л. Вайсгербера

Основной идеей, вдохновившей Лео Вайсгербера, была идея идиоэтничности языка и его содержания. Данное предположение он сделал на основании трудов В. фон Гумбольта о внутренней форме языка.

Именно на данной теории и была построена теория языковой картины мира.  Он утверждает, что словарный запас одного языка совместно с языковыми знаками и совокупностью понятийных мыслительных средств, которыми располагает языковое сообщество. И в течение времени носитель языка изучает этот словарь. И в указанном случае, можно сказать, что язык содержит в себе определенную картину мира и передает ее всем членам сообщества- носителям языка. Данной теорией Вайсгербер указывает на мировоззренческую, субъективно-национальную, идиоэтническую стороны языковой картины мира. К разработке своей теории он приступил в 30-е гг. прошлого столетия. В статье «Связь между родным языком, мышлением и действием» он уже вписывает картину мира в сам язык. Л. Вайсгербер полагает, что в каждом языке представлена особая точка зрения, с которой народ, создававший язык смотрел на окружающее пространство. И таким образом, мир остается завуалированным. Вайсгербер однако не отождествлял понятия научной и языковой картин мира, но усматривал в языке некоторую силу, воздействующую на человеческое сознание во всех сферах духовной культуры, включая и науку. Исследователь указывал и на такой факт, что разница между языком и наукой не столь и велика. А научная картина мира отличается от языковой степенью универсальности и идиоэтничности[4].

Наука направлена на универсальность и имеет основную цель: объективную истину. Наука, несомненно, должна быть полностью очищена от примесей субъективного характера.

В отличие от науки, язык обречен на идиоэтнизм. Чтобы сблизить эти понятия, как утверждает Л. Вайсгербер, нужно добавить универсальности в язык, либо незначительно уменьшить ее в науке.

В результате, можно сказать, что люди, если бы они были лишены своих этнических и индивидуальных особенностей смогли бы познать истину, но по причине отсутствия такого рода возможностей, они никогда не смогут постичь данную истину.

С точки зрения Вайсгербера, люди, стремящиеся освободится навсегда от родного языка, обречены на провал [4].

В результате, Л. Вайсгербер предложил строить научную картину мира исходя из языковой. Язык он понимал, как промежуточный мир между человеком и миром внешним. Мир он видит сквозь родной язык.

Мировоззренческая составляющая языковой картины мира легче обнаружить в лексической системе языка. В языке есть такие понятия как трава и сорняк и следовательно, ребенок воспринимает мир и мнение о травах, в соответствии с представлениями его предков. И каждым подобным образом ребенку передаются мнения и точки зрения на тот или иной факт от предков. И ребенок воспринимает данную точку зрения, исходя из того, что она является единственной и правильной и формулируется в единую картину мира.

Свою задачу Л. Вайсгербер видел отнюдь не в том, чтобы своей работой способствовать преодолению в сознании человека их собственных языковых картин мира и их вытеснению научной картины мира. Всю жизнь он пытался показать непреодолимую силу языковой картины мира на сознание и восприятие ее носителей.

1.2  Гипотеза Сепира-Уорфа

Автором гипотезы лингвистической относительности является Эдвард Сепир совместно с Бенджаменом Ли Уорфом. В основе их концепции стоит структура языка, которая определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Согласно разработанной в прошлом веке концепции, логический строй мышления осуществляется языком. И определенный характер познания окружающей действительности зависит непосредственно от языка. Исходя из этого, можно сказать, что определение действительности мира осуществляется через собственный язык. Язык представляет собой итог отражения человеком окружающего мира. Именно Э. Сепир настаивал на тирании языка. Именно язык обладает властью над ориентацией человека в мире.

Основные разнообразия в дроблении мира могут быть объяснены посредством ассоциативных различий отличием языкового материала, оставшимся от прежних поколений и эпох, а так же следов других языков.

Как утверждают исследователи, форма и категория мышления имеют множество сходств у всех народов, хотя язык определяет мироощущение каждого из носителей и именно язык регулирует процессы понимания, само осмысления и мышления.

И как указали исследователи, именно в детстве язык оказывает влияние на познавательную способность и деятельность ребенка. Так ребенок, выросший в Сибири, воспринимает мир как большую часть времени это снежное время и вырабатывает различные формы снега (белый, грязный, мягкий, растаявший). Исследователи слишком большую роль придавали языку как единственному инструменту познания мира. Следует же отметить, что познавательная деятельность человека может осуществляться и без языка. Так процесс наблюдения может являться инструментом познания. Можно утверждать, что власть языка не настолько является тиранической и наряду с вербальным существует и невербальный путь познания.

Как таковой сам термин языковой картины мира был введен Л. Вайсгербером, как было указано в предыдущем параграфе. В работах Э. Сепира понятие языковой картины мира присутствует в некоторых случаях.

Б. Уорф придавал не малое значение классификационной стороне языковой картины мира. Этот факт помог ему в сравнении языковой картины мира с научной. Обе указанные картины мира представляют собой некоторую систему изучения окружающего мира. Из этого следует, что и та и другая картины мира тесно соприкасаются с моделированием мира и в этом и есть их сходство [6].

Таблица 1 – Основные черты научной и языковой картин мира по исследованиям Б. Уорфа

Научная картина мира

Языковая картина мира

1.

Тесно соприкасается с моделированием мира.

Тесно соприкасается с моделированием мира.

2.

Результат деятельности ученых.

Результат деятельности носителей языка, которые создали и преобразовали язык.

3.

Отражение научного сознания.

Отражение обыденного сознания.

4.

Истина универсальна, а следовательно научные картины мира стремятся к монизму.

По возрасту старше научной картины мира.

5.

Превосходит по степени информационной насыщенности.

6.

Всегда разнообразны языковые картины мира, а следовательно множественны во мнениях.

Вышеприведенные признаки языковой картины мира сформировали определенное мнение Б. Уорфа, о том что, языковые картины мира, а не действительность в целом должны стать основным источником научных знаний.

Б. Уорф опустил фактор познания за счет преувеличения роли языка перед развитием науки. Нельзя опускать тот факт, что Уорф был сторонником языкового плюрализма.

В науке Западных развитых стран установилась ситуация, когда основное предпочтение отдают категориям и подкатегориям, имеющим место к индоевропейским языкам. Получается, что Западная культура произвела обобщающий анализ всей картины мира без учета особенностей языков других стран. Западная культура считает выполненный анализ правильным и бесповоротным, окончательным в своем решении. И единым верным выходом из сложившейся ситуации лежит через все другие языки, которые пришли в конечном итоге к одинаковым выводам, как считает Уорф.

Из этого следует, что Б. Уорф призывал всех ученых становиться языковедами, чтобы во множестве языков можно было найти категории осмысленные в повседневном опыте носителей.

1.3  Представления о языковой картине мира  Ю. Д.Апресяна

В данном параграфе будут представлены основные представления о языковой картине мира со стороны Ю.Д. Апресяна.

Как язык представляет определенный способ восприятия и организации мира. Все значения, которые выражаются в нем, складываются в некоторую единую систему взглядов или можно сказать некоторую философию коллектива, которая представляется как обязательная для всех носителей языка.

Через призму своих собственных языков носители могут видеть мир в различных аспектах по причине свойственной языку концептуализации.

Во многих существенных отношениях языковая картина мира является более обыденной, отличной от научной картины мира. При этом обыденность не показатель ее примитивности. Например, представления о внутреннем мире человека, которые являются результатом  и опытом жизнедеятельности многих поколений на протяжении многих веков и способные служить некоторыми проводниками в настоящий мир [1].

Апресян вводит такую характеристику как наивность языковой картины мира. И в наивной картине мира он выделяет наивную геометрию, физику, этику. И так заповеди наивной этики реконструируются на основании сравнительной характеристики пар слов, являющихся наиболее близких по смыслу, с учетом того, что одно является нейтральным, а другой оценочным. Можно привести следующий пример.

Такие слова как хвалить и льстить, гордиться и кичиться. В результате анализа приведенных слов, можно сказать, что «нехорошо преследовать узкокорыстные цели».

Особенно интересен образ самого человека, который был создан русской языковой картиной мира. В результате рассмотрения широкого круга русской лексики, которая рассматривает действия и состояния человека, Ю.Д. Апресян предоставляет следующее описание.

Человек в языковой картине мире представляется как особое существо, создающее или выполняющее деятельность. Это три основных и различных вида деятельности: физические, интеллектуальные и речевые. Так же к нему относятся определенные состояния:

1.Восприятие.

2.Желания.

3.Мнения.

4.Эмоции.

А так же следует отметить, что человек реагирует на внешние и внутренние воздействия. В большинстве случаев всем системам соответствует однородная единица семантического метаязыка. Таких систем насчитывается восемь.

1.Физическое восприятие. К данной категории относится зрение, слух, обоняние, осязание. И к чувствам соответственно относятся органы: глаза, ухо, нос, кожа. Базовое составляющее высказывания – воспринимать.

2.Физиологическое состояние. К данной категории относятся: голод, жажда, нужда, боль. И соответственно относятся различные части тела, в данном случае физиологические состояния локализуются в различных частях тела. Базовое составляющее высказывания – ощущать.

3.Физиологические реакции на разного рода воздействия. К данной категории можно отнести следующие реакции: холод, бледность, жар, сердцебиение. И соответственно различные части тела: лицо, сердце, горло, тело.

4.Физические действия и деятельность. В данном случае примером будут следующие действия: отдыхать, бежать, идти, пилить, наливать, кушать. И соответственно данные действия происходят посредством различных частей тела: руки, ноги, голова, все тело.

5.Желания. Примером могут быть: хотеть, предпочитать, стремиться. В большей степени они связаны с потребностями человека и их удовлетворением и относятся, как правило, к телу. Так же желания, направленные на удовлетворение духовных потребностей и локализация их непосредственно в душе человека. Базовое составляющее высказывания – хотеть.

6.Интеллектуальная деятельность и ментальные состояния. Далее приведен пример указанной категории: воображать, представлять, полагать, интуиция, озарение, знать, верить, помнить. Орган, совершающий данную категорию действий – голова, а точнее мозг. Базовое составляющее высказывания – знать, считать.

7.Эмоции. Примером могут быть следующие единицы: бояться, сердиться, ревновать, обижаться. Эмоции классифицируются на низшие и высшие. Низшие эмоции присущи как человеку, так и животному: страх, ярость, удовольствие. Высшие эмоции свойственны только человеку: надежда, стыд, вина. Основная локализация в душе и сердце. Базовое составляющее высказывания – чувствовать.

8.Речь. к данной категории относятся следующие примеры: объявлять, обещать, говорить, объявлять.Базовое составляющее высказывания – говорить [6].

Каждая из приведенных категорий имеет внутреннюю организацию. А так же категории взаимодействуют друг с другом.

В итоге были представлены понятия языковой картины мира различных исследователей. Итоги приведенных и исследованных концепций приведены и обобщены в таблице.

Понятие языковой картины мира объединяет несколько идей.

1.Языковая картина мира отличается от научной.

2.Каждый язык обозначает свою концепцию, изображающую реальность несколько иначе, в отличие от других языков.

Таблица 2 - Сопоставление концепций понятия языковой картины мира

Исследователь

Соотношение языковой и научной картин мира

Невербальная сторона познания

Наука и язык

Свобода человеческого сознания от языковой картины мира

Реконструкция языковой картины мира

1

2

3

4

5

6

Л. Вайсгербер

Языковая и научные картины мира неравнозначны, однако разница незначительная. Основные различия заключаются в степени универсальности и идиоэтничности. Развитие научной картины мира непосредственно из языковой.

Не признавал

Наука непосредственно подчиняется языку. Этой областью является то место, где научная картина мира значительно отстает от языковой картины мира.

Допускается относительная свобода человеческого сознания от языковой картины мира.

Реконструкция языковой картины мира на синхронической основе и на лексическом материале.

Б. Уорф

Отождествлял научную и языковую картины мира. Считал, что языковая картина мира должна стать единственным источником научных знаний.

Не признавал

Наука находится на полном подчинении языка. Язык обладает наибольшей степенью влияния на познание.

Свобода не  допускается

Непосредственно как на лексическом, так и на грамматическом материале.

Ю. Д.Апресян

Языковая картина мира отличается от научной и поэтому является наивной.  

Признает

Нет определенной структуры.

Допускается относительная свобода.

Только на лексическом материале.

Таким образом, можно сказать, что первоначально понятие научной картины мира представлялось как достигнутое и доказанное наукой.

В настоящее время под научной картиной         мира понимается система представлений о мире, которые вырабатываются и выражаются посредством фундаментальных понятий.

Научную картину мира, как правило, противопоставляют языковой картине мира. Постигая мир, ребенок образует концептуальную картину мира с помощью языка в том числе. В будущем он сравнивает свой опыт с опытом других людей и тем самым корректирует свой собственный опыт.

Языковая картина мира определяется как выполняющая функцию формирования человека в мире, в том числе, систематизации получаемой им информации.

Основные различие между языковой и научной картинами мира особенно четко проявляется при анализе тех слов естественного языка, которые используются в качестве научных терминов.

Мировоззренческая составляющая языковой картины мира легче обнаружить в лексической системе языка. В языке есть такие понятия как трава и сорняк и следовательно, ребенок воспринимает мир и мнение о травах, в соответствии с представлениями его предков. И каждым подобным образом ребенку передаются мнения и точки зрения на тот или иной факт от предков. И ребенок воспринимает данную точку зрения, исходя из того, что она является единственной и правильной и формулируется в единую картину мира.

Таким образом, язык вводит некоторое ограничение субъективного описания мира. Посредством языка человек стремиться приблизиться к объективной точке зрения. Язык субъективен в своем отражении (холодный-горячий, близкий-далекий, добрый-злой). В остальных случаях язык ориентируется на представленную реальность окружающей действительности.

Языковая картина мира непосредственно отражает обывательские, бытовые и повседневные представления о мире, в отличии от научной картины мира, которая представляет собой в большей степени представления о мире, вырабатываемые в науке и выражаемые с помощью фундаментальных понятий и научных методов.

2. Языковая картина мира ребенка и развитие речи

2.1. Представление языковой картины мира ребенка

Самая первая и простая речь ребенка может казаться простой лишь со стороны, однако же, она самая сложная и осмысленная. Процесс воспроизведения языка, период его овладения  и изучения открывает большие возможности для изучения и анализа его познавательной деятельности. Первая речь ребенка это скорее помощник ему в достижении его желаний, однако, она является как препятствием, так и средством достижения. Согласно исследованиям, первые три года ребенок овладевает речью, содержанием языка, формой. Сначала называются сами вещи, предметы, которые его окружают, а затем добавляются действия.

В языке всегда присутствуют основные современные духовные ценности, в литературе, журналах, которые созданы человеком на всем протяжении его существования.

Процесс овладения речью – это достаточно продолжительный и сложный процесс, в протекании которого в ребенке закладываются определенные ценности, духовные порядки, свое проявление как личности.

По мнению исследователей, ребенок с самого момента рождения является носителем языкового механизма, а его речь вне зависимости от вида языка, протекает согласно одним и тем же стадиям.

Когда ребенок овладевает речью, он формирует в своем сознании определенную картину мира или образ, который формирует для него окружающую действительность. Особо важную роль играет семантика слов.

Именно слово определяет и организует жизнь человека, речь реализует его способ мышления и описывает его картину мира. В качестве главных и первых элементов картины мира ребенка являются объекты природы, явления своего окружения. К тому же картина мира ребенка исходит из его представлений на основе прочитанной литературы.

Значение воспринимаемых и воспроизводимых слов детьми иногда не совпадает со значением слов, воспроизводимым взрослым человеком.

Для мышления ребенка характерны определенные реальные образы, ситуации, связанные с каким-либо словом. В воспроизведении слов ребенок опирается, прежде всего, на определенный факт и ситуацию.

Ребенок воспринимает определенное слово как знак или символ предмета, который включен в некоторую систему отношений с другими предметами и явлениями. Для любого ребенка язык – это некоторое средство осуществления коммуникации, но и в то же время объект наблюдения и познания.

В самом процессе общения для ребенка важны такие факторы как психологический и эмоциональный, а так же эмоционально-чувственные проявления и реакции.

Сам язык как средство общения имеет наименьшее значение для ребенка. Язык как средство общения помогает в полной мере ребенку ориентироваться в мире, где проявляются разного рода отношения, возникающие между людьми. Этот момент способствует проявлению личности и умению понимать чужое эмоциональное состояние, данное проявление способствует сближению и нахождению контакта с другими детьми.

Языковая картина мира современного ребенка представлена в его сознании посредством оценки. Например, если язык является, по мнению ребенка плохим, он должен быть заменен на другой язык, более правильный, который частично поможет в общении.

Исследователи утверждают, что дети в своем развитии проходят стадии становления всего человечества. И это кажется на первый взгляд, в реальности же стадии становления и развития ребенка имеют совершенно другое наполнение.

Дети имеют представление о существование других языков из литературы, специальных детских периодических изданий («Вокруг света», «Всезнайка»), но они актуализируются только в определенного рода ситуации.

Для современного ребенка наличие другого языка как некоторого средства для осуществления коммуникации не является определенно важным, а скорее всего, определяет признак постороннего человека. По результатам исследования около 10% опрашиваемых детей ответили на предложенные им письма на иностранном языке, что нужен человек, который знает этот язык и говорит на нем. Ребенок в своем большем общении определяет язык как эмоциональное чувство и восприятие. Язык ребенок характеризует как ласковый или добрый или злой. Получение новых знаний через детские журналы должно осуществляться посредством языка, который ребенок называет ласковым, добрым с целью формирования в правильных социально-психологических качеств.

Образ самого мира как он есть формируется у человека в течение всей его жизни, в результате всевозможных коммуникаций и различного рода деятельностей.

Когда что-то воспринимая, ребенок не совсем еще может объяснить и сформулировать свои мысли. Его мысли и словарный запас не вписываются в его языковую картину мира. Существует определенный обзор лексических единиц, которые ребенок использует, когда проявляется что-то.

1.Что-то необычное, уникальное, особо редкое.

2.Случайное, неожиданное, непредсказуемое.

Ребенок имеет в определенной мере свой язык, свои представления о предметах и явлениях. Глядя на мир и познавая мир через периодическую литературу, ребенок формирует свой взгляд на окружающий мир, свой стиль общения, образ жизни.

Помимо существующих предметов, здесь живут и вымышленные, созданные и придуманные вещи, которые наделены определенными символами, речью.

В языке примеры выражения необычного и непонятного для маленького ребенка выражаются в детской литературе. Например: «Они сидели в воздухе и попивали чай с баранками» («Смешарики»). Для самого ребенка это действие определенно странное явление, так как ребенок подобного еще не видел, что, следовательно, он не может описать.

Дети-персонажи в детских журналах используют слова-глаголы описывающие восприятие и мышление с отрицательной частицей. Мир, в котором обитает ребенок меняется и растет вместе с ним и, следовательно, меняется отношение к нему. «Джейн не успела ответить, как с ней произошла очень странная вещь. Она вдруг почувствовала, что от смеха она становится все легче, словно ее накачивают воздухом. Это было и странно, и приятно. И ее все больше разбирал смех». (Трэверс «Мери Поппинс»).

Далее представлена структура основных сфер необычных, по мнению ребенка, явлений. Сфера человека:

1.Внутреннее. Примером могут быть странные чувства, ранее не испытываемые. Странные – необычные, непонятные, непредсказуемые.

2.Внешнее. Странный голос, странная одежда. Например: «вас, вероятно, удивляет,почему его так странно зовут? Это имя ему дал Кристофер Робин» (А. Милн «Вини-пух»).

Окружающая ребенка действительность представляет собой особый мир, в котором происходит некая картина, разворачиваются действия. Оценка и интерпретация ситуации с точки зрения ее необычности. «Как это ни покажется странным, мимо окна пролетал толстый человек»( А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»).

Странными дети называют определенные группы явлений, предметов.

1.Не ясный, не поддающийся объяснению.

2.Загадочный.

Все слова соответствуют одному понятию: несоответствие повседневности или обыденному использованию. Так, например, метла для полета Бабы-Яги и для современного ребенка персонаж как Гарри Поттер, она же используется взрослыми, чтобы подметать пол. Все больше современной литературы указывает на неизвестность как устрашающее действие, в литературном смысле усиливающее происходящее действие. Однако, воспринимается ребенком как страх перед неизведанным, перед тем, что вот-вот что-то случится. Усиливаются эмоции ожидания, совместно со страхом предстоящего события.

Детская языковая картина мира особый способ объяснения действительности, особое отображение физических и психических реалий. В языковых единицах детей представлена особая картина видения мира и понимания его со стороны ребенка, чье видение еще не исправлено, не имеющее постороннего вмешательства.

2.2 Языковая картина мира и детская литература

Далее представлен параграф о видении и формировании языковой картины мира ребенка, его понимание основных понятий, которые формируются посредством детских периодических изданий.

В результате исследования специалистов, направленного на выявление сути идей, мыслей детей, их интересов, скрытых позиций.

Детское мировосприятие определено и другими факторами. Социальный фактор. Наибольшее значение здесь определяет семья, именно она формирует основное мироощущение ребенка. И характер обусловлен как речевой, так и не речевой деятельностью, принципом воспитания, обучения. Ребенок в данном случае является не только членом социального общества, но уже и единицей национально- и социально культурного пространства.

В результате представление детьми языковой картины мира и ее непосредственное отношение к собственной культуре. Детская языковая картина мира определяется в детской речи. В результате исследований детской речи по основным направлениям:

1.Анализ грамматической, фонетической и лексико-семантической особенности проявления детской речи.

2.Выявление особенностей грамотного усвоения ребенком определенных грамматических уровней.

3.Выявление и описание индивидуальных лексиконов (детских идиолектов).

Наиболее интересными являются исследования о влиянии на детскую речь и детский лексикон художественной литературы и периодических изданий. Через прочитанные периодические детские издания происходит формирование детской картины мира через усвоение современных рассказов, поступающие ребенку через языковую составляющую.

Представление ребенка о множественности пространств и времени, а так же их некоторой неоднородности удерживаются в сознании ребенка на протяжении жизни до подросткового возраста. Ребенок является творческим человеком и способен на самостоятельное мышление. Ребенок не определен и не знаком с трудностями, а, следовательно, и не знает границ своих возможностей. И формируя детскую языковую картину мира необходимо определять основные понятия о добре и зле, способствовать развитию многосторонней личности.

Ребенок имеет в определенной мере свой язык, свои представления о предметах и явлениях. Глядя на мир и познавая мир через периодическую литературу, ребенок формирует свой взгляд на окружающий мир, свой стиль общения, образ жизни.

Именно слово определяет и организует жизнь человека, речь реализует его способ мышления и описывает его картину мира. В качестве главных и первых элементов картины мира ребенка являются объекты природы, явления своего окружения. К тому же картина мира ребенка исходит из его представлений на основе прочитанной литературы.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что первоначально понятие научной картины мира представлялось как достигнутое и доказанное наукой.

В настоящее время под научной картиной         мира понимается система представлений о мире, которые вырабатываются и выражаются посредством фундаментальных понятий.

Научную картину мира, как правило, противопоставляют языковой картине мира. Постигая мир, ребенок образует концептуальную картину мира с помощью языка в том числе. В будущем он сравнивает свой опыт с опытом других людей и тем самым корректирует свой собственный опыт.

Языковая картина мира определяется как выполняющая функцию формирования человека в мире, в том числе, систематизации получаемой им информации.

Основные различие между языковой и научной картинами мира особенно четко проявляется при анализе тех слов естественного языка, которые используются в качестве научных терминов.

Мировоззренческая составляющая языковой картины мира легче обнаружить в лексической системе языка. В языке есть такие понятия как трава и сорняк и следовательно, ребенок воспринимает мир и мнение о травах, в соответствии с представлениями его предков. И каждым подобным образом ребенку передаются мнения и точки зрения на тот или иной факт от предков. И ребенок воспринимает данную точку зрения, исходя из того, что она является единственной и правильной и формулируется в единую картину мира.

Таким образом, язык вводит некоторое ограничение субъективного описания мира. Посредством языка человек стремиться приблизиться к объективной точке зрения. Язык субъективен в своем отражении (холодный-горячий, близкий-далекий, добрый-злой). В остальных случаях язык ориентируется на представленную реальность окружающей действительности.

Языковая картина мира непосредственно отражает обывательские, бытовые и повседневные представления о мире, в отличии от научной картины мира, которая представляет собой в большей степени представления о мире, вырабатываемые в науке и выражаемые с помощью фундаментальных понятий и научных методов.

Именно слово определяет и организует жизнь человека, речь реализует его способ мышления и описывает его картину мира. В качестве главных и первых элементов картины мира ребенка являются объекты природы, явления своего окружения. К тому же картина мира ребенка исходит из его представлений на основе прочитанной литературы.

Список использованных источников

  1. Абрамов В.П. Семантические поля русского языка. М.: Краснодар. – Кубанский государственный университет - 2003
  2.  Арутюнова Н. Д. Введение // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999.
  3.  Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: Истоки, эволюции, перспективы. М., 1992.
  4. Брутян Г. А. Язык и картина мира // НДВШ. Филос. науки. 1993. № 1.
  5.  Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
  6.  Выготский Л. С. Психология детства // Собр. соч. в 6-ти тт. Т.4. М., 1994.
  7.  Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. М., 2000.
  8. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека// Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-исследовательская работа на тему: «Языковая картина мира ребенка дошкольного возраста». Подготовила: Меджидова Лейла Хаганиевна 7в класс.

Слайд 2

Объектом исследования выступает языковая картина мира ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Предметом исследования является специфика организации языковой картины мира ребёнка, которая формируется на материале детских журналов. Цель данной работы – выявить особенности формирования языковой картины мира ребёнка посредством детских журнальных изданий. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Обзор основных положений и гипотез о языковой картине мира в представлении Л. Вайсгербера , Э. Сепира и Б. Уорфа, Ю.Д. Апресяна. 2. Обзор представлений о формировании языковой картины мира детей. 3. Выявление влияния журнальных источников на формирование языковой картины мира детей. Задачи исследования: 1.Описать основные представления и гипотезы о языковой картине мира в представлении Л. Вайсгербера , Э. Сепира и Б. Уорфа, Ю.Д. Апресяна. 2. Определить формирование языковой картины мира детей. 3.Определить влияние журнальных источников на формирование языковой картины мира детей.

Слайд 3

Таблица 1 – Основные черты научной и языковой картин мира по исследованиям Б. Уорфа : Часть№2 № Научная картина мира Языковая картина мира 1. Тесно соприкасается с моделированием мира. Тесно соприкасается с моделированием мира. 2. Результат деятельности ученых. Результат деятельности носителей языка, которые создали и преобразовали язык. 3. Отражение научного сознания. Отражение обыденного сознания. 4. Истина универсальна, а следовательно научные картины мира стремятся к монизму. По возрасту старше научной картины мира. 5. Превосходит по степени информационной насыщенности. 6. Всегда разнообразны языковые картины мира, а следовательно множественны во мнениях.

Слайд 4

Таблица 2 - Сопоставление концепций понятия языковой картины мира: Исследователь Соотношение языковой и научной картин мира Невербальная сторона познания Наука и язык Свобода человеческого сознания от языковой картины мира Реконструкция языковой картины мира 1 2 3 4 5 6 Л. Вайсгербер Языковая и научные картины мира неравнозначны, однако разница незначительная. Основные различия заключаются в степени универсальности и идиоэтничности . Развитие научной картины мира непосредственно из языковой. Не признавал Наука непосредственно подчиняется языку. Этой областью является то место, где научная картина мира значительно отстает от языковой картины мира. Допускается относительная свобода человеческого сознания от языковой картины мира. Реконструкция языковой картины мира на синхронической основе и на лексическом материале.

Слайд 5

Таблица 2 - Сопоставление концепций понятия языковой картины мира: Б. Уорф Отождествлял научную и языковую картины мира. Считал, что языковая картина мира должна стать единственным источником научных знаний. Не признавал Наука находится на полном подчинении языка. Язык обладает наибольшей степенью влияния на познание. Свобода не допускается Непосредственно как на лексическом, так и на грамматическом материале. Ю. Д.Апресян Языковая картина мира отличается от научной и поэтому является наивной. Признает Нет определенной структуры. Допускается относительная свобода. Только на лексическом материале.

Слайд 6

В языке примеры выражения необычного и непонятного для маленького ребенка выражаются в детской литературе. Например: «Они сидели в воздухе и попивали чай с баранками» (« Смешарики »). Далее представлена структура основных сфер необычных, по мнению ребенка, явлений. Сфера человека: 1.Внутреннее. Примером могут быть странные чувства, ранее не испытываемые. Странные – необычные, непонятные, непредсказуемые. 2.Внешнее. Странный голос, странная одежда. Например: «вас, вероятно, удивляет , почему его так странно зовут? Это имя ему дал Кристофер Робин» (А. Милн «Вини-пух»). Странными дети называют определенные группы явлений, предметов. 1.Не ясный, не поддающийся объяснению. 2.Загадочный.

Слайд 7

Все слова соответствуют одному понятию: несоответствие повседневности или обыденному использованию. Так, например, метла для полета Бабы-Яги и для современного ребенка персонаж как Гарри Поттер ,она же используется взрослыми, чтобы подметать пол. Все больше современной литературы указывает на неизвестность как устрашающее действие, в литературном смысле усиливающее происходящее действие. Однако, воспринимается ребенком как страх перед неизведанным, перед тем, что вот-вот что-то случится. Усиливаются эмоции ожидания, совместно со страхом предстоящего события.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Имя-это судьба человека» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5» Автор: Галеева Альбина Динаровна 7«В» Нижневартовск 2019

Слайд 2

Оглавление. Введение Цель . Задачи . В глубокой древности Откуда пошли имена? Сила имени велика… Теория , объясняющая, каким образом имя человека может влиять на его характер: Социальная теория Эмоциональная теория Звуковая теория Древнерусские имена что-то обозначали… Имена говорят о многом… Активное имятвочерство Вернемся к истории Как же можно было определить человека За каждым именем прячется тайна… Заключение Список литературы.

Слайд 3

«У каждого человека с младенчества есть имя, но важно суметь найти имя для своей жизни — слово, которое должно сообщить этой жизни смысл» Пауло Кеэльо Что в имени тебе моем? Оно умрёт, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его, тоскуя. Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я… Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 4

Введение.

Слайд 5

Цель. Цель данной работы состоит в исследовании происхождения имён, рассмотрении теорий, объясняющих, каким образом имя человека может влить на его характер и судьбу.

Слайд 6

Задачи. Д ля её достижения были решены следующие задачи: Рассмотрена история происхождения имён. Исследованы различные теории влияния имени на судьбу человека. Изучены происхождения имён, их значения и даты празднуемых именин учителя и учащихся нашего класса.

Слайд 7

В глубокой древности… Между людьми не бывает никто безымянным, сказано в глубокой древности. И действительно, не бывает человека без имени, обшества , в котором его члены не имели бы имени. Неизвестно, когда, где, на какой ступени человеческого развития они возникли, но происходило это в глубокой древности. Конечно, нельзя найти свидетелей, которые бы это подтвердили, но ещё философ-стоик Хрисипп ( ок . 280–208/205 до н. э.) выделял имена в отдельную группу слов . В языкознании есть раздел, который изучает собственные имена и называется о номастика. Ономастика как наука об именах собственных делится на антропонимику и топонимику. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика (« антропос » – человек, « онима » – имя). Собственные имена людей называются антропонимами. Также есть топономика , которая изучает географическое название, ( т.е название стран, городов, сел, рек, озер , морей) Сейчас мы воспринимаем имя как название, данное человеку при рождении. В древней Руси люди носили самые разнообразные и необычные имена: Веснянка, Мельник, Добрыня, Влас, Ворон…

Слайд 8

Откуда пошли имена? Установить какими были первые человеческие имена невозможно, скорее всего, это был произвольный набор звуков. Личное имя появилось в результате возникшей проблеме потребности выделять отдельного человека из группы ему подобных. Развитие человека. Его вера в возможность передать через имя качества, которые выражены в его значении, способствовали возникновению по желательных имён. В дальнейшем возникло мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу. Существовало убеждение, что если дать ребёнку имя известных в какой-то местности людей– воров, пьяниц изменников – то и ребёнок приобретёт подобные отрицательные черты. Следовательно, можно давать только хорошие имена. Отсюда сформировалась традиция, распространённая и по сей день, - наречение человека «в чью-то честь». В основном, принято в честь родственников.

Слайд 9

Сила имени велика… Это было известно со времён, когда первые люди научились говорить. Они не сомневались в том, что вся последующая участь человека и целой общины предначертана и заключена в его имени. Дать имя означало дать судьбу, изменить которую невозможно. Древние мудрецы были уверены, что между именем человека, его характером и судьбой существует определённая связь. Имя – своего рода код. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью и над самим человеком. Не случайно все колдовские обряды в качестве ключа использует имя. Особое значение имя имеет при первом знакомстве, при вхождении в новый коллектив, когда имя человека – то немногое, что люди знают о нем. Ведь что прежде всего сообщают друг другу двое людей, когда знакомятся? Они открывает друг другу свои имена. Древнейший и глубинный смысл знакомства состоит в том, что, открывая своё имя, человек оказывает другому человеку величайшее доверие— «я верю, что, зная моя имя, ты не причинишь мне зла». Знание имени позволяло влиять на саму судьбу, участь того, кто это имя носит. Имя- это как бы формула счастья и здоровья. Его не должно окрывать посторонним. Опасения перед вредоносным магическими обрядами породили устойчивые традиции скрывать имя.

Слайд 10

Теории, объясняющие, каким образом имя человека может влиять на его характер : Социальная теория. С социальной точки зрения имя человека представляет собой сгусток информации о его носители. Владимир, Александр, Пётр, Иван… Зная одно лишь имя, мы уже имеем представление о происхождении, национальности, возможном вероисповедании, основных свойствах характера и темперамента человека. Представления эти примерно одинаковы у разных людей, что, в сою очередь, определяет приблизительно одинаковое отношение к носителю данного имени. Но когда тысячи людей встречают человека «по имени», это не может не формировать у разных носителей одного имени схожих черт характера. Социальность имени сильнее была выражена в прошлой жизни, когда имена давали конкретным фомам поведения, чертами характера, отношения к окружающей действительности. «По имени и житие»,- гласила стереотипная формула жития, и жтой формуле церковь и православный люд следовали, воспитывая будущего христианина.

Слайд 11

Эмоциональная теория. Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат мягко, ласково, вызывая у окружающих чувство приятного, нежного, возвышенного, другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне съежиться , напрячься, похолодеть. Это так называемая “музыка имен ”. От того, какова она, будет во многом зависеть изначальное отношение окружающих к носителю имени. В дальнейшем это отношение может коренным образом измениться, но когда неприятно звучащее имя вызывает у тысячи человек однотипную негативную реакцию, то это скажется, конечно же, на особенностях характера человека.

Слайд 12

Звуковая теория. Имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена — разные наборы звуков, неодинаковые для мозга звуковые раздражители. А разные раздражители, как известно, приводят в возбуждение разные структуры мозга. И поэтому у ребенка с именем Вася, который в течение всего доречевого периода своего развития тысячекратно слышит “вас” в словах “Вас-я”, “Вас-илек”, “Вас- ютка ”, происходит тысячекратное возбуждение мозговых структур, связанных с отражением звуков “в”, “а” и “с", находятся в состоянии относительного покоя, зато постоянно возбуждаются структуры, связанные с восприятием звуков “к”, “о” и “л”. Звуковая нагрузка на одни мозговые образования у одного ребенка и совершенно другая по своему физиологическому рисунку нагрузка у другого не может, на наш взгляд, не сказаться на формировании различий в психике этих детей.

Слайд 13

Древнерусские имена что-то обозначали… До появления календарных имён ( отмеченных в святцах, по которым именовали русских людей при крещении в честь святых) наши предки носили имена-клички по названиям животных, птиц, деревьев, растений, вещей. Имена связывались с событиями или временем рождения – Первуша , Долгуша, Мороз. Были имена, указывающие на занятия людей или их недостатки: Ткачь , Кривой. Все древнерусские имена что-то обозначали: Всеволод- владеющий всем; Любава-любимая, любая; Гордей- гордый; Мстислав-славный мститель.

Слайд 14

Имена говорят о многом… Александра —« Защитница » ( 22 марта, 2 апреля, 6 мая, 31 мая, 17 июля, 13 октября, 19 ноября, 23 декабря .) Апам — «Сила и власть» ( 19 июля) Альбина — « белая», «нежная » ( 22 июля, 6 сентября, 15 сентября, 16 декабря) Анна —« храбрость», «сила», «благодать » ( 1 марта, 14 марта, 20 марта, 8 апреля, 13 апреля, 11 мая) Анастасия – «возрождённая», «бессмертная » ( 23 марта, 5 апреля, 28 апреля, 10 мая, 1 июня, 9 июня) Артур — «медведь » ( 14 ноября, 24 декабря) Билал — «Исцеляющий», «оздоровляющий», «исправляющий » Гусейн — «прекрасный» Даниил — «Бог мне судья», «Божий суд» ( 17 марта, 31 марта, 20 апреля, 4 июня, 5 июня ) Екатерина — «вечно чистая», «чистый, «непорочная» ( 20 марта, 7 декабря, 17 декабря, 5 февраля) Жанна —« милость Божья», «благодать», «дар Богов » ( 4 мая, 10 июля) Ильдус – «Любящий родину» Иван —«благодать Божия » ( 8 марта, 9 марта, 11 марта, 14 марта, 18 марта) Ислам — «здоровый » Кристина —«посвящённая Христу, «христианка» ( 26 марта, 31 мая, 13 июня, 6 августа, 18 августа, 19 февраля ) Лейла — «ночь » Лолита- «скорбь » Максим —«величайший » ( 19 марта, 2 апреля, 23 апреля, 4 мая) Матвей — «долгожданный», «желанный», «Божий дар »( 1 июня, 13 июля, 25 августа, 27 августа, 11 октября) Мадина — « придающая силы» Наташа —«благословенная», «рождественская »( 11 января, 22 марта, 31 марта, 8 сентября) Никита — «победитель», «победоносный», «побеждать »( 2 апреля, 16 апреля, 17 апреля, 13 мая) Сулпан —«утренняя звезда» Татьяна — «Устроительница »( 17 июля, 14 сентября, 23 сентября, 3 октября, 11 октября) Фатих – «победитель» Юля – «пушистая », «волнистая», «кудрявая »(31 мая, 29 июля) В ходе своих исследований я расшифровала имена учеников и учителя нашего класса:

Слайд 15

Активное имятворчество . В защиту детей Если только ты умен , Ты не дашь ребятам Столь затейливых имен , Как Протон и Атом. Удружить хотела мать Дочке белокурой, Вот и вздумала назвать Дочку Диктатурой. Хоть семья ее звала Сокращенно Дита , На родителей была Девушка сердита. Для другой искал отец Имя похитрее, И назвал он наконец Дочь свою Идея. Звали мама и сестра Девочку Идейкой, А ребята со двора Стали звать Индейкой. А один оригинал, Начинен газетой, Сына Спутником назвал, Дочь назвал Ракетой. Пусть поймут отец и мать, Что с прозваньем этим Век придется вековать Злополучным детям... (С. Маршак) В первые годы после революции началось активное имятворчество : Энергия, Заря, Идея, Найка, Вольт, Трибун, Искра, Атом.

Слайд 16

Вернёмся к истории… После Октябрьской революции на имена сильнейшим образом повлиял политико-идеологический фактор. Детей стали нарекать именами известных государственных деятелей, борцов за свободу, представителей каких-либо течений. В этот период возникло множество имен , связанных с В.И. Лениным ( Владлен, Нинель, Эрлен , Ильина, Лемира ) Кстати, в Древней Руси ни у князей, ни у других именитых людей, ни у крестьян не было фамилий. Фамилии в их современном виде, появились в русском языке лишь в 19 веке.

Слайд 17

Как же можно было определить человека? Это можно было сделать по-разному. Использовались прозвища- Иван Косой, Федька Тонконогий, Иван Хромой ; определяли по отцу Иван Захарова , рядом употребляли древнерусские имя – Иван Морозов . При именовании женщин использовались уточнения, образованные от имени отца или мужа— Андреева жена Марья . Из таких уточнений, прозвищ позднее и рождались фамилии. Имя и его носитель неразрывно связаны друг с другом и влияют друг на друга. У каждого имени есть свой «код», который составляется из астрологических факторов в той или иной мере предопределяет судьбу владельца. Код оценивает жизненные ритмы имени в пространстве и времени, определяет периодичность, представляет черты характера. Код имени– это определённая система передачи духовных истин, бессознательно действующая на человека.

Слайд 18

За каждым именем прячется тайна… На Руси до принятия христианства в качестве имени ребёнку выбиралось любое слово, поэтому практически отсутствовала повторяемость имён. Христианство ограничило выбор имени святцами. Таких имён существовало лишь несколько сотен; тёзки встречались повсеместно. Тогда люди стали обращаться к именованиям по отцу. У некоторых народов имя, которое человек получал при рождении, в определённый момент жизни менялось на другое. Например, В Китае ребёнок при рождении получал детское, домашнее имя, когда начинал учиться – школьное, а при достижении совершеннолетия– взрослое. Женщина, выходя замуж, до сих пор меняет свою фамилию и фамилию мужа. Зачем? По древним поверьям личность человека настолько связана с именем, что смена имени равнозначна смене личности. Меняя имя. Человек перерождается. Очень часто такой обычай использовался как один из способов избавления от недугов: чтобы выздороветь, нужно сменить имя. Прежний человек умирает вместе с именем, а значит, болезнь уходит тоже. Важно помнить , что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или вообще выбросить. Имя— часть личности, даётся только единожды.

Слайд 19

Заключение. В данной работе я изучила происхождени я и расшифровки имён учеников и учителя моего класса. Анализ полученных мной результатов позволяет сделать следующие выводы: При изучении происхождении имён я определила время появления тех или иных имён и прозвищ. Я узнала, что в ранние времена люди считали, что имена играют ключевую роль в развитии и становлении судьбы и дальнейшей жизни человека. Мне удалось найти даты, в которые празднуются именины людей, носящих то или иное имя При выборе имени очень важно знать, что значит твоё имя, так как имя определяет становления судьбы и дальнейшей жизни человека. Возможно в древние века имя и оказывало влияние на судьбу человека, но с развитием цивилизации, науки, культуры человека сам является строителем своей жизни и судьбы.

Слайд 20

Список литературы. Журнал «Русский язык в башкирской школе» 1988г А.В.Суслова , А.В. Суперанская «О русских именах», Лениздат 1991г «Энциклопедия для девочек» Успенский «Ты и твоё имя", Государственное Издательство Детской Литературы Министра Просвещения РСФСР, Ленинград, 1960г Интернет ресурсы. Самые популярные имена в России. Словарь имён


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: