Картотека подвижных и пальчиковых игр для второй младшей логопедической группы

Широкова Светлана Валериевна

В статье предлагаются пальчиковые и подвижные игры для детей второй младшей группы, распределенные по лексическим темам на весь учебный год. Рекомендовано для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_2_mladshaya.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь. 4-я неделя. «Игрушки»

   Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Мяч» [Развитие координации движений, ловкости, общей моторики. Формирование умения договаривать слова, словосочетания].

Это мяч, круглый мяч,                         «Рисуем» руками большой круг.

Красный мяч, гладкий мяч.                  Два раза «рисуем» полукруг.

Любит мячик прыгать вскачь.              Четыре ритмичных прыжка на  

                                                                 обеих ногах руки на поясе.
Вот так мяч, круглый мяч.                   «Рисуем» руками большой круг.

  ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

А. Барто «Игрушки», О. Высотская «Детский сад», Е. Ильина «Игрушки», Л. Толстой «Был у Пети и Миши конь...», Н. Нищева «Сказка про игрушки».

Октябрь.3- 4-я неделя. «Семья»

.

Подвижные игры и упражнения

Пальчиковая гимнастика «Семья».

 [Развитие мелкой моторика, подражательности].

Папа, мама, брат и я —                      Правой рукой дети загибают по одном

                                                               пальцу на левой руке.

Вместе дружная семья.                      Показывают    крепко    сжатый  

                                                               кулачок левой руки.

Раз, два, три, четыре                          Левой рукой загибают по одному пальну  

                                                               на правой руке.

Все живем в одной квартире.            Показывают крепко сжатый кулачок  

                                                              правой руки.

Русская народная игра «Ладушки»

[Создание эмоционально-положительного фона, развитие подражательности, ручной моторики].

Ладушки, ладушки,        Хлопаем в ладоши.

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Пили?

Простоквашку.

Кыш! Кыш! Полетели!

На головку сели!        Кладем ладони на голову.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Народные потешки: «Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки..." «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор...»

Е.Благинина «Аленушка», З.Александрова «У нас в квартире*. А. Шлыгин «По дороге в детский сад», С. Капутикян «Маша не плачет», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», Д. Габе «Моя семья», «Мама», «Братик».

Ноябрь. 1-я неделя. «Части тела и лица»

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Это я» [Развитие общей моторики, координации движений. Формирование умения договаривать слова или словосочетания].

Это глазки. Вот. Вот.                                                      Показываем сначала левый,  

                       потом — правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.                                                        Беремся сначала за левое ухо,

                  потом — за правое.
Это нос. Это рот.                                                            Левой рукой показываем рот,

                                                                                                                                               правой — нос.

Там спинка. Тут живот.                                                  Левую ладошку кладем на спину      

                          правую —  на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.                                                   Протягиваем обе руки, два раза  

                                                                                                                                                       хлопаем.

Это ножки. Топ, топ.                                                      Кладем ладони на бедра, два

                                                                                                                                 раза топаем.

Ой, устали. Вытрем лоб.                                                 Правой ладонью проводим по лбу.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Народные потешки «Катя, Катя маленькая», «Потягунушки, потягунушки», «Большие ноги шли по дороге». З.Александрова «Топотушки», Е.Благинина «Как у нашей дочки...»

Ноябрь. 3-4-я неделя. «Одежда»

Подвижные игры

Подвижная игра «Платье» [Развитие обшей моторики, координация речи с движением. Развитие подражательности].

Это платье для Наташки —            Четыре ритмичных поворота  

                                                                      вправо-влево, руки на поясе.
Красные горошки.                            Четыре ритмичных прыжка на

                                                                      обеих ногах.

А на платье два кармашка,             Дети «рисуют» на животике два

                                                                      кармашка.

Спрячем в них ладошки.                  Прикладывают обе ладошки к животу              

 ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

З.Александрова «В рукавичках маленьких...», Е. Благинина «Вот какая мама!», Ф. Левстик «Кто сшил Видеку рубашку?»

Декабрь. 1-2-я неделя. «Обувь»

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Тапки» [Развитие координации движений, координация речи с движением, закрепление умения договаривать отдельные слова и словосочетания].

Это тапки для Антошки,                 По два раза ритмично топают

                                                                          каждой ногой.
Чтобы в них не мерзли ножки.       Выполняют четыре ритмичных

                                                                          прыжка на обеих ногах.
Топ-топ- топотушки,                       По два раза ритмично топают

                                                                          каждой ногой.
Что за тапки? Как игрушки!            Сначала левую   ногу ставят  

                                                                           на носок, потом — на пятку,

                                                                           затем — правую.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Русские народные потешки «Валенки, валенки...», «Топ-топ». 3. Александрова «Топотушки», А. Барто «Башмаки», Е. Благинина «Я умею обуваться».

Декабрь.3- 4-я неделя. «Зима. Новогодний праздник»

Подвижные игры и упражнения

Упражнение «Елочка» [Развитие координации движений. Формирование умения договаривать строчки за педагогом].

Наша елочка-краса              Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Поднялась под небеса.        Останавливаются, тянутся рукам  вверх.

Стройная Красавица           Опять идут по кругу, взявшись за руки

Всем ребятам нравится.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Е. Ильина «Наша елка», О. Высотская «Елочка», Я. Аким «Елка наряжается», Н. Нищева «Сказка про елочные игрушки».

Январь.1- 2-я неделя. «Зима. Новогодний праздник»

Подвижные игры и упражнения

Упражнение «Синий шар» [Развитие координации движений. Формирование умения договаривать строчки за педагогом].

Синий шар купили Светке.        Дети показывают руками круг.

Ах, какой красивый!                  Качают головами, изображают восторг.

Он теперь висит на ветке          Запрокидывают голову, смотрят наверх.

И похож на сливу.                     Приседают.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Е. Ильина «Наша елка», О. Высотская «Елочка», Я. Аким «Елка наряжается», Н. Нищева «Сказка про елочные игрушки».

Январь.3- 4-я неделя . «Транспорт»

Логопедические пятиминутки

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Грузовик» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать за воспитателем словосочетания].

Грузовик песок везёт                        Дети идут по кругу, изображая,

                                                            что крутят руль.

Удивляется народ                             Останавливаются, поворачиваются      

                                                            лицом в круг, разводят руками,  

                                                           делают удивленное лицо.

- Вот так чудо чудеса                       Два раза наклоняют голову вправо-

                                                           влево.

В нём песок под небеса!                 Тянутся на носочках, подняв руки  

                                                           вверх.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

А. Барто «Самолет», Э. Мошковская «Мчится поезд», Я. Тайц «Поезд», Д. Хармс «Кораблик», Б. Заходер «Шофер», Н. Павлова «На машине».

Февраль.1-2-я неделя. «Продукты питания»

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Каша» [Координация речи с движением.].

Эта каша для Любаши,                Дети держат перед собой руки,  

                                                       сложенные «ковшиком».
Пар над кашей поднялся.           Тянутся руками вверх.

Где же каша?                               Пожимают мечами.

Нету! Вся!                                   Отрицательно качают головой,  

                                                      а потом машут рукой.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Народные потешки «Кот на печку пошел», «Пошел котик на Торжок», «Люли, люшеньки, люли...», «Сорока кашу варила», русская народная сказка «Колобок».

Л.Толстой «Тетя дала Варе меду...»З.Александрова «Вкусная каша».

Февраль.3- 4-я неделя. «Посуда»

Подвижные игры и упражнения

Упражнение «Тарелка» [Координация речи с движением. Формирование умения договаривать словосочетания за воспитателем. Дети выполняют движения, подражая воспитателю, и договаривают за ним словосочетания].

Вот тарелка для Валерки —        Рисуют руками большой круг.

Желтые колечки.                          Рисуют указательными пальцами  

                                                      маленькие круги.
Для котлеты, для пюре,              Загибают на левой

                                                       руке   пальчики                                       

                                                 правой рукой, начиная с большого.

Для блинов и для гречки.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Русская народная сказка «Три медведя».

Н. Нищева «Сказка про большую синюю чашку».

Март. 1-2я неделя. «Мамин праздник»

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Подарок маме» [Координация речи с движением, совершенствование умения договаривать словосочетания].

Мамочка, мамуля,              Дети идут по кругу, взявшись за            

                                                                       руки.

Так тебя люблю я.                Останавливаются, прижимают    

                                                                   руки   к груди.
Я платок тебе дарю —         Протягивают руки вперед.

Вот как я тебя люблю!         Идут по кругу, взявшись за руки.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Д. Габе «Мама», «Волк и козлята», Я.Аким «Мама», В. Шуграева «Маме», Е. Благинина «Вот какая мама!»

Март. 3-4я неделя. «Домашние животные»

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Конь» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания].

Звонко цокают копытца                              Дети ходят по кругу с высоким

                                                                       подниманием колена.
Конь идет к реке напиться.                         Останавливаются,  показывают    

Хвост пушистый у коня,                             правой рукой хвостик.

Как косичка у меня.                                    Левой рукой показывают косичку.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Русские народные потешки «Пошли коровушки...», «Из-за леса...», «Коза-хлопота...», «Кисонька-мурысенька...», «Ходит конь по бережку, русская народная сказка «Репка».

Л.Толстой «Была драка между Жучкой и кошкой...»,  «У Розки были  щенки  на дворе...»,   К. Ушинский  «Васька»,  З. Александрова «Кролики»,  Нищева   «Щенок», «Рыжий кот», «Конь», «Свинка».

Апрель. 1-2я неделя. «Дикие животные»

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Зайка» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания ].

Зайка в травке скок-скок.                          Дети выполняют четыре прыжка

                                                                      по кругу друг за другом, держа    

                                                                      указательные пальцы, как «ушки».

Заика прыг за кусток.                                                         Приседают.                                                     

Смелый зайка не боится,                           Четыре прыжка по кругу.            

Не поймать его лисице.                             Разбегаются, педагог ловит их.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Народные потешки «Заинька, походи...», «Заяц Егорка», «Дедушка Ежок», сказки «Волк и козлята», «Колобок».

А. Блок «Зайчик», П. Воронько «Испугались зайца», Е.  Чарушин «Волчишко», «Еж».

Апрель. 3-4я неделя. «Домашние птицы»

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Петух» [Координация речи с движением. Развитие подражательности. Совершенствование умения договаривать словосочетания].

Петя, Петенька, петух                               Дети стоят лицом в центр круга,        

                                                                     ритмично бьют руками по бокам,

Весь раскрашен в прах и пух.                   как крылышками.

Разноцветный, весь цветной,                    Идут по кругу друг за другом,  

                                                                     заложив руки за спину.
И кричит, как заводной:                            Останавливаются,  

                                                                     поворачиваются лицом в круг.
—  Ку-ка-ре-ку!        Кукарекают.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Русская народная потешка «Наши уточки с утра...», русская народная сказка «Курочка Ряба».

К. Ушинский «Петушок с семьей», Я. Тайц «Кыш», Л. Воронкова «Бедовая курица», Е. Чарушин «Гусь», «Утка», А. Барто «Кто как кричит?

Май. «Лето. Цветы»

     Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Одуванчик» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания].

Как воздушный шар на ножке          Дети стоят на носочках,

                                                                         сомкнув руки нас головой.

Одуванчик у дорожки.                      Два раза делают наклоны влево-

                                                                          вправо.

Одуванчик — шарик белый.             Поднимаются на носочки.

Дунул я. И улетел он.                        Дуют, округлив губы, не раздувая  

                                                                         щек. Разбегаются по группе.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

И. Суриков «Лето», О. Высотская «Одуванчик», М. Познанская «Ромашка», А. Прокофьев «Мак».