Конференции
Мои выступления на конференциях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мои разработки в Материале Конференции . Институт развития образования КК | 135.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ
ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
СПЕЦИАЛЬНОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ: НЕПРЕРЫВНОСТЬ И
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Материалы
краевой научно-практической конференции
1 декабря 2020 года
Краснодар
2020
УДК 159.922.76:616.89.
ББК 88.48
С 65
Печатается по решению редакционного совета научно-практической конференции по вопросам специального и инклюзивного образования
Редакционный совет:
Нававзова Т.Г., кандидат педагогических наук, проректор по научной и исследовательской деятельности, доцент, ГБОУ ИРО Краснодарского края, г. Краснодар.
Кузма Л.П., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ ИРО Краснодарского края, г. Краснодар.
Власенко В.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ ИРО Краснодарского края, г. Краснодар.
Смахтина А.В., старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ ИРО Краснодарского края, г. Краснодар
Бахтинова О.О., преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ ИРО Краснодарского края, г. Краснодар.
Рецензенты:
Головина О.Е., директор ГБОУ специальной (коррекционной) школы № 91 Краснодарского края, г. Краснодар.
Прынь Е.И., к. п. н., заведующий кафедрой начального образования ГБОУ ИРО
Краснодарского края, г. Краснодар.
С 65 Специальное и инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: Материалы краевой научно-практической конференции (Краснодар, 1 декабря 2020г.) – Краснодар: ГБОУ ИРО, 2020. – 260 с.
В сборник краевой научно-практической конференции "Специальное и инклюзивное образование: непрерывность и преемственность" включены статьи учителей, психологов, логопедов, дефектологов, методистов детских садов, школ, учреждений дополнительного образования, центров психолого-педагогического сопровождения, психолого-медико-педагогическоих комиссий, ресурсных центров сопровождения инклюзивного образования Краснодарского края, посвященные описанию практического опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных сведений, а также соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов. Все материалы публикуются в авторской редакции.
УДК 159.922.76:616.89.
ББК 88.48
© Министерство образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края, 2020
© Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования» Краснодарского края, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Абалмазова Л. В., Милогулова М. Н.
КОРРЕКЦИЯ СПАСТИКО – ПАРИТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ......................................................................... 9
Аксененко Н. В.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ.................................................................................................................... 14
Алиева А. А., Будай Л. М.
ПОДХОД И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОУ.................................... 17
Бабенко О. А.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ.............................. 19
Батищева Л. В.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С
ДЕТЬМИ ОВЗ................................................................................................................ 20
Белик М. А.
ТРУДНЫЙ ВЫБОР РОДИТЕЛЯ ИЛИ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОДНОГО КЛАССА.... 24
Белоус О. Ю. Кривозуб Ю. А.
ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ................................................................................. 26
Беляева О. Э.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ............................................... 29
Борисенко Т. В.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
ПОСРЕДСТВОМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА....................... 32
Борко О. Н.
ИНКЛЮЗИЯ – ПУТЬ К ТОЛЕРАНТНОСТИ................................................................... 34
Васильева Н. Н., Орехова В. И.
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ
СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ................................................................................................ 36
Вознюк Н. Ю.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................... 40
Воронкова В. В.
ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЕ
МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛЬНЫМ
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ.................................................................... 44
Горячева О. В., Баранник Л. И.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.................................................................................. 48
Гостищева А.В., Гавриленко Ю. А., Борисенко Т. В.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ЛИЧНОСТНО -
ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА............................................................................. 52
Губина Д. Г., Зимонин И.Н.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ: ОПЫТ РАБОТЫ КРАЕВОГО ЦЕНТРА ДИАГНОСТИКИ И
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ................................................................................................ 58
Гудзиева С. А.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)........................................................... 63
Гузенко И. Ю.
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ
ВОСПИТЫВАЮЩЕГО РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ..................................................................................................................... 67
Дмитриева Е. Г., Слепушкина В. В.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, УЧИТЕЛЯ-
ЛОГОПЕДА, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С ОНР В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЕКТА «ВАС ПРИГЛАШАЕТ ТЕАТР»...................................................................... 70
Долгих А. А.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ.................... 73
Дуборкина Н. А.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.................................................................................. 76
Заводовская М. В., Бровко Л. В.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ТНР (ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ) В УСЛОВИЯХ ДОУ............................................................................................ 78
Зотова О. Ю.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ТИМАШЕВСКОМ
РАЙОНЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ........................................................................... 80
Камнева Е. А.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ МУЗЫКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ............................................................................................... 83
Карнейчик А. А.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ
ОБРАЗОВАНИИ КАК О ДОСТУПНОМ И КАЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
ДЛЯ ВСЕХ. ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
С ОВЗ............................................................................................................................. 85
Кароян Т. А.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ,
ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КУРАТОРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И
«ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ИРО КК ............................. 88
Ковалёва К. В., Гурова И. А.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КАЗАЧЬЕГО
КОМПОНЕНТА РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.......... 91
Кольчурина С. И.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ
ОБРАЗОВАНИИ КАК О ДОСТУПНОМ И КАЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
ДЛЯ ВСЕХ..................................................................................................................... 93
Комарова Т. И., Воробьева В. Ю.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО УСПЕШНОМУ
ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ............................................................... 96
Комарова Т. И.
ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЦП ПО СНИЖЕНИЮ СПАСТИКИ РУК................... 98
Комарова Т. И., Тернацкая А. В.
ОПЫТ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ В
УСЛОВИЯХ ДОУ.......................................................................................................... 100
Кондрашова Г. Н., Серопол М. С., Смирнова Е. Н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEM-ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР............................................................ 102
Кононенко Е. Н.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ
ОБРАЗОВАНИИ КАК О ДОСТУПНОМ И КАЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
ДЛЯ ВСЕХ...................................................................................................................... 105
Коробицина С. С., Чернышенко Н. С.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО
ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ,
ИНВАЛИДНОСТЬ, В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ............................................................................................................. 108
Коробицина С. С., Каткова И. А.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИСТРУКТУРНОЙ АРХИТЕКТУРЫ........................................... 110
Кофлюк Л.В. СУЩНОСТЬ И ПРОЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ КАК
ИНДИКАТОР НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ................................................................................................. 113
Крамарова Э. С., Заикина Е. Д.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СНАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТАНА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-
ЛОГОПЕДА................................................................................................................... 116
Кропова О. А.
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА................................................................................... 118
Кузма Л. П., Лучшева Г. А.
О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНЫХ И
КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.............................................................. 121
Куйда О. В.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У
ДОШКОЛЬНИКОВ ....................................................................................................... 125
Куйда О. В., Сторчак С. В.
РАЗВИВАЮЩИЙ НАСТОЛЬНЫЙ ЛЭПБУК «ВРЕМЕНА ГОДА» КАК
ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.................... 128
Литвиненко Э. Р., Шагундокова Д. М.
ПЕРСПЕКТИВЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ....................................... 130
Лоренц С. Г., Кулибаба Л. Н., Пазюра С. И., Фоменко Н. Ю.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОГО И
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ................... 132
Люльченко Т. В.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В СОЗДАНИИ КОРРЕКЦИОННО -
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ....................................................................... 137
Малафеева С. В., СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ
ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ДОСТУПНОМ И КАЧЕСТВЕННОМ
ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ВСЕХ.......................................................................................... 140
Медведченкова Р. М.
РАБОТА НАД СМЫСЛОВЫМ ЧТЕНИЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ........................................................................ 142
Медяникова А. А., Джулай Т.В. Фисан Е. Г.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.............................................................................. 145
Микиртычев Э. Д., Парикян Н. В.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ, ДЕТЕЙ С РАС, НОВЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ........................................................................................................... 147
Милащенко Е. А., Щербинина Е. Б.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В
РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.................................................................................... 150
Мироненко Е.В.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС..................................................................................................... 154
Мирошникова Л. В.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ..................................................................................................................... 156
Михайлова Н. Е.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И
КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В
КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.......................................................................................... 158
Нестерова Е. В., Павлюченко Н. Н.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 164
Нечай В. А.
КОМПЛЕКСНОЕ (ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ)
СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ................................................................................ 168
Нечай О. Н., Золотарёва Е. Д.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ........................................... 170
Николаева О. В.
РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
С ДЕТЬМИ С ОВЗ.......................................................................................................... 173
Онищенко Т. П.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА
В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ....................................................... 177
Пономаренко Г. В.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ.................................................. 180
Пчелинцева В. В.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ШКОЛЫ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В
ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ................................................ 182
Резенкова О. В., Пищимка Т. А.
ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЕ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ................................................................ 185
Резникова Е. С.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ
ОБРАЗОВАНИИ КАК О ДОСТУПНОМ И КАЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ....... 187
Рыбакова Л. Л.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ
ОБРАЗОВАНИИ КАК О ДОСТУПНОМ И КАЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ
ВСЕХ.............................................................................................................................. 190
Садиловская М. Ю.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ТНР............................................ 194
Самсонова С. А.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В КРАСНОДАРСКОМ
КРАЕ............................................................................................................................... 196
Скакун Е. В., Жирелина Н. С., Кюлафлы Е. А.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ГРУППЕ
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.............................................................. 198
Снадина Н.А.
КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ................. 202
Солодовник Л. Н.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ
ОБРАЗОВАНИИ КАК О ДОСТУПНОМ И КАЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ
ВСЕХ.............................................................................................................................. 205
Старикова Э. Г.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСЛЕ
КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИВ ИНКЛЮЗИИ........................................................ 206
Степаненко Н. М.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС............................................................................... 208
Строцкая М. В. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ И СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА
СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ТАКИХ ДЕТЕЙ........................................................... 211
Тарасенко О. Ю.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЕГОТЕРАПИЯ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ
И КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ 216
Терзян М. М.
МЕТОДИКИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С УМСТВЕННО – ОТСТАЛЫМИ
ДЕТЬМИ (ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ)............................................................................. 220
Ткаченко Н. В.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ............................................................................. 223
Филиппова А. О.
КРИТЕРИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ НРАВСТВЕННО-ПООЩРИТЕЛЬНОЙ
ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОРРЕКЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................................... 225
Хоженцева Н. А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИВ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ......... 227
Чуранов И.Ю.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИОБУЧАЮЩИХСЯ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...... 230
Шабанова Н. В.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ .................................................................................................................. 231
Шевченко О. Н., Рыкова В. Е.,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-
ПСИХОЛОГА УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР................. 235
Шелемех П. В.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ........................................... 238
Шестакова А. В.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНОЙ
СФЕРЫ ДЕТЕЙ.............................................................................................................. 242
Шорина Т. В., Стафеева И. А.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ И
ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОНННОГО ЦЕНТРА НА
БАЗЕ ДОУ...................................................................................................................... 245
Штоколова Н. Н.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ.................................................. 247
Шумилова Е. А., Чернышенко Н. С.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ УСПЕШНОСТЬ БРЕНДИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ............................................ 252
Щетина Е. Е.
ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДОСТУПНОГО И
КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ВСЕХ......................................................... 254
Эмирова Н. Ю.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ......................... 256
Яненко Л. А.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОЗАРТИКА........................ 258
Яненко Л.А.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ И
ИНВАЛИДНОСТЬЮ...................................................................................................... 260
КОРРЕКЦИЯ СПАСТИКО – ПАРЕТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Абалмазова Людмила
Владимировна,учитель - логопед,
МБДОУ ЦРР- детский сад № 5 ст. Старощербиновская ludamosp1mail.ru@yandex.ru Милогулова Мария Николаевна, заместитель заведующего,
МБДОУ ЦРР- детский сад № 5 ст. Старощербиновская mari.milogulova@inbox.ru
Дети с общим недоразвитием речи и спастическо-паретической формой дизартрии – основной контингент группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому, необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи при данном нарушении является актуальной потребностью и задачей нашего дошкольного учреждения. В связи с данным фактом нами в работе используется специальная коррекционно-оздоровительная программа «Коррекция спастико-паретической формы дизартрии у детей с тяжелыми нарушениями речи», на основе методики Е. Ф. Архиповой, И.И. Панченко.
Дизартрия (диз + греч. arthroo членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Спастико-паретическая форма дизартрии форма дизартрии (рисунок 1), при которой диагностируется нарушение проведения нервных импульсов от базальных ядер экстрапирамидной системы и парезом мышечных волокон. Отличается общим повышенным мышечным тонусом, который часто сопровождается непроизвольными движениями мышц, в том числе мимических.
Основными нарушениями при этой форме дизартрии являются:напряженность, прерывистость и вибрации голоса;дискинезия на уровне голосовых связок и судорожная дисфония (сдавленный голос из-за неполного смыкания связок);частое и шумное речевое дыхание;спастичность языка («язык плохо ворочается во рту»);затрудненное смыкание губ, отчего рот остается открытым (с истечением слюны);изменение темпа и ритмических особенностей речи (значительное замедление);ярко выраженная назализованность ;отсутствие изменений тона речи (обусловленное повышенным напряжением глоточногортанных мышц).
В структуре коррекционно-логопедической работы этап обследования, один из главных, так как позволяет выбрать наиболее эффективные пути пре одоления речевого дефекта, осуществить индивидуальный подход.Для разработки приемов логопедического обследования дошкольников, страдающих спастико-паретической формой дизартриив своей работе используемв адаптированном варианте материалы, опубликованные в работах Н.С.
Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.С. Волковой. После детального
логопедического обследования разрабатываем индивидуальный образовательный маршрут логопедической работы.
Логопедическая коррекция спастическо-паретической формой дизартрии проводится в нескольких направлениях:
- развитие общей и мелкой моторики;
- стимуляция работы артикуляционного аппарата;
- нормализация работы мимических мышц;
- устранение или уменьшение саливации, гиперкинезов, синкинезий;
- формирование просодических компонентов речи;
- коррекция звукопроизношения;
- развитие основных фонематических процессов;
- устранение общего недоразвития речи;
- нормализация основных психических процессов.
Для достижения положительных результатов необходимы также консультации врачапсихоневролога, специалиста по лечебной физкультуре и применение определенных логопедических технологий.В своей практической работе применяемследующие логопедические технологии:
- технология логопедического массажа;
- технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
- технология коррекции звукопроизношения;
- технологияфонологоритмики;
- технология развития интонационной стороны речи;
- технология коррекции темпо-ритмической стороны речи;
- технология развития лексико-грамматической стороны речи;
- суджок-терапия;
- гимнастика Стрельниковой; - сказкотерапия; - песочная терапия.
Особенности содержания логопедической работы при спастическо-паретической формой дизартрии отражены в специфике планирования коррекционной работы: вводится дополнительный подготовительный этап, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики.
- Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата - дифференцированный логопедический массаж (мет Е.Ф. Архиповой)
Для детей с гипертонусом применяетсярасслабляющий массаж. Приемы массажа:
легкая вибрация, поглаживание не более 1,5 минут. Все движения идут от периферии к центру: от висков к центру лба, носу, середине губ. Во время массажа ребенок видит схемы массажных движений, запоминает их. Применяя технологии песочной терапии, педагог и ребенок в песочнице обыгрываютпридуманный сказочный сюжет, делают рисунки, композиции, используя различный бросовый материал (разноцветные камешки, пуговицы, цветные палочки и т.д.). На занятиях присутствуют родители, которые имеют возможность сделатьвидео проведенного массажадля закрепления дома.
- Преодоление саливации. (мет Е.Ф. Архиповой)
Для преодоления саливации проводим точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд. Аанлогично - точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рисунок2). Массаж осуществляем при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняю против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
Массаж по точкам. Массируем параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично).
Массаж мягкого нёба.Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увули для получения выраженного глоточного рефлекса.
- Нормализация моторики артикуляционного аппарата.
Упражнения для жевательных мышц (мет. И.И.Ермаковой):
- движения нижней челюсти вбок;
- открыть рот и закрыть;
- втянуть щеки и расслабить;
- открыть рот и закрыть;
- нижними зубами закусить верхнюю губу;
- открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.
Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек (мет.Е.Ф.
Архиповой, О.И. Крупенчук):
- надувание обеих щек одновременно;
- надувание щек попеременно;
- втягивание щек в ротовую полость;
- сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой, ка при звуке «У», а затем возвращаются в исходное положение;
- улыбка: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов;
- удержание губами карандаш.
Пассивная гимнастика для мышц языка - создание положительных кинестезии в мышцах (мет. О.В.Правдиной).
Образцы упражнений пассивной гимнастики:
- язык помещается и удерживается между зубами;
- кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт.
Активная гимнастика (методика Архиповой).
Активной гимнастикой называется система упражнений для органов артикуляции, которые проводятся по инструкции логопеда. Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков. артикуляционную гимнастику проводим с сопротивлением, с нагрузкой.Например:
- ребенок по инструкции логопеда должен растянуть губы в улыбке, а логопед препятствует этому, удерживая углы губ;
- ребенок по инструкции логопеда должен собрать губы в трубочку, а логопед удерживает углы губ;
- ребенок по инструкции логопеда должен высунуть язык вперед, поднять вверх, отодвинуть в углы рта, а логопед шпателем препятствует выполнению движения.Таким же образом выполняют и другие упражнения.
Отдельные упражнения из комплекс статических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова.
- растянуть в улыбке только правый (левый) уголок бы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение;
- положить кончик языка на верхнюю губу, при это удерживая палочку языком, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от, 1 до 5—7, убрать палочку вернуть в исходное состояние;
– придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5-7, опустить язык.
Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова:
- растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы; вытянуть губы вперед
«трубочкой»;
- растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, a затем высунуть язык;
- растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами;
- поднять кончик языка на верхнюю губу, опустит на нижнюю (повторить это движение несколько раз);
- поместить кончик языка под верхнюю губу, потом под нижнюю (повторить это движение несколько раз).
При выполнении артикуляционной гимнастики используется технология кинезитерапия, суджок-терапия, сказкотерапия («Сказки о язычке», «Необычные истории», упражнения под музыкальное сопровождение упр. «Дождик барабанит по крыше» ребёнок, произнося «д-д-д», ритмично постукивает указательным пальцем одной руки по раскрытой ладони другой руки.; «Катерок» Произнося «ы-ы-ы» с сомкнутыми зубами, ребёнок водит ребром одной руки с поднятым вверх большим пальцем по ладони другой руки. Если упражнение проводится с подгруппой детей, правилами может регламентироваться направление и координация движений пароходов. Гидрогимнастика (емкость заполняемтеплой водой и параллельно с движениями языка ребенок совершает плавные движения ладошками), компьютерные технологии (запись видеосюжетов, презентации, месенджер WhatsApp, электронная почта родителей). У родителей имеются электронное версии сборников с заданиями логопеда.
- Коррекция звукопроизношения. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально, используяметодику О. Ю., Федосовой. При гипертонусе мышц постановку звуков осуществляем в следующей последовательности:
-последовательность постановки или уточнения произношения гласных [э], [а], [и],
[ы], [о], [у];
- постановка согласных звуков в следующей последовательности: [м], [м'], [н], [н'],
[й], [л], [л'], [р], [р'], [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г'], [ф], [ф'], [с], [С], [3],[з'], [ш], [Ж], [X], [X'], [щ], [ч], [ц];
- автоматизация согласных звуков в прямых слогах с гласными звуками: [э], [а], [и],
[ы], [о], [у];
-согласные свистящие, шипящие, губные, язычные –автоматизируются в последовательности: начало, конец, середина слова;
- сонорные – закрепляются в конце слов, начале, середине.
Технология коррекции звукопроизношения сочетаем с технологиями фонологоритмики,кинезитерапии, акватерапии (создание сказочных сюжетов), суджоктерапии, гимнастики Стрельниковой, сказкотерапии, логопазлов, песочнойтерапии.
5. Развитие мелкой моторики рук:
- массаж и самомассаж пальцев и кистей рук (использование аппликатора Кузнецова), акватерапия;
- игры с мелкими предметами «Сухой бассейн»: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор, различными предметами;
- комплексы пальчиковых гимнастики, биоэнергопластки, кинезиотерапии;
- застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка ботинок;
- занятия с пластилином и ножницами;
- подготовка руки к письму: раскрашивание и штриховка картинок.
6. Развитие общей моторики и двигательной координации:
- пантомима (кн. «Расскажи стихи руками», «Психогимнастика» М.И. Чистякова,
«Движение и речь» И.С.Лопухина);
- подвижные игры на координацию и согласование движений; - специальные комплексы физических и ритмических упражнений.
7. Нормализация голоса и речевого дыхания:
- дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой;
- упражнения для развития речевого дыхания;
В своей практике используемследующие упражнения:
- выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение);
- сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе
произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы);
- произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...);
- прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.
Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Также для развития правильного речевого дыхания используем:
- фонетическая ритмика Мухиной А.Я.;
- голосовые упражнения Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В..
8. Формирование просодической стороны речи по мет. Лопатиной Л.В.:
- упражнения по развитию ритма (восприятие и воспроизведение ритма);
- упражнения по освоению ритмики слова;
- знакомство с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией; - формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
Данная система работы демонстрирует положительные результаты в коррекции спастическо-паретической формы дизартрии.
Список литературы
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии. - М, 1989.
- Волкова Л.С. Логопедия .- М.: ВЛАДОС,1999.
- Ермакова Е.Е. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М: Просвещение, 1996.
- В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.- ж. «Дефектология» 1999,№3.
- Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детейс церебральным параличом - Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997.
- Каракулова, Е. В. Коррекционная фоноло-горитмика [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. В. Каракулова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатерин-бург: [б. и.], 2018. – 111 с.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С.-П.: СОЮЗ, 2001.
8.Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.-П., Образование, 1994
9. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.- Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997.