Взаимодействие с родителями

Абалмазова Людмила Владимировна

Построение модели коррекционного воздействия с родителями детей-логопатов. Формы работы очные и заочные,с применением цифровых компьютерных технологий в режиме онлайн и оффлайн : логопедические занятия, консультации, различные формы родительских собраний, акции, буклеты, информационные листы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Литературная гостиная

«Зимушка-зима!»,

для детей и родителей

группы компенсирующей направленности для детей с

фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

проведенная Абалмазовой Л.В.

учителем-логопедом МБДОУ ЦРР - детский сад № 5

ст. Старощербиновская  

Место проведения:

МБДОУ ЦРР - детский сад № 5

ст. Старощербиновская

Дата проведения: 04.12. 2019 г.

Литературная гостиная «Зимушка-зима!»

(семейный досуг с участием детей и родителей).

Цели: 
- познакомить детей с произведениями о зиме русских поэтов, художников.
-автоматизировать звукопроизношение ; учить выразительно рассказывать стихи для аудитории;
- воспитывать любовь к русскому языку и родной природе;

-развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к поэзии;

-совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворений;

-привлекать детей и родителей к активному участию в совместной художественно-продуктивной деятельности;

-способствовать активизации родителей при организации досуга (самостоятельно подбирать тематические стихотворения для себя и ребёнка и заучивать их).

Ход мероприятия

Мотивация: -Ребята, Марина  Р. Поймала Снежинку, а на ней….написана загадка, отгадаете?:

Тройка, тройка прилетела, 
Скакуны в той тройке белы. 
А в санях сидит царица, 
Белокоса, белолица. 
Как махнула рукавом - 
Все покрылось серебром. (Зима)

Посмотрите, какие белые покрывала приготовила зимушка, … (дети проходят и присаживаются на белые подушечки)

 (Презентация )

Логопед:

-Зима - красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза. Поэты написали много красивых стихов о зиме, а композиторы сочинили к ним музыку, художники написали картины. Сегодня мы попробуем расслышать вместе с поэтами "язык" природы, увидеть с художниками красоту зимнего пейзажа. Нас ждет много чудес, ведь зима - самое волшебное время года. Вы готовы встретиться с чудесами? Тогда отправляемся в путь.

Чтение стихотворения И. Никитина "Здравствуй гостья-зима" (родительница  Наталья Александровна Д.)
Здравствуй, гостья-зима. 
Просим милости к нам, 
Песни севера петь 
По лесам и степям. 

Есть раздолье у нас. - 
Где угодно гуляй. 
Строй мосты по рекам 
И ковры расстилай. 

Нам не стать привыкать, - 
Пусть мороз твой трещит: 
Наша русская кровь 
На морозе горит.

Стихотворение «Пришла зима с морозами….. Рассказывает Юлия Михайловна К. (мама Матвея)

Логопед:

-Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок, и каждый снежный цветок неповторим.

Снежок Николай Некрасов (читает Ваня Д.)

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

«Посмотрите-ка, ребята...»(читает Юра И.)

И. Бурсов

Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
— Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
— Это вовсе не снежок —
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.

Логопед:

-А когда поднимается сильный ветер, все меняется вокруг, и тогда не разберешь, откуда летит снег: то ли с неба, то ли с земли.

Упражнения дыхательной гимнастики «Сдуйте снежинки с руки»

 Все смешивается в сплошном хаосе, ничего не видно, кроме белой пелены. Но вот первый снег укрыл и укутал озябшую землю.

Зима ( Читает Артем Т.)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
И.Суриков

Логопед:

-После снегопада очень красиво в лесу. “Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливых форм арки, покрытые снегом. В белых пушистых шубках, напоминающих озябших снегурочек, стоят елочки и сосенки, опустив заснеженные рукава. Снеговая лепка выразительна, и кажется, что ее создавал какой-то чародей-скульптор. Иногда беззвучно сорвется с ветки ком снега и также беззвучно упадет на землю, оставляя за собой в воздухе полосу серебряной пыли” .

Берёза С. Есенин (читает Матвей К.)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Логопед:

-Давайте представим, что может произойти, если зимы не будет… (песня «Кабы не было зимы…» с игрой на деревянных ложках.)

Логопед:

-Зима — волшебница, колдунья, чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.

Афанасий Фет «Чудная картина» (Читает Екатерина М.)

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Логопед:

-Но вот меняется пейзаж. Сказка исчезла, и перед нами картины суровой зимней природы. А волшебница зима превратилась в грозного воеводу Мороза.

Чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос.  Лиза Р.)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи, -
Мороз-воевода дозором 
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет 
В косматой его бороде…

Н.А. Некрасов

Логопед:

-Мороз-воевода из стихотворения Н.А .Некрасова имеет мало общего с добрейшим рождественским дедом, скорее он похож на Морозку из русских народных сказок.
«Мороз спит» (Читает  Тимофей Р.)

Логопед:

-Не только стихов и песен много о зиме. Известно много пословиц и поговорок, загадок. Я буду читать пословицы, а вы должны отгадать окончание. 

Береги нос в большой... (мороз). 
В зимний холод всякий... (молод). 
Зима без снега, лето без... (хлеба). 
Мороз невелик, да стоять... (не велит) 
Логопед:

- А теперь отгадайте-ка загадки:

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) 

Старик-шутник: на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (^ Мороз.) 
Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.) 
Не драгоценный камень, а светится. (Лед.) 
Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши. (Мороз.) 
Прихожу - все рады, ухожу - все рады. (Снег) 

Нет колес у меня -
Я крылата и легка.
Громче всех постовых
Я свищу без свистка.
На лету, на лету, на лету-у,
Всю Москву замету.(вьюга)

Логопед:

-Зима в самом разгаре. Я надеюсь, что выпадет ещё больше снега и тогда для ребят начнётся веселье. А скажите, ребята, в какие игры и забавы можно играть зимой?
Иван Суриков «Детство» (Читает Саша С.)

ДЕТСТВО

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Стихотворение «Снеговик» (Читает Владислав М.)

Логопед:

-Поэты и художники помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставили нас внимательнее всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок.

 Рефлексия: Что вам понравилось? Что было интересное и необычное ?



Предварительный просмотр:

Логопедический занятие для детей 6-7 лет

«Оптически сходные буквы», проведенное

Л.  В. Абалмазовой,  учителя-логопеда муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения центр развития

ребенка–детский сад № 5 муниципального образования

Щербиновский район станица Старощербиновская

АННОТАЦИЯ

В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество учащихся начальной общеобразовательной школы, испытывающих затруднения в овладении процессом чтения. В тоже время, чтение является важнейшим навыком, от качества которого во многом зависит успешность ребенка по всем учебным предметам.

Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.

Цель занятия научить детей различать оптически сходные буквы, графические образы букв.

Задачи:

оказать помощь детям, имеющим трудности в узнавании графики букв,

уточнить и расширить понятия «звук и буква»,

способствовать развитию произвольной памяти, внимания, воображения, мелкой, общей и артикуляционной моторики,

прививать интерес к совместной деятельности.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, карточки с буквами алфавита, карточки с разрезными буквами, деревянные палочки, бусинки  и тарелочки с песком, пластилин, тесто, конструкторы, веревочки, шнурочки коврик с нашитыми буквами, рисунки детей или картинки «На что похожа буква», светящийся шар.

Ход занятия

Мотивация: Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы любите мультфильмы?  (видео мультфильм «такие похожие буквы») Дети смотрят. Что вам понравилось в мультфильме?

Что это лежит на столе ? Кто самый ловкий и сообразительный? (Дети собирают буквы)

1. Игра «Кто быстрее соберет буквы»

Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две – три части.

обучение чтению 2. Игра «На что похожа буква». Заставка - страны Воображулия»

А теперь, на что похожа буква, которую вы нашли.

Можно использовать рисунки детей или подготовить соответствующие картинки. Например:

Приложение 3.

А - лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.
Б - барабан и палочки, кенгуру.
В - очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.

Г - коса, семафор.
Д - домик, легковой автомобиль,

Е - сломанная расческа.
Ё - ежик несет два яблока на спине,

Ж - жук, снежинка.
3 - змейка, птица в полет,

И - дерево, а рядом гора, иголка с ниткой.
Й - рядом дерево и гора, птица над ними.
К - птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.
Л - развязались ленточки в косе.
М - две горы, майка, качели, сломанная скамейка.
Н - носилки, кроватка,

О - лицо, солнышко, тарелка, пирог.
П - качели, ворота, Р - ромашка.
С - сушка, ухо слона, Т - молоток.
У - уши зайца, Ф - филин, человек, поставивший руки на пояс.
X - вертушка, акробат.
Ц - котенок или щенок лежат на спинке, лапками вверх.
Ч - флажок, вешалка, перевернутый стул.
Ш – ежик, Щ – щетка, Ь - ключ.
Ы - лыжи и лыжные палки рядом.
Ъ - поварешка.
Э – эхо, Ю - юла, ветка с яблоком.
Я - человек с рюкзаком за плечами, петушок.

Какие наши ребята находчивые .

3.Игра «Я найду слова везде».

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

- Подбираем как можно больше слов со звуками, которые обозначает ваша буква (дети называют слова по-очереди).

4. Игра «Угадай, что напишу» (прием дермолексии), подготовлен сшитый коврик с изображениями букв, который лежит на полу.

- Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала?

(Подходит к каждому и пишет на его ладошке пальцем букву). А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и встаньте на неё.
5. Игра «Буквы на спине».

Дети отворачиваются от доски, логопед показывает буквы, родитель «пишет» букву на спине ребенка. А ребенок выкладывает данную букву на столе. Затем взрослые и дети меняются местами. В итоге должно получиться слово. Например: нос, дом, слон, сумка, котик и т.д.

6. Игра «Буквотехника»  (Подготовлены деревянные палочки, бусинки  и тарелочки с песком, пластилин, тесто, конструкторы, веревочки, шнурочки). Выкладывание букв, схожих по начертанию и их трансформирование.

Выложите букву Н, а затем превратите её в П, букву  П трансформируйте в Т , далее в букву К.

7.Игра «Какие буквы спрятались?».

обучение чтению

8.Игра «Слово рассыпалось». У каждого ребенка лоток с песком, а в нем лежат различные пластиковые буквы.  Ребята, посмотрите, что стало с нашими словами. Они рассыпались. Надо их собрать. У каждого ребенка своё слово.

А теперь покажем всем, какие мы дружные ребята. Соберите из одного слова несколько. Кто больше?

Игра «Буквоед».

Логопед: Ребята, дед Буквоед съел некоторые части букв. Давайте спасем букв.

hello_html_82863fc.pnghello_html_m2240718e.pnghello_html_e726140.pnghello_html_m306e86de.pnghello_html_m2beb81d0.png

hello_html_631440fc.pnghello_html_m4ce24d1e.png

А теперь давайте составим из этих букв слово (молодцы).

Рефлексия.  Все участники встают в круг и высказывают друг другу пожелания, передавая при этом светящийся шар.

Как весело и увлекательно можно играть со звуками и как лучше запомнить буквы.

- Ребята, какие игры понравились?  В какие игры можно поиграть дома?

- Спасибо за активное участие и примите угощение буквенное печенье.  



Предварительный просмотр:

Выступление на

родительском собрании в форме

 КРУГЛОГО СТОЛА С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ:

«ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

                                                                                       

                                                                                    Абалмазовой Л.В.

                                                                   учителя-логопеда

                                                                                                            МБДОУ ЦРР - детский сад № 5

                                                                                            ст. Старощербиновская  

ЦЕЛЬ:
Способствовать повышению уровня педагогических знаний родителей детей шести лет.
ЗАДАЧИ:
1. Сплочение родительского коллектива.
2. Уточнить знания родителей по теме Круглого стола.
3. Помочь понять, что должен уметь ребёнок шестого года жизни.
4. Ознакомить родителей с тем как можно отвечать на вопросы детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Подбор анкет, тестов. Ксерокопирование.
2. Запись ответов детей на вопросы: «Чем и с кем занимается ребёнок дома?»
3. Подбор музыкального сопровождения.
4. Изготовление пригласительных билетов.
5. Изготовление памятки для родителей: «Как отвечать на детские вопросы». На каждую семью.
6. Изготовление памятки для родителей: «Речевое развитие ребенка 5-6 лет».
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Анкеты, тесты.
2. Карандаши простые.
3. Магнитофон, кассеты с записями музыкального сопровождения и речи детей.


ПЛАН КРУГЛОГО СТОЛА


1. Организационный момент
1.1. Вступительное слово воспитателя.
1.2. Игра «Что я хочу узнать у логопеда ?» (на сплочение и раскрепощение родительского коллектива).
1.3. Музыкальное сопровождение – «Детски песни».
2. Основная часть.
2.1. Игра « Рулетка» (ответы родителей по теме).
2.2. Прослушивание в записи ответов детей.
2.3. Обсуждение памятки «Как отвечать на детские вопросы».
2.4. Музыкальное сопровождение – «Чему учат в школе».
2.5. Обсуждение памятки «Что должен уметь ребёнок шестого года жизни».
2.6. Игра «Острое блюдо» (закрепление полученных знаний).
2.7. Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребёнку?» под шум моря.
2.8. Анализ анкетирования.
2.9. рекомендации учителя-логопеда. Музыкальное сопровождение - шум воды, реки, моря (релаксация).

ХОД «КРУГЛОГО СТОЛА».

Стулья стоят по кругу, в зале. На пяти из них карточки с именами воспитателей, учителя-логопеда. Под фоновую музыку родители занимают места.
1. Организационный момент.
Уважаемые родители, мы всегда рады вас видеть. Большое спасибо зато, что
вы откликнулись на приглашение, и пришли на эту встречу. Это означает, что нас объединяет интерес к теме «Круглого стола», ведь детям через год в школу.
Будет ли школьная жизнь радостной для ребёнка, или наоборот омрачиться неудачами, во многом зависит от взрослых, то есть от нас с вами.
А сейчас мы немножко поиграем. Игра называется «Что хорошего». Пусть каждый из вас назовёт, чем хорошим запомнится этот день.
Уважаемые мамы и папы ваши ответы на анкеты показали, что большинство детей группы любознательны, задают множество различных вопросов, но этими вопросами часто доставляют взрослым неудобства, наступило время «ПОЧЕМУЧЕК».
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Дискуссия родителей по вопросам «Круглого стола», проходит в форме игры «Рулетка».
«Рулетка».
1.Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключённый в вопросе, не угасал, а развивался?
2.Как вы считаете, для чего нужно воспитывать любознательность ребёнка?
3.Как вы думаете , что должен уметь ваш ребёнок?
4.Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка?
5.Как вы считаете, важно ли для ребёнка систематическое посещение детского сада?
6.Попробуйте ответить на вопрос ребёнка пяти лет: «Почему пошёл дождь?» - так чтобы заинтересовать его.
7.Как вы думаете , нужно ли воспитывать у ребёнка самостоятельность?
8.Как вы думаете, почему дети дерутся. Как им помочь?
А сейчас, мы прослушаем ответы детей на несколько вопросов по теме нашей встречи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
1.Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
2.Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?
3.Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
4.Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях, играх?
Под музыку «Чему учат в школе» раздаём памятки «Как отвечать на детские вопросы» и «Что должен знать ребёнок шестого года жизни».
Согласны ли вы, с нашими советами (Ответы родителей).
А теперь , чтобы закрепить всё, что вы узнали нового, поиграем в игру «Острое блюдо».
ВОПРОСЫ К ИГРЕ.
1.Самый интересный ,на ваш взгляд, вопрос ребёнка и ваш ответ на него?
2.Какое значение имеют в развитие любознательности прогулки, наблюдения, экскурсии?
3.Как через загадки развивать детскую любознательность?
4.Как вы относитесь к тому, что ребёнку насильно прививается интерес к чему либо (кружки, секции)?
Под шум воды, реки, моря , раздаётся и заполняется тест
«ДОСТАТОЧНО ЛИ ВНИМАНИЯ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ РЕБЁНКУ?»
Большое спасибо за активное участие в анкетировании. По вашим ответам воспитатели группы поняли, что дети в основном любознательны, их интересует многое, вопросы задают самые разнообразные, некоторые дети увлечены изодеятельностью. Мы, воспитатели, заметили, что есть моменты, которые в детском саду не проявляются.

Выступление учителя-логопеда Л. В. Абалмазовой «Речевое развитие ребенка 5-6 лет».

 Уважаемые родители, поделитесь впечатлениями о нашей встрече: что вас заинтересовало, удивило, заставило задуматься, может, вы что-то для себя решили, сделали какой-то вывод, у вас появились какие-то идеи.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Памятка для родителей
Как отвечать на детские вопросы:
1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы, встречными «А ты думаешь, как?».
6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстрированный материал.
7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувствах. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

ПАМЯТКА  «Речевое развитие ребенка 5-6 лет».
Словарный запас .Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.  Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных и переставленных звуков. Они теперь могут проскользнуть только при произношении многосложных малознакомых слов, например, парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор, бронетранспортёр. Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов.

Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевёртыши и загадки:

Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

Ехал Ваня на ремне, вёл собачку на коне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают воротА.

Он схватил дубинку разрубил топор. А по нашей кошке пробежал забор.

Грамматика родного языка

Если пятилетнему ребёнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространённее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы, например, медвежонков и слонёнков вместо медвежат и слонят, карандашов вместо карандашей, стеклов вместо стёкол.

Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:

  • испорченный телефон;
  • как назвать по-другому (на подбор синонимов);
  • скажи наоборот (поиск антонимов);
  • что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
  • узнай предмет по описанию;
  • закончи фразу.

Речь ребёнка не будет грамматически правильной, если взрослые в ближайшем окружении не становятся для него примером образцового произношения. Если они неправильно произносят слова, неверно ставят ударения, злоупотребляют ненормативной лексикой, то и ребёнок будет делать так же.

Звукопроизношение

Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:

  • искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);
  • замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);

Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих. Бытует мнение среди дошкольных логопедов, что звуки, не появившиеся в речи у детей до пяти - пяти с половиной лет, самостоятельно вряд ли уже появятся. При дефектном произношении или отсутствии какого-нибудь звука, нужно обратиться к специалисту для обследования и проведения коррекционных занятий.

Особенно внимательно следует отнестись к появлению заикания или речевых запинок. Это очень трудноустранимый дефект речи, коррекция которого может занять несколько лет. Заикание возникает у детей, когда мысли не поспевают за речью, у ребят со слабым типом нервной системы, при излишне строгом семейном воспитании, а также в результате элементарного подражания ребёнком речи заикающегося взрослого.

Связная речь.

Невозможно дать точную характеристику уровня развития связной речи, общую для речи детей 5 лет. Её диапазон очень широк – от развёрнутой, богатой эпитетами и умением применять средства выразительности (интонацию, сравнения), у ребёнка, который может сочинять собственные сказки, до невыразительной и монотонной у дошкольника, развитием речи которого никто не занимался.

В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли.




Предварительный просмотр:

это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья - не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук.  Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим, буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.

Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочной речи.

Автор-составитель логопедической памятки:

Учитель-логопед Л. В. Абалмазова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка –детский сад № 5 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

Логопедическая памятка

«Особенности речи детей 4-5 лет.

Рекомендации родителям»

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, допускается замена на свистящие (шапка-сяпка), (ножик-нозык) отсутствую сонорные, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка.

Рекомендации для родителей по развитию речи

детей 4-5 лет.

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

  • словарный запас,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • речевой слух.

Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки  предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам годаназваниям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать. 

Грамматический строй речи. Уделите особое внимание к ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это - ухо, а



Предварительный просмотр:

это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья - не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук.  Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим, буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.

Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочной речи.

Автор-составитель логопедической памятки:

Учитель-логопед Л. В. Абалмазова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка –детский сад № 5 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

Логопедическая памятка

«Особенности речи детей 4-5 лет.

Рекомендации родителям»

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, допускается замена на свистящие (шапка-сяпка), (ножик-нозык) отсутствую сонорные, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка.

Рекомендации для родителей по развитию речи

детей 4-5 лет.

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

  • словарный запас,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • речевой слух.

Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки  предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам годаназваниям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать. 

Грамматический строй речи. Уделите особое внимание к ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это - ухо, а



Предварительный просмотр:

11. Пересказы, ответы на вопросы.

                                     Железнодорожники

 Вдоль линии железной дороги стоят высокие зелёные ёлки. «Зелёный пояс» загораживает путь от снежных заносов. Ежегодно железнодорожники высаживают много молодых саженцев. Каждый год сажают множество ёлок, акаций, тополей. Саженцы железнодорожники заранее готовят в своих питомниках.

                                Жасмин

        В саду цвел жасмин. Сережа перелез через забор и стал рвать жасмин. Где-то вдали залаяла собака. Сережа испугался, бросил жасмин и побежал. Когда он перелезал через забор, он очень торопился и занозил руку. Сережа больше никогда не рвал чужой жасмин и не лазил через забор.

Автор- составитель логопедической памятки:

Учитель-логопед Л. В. Абалмазова,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка –детский сад № 5 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

Логопедическая памятка для родителей

«Различаем и говорим звуки З-Ж»

  1. Игра «Эхо». Повторите с ребенком пары слогов и слов: за-жа,  зо-жо,  зу-жу,  зы-жи,  зла-жла,  зло-жло, узл-ужл,  изл-ижл,  жа-за-за,  зо-жо-зо,  зы-зы-жи,  жу-зу-зу;ужи – узы, кожа – коза, жал – зал, жевать – зевать, залей – жалей, везу – вяжу, разок – рожок, называть – наживать, лоза – ложа, лежать – лизать.
  2. Четвёртый лишний: Зайка, замок, жаба, зубы (жаба). Жук, ёжик, одежда, фазан (фазан). Зонт, пижама, гвоздика, незабудка (пижама). Ваза, ежевика, ужи, ножи (ваза).
  3. Скажи слово по образцу: снег – снежок, стог – стожок, сапог – сапожок, флаг – флажок, утюг – утюжок, луг – лужок, глаз – глазок, глазик, воз – возок, обоз – обозик, таз – тазик, Камаз – Камазик, Автоваз – Автовазик.

4.  Выделение звуков «З»,»Ж» и проговаривание слов: 

    заяц, жуки, жаба, живот, желудь, зовут, жеребец, зимовать, жареный, зяблик, жуткий, жонглёр, зоркий, жуткий, жвачка, зрачок, свежий, название, пожарный, одежда, гражданин, здание, тормоза, пижама, загадка

5.   Закончи слово слогом ЗА или ЖА: сту(жа), гро(за),

     лы(жи), Ли(за), бар(жа), лу(жа).

6.  Повторите слова, объясните их смысл.: железо,

           зажигалка, жажда, зажим, жизнь, зажал, заложник,

           жемчужина, закрутила, зазевала, жижа, звезда,

           заноза, возможно, желтизна, задолжать, заржать,

           заслужить, закружить, жалюзи, завизжать, жезл.

     7.  Добавь звук «З» или «Ж»: .аба,  .автра,  .айка,  .акет,

         .абры, .атва,  .апах,  .убы,  .мурки,  .абор,  .уравль.

      8. Проговорите словосочетания: ждать поезд, забыть

          пижаму, жгут валежник, выложил узор, окружил

          заботой, сторожил зерно, заметил пожар, забыл

          зонт, жаворонок запел, вымазаться в саже, запах

          жасмина, побежать назад, забежать за здание.

9. Проговорите предложения: Во время дождя нужен

    зонт. В джунглях живут обезьяны. По зелёной траве

    ползут ужи. в живом уголке живет заяц. У Зины в

    корзине ежевика. В зале ожидания Зоя увидела

    Жанну. Таёжный посёлок занесло снегом. На земле

    лежит железная лопата. Зажглась лампа под зеленым

    абажуром. Зоя поставила жасмин в вазу. Каждый

   охотник желает знать, где сидит фазан. Женя загадал

   сложную загадку. Завизжала железная пила, застучал

   тяжелый молоток. Женя резал ржаной хлеб.

10. Проговаривание и заучивание стихов

                     Не знали медвежата, что колются ежата,

                И давай с ежатами играть, как с медвежатами.

                Вдруг медвежата в слёзы: – Ёжики – занозы,

                Испугались ёжики, несут щипцы и ножики.

                И давай по штучке вынимать колючки.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кушать хочется, да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот – может миска подползёт.

        

          Вот сегодня день хороший, запушило путь порошей.

        Лыжи катятся, хрустят, и снежинки шелестят,

        Эй, быстрее, ноги-лыжи, к той опушке ближе,  

          ближе!

Обижается свинья: «Не грязнуля вовсе я!

Знать пора бы всем, что лужи мне

Целебной ванной служат!»

Встретил ёжика бычок и лизнул его в бочок,

Но, лизнув его, бычок уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся: – В рот не суй, что попадётся!

        

          Я нашла себе жука на большой ромашке.

        Не могу держать в руках, пусть сидит в кармашке.

Лапок шесть, а глаза два, трещинка на спинке.

        Вот хорошая трава, на – поешь травинку!

        Ах, упал, упал из рук! Нос измазал пылью!

        Улетел зеленый жук, улетел на крыльях!

Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли,

А он живет и жив пока, жужжит в окне, расправив крылья… И я зову на помощь маму: – Там жук живёт! Раскроем раму!



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, проходя медико-психолого-педагогическую комиссию перед поступлением ребенка в речевую группу, некоторые родители сталкиваются с диагнозом «стертая дизартрия, дизартрия». Слово непонятное и, даже, пугающее. Давайте попробуем разобраться, что же стоит за этим понятием.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной и периферической нервной системой. А недостаточная работа нервов является следствием органического поражения нервной системы. Именно поэтому диагноз «дизартрия» ставится врачом-неврологом и вся коррекционная работа, проводимая логопедом, должна проводиться в тесной взаимосвязи с врачом! Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же лечение назначается неврологом. Логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:https://academ86.ru/images/img6.jpg

  • массаж органов артикуляции;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • работу над выразительностью речи.

В помощи детям по устранению дизартрии чрезвычайно большая роль принадлежит именно вам, дорогие родители. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям. Ребенок на занятиях произносит звук Р или Л, это видят родители, которые присутствуют на занятии, но как только ребенок выходит за пределы кабинета ..говорит по привычке, не применяя уже поставленные логопедом звуки в речи. Часто речь ребенка понятна для окружающих, то она нечеткая, смазанная, как будто «каша во рту» или говорит, смягчая произношение звуков. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/198938/pub_5a72a2cb581669de05c24b80_5a72a6133c50f7ec23f25e1c/scale_1200

Для дизартрии характерен более длительный период коррекции звукопроизношения. Очень часто дети с дизартрией нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят твердую пищу – мясо, хлебные корочки, морковь, яблоко, т.к. им трудно жевать.. Во-вторых, недостаточность голосовых реакций (голос тихий, слабый или, наоборот, резкий), нарушен ритм дыхания (речь на вдохе, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы и дыхание сбивается), темп речи может быть ускоренным или замедленным. Очень часто речь эмоционально не окрашена. В-третьих, у детей с дизартрией могут быть трудности с ориентировкой в пространстве: путают право – лево, верх – низ. В-четвертых, нарушено не только звукопроизношение, но и остальные стороны речи – лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова, связная речь. Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

— токсикоз беременности;

— хроническую гипоксию плода;

— острые и хронические заболевания матери в период беременности;

— минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях — матери и плода;

— легкую асфиксию;

— родовые травмы;

— острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и

В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2 — 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 — 4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается не сформированной.

Коррекция нарушений представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества родителей, заинтересованных в исправлении нарушений речи своего ребенка, с врачом – неврологом, тщательном неврологическом обследовании детей регулярном консультировании и комплексном лечении.

Безусловно, дизартрия – сложное нарушение, но при совместной работе логопеда, врача-невролога и родителей все поправимо! Итак, что необходимо делать, если Вашему ребенку поставили диагноз «дизартрия»:

— 2 раз в год посещать невролога. При необходимости, он назначит массаж, ЛФК, медикаментозное или физиотерапевтическое лечение для поддержания работы нервной системы;

__ ежедневно проводить с детьми артикуляционную, дыхательную гимнастику;

— четко выполнять все рекомендации учителя-логопеда, закреплять поставленные звуки;

 __ повторять пройденный в детском саду речевой материал;

— развивать мелкую моторику – почаще давайте ребенку пластилин, карандаши, ножницы, шнуровки, штриховки

Автор-составитель буклета

 учитель-логопед: Л. В. Абалмазова

Если у Вас возникли вопросы,

всегда рада Вам помочь!

Наш адрес: 353622, Краснодарский край,

Щербиновский район,

станица Старощербиновская,

Шевченко, 210

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательной учреждение центр развития

ребенка-детский сад № 5

муниципального образования

Щербиновский район станица Старощербиновская

Рекомендации  

 учителя-логопеда

родителям

Нарушение речи

при  дизартрии, методы устранения

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/086d/000ab6cc-e780691a/img1.jpg

Ст. Старощербиновская,

март, 2020 г.



Предварительный просмотр:

«Как правильно учить стихи с детьми дома»

Все  родители знают, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека.

Фотообои на заказ - Siblings Reading a Book Фотообои на закаКонечно, не для всех детей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Но, звуки поставленные логопедом не всегда произносят верно. Родительская помощь здесь нужна в автоматизации звуков  и требование четко говорить не только от логопеда, но и от родителей.

Я хочу рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи.

Способ №1

Прочитать стихотворение выразительно взрослым. Произнести четко отдельные слова, которые ребенок неправильно сказал, отработать четко звук, который ребенок уже произносит. Произнести медленно фразу с данным словом. Повторить совместно с ребенком и дать ему возможность проговорить самостоятельно.

Способ №2 .

       Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.

Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, папы бабушки или, например, на конкурс чтецов.

Способ №3 .  Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые родители  приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребенок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

                       Способ №4 . 

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. https://www.infoport.live/wp-content/uploads/2019/04/kids-book-day.jpg

 Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение.

 Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у дошкольника формируется образ произведения.

 И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.   

Способ №5 .


        Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и дошкольникам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
       Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6 .


        И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему.      Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж ребенка.

      ЖЕЛАЮ, ВАМ УСПЕХА!

Автор-составитель:

Абалмазова Людмила Владимировна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка –детский сад № 5 муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей с речевыми нарушениями

«Как правильно

закреплять звуки в стихах и учить их наизусть»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/367895/ac575325-0504-4aa6-b464-0b9515564375/s1200

2020 год



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

учителя-логопеда Л. В. Абалмазовой

«Без прошлого нет будущего. Предки-казаки»

Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению без духовности, черствости у подрастающего поколения.    Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края, района, станицы. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего кубанского народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям, развивать интерес к истории казачества, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине. Справиться с этими задачами мы сможем лишь сообща, помогая друг другу. В нашем детском саду, имеющим статус «Казачий» активно формируем эти знания.  На логопедических занятиях различаем русские слова и казачьи, проговариваем казачьи пословицы, поговорки, заучиваем стихи о Кубани и казаках.  Начиная эту работу в комплексе, необходимо обратить внимание на воспитание умения слушать, четко говорить и грамотно излагать свои мысли, развитие памяти, познавательного интереса. C:\Users\Пользователь\Desktop\Проект Казаки\фото проект казаки\20200327_111317.jpg

 Забирая детей из детского сада, обязательно поинтересуйтесь, какие были занятия, о чем говорили, что нового узнали и что делали дети. Ведь мощным фактором воспитания является доброжелательное, неравнодушное общение между родителем и ребенком, беседы, рассказы, совместные чтения. Гуляя с детьми по городу, в садах, парках, обращайте внимание на красоту станицы, на красоту его архитектуры, новые многоэтажные дома, красивые отреставрированные старинные здания. Сравните старое и новое, отметьте достоинства каждого. Станицу украшает современный зеленый парк, цветущие клумбы, много деревьев. Обратите на это внимание своих детей. Придя домой, попросите ребенка запечатлеть свои чувства от увиденного, нарисовать то, что понравилось, запомнилось. Принесите эти рисунки в детский сад, покажите, как гордитесь достижениями своего ребенка.  Закрепляйте знания детей о кубанском историческом жилище, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира.

Побеседуйте на эти темы с детьми, расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из ваших уст и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах. Во время праздников привлекайте детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на Рождество, для членов вашей семьи, родственников; пойте вместе песни, разучивайте пословицы, повторяйте выученное в группе.

 Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. Что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.  Предания на Кубани к сожалению, не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура казачьего народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности, помнящего свое родство.