Коррекционная работа в группах казачьей направленности

Абалмазова Людмила Владимировна

В группах казачьей напрвленности провожу различные коррекционно-логопедические мероприятия  с детьми в соответствии с региональным компонентом: казачий сход, посиделки, гостинная казачат

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста «Виртуальное путешествие казачат»

Автор: Абалмазова Людмила Владимировна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР –детский сад №   5 станица Старощербиновская

Данный материал может быть использован в работе учителей-логопедов, воспитателей, учителей начальных классов с целью проведения работы по патриотическому воспитанию детей. В конспекте непосредственно-образовательной деятельности с детьми представлена работа по развитию речи, связанная с темой казачества.

Тема: “Казаки и их традиции “

Цель:

Коррекционно-логопедическая: работать над развитием звуко-слухового внимания и фонематического восприятия; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами; обогащение речи детей пословицами, активизация словаря по теме: “Казачество, быт, семья и традиции “, учить называть родственные связи: отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка; развитие связной речи, умение понимать смысл прочитанного;

Коррекционно-образовательная: расширять и закреплять представления детей о жизни и укладе казачьей семьи; учить умению переносить новые знания в игровую деятельность; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества; приучать детей к активности на занятии, умению слушать сверстников.

Оборудование: мультимедийная установка, шапка- кубанка, куклы казак и казачка, интерактивная игра с учетом регионального компонента «Найди лишний предмет одежды», настольная игра на липучках: «Собери хату казака», звуковая схема слова: конь, символы звуков, картинки игры «Чей хвост?», игрушка «Лошадки» (физминутка).

Ход образовательной ситуации

1.Введение в игровую ситуацию.

Учитель-логопед приглашает детей к общению закличкой:

Хлопцы и девчата, играть начинайте, шапку не роняйте.

Мотивация:

Игра «Ловкий казак», подбрось и не роняй.

Кто подбросит шапку,  и поймает ее головой.

Что вы подбрасывали?  Кому она принадлежит?

Казаку.

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации

Логопед читает:

Среди вспаханных полей

И Кубанских степей

Где Кубань и Ея текут

Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют казаки

Логопед: Как бы хотелось посмотреть как жили наши предки-казаки.

Что    нужно сделать, как попасть?

Какие бы вы слова сказали?

Глаза закрой, портал открой.

Глаза закрой, вокруг себя повернись, портал отворись.

(предварительно накрыть казака и казачку и казачий двор шалями)

Встречают казаки и казачка (Куклы).  Здравствуйте, гости дорогие, хлиб ди силь.

Казак и казачка. Ребята кем являются казак и казачка в семье? Казак-батько, казачка, маты, матынько.

 Как казачата относились к старшим. Вам это интересно узнать? А ка вы думаете. 3. Открытие детьми нового знания.

Учитель-логопед. В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня. 

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

Как на казачьем языке будет  ребенок ,– «дитя», «дитё», дитятко,  сын –«сынку»,

           Логопед: Как называется казачий язык называется кубанская балачка:

Назовите предметы казачьей одежды ?

Игра с помощью ИКТ «Найди лишний предмет»

Одежда казаков: черкеска (газыри) бурка, джинсы, жилетка

Головные уборы: шапка, кубанка, кепка, шляпа.

У казачек   ..парка, шаль,  шлычка, спидниця

Игра на липучках : «Собери хату казака»

Казачка: Что же есть из предметов на кубанском подворье? Двор огорожен…плетнем. Во дворе …хата, кабыця,  сарай.

А что казак спросит? Какие домашние животные есть у меня во дворе?

Коровы, козы, овцы, лошади.

Схема какого домашнего животного здесь представлена? (Верно: Конь)

А вы сможете построить звуковую схему названия любого домашнего животного ?

  Игра : «Чей хвост?»  (По картинкам) лошадиный, овечий, козий,…

Кто был надежный друг казака в бою ?

 Какие вы знаете пословицы о коне?

(Казак сам не поест, а коня покормит.

Без коня казак сирота.

Казак: я в поход собрался, надо выгулять коня…поможете.

(Круг на конях) или кинезиологическое упр. (руками) песня «Казак у поход идет»

Спасибо ребята. (Дети поставили коней)

Казачка: проходите в дом,  гости дорогие.

Что мы увидим в хате казака?

Как это изобразить ? (можно нарисовать)

В углу висят иконы, это называется Красный угол. В хате есть люлька, прялка, стол и лавки.

Зачем нам нужен макет?

 Кому мы покажем наш макет? Ну что, тогда через портал возвращаемся в нашу группу и покажем макет и расскажем где мы были воспитателю и родителям.

Рефлексия: чем мы сегодня занимались? Что было интересного? В чем испытывали трудности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5 муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновсккая

Конспект образовательной ситуации

для детей старшего дошкольного возраста

по теме: «Энциклопедия казачат»

с применением технологии «Детский совет» Свирской Л.В.,

разработан конкурсанткой муниципального этапа

краевого конкурса «Воспитатель года Кубани - 2022»

Абалмазовой Людмилой Владимировной

E:\Chrome\IMG20211006100205_00.jpg

2021 год

Тема: «Энциклопедия казачат»  

 Основная образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие социально - коммуникативное развитие

Цель: 

- знакомство детей с энциклопедией как видом книжного издания, ее назначением. Рассказать о многообразии энциклопедий, их отличиях от других книг. Развивать интерес к справочной литературе, любознательность.

Воспитательные задачи: 

- воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества;

- приучать детей к активности на занятии, умению слушать сверстников.

Коррекционно-логопедические задачи:

- развивать звуко-слуховое внимание и фонематическое восприятие;

- развивать слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез (Слово «энциклопедия», «атаман»);

- обогащать речь детей пословицами («Казак без веры не казак», «Без атамана казак – сирота», «Атаманом громада крепка»);

- познакомить с устойчивым выражением -  фразеологизмом «Ходячая энциклопедия»;

 - способствовать активизации словаря словами: энциклопедия, атаман,  по теме «Казачество, быт, семья и традиции».

Образовательные задачи: 

- расширять и закреплять представления детей о жизни и укладе у казаков;

- учить умению переносить новые знания в игровую деятельность;

-развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

Словарная работа: энциклопедия, черкеска, шлычка, кубанка, атаман.

Оборудование: колокольчик, мультимедийная установка, видео запись ребенка с объяснением слова «энциклопедия»; разнообразные детские иллюстрированные энциклопедии: «Энциклопедия для дошкольников», «Почемучка», «Профессия», «Вселенная», «Обо всем на свете», «Животные», «Растеия» и др.:, ватман, 2  листа формата А-3, клей, кисточки, салфетки,  маркеры, цветные карандаши, цветные иллюстрации по теме:  «Казачество» и «Современная жизнь и быт людей.

Ход образовательной ситуации

1.Введение в игровую ситуацию.

Учитель-логопед приглашает детей к общению закличкой:

Эй, ребята, собирайтесь,

На завалинке встречайтесь,

Здесь вопросы и ответы

Разберем, мы, с вами дети!

Ребята собираются на Казачий сход.

Мотивация.

Учитель-логопед:

- Я рада вас приветствовать на нашем казачьем сходе.

- О чем бы вы хотели поговорить и узнать что-то новое?  (Ответы детей)  

- У меня есть видео, о чем говорили ребята другой казачьей группы на своем сходе. Вам это интересно? Тогда давайте посмотрим (видеозапись воспитанников другой группы с объяснениями слова «Энциклопедия»)

- Кто догадался, о чем говорили ребята?

- Часто ли у вас возникают вопросы?

- Где мы можем найти на них ответы?  

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

Учитель-логопед:

- А что такое энциклопедия?  (это красочная книга, в которой собраны ответы на интересующие вопросы)

- А есть ли в группе у вас такие книги?

- Давайте с вами посмотрим. (ребята находят в центрах активности различные энциклопедии)

3. Открытие детьми нового знания.

Учитель-логопед:

- Давайте рассмотрим найденные вами энциклопедии.

- Как вы думаете, о чем каждая из них?

Затем учитель – логопед спрашивает детей, что же необычного они заметили в этих книгах, и выслушивает их высказывания, отмечая их на доске выбора.

 Учитель – логопед обобщает ответы детей: «Вы правильно заметили, что эти книги гораздо больше других по размеру, в них много цветных картинок и пояснений к ним. Эти книги не похожи на сказки, стихи, рассказы, которые мы смотрели в начале. Они необычны тем, что из них можно узнать много интересного о разных вещах. Называются такие книги – энциклопедиями. Их цель – помочь людям получить ответы на вопросы. В отличие от книг со сказками, стихами, рассказами, эти книги не читаются сразу от начала до конца, используются время от времени, чтобы получить ответ на вопрос или узнать что-то новое. Для этого отыскивается нужная страница, которая может находиться в разных местах книги. Для примера можно рассмотреть картинки, интересующие детей.

Учитель – логопед:

- Если твоя энциклопедия о животном мире, то это о ком в ней говорится?

С детьми учитель – логопед делает вывод - энциклопедии могут быть разной тематики и содержат знания из разных сфер науки.

- Это длинное или короткое слово?

 - Давайте его прохлопаем. Сколько слогов в этом слове?

- Назовите первый звук этого слова, последний звук.

- Как вы думаете, какая энциклопедия нужна нам, воспитанникам казачьей группы? (энциклопедия казачества)

-  А у нас есть?

- А что мы можем сделать, чтобы она у нас появилась?

- А что нам для этого нужно?

- Что мы можем сделать, чтобы наша энциклопедия давала ответы на все интересующие вопросы по казачеству? (включить разные разделы, страницы)

Дети определяют с помощью доски выбора разделы своей будущей энциклопедии.

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

- С какой первой страницы или раздела мы начнем нашу энциклопедию?

- Я знаю, что Вы уже много знаете казачьих слов. Может нам начать с раздела «Словарь казачьих слов», как вы считаете?

- Какая первая буква откроет наш словарь?

- Какие слова казачьи на букву «А» вы знаете?

- Я с вами согласна, давайте начнем со слова «Атаман».

- А кто такой «Атаман?» Атаман –это казачий командир, предводитель казачьего войска, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок.

- Как будет выглядеть наша страница?  (дети предлагают макет – рисунок атамана, звуковая схема слова, слово «Атаман» из букв, пословицы и др.)

- Нам нужна картинка: буквы А., атамана, где мы ее возьмем? Кто нам поможет?

- На нашей странице должна быть звуковая схема, кто подберет ее нам?

- А кто соберет слово «Атаман» из букв или напишет его?

- Давайте вспомним пословицы об атамане. Как нам их изобразить на нашей странице? Давайте подберем картинки к нашим пословицам. Где мы их разместим.

(Дети предлагают конверт с пословицами)

 - Ребята, я знакома с крылатым выражением «Ходячая энциклопедия». Вы с ним знакомы?  (показ картинки)

- Это говорят о человеке грамотном, начитанном, который знает ответы на вопросы в разных сферах науки.  Можно так сказать об атамане?

Изготовление воспитанниками страницы «Атаман» для Энциклопедии.

Рефлексия:

- Юные Казачата, а чем мы с вами занимаемся?

- А что нового и интересного для себя Вы сегодня узнали?

- Что больше всего понравилось в нашей работе?

- В чем вы испытали затруднения?

 - Ребята, для чего мы с вами делаем страницу энциклопедии?

 - Кому вы покажите нашу готовую энциклопедию?



Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста «Виртуальное путешествие казачат»

Автор: Абалмазова Людмила Владимировна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР –детский сад №   5 станица Старощербиновская

Данный материал может быть использован в работе учителей-логопедов, воспитателей, учителей начальных классов с целью проведения работы по патриотическому воспитанию детей. В конспекте непосредственно-образовательной деятельности с детьми представлена работа по развитию речи, связанная с темой казачества.

Тема: “Казаки и их традиции “

Цель:

Коррекционно-логопедическая: работать над развитием звуко-слухового внимания и фонематического восприятия; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами; обогащение речи детей пословицами, активизация словаря по теме: “Казачество, быт, семья и традиции “, учить называть родственные связи: отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка; развитие связной речи, умение понимать смысл прочитанного;

Коррекционно-образовательная: расширять и закреплять представления детей о жизни и укладе казачьей семьи; учить умению переносить новые знания в игровую деятельность; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества; приучать детей к активности на занятии, умению слушать сверстников.

Оборудование: мультимедийная установка, шапка- кубанка, куклы казак и казачка, интерактивная игра с учетом регионального компонента «Найди лишний предмет одежды», настольная игра на липучках: «Собери хату казака», звуковая схема слова: конь, символы звуков, картинки игры «Чей хвост?», игрушка «Лошадки» (физминутка).

Ход образовательной ситуации

1.Введение в игровую ситуацию.

Учитель-логопед приглашает детей к общению закличкой:

Хлопцы и девчата, играть начинайте, шапку не роняйте.

Мотивация:

Игра «Ловкий казак», подбрось и не роняй.

Кто подбросит шапку,  и поймает ее головой.

Что вы подбрасывали?  Кому она принадлежит?

Казаку.

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации

Логопед читает:

Среди вспаханных полей

И Кубанских степей

Где Кубань и Ея текут

Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют казаки

Логопед: Как бы хотелось посмотреть как жили наши предки-казаки.

Что    нужно сделать, как попасть?

Какие бы вы слова сказали?

Глаза закрой, портал открой.

Глаза закрой, вокруг себя повернись, портал отворись.

(предварительно накрыть казака и казачку и казачий двор шалями)

Встречают казаки и казачка (Куклы).  Здравствуйте, гости дорогие, хлиб ди силь.

Казак и казачка. Ребята кем являются казак и казачка в семье? Казак-батько, казачка, маты, матынько.

 Как казачата относились к старшим. Вам это интересно узнать? А ка вы думаете. 3. Открытие детьми нового знания.

Учитель-логопед. В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня. 

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

Как на казачьем языке будет  ребенок ,– «дитя», «дитё», дитятко,  сын –«сынку»,

           Логопед: Как называется казачий язык называется кубанская балачка:

Назовите предметы казачьей одежды ?

Игра с помощью ИКТ «Найди лишний предмет»

Одежда казаков: черкеска (газыри) бурка, джинсы, жилетка

Головные уборы: шапка, кубанка, кепка, шляпа.

У казачек   ..парка, шаль,  шлычка, спидниця

Игра на липучках : «Собери хату казака»

Казачка: Что же есть из предметов на кубанском подворье? Двор огорожен…плетнем. Во дворе …хата, кабыця,  сарай.

А что казак спросит? Какие домашние животные есть у меня во дворе?

Коровы, козы, овцы, лошади.

Схема какого домашнего животного здесь представлена? (Верно: Конь)

А вы сможете построить звуковую схему названия любого домашнего животного ?

  Игра : «Чей хвост?»  (По картинкам) лошадиный, овечий, козий,…

Кто был надежный друг казака в бою ?

 Какие вы знаете пословицы о коне?

(Казак сам не поест, а коня покормит.

Без коня казак сирота.

Казак: я в поход собрался, надо выгулять коня…поможете.

(Круг на конях) или кинезиологическое упр. (руками) песня «Казак у поход идет»

Спасибо ребята. (Дети поставили коней)

Казачка: проходите в дом,  гости дорогие.

Что мы увидим в хате казака?

Как это изобразить ? (можно нарисовать)

В углу висят иконы, это называется Красный угол. В хате есть люлька, прялка, стол и лавки.

Зачем нам нужен макет?

 Кому мы покажем наш макет? Ну что, тогда через портал возвращаемся в нашу группу и покажем макет и расскажем где мы были воспитателю и родителям.

Рефлексия: чем мы сегодня занимались? Что было интересного? В чем испытывали трудности.