Конспекты уроков по биологии 5 класс

Маметьева Светлана Анатольевна

Предварительный просмотр:

УРОК № 16

Дата проведения:

Тема урока: Биология и практика

Количество часов: 1

Тип урока: Комбинированный

Целевая установка: Формирование представлений о значении биологии для хозяйственной деятельности человека

Понятия и персоналии: Биологическая защита урожая, породы животных, сорта растений, лекарственные растения

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Предметные        Умение называть различные породы животных и сорта культурных растений, различать их на рисунках и фотографиях, различать лекарственные растения, описывать биологические способы сохранения урожая, объяснять роль биологии в практической деятельности человека

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий по самостоятельно составленному плану, оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Личностные: Познавательный интерес к биологии. Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека. Осознание истинных причин успехов и неудач в деятельности.

1 этап Организационный момент

2 этап Проверка домашнего задания

-Какова роль общения в жизни животных? Какие языки общения между животными вы знаете?

-Что представляет собой язык запахов? Приведите примеры животных, для которых этот язык общения имеет первостепенное значение.

-Что представляет собой язык движений? Приведите примеры коммуникации животных с помощью этого языка.

- Что представляет собой язык звуков? Какова роль этого языка в жизни птиц и млекопитающих?

- Приведите примеры использования разных языков общения со своими домашними питомцами.

Отвечают на поставленные вопросы

3 этап Мотивация  1 слайд

Дети, что вы видите на экране? Как вы думаете, почему мальчик не смог вырастить растение?

-А вы, ребята, смогли сами, без помощи взрослых вырастить растение?

-Как вы считаете, что нужно знать для этого?

-Если кто-то из вас не знает , как правильно ухаживать за растением, как его посадить, когда нужно поливать, подкармливать, то какая наука вам в этом поможет?

Следовательно, мы в разных ситуациях часто пользуемся биологическими знаниями.

Ребята, скажите, вы догадались какая тема нашего урока? О чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Совершенно верно, тема нашего урока «Биология и практика»

4 этап Актуализация знаний        

Современная биологическая наука широко используется человеком во многих областях его практической деятельности. Ребята, приведите примеры применения биологических знаний в различных сферах деятельности человека.

5 этап Целеполагание и планирование        

Исходя из темы урока, предположите, что каждый из вас должен выяснить сегодня на уроке?

Ребята, мы с вами живем в сельской местности, и основная деятельность человека здесь сводится к чему?

Человеку нужны биологические знания для ведения сельского хозяйства?

Ребята, если человеку стало плохо, например, закружилась голова, пошла кровь из носа? Вы бы смогли оказать первую помощь? (да, нет) Почему?

Следовательно, в какой еще сфере необходимы знания биологии?

6 этап «Открытие» нового знания        

Биологические знания – основа сельского хозяйства.

ИНКУБАТОР

Ребята, какой прибор перед вами? Вы знаете, для чего он используется? А как он работает, кто-нибудь из вас знает?

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Чем полезна человеку божья коровка?

Уничтожение червеца с помощью родолий.

Назовите врага картофеля. Как человек борется с ним?

Какой способ борьбы более безопасный?

Предположите, как человек может бороться с грызунами, используя биологическую защиту урожая?

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Какие знания нужны животноводам, чтобы выращивать животных?

СОРТА ЯБЛОНЬ, ГРУШ, РОЗ

Как называется наука о наследственности?

Генетика помогает выводить новые сорта растений и породы животных.

Физкультминутка

Биологические  знания – основа медицины.        

Работа с текстом учебника  (работа в парах) (5-7 мин.)

Инструкция каждой группе:

Первая группа

Прочитайте текст учебника стр.60 и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какое значение имеет современная микробиология
  2. Какие знания и для чего получает в медицинском  институте будущий врач? Какие ученые помогают медикам находить способы лечения наследственных заболеваний?

Вторая группа

Прочитайте текст учебника стр.60-61 и ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему медицина не может обойтись без ботаники?
  2. Для чего человеку полезно знать основные лекарственные растения?
  3. Какие ядовитые растения вы знаете? Чем они опасны для человека?

Третья группа

Прочитайте текст учебника стр.61 и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какая наука называется зоологией? (наука о животных)
  2. В чем заключается целебная сила медицинских пиявок?
  3. Каковы целебные свойства меда и змеиного яда?

7 этап Первичное закрепление         

Итак, ребята, биология имеет большое значение для развития медицины и сельского хозяйства? (да)

Задание. На отдельных листочках написаны примеры применения биологических знаний в этих сферах деятельности человека. Распределите эти примеры, какие из них вы отнесете к сфере сельского хозяйства, а какие – к медицине?

8 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

        Тест по теме «Биология и практика»

1.        При биологической защите урожая используют

А) ядохимикаты

Б) пестициды

В) мыльный раствор

Г) естественных врагов вредителей урожая

2.        Родолии

А) не имеют значения в сельском хозяйстве

Б) поедают червецов, вредящих апельсиновым деревьям

В) поедают червецов, являющихся полезными для апельсиновых деревьев

Г) поедают пшеницу

3.        Генетика – это наука о

А) растениях

Б) грибах

В) внутреннем строении организма

Г) наследственности

4.        Современная микробиология НЕ

А) помогает находить способы предупреждения и лечения болезней, вызываемых бактериями

Б) изучает животных

В) изучает бактерии и вирусы

Г) является наукой о микроорганизмах

5.        Соотнесите животных с характером их влияния на человека. Ответы впишите в приведенную ниже таблицу.

ЖИВОТНЫЕ                                                                          ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

1)        Хищные божьи коровки                                           а) опасны для человека

2)        Жалящие насекомые                                                б) полезны для человека

3)        Крупные хищные звери

4)        Ядовитые змеи

5)        Медицинские пиявки

ОТВЕТЫ:

1-г

2-б  

3-г

4-б

5                 1-б    2-а     3-а       4-а        5-б

Шкала оценивания теста:

9-8 баллов – «5»;

7-6 баллов – «4»;

5-4 балла – «3»;

3-0 баллов – «2».

10 этап Рефлексия и самооценивание        

Вернемся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? (ответы детей)

11 Домашнее задание        

Выучить параграф 16 и ответить на вопросы рубрик на стр. 61;

По желанию задание 1, 2 стр. 62

Подготовить сообщения или презентации о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы.

Сообщение «Лекарственные растения»  



Предварительный просмотр:

УРОК № 18

Дата проведения:

Тема урока: Биология и здоровье

Количество часов: 1

Тип урока: Комбинированный

Целевая установка: Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья

Понятия и персоналии: Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Первая доврачебная помощь пострадавшему

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Предметные: Умение приводить доказательства зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды, демонстрировать знания элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы, осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Личностные: Познавательный интерес к биологии. Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях. Применение знаний   в практической деятельности.

  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания

Открытые тесты по теме: «Биологи защищают природу»

1. Многие растения и животные исчезли по … вине человека

2. До появления на Земле человека один вид исчезал в среднем…за одну тысячу

3.В настоящее время один вид исчезает…за один год

4.Воздействие человека на природу проявляется в двух формах: …прямое и косвенное

5. Запрещено уничтожение всех видов, внесенных…в Международную Красную книгу и Красную книгу России

6.Для разведения отдельных видов ученые создают специальные… питомники, ботанические сады, заповедники 

7.С целью охраны растений и животных создают :…национальные парки

8.Краснная книга – это  список редких, исчезающих или вымерших видов животных, насекомых, рыб, грибов и растений

9.Заповедник - это … участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.

 10.Заказник - это … охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды...

11.Редкие исчезающие виды заносят в… международную и российскую Красные книги.

12. Исчезнувших растения и животных заносят в …

  1. Актуализация знаний

Сегодня нам предстоит серьёзный разговор, я бы даже сказала самый серьёзный разговор из всего курса биологии 5 класса. А его тему нам подскажет маленький фрагмент мультфильма (фрагмент мультфильма «Ёжик и здоровье»). Ребята, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

О здоровье придумано много пословиц и поговорок. А какие пословицы знаете вы?  

   А мне вот какая пословица очень нравится, я её немного изменила и получилось: «Береги платье с нову, а здоровье с молоду!»  и ещё задумайтесь вот над таким фактом: 75% болезней человек приобретает до 16 лет! Рождается здоровым, а потом появляются болезни.

    Какие вопросы мы будем обсуждать сегодня на уроке?  

http://900igr.net/datas/fizkultura/Sokhranenie-zdorovja-cheloveka/0014-014-Pogovorki-i-poslovitsy.jpg

  1. Изучение нового материала        

Ребята, а что такое здоровье?

Используя слова – подсказки, попытайтесь дать определение понятию «здоровье» (Приложение №2). Организует работу учащихся в парах.

Проверяет работу учащихся в парах.

«Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга.» (записано на доске).

Такое определение понятия здоровье дано в электронной энциклопедии – википедии. Сравните результаты вашей работы с этим определением.

Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, ее надо поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же зарядить свой иммунитет? Ответ прост — вести здоровый образ жизни

А что такое образ жизни?

 Образ жизни — это набор привычек, действий, реализуемых в определенном порядке или по графику.

Иммунитет человека — это способность его организма защищаться от различных «врагов», т.е. чужеродной генетической информации. С одной стороны, иммунная система  защищает организм, а с другой — её состояние зависит от общего здоровья человека. Если индивид активен, крепок, подвижен, и жизнерадостен, то и иммунитет у него будет в порядке, а если слаб и пассивен, то иммунная система будет соответственной

Одним из основных аспектов здорового образа жизни является правильное питание

Помимо правильного питания, приведем ещё несколько способов зарядить свой иммунитет, жить здоровым и жить здорово!

Занимайтесь спортом.

Физическая нагрузка улучшает общее состояние организма и работу лимфатической системы, выводящей токсины из организма. Согласно исследованиям, люди, регулярно занимающиеся спортом, болеют простудой на 25% реже, чем те, кто не ведет здоровый образ жизни. Тем не менее, не стоит слишком усердствовать. Всего 30-60 минут спорта в день позволяет вас стать здоровее, в то время как более серьезные нагрузки сделают вас слабее. Обязательно включайте в программу отжимания – они способствуют лучшей работе легких и сердца. Обязательно делайте упражнения на пресс — это улучшит работу желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы.

 Ежедневная утренняя зарядка — обязательный минимум физической нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание по утрам.

Больше витаминов

 Каждому из нас нужен витамин D, который содержится в лососе, яйцах и молоке.  Цитрусовые — великолепный источник витамина C. Но получение необходимого количества витамина C из фруктов и овощей заряжает иммунную систему”.

Так же для укрепления иммунитета очень важен цинк- он имеет антивирусное и антитоксическое действие. Получить его можно из морепродуктов, из неочищенного зерна и пивных дрожжей. Кроме того пейте томатный сок- он содержит большое количество витамина А.

Закаляйтесь!

Вашим помощником в ведении здорового образа жизни может стать закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Самый простой способ закаливания — воздушные ванны. Огромное значение в процессе закаливания играю и водные процедуры — укрепляя нервную систему, благоприятно влияя на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление и обмен веществ. Прежде всего рекомендуется в течение нескольких дней растирать тело сухим полотенцем, а позже переходить к влажным обтираниям. Начинать обтираться нужно теплой водой (35-36 С), поэтапно переходя к прохладной воде, а потом и к обливаниям. Летом водные процедуры лучше принимать на свежем воздухе после зарядки

Мойте руки!

 Когда вы моете руки, делайте это дважды. Когда ученые из Колумбийского университета занимались изучением данной проблемы у добровольцев, то обнаружили, что однократная мойка рук не имеет практически никакого эффекта, даже если люди использовали антибактериальное мыло. Поэтому мойте руки дважды подряд, если хотите отогнать простуду.

Хотите быть здоровыми — ведите здоровый образ жизни. Ваш новый девиз: нет лежанию на диване, больше физических упражнений и свежего воздуха!

Физминутка

Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – ключ к здоровому образу жизни.

Данные статистики утверждают, что 53% состояния здоровья человека зависят от его образа жизни. Что бы доказать это, я предлагаю вам поработать с текстом «Составляющие здорового образа жизни» (Приложение №3). Анализировать текст мы будем по группам. Организует работу в группах (каждый учащийся заполняет только один вертикальный столбец таблицы, после выполнения задания учащиеся обмениваются информацией).

Организует проверку таблицы «Влияние образа жизни на здоровье человека».

Сделайте вывод о влиянии образа жизни на здоровье человека.

  1. Рефлексия.        

 Насколько вы сами соблюдаете правила здорового образа жизни? Давайте это  проверим при помощи анкеты (Приложение №5). Проводит анкетирование.

Завершить наш  урок я хочу притчей о мудреце и бабочке (приложение №6).

  1. Домашнее задание        Упр. 1, стр.70.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровье и здоровый образ жизни Всем известно и понятно, Что здоровым быть приятно. Только надо знать, Как здоровым стать.

Слайд 4

Условия: Жизни Жилищные Питания Отдыха Уровень: культуры воспитания образования Социальное здоровье Труда

Слайд 5

Факторы, влияющие на здоровье:

Слайд 6

ЗАКАЛИВАНИЕ

Слайд 7

1 2 5 4 3 6 7 8 9 10 Режим дня

Слайд 8

Активный образ жизни, спорт

Слайд 9

Принципы рационального питания: Строгое соблюдение ритма приема пищи. Отучаться насыщаться пищей до предела. Пищу надо есть с вниманием и удовольствием, не спеша прожевывать и почувствовать вкус. Подсознательно оказывают благотворное влияние на пищеварение оформление блюд, сервировка стола. Употреблять в пищу сырые растительные продукты . Рациональное питание

Слайд 10

Витамин В Витамин С Витамин Д Витамин А

Слайд 11

Соблюдать чистоту (гигиену) тела Соблюдать чистоту одежды Соблюдать чистоту дома ЧИСТОТА

Слайд 12

О птимальный уровень двигательной активности Закаливание Рациональное питание Соблюдение режима труда и отдыха Личная гигиена Регулярное прохождение мед. осмотров Экологически грамотное поведение Психическая и эмоциональная устойчивость Сексуальное воспитание Безопасное поведение здоровый образ жизни Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья

Слайд 13

Анкета 1)Регулярно ли вы питаетесь в течении дня? (4 раза с горячим питанием) 2)Гуляете ли вы ежедневно около 2-х часов на воздухе? 3)Занимаетесь ли вы спортом? 4)Соблюдаете ли вы режим сна? ( не менее 9 ч) 5)Чередуете ли вы виды деятельности – умственную работу (учеба) и двигательную нагрузку? Анализ анкеты. За каждый ответ «да» - 1 балл. Посчитайте количество баллов.

Слайд 14

«5 – 4 балла » - ваш образ жизни соответствует здоровому; « 3 -2 балла » - ваш образ жизни может привести вас к заболеваниям ; « 1 – 0» - вам срочно нужно менять ваш образ жизни!