Кружок: "Юный эколог"

Ищенко Елена Викторовна

Кружок экологической направленности «Юный эколог» в 2018 – 2019 учебном году посещали дети подготовительной группы «Сказка» в количестве 15 человек.

Цель работы кружка – формирование у старших дошкольников любви и интереса к живой и неживой природе, осознанно-правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии.

 Чтобы добиться положительных результатов в данной деятельности были сформулированы следующие задачи:

• Развитие познавательного интереса к природе;

 • Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника, прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;

 • Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями живой и неживой природы;

• Освоение правил поведения в природе;

• Воспитание гуманного отношения к природе;

 • Создание условий для обогащения знаний детей о природе как источника жизни, красоты, творчества, интересных открытий. Для достижения поставленной цели были выбраны следующие принципы:  Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает

· учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.  Принцип комплексности и интегрированности – решение экологических

· задач в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.  Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного

· понимания современных экологических проблем и интеграции экологических знаний.  Принцип научности - формирование у детей элементарной системы знаний о

· причинно-следственных связях в природе, единстве человека и природы, единстве живого и неживого в природе.  Принцип социальной воспитанности – понимание детьми о назначение

· природы и правил поведения в ней, их неправильные действия вредны для жизни всех окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад

« Звёздочка»

Согласовано                                                                                          Утверждаю

Педагогический                                                                                   заведующий МБДОУ

                                                                                                             детский сад « Звёздочка»

протокол №    от.                                                                               _____       Скондакова А.Ю.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Возраст учащихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

 Составитель программы:

 Ищенко Елена Викторовна

                                                         воспитатель

                                                                                             МБДОУ детский сад «Звёздочка»

                                                                                       

с. Тоцкое Второе 2018г.

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Юный эколог»

Наименование  учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад « Звёздочка»

Режим работы ДОУ

10 часовой

Контингент детей

от 6 до 7

Дополнительные образовательные услуги в ДОУ

Нет

Наименование программы

«Юный эколог»              

Основные разработчики программы:

Е.В.Ищенко – воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад «Звёздочка»

Цель Программы

 Цель программы: формирование экологической культуры в воспитании ответственного, бережного отношения к природе Родного края.

Основные задачи программы

  1. развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
  2. обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных  и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
  3. воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
  4. воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,  ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ  1

Пояснительная записка

4

1.1.

Актуальность проблемы.

4-5

1.2.

Нормативные документы.

5-6

1.3.

Образовательная область, реализуемая в программе. Задачи.

6-9

1.4.

Формы образовательной деятельности по экологическому воспитанию.

9-10

1.5.  

На какой возраст рассчитана программа.

10

1.6.

Возрастные особенности усвоения программного материала.

10-11

1.7.

Условия, в которых реализуется программа.

11-12

1.8.

Основные принципы и положения, на которых базируется программа.

12-13

1.9.

Цель программы

13-14

РАЗДЕЛ  2

Проектирование воспитательно-образовательного процесса  

14

2.1.

 Образовательная деятельность детей

14

2.2.

Тематическое планирование по программе.

14-22

РАЗДЕЛ 3

Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы.

22

3.1.

Интеграция содержания образовательной области.

22-23

3.2.

Методическое обеспечение программы

23

РАЗДЕЛ 4

Планируемые результаты освоения детьми  программы (промежуточные и итоговые результаты).

23

4.1.

Планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы.

24

4.2.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы дошкольного образования

24-27

РАЗДЕЛ 5

Перечень литературы.

27-29

Приложения

30-38

Раздел 1. Пояснительная записка.

  1. Актуальность проблемы.                                                                                                      

                                                               «Любовь к природе, впрочем,

Как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»

И. Соколов-Никитов.

Пояснительная записка.

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

1.2. Нормативные документы.

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом  возрастных особенностей детей и основных принципов деятельности организации образовательного и воспитательного процессов в ДОУ. Программа разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Так же в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конституция РФ

- Конвенция ООН о правах ребенка

- Закон РФ «Об образовании»

- Национальная доктрина образования в РФ

- Концепция дошкольного воспитания

- СанПиН

- Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды

- Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России»

- Проект закона «Об экологической культуре»

1.3. Образовательная область, реализуемая в программе.

Дополнительная образовательная программа «Юный эколог» составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад « Звёздочка», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, планом организации образовательной деятельности МБДОУ детский сад «Звёздочка».

Дополнительная образовательная программа «Юный эколог» обеспечивает реализацию образовательной области «Познавательное развитие».

Цель образовательной области познавательное развитие:  Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Формирование начал экологической культуры.

 Задачи развития экологических представлений у детей           подготовительной  группы.

Образовательные:

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

Развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

Воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

- формировать в детях  доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.

Задачи оздоровительной направленности.

- Учить взаимодействовать с природой.

- Приобщать к ценностям здорового образа жизни.

- Знакомить с правилами личной безопасности.

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.

- Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности   дежурного в зоне природы.

- Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию.

Задачи природоохранного направления.

- Формировать представление об экологических проблемах села, города.

- Закрепить умение правильно вести себя в природе.

-  Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.

Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.

- Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в продуктивных видах деятельность.

- Учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.

1.4.Формы образовательной деятельности по экологическому воспитанию.

Подготовительная группа.

Направления работы

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

Формы работы

Экологическое воспитание

-наблюдение

- экспериментирование

-исследовательская деятельность

-конструирование

-развивающие игры

-рассказ

-беседа

-создание коллекций

-проектная деятельность

-проблемные ситуации

-макетирование

- моделирование

- просмотр видео сюжетов

-сравнение

-умозаключения

-сюжетно-ролевая игра

-наблюдение

-экспериментирование

-исследовательская деятельность

-конструирование

-развивающие игры

-рассказ

-беседа

-создание коллекций

-проектная деятельность

-проблемные ситуации

-макетирование

- моделирование

- просмотр видео сюжетов;

-сравнение

-умозаключения

-сюжетно-ролевая игра

-рассматривание

- экспериментирование

-исследовательская деятельность

-конструирование

-развивающие

игры

-поиск, обмен и применение информации

-обращение к опыту

-сравнение

-умозаключения

-игровая деятельность

- рассматривание

-наблюдение

-конструирование

-развивающие

игры

исследовательская деятельность

-экскурсии

-беседа

-просмотр видео сюжетов;

-создание коллекций

-проектная деятельность

- экспериментирование

-обращение к опыту

-рассуждения

-сравнение

-умозаключения

1.5. На какой возраст рассчитана программа.

Программа «Юный эколог» рассчитана на 1 год.

Образовательная деятельность ведется с сентября по май включительно в системе по  30 мин.  2 раза в неделю;

Помимо этого закрепление знаний и умений ведется в других видах деятельности дошкольника (в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей и взрослых, в самостоятельной деятельности детей).

Для выявления эффективности экологических занятий проводятся контрольные срезы, ребятам предлагаются различные ситуации для выявления их действий. 

Для получения более высоких результатов в работе по данной программе поддерживается непрерывная связь с педагогами детских садов и родителями с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам экологического воспитания.

1.6. Возрастные особенности усвоения программного материала.

Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.

 Ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами.

В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.

1.7.Условия, в которых реализуется программа.

Содержание программы включает в себя пять блоков:

  • особенности сезонных изменений в природе;
  • животный мир;
  • растительный мир;
  • неживая природа;
  • человек и природа;
  • глобальные экологические проблемы.

 Программа предполагает проведение коллективных занятий 2 раза в неделю во второй половине дня с воспитанниками старшей группы, продолжительностью 30 минут. Форма работы – групповая, подгрупповая и индивидуальная. Материально-техническая база представляет собой:

  • экологический уголок в группе (растения экологического уголка, оборудование по уходу за комнатными растениями);
  • уголок экспериментирования (в группе);
  • эколого-краеведческий центр (растения уголка природы, оборудование по уходу за растениями );

Кабинет методиста, оснащен необходимыми пособиями, программами и технологиями воспитания и обучения дошкольников по экологическому воспитанию. В процессе реализации программы воспитатель следует основным принципам планирования работы (подробнее в пункте 1.7). Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется через тематические выступления на родительских собраниях, консультациях, оформление информационных листов в группе, проектную деятельность, конкурсов и так далее.  Контрольно-диагностическая деятельность осуществляется индивидуально и в соответствии с рекомендациями Хабаровой Т.В., Шафигуллиной И.В. [17], направлена на выявление следующего:

  • в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;
  • как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;
  • какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
  • в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

1.8. Основные принципы и положения, на которых базируется программа.

При планировании занятий по экологии следует учитывать основные принципы планирования:

  • принцип амплификации (обогащение представлений у детей об объектах природы, об их взаимосвязях со средой обитания может происходить в процессе различных видов детской деятельности на занятиях: игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной);
  • принцип системности (последовательное и логичное распределение программного материала позволит постепенно формировать у детей системные знания о живом организме, о его потребностях, о сообществах живых организмов);  принцип научности (содержание планирования занятий по экологии должно отражать современные требования к планированию);
  • принцип связи теории с практикой (в планировании занятий рекомендуется отвести особое место практическим занятиям, на которых дети будут учиться взаимодействию с объектами природы, созданию условий для жизни живого, расширяя границы своих знаний и представлений о взаимосвязи всего живого со средой обитания);
  • принцип доступности (программные задачи занятий, их содержание, методы и приемы, используемые на занятиях, должны соответствовать объему накопленных знаний и умений детей, их возрастным психофизиологическим особенностям и возможностям);

1.9. Цель программы

Цель программы – формирование экологической культуры в воспитании ответственного, бережного отношения к природе Родного края.

Задачи программы:

  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
  • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных  и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
  • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Раздел 2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса  

2.1. Образовательная деятельность детей в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Юный эколог» осуществляется в форме кружковых групповых и подгрупповых занятий, проводимых воспитателем два раз в неделю во второй половине дня.

2.2. Тематическое планирование по программе.

Возраст детей от 6 до 7лет (Подготовительная группа).

Месяц

Тема недели, форма работы

Задачи

План деятельности

сентябрь

Здравствуй осень.

(2 часа)

Закрепить знания детей об осени. Развивать умение устанавливать связи между изменениями неживой и живой природе. В жизни растений и животных, насекомых и птиц, в труде людей. Развивать наблюдательность.

Наблюдение – сравнение «Погода летом и осенью» Д/и «Угадай время года» Беседа «Жизнь растений и животных осенью» Рисование «Воспоминание о лете»

 «Какие бывают насекомые» (2 часа)

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых .Учить составлять группы по разным основаниям :особенностям внешнего  вида ,строение(жуки,бабочки,стрекозы,пчелы),местам обитания(наземные, водные),способу

передвижения(летающие,ползающее,прыгающие,плава-

 ющие).Активизация словаря:прыгает,плавает,защитная окраска,зазубрины,стрекочет.

Рассматривание иллюстраций с насекомыми, беседа о жизнедеятельности насекомых, дидактическая игра «Зоологическое лото».

«Что такое природа? Живая и не живая природа»

(2 часа)

Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным картинкам, развивать речь через художественное слово и при сравнении рыбок.Научить различать и отбирать предметы с природой, подвести к понятию «природа». Природа- это все, что нас окружает, но не сделано руками человека.Познакомить с понятием «живая природа», «неживая природа». Все, что питается, растет, дышит- относим к живой природе. Если нет способности к росту, питанию и дыханию- к неживой природе.Обобщить знания детей о живом и неживом объекте. 

Беседа о живой и не живой природе, наблюдение за живой природой.

Волшебница осень. (2 часа)

Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы д/с; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Беседа «Такая разная осень» Д/и «Когда это бывает?» Наблюдение за листопадом МП/и «Листопад» Развитие мелкой моторики «Узор из листьев» Чтение книги «Почему осенью листопад?»

Месяц

Тема, форма работы

Задачи

План деятельности

октябрь

Овощи и фрукты. (2 часа)

Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, признаках их сходства и различия. Развивать логическое мышление, учить сравнивать анализировать.

Беседа о пользе овощей и фруктов Предметные и дидактические игры: «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь», «Готовим борщ и компот» Загадки об овощах и фруктах

«Царство грибов» (2 часа)

Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.

Рассмотреть иллюстрации «Грибы»

 Рассказ воспитателя о грибах.

Рисование «Грибы»

Игра « Съедобные- несъедобные»

«Перелетные птицы.»  (2 часа)

Закрепить понятие «перелётные ». Углубить представление детей о причинах отлёта птиц. Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы».

«Сравнение диких и домашних животных» (2 часа)

Закрепить знания об отличии диких и домашних животных, продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Расширить творческие способности в аппликации с использованием ваты, ниток. Планировать свою деятельность, проявлять активность, вариативность, самостоятельность. Способствовать развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, доставить детям радость и удовольствие.

игра «Что было бы, если бы …(кошка лаяла?...)», беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций с различными животными.

Месяц

Тема, форма работы

Задачи

План деятельности

ноябрь

«Хлеб – всему голова» (2 часа)

Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Как выращивают хлеб»

 Отгадывание загадок

Чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций

 Д/и «Какой хлеб?», «Кто больше назовет»

«Зерновые культуры (2 часа)

Познакомить детей с зерновыми культурами.

Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей.

Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона.

Д\и «Кто назовёт больше блюд? » (из муки)

Д\и «Из чего сварили кашу? (Знать виды круп)

«Мир животных»

(2 часа)

Познакомить детей с дикими животными. Расширять и уточнять представления детей о природе, расширять представления о диких животных.

Загадки о животных

( видео-презентация),Д.И «Узнай и назови», Кто где живёт, Кто чем питается, Назови детёнышей, Назови сказку. П.и « У медведя во бору».

«Труд людей осенью» (2 часа)

Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о направленности труда и его значении. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

Иллюстрации труд людей осенью и летом. Беседа по картинам Д/и «Овощехранилище» «Заготовка» Рисование «осенние дары»

Месяц

Тема, форма работы

Задачи

План деятельности

декабрь

«Зима полна серебра» (2 часа)

учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к родной при роде.

Д/и: «У кого какой дом» Опыт: «Снег сохраняет тепло» Труд в природе: организация зимнего огорода на окне Загадки о зиме и явлениях природы Наблюдение за снегом

рассматривание снежинок

игры со снегом 

«Кто как зимует»

 (2 часа)

Расширять и углублять представление о зимовке зверей птиц, рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных и птиц в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.

Беседа о зиме Д/и «Зоологическое домино» Опыт с водой и снегом, льдом Карточки с изображением домашних и диких животных Загадки о животных Физминутка «Снежок»

«Свойства воды» (2 часа)

 Расширить знания детей о воде и ее свойствах.

Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения.

 Воспитывать экономное отношение к воде.

Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций

Беседа о лесе.

(2 часа)

Сформировать понятия о значение природы в жизни людей.Углублять и систематизировать знания детей о нормах поведения в природе.Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, наблюдательность.

Беседа о лесе, прослушивание звуков леса, коллективная аппликация «Лес».

Месяц

Тема, форма работы

Задачи

План деятельности

январь

«В гостях у птиц» (2 часа)

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»

Беседа о зимующих и перелётных птицах Отгадывание загадок Рассматривание иллюстраций с изображением птиц Наблюдения за птицами на участке Дидактические игра: «Кто где живёт»

«Зимушка-зима» (2 часа)

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

Беседа о зиме Рассматривание картины «Зимние забавы» Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери» Чтение сказки «Зимовье» С. Козлов «Зимняя сказка» А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка» П/игры «Берегись, заморожу» «Снежинки и ветер» Аппликация «Деревья в снегу»

 «Кто главный в лесу» (2 часа)

Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»

Развивать у детей творческие способности.

 Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. Игра « Хорошо - плохо» Рассматривание иобсуждение картинок « Правила поведения человека в лесу»

Месяц

Тема, форма работы

Задачи

План деятельности

февраль

«Путешествие в царство комнатных растений» (2 часа)

Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями» Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) Игра «Цветы» Беседа о строении растений Беседа об уходе за комнатными растениями Дидактические игры «Живые картинки»

«Воздух вокруг нас .Свойства воздуха» (2 часа)

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

 

Беседа « Воздух»

Проведение опытов с воздухом. Загадки

Определение направления ветра (ветреной рукав)

 игра «Откуда прилетел ветер?»

«Путешествие с Севера на Юг».

(2 часа)

Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле, рассказать о климатических поясах России, дать понятие высокой поясности, что каждой климатической зоне соответствуют определенные виды растений воспитывать бережное отношение к природе.

Рассматривание иллюстраций животных и растений севера и юга Д/и «В гостях у Хозяйки Медной горы» Опыт: «Как маскируются животные» Экологическая акция: «Украсим группу цветами»

«Солнце – большая звезда» (2 часа)

Развивать у детей элементарные представление и экологическую взаимосвязь человека с животным миром. Рассказать о Солнечной системе, дать представление о солнце как звезде и планете, познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных: показать, что солнечный луч может стать разноцветным, делать выводы, подтверждая их экспериментальным путем.

Рассматривание иллюстраций звездного неба Просмотр презентации «Солнечная система» Опыт: «Полярное сияние» Беседа «Когда солнце светит ярче» Игра-предположение «Если бы не было солнышка»

Месяц

Тема, форма работы

Задачи

План деятельности

март

«Времена года. Весна. (2 часа)

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Наблюдение за весенними изменениями в природе Загадки о весне Иллюстрации «Когда это бывает» Жизнь животных и птиц весной. Чтение стихов о весне Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной» П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса»

 «Красная книга – сигнал опасности» 

(2 часа)

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли» Игра «Где живут животные» Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его» Рассматривание «Красной книги», беседа

«Огород

на окошке» (2 часа)

Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность.

Беседа «Что нужно растению?»

Посадить лук, петрушку.

Дальнейшие наблюдение и уход.

«Как художник лес рисовал» (2 часа)

уточнить и расширить представления детей о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга, закрепить знания детей о том, что лес - это сообщество растений необходимость охраны этих растений и животных, которые не могут жить друг без друга, что лес, это их дом. Люди, приходящие в лес - это гости, они должны соблюдать правила, чтобы не нарушить жизни хозяев, рассказать о приспособляемости животных к среде обитания.

Беседа о лесе Рассказ «Как я побывал в лесу» Составление пищевых цепочек леса Д/и «Как вести себя в лесу» Рассматривание иллюстраций «Чудеса в лесу» Рисование «Лес весной»

Месяц

Тема, форма работы

Задачи

План деятельности

апрель

Насекомые - наши помощники

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Отгадывание загадок Наблюдения за насекомыми Рассматривание иллюстраций Д/и «Найди насекомых, поедающих листья» Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика»)

 «Кто живет в воде?» (2 часа)

Уточнить знания детей о представителях водного мира, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Беседа о водных животных, показ видео ролика о жителях водоемов. Аппликация «Морское дно"

«Земля - мой дом» (2 часа)

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Беседа «Где я живу» Сравнение речки, болота, моря Д/и: «Рассели животных» «Кто живёт на суше, а кто в воде» Рисование «Звёздное небо»

«Для чего нужны дождевые черви» (2 часа)

Познакомить с дождевым червем, с внешним видом и строением, закрепить знания детей о почве, через стеклянную стенку демонстрационного ящика наблюдать за поведением дождевых червей, сделать вывод: они полезны, т. к рыхлят почву и к корням растений поступает больше воздуха.

Беседа о насекомых Рассказ «Наши друзья дождевые червяки» Наблюдение за дождевым червяком Опыт «Как лучше дышит растение»

Месяц

Тема, форма работы

Задачи

План деятельности

май

«Экологическая тропинка» (2 часа)

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу» Целевая прогулка по экологической тропинке Игра «Что ты сделал доброе для природы?» ТРИЗ «Что будет, если» Д/и «Кто больше» П/и «Раз, два, три- к дереву беги» Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы» Игра «Опиши, а мы отгадаем»

«Человек - живой организм» (2 часа)

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о «+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека Беседа о потребностях человека Рассказ о вредных привычках Язычок-помощник - Игра «Угадай на вкус» Гимнастика для глаз

«Растения весной» (2 часа)

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

1. Наблюдение за деревьями.

2. Впомнить названия

некоторых деревьев и кустарников

3. Работа с календарём природы

Проведение итогового мониторинга

Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники по теме экологического воспитания.

Диагностические карты и карты схемы для выявления уровня экологических знаний и умений дошкольников.

Раздел 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы.

3.1. Интеграция содержания образовательной области.

Интеграция образовательной области «Познавательное развитие».

Образовательная область

Задачи образовательного процесса

«Физическое развитие»

Сенсорное развитие. Накопление и обогащение двигательного опыта у детей.

«Социально- коммуникативное развитие»

Включение детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

«Речевое развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процессов познавательной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

« Художественно- эстетическое развитие»

Расширение кругозора детей, практическое овладение литературными нормами речи. Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, творчества.

3.2. Методическое обеспечение программы:

Программное обеспечение

Перечень программ и технологий

1. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Паршукова И.Л. Маленький исследователь в детском саду. – СПб, 2001.

3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Исар, 1998.

4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М.: Новая школа, 1995.

 

Перечень пособий

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

2. Рыжова Н.А. Воздух - невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

3. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011.

4. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.

5. Медузова Т.Ю., Е.А. Балабанова. Комплекс учебных пособий «Природные сообщества  леса, луга и водоема». - М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2011.

6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2011.

Раздел 4. Планируемые результаты освоения детьми  программы (промежуточные и итоговые результаты).

4.1. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы.

Планируемый промежуточный результат освоения детьми программы

В ходе наблюдений дети располагают  элементарными сведениями о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Развивается наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимание значения неодинаковых условий для их роста, которые позволяют формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы. Приобщаются к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ). Формируется устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и плакатов.

4.2.Планируемые итоговые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы дошкольного образования:

Интегративные качества

Итоговые результаты освоения детьми 6-7лет дополнительной образовательной программы

Здоровый

Содержит свое тело в чистоте, бережно относится к органам чувств.                                                                                                                                                                                                                          

Физически развитый

У ребенка сформированы основные двигательные качества, мелкая моторика рук.

Коммуникативный

Свободно общается со взрослыми и сверстниками, способен выражать свои намерения и чувства с помощью проведения исследовательской деятельности; умеет использовать речь - доказательство. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.

Сообразительный

Использует опыты для проверки предположений, устанавливает причинные связи, прогнозирует развитие ситуации.

Любознательный

Проявляет интерес ко всем объектам живой и неживой природы.

Креативный (фантазер и выдумщик)

Воображает, придумывает модели. Делает маленькие открытия. Составляет творческие рассказы на природоведческие темы.

Книголюб

Любит читать и слушать рассказы о живой и неживой и неживой природе.

Осведомленный

Обладает кругозором о природе и человеке, адекватным своему возрасту.

Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности

  • наличие познавательных и социальных мотивов учения;
  • умение фантазировать, воображать;
  • умение работать по образцу;
  • умение работать по правилу;
  • умение обобщать;
  • умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • владение языком, на котором ведется обучение в школе;
  • умение общаться со взрослым и сверстниками.

Ориентированный на сотрудничество

Участвует в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Инициативный

Не ждет, когда взрослый или другие дети предложат ему какое-то занятие или организуют с ним игру; проявляет самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности.

Активный

Принимает живое, заинтересованное участие во всех видах образовательной деятельности.

Самостоятельный

Способен самостоятельно ставить познавательную задачу и находить пути ее решения.

Волевой (адекватно возрасту)

Способен к волевой, произвольной регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат данному слову, обещанию, общепринятым нормам.

Чувствующий прекрасное

Воспринимает красоту окружающего мира (людей, природы).

Внимательный

Сосредоточенно выполняет исследовательскую работу.

Дружелюбный

Доброжелательно относится к людям.

Эмоционально отзывчивый

Легко откликается  на эмоции других людей, сочувствует, сопереживает и старается  помочь.

Аккуратный

Чистоплотный, опрятный, владеющий культурно-гигиеническими навыками.

Осторожный

Проявляет разумную осторожность при встрече с незнакомыми природными объектами.

Бережно относящийся ко всему живому

Понимает ценность жизни; проявляет заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской программы экологического кружка «Юный эколог»

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

Группа детского  сада_________________________________________________

Дата проведения мониторинга__________________________________________

Имя, фамилия________________________________________________________

Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений_____________________________________________

Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края___________________________________________________

Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира________________________________

Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения____________________________________

Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов ___________________________________________________

Имеет представления о правилах поведения в природе________________________

Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении____________

Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями______________

Сформированы основы экологического сознания____________________________

Оценка уровня развития:        

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла – высокий.

Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.

Раздел 5. Перечень литературы.

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010 г.

2. Зебзеева В.А. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета педагогики и методики дошкольного образования, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Оренбург: ОГПУ, 2003.

3.  Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. и др. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование». - СПб.: Детство-пресс, 2003 г.

4. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: оранжировки и скульптуры из природного материала. - М.: КАРАПУЗ, 2010 г. Моя экологическая лаборатория???

 6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2011 г.

7. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011 г.

8. Медузова Т.Ю., Е.А. Балабанова. Комплекс учебных пособий «Природные сообщества  леса, луга и водоема». - М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2011 г.

9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2001 г.

10. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.

11. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М.: Новая школа, 1995 г.

 12. Новикова Н.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов. - Ярославль: академия развития, 2001 г.

13. Рыжова Н.А. Воздух - невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 г. 2. Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.

14. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. - М.: Линка-Пресс, 2002 г.

15. Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996 г.

16. Хабарова Т.В., Шафигуллина И.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников.- Санкт - Петербург - Детство-Пресс, 2011.

17. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010 г.



Предварительный просмотр:

Расписание

Кружок «Юный эколог»

Руководитель: Ищенко Елена Викторовна

 

Вторник 16.00-16.30

Четверг 16.00-16.30



Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ о результатах работы кружка экологической направленности «Юный эколог» за 2018-2019 учебный год

Воспитатель: Ищенко Е.В.

Кружок экологической направленности «Юный эколог» в 2018 – 2019 учебном году посещали дети подготовительной группы «Сказка» в количестве 15 человек.

Цель работы кружка – формирование у старших дошкольников любви и интереса к живой и неживой природе, осознанно-правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии.

 Чтобы добиться положительных результатов в данной деятельности были сформулированы следующие задачи:

• Развитие познавательного интереса к природе;

 • Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника, прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;

 • Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями живой и неживой природы;

• Освоение правил поведения в природе;

• Воспитание гуманного отношения к природе;

 • Создание условий для обогащения знаний детей о природе как источника жизни, красоты, творчества, интересных открытий. Для достижения поставленной цели были выбраны следующие принципы:  Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает

 учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.  Принцип комплексности и интегрированности – решение экологических

 задач в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.  Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного

 понимания современных экологических проблем и интеграции экологических знаний.  Принцип научности - формирование у детей элементарной системы знаний о

 причинно-следственных связях в природе, единстве человека и природы, единстве живого и неживого в природе.  Принцип социальной воспитанности – понимание детьми о назначение

 природы и правил поведения в ней, их неправильные действия вредны для жизни всех окружающих.

Результативность:

Повысился  уровень знаний и представлений детей о живой и неживой природе с учетом регионального компонента;  

Сформировалось осознанное отношение к окружающей природе;

Повысилась познавательная активность воспитанников;

Повысилась компетентность родителей в вопросе экологического образования;

 С целью повышения интереса дошкольников к вопросам экологического образования и привитию им основ экологической культуры мною было разработано планирование, система циклических наблюдений. Основной формой организации работы по экологическому образованию детей и осознанно-правильного отношению к природе были занятия познавательного цикла, наблюдения, опытническая деятельность. Такая обширная работа по экологическому воспитанию и образованию старших дошкольников дала свои результаты. В результате посещения кружка «Юный эколог», к концу года у детей сформировались прочные знания о: суточном цикле: смене дня и ночи, днях недели; годовом цикле: смене времен года; о связи животных с внешними условиями, их приспособления к среде обитания, осознанию специфики живого и зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимание изначальной красоты живых существ, если их развитие происходит в полноценных или специально созданных условиях; о росте, развитии и размножении живых организмов, их потребности в свете, пище, тепле и воде; о различных состояниях веществ (пар, лед, вода) и их причинно-следственных связях; о твёрдых телах, жидкостях и газах, различных материалах и их свойствах; о живой и неживой природе, правилах поведения в лесу и на природе.  

Ерополова Влада, Лукинов Матвей, Козлова Валерия выступили  на методическом объединение в детском саду на тему:« Наши домашние питомцы» .

В ходе работы кружка у детей сформирован необходимые  экологические знания.

Проводимая в кружке «Юный эколог» работа по экологическому воспитанию и образованию дошкольников дала свои результаты. Воспитанники, посещающие кружок "Юный эколог", достигли 100% уровень освоения программы дополнительного образования. Подводя итог работы за год, можно отметить, что воспитанники, посещающие занятия кружка, активно принимали участие в конкурсах, где занимали призовые места: Конкурс «Осенняя фантазия», «Новогодний калейдоскоп», «Зелёная планета 2019», « Театральная весна 2019»