2022 - 2023 уч год

МОУ Гимназия 89, г. Саратов

Технологтческие карты уроков учителей начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические темы учителей по самообразованию

на 2022- 2023 учебный год

п/п

ФИО

Название  методической темы

Срок

1

Чепурина Т.Н.

«Развитие логического мышления на уроках математики младших школьников»

ноябрь

2

Симагина Т. Г.

«Литературное развитие младших школьников посредством познавательных текстов»

3

Горошникова Л.А.

«Развитие устной и письменной речи младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения»

4

Касаткина Ю.А.

«Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов»

5

Артамонова Л.Ю.

Проектная деятельность на уроках в начальной  школе

6

Грищенко А.М.

«Использование компьютерных ресурсов в процессе обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников»

январь

7

Балова Н.Г.

«Организация функциональной грамотности  внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС»

8

Бахарева О.А.

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»

9

Кортункова И.Ю.

Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.  

10

 Гончар О.В.

«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации учащихся»

март

11

Котина О.К.

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС

12

Леонтьева В.Ю.

«Использование мультимедийной презентации для повышения эффективности урока».

13

Девиза М. В.

«Развитие речевой деятельности младших школьников как средство повышения качества образования».



Предварительный просмотр:

ПЛАН  РАБОТЫ

методического объединения учителей начальных  классов

МОУ «Гимназия № 89» г. Саратова

на 2022- 2023 учебный год

 Методическая тема: «Организация учебного процесса путём внедрения активных методов обучения, направленных на повышение эффективности и качества образования в начальной школе, в условиях реализации ФГОС НОО 3-го поколения».

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства учителей начальных классов, развитие их творческого потенциала в условиях  реализации ФГОС НОО  3-го поколения с целью совершенствования качества преподавания и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Задачи:

- осваивать и применять на практике инновационные педагогические технологии, способствующие повышению качества обучения для реализации современных требований образования;

- создавать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями;

- повышать уровень обще дидактической и методической подготовки педагогов;

- проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;

- выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;

- создавать условия для самообразования педагогов;

- методическое сопровождение преподавания по новым образовательным стандартам 3-го поколения в начальной школе;

- работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес;

- совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями;

- организация системной работы с одаренными детьми;

- поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в раз- личных формах;

- пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;

- методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление       с методическими разработками различных авторов.

Ожидаемые результаты работы:

-  рост качества знаний обучающихся;

-  овладение учителями МО современными педагогическими технологиями;

-  создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей,

-  создание условий в процессе обучения для развития у обучающихся творческих способностей, познавательной активности, способности к самостоятельному получению знаний и рефлексии.

Направления работы МО учителей начальных классов

на 2021-2022 учебный год

Направления методической работы:

1. Заседания ШМО.

2. Повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах)

3. Участие учителей в конкурсах педагогического мастерства.

4. Обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, мастер классы, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях.

5. Обеспечение преемственности при организации образовательного процесса.

 6. Организация работы с одаренными/неуспевающими  детьми.

Формы методической работы:

1. Изучение передового педагогического опыта. Ознакомление с методическими разработками по уроку.

2. Участие в семинарах и конференциях.

3. Организация предметных олимпиад.

4. Работа с одаренными/неуспевающими детьми.

5. Повышение квалификации педагогов на курсах .

6. Прохождение аттестации педагогических кадров.

Ресурсное обеспечение деятельности ШМО учителей начальных классов:

1. Стандарт начального общего образования;

2. Педагогические кадры, учащиеся;

3. Интернет-ресурсы;

4. Сетевые сообщества.

Направления работы МО учителей начальных классов

  1. Аналитическая деятельность:

- анализ методической деятельности за 2021-2022 учебный год и планирование на 2022- 2023 учебный год;

- анализ открытых уроков в контексте проведенных семинаров;

 - изучение направлений деятельности педагогов;

- анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

  1. Информационная деятельность: 

- изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;

- формирование банков данных по различным направлениям деятельности;

- информационная работа с родителями, учащимися.

  1. Организация методической деятельности:

- выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам;

- круглые столы, семинары, педагогические мастерские, мастер-классы, презентация опыта;

- индивидуальные консультации с учителями-предметниками;

- целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.

  1. Консультативная деятельность:

- консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.

- консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

- консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО.

План   работы

методического объединения учителей начальных  классов

на 2022- 2023 учебный год

№ п/п

Направление деятельности.

Наименование мероприятия.

Сроки

Ответственный

1

Учебно-воспитательная деятельность.

Контроль, мониторинг учебно-воспитательного процесса

Участие в августовских конференциях  учителей начальных классов (город, район)

 август 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Выполнение входных контрольных работ по русскому языку и математике.

8-10 сентября 2022

Артамонова Л.Ю., учителя начальных классов

Мониторинг учебной мотивации учащихся

1-х классов.

21 - 24 сентября 2022

Артамонова Л.Ю.

Рейд по  проверке дневников обучающихся.

14.10.2022;

17.02.2023;

14.04.2023

Артамонова Л.Ю.

Административный контроль знаний и умений обучающихся по русскому языку.

12-15 октября 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Контроль за выполнение учителем норм проверки тетрадей

согласно плану внутришкольного контроля

Артамонова Л.Ю.

Административный контроль знаний и умений учащихся  по математике.

15 - 18 ноября 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Анализ результатов мониторинга учебной  мотивации учащихся 1-х классов.

ноябрь 2022

Артамонова Л.Ю.

Организация работы с  неуспевающими учащимися.

в течение года

Артамонова Л.Ю., учителя начальных  классов

Административный контроль  учащихся

1-х классов по обучению грамоте и письму, математике.

декабрь

Артамонова Л.Ю.

Проверка навыков  чтения во 2-х – 4 -х классах.

декабрь, май

учителя начальных  классов

Круглый стол «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГОС ДО и НОО».

13  января 2023г.

Артамонова Л.Ю.,

учителя начальных классов

Организация и мониторинг ВПР

март-апрель 2023

Артамонова Л.Ю.,

учителя 4-х классов

Анализ уровня преподавания курса

«Адаптация к школе» будущих первоклассников.

апрель 2023 г.

Артамонова Л.Ю.,

учителя 1-х классов

Переводные экзамены во 2-х – 4-х классах по текстам администрации по русскому языку (диктант), по математике (письменная контрольная работа).

май 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Диагностика и мониторинг УУД  учащихся

1-х классов.

май 2023 г.

Артамонова Л.Ю.,

учителя 1-х классов

Контроль за выполнением рабочих программ  

по предметам.

декабрь 2022 г.,

май 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Контроль за соблюдением  календарно-тематического планирования уроков

и внеурочных занятий

декабрь 2022 г.,

май 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Анализ итоговых контрольных работ обучающихся.

декабрь 2022 г.,

май 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

2

Обеспечение учебно-методического сопровождения

учебно-воспитательного процесса

Анализ и рассмотрение рабочих программ

по предметам в 1х - 4 хклассах.

29 августа

2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Обзор методической литературы.

Мониторинг обеспечения учебниками и учебно-методической литературой.

школьный библиотекарь

Проведение инструктажа о порядке оформления и ведения тетрадей, о требованиях к оформлению классного журнала и ведения дневника.

Нормы оценок в начальной школе.

Артамонова Л.Ю.

Организация проверки личных дел учащихся

1х – 4х классов, уточнение списочного состава  учащихся начальных классов на 2022 - 2023 уч. год.

Мониторинг  сведений о  кружковой деятельности учащихся 1х – 4х классов.

29 - 31 августа

2022 г.

учителя

начальных   классов

Подготовка к участию во всероссийской олимпиаде школьников  по русскому языку, математике.

12 - 23 сентября

2022 г.

учителя 4-ых классов

Диагностика учащихся 1-ых классов

по уровню усвоения программы.

декабрь 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Проведение итоговых контрольных работ

 за 1 полугодие по основным учебным предметам во 2х - 4х классах. Проверка навыков чтения.  

декабрь 2022 г.

Артамонова Л.Ю., учителя

начальных   классов

Анализ проведенных внеклассных мероприятий

 и  классных тематических часов.

20 - 23 декабря 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

3

Работа с педкадрами

Тематическое консультирование учителей

в течение года

Артамонова Л.Ю.

Освоение новых подходов, образовательных технологий, методик.

в течение года

Артамонова Л.Ю.

Повышение квалификации и педагогического мастерства учителей.

в течение года

Артамонова Л.Ю.

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта учителей.

ноябрь,

февраль

Артамонова Л.Ю.,

Артамонова Л.Ю.

Взаимопосещение уроков.

в течение года

Артамонова Л.Ю.

Взаимообмен  опытом  по программам

УМК  «Перспективная  начальная  школа»,

«Школа России».

в течение года

учителя

начальных классов

Выступления  по темам самообразования.

по плану заседаний

Артамонова Л.Ю.

Проведение  декады начальной школы.

21  ноября –

03 декабря 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Круглый стол «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГОС НОО и СОО»

апрель 2022 г.

зам. директора по УР Ожогина О. А.

Артамонова Л.Ю.

4

Участие  учителей    в  районных и  городских   семинарах, мероприятиях

Августовское совещание учителей начальной школы

август

Артамонова Л.Ю.

Заседание руководителей ШМО по вопросу подготовки и проведения  районных

олимпиад по русскому языку  и математике.

сентябрь

Артамонова Л.Ю.

Участие в фестивале педагогического мастерства

март 2022

Артамонова Л.Ю.

Участие в районных и  городских   семинарах

по плану РМО

Артамонова Л.Ю.

5

Внеурочная   работа    с   обучающимися

Планирование  внеурочной деятельности

по предметам на 2022 - 2023 учебный год.

август

учителя начальных классов

Подготовка к проведению  праздника

«День знаний»

29 августа

2022  г.

учителя начальных классов

Подготовка и проведение  кл. часа  ко Дню города: «Прогулка по Саратову»

12-13 сентября

2022 г.

учителя начальных классов

Проведение конкурса  рисунка

«Красота родного края»

19 сентября

2022 г.

учителя начальных классов

Подготовка к проведению праздника

«Осенний хоровод»

30 сентября  2022

учителя начальных классов

Организация  и проведение классного часа

по теме: «Наш любимый Ленинский район».

01 октября

2022 г.

учителя начальных классов

Участие в  районном этапе городского конкурса

детского рисунка «Учитель, перед именем твоим…»

сентябрь 2022 г.

учителя начальных классов

Организация   участия в празднике, посвящённом Дню Учителя

03 октября

2022 г.

учителя начальных классов

Подготовка и проведение конкурса

«Осень рукодельница»

07 октября

2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в районном конкурсе декоративно-прикладного творчества  «Природа и фантазия»

октябрь 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Проведение конкурса рисунков

«Осенняя палитра»

октябрь 2022 г.

учителя начальных классов

Участие в социально-ориентированном проекте

для обучающихся начальных классов

«Пусть картины говорят…»

в течение года

Артамонова Л.Ю.

Участие в конкурсе рисунков

«Красота родного края» (1-4 класс) (район)

сентябрь 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в конкурсе рисунков

«Красота родного края» (1-4 класс) (город)

октябрь 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в конкурсе

«Математический лабиринт «ЛабиринтУм»

октябрь 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Конкурс рисунков «Мир глазами детей»

ноябрь 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Районная литературная квест-игра для младших школьников «Этот веселый писатель» (заочно)

ноябрь 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в конкурсе-игре «Друзья-спасатели»

ноябрь 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Подготовка и проведение праздника

ко Дню матери

25 ноября

2022 г.

учителя

начальных   классов

Организация и проведение конкурса декоративно - прикладного творчества «Новогодняя мастерская».

07 декабря

2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в районном конкурсе  декоративно - прикладного творчества «Мастерская  Деда Мороза».

декабрь 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в городском конкурсе декоративно - прикладного творчества «Мастерская  Деда  Мороза».

декабрь 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в конкурсе  детского рисунка

 «За окошком Рождество»

23 декабря

2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Подготовка к конкурсу новогодней сказки (инсценировка)

декабрь 2022 г.

учителя

начальных   классов

Организация и проведение новогоднего праздника «Новый год у ворот»

24 декабря

2022 г.

учителя

начальных   классов

Участие в конкурсе декоративно - прикладного творчества «Новогодняя фантазия»

январь 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Организация подготовки и проведение  праздника «Друг за друга стой – выиграешь бой!»

21 февраля

2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Подготовка и проведение бесед на тему:

«Наша армия самая сильная».

20 – 22 февраля 2023 г.

учителя

начальных   классов

Участие в районном конкурсе детского рисунка

«Русская зима»

февраль 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в районном краеведческом фестивале «И это всё о нём»

февраль 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Экологическая игра-путешествие «О науке и не только…» в рамках городского Фестиваля естественно-математических наук. 1-4 классы

февраль 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Литературная викторина «Морской бой»

февраль 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в районном этапе областного конкурса по противопожарной безопасности

«Неопалимая купина»

март 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Организация и проведение районного конкурса рисунков «Весенняя капель»/ городской этап

23  марта  2023 г.

30 марта 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Организация  и участие в районной социально-значимой акции «Космический калейдоскоп»

17 марта 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в районном конкурсе- игре

 «Терем-Теремок»

25 марта  2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Интеллектуальная командная игра «Колесо истории»

27 марта 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Организация и проведение НПК

 «Математика. Информатика. Физика».

25 марта 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Социально-значимая акция «Птичий гомон»

30 марта 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в региональной площадке Всероссийской развивающей олимпиады младших школьников "Кленовичок"

март 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие  в районном и городском конкурсе чтецов (3-4 класс)

апрель 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в конкурсе рисунков

«Соблюдай дорожную безопасность»

апрель 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Участие в межрегиональной социальной акции «Юности – чистые лёгкие…»

апрель 2023 г.

Новикова А. С.

Подготовка и проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы

«Мы помним! Мы гордимся!».

май 2023 г.

учителя

начальных классов

Организация и проведение школьной игры «Самый умный гимназист»

май 2023 г.

Артамонова Л.Ю.,

учителя начальных классов

Участие в спортивном празднике, посвящённому  Международному  дню семьи.

15 мая 2023 г.

учителя

начальных классов

Посещение выставок, музеев города.

в течение года

учителя начальных классов

Организация и проведение праздника

«Школьная  семья»

май 2023 г.

Артамонова Л.Ю.,

учителя 4-х классов

Предварительное  планирование  

внеурочной работы    на 2023 -2024 уч. год.

май 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

6

Работа с одаренными, мотивированными детьми.

Предметные недели. Олимпиады.

Подготовка к участию младших школьников в классных олимпиадах по предметам и международных, всероссийских играх-конкурсах.

в течение года

учителя

начальных классов

Игра «Логическая карусель «ЛабиринтУм»

октябрь 2022 г.

учителя

начальных классов

Участие в районной литературной

игре-викторине  «Морской бой»

февраль 2023 г.

учителя

начальных классов

Подготовка к участию  и проведению в гимназии НПК  «Горизонты открытий», «МИФ»

декабрь 2022 г.,

март 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Городская научно-практическая конференция «Твой первый шаг в науку»

март 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Подготовка к участию в городской устной олимпиаде по математике

апрель 2023 г.

учителя 4-х классов

Награждение обучающихся начальной школы похвальными  листами, грамотами, дипломами за успехи в учебной и внеурочной деятельности

(по итогам года).

май 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

Предварительное  планирование   работы

с  одаренными, мотивированными  обучающимися на 2023 - 2024 уч. год

июнь 2023 г.

Артамонова Л.Ю.,

учителя начальных классов

7

Организация научно-исследовательской

и проектной деятельности обучающихся.

Утверждение тем исследовательских и проектных работ учащихся.

октябрь 2022 г.

учителя нач. классов

Консультации по проектному обучению

в течение года

учителя нач. классов

Школьная  НПК «Горизонты открытий»

декабрь 2022 г.

Артамонова Л.Ю.

Подготовка к участию в краеведческом  фестивале

«Не за тридевять земель»

ноябрь 2022 г.

учителя начальных классов

Подготовка к участию в НПК «Старт в науку»

февраль 2023 г.

учителя начальных классов

Городская НПК  «Твой первый шаг в науку»  отборочный районный тур

 март  2023 г.

Артамонова Л.Ю.,

учителя начальных классов

Подготовка к участию в районной НПК  «Тимоша»

апрель 2022 г.

учителя начальных классов

Подготовка к участию в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов

«Я – исследователь»

январь,

апрель 2023 г.

учителя начальных классов

Предварительное планирование исследовательской и проектной деятельности учащихся  на  2023 - 2024 уч. год

май 2023 г.

Артамонова Л.Ю.

8

Работа по преемственности

Посещение уроков в 5-х классах в рамках

классно-обобщающего  контроля пятиклассников.

по плану КОК

учителя

1-х, 4-х классов

Круглый стол «Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности начального и основного общего  образования»

апрель 2023 г.

учителя начальных классов и  5-х классов

Посещение уроков в 4-х классах

учителями 5-х классов.

ноябрь 2023 г.,

апрель 2023 г.

учителя 4-х классов, учителя основной школы

Организация и проведение

«Дня открытых дверей для родителей

будущих первоклассников».

апрель 2023 г.

Артамонова Л.Ю.,

учителя 4-х классов

9

Заседания

Заседание МО № 1

Тема: «Планирование и организация методической работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2022-2023 учебный год».

29 августа 2022 г.

Цели: Обсудить план работы методического объединения  на  2022 – 2023 учебный год, основные направления работы.

Вопросы для обсуждения:

1. Анализ работы ШМО учителей начальной классов за прошлый учебный год.

2. Организация внеурочной деятельности учащихся.

3. Рассмотрение рабочих программ по предметам, внеурочной деятельности.

4. Составление и утверждения графика декады начальной школы.

5. Изучение нормативно-методических документов и новинок методической литературы.

6. Инструктаж по ведению школьной документации. Санитарно-гигиенический режим и техника безопасности труда.

6. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2022-2023 учебный год.

Артамонова Л.Ю.

Заседание МО № 2

Тема: «Педагогическая компетентность. Адаптация первоклассников/пятиклассников к школе»

11 ноября 2022 г.

Цель: использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей

Вопросы для обсуждения:

1. План Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО 3 поколения. Типы уроков по ФГОС.

2. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО 3 поколения.

3. Итоги диагностики адаптационных процессов у учащихся 5 классов.

Адаптация учащихся 1 классов. Специфика организации образовательного процесса для учащихся 1 класса.

4. План работы со слабоуспевающими детьми, план работы с одарѐнными учащимися.

5.Подготовка к проведению декады начальной школы.

6. Выступления по темам самообразования.

Артамонова Л.Ю.

Заседания МО № 3

Тема заседания: «Функциональная грамотность обучающихся и результаты диагностических работ, выполненных в формате ВПР».

30  января 2023 г.

Цель:

- определение основных направлений работы учителей  по применению инструментария оценки достижений образовательных результатов ООП НОО;

- изучение основных направлений проектной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

 1.Виды функциональной грамотности обучающихся, формируемые на уроках.

3.Анализ итогов промежуточной аттестации за 1 полугодие 2022-2023 учебного года. Выполнение программ за 1 полугодие.

4. Анализ  проведения предметной недели «Ключ к отличным знаниям»  в начальной школе.

 5. Выступления по темам самообразования.

Артамонова Л.Ю

Заседания МО № 4

Тема: «Единые педагогические подходы к формированию метапредметных планируемых результатов, при реализации обновленных ФГОС на уроке».

 

30 марта 2023 г.

Цель: - организация работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение их в исследовательскую деятельность;

- организация работы по выполнению программы  формирования УУД, программы родительского просвещения по вопросам ФГОС НОО.

Вопросы для обсуждения:

1. «Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности».

2. «Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе».

3. «Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарѐнными детьми»

4. Обмен опытом учителей по вопросу работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

5. Подведение итогов 3 четверти.

6. Выступления по темам самообразования

Горошникова Л.А.

Чепурина Т.Н.

Грищенко А.М.

Артамонова Л.Ю.

Заседания МО № 5

Тема «Рефлексия собственной деятельности в текущем учебном году. Перспективы и основные направления деятельности на 2023 – 2024 учебный год».

30 мая 2023 г.

Цель: оценка эффективности работы МО учителей начальных классов за 2022-2023 учебный год.

Вопросы для обсуждения:

1. Анализ работы МО учителей начальных классов за 2022-2023 уч. год.

2. Определение проблем, требующих решения в новом учебном году.

3. Совместный анализ итогового контроля в 1-4 классах.

4. Выполнение учебных программ.

5. Формирование летнего оздоровительного лагеря.

Артамонова Л.Ю.

Бахарева О.А.

 

Председатель ШМО

 учителей начальных классов                                                               /Л.Ю. Артамонова/



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

по теме И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

УМК: Школа России

Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.

Тема урока:  И.А .Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.

Тип урока:  урок усвоение новых знаний

Подготовила и провела: Артамонова Лариса Юрьевна

Цели: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством И.А. Бунина;

           учить чувствовать поэтический мир;

            пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста: воспринимать на слух поэтическое произведение.

Личностные:

  • формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
  • Познавательные УУД: анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги .

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Оборудование урока:  портрет И.А. Бунина, видео, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение, презентация

                                                             

                                                                            Сценарий  урока

  I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Пусть этот урок принесет всем радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

- Сегодня на  уроке мы будем:

  Думать, размышлять,

  На вопросы отвечать,

  Выразительно читать.

II Проверка домашнего задания:

 - Мы продолжаем работу над темой «Поэтическая тетрадь». И сейчас проверим, как хорошо вы усвоили изученные произведения. На доске литературное дерево с листочками. На них отрывки из стихов. Кто- то из вашей группы срывает листочек, читает на нём начало стихотворения. Задача других участников группы продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево. (Самый верхний лист не трогать!)

(На доске вразброс карточки с именами поэтов).

  1. Ещё земли печален вид,

   А воздух уж весною дышит,

   И мёртвый в поле стебль колышет,

   И елей ветви шевелит.

Ф.И.Тютчев

2. Ты прав. Одним воздушным очертаньем

   Я так мила.

   Весь бархат мой с его живым миганьем –

   Лишь два крыла.

А.А.Фет

3. Весна, весна! Как воздух чист!

   Как ясен небосклон!

   Своей лазурию живой

   Слепит мне очи он.

Е.А.Баратынский

4.«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь.…Подожди!» -

«Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

А.Н.Плещеев

5. Под большим шатром

    Голубых небес –

    Вижу – даль степей

     Зеленеется.

И.С.Никитин

6. В блеске огней, за зеркальными стеклами,

    Пышно цветут дорогие цветы,

    Нежны и сладки их запахи тонкие,

    Листья и стебли полны красоты.            

                                                                                                                                               «Полевые цветы» И.Бунин

- Что объединяет  все эти строфы?

(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).

III  Мотивация.

У меня для вас загадка. (записана на листочке)    (вариант rebus-osen5

Вот и осень наступила 
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила 
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … 
(листопад).

- В какое время года это происходит? (Осенью).

- Почему? (Практически останавливается сокодвижение.  Жизненные процессы растения затухают).

- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад?

(Листопад это когда с деревьев осыпаются листья).

-- Уже прошла золотая пора осени. Деревья стоят голые. Но мы с вами сегодня на уроке постараемся вернуть ненадолго это чудесное время года.

2. Речевая разминка. (по загадке)

- прочитать медленно.

- прочитать быстро

- прочитать с тоскливым настроением.

- с радостным настроением.

IV. Постановка цели.

- Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом Иван Алексеевич Бунин. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы "Листопад”, которую он посвятил

писателю А.М. Горькому. 

Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово – белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.

Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, встряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:

- Недавно прочитал стихи:

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной….

-И восклицает:

- Очень хорошо, очень верно!

(Это Лев Николаевич Толстой. Его собеседника зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.)

Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий  Вот так и  в произведении И.А. Бунина "Листопад”. Это целая осенняя поэма. Автор написал стихотворение в 1900 году.

V. Работа над темой урока

  • Слово о поэте: (рассказывают  подготовленные ученики)

     Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей.
   Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте. В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем.
   Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

       Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже. В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И. А. Бунина.

Первичное знакомство со стихотворением 

Ребята, а сейчас мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И. А. Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях, и поможет нам в этом музыка Чайковского из сборника «Времена года». (аудиозапись)

  • Проверка первичного восприятия стихотворения:

– Понравилось ли вам это стихотворение?

- Какое время года описывает поэт? Докажите.

- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)

- Сколько частей можно выделить в тексте? (две;1 буйство осенних красок; 2 тишина и молчание осени)

  • Словарно – лексическая работа.

Словарная работа

На доске: 

• терем 

• лиловый 

• багряный 

• лазурь 

• просветы 

• вдова

• мотылёк

  • резьба

Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.

Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.

Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.

Вдова – женщина, у которой умер муж.

Мотылёк – небольшая бабочка.

 Заворожённый - очарованный, околдованный

VI. Самостоятельное чтение  стихотворения учащимися

  • Первичная проверка понимания

- Прочитайте стихотворение на стр. 150-151 учебника про себя и скажите, что напомнил осенний лес Бунину.

- Смотрите, какое богатство красок – слов у поэта – художника.

- Найдите слова-краски, прилагательные, которыми автор передаёт красоту осеннего леса. (лиловый, золотой, багряный, жёлтый, голубая лазурь, серебро, белый)

- Какое слово употреблено в переносном значении? (золотой)

- С помощью чего создаются эти картины?

(с помощью художественных средств)

- Какими художественными средствами пользуется Бунин в своём стихотворении?

( эпитетами, сравнением, олицетворением)

- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.

Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.
Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.

- Поработаем в группах.

1 группа - ищут эпитеты,

2 группа - сравнения.  

3 группа – олицетворения

Физминутка

- Покажите, как шуршат листья.

- Как шумит ветер?

- Какая наступила тишина в лесу?

Проверка


- Назовите сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема

Лес – терем расписной.
Елочки темнеют – как вышки.
Синеют просветы в небо, что оконца.
Паутина – как сеть из серебра.
Мотылек – точно белый лепесток.

Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терм? (Берёзы жёлтою резьбой).

- Почему в осеннем лесу мы можем хорошо увидеть небо? (На деревьях мало листьев на верху.)

- А какие эпитеты использует для этого автор?

(«Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «мёртвое молчанье»,  «сонная поляна». Лес стоит стеной..)

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.

- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.

(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).

- Почему стало тихо в лесу? (Птицы улетели, звери стали тише)

- Можно ли услышать тишину?

Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.

-- Какие звуки повторяются?

- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).

-- Для чего поэт использует эти звуки, что они помогают услышать?

 - Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.

-Не заметили ли вы, какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).

-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

 (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

- Запишите себе в тетрадь.

Работа над выразительностью.

- Как мы будем читать это стихотворение? Быстро или медленно?

- Какую часть будем читать громко, а какую тише?

- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).

- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать?

(Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо). Какое слово поэт повторяет несколько раз? Почему?

(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их).

- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.

VII. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.

-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой  восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Рассмотрите картину И.Левитана под музыку П.И.Чайковского

- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?

VIII.Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад!

В руках несколько жёлтых листьев.

Ребята выполняют действия.  

Дети отпускают листья из рук.

IX. Первичное закрепление. Работа над выразительностью чтения

-Как будем читать: быстро, медленно, спокойно?(Спокойно и с восхищением)

- А теперь давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.

- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

1. Темп чтения.

2.Тон чтения.

3. Логические ударения.

4. Паузы.

Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.)

X. Рефлексия

Выразить одним предложением свою мысль об уроке.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Мне захотелось…

(Ответы закрепляют листьями. Жёлтый  - отлично, красный – есть над чем работать, зелёный – было скучно. Листьями украшают осеннее дерево.)

XI. Итог урока.

С произведением какого поэта мы сегодня познакомились? Что вы запомнили о И. Бунине?

- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?

- Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А. Бунина по-новому увидеть природу?

- Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.

 " Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко". (А. Блок)

XII. Домашнее задание: 

- выразительно читать стихотворение;

- по желанию выучить наизусть;

- нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Выставление отметок

Возьмите все листочки, которые у вас остались на парте, выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх. Здорово!!