Программа развития творческих способностей.

Программа развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Выявление и развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизникачество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высокихрезультатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Работа с одаренными детьми строится сучетом общих принципов обучения одаренных:

– Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Использование данного принципа означает, что цели, содержание и методыобучения должны способствовать не только усвоению знаний иумений, но и познавательному развитию и воспитанию личностныхкачеств школьника.

– Принцип индивидуализации и дифференциация обучения, который предполагает более полный учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся в определении цели, содержанияи организации процесса обучения.

– Принцип учета возрастных особенностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных детей на разных возрастных этапах сцелью адекватного определения уровня необходимой и достаточнойстепени сложности обучения.

 Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, которая помогает открыть новые возможности для создания интереса подростка к индивидуальному и коллективному творчеству. В результате работы над проектом обучающиеся: − активно и самостоятельно приобретают новые знания из разных источников; − учатся пользоваться полученными знаниями для решения познавательных и практических задач; − формируют интерес к изучению предмета химии и биологии; − приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; − развивают у себя исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, синтез, обобщение).

Цель:Развитие творческих способностей обучающихся через осуществление проектно-исследовательской деятельности с целью их самореализации в соответствии со способностями .

Задачи:

  • определить уровень творческих способностей обучающихся до начала реализации проекта;
  • определить формы и методы  работы на уроках, помогающие обучающимся  выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения биологии;
  • определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.
  • создать условия для развития креативности.
  • формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.
  • содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.  

Основные направления в развитии творческих способностей обучающихся.

1. Выявление способностей обучающихся.
Задачи:

  • определить уровень творческих способностей обучающихся;
  • определить формы и методы работы, помогающие обучающимся  выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения биологии и химии;
  • подобрать педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.

Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:

- более высокие по сравнению с большинством обучающихся интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают положительные эмоции от процесса познания, интеллектуальной,
творческой деятельности.

Педагогические методики: метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.

Диагностические методики:

- Тест АМС;

- В.А. Крутецкий, выявление типа одаренности обучающегося.

2. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:

  • создать условия для осуществления проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  • осуществлять проекты, имеющие практическую значимость для их участников.
  • формировать навыки и умения в работе с учебной и дополнительной литературой, развивать навыки анализа и отбора информации;
  • развивать умение выявлять проблемы, находить пути их решения, обосновывать свои выводы;
  • в ходе реализации проекта интегрировать знания учащихся из различных областей науки;
  • обеспечить механизм развития критического мышления;
  • создать условия для развития креативности;
  • формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание;
  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.

Формы организации: урочные и внеурочные.

Модели взаимодействия ученика и педагога при организации проектно-исследовательской деятельности.

Модель 1. Педагог знает путь поиска и предлагает пройти этот путь ученику, зная конечный результат. Модель используется на уроке через технологии развивающего обучения.

Модель 2. Педагог знает путь поиска и исследования, прогнозирует конечный результат, предлагая ученику решить проблему или комплекс проблем. Модель реализуется через исследовательские лабораторно-практические занятия.

Модель 3. Педагог владеет методикой научного исследования, он может обучить этой методике ученика, они совместно находят путь поиска, но не знают конечного результата этого пути. Модель реализуется в рамках деятельности Научного Общества Школьников отделения «Человек и биосфера».

Педагогические методики: метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.

3. Рефлексия.
Заключительный этап  включает в себя  рефлексию объективного  осознанного   выбора школьниками творческой деятельности.
 В процессе рефлексии необходимо:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы;
  • Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
  • Поощрение высказывания оригинальных идей;
  • Обеспечение возможности для практики;
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • Предоставление учащимся возможности активно задавать вопросы.

Применение в моей педагогической практике активных методов обучения позволило:

  1. повысить интерес со стороны обучающихся кфизике и математике;
  2. усилить творческий подход к изучению естественных наук;
  3. увеличить активность работы как на уроках, так и во внеурочное время среди обучающихся разных возрастов;
  4. продолжить развитие самостоятельного приобретения новых знаний обучающимися;
  5. внести положительный элемент соревновательности между обучающимися;
  6. при систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.

Показатели, по которым отлеживалась эффективность деятельности учителя:

- количество и качество творческих и учебно-исследовательских работ учащихся;

- успешное участие школьников в различных конкурсах;

- повышение мотивации к изучению предмета.