Программа совершенствования методов уровневой дифференциации.

Программа совершенствования методов уровневой дифференциации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_urovnevoy_differentsiatsii.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ефимкина Ирина Александровна

Учитель высшей категории

МБОУ «Средняя школа №1 им. Ю. А. Гагарина»

г. Гагарин Смоленской области

Программа

Совершенствование методов уровневой дифференциации.

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении.

Дифференцированное обучение - это:

1)       форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств 'гомогенная группа);

2)       часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) -это:

1)  создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2)   комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации:

  • структура коллектива требует применение дифференциации в процессе обучения;
  • при использовании технологии уровневой дифференциации ученик получает право выбора доступного для него пути обучения;
  • дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету у школьников;
  • дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;
  • использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
  • уровневая дифференциация дает возможность успевающим учащимся развивать свои способности к математике;
  • уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.

 Технология уровневой дифференциации обучения направлена на получение каждым учащимся обязательного базового уровня, предусмотренного общеобразовательной программой обучения. Организация технологии уровневой дифференциации на учебных занятиях предусматривает: Одновременную работу с несколькими группами учащихся, находящихся на различных уровнях усвоения учебного материала. Наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Цель: Выявить влияние применения уровневой дифференциации на динамику предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Задачи:

1.Определить критерии использования технологий дифференцированного обучения.

2.Провести начальную диагностику предметных, метапредметных и личностных результатов.

3. Определить способы уровневой дифференциации на уроках.

4. Разработать разноуровневые задания для учащихся.

5.Реализовать дифференцированный подход на различных этапах урока.

6. Провести диагностический контроль динамики предметных, метапредметных и личностных результатов применения технологии уровневой дифференциации.

Педагогические методики: авторские педагогические технологии дифференциации обучения: внутрипредметная – автор Гузик Н.П., уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В., метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.

Диагностические методики: диагностика универсальных учебных действий тест Ю.З.Гильбуха; диагностика познавательных универсальных учебных действий методика для оценки логического мышления Р.Римская, С.Римский, диагностический тест Векслера. Анкета изучения мотивов учебной деятельности учащихся. Опросник изучения познавательной активности учащихся.

Внешняя дифференциация. Создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются ученики с определенными индивидуальными особенностями.

  Работа по данной технологии проводилась с 2013 по 2018 годы в процессе работы в профильных химико-биологических классах.

  Созданы методические средства обучения:

- рабочие программы и тематическое планирование уроков биологии в профильных классах;

- контрольно-измерительные материалы для классов с углубленным изучением биологии;

- инструктивные карты для лабораторных и практических работ для классов с углубленным изучением биологии.

Внутренняя (уровневая) дифференциация.

Уровневая дифференциация обучения предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся.

Использование технологии уровневой дифференциации на уроке предполагает:

  1. работу с несколькими группами учащихся на разных уровнях усвоения материала;
  2. наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Способы уровневой дифференциации на уроках.

1. Дифференциация по объему учебного материала.

   Способ заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Остальные учащиеся в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).

2. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:

  • составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);
  •  подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);
  •  составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:

  • образец оформления ответа; памятки, планы;
  • карточки-помощницы с наводящими вопросами;
  • справочные материалы;
  • наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
  • начало или частичное выполнение задания.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

Для разноуровнего обучения использую:

•        Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

•        Альтернативные задания для добровольного выполнения

•        Задания, содержание которых найдено учеником

•        Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

   Уровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Дифференциация содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества,
  • по уровню трудности,
  • по объему,
  • по степени самостоятельности,
  • по характеру помощи учащимся

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаются на выбор. Технология дифференцированного обучения предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня заданий.

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности: динамика предметных, метапредметных и личностных результатов.

Результаты деятельности педагога:

  • совершенствование программно-методического обеспечения профильного химико-биологического образования (преподавание в профильных химико-биологических классах);
  • разработка тематических дидактических и контрольно-измерительных материалов, реализующих уровневую дифференциацию;

-           совершенствование методики подготовки и проведения уроков с учётом уровневой дифференциации.

Результаты мониторинга: применение уровневой дифференциации оказывает положительное влияние на динамику предметных, метапредметных, личностных результатов.