Рабочие программы курсов внеурочной деятельности

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proektnoy_deyatelnosti.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика элективного курса

Элективный курс «Проектно-исследовательская деятельность» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 9-10 классов к олимпиаде, успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, а также может использоваться для школьников, проявляющих творческие способности и желающих совершенствовать свои навыки в какой-либо другой области с последующим предоставлением результатов на конкурсах различных уровней.

Содержание курса основано на формировании опыта творческой деятельности через выдвижение, формулирование и обосновывание цели (гипотезы, проблемы), планирование деятельности, осуществление сбора и анализа информации, выполнение технологических операций по изготовлению изделий, представление результатов, осуществление рефлексии. Структура программы элективного курса соответствует логике последовательности работы над творческим проектом. Содержание проектной деятельности усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. Учащиеся знакомятся с проектной деятельностью, этапами работы над проектом, содержанием этапов, требованиями к ним, выполняют учебный проект, оформляют пояснительную записку, представляют продукт проектирования. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт.

Цели и задачи курса  

Цель: создание условий для реализации знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе обучения и практического применения проектных и исследовательских умений, профессиональное самоопределение.

Задачи:

  • освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении проектной деятельности; знаний об использовании методов творческой деятельности для решения поставленных задач;
  • овладение навыками работы в выбранной сфере деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании проекта;
  • развитие творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;
  • воспитание инициативности и творческого подхода; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе.

Место учебного предмета

  • Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ, учебному плану МОУ   на изучение элективного курса по  предмету «Физика» в 9классе выделяется 17 учебных часов ( 0,5часа в неделю, 34 учебные недели) в 10классе выделяется 17 учебных часов ( 0,5часа в неделю, 34 учебные недели)

Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами изучения являются следующие умения:

  • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
  • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  • рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
  • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
  • описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
  • проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
  • проводить измерения с помощью различных приборов;
  • выполнять письменные инструкции правил безопасности;
  • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.

Ученик получит возможность научиться:
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.
При планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Школьные:
осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.
Создает модели и схемы для решения задач.
Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.
Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Участвует в проектно- исследовательской деятельности.
проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя. осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
дает определение понятиям.
устанавливает причинно-следственные связи. обобщает понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществляет сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания), строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
знает основы ознакомительного чтения;
знает основы усваивающего чтения

Умеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий).

Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Школьные:
Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии.
Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.

Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего.
Устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор.
Спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов
образом.
Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
Умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Учитывает разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
Ученик получит возможность научиться:
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Содержание программы

1. Введение (1 ч.) Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

2. Подготовительный этап проекта (2 ч.) Выбор проекта.  Структура учебного проекта. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи проекта, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Практическая работа № 1. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

3Способы получения и переработки информации (3 ч.) Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых машин.

Практическая работа № 3. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

4. Исследовательская работа (8 ч.) Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Практическая работа № 4. Работа над введением научного исследования.

Практическая работа № 5. Работа над основной частью исследования.

Практическая работа № 6. Создание компьютерной презентации.

5. Публичное выступление (3 ч.) Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Практическая работа № 7. Подготовка авторского доклада.

Литература:

.

  • Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. 1995, №6.
  • Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.
  • Морозов В.Е., Рождественская Н.Н. Проектные технологии в лицейском и гимназическом образовании. // Учебный год. 2002, №4.
  • Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. – 2000, №7.
  • Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  • Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. 2004, №1.
  • Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в воспитательном процессе школы. // Методист. 2004, №3.
  • Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч. 2003, №6.
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. // Вестник образования. 2004, №13, 15.
  • Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. // Директор школы. 1998, №3.
  • 14.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. // Директор школы. 1998, №4.

Тематическое планирование курса

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Введение

1

Тема 1Подготовительный этап проекта (2 ЧАСА)

Структура учебного проекта. Тема, цель, задачи проекта.

1

Практическая работа № 1. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

1

Тема 2 Способы получения и переработки информации (3 ЧАСА)

Виды источников информации. Тезисы. Конспект.

1

Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых машин.

1

Библиография и аннотация, виды аннотаций Практическая работа № 3.Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

1

Тема 3  Исследовательская работа (8 ЧАСОВ)

Структура исследовательской работы, критерии оценки.

1

Этапы исследовательской работы. 

1

Введение в научное исследование.

1

Практическая работа № 5. Работа над введением научного исследования.

1

Основная часть исследования.

1

Практическая работа № 6. Работа над основной частью исследования.

1

Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы.

1

Практическая работа № 7. Создание компьютерной презентации.

1

Тема 4  Публичное выступление (3ЧАСА)

Публичное выступление.

1

Практическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.

1

Итоговое занятие. Защита проекта.