Анализ о проделанной работе на тему: «Создание условий для здоровьесберегающей образовательной среды в первой группе раннего возраста».

Рыбакова Нонна Ивановна

Текст доклада для августовской конференции 2018 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avg_konferentsiyu.docx101.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«детский сад «Островок» п.г.т. Смирных http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/smirnyh1.gif

Анализ о проделанной работе

на  тему:

«Создание  условий  для  здоровьесберегающей образовательной  среды  в  первой  группе  раннего  возраста».

Воспитатель  Рыбакова  Н.И.

п.г.т Смирных

2018 год

Содержание

1.Федеральный государственный образовательный стандарт о требованиях по здоровьесберегающим технологиям.

2. Предметно – пространственная образовательная среда.  Преимущества  и  недостатки.

3. Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственно -образовательной деятельности.

4. Взаимодействие ДОУ с законными  представителями  воспитанников.

5. Фотографии 1-й группы раннего возраста «Ягодка».

1

1.Ранний возраст -  это чрезвычайно  ответственный период  в развитии  человека, когда  происходит   закладка  фундамента  его  личности.

 В  Федеральном  законе  «Об основных гарантиях  прав  ребёнка»  говориться, что  государство  обязано  осуществлять  всемерную  поддержку  семье  в целях «обеспечения  полноценного  воспитания  детей,  защиты  их  прав, подготовка  к  полноценной жизни  в обществе».

В 2017 учебном году в нашем образовательном учреждении детский сад «Островок» впервые открылась 1 – я группа раннего возраста (1,6 -  2 года). На основании ФЗ «Об образовании» впервые дошкольное учреждение признано самостоятельным уровнем общего образования, что означает необходимость  работать в  соответствии со  стандартом.  ФГОС ДО предъявляет требования к результатам   освоения основной программы и одно из требований стандарта -  уход от академической системы. Ребёнок  должен овладеть   умением  жить  в  мире  с самим  собой, получить  в игре  навыки индивидуальной работы и группового  взаимодействия, научиться учиться. Именно  в дошкольном  возрасте формируются основные качества личности, ключевые  социальные навыки – поликультурность, уважение к другим людям, приверженность  к нравственным  ценностям, здоровому  образу жизни. Важная задача ДО: положить начало формированию самоидентификации ребёнка в окружающем мире, с семьёй, регионом, страной. Важно  понять, что в  достижении  результата  помогают  здоровьесберегающие  технологии.

Вооружившись этими знаниями мы начали работать над  созданием  педагогических  условий здоровьесберегающего  процесса  воспитания  и  развития  детей. Например, организация разных видов  деятельности  детей в  игровой форме, предоставление игрушек,  оборудования,  упражнений, пособий,  звучание  музыки.

В  начале года  в группу «Ягодка»  поступило  7  детей:  6 девочек  1 мальчик. В течение  года  группа сформировалась  в  количестве 17  детей. В настоящий  момент  у  нас  12 девочек  и  5 мальчиков. В начале  сентября родители  приходили  вместе  с детьми  знакомились  с  группой  и  воспитателями. Мы  раздали  анкеты, из  индивидуальных бесед с  родителями  выяснили  методы  воспитания, состояние здоровья, особенности  нервной  системы, привычки детей.

2

Мамы  оставались  с  малышами  на  несколько  часов,  потом  постепенно  «исчезали». У  детей  был стресс. Мы  старались   предупредить  проявления  тяжёлой  адаптации.  Подготовили большие игрушки,  каталки, качалки, мячи,  разноцветные  шарики  «сухого  бассейна». Очень  помог нам  мягкий  модуль  «горка»,  на  которой  малыши  с  удовольствием  катались,  лазали. Считаю  самым  основным  в период  адаптации  -  это  формирование  у детей  КГН, которые  совпадают  с основной  линией  психического  развития  в  раннем  возрасте. С нами  совместно  работала  педагог – психолог, который давала  нам рекомендации, подготовила  памятки, папки - передвижки родителям  по  вопросам  адаптации,  оказывала  помощь  в снятии стрессовых  реакций у  детей. Мы проделали огромную  работу, чтобы дети привыкли  к  режиму дня, к  элементарным  правилам  этикета, поведения  в  детском  саду: (это самостоятельная  и  совместная  с взрослым  игровая  деятельность, сон,  прогулки),  во  взаимоотношениях  со  сверстниками.

2. В нашей  группе  была  создана предметно – пространственная  образовательная  среда: мебель расставлена по  уголкам активности и  в  цветовой  гамме  согласно СанПин, в центре  группы  был поставлен  мягкий  модуль «горка»,  строительный  материал (кубики,  конструктор), машины, куклы,  настольно  -  печатные  игры, спортивный  инвентарь: мячи,  кольца, обручи,  кегли,  демонстрационный  материал  (в методическом  кабинете), личный материал: аппликации, наборы  из  бросового материала (крышки  разного  цвета,  контейнеры  киндер сюрпризов, баночки, коробки,  ленты, косынки и многое другое).  Течение года нам были предоставлены новые игрушки: неваляшки, большая пирамида). В нашем распоряжении был полный канцелярский набор для творчества. Постепенно  мы сформировали достаточную  предметно – пространственную  образовательную  среду  для наших  воспитанников. Нужно  отметить,  что  небольшим  минусом  во время  адаптационного  периода  было  малое  количество  детских  книг,  книжек  - малышек,  сказок. Как  известно,  их должно  быть  по  количеству  воспитанников. Сейчас проблема частично решена.

3. Благополучно преодолев  адаптационный период,  мы  приступили к  непосредственно  образовательной деятельности  (НОД). В  обстановке  доброты  и  психологического комфорта, согласно Рабочей  программе мы  приступили к играм - занятиям  со  строительным  материалом,  дидактическим  материалом, ознакомлением ориентировки с окружающим и

3

развитием  речи,  на которых мы  использовали  технологии сохранения и  стимулирования   здоровья  воспитанников: пальчиковые  гимнастики, физминутки, подвижные   и  спортивные игры, дыхательные  и  бодрящие  гимнастики. Например: ежедневное мытьё рук с мылом перед едой (одно мыло чтобы, мылить руки и  передавать  его  сверстнику,  где  я преследовала  цели: развитие  мелкой  моторики  пальцев  рук и обращение  внимания  на  сверстника, общение  ним. Всё это сопровождалось с проговариванием потешек «Водичка, водичка…», «Кран откройся, нос умойся…» и т.д.

После сна дети  ходят  по  массажным  коврикам,  морским  камушкам,  мокрому  полотенцу,  умывание  прохладной водой лица и рук  до  локтя,  обтирание   полотенцем. Всё  это  способствует  мягкому переходу  ото  сна  к  бодрствованию  через  движение. Дети  быстро просыпаются,  повышается мышечный тонус,  поднимается  настроение.

В режимных  моментах в  зависимости  от  состояния детей  проводим самомассаж  лица: «Лепим, лепим  ушки…», релаксацию,  которая  направлена на формирование  эмоциональной стабильности  и  благополучия  детей.  Когда малыши   устают создаём игровую ситуацию,например «Я на солнышке лежу…». Дети берут свою любимую игрушку ложатся на ковер и несколько минут отдыхают, это делается, например, перед обедом.

В организации  игр – занятий  встал  вопрос:  как организовать детей,  собрать  всех  вместе  сразу. Для  этого я  использовала колокольчик, сюрпризные  моменты, но  не всегда  это  срабатывало,  и тогда  я применила  верёвочку с «билетиками».  Мы «садились» в «поезд» и «ехали»: делать утреннюю гимнастику, умываться, в гости в старшую группу, в музыкальный или спортивный зал, на прогулку. Это  помогло нам экономить  время, воспитывать  слаженные  действия, собираться  стайкой, ходить  друг  за другом,  спускаться  и  подниматься дружно  по  лестнице. Таким образом, мы достигали безопасности и у детей не было страха перед   неизвестностью.    

 На занятиях - играх я использовала следующие элементы   здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная  гимнастика, которая имеет  большое  значение  для  развития ещё  несовершенной  дыхательной системы  ребёнка  и  укрепления  защитных  сил его  организма. Ребёнок  учиться  управлять  своим  

4

дыханием, улучшается работа  головного  мозга, сердца,  нервной  системы,  дыхательной и  пищеварительных  систем,  укрепляется  общее  состояние  здоровья.

Например, в зависимости от времени года даётся задание подуть на бабочку на верёвочке, на листик на ладошке, снежинку, одуванчик, пёрышко. Также простое  надувание  щёк и выпуск  пальчиками  воздуха  тоже  очень  нравилось  детям. Всё  это сначала изображает  педагог,  а потом повторяют дети.

Пальчиковая  гимнастика. Ежедневно с группой и в индивидуальной работе тренировали, сгибание   и разгибание пальчиков, сопровождая словами  потешек «Этот  пальчик  дедушка….», «1,2,3,4,5  вышли  пальчики  гулять…», «Улитка,  улитка  покажи  свои  рога…», «Села  кошка на ладошку…» и др. От  интенсивного  развития  мелкой  моторики  пальцев  рук зависит  умственное  и  речевое развитие. «Наш мозг находиться на кончиках пальцев рук».

В  конце  мая  мною  было   проведено  открытое  занятие - игра  по  речевому  развитию  на  тему:  «Улитка,  улитка  покажи  свои  рога…», в  основу  была  положена одноимённая  потешка. На  этом  занятии  я  показала, как  можно соединить  несколько  элементов здоровьесберегающих  технологий:  пальчиковую  игру с бумажной игрушкой  улиткой, физминутку с использованием тоннеля  и звучанием весёлой  детской песенки, тестопл с  применением  солёного  теста и обычных макарон  для  украшения  лепёшки.

Подвижные и  спортивные  игры: «Догони  меня», «Самолёты», «Пузырь», «Цыплята», «Солнышко и дождик», «Мой  весёлый  звонкий мяч», «Каравай» проводились в группе  и  на прогулке. С помощью этих игр мы формировали не только игровые навыки,  но  и укрепляли здоровье  малышей, добрые взаимоотношения между девочками и  мальчиками, способствовали благоприятному  фону в группе.

4. Вся  наша педагогическая  деятельность не могла быть  эффективной  без  тесного  взаимодействия  с родителями. Оно  началось  с самого  первого дня, они  интересовались всем,  волновались, но доверились нам,  потому что  ко всем детям мы  проявили много  внимания  и  заботы. А следовательно, родители  отвечали  нам  тем же. Участвовали  в мероприятиях  детского  сада «Дары осени», в украшении группы к Новому  году, Новогоднем

5

утреннике, 23 февраля (предоставили фотографии  для  стенгазеты, в  украшении беседки, в  субботнике  по  уборке  участка  группы,  в  сборе бросового  материала, предоставили  выносные игрушки  для  песочницы  на  летний оздоровительный  период.

Всегда  откликались на  просьбы  воспитателей. Посетили все  родительские собрания. Наши  родители имеют  высшее  и  средне  специальное образование, они  понимающие, активные и неравнодушные. Работа  с родителями  требует знаний  психологии  человека  и  опыта общения  с людьми. Требовалось  время,  чтобы  найти  подход  к  каждому  родителю,  обязательно  знать их  имена  и отчества. Из анкет мы узнали: какие  вопросы  по  воспитанию  детей их  интересуют, какую  посильную помощь могут  нам  оказать.   В новом  учебном  году планируем  продолжить взаимодействие с родителями  в воспитании и  развитии  наших  детей.  Важно  добавить,  чтобы  завоевать  доверие  родителей нужно со всей  ответственностью  относиться  к их  просьбам, проблемам, быть  всегда к ним  внимательными, отвечать  на  все  вопросы, отвечать  на  звонки.

5. Представляю вашему  вниманию  подборку  фотографий  первой  группы  раннего  возраста  «Ягодка»  за  весь учебный год.

6