Мои публикации

Перевертнева Наталия Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность»

                                                                      Подготовила

                                                                      воспитатель:

                                                                      Перевертнева Н.И.

г. Пыть-Ях

2017г.

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность»

Дошкольное образование в последние годы приобрело особое значение для образовательного сообщества и всего общества в целом. Современная действительность требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, на сколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

 Хорошим фундаментом всестороннего развития и воспитания творческой личности является программа, ориентированная на ребенка, «Югорский трамплин», развивающая возможности ребенка, его человеческое достоинство, уверенность в себе. Но это развитие и воспитание может быть эффективным лишь в том случаен, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности воспитанников в различных видах деятельности и будет обеспечен тесный контакт с семьёй.

Родители являются первыми воспитателями своего ребенка. Так было и у меня. С самого детства мой папа помогал мне  замечать, как на первых проталинах пробиваются росточки подснежников, как они потом начинают цвести: чистые и белые. Как летом идёт дождь с грозой, как пахнут травы  у реки. А поздней осенью, проснувшись утром, он звал меня посмотреть на первый снег. И я до сих пор помню ту радость, восхищение, какую я испытывала тогда, наблюдая за изменениями в природе в месте с ним. И теперь я понимаю, что папины труды не пропали даром, он научил меня замечать в природе красоту, чистоту, буйство красок. Именно он с детства заложил во мне, то зёрнышко, с которого развивалась я, как  творческая личность.  И всем этим я готова теперь поделиться с детьми.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность, в процессе которой у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное.

Новизна: использование личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО посредством создания центров активности для удовлетворения творческих интересов и личностного роста детей.

Практическая значимость: созданы условия для развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности, разработаны конспекты занятий, методические рекомендации для педагогов и родителей.

Цель  - создание условий для  развития художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность.

Задачи:

- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическому отношению к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;

- совершенствовать умения в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве;

- развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности;

- развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности;

- удовлетворять  потребности детей в самовыражении;

- развивать интерес  к различным видам изобразительной деятельности;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства;

- воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности;

- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Решению поставленных задач способствует создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Поэтому работа по её организации началась с организации центров активности детей, которые они выбирают самостоятельно, ориентируясь на свои интересы и увлечения. Это  центры: искусства «Волшебная кисточка, грамоты «Говори-читайка», математики и настольной игры   «Считайка», драматизации и сюжетно-ролевой игры «Я артист», Науки «Хочу всё знать»,   строительства «Мастерилка», песка и воды «Капелька», кулинарии «Поварёнок»

 В центре изобразительной деятельности «Волшебная кисточка»,  ребенок может удовлетворить все свои творческие находки и фантазии. В центре имеется стол для рисования, мольберт, различные изобразительные средства, трафареты, технологические карты, образцы, предметы малых форм, фотографии художников, репродукции картин, вспомогательные средства изобразительной деятельности (бусинки, ленточки, пуговицы, цветные палочки, кусочки ткани, пух, перья, природный материал и др.). В центре «Волшебная кисточка» ежемесячно организуются тематические выставки детских работ, которые знакомят родителей с успехами своего ребенка и позволяют самим принимать активное участие в их организации.

Повышению детской мотивации к работе в данном центре способствует внесение игрового персонажа – хозяйки этого центра куколки-Акварельки. Обучение техникам изобразительной деятельности происходит в игровой форме. Акварелька учит детей и учится у них сама. Это способствует умению детей примеривать на себя новые социальные роли.

          Формированию целостной картины мира у воспитанников, способствует интеграция организации воспитательно-образовательных отношений, так, как предмет или явление рассматривается с разных сторон, т.е. рассматриваются все  направления развития: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое. Интеграция осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, и во взаимодействии с семьями воспитанников.

            Для обучения детей умению выражать себя средствами искусства, кроме центров активности в группе созданы специальные условия:

- планирование времени в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;

- создание атмосферы принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;

- оказание помощи и поддержки в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;

- поддержка детской инициативы в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;

- организация мероприятий, выставок проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей других групп и родителей;

- обеспечение необходимыми материалами для занятий разными видами изобразительной деятельности.

Для более эффективного достижения планируемых результатов  в развитии творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности, мною используются различные современные формы и методы работы:

- наблюдение

- игра-экспериментирование

- развивающая игра

- экскурсия

- интегративная деятельность

- исследовательская деятельность

- создание коллекций

- проектная деятельность

- проблемная ситуация

- познавательно-исследовательская деятельность по инициативе ребенка.

В работе широко использую инновационные технологии, соответствующие возрасту и потребностям   воспитанников, такие как:  ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)  Г.С. Альтшуллера и М. Н. Шустермана; РТВ (развитие творческого воображения) А. Страунинга; игры «Воскобовича», «Блоки  Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Карты Проппа», здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, технологии  проблемного обучения, игровые технологии, личностно-ориентированные технологии.

         Наряду с традиционными способами использую нетрадиционные способы рисования, ведь это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.  Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей возможностью создавать собственные произведения. Дети испытывают незабываемые положительные эмоции.

С детьми младшего дошкольного возраста  мною использовались техники рисования пальчиками, печатками из картофеля, рисование ладошками.

Детям среднего дошкольного возраста предлагались более сложные техники: тычкование  жесткой полусухой кистью, печать поролоном, пробками,   рисование ватными палочками, печать листьями, техника рисования «восковые мелки и акварель», «свеча и акварель».

С детьми  старшего дошкольного возраста осваиваем еще более сложные методы и техники: рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная и предметная, печать по трафарету, пластилинография.

В своём творческом поиске я опираюсь, как на классические методики изобразительной деятельности, так и на современные. Мною изучены и апробированы методики следующих авторов: Т.Н. Дороновой, Г.С. Швайко, Т.С. Комаровой, Т.Г. Русаковой, И.А. Лыковой, О.А. Соломенниковой.

Необходимым условием для развития художественно-творческих способностей детей является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Для них организуются:

- консультации «Роль изодеятельности в эстетическом воспитании дошкольников», «Использование нетрадиционных способов изодеятельности», «Домашняя арт-терапии»;

- беседы «Семейный опыт», «Зачем детям рисовать?»;

- выставки совместных детско-родительских работ;

- детско-родительскиее проекты «Творим дома», «Подарок своими руками»;

- развлечения «Семейный альбом», «Каляка-Маляка»;

- семинары-практикумы «Кукла своими руками», «Нетрадиционные техники рисования».

Опыт работы по созданию условий для развития  художественно-творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности для педагогов ДОО представлялся на семинаре-практикуме «Нетрадиционные техники рисования», мастер-классе «Батик своими руками», транслировался на сайтах педагогических сообществ, проект «Ожерелье красок» стал победителем аукциона педагогических идей.

Работая в детском саду,  свой опыт и знания я стараюсь передать детям. С искренней надеждой я хочу, чтобы в душах и сердцах маленьких воспитанников зажглась искорка любви к природе, к   прекрасному, к людям.

Только всесторонне развитые дети, умеющие изображать, творить, фантазировать, могут стать успешными и счастливыми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность » Подготовила воспитатель высшей категории Перевертнева Наталия Ивановна Обобщение опыта работы по теме Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия» г. Пыть - Ях 2017г.

Слайд 5

Новизна : использование личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО посредством создания центров активности для удовлетворения творческих интересов и личностного роста детей. Практическая значимость: созданы условия для развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности, разработаны конспекты занятий, методические рекомендации для педагогов и родителей .

Слайд 6

Цель : создание условий для развития художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность Задачи формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическому отношению к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства совершенствовать умения в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства удовлетворять потребности детей в самовыражении развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности

Слайд 7

Предметно-пространственная развивающая среда Центры активности: искусства «Волшебная кисточка» грамоты « Говори-читайка » математики и настольной игры «Считай-ка» драматизации и сюжетно-ролевой игры «Я артист» науки «Хочу всё знать» строительства « Мастерилка » песка и воды «Капелька» кулинарии «Поварёнок»

Слайд 8

Условия для самовыражения детей через изобразительную деятельность - планирование времени в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения; - создание атмосферы принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности; - оказание помощи и поддержки в овладении необходимыми для занятий техническими навыками; - поддержка детской инициативы в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств; - организация мероприятий, выставок проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей других групп и родителей; - обеспечение необходимыми материалами для занятий разными видами изобразительной деятельности.

Слайд 9

Ф ормы и методы работы: - наблюдение - игра-экспериментирование - развивающая игра - экскурсия - интегративная деятельность - исследовательская деятельность - создание коллекций - проектная деятельность - проблемная ситуация - познавательно-исследовательская деятельность по инициативе ребенка

Слайд 10

Инновационные технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Г.С . Альтшуллера и М. Н. Шустермана РТВ (развитие творческого воображения) А . Страунинга - игры « Воскобовича » - « Блоки Дьенеша » - « Палочки Кюизенера » « Карты Проппа » личностно-ориентированная технология информационно-коммуникативные технологии технология проблемного обучения игровая технология - здоровьесберегающие технологии

Слайд 11

Нетрадиционные способы рисования

Слайд 13

Взаимодействие с родителями воспитанников

Слайд 15

Взаимодействие с педагогами

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изготовление куклы юганских ханты - « а кань » Конкурс «Лидер инновационных педагогических кадров Р оссии 2022 года» Перевертнева Наталия Ивановна воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Фантазия» 8 (3463) 45-53-01 mdou_fantaziya@mail.ru 628383, Российская Федерация, ХМАО - Югра, город Пыть-Ях, микрорайон 3 «Кедровый», ул. Семена Урусова, д.8. личный е- mail nata.perevertneva@mail.ru контактный телефон . 89322566424

Слайд 2

История появления куклы « а кань», её основные особенности Изготовление кукол «акань» – это особенность традиционной, сммобытной культуры народа ханты. История создания кукол «акань» напрямую связана с духовными представлениями северных народов. Воспитывая детей в семье, родители ставили две задачи - подготовить ребенка с самого раннего возраста к самостоятельной трудовой жизни и приобщить его к традициям своего народа. Так, мальчики, подражая отцу, начиная с 4-5 лет, все свое основное время проводят на улице с оленями, играя в подвижные игры. Подражая образу матери, девочки играют в дом и семью, и именно их основными игрушками становятся куклы. В тундре куклы «акань» есть в каждом чуме, где есть девочки. Первых кукол дочерям делают матери или старшие сестры, затем под их руководством девочки самостоятельно мастерят игрушки. Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игрушкам. К куклам относятся с некоторым суеверием. Существует поверье, что как сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная жизнь. Поэтому девочки своих кукол берегут. Иногда игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости.

Слайд 3

Виды кукол «акань» Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «акань», а куклы юганских ханты - «пакы». Эта народная игрушка ярка, красоч­на, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в со­ответствии с народными традициями. В этнографической литературе опи­саны два типа традиционных кукол: Первая - кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо – из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея состояла у хантыйской куклы ­из целого ряда цветных полос (8 штук).

Слайд 4

Для второй куклы головой служит верхняя пластина клюва водоплавающей птицы (гуся, утки или лебедя). Наряды куклы «акань» очень просты, но в тоже время каждая кукла именно по своей одежде и набору украшений индивидуальна и несет на себе отпечаток своей мастерицы. Сегодня мы не можем утверждать, что «акань» также строго участвует в укреплении семейных традиций, так, как само понятие Рода нуждается в восстановлении. Но сам факт того, что акань дошла с людьми до современности, говорит о том, что она не потеряла своего места в славянских домах, не сгинула в малонаселенных местах тундры или северных поселениях. Да и магия ее, воздействие на детей дошкольного и младшего школьного возраста остается сильной там, где люди живут большими семьями, крепок авторитет отца, матери, особенно бабушки и деда, как старших представителей Родовой династии .

Слайд 5

Мастер-класс по изготовлению куколки «акань» для детей 5-6 лет (старшая группа ДОО) . .

Слайд 6

Материал и оборудование 1. Ткань белого цвета 10 x 12 (голова и туловище куколки) 2. Л оскутки цветной ткани 2 шт. 9 x 9 (юбочка, платочек) 3. Ленточка 4. ножницы

Слайд 7

Свернуть белую ткань рулончиком, сложить пополам

Слайд 8

Сложить цветной лоскут по диагонали (юбочка) Положить на него туловище куколки, чтоб голова выступала. Завернуть два конца к середине, сформировать юбочку.

Слайд 9

Сложить второй цветной лоскут по диагонали (платочек) Положить на него головку куколки Завернуть концы платочка

Слайд 10

Обвернуть ленточкой, завязать с обратной стороны

Слайд 11

Куколка « а кань» в готовом виде Можно поиграть с куколками