Внеурочная деятельность по предмету

Кобякина Марина Николаевна

Провожу большую внеклассную работу по предмету. Для обогащения процесса обучения и воспитания любви к своей малой Родине, включаю в свою работу краеведческий материал.  Являюсь руководителем школьного историко-краеведческого музея "Память"

С 2005 года возглавляю школьное научное общество «Магистры школьных наук». Веду факультативный курс «История в лицах»

Проводимая мною работа дает положительный результат. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах, конференциях по предмету становятся призерами и победителями (см. альбом "Достижения моих воспитанников")

 


Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету

 

 

Школьный уровень

 

 

Учебный год

класс

предмет

Вид творческой работы

Количество творческих работ

Количество обучающихся, участвующих в создании творческих работ

Презентация творческих работ на других уровнях

Результат

2010-2011

5

история

 Составление коллажа  

«Изобретения Древнего Востока» 

2

6

 

 

10

обществознание

Исследование «О чем рассказывают притчи?»

2

8

Выступление на общешкольном родительском собрании

 

11

обществознание

Сочинение – эссе «Я в Праве»

6

6

Областной конкурс творческих работ «Я в Праве»

диплом

11

история

Творческая работа «Письмо в прошлое»

6

6

Областной конкурс творческих работ посвященный, 900-летию со дня рождения святого благоверного князя Андрея Боголюбского

диплом

 

всего

16

24

 

 

2011-2012

5

история

Творческий проект

«Герб поселка»

 8

 8

Выступление на празднике День поселка

 

5-8

история

Конкур рисунков «Память истории»

12

12

Областной конкурс

«Память истории»

Диплом

сертификаты

9 - 11

история

Реферат «Владимирский край в истории и культуре»

 6

 6

I областной школьный краеведческий конкурс «Владимирский край в истории и культуре»

диплом

9

обществознание

Социальный проект «Школьный музей»

1

6

Участие в районной акции «Я – гражданин России»

грамота

10

история

Научно -исследовательская работа «История одного экспоната»

1

2

Конкурс исследовательских краеведческих работ школьников, участников туристко-краеведческого движения «Отечество»

грамоты

всего

27

28

 

 

2012-2013

6

история

Творческая работа по результатам посещения школьного музея «О чем рассказал школьный музей»

3

6

Выступление на школьной краеведческой конференции

 

6 -7

обществознание

Сочинение – эссе «Если бы я был главой поселка»

21

21

Участие в районном конкурсе

грамота

7

история

Реферат «Учитель и солдат»

1

3

Участие в краеведческих Дмитриевских чтениях

грамота

8

история

Создание и представление мультимедийных презентаций «Культура России в первой половине  XIXвека»

15

15

Выступление на историко-краеведческой секции ШНОУ

 

9

история

Исследование «Кто виноват в развязывании Первой мировой войны?»

6

6

 

 

10

обществознание

 Составление и защита бизнес-планов

8

8

 

 

11

 история

Научно - исследовательская работа «Жизнь и подвиг лесника Качаловского лесничества Якушина Валентина Петровича»

1

1

Конкурс исследовательских краеведческих работ школьников, участников туристко-краеведческого движения «Отечество»

грамота


Список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов 

 

уровень

Год

мероприятие

ФИ

учащегося

результат

Подтверждающий документ

школьный

2012

Школьная краеведческая конференция

Зайцева Анастасия, Федотова Анастасия

победитель

Приказ ОУ №211-од

школьный

2013

Школьная краеведческая конференция

Никифорова Екатерина

призер

Приказ ОУ

№217-од

муниципальный

2011

Конкурс «Ратные страницы истории Отечества»

команда

победители

грамота

муниципальный

2011

Конкурс правовых знаний «Гражданином быть обязан»

Кобякин Никита

призер

благодарность

муниципальный

2012

Конкурс исследовательских краеведческих работ школьников, участников туристко-краеведческого движения «Отечество»

Федотова Анастасия

призер

грамота

муниципальный

2012

Конкурс исследовательских краеведческих работ школьников, участников туристко-краеведческого движения «Отечество»

 

Зайцева Анастасия

призер

грамота

муниципальный

2013

Конкурс исследовательских краеведческих работ школьников, участников туристко-краеведческого движения «Отечество»

Фадеева Наталья

победитель

грамота

муниципальный

2014

Конкурс знатоков Отечественной истории

команда

призеры

диплом

региональный

2011

  Конкурс творческих работ «Я вПраве»

Кобякин Никита

победитель

диплом

региональный

2011

 Конкурс творческих работ посвященный, 900-летию со дня рождения святого благоверного князя Андрея Боголюбского

Кобякин Никита

победитель

грамота

региональный

2012

 Конкурс школьных экскурсоводов

Андрианова Юлия

дипломант

диплом

региональный

2012

 Конкурс «Память истории»

Чиркова Анастасия

 победитель

диплом

региональный

2012

I областная школьный краеведческий конкурс «Владимирский край в истории и культуре»

Фадеева Наталья

призер

диплом

региональный

2012

Конкурс исследовательских краеведческих работ школьников, участников туристко-краеведческого движения «Отечество»

Фадеева Наталья

призер

диплом

международный

2010

Игровой конкурс «Золотое руно»

Кобякин Никита

1 место в России

диплом

межрегиональный

2013

II сетевой конкурс «Люблю тебя, мой край родной!»

Андрианова Юлия

дипломант

диплом

всероссийский

2013

Всероссийская олимпиада по истории

Чиркова Анастасия

Дипломант 1 степени

диплом

всероссийский

2014

Всероссийская олимпиада по истории

Горбунов Егор

Диплом призера

диплом

всероссийский

2014

Всероссийская олимпиада по истории

Андрианова Юлия

Диплом победителя

диплом

 

 


Сценарий митинга"Жизнь Героя не знает предела..."

Сценарий митинга, посвященного открытию мемориальной доски и присвоению школе имени Героя Советского Союза В.И. Ястребцева


Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Данная программа направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданско - патриотической деятельности.   Изучение родного края способствует воспитанию, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

 


Программа  факультативного курса по истории России  «История России в лицах» для учащихся 9-11  классов

 

Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности важнейших деятелей российской истории, кто оказал влияние на ход истории,  чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

Селивановского района

МОУ Волосатовская СОШ

Принято

 на заседании педагогического совета

протокол от 29.08.2014 № 1

Согласовано

протокол №  

Главный специалист-эксперт МУ 
"ЦБУ и методической работы системы образования

__________Лебедева О.А.

 

Утверждено:

Директор школы

________________Рябова Н.В

приказ   от 29.08.2014 №132-од

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности учащихся

«Юные краеведы»

(разработана для учащихся 4 класса,

срок реализации программы 1 год)

Составитель программы

Кобякина Марина Николаевна

учитель истории

Новый Быт

2014 г

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности “Юные краеведы” по социальному направлению составлена в   соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. 

Данная программа направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданско - патриотической деятельности.   Изучение родного края способствует воспитанию, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Ведущая идея данной программы: создание комфортной среды позволяющей детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям,  развитие навыков исследовательской деятельности.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, развитие интереса к истории Владимирской области, Селивановского района, поселка Новый Быт.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с  историей Владимирской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития малой родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, коллективные, индивидуальные, парные.

Виды деятельности: игра, рассказ, беседа, экскурсии, подготовка сообщений, просмотр и составление презентаций, занятия – встречи с интересными людьми, выполнение практических работ.

Объем и сроки изучения: программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)


Ожидаемые результаты реализации программы:

Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия


Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

 

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Предполагаемые результаты обучения.

• Изучение истории Владимирского края, Селивановского района.
• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

 

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: 

Программа “Юные краеведы” предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов в виде:

  • альбом;
  • газета;
  • плакат ;
  • серия иллюстраций ;
  • справочник;
  • стенгазета;
  • сценарий праздника;
  • фотоальбом;

Программа

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. История изучения края.  

Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)

1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. 
2. Творческая работа “Загадочный мир названий”.

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья” (3 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”

- Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. 
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 5: “Моя улица” (1 ч)

Урок-экскурсия по улицам поселка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов, производственными и природными объектами, обелиском и мемориальной доской.

Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего поселка”.

Тема 6: “Наша школа” (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе и школьному музею).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 7: “Моя малая Родина” (2 ч)

1.  Экскурсия в районный краеведческий музей.

2. Составление презентации отчета о поездке

Форма контроля:  работа в группах, составление презентации - отчета

Тема 8: “Природа нашего края” (6 ч)

1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Владимирской области и Селивановского района.  Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.        
2. Памятники природы района.        
3.Объекты природы  области.        
4. Климат (2 ч)

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении).

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по очистке территории и борьбе с несанкционированными свалками. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред наносят свалки окружающей природе);
в) операция “Чистый двор”.

Тема 9:“Что дает наш край стране” (2 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством района, его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.        
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

Тема 10: “Наш край богат талантами” (2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 11: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (4 ч)

Форма урока: видеоурок, беседа.

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.        
5. Концерты для ветеранов войны.

Тема 12: “Герб поселка” (2 ч)

1. Лекция по геральдике.        
2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего поселка.

Тема 13: “Виртуальная экскурсия по поселку ” (2 ч)

 

Творческая работа-создание и защита виртуальной экскурсии по родному поселку

Учебный план

Тема

Количество часов

всего часов

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия

1. Введение

1

-

-

-

1

2. Мой край на карте Родины

1

1

-

-

2

3 .Я и моя семья

1

2

 

-

3

4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить

1

1

 

 

2

5. Моя улица

 

1

1

-

2

6. Наша школа

 

1

1

 

2

7. Моя малая Родина

-

1

1

 

2

8. Природа нашего края

3

3

 

-

6

9. Что дает наш край стране

 

1

1

-

2

10. Наш край богат талантами

 

1

1

 

2

11. Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

1

1

1

4

12. Герб района

1

1

 

 

2

13. Виртуальная экскурсия по поселку

2

 

 

2

Всего часов:

12

16

6

1

34

.   Материально-техническое обеспечение программы:

  • Компьютеры
  • Интерактивная доска
  • Проектор
  • Экран
  • Карта Владимирского края и Селивановского района
  • Экспонаты школьного музея

Учебно – методическое обеспечение программы:

  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  •  М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008.
  • История Владимирского края – СД

Список литературы и ЭОР для учащихся и родителей:

  1. История Владимирского края, учебное пособие для школ - ООО «Дюна», Владимир, 2008
  2. А.Н. Соловьев Селивановское приколпье, 2009
  3. Живая История - Москва, «Памятники Отечества», 2000
  4. http://www.vladregion.info/- Владимирский край
  5. http://selivanovo.ru/- официальный сайт администрации Селивановского района



Предварительный просмотр:

Рассмотрена на РМО протокол № 1 от 28.08.2013

 Руководитель РМО:

____________________

СОГЛАСОВАНО

на заседании экспертного совета РМК протокол № __2__

«__8_»___10________2013

Эксперт:____________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________________Рябова Н.В.

«___»___________________2013

                                                                                                   

программа

                                    факультативного курса по истории России

 «История России в лицах»

для учащихся 9-11  классов

(34 часа)

 

Составила:

Кобякина М.Н.

учитель  истории и

обществознания

МОУ Волосатовской СОШ

                                                   

                                                                  п. Новый Быт

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультативный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся 9–11-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Модифицированная программа факультативного курса составлена на основе авторской программы учителя истории школы № 1747 города Москвы Ткачевой О.А.  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам факультативных курсов. Объем курса 34 часа

Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности важнейших деятелей российской истории, кто оказал влияние на ход истории,  чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА.

Цель курса:

 Создать комплекс организационно - педагогических условий для  формирования исторического мышления учащихся через знакомство с  различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства.

Задачи курса:

  • совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и  личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
  • расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
  • через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
  • развивать умения составлять характеристику исторической личности;
  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
  • развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
  • воспитывать патриотические чувства.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

  • проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
  • создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
  • большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
  • в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Данная программа рассчитана на час в неделю, всего 34 часа. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.

Предполагаемые результаты:

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемые эпохи, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Поможет успешной сдачи экзамена за курс основной и средней школы.

Содержание и структура программы потребуется реализация следующих компетентностей:

- умение работать с источниками.

- включение самостоятельной работы

- творческое преобразование информации в ходе выполнения проекта

- формирование коммуникативной, социальной и рефлексивной компетенции

- отработка жизненно важных умений и навыков.

В процессе освоения программы учащиеся должны:

- знать: основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса.

- уметь: находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.  

Содержание программы:

Раздел 1. Земля русская (9 часов)

Тема 1. Рюрик (1 ч.)

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Тема 2. Первые князья (2 ч.)

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.)

Борис и Глеб – князья мученики.

Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

Раздел 2. Московская Русь (6 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.)

Сергий Радонежский. Его роль и значение для русской истории.

Тема 4. Иван III (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.)

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Раздел 4. Россия в XVIII веке (8 часов)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Тема 2. Птенцы гнезда Петрова”(1 ч.)

Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.

Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 5. Екатерина Великая (1 ч.)

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

Тема 6. Емельян Пугачев (1 ч.)

Крестьянская война. Пугачев Е.И. и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева Е.И..

Тема 7. Павел Ι 

Павел Ι и его время. Сподвижники: «Гатчинские птенцы». Аракчеев А.А. «Романтический император». «Бедный, бедный Павел…». Заговор 11 марта.

Тема 8 Великие полководцы и флотоводцы (2 ч.)

Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев П.А. и Суворов А.В.. Спиридов Г.А.  и Ушаков Ф.Ф..

Тема 9. Русское “Просвещение” (2 ч.)

Расцвет русской культуры. Русское “Просвещение”. Магницкий Л.Ф.,  Ломоносов М.В., Новиков Н.И., Фонвизин Д.И . Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Левицкий Д.Г., Боровиковский В.Л. и др.. Русский театр. Волков Ф.Г..

Итоговое повторение (1 час)

Учебно-тематическое планирование курса

Название темы, раздела

часы

Формы работы

Формы контроля

 

Раздел 1. “Земля русская”

9

 1

Призвание варягов. Рюрик

1

Практикум

презентация

Итоги практической работы

 2 -3

Первые князья. Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав

1

Сообщения учащихся. Беседа.

Оценка сообщений

4

Владимир Святой

1

Видеофильм. Практикум

Итоги практической работы

5

Борис и Глеб – первые святые на Руси

1

Сообщения учащихся

Оценка сообщений

6

Ярослав Мудрый

1

Видеофильм.

Практическая работа

Итоги практической работы

7

Владимир Мономах

1

Лекция. видеофильм

тест

8

Князья периода феодальной раздробленности.

1

Сообщения учащихся

Оценка сообщений

9

Александр Невский

1

Видеофильм. Проектная деятельность.

Оценка результатов проекта

10

Деятели русской церкви и культуры.

1

Лекция

тест

Раздел 2. Московская Русь

6

11

Иван Калита

1

Видеофильм

беседа

Оценивание выступлений по критериям

12

Дмитрий Донской

1

Видеофильм.

Круглый стол

Оценивание выступлений по критериям

13

Сергий Радонежский

1

Лекция.

Проверка конспекта в формеплана

14

Иван III

1

Видеофильм. беседа

Оценивание выступлений по критериям

15

Иван Грозный

1

Проектная деятельность

Оценка результатов проекта

16

Великие живописцы

1

Сообщения учащихся

Оценка сообщений

Раздел 3. Россия в XVII веке

6

17

Борис Годунов

1

Видеофильм.

Дискуссия

Оценивание выступлений по критериям

18

Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский.

1

лекция

тест

19

Алексей Михайлович

1

Видеофильм

беседа

синквейн

20

Степан Разин

1

практикум

Итоги практической работы

21

Патриарх Никон, протопоп Аввакум

1

презентация

Оценивание выступлений по критериям

22

Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Феофан Прокопович

1

лекция

тест

Раздел 4. Россия в XVIII веке

8

23

Петр I

1

Видеофильм

практикум

Итоги практической работы

24

Птенцы гнезда Петрова

1

практикум

Итоги практической работы

25

Женщины на престоле

1

Сообщения учащихся

Оценка сообщений

26

Елизавета Петровна

1

видеофильм

Интеллектуальная игра.

Оценка активности участия

27

Екатерина Великая

1

28

Емельян Пугачев

1

практикум

Итоги практической работы

29

Павел Ι  

1

Посещение Гатчинского дворца

Отчет о посещении музея

30-31

Великие полководцы и флотоводцы.

2

практикум

Итоги практической работы

32-33

Эпоха Просвещения в России

2

Проектная деятельность

Оценка результатов проекта

34

Итоговое повторение

1

тест

Итоги теста

 

ИТОГО

34

Литература для учащихся

1. Сахаров А.Н. Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца ΧVΙΙ века. М.: Просвещение, 2008.

2. Буганов В.И. Зырянов А.Н. История России  конец ΧVΙΙ - ΧΙΧ век. М.: Просвещение, 2008.

Рекомендуемая литература:

1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997.

2. Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.

3. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.

4. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.

5. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

6. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Издательство "Мысль", 1985.

7. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.

Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.



Предварительный просмотр:

"Жизнь Героя не знает предела..."

Митинг, посвященный открытию мемориальной доски и присвоению школе имени В.И. Ястребцова

Кобякина Марина Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе 

Сценарий открытия мемориальной доски.

1. Построение (звучит  музыка)

Центральный вход в школу (оформление)

План построения на линейке

2. Исполнение гимна РФ  

Ведущая: Торжественная линейка, посвященная открытию мемориальной доски и присвоению МОУ Волосатовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Виктора Ивановича Ястребцева, считается открытой.  

1 ученик 

Жизнь героя не знает предела,        
Средь живых он остался живой.        
Песня грянула и загремела,        
Знамя вспыхнуло над головой.

2 ученик

Смелых узнают всегда в бою,        
В горе проверяется герой.        
Умирая, не умрет герой.        
Мужество останется в веках.        
Имя прославляй свое борьбой,        
Чтоб оно не молкло на устах!

 Ведущая: Ястребцев Виктор Иванович  участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. участвовал в тяжелых оборонительных боях на Западном, а затем на Юго-Западном фронтах. Три раза был ранен, но снова возвращался в строй. Смелому бойцу было присвоено сержантское звание, он был назначен командиром отделения, а затем помощником командира стрелкового взвода.

Свой подвиг сержант Ястребцев совершил зимой 1944 года в ходе Корсунь-Шевченковской операции. Его батальон в течение двух суток вел ожесточенные бои по овладению участком дороги в районе деревень Басовка и Яблоновка (Черкасская область). Фашисты, не считаясь с потерями, стремились удержать дорогу, она была удобным путем отхода окруженных войск.

22 февраля 1944 года при атаке вражеских позиций батальон натолкнулся на хорошо укрепленный двухамбразурный дзот, откуда фашисты вели интенсивный пулеметный огонь. Сержант Ястребцев, выполняя задачу по блокированию вражеского дзота, подавил один пулемёт гранатой, амбразуру другого закрыл телом. Батальон двинулся вперёд и выполнил боевую задачу.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Ястребцеву Виктору Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.        

Награжден орденом Ленина.

3 ученик 

В годину битвы роковой,        
Душою страстный, молодой,        
Кристально чистый и святой        
Ушел в бессмертие герой!

4 ученик

Но дух его в народе бродит –         
На родине приют находит:        
Здесь создают ему музей –         
Души героя мавзолей,        
Он о войне напоминает        
И память к павшим призывает!

Ведущая: Для вручения постановления о присвоении имени героя, слово предоставляется, главе МОСП Волосатовское Кобякиной В.С.

Слово предоставляется:

- директору школы Рябовой Н.В.

- Лебедеву Сергею Владимировичу

- Беловой Тамаре Андреевне

Ведущая: Наступает торжественный момент, ради которого мы собрались здесь – открытие мемориальной доски. Почетное право открытия мемориальной доски предоставляется Председателю Районного Совета ветеранов войны и труда Никитину Ивану Васильевичу (Открытие мемориальной доски, объявляется минута молчания ).        
- Слово предоставляется Никитину И.В.        
Ведущая: Гости! Мы предлагаем возложить цветы к мемориальной доске Виктора Ивановича Ястребцова. (возложение цветов)

 Ведущая: На этом торжественная линейка, посвященная открытию мемориальной доски и присвоению МОУ Волосатовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Виктора Ивановича Ястребцева, считается закрытой.