Для родителей

Кастюк Наталья Николаевна
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Пальчиковая гимнастика
 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

Капал дождик на ладошку.

(хлопаем ладошками по ногам)        

Кап – кап – кап - кап.                     

(указательный палец стучит по ладошке)

Я ловил малютку крошку.            

(хлопаем ладошками по ногам)

Кап – кап – кап - кап.                     

(указательный палец стучит по ладошке)

Дождик вдруг пошёл сильней.

(поднять руки и соединить ладони над головой)

Побежали в дом скорей!

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы, начиная с большого пальца)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листья дуба мы соберём,

(загибать пальцы, начиная с большого пальца)

Маме осенний букет отнесём.

(«Шагать» средним и указательными пальцами по ножкам).

«Засолка капусты».

Так капусту мы рубили

(попеременные удары ребрами ладоней по столу).

И вот так её солили.

(имитация посыпания солью из щепотки).

Отжимали ручками

(интенсивное сжимание – разжимание кулачков).

И сложили кучкою.

(ладошки ребрами скользят по столу к центр).

В банку затолкали,

(попеременные удары кулачками по столу).

Крышкой закрывали.

(один дар по столу ладонями).

«Деревья, кусты»

Вот деревья.

(Поднять вверх руки с разведёнными пальцами).

Вот кусты.

(Руки с разведёнными пальцами поставить локтями на стол).

Покачай ветвями ты.

(Покачать кистями рук из стороны в сторону).

«Коза».

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

(Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки выставлены вперёд, остальные – зажаты в кулачок)

Кто кашки не ест,

Молочка не пьёт – Забодает, забодает.

(Дети «бодают» друг друга «рогами» - пальцами)

«КТО ПРИШЁЛ?»

Кто пришёл?   

(Ладони прижаты друг другу, большой палец одной руки трогает большой палец на другой руке)

Мы, мы, мы   

(Соединяются – разъединяются все пальцы)

Папа, папа, это ты?    (Большими пальцами) 

Да, да, да   

(Указательными пальцами) 
Мама, мама, это ты?   

(Большими пальцами).
Да, да, да   

(Средними пальцами) 
Братец, братец, это ты?   

(Большими пальцами) 
Да, да, да   

(Безымянными пальцами) 
Ах, сестричка, это ты?   

(Большими пальцами) 
Да, да, да   

(Мизинцами) 
Все мы вместе?

(Большими пальцами) 
Да, да, да!  (Все пальцы, кроме больших)

«Лепим снежок».

Раз, два, три, четыре, пять

(загибают пальчики на одной руке)

Мы с тобой снежок слепили

(дети «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг)

И совсем – совсем не сладкий

(грозят пальчиком)

Раз – подбросим,

(«подбрасывают»)

Два – поймаем,

(«ловят»)

Три – уроним

(«роняют»)

И… сломаем.

(топают)

«Колодец».

Вот колодец большой

С чистой свежей водой. 

(Кулачки на столе, прижаты друг к другу)

Прилетели к нему птицы:

Дай, колодец, нам напиться!»

(Кисти рук перекрещены, пальцы плавно движутся вверх - вниз)

Эти птицы воду пьют,

Эти – песенки поют.

(Большие пальцы рук касаются поочерёдно указательного, среднего и других пальцев)

Песни все свои пропели,

Встрепенулись, улетели. 

(Кисти рук перекрещены, пальцы плавно движутся вверх – вниз.)

«Лиса».

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Ротик открывает, зайчиков пугает.

«Волк».

Серый волк – зубами щёлк.

Не боимся тебя, волк.

Каждый  ребёнок берёт бельевую прищепку. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. Воспитатель проговаривает текст, дети ритмично открывают и закрывают свои прищепки.

«Помощники».

Раз, два, три, четыре

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.

(загибаем каждый пальчик).

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали,

(загибаем каждый пальчик).

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.)

«Курочка».

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки 

(идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! 

(грозим пальчиком)
Лапками гребите 

(загребаем ручками),
Зёрнышки ищите

 (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

«Пирожок».

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

(Имитация действия)

А для милой мамочки

(Ладони вверх)

Испеку два пряничка.

(Руки в кулачки)

Кушай, кушай, мамочка,

(Ладони вверх)

Вкусные два пряничка!

(Руки в кулачки).

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Колокольчик».

Динь – динь, динь – динь,

Колокольчик, поскорей. 

(Локоть правой (затем левой) руки стоит на столе. Кисть руки опущена вниз.)

Динь – динь, динь – динь,

Созывай моих друзей.

Динь – динь, динь – динь!

(Большой палец дотрагивается поочерёдно до каждого пальца в такт стихотворению).

«Поварята».

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальчики.)

А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят».)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

(Поочерёдно разгибают пальчики, начиная с мизинца)

Всё мы испечём в печи.

Очень вкусно!

(Обе ладошки разворачивают вверх.)

«Цветки».

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

(Локти на столе, кисти рук перпендикулярны крышке стола. Ладони разводятся.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Подуть на ладони. Руки покачиваются из стороны в сторону.)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головками качают.

(Ладони соединяются, покачивание ладонями вперёд и назад.)

«Оса».

Оса села на цветок,

Пьёт она душистый сок.

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.)

«Комарик».

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

(Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперёд «хоботок».)

«Жук».

Я весёлый майский жук.

Сжать кулачок

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу – Жу.

(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить пальцами – усами.

«Лето»

Вот за что люблю я лето?  

(Загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Раз - Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре – это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!

Фоноритмика

Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания.

Напряжение – расслабление (па – па, ба – ба) сидя и стоя.

Темп от медленного к быстрому.

Па – па (руками)  Па – па (ногами)

В круг па – па – па (сила голоса – громко) Из круга плавно – тихо.



Предварительный просмотр:

Кастюк  Наталья Николаевна, учитель – логопед, МБДОУ № 6 «Страна Детство», 

Шевцова Светлана Геннадьевна, воспитатель, МБДОУ № 6 «Страна детство».        

«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с тяжелым нарушением речи»

Мы сегодня расскажем вам о системе дидактических речевых игр в преодолении ОНР у детей младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогами в целях развития и воспитания детей.

Новизна данной разработки  заключается в том, что создавались дидактические игр  в рамках определенного алгоритма и являются подготовительным этапом к созданию сценариев интерактивных игр (в нашем ДОУ созданы условия для использования интерактивных игр). Алгоритм:

1. Речевой материал подчинен лексической теме. Это создает условие многократного повторения слов, усвоенных ранее, запоминанию их и практическому употреблению в разном речевом контексте через игровую деятельность.

2. В рамках заданной лексики создаем игры по формированию сенсорных эталонов:  цвет, форма, величина. В этот же раздел включаем игры на развитие зрительно-конструктивной деятельности, развитие мелкой моторики.

3. Преодоление тяжелого речевого нарушения  невозможно без развития высших психических функций таких  как: восприятие, память, мышление. Поэтому в разработку входят  игры, которые учат детей  выстраивать сериационный ряд, обобщать, классифицировать  и сравнивать.

4. В рамках заданной лексики создаем игры, формирующие грамматический строй речи: практическое употребление существительных  единственного и множественного числа, простых пространственных предлогов,  существительных в косвенных падежах, правильное согласование прилагательных и существительных в роде, числе, существительные в уменьшительно-ласкательном значении.

Сензитивным периодом освоения перечисленных категорий является возраст с трех до четырех лет.

5. Реализация дидактических задач осуществляется через игровую деятельность.

Данные дидактические игры  позволяют организовать интеграцию направлений развития в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Дидактические игры, которые мы сегодня  представляем, создавались в течение учебного года педагогами и родителями группы.

По содержанию наши дидактические игры опираются на знания, уже имеющиеся у детей. Они красочные, с качественным узнаваемым изображением предметов, персонажей; прочные, и просты для понимания ребенка.

 В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Определяя дидактическую задачу, мы учитывали, какие знания, речевые умения и навыки должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться. Прописаны игровые действия.

Мы считаем, что повышению эффективности коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи способствует обеспечение педагогического процесса достаточным количеством качественного дидактического игрового материала,  где воспитанники  являются активными участниками,  начинают  целенаправленно мыслить и учиться выражать эти мысли.

В каждом разделе алгоритма соблюдается принцип от простого к сложному, принцип доступности материала по содержанию, связь обучения с жизнью. На примере формирования сенсорных эталонов мы вам это покажем.

В начале учебного года, дети играли в игру «Найди такой же по цвету», «Найди такой же по форме». Дети  определяли  только цвет или только форму,  и практиковались в согласовании существительного с прилагательным в роде и числе: желтая груша, желтые бананы. Далее, когда речевые возможности увеличивались, дети через игру учились соотносить цвет и форму одновременно сначала на одной геометрической фигуре, затем на двух, и трех. Тем самым объем речевого высказывания увеличивался. К согласованию присоединяется употребление существительных в косвенных падежах, простые предложные конструкции. 

Развивая зрительно-конструктивную деятельность, ребенок в начале года собирал целую картинку по образцу из двух, трех частей, разрезанных горизонтально или вертикально. К концу учебного года он уже справляется с разрезанными картинками по диагонали из 4-х частей. Играя с разрезными картинками, ребенок осваивает пространственные ориентировки: вверху, внизу, слева, справа, посередине, называет части предмета.  

Составляя игры по развитию высших психических функций, мы учитывали жизненный опыт маленького ребенка, и предлагали сначала классифицировать предметы близкого бытового окружения: например, одежда зимняя и та, что ходят в группе. Далее содержание игр усложняется и дети, играя, учатся классифицировать предметы, не входящие в круг бытовых ориентиров: «Дикие и домашние животные» (кошка живет дома, а волк нет)

Начиная с младшего возраста, развиваем у детей такой мыслительный процесс, как сериация.

Играя в сказку «Три медведя» наши воспитанники практикуются в установлении сериационного ряда: большой, поменьше, самый маленький. Практикуются в назывании посуды, мебели, существительных в уменьшительно-ласкательном значении.

Даже неговорящий ребенок может стать активным участником в речевой игре, если ему предложить запомнить и найти нужные картинки.

Такие игры «Кого не стало полянке?», «Какой машины не видишь?» «Тень какого животного?» вызывают живой интерес и  желание поиграть, поискать, посоревноваться, кто быстрее это сделает. Развивается внимание, зрительное восприятие, мотивация, реакция. Дети практикуются проговаривать существительные в Р.п. (самого сложного падежа по освоению)

Дидактическая игра предполагает вовлечение детей в совместную деятельность с педагогом, где педагог учит, играя, а дети, играя, обучаются.

 

Каждая новая игра проходит при прямом участии взрослого. Педагог предлагает игровые действия, проигрывает их вместе с детьми, заинтересовывает, поощряет. Использует такие методы, как: коллективное целеполагание в начале выполнения дидактической игры: «Хочешь узнать, кто живет в этом домике?», «Поможем хозяюшке накормить животных», и др.; учит воспитанников подведению итогов, положительно оценивает действия ребенка; вживается в игровой процесс вместе с ребенком, тем самым формируя предпосылки к умению доводить начатое до конца; создает ситуацию  мозгового штурма: «Кто-то спрятался? Догадайся!» – где от ребенка требуется большая концентрация внимания, распределения внимания; активно используется диалог.

Для того что бы дети проявляли самостоятельность, инициативу, мы расположили дидактические игры  в доступном для детей месте в достаточном количестве для выбора. Ребенок может самостоятельно выбрать игру и начать в нее играть. Педагог  может направлять или оказывать помощь, если ребенок за ней обращается. Во время игры дети имеют возможность взаимодействовать друг с другом, подходить, интересоваться и вовлекаться в игру. 

Причем, дети иногда придумывают свои игровые действия, оречевляют их по-своему. Могут расположиться с игрой в удобном для ребенка месте, как за столом, так и на ковре.

Постоянное использование дидактических игр, развивает у детей интерес, а это – главная движущая сила познавательной деятельности, повышает речевые возможности.

Данные игры используются в непрерывной образовательной деятельности, как в утренние время, так и в вечернее.

Утром, когда дети приходят в детский сад, располагаем игры на столах для привлечения их внимания. Дети тут же подходят и играют. Эти игры могут использоваться, как раздаточный материал во время занятий. Или при индивидуальной работе.

 Во вторую половину дня, когда проводится коррекционный час,  вовлечение детей в игру с дидактическими играми позволяет создать благоприятные условия для индивидуальной коррекционной работы с ребенком по заданию учителя-логопеда.

Дидактические игры  можно использовать при выявлении уровня речевого развития, т.е. при диагностике.

Активными участниками в создании дидактических игр являются родители. Только с их технической поддержкой стало возможным сделать большое количество качественных, красочных игр. В начале года совместно с родителями было принято решение приступить к созданию и накоплению дидактических игр, обеспечивающих повышение эффективности коррекционной работы на группе. В середине года мы провели презентацию игр для родителей, показали видео зарисовки, о том, как играют в них  дети. Предложили  рекомендации по изготовлению похожих игр в домашних условиях и даем возможность взять игры домой и поиграть с ребенком. 

 

Таким образом, разработанные и созданные дидактические игры способствуют эффективной  коррекции тяжелого речевого нарушения у детей. В дальнейшем пособие будет пополняться, дидактические задачи усложняться. А интерактивные игры, которые мы создадим, пополнят копилку  развивающих игр в ДОУ.

 

Список литературы:

1.      Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М. «Просвещение» 1989г

2.      Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». С-Пб. «Союз» 2001г

3.      Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников». М. «Школьная Пресса» 2008г

4.      О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет». М. «Творческий центр» 2011г

5.      Т.Б. Уварова «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками». М. «Творческий центр» 2010г

6.      Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи». М. «Айрис пресс» 2006г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Младший дошкольный возраст «Дидактическая игра, как средство развития речи »

Слайд 2

Интеграция познавательных областей: п о ФГОС «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие»

Слайд 3

игра цвет ЛЕКСИКА + форма вели- чина мото - рика В П Ф Грамматика Ед. мн. ч. с ущ., глаголов Притяжательные местоимения (мой, моя, мои, моё) Косвенные падежи в числе + предлоги Пространственные предлоги Согласование в роде и числе Восприятие Память Мышление С ловообразование фразовая речь+ связное высказывание

Слайд 4

«Найди такой же по цвету » «Найди такой же по форме»

Слайд 5

«У кого кто?» «Угости животных»

Слайд 6

«Собери платье»

Слайд 7

«Какая машина уехала?»

Слайд 8

«Чья тень?»

Слайд 9

«Я самостоятельный»

Слайд 10

П особие «Дидактическая игра» способствует: эффективной коррекции тяжелого речевого нарушения у детей; формированию основных новообразований, подготавливающих переход младшего дошкольника к следующему возрастному этапу.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как научить ребёнка говорить?»

        Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

        Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.

        Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.

        

Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

  1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! 

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка.

        Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

  1. Используйте короткие слова, простые и понятные! 

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»).

        Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?» Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

  1. Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

  1. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете! 

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

        Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.

        Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

  1. Читайте ребёнку книги! 

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками.

        Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.

        Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

  1. Ограничивайте просмотр телевизора! 

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.

        Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

  1. Почаще включайте музыку и песенки для малышей! 

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.

        Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо – моторная координация.

        Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

         

  1. Поощряйте двигательную активность ребёнка! 

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

  1. Развивайте мелкую моторику! 

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

        

  1.  Исключите любые чрезмерные требования! 

Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.

        Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

        Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!