Мастер класс "Сделаем планету чистой"
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для воспитателей «Сделаем планету чистой»
Подготовила Иванчук С.М.
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
- Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
- Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
- Воспитывать любовь к природе.
Девиз:
«Все то, интересно, что неизвестно!»
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Евгений Евтушенко
Природа – это самая лучшая из книг.
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н.Гарин-Михайловский.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.
В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.
Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
Ведущий: Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам.
Первое задание для вас вспомнить и пояснить эти законы, привести пример.
Задание № 1 «Законы природы»
Четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем».
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».
Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше».
Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.
Задание № 2 «Экологическая разминка»
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
- У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
- Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
- Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
- Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
- Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
- Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
- Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Какую траву любят кошки? (валериану)
- Самая высокая трава? (бамбук)
- Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
- Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
Задание № 3 «Простые истины
(2 команды)
Команда выбирает по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.
1. Педагогическая ситуация
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2.Педагогическая ситуация
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации
Задание № 4 «Необыкновенная картина»
Перед вами ватман, карандаши, краски, фломастеры. Нарисуйте ,какой-бы вы хотели видеть нашу планету через 25 лет.
Задание № 5 «Народные приметы»
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
- Ворона кричит зимой – к метели
- Лягушки квакают – к дождю
- Воробьи в пыли купаются – к дождю
- Около луны звезда народилась – к потеплению
- Собаки катаются – к пурге
Задание № 6 «Свой край люби и знай»
Наша Белгородская область –
Удивительный край.
Здесь грибов хоть отбавляй.
Руды у на много-
Поезда нагружай.
А озёр и озёрец,
А речушек и рек
Сосчитать не сумеет
Ни один человек!
Наша Белгородская область –
Край легенд, красоты,
Мы хотим, чтоб в России
Стала первою ты!
Земля белгородская с её чудными лугами и полями, леса и перелески с разнообразием зверей и птиц, реки и озёра, богатые рыбой, благодатный умеренный климат делают природу Белгородщины неповторимой по красоте.
- Какая хвойная древесная порода самая распространенная в лесах Белгородщины? (Сосна обыкновенная )
- Какое растение самое красивое на водоемах Белгородщины?
- Как называется река в нашей местности?
- Какие животные есть в лесах Белгородщины?
- Как называется животное, грызун, отличный "гидротехник" строящий плотины на реках Белгородщины?
- Охраняемые территории Белгородщины?
Задание № 7 “Черный ящик”
В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфору, кормовые дрожжи. Что лежит в черном ящике? (ветки ели, пихты).
Заключение
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).
Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!
От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.
Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.