Выступление на педсовете «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Иванчук Светлана Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2019_nravst_patr_chuvstva.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста»


Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и современного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благородного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать  дошкольникам  ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы  по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, мною было разработано перспективное планирование включающее в себя мероприятия по формированию у воспитанников основ нравственно - духовного начала.

Актуальность темы:

 Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

 Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

 Задачи: Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, селу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Расширение представлений о России, о городах нашей Родины;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам;

Воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.

Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Разработанная мною система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего и старшего дошкольного возраста включает в себя углубленное изучение истории, природы и людей, живущих в родном городе, родном крае. Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Работу по патриотическому воспитанию осуществляю с создания для детей теплой, уютной атмосферы, наполненной радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. 

В своей работе использую различные технологии:

 Игровые,  информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, проектные, ИКТ. 

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию  особое место отвожу произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству, народным обычаям и традициям. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Тематические блоки: Блок, «Я и Моя семья».

   Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провожу мероприятия на темы «День матери», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и другие.

Блок  «Культура и традиции»

 Знакомлю детей с традициями и бытом России. Знакомлю с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Использую в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провожу занятия – развлечения: «Масленица», «Праздник Осени», «Весна пришла – радость принесла», «Вербное воскресенье», «Праздник светлой пасхи», и другие.

Ходим на экскурсию в школьный этнографический музей, Посещаем с детьми школьную библиотеку.

 Блок   «Я  и Родина».

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой.  Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого мероприятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу,  подвожу их к пониманию, что их  город частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной провожу поэтапно: родной дом , родная улица , детский сад , ближайшие соседи , символика , достопримечательности села.

Блок   «Этих дней не смолкнет слава».

Участвуем с детьми в мероприятиях на муниципальном уровне «Конкурсы чтецов посвящённые Дню Победы» . На 23 февраля и 9 мая участвуем в мероприятиях нашего Дома культуры, выступаем с художественными номерами. Традицией нашей группы  стало в зимнее время забота о птицах нашего села. Родители с удовольствием делают кормушки, а дети в зимнее время подкармливаю птиц. В прошлом году вместе с родителями сделали скворечники, повесили их в лесополосе и теперь дети наблюдают за птицами которые поселились в скворечниках.

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи»

 В работе с семьёй опираюсь  на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе с родителями используем разнообразные формы: анкетирование, совместные мероприятия, игровые программы.

 Родители принимают активное участие в жизни группы. Все праздники, конкурсы проходят при участии семей моих воспитанников.

 В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.  Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.