Проектная деятельность

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя» Воспитатели средних групп: Османова С. Д.Алиева Б.А.

Слайд 2

Цель проекта: формирование морально-ценностных установок, систематизация знаний детей об объектах окружающего мира на основе сюжета сказки.

Слайд 3

Задачи проекта: Обогащать знания детей о медведях (среда обитания, образ жизни). Развивать монологическую и диалогическую формы речи детей. Закрепить представления о порядковом счете, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. Воспитывать экологическую культуру у дошкольников.

Слайд 4

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы. Сроки выполнения проекта: 04.05.2016г.-30.05.2016г. Тип проекта: познавательно-исследовательский

Слайд 5

Гипотеза: «Если бы я (ребенок) был автором сказки «Три медведя» , у сказки бы был другой финал.

Слайд 6

Этапы работы: 1 этап – подготовительный. Выбор темы (обсуждение с детьми сказки, выявление знаний детей). Выдвижение гипотезы. Разработка плана совместных действий с детьми и родителями. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ. Сбор информации и материала для проекта.

Слайд 7

2 этап - основной Реализация образовательных областей через различные виды деятельности ребенка: творческую экспериментальную продуктивную

Слайд 8

Основной этап: Деятельность детей по реализации проекта Образовательная область «Познавательное развитие» Решение проблемных ситуаций «Можно ли детям ходить одним в лес?», «Можно ли заходить в чужой дом?», «В какое время года происходит действие сказки?». Беседа о безопасном поведении людей в природе. Беседа об отличительных особенностях жилища медведя от квартиры. Рассматривание иллюстраций разных авторов к сказке. Беседа «Уважай животный мир!» Математическая игра «Сколько нас?» Дидактическая игра «Из чего сделано?» (экспериментирование – опыт «Тонет - не тонет»).

Слайд 9

Образовательная область «Речевое развитие» Настольная дидактическая игра «Что сначала, а что потом?» Формирование словаря (похлебка, «как раз впору») Упражнения на звуковую культуру речи («Тихо-громко», «Медвежата мед едят», «Скажи как…») Упражнение на грамматический строй речи («Научим мишку говорить правильно»). Разгадывание загадок про медведей. Пересказ сказки. Ответы на вопросы. Основной этап: Деятельность детей по реализации проекта

Слайд 10

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раскрашивание раскрасок с героями сказки. Рисование медведей с использованием нетрадиционного метода рисования – тычкования . Лепка мисочек для медведей. Обрывная аппликация «Домик трех медведей». Лего-конструирование «Спальня медведей». Изготовление атрибутов (медальонов) к сказке. Коллективная работа «Лесная поляна» (поделка из бросового материала). Прослушивание музыкального произведения «Осень», муз. Ю. Чичкова , сл. И. Мазнина . Игровое упражнение «Ходит медведь» под муз. «Этюд» К. Черни. Музыкальная игра «Займи домик», муз. М. Магитенко . Основной этап: Деятельность детей по реализации проекта

Слайд 11

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Беседа «Как нужно вести себя в гостях?» Дидактическая игра «Я знаю…» Рассматривание иллюстраций к сказке. Рассуждение на тему «Почему в сказке четыре героя, а называется сказка «Три медведя»? Игра-драматизация «Три медведя» (настольный театр). Игровое упражнение «Придумай другой конец для сказки». Основной этап: Деятельность детей по реализации проекта

Слайд 12

Основной этап: Деятельность детей по реализации проекта Образовательная область «Физическое развитие» Подвижная игра «У медведя во бору». Подвижная игра «Добеги до мяча». Подвижная игра «Мишка в лесу». Физминутка «Маша – растеряша». Физминутка «Часики». Физминутка «Три медведя» Физминутка «Мишка косолапый» Пальчиковая гимнастика «Домик» Пальчиковая гимнастика «За ягодами» Пальчиковая гимнастика «Вкусная каша»

Слайд 13

Основной этап: Деятельность родителей Подобрать пословицы и поговорки на тему «Безопасное поведение в природе» и выучить их с детьми. Изготовить декорации к настольному театру( из бумаги, картона, дерева). Подобрать бросовый материал для коллективной работы детей. Поучаствовать в изготовлении атрибутов (медальонов) для игры-драматизации.

Слайд 14

Деятельность педагогов по реализации проекта Проведение вводной беседы с детьми и родителями по теме проекта. Координация действий участников проекта. Обращение к рекомендациям специалистов ДОУ. Составление, плана, проектной документации проекта. Фиксация всех этапов проекта. Подведение итогов реализации проекта. Заключительная презентация.

Слайд 15

Продукт проекта: настольный театр по сказке «Три медведя», изготовленный детьми и родителями.

Слайд 16

3 этап - заключительный Изготовление настольного театра по сказке «Три медведя».

Слайд 17

Предполагаемые результаты: Обогащение знание детей о медведях. Развитие монологической и диалогической формы речи детей. Закрепление представлений о порядковом числе, правил о количественных и порядковых числительных. Воспитание экологической культуры у дошкольников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка детский сад «Аленький цветочек» Проект на тему: «МОЙ ДЕДУШКА» во второй младшей группе» Подготовила воспитатель: Османова С.Д . г. Пыть-Ях , 2020 г .

Слайд 2

Цель проекта: Воспитывать уважительное отношение к старшим родственникам. Закрепить знания детей о родственных связях в семье.

Слайд 3

Задачи проекта: Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог. Развивать познавательную активность, мышление, воображение. Формирование умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности ( театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной) Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми ( изготовление гвардейской ленточки) -

Слайд 4

Содержание проекта Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям. Знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками. Проведение исследований Организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, привязанность к окружающим, заботу о человеке, чувство гордости за отдельных людей, уважение к защитникам Отечества.

Слайд 5

1 Этап. Разработка проекта Разработка плана реализации проекта. Подбор методического материала к проекту. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).

Слайд 6

2 Этап. Выполнение проекта Формы и методы работы с детьми. Игровая деятельность дидактические игры « Кто что делает», «Моя семья, моя родословная» сюжетно – ролевая игра « Семья», «Дом» - коммуникативные игры «Назови ласково»

Слайд 7

Познавательное развитие Рассматривание фотографий, составление рассказов из жизни семьи « О чём рассказали старые фотографии».

Слайд 8

Конструирование Изготовление построек «Мой дом»

Слайд 9

Художественно – эстетическое развитие Рисование «Медаль для дедушки», «Мой дедушка – герой», «Праздничный салют» Аппликация «Гвардейская ленточка», «Весенний букет» Лепка «Угощение для дедушки», «Руль для дедушкиной машины» Разучивание песни Н.Вайнер « Мой дедушка герой»

Слайд 10

Развитие речи Беседа с детьми « Мы - дружная семья», «Праздники в нашей семье» Чтение стихотворений: «У меня есть дедушка» Р.Гамзатов , «Славный дедушка родной» Е. Дюк , отгадывание загадок Составление описательных рассказов « Кем работает дедушка» Занятие – игра « Знакомство с играми бабушек и дедушек»

Слайд 11

Физическое развитие Подвижная игра «Дедушкины игры» Пальчиковая игра «Этот пальчик» Артикуляционная гимнастика «Скажи как дедушка» Игра на психологическую разгрузку «Назови ласково»

Слайд 12

Деятельность родителей Оформление папки – передвижки « Мой дедушка», «Памятники моего города» Подбор фотоматериала, составление рассказов о дедушке

Слайд 13

Продукты проекта: Цикл НОД по теме « Мой дедушка – герой» Проведение конкурса стихов Картотека художественного слова «Мой дедушка» Выставка (рисование, аппликация, лепка) на тему «Мой дедушка» Создание творческой работы с воспитателем «Салют для дедушки»

Слайд 14

3 этап. Презентация проекта. Проведение конкурса стихов Выставка (рисование, аппликация, лепка) на тему «Мой дедушка» Создание творческой работы с воспитателем «Салют для дедушки»



Предварительный просмотр:

Проект «Военные профессии»

Подготовила: воспитатель Османова С.Д.

Вид проекта: информационно– познавательный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Поэтому знакомству детей с военными профессиями в патриотическом воспитании отводится огромное значение. Дети должны понимать, что в обязанности людей, несущих военную службу в частях и учреждениях Вооруженных сил, входит исполнение воинского долга. Эта служба не просто профессия, а призвание. Общество и все государство в целом возлагает на военнослужащих социально-ответственные функции.

Цель проекта: познакомить с военными профессиями; показывать их общественную значимость.

Задачи:

  • закрепить знания детей о родах войск;
  • закреплять знания детей о разнообразии профессий военного;
  • уточнить знания о том, чем занимаются военные;
  • развивать представления о престижности работы военного;
  • сформировать понимание того, что работа на военного нужна и ответственна;
  • воспитывать уважение к людям, служившим в Армии.

Охватываемые образовательные области:

  • физическое развитие
  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • речевое развитие

Предполагаемый результат:

  • проявляет интерес к военным профессиям;
  • может рассказать о профессиях;
  • может по просьбе взрослого рассказать о военных профессиях.

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
  • планирование: «Модель трёх вопросов»:

Какие военные профессии вы знаете?  

- Кавалеристы.

- Гусары.

- Танкисты.

- Летчики.

- Моряки.

Что бы вы хотели узнать?

- Какие рода войск есть в Российской армии?

- Какие еще профессии есть в армии?

- Могут ли девочки служить в армии?

- Какой должен быть человек, служащий в Российской армии?

- Что нужно сделать чтобы стать военным?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

  • практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
  • итоговый: завершение проекта: викторина «Военные профессии»

Формы работы:

  • беседы;
  • чтение и прослушивание литературных произведений;
  • игровая деятельность;
  • знакомство с произведениями искусства;
  • творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями;
  • применение ИКТ во всех видах деятельности;

Развивающая среда:

  • пополнение центра патриотического воспитания по теме проекта;
  • внесение костюмов военной формы в сюжетно- ролевые игры;
  • совместное создание атрибутов к сюжетно- ролевым играм.

Работа с родителями:

  • консультация для родителей «Есть такая профессия - Родину защищать»;
  • поиск информации вместе с детьми, в том числе и Интернете;
  • организация выставки детских работ «Наша армия сильна»
  • совместное создание атрибутов к сюжетно- ролевым играм.

План реализации проекта:

Беседы:

«Кто может стать солдатом?»

«Какие бывают военные профессии?»

«Рода войск»

«Танковые войска: танкист, наводчик-оператор, механик-водитель, заряжающий»

«Артиллерийские войска: артиллерист, наводчик артиллерийского орудия»

«Пограничные войска: пограничник, командир отделения, командир боевого расчета»

«Авиация: летчик – испытатель, военный летчик, штурман, радист»

 «Радиотехнические войска: радист, радист-радиолокаторщик, военный связист»

«Военно – морской флот: командир корабля, штурман, моряк, моряк – подводник, морская пехота»

«Женские военные профессии: военный врач, военная медсестра, монтажник связи, оптик-механик, картограф, радист-радиолокаторщик»

«Личные качества военнослужащего»

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения:

 «Военные профессии»

«Четвертый лишний»

«Одень солдата»

«Загадки и отгадки»

«Выложи из палочек вертолет, танк»

«Назови профессию»

«Орудия труда»

«Кто что делал»

«Выбери правильно»

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы – военные»

«Пограничники»

«Мы - моряки»

«Танкисты»

«Лётчики»

«Учения военных»

«Госпиталь»

Подвижные игры:

Игра-эстафета «Точно в цель»

Игра – эстафета «Преодолей полосу препятствий»

«Самолеты – истребители»

«Защита крепости»

Художественная литература:

А. Митяев «Почему армия родная?»

Л. Кассиль «Твои защитники»

Е. Воробьёва «Последний выстрел»

«Спасибо тебе, Трезор».

А. Маркуша «Я – солдат и ты – солдат»

А. Беляев «Хочу быть военным моряком»

Н. Никольский «Что умеют танкисты»

В. Козлов «Пашкин самолет»

Продуктивная деятельность:  

Аппликация:

«Танковые войска»

«Десантник» (с элементами рисования)

Лепка:

«Боевая техника»

«Российская армия»

Рисование:

«Как я в армии служу»

«Пограничник на посту»

«Подводная лодка»

«Артиллерия в бою»

«Разведчик на задании»

Конструирование:

из бумаги:

«Самолёты»

«Корабли»

из строительного материала:

«Военные машины»

«Радио точка»

«Крепость»

«Аэродром»

Итоговые мероприятия: викторина «Военные профессии»

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект для детей старшей группы

по правовому воспитанию

«Мы имеем право! Мы – дети!»

Подготовили: воспитатель Османова С.Д.

Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «право»;
  • обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
  • воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
  • развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
  • развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители.

Актуальность реализации проекта:

«Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы – дети!»

Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.

И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек, в общем, и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.

 

I этап – подготовительный 

 Беседа «Знакомство с конвенцией о правах ребёнка»

Беседа об ответственности и правах ребенка.

Беседа «Каким я хочу быть?» — учить детей избавляться от своих недостатков.

 Загадки по правам детей.

Совместно с родителя изготовить паспорт имени ребенка.

Создание картотеки дидактических игр о правах и обязанностях для детей дошкольного возраста.

Консультации и памятки для родителей по правовому воспитанию.

 Подготовка к игре «Семья». Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст), о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде).

Чтение сказки «Приключения маленького человечка»

Чтение рассказов о правах ребенка.

Просмотр мультфильмов «Цветик семи цветик», Смешарики «Азбука права»

 Изготовление книжки-малышки «Я и мои права»

 Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

Разработка занятий по правовому воспитанию.

Изготовления альбома «Моя семья»

II этап – основной

 Занятие «Знакомство с правами ребёнка» — познакомить тетей с правами ребёнка. Уточнить знания детей об именах и отчествах своих родителей, бабушек, дедушек, об их фамилии.

 Заучивание пословиц о семье.

Беседа «Я имею право на имя»

Беседа «Я имею право на жизнь»

 Беседа «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

 Выставка совместного творчества детей и родителей «Я имею право!»

 Рисование «Дом в котором я живу»«Цветные страницы» — через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.

Рисование «Волшебный цветик – семи цветик».

 Родительское собрание «Права ребенка – обязанности родителей».

 Пение песен «Неразлучные друзья»«Наша дружная семья»

III этап – заключительный

 Составление генеалогического древа семьи. 

Итоговое занятие по правам ребенка «Маленьким детям – большие права».

«Альбом «Моя семья»

 Мы играем «Семья»

«Рисуем дом, в котором мы живём»

Вот что у нас получилось

Рисуем волшебный цветок цветик – семи цветик

Вот что у нас получилось

«Мы имеем права — мы дети!»

«Мы разные, но мы вместе!»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект для детей средней группы

«Эх, Масленица»

Подготовила:

воспитатель Османова С.Д.

Методический паспорт проекта.

Название проекта: «Эх, Масленица».

Вид проекта: 
игровой, творческий;
по областям – чтение литературы, познание, физическая культура, художественное творчество, коммуникация;
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Участники проекта:
дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, инструктор по физической культуре. 
Актуальность проблемы:
скудные знания детей о праздновании русского народного гуляния – Масленицы в наши дни.
Цель проекта: 
создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица;
воспитание любви и патриотизма к своей Родине;
Задачи проекта: 
- развитие интереса к обрядовым русским праздникам;
- воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
- обогащение духовного мира;
- формирование у детей начал национального самосознания
Предполагаемый результат:
1. Имеют представления о народных праздниках 
2. Имеют представления о народных играх
3. Владеют знаниями масленичной кухни
Предварительная работа:
Чтение сказки про Масленицу
Заучивание закличек и стихов
Во время беседы дать понятие о народных традициях
Наглядная информация: 
Оформление стенда с работами детей
Оформление в приёмной уголка «Масленица»
Взаимодействие с родителями:
Совместная работа детей и родителей «Масленица пришла!»
Рецепты теста для блинов от родителей
Заучивание закличек и стихов

Продукт проектной деятельности: 
Выставка детских работ:
«Масленица»
«Масленичное солнце»
«Блиночки»
«Масленица пришла»
Уголок «Масленица»
План реализации проекта:
Понедельник «Встреча»
Знакомство детей с народным праздником – Масленицей. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре.
Лепка из пластилина «Масленичное солнце»
Вторник «Заигрыш»
Знакомство детей с русскими народными играми – забавами.
Забавы:
Снежки
Взятие снежной крепости
Игры: 
«Солнышко»
Дети делятся на две команды. Участники держат ложку в которой лежит жёлтый шарик, и бегут змейкой между расставленными кеглями.
«Подари конфетку» симпатии
На группе натягивается верёвочка, на которой на тонких нитках подвешены цветные конфетки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать одну конфетку, а затем назвать имя девочки и подарить ей свою конфетку.
«Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит: 
Заря - зарница, 
Красная девица, 
По полю ходила, 
Ключи обронила, 
Ключи золотые, 
Ленты голубые, 
Кольца обвитые - 
За водой пошла! 
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
Среда «Лакомка»
Познакомить детей с обрядовой кухней.
Угощение сладостями
Рисование «Масленица»

Четверг «Разгуляй»
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. 
Лепка «Блиночки»
Пятница «Вечера»
Приобщать к истокам народных традиций. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
Развлечение, посвящённое закрытию масленичной недели.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад

«Аленький цветочек»

Общесадовый проект

«Неиссякаемый родник»

(Гражданское и патриотическое

воспитание старших дошкольников)

Авторы проекта: воспитатели

Баран Юлия Яновна,

Зюзева Ксения Витальевна,

Османова Светлана Дадашевна

г. Пыть-Ях

2017 г.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося

над землей, заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности, которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский

I. Аннотация проекта.

              Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и    культуре.

          В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

         Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

          Патриотизм – это чувство любви к Родине.

Родина – это сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям – матери, отцу, к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, родной природе. Чувство любви к Родине является общечеловеческой ценностью и носит глубоко исторический характер.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощущать духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру страны как свои собственные.

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, к своей малой родине. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. 

        Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям, согласно Новому энциклопедическому словарю входят в понятие «патриотизм». По определению Российской педагогической энциклопедии, «патриотизм - социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об её интересах и готовность к её защите от врагов». Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, так называемой малой родине, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. С развитием государства патриотизм наполняется политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества, отстаивания интересов Отечества.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, родной стране.

Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

      «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в будущих веках, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

                                                                                                                    Д. С. Лихачёв.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Данный  проект предусматривает реализацию регионального компонента, через знакомство с национально-культурными особенностями Ханты-Мансийского Автономного округа  (произведениями искусства, художественным словом, фольклором, музыкой); знакомство с бытом и традициями народов ханты и манси; с природными и климатическими особенностями ХМАО - Югры и родного города; с трудом жителей города Пыть-Ях; с животным миром и водными ресурсами.

 Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:

  • несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
  • недостаточное оснащение и коммерциализация сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
  • отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их к военной службе;
  • малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
  • недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных учебных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи.

II. Педагогическая целесообразность.

Гуманизация дошкольного образования, обращение к личностно-ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий требуют от педагогов перехода на другой уровень взаимодействия с детьми по всем направлениям работы. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире.

       Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы и поговорки, сказки, произведения народно-декоративного искусства. И этот незамутненный источник оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес и сможет пробудить чувство любви к Родине, к красоте родной природы. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.

Опрос, проведенный среди детей и родителей воспитанников  ДОУ, показал что:

- К 5 годам у 70%  дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

- У  65% детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

- 80%  родителей  не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

 - 40% родителей затрудняются в знании истории города, края;

- 20%  родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Критерии опроса:

  1. Познавательный интерес  детей к истории и культурному наследию города и края.
  2. Уровень знаний детей об  истории города и края.
  3. Посещение родителями культурных учреждений города. Если не посещают - указать причину.
  4. Знания родителей об истории города и края.
  5. Желание родителей узнать историю города и края.

 

Поэтому, исходя из данных опроса, мы решили изменить формы организации педагогической  деятельности  по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта «Неиссякаемый родник». Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

III. Цель проекта:

- Формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

Задачи:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране.
  2. Уважение к людям труда.
  3. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
  4. Формирование элементарных знаний о правах человека.
  5. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  6. Чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
  7. Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
  8. Расширение представлений о России, ее столице.
  9. Знакомство детей с символами (герб, флаг, гимн) государства и родного края.

Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: это воспитанник, способный:

     •        чувствовать свое эмоциональное состояние и  эмоциональное состояние других людей;

     •        проявлять интерес  к прошлому, настоящему и будущему своего города;

     •        способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;

     •        проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;

     •        воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;

     •        проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в  совершении поступков, в деятельности – инициативный;

     •        воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;

     •        понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.

IV. Принципы построения проекта:

Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим направлениям: «Я и моя семья», «Важные профессии нашего города», «Мой край родной», «Моя малая Родина», «Моя Родина - Россия»;

принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, слайдовые презентации и т. д.;

принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;)

принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Вид проекта: долгосрочный, групповой, индивидуальный (совместно с родителями).

Участники: дети старших групп, родители воспитанников, педагоги, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре.

Сроки реализации:  2017 – 2018 учебный год

Формы реализации проекта:

- специально организованные занятия;

- экскурсии;

- беседы;

- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);

- продуктивная деятельность;

- чтения произведений художественной литературы, фольклора;

- прослушивание и изучение музыкальных произведений;

- праздники, развлечения;

- интересные встречи;

- утренники;

- веселые спартакиады;

- работа с родителями;

- кружки по интересам.

V. Cтруктура проекта:

Проект предназначен  для детей старшего дошкольного возраста.  В проекте определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по направлениям.

1. Направление   «Я и моя семья» (семья, детский сад).

2. Направление   «Важные профессии нашего города».

3. Направление    «Мой край родной».

4. Направление   «Моя малая Родина».

5. Направление   «Моя Родина - Россия».

6. Направление «Юные кадеты».

   Направления работы по проекту:

  1. «Я и моя семья». 

Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня, мы считаем,  что необходимо усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной.  Воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к матери, к родному дому и семье - это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

В рамках этого направления дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к  близким людям, уточняются представления детей об именах близких, семейных историях, традициях.

  1.  «Важные профессии нашего города».

В процессе работы по гражданско-патриотическому воспитанию, на наш взгляд, должен решаться более широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к профессии человека и результатам его труда. В первую очередь,  это знакомство  с трудом людей города и своей страны: врач, полицейский, пожарный,  шахтёр, нефтяник, шофёр и т. д. Воспитываем гордость и уважение за результаты их труда.

  1. «Мой край родной». 

Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем, краеведческие сведения о природе. А в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, природу родного края, нравственные качества человека. Взаимосвязь между этими понятиями очевидна. Педагоги ДОУ должны  не только знакомить детей с природой и ее особенностями, но и учить видеть ее красоту, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищая ее. Родившись, человек становится не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой, с окружающей его природой.

И отношения эти должны определяться культурой и традициями народа, представителем которого ребенок является и традициями коренных народов Севера.

Мы растим настоящего гражданина, патриота своей страны через воспитание культуры взаимоотношений с природой.

  1. «Моя малая Родина».

 У каждого счастливого человека есть своя малая родина.

Чаще всего  любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось его детство, ведь именно с детством у большинства  людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы не было человеку лет, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ним и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Для нас и для наших детей – это   город Пыть-Ях.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Знакомство с городом Пыть-Ях в нашем ДОУ мы предлагаем  осуществлять через разные формы работы с детьми. Это экскурсии и пешие прогулки по городу, посещение разных достопримечательностей (парк,  аквацентр «Дельфин», приусадебное хозяйство при Храме в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость», этнографический музей «Эхо Югры» и музей в Центре СЗиВКНС, музей боевой Славы при СОШ №5, аллея Ветеранов, обелиск «Воинской славы»), дидактические игры, занятия и викторины, выставки.

    Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданий и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках и т. д.

  1.  «Моя Родина - Россия».

На занятиях этого направления дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами Росси: герб, флаг, гимн, расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско – патриотических чувств: любовь. Гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

 Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, потешками, праздниками, обрядами, народно – прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

6. «Юные кадеты»

            Идея создания  дошкольных групп  юных кадет в нашем городе возникла неслучайно: патриотическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе  дошкольных учреждения города.  

               Кадетскими классами в школах никого не удивишь. А вот  группы юных кадет  в детском саду — это инновация.   Во всяком случае, в нашем городе.  В рамках проекта идёт работа по ознакомлению   с правилами этикета, воспитание   уважения к профессии военного,  воспитание толерантность, чувства уважения к другим народам и их традициям, развитие чувства гордости за достижения страны. Дошкольники знакомятся с традициями кадетского движения нашей страны. Группы кадетов создаются на базе подготовительных к школе групп, из тех ребят, которые в будущем желают обучаться в кадетских классах. Это является значимым аспектом преемственности дошкольного и начального образования.

Тематический план работы по проекту «Неиссякаемый родник»

Тема

Содержание занятий

Связь с другими видами деятельности

Сроки выполнения

«Я и моя семья»

- Непосредственная образовательная деятельность (ООД) детей и педагогов по теме: «Моя семья».

- Разгадывание ребуса «7Я».

- Работа над понятием «семья».

- Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение».

- ООД детей и педагогов по теме: «В мире доброты».

- Досуг «День матери».

- Досуг с участием родителей «Лиса, заяц и

петух  »

 

- Беседы с детьми об их обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

- Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью».

- Изготовление панно «Моя семья» (Я – в середине, а по лучам – члены семьи»)

- Рисование дома для своей семьи.

- Семейный праздник «Моя родословная»

Сентябрь - октябрь

«Важные профессии города»

- Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с  родителями) об исторических местах города и округа,  и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы).

- Рассматривание фотографий.

- Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.

- ООД «Город мастеров».

- ООД «Путешествие в профессии».

- ООД «Труд взрослых» Экскурсия.

- Встреча с лучшими людьми города (пожарные, полицейские, работники лесхоза, врачи, нефтяники)

- Консультация для педагогов «Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями»

«Мой край родной».

-  Досуг «Рябиновые посиделки».

- Досуг «Экологическое ассорти».

- ООД «Природа нашего района».

- ООД «Животные нашего района».

- ООД «Птицы нашего района».

- ООД «Путешествие по Югре».

- ООД «Экскурсия на луг».

- Экскурсия (пешая) по 5 микрорайону «Солнечный».

- Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад).

- Пометка на карте города (каким – либо значком) самых интересных объектов, детского сада.

Октябрь - май

 «Моя малая Родина»

- Рассказ воспитателя об истории города   Пыть-Ях: местоположение, особенности застройки, значимые места, природные условия, знаменитых людях.

- ООД «Путешествие по Югре».

- ООД «Наш город».

- ООД «Моя Родина»

- Экскурсия по городу. - Посещение разных достопримечательностей: парк,  аквацентр «Дельфин», приусадебное хозяйство при Храме в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость», этнографический музей «Эхо Югры» и музей в Центре СЗиВКНС, музей боевой Славы при СОШ №5, аллея Ветеранов, обелиск «Воинской славы»

- Изготовление панно из природного материала «Герб Пыть-Яха».

- Рисование на тему «Мой город»

Ноябрь - декабрь

«Законы, по которым мы живем»

- Беседа о Конституции.

- Чтение отрывка из Ю.Олеши «Три толстяка», Д.Родари «Приключения Чиполино» (беседа о справедливости сказочного государства)

- Выставка поделок «Руками детей и их родителей»

Декабрь

«По Новогодней карте»

- Беседа о праздниках.

- Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

- Беседа о Новогодних символах.

- Рассказ о Новогодних обычаях.

- Оформление группы к празднику.

- Зимние постройки из снега для малышей.

- Акция «Поможем птицам зимой».

- Новогодний праздник.

Декабрь - январь

«Моя Родина  - Россия»

- Беседа о березке – символе России.

- Стихи и песни о березке.

- Народные игры.

- Консультация для родителей «Как знакомить детей с историческим прошлым России».

- Литературный досуг «Моя Родина - Россия»

- ООД «Москва Златоглавая».

- ООД «Россия на шаре земном».

- ООД «Флаг России».

- Рисование на тему «Моя Родина».

- Беседа о народных приметах.

- Беседа о народных промыслах.

- Разучивание стихов о Родине.

- Слушание песен о Родине.

-

Январь

1 – 2 недели

«Живем в России»

Родительские собрания «Растим патриотов».

Проведение открытых занятий в старших и подготовительных группах по формированию патриотических чувств.

Консультация для родителей «Что такое отечественная культура».

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

.

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.

Составление рассказов о будущем Родины.

Январь

3 – 4 недели

«Москва – столица нашей родины»

ООД детей и педагогов по теме

Рассматривание иллюстраций с изображением города Москвы, знаменитых мест.

Рассказ об основании Москвы, российских полководцах.

Обсуждение стихотворения Ф. Глинки «Москва».

Слушание и разучивание стихов о Москве, о Родине.

Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля».

Оформление стенда.

Февраль

1 – 2 недели

«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества)

Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова.

Беседа о характере богатырей Руси и защитниках Родины.

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.)

Разучивание стихов, посвящённых героизму наших защитников.

Изготовление подарков папам и дедушкам.

Музыкально - спортивное развлечения «Вместе с папой».

Февраль

3-4 недели

«Моя мама»

Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле» (обсуждение).

Рассматривание репродукций с картины («Мать и дитя»).

Рассказы детей о своих мамах.

Чтение стихов и пение песен о маме.

Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».

Оформление альбома

«Мама – солнышко моё».

Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.

Выставка поделок «Умелые ручки» (совместная)

Развлечение «8 Марта – мамин день»

Март

«Наше государство – Российская Федерация»

Беседа о государстве – «Российская Федерация».

Знакомство с различными городами России, рассматривание иллюстраций, репродукций российских художников.

Знакомство с флагом, гербом и гимном России.

Прослушивание гимна.

Разукрашивание в альбомах Российского флага.

Аппликация «Российский флаг»

Оформление на карте РФ мест, где были дети с родителями.

Апрель

3-4 недели

«Этот День Победы»

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о подвигах солдат во время ВОВ.

Изготовление подарков для ветеранов ко Дню Битвы за Москву.

Проведение досуга «Музыкальная летопись войны»

Организация и проведение: встреч с ветеранами ВОВ, тыловиками, блокадниками Ленинграда, совместных концертов  с хором ветеранов, бесед, досугов перед праздниками «Битва за Москву»,  «День Победы», «Снятие блокады Ленинграда».

Экскурсия к обелиску славы в 5 микрорайоне, возложение цветов.

Изготовление праздничных открыток, подарков ветеранам.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Оформление стенда с иллюстрациями о Великой Отечественной войне.

Выставка совместных работ детей и родителей по теме «Этих дней не смолкнет слава!».

Подготовка и организация экскурсии воспитанников детского сада в музей «Боевой славы» СОШ №5.

Проведение спортивно-патриотических праздников в честь Дня Победы и Дня защиты детей.

Декабрь, апрель, май.

VI. Ожидаемые результаты.

         К концу дошкольного периода ребенок должен знать: название страны, в которой живет; общие географические сведения о России; о своей малой родине, государственные символы, о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.;

 Предполагаемый результат:

1.        Итоговым результатом является опрос детей и родителей, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2.        Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3.        Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

4.        Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

5.        Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

6.    Создание документального фильма о работе ДОУ по формированию патриотических чувств дошкольников.

7.    Привлечение общественных организаций города для создания условий по формированию патриотических чувств детей.

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в продленных группах начальной школы.

В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

VII. Литература

  1. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»  
  2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  10.   Кондрыкинской Л.А. «С чего начинается Родина?»
  11.   Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»            
  12.  Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»  
  13.  Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  14.  Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  15.  Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  16.  Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Достигнутые результаты:

  •  рост познавательной активности детей  повысился на 24 %,
  •  анализ результатов   усвоения знаний по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А.Васильевой,  показал: средний уровень развития у 73% детей, выше среднего у 20% детей;
  •  высокий уровень социализации детей старших  групп:  дети являются активными участниками городских конкурсов, спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места;
  •  повышение активности родителей в делах группы.

Критерии опроса:

  1. Познавательный интерес  детей к истории и культурному наследию города и края.
  2. Уровень знаний детей об  истории города и края.
  3. Посещение родителями культурных учреждений города. Если не посещают - указать причину.
  4. Знания родителей об истории города и края.
  5. Желание родителей узнать историю города и края.