Инновационные площадки...

Скобликова Альфия Айбековна

Инновационная площадка "Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста"

Основная цель инновационных площадок — это реализация инновационных форм работы в дошкольном образовании и содействие внедрению результатов совместной деятельности научных работников и педагогов-практиков в образовательное пространство дошкольных учреждений.

1. Консультация для родителей "Литература о дружбе" https://youtu.be/zIh8zbtnteA?si=ypA5-4a7sMn9hap7  

2. "Всемирный день театра" https://vk.com/wall-214615911_303  

3. Челлендж "Добрые рифмы" https://vk.com/wall-214615911_279  

4. Позитивная социализация https://vk.com/wall-214615911_232 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр на формирование

позитивной социализации детей дошкольного возраста

М/п игр «Микрофон»

Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику; формирование умения  прислушиваться к мнению других, позитивного  отношения к сверстникам.

Ход: играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга.

По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из детей, поворачивается к ним спиной и говорит в « микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)…(дает описание кого—либо из детей). Пусть она ( он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.

М/и игр «Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход: дети садятся в круг, взрослый становится в центре, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом (как тебя зовут, чего ты боишься, что ты любишь…) Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос, передавая клубок следующему игроку. Когда все участники  соединились ниточкой, взрослый должен обратить внимание на то, что всегда веселее, когда есть друзья, что все люди чем то похожи.

М/п игр «Мост дружбы»

Цель: развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в паре.

Ход: перед каждой парой на полу лежит карандаш. Задача игроков—взять  этот карандаш так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если они не уронили карандаш, не помогали себе другой рукой,  можно поздравить с удачным выполнением задания.

Дидактическая игра «Семья».

Цель: формирование у детей понятий о семье.

Задачи:

- закрепить у детей представления о семье, ее членах;

- воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

- развивать коммуникативные навыки детей;

- воспитывать уважение к повседневному труду родителей;

- воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).

Ход игры:

Игра 1. «Что мы делаем?»

 Играют 2-4 чел-ка.

 Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую карточку след-й игрок и т.д. во время второго круга игры, игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!

Игра 2. «Как мы помогаем родным?».

 Играют 2 – 6 человек.

 Раздают по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.). например: «Я помогаю своей бабушке варить суп», если ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех карточек.

Дид /игр. "Собери картинку "

Цель : Систематизировать знания детей о понятии – семя.

Игровые правила: Взять только один конверт и собрать картинку по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, тот  называет ее и составляет описательный рассказ по ней.

Игровое действие: Поиск частей, складывание целой картинки, отгадывание, составление рассказа.

Дидактическая игра «Правила дружбы»

 

 Цель:  выявить способы поведения для поддержания дружеских взаимоотношений.

 

Ход:  воспитатель предлагает  вспомнить  правила  дружбы (дети берут картинки, которые обозначают правила дружбы и называют их)

Например:

 •Помогай другу: если друг не умеет что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

• Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.

• Останови друга, если он делает что-то плохое.

• Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; 

не завидуй друзьям– надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

• Умей принять помощь, советы и замечания других ребят…и др.

 

Дид/игр «Кто с кем дружит»

 

Цель: формировать дружеские взаимоотношения в игре;  выяснить представления детей о сказочных героях и их дружбе.

 

Ход: перед детьми на столе выложены карточки со сказочными героями, перевернутые картинками вниз. Воспитатель, поднимая одну из карточек, просит назвать сказочных героев, из какой они сказки и что их объединяет.  За правильные ответы дети получают фишки. Побеждает тот, кто собрал больше фишек.

 

Дид/игра «Эмоции»

Цель: ознакомление детей с различными проявлениями эмоций людей; формирование социальной и эмоциональной сферы ребенка.

Ход: дети садятся на стульчики. Перемешивают карточки и берут первую попавшуюся, поясняют: «Мне попалась карточка «радость». Когда мне радостно, я улыбаюсь.  Я изображаю радость на лице».

По кругу дети один за другим вытягивают карточки и изображают эмоции: удивления, скромности, спокойствия, хитрости, злости, удовольствия, веселья, страха, волнения, застенчивости, усталости, скуки, печали, грусти, обиды, безразличия, любопытства. Если эмоции показаны убедительно и ребенок составил по ней рассказ, то ему дают карточку с данной эмоцией. Побеждает игрок, который соберет больше карточек.

Дид/игр «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Цель: развивать интеллектуальные способности, коммутативные навыки, закреплять знания детей о правилах поведения в различных ситуациях.

Ход игры: перед детьми на столе разложены иллюстрации картинками вниз. Дети поочередно выбирают одну из иллюстраций и отвечают на вопросы: ---    -Что изображено на картинке?

-Как ты думаешь, какой из поступков хороший, а какой плохой?

-Как бы ты поступил на его месте?

Остальные дети оценивают правильность ответов.

 

Игра- лото «Культура поведения»

Цель: развитие коммутативных навыков; формирование навыков социально одобряемого поведения в общественных местах;

Ход игры: каждый игрок берет по карточке, на которой нарисованы картинки о правилах поведения в общественных местах. Ведущий достает из конверта одну из картинок, называет и показывает ее игрокам. Игрок, на чьей карточке находится соответствующая картинка, забирает ее, накрывает ею, совпавший рисунок при этом дает оценку, изображенному на картинке поступку. Если желающих забрать картинку нет, она возвращается в конверт. Выигрывает тот, кто первый и без ошибок закрыл картинками свою карточку.

Игра- лото «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Цель: развитие коммутативных навыков; формирование навыков социально одобряемого поведения в общественных местах;

Ход игры: каждый игрок берет по карточке, на которой нарисованы картинки о правилах поведения в общественных местах. Ведущий достает из конверта одну из картинок, называет и показывает ее игрокам. Игрок, на чьей карточке находится соответствующая картинка, забирает ее, накрывает ею, совпавший рисунок при этом дает оценку, изображенному на картинке поступку. Если желающих забрать картинку нет, она возвращается в конверт. Выигрывает тот, кто первый и без ошибок закрыл картинками свою карточку.

 

 



Предварительный просмотр:

«С кем я живу»

Программное содержание: Вызвать у детей интерес к собственной личности; дать детям представление о различных родственных отношениях в семье ( я сын, внук, брат и т.п.); показать отличие конкретного человека от других людей ( по имени, возрасту, полу и др.) воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку- маме; учить выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи.

Ход занятия.

Ребята сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что может быть у человека - о семье.

- Кто может из вас объяснить, что означает слово «семья» (Ответы детей)

Беседа «С кем ты живёшь?»

- Да семья-это близкие, родные друг другу люди, чаще всего они живут вместе. Поговорим о том, с кем вы живёте. Пусть каждый по очереди расскажет о своей семье, о людях, близких ему. ( Рассказы детей)

-А теперь давайте посмотрим на эту картину « Моя семья». Что за люди изображены? Можно ли их назвать семьёй?

Каждого из этих людей связывают с другими невидимые ниточки, называются они родственными отношениями. Например, мальчик и девочка называют эту женщину - «мама», а мужчину-«папа». А как называет мама мальчика?

-Сын, сынок.

-А девочку?

Дочка, доченька.

-А кем доводиться бабушке этот мальчик?

-Внуком, внучком.

-А девочка?

-Внучкой, внученькой.

-Всё правильно, молодцы!

Игра-беседа « Кто мы?»

-К нам сегодня пришла в гости кукла Маша. Наша гостья  хочет  выяснить хорошо ли вы знаете самих себя. Куклу  Машу  например интересует, кому сколько лет, кто из вас мальчик, а кто девочка, кто сынок, кто дочка, кто внук, кто внучка, кто похож на маму, а кто похож на папу.

(Усаживаю куклу: «Здесь ей всё видно и всех слышно»)

-А теперь расскажите, кому и кем вы доводитесь.

-( Помогаю первому ребёнку составить рассказ о себе)

Ребёнок: Я девочка Оля, мне 4 года, я папина и мамина дочка, бабушкина и дедушкина внучка. Я похожа на маму.

-Молодцы, вы хорошо рассказали о себе, кукла Маша благодарит вас за приятно проведённое время и прощается с вами. (Кукла « уходит»)

 

 

Подвижная игра: «Карусель»

- А сейчас мы с вами отправимся кататься на каруселях. И сделаем это не одни, а с родителями.

-Я буду выполнять роль  мамы, а самого смелого мальчика выберем на роль папы. Мама и папа приглашают детей кататься на карусели .(«Папа» с «мамой» подходят по очереди к каждому из детей и спрашивают «Сашенька, сынок, будешь кататься на карусели? Тогда прицепляйся .»

Сашенька даёт руку «маме», и они уже втроём дают руку следующему ребёнку. Так собираются в общую цепочку « родители» и все дети. Цепочка замыкается и образуется круг.) Сейчас мы будем кататься на карусели. Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась.

Еле-еле-еле-еле                             (Карусель медленно движется в правую

Завертелись карусели                   сторону)

А потом, потом, потом, потом,    (Темп речи и движений постепенно

Всё бегом, бегом, бегом,               ускоряется.)

Тише, тише, не спешите               (Темп движений постепенно

Карусель ос-та-но-ви-те.               замедляется)

Раз-два, раз-два,                            (Остановиться)

Вот и кончилась игра,                   (Похлопать в ладоши.)

 

Ребята, скажите, а вы дома помогаете своим родителям.

-Да.

-Какую работу по дому вы выполняете.

(Ответы детей)

Да, ребята надо помогать маме по дому. Любите, жалейте свою маму.

Ведь можно выполнять работу по дому по своей силе и возможностям,

Вот например:

                         -Застилать постель.

                         -Не разбрасывать свою одежду.

                         -Убирать игрушки после игр.

                         -Протереть пыль.

                         -Подметать мусор.

Несложные правила, но вы их сможете выполнять.

А, сейчас мы поиграем в игру, и у знаем умеете ли вы наводить порядок.

У вас на столе лежат листочки с нарисованными предметами.

Надо соединить линией разбросанные парные вещи.

Кто уже справился с заданием? Назовите найденные вами парные вещи.

Молодцы ребята. Занятие закончено.



Предварительный просмотр:

Картотека игр направленных на успешную социализацию дошкольников в ДОУ

«Мост дружбы»

Цель:        Развитие        эмпатии        у        детей,        преодоление        нерешительности, скованности у застенчивых детей.

Ходигры:

Воспитатель показывает детям линейку и говорит: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное».

Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других.

«Зеркало»

Цель:        Развивать        способности        к        установлению        положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход игры:

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров –

«зеркало», другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты:

Воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие — «отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)

«Печем пирог»

Цель: Обучение бережному отношению к другому, развитие воображения, творчества.

Оборудование: Одеяло.

Ход игры:

Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают»,

«замешивают», «обмазывают вареньем». Затем пирог переворачивают и украшают.

Когда «пирог» будет готов – он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается, как будто пирог из печки.

«Пошли письмо» Цель: Развитие групповой сплоченности.

Ход игры:

Играющие стоят по кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он нажимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.

Цель почтальона – «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится.

Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено».

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

«Буря» Цель: Развивать чувство группового единства. Ход игры:

Ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается второй раз, щелкая пальцами и предлагая сделать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног о пол.

Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и,   наконец,   началась   буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина.

«Путаница»                                     Цель: Формирование группового единства.

Ход игры:

Водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет.

Когда образовалась путаница, водящий водит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.

«Волны»

Цель: Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.

Ход игры:

«Наверное, вы любите купаться в море? Почему? Наверное, потому что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на солнце. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они наталкиваются на камушки на берегу, попробуем сказать в слух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное они говорили бы: «Мы любим вас!».

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море».

«Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя!»

«Потерялся ребенок»

Цель: Игра помогает детям выразить свои эмоции, проявить способность к сопереживанию.

Ход игры:

«Давайте представим, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень

обеспокоены и громко, и ласково по очереди зовем его, например, «Ау, Сашенька!».

«Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал.

«Нарисуй узор»

Цель: Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу. Оборудование. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка, карандаши. Ход игры:

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

«Головомяч»                                   Цель: Развивать навыки сотрудничества.

Ход игры:

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

«Переходы»

Цель: Игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.

Ход игры:

Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяемся местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, а рядом с ним – у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали».

Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными.

Варианты. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

«Угадай, кто это»

Цель: Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.

Ход игры:

Воспитатель выбирает одного ребенка — рассказчика. Остальные дети образуют круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка —

«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте, дети, Станьте в круг, Станьте в круг, Станьте в круг. Я твой друг

И ты мой друг, Добрый, добрый друг!

«Поводырь»

Цель:

Развивать чувство ответственности за другого человека.

Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Оборудование. Повязка на глаза — по количеству пар детей, стулья, кубики, обручи.

Ход игры:

В комнате разложены и расставлены предметы — «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например:

«Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

«Снежная королева»

Цель: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры:

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

«Цветик-семицветик»

Цель:

Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.

Поощрять желание заботиться о других.

Оборудование:        Цветик-семицветик        из        цветной        бумаги        со        съемными лепестками.

Ход игры:

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток,

Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть, по-моему, вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация

для педагогов

«Создание условий для социально-коммуникативного развития

в детском  саду»

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и

государства.

Задачи социально коммуникативного развития:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.         Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра –

не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую

деятельность, метод стимулирования их активности. Социально- коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения,

ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Одна из задач дошкольного образовательного учреждения - социализация ребёнка, усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально- культурного опыта, необходимого для его включения в систему

общественных отношений который состоит:

Трудовых навыков;

Знаний;

Норм, ценностей, традиций, правил;

Социальных качеств личности, которые позволяют ребёнку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Мы работаем над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение вышеназванной задачи

осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной

компетентности.

Нами создана и развивается игровая предметная среда, которая является

средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая

принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в разных ситуациях. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью

действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых

взрослыми.

Мы стремимся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учим их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнёры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребёнка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнёра, что приводит

к развитию коммуникативных умений и навыков.

В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и в не игры. Я воздействую на все стороны личности ребёнка: на его

сознание, чувства, волю, поведение. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, проявляется в самых

жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально

организованных занятиях, беседах мы работаем над развитиемвнимания и

сопричастности к сверстнику. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

При восприятии произведений художественной литературы,

изобразительного и музыкального искусства мы стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или

испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду,

формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки,

понимать «что такое хорошо и что такое плохо».

В детском саду созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств. На занятиях дети получают первоначальные

представления о стране, в которой они живут, о названии государства, его символе, территории и расположении, о многонациональном населении, о

том, что государственный язык России – русский, столица России – Москва.

Мы воспитываем в детях уважение и интерес к различным культурам. Это способствует развитию толерантности сознания детей.

Система нравственно – патриотического воспитания, способствует

гуманистической направленности поведения воспитанников. На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, дружбы, любви, и верности, созидания и труда. Такая форма работы, позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием

родственников в Великой Отечественной Войне, их подвигами, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных

исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием родителей и детей, служат социальному развитию навыков в установлении контактов с

взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям. Досуги помогают детям осваивать способность

взаимодействия взрослого и детей. Такая форма

взаимодействия развивает эмоциональные и духовные связи между детьми, педагогами и родителями, способствует гармонизации внутрисемейных отношений.

Мы знакомим детей с принятыми правилами культурного поведения в

общественном месте, с правилами вежливости, с правилами приличия. Дети получают навыки самообслуживания, учатся проявлять самостоятельность, кроме того у них воспитывается осознание необходимости помогать

взрослым и младшим детям.

Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности. Это способствует формированию таких важных социально коммуникативных умений, как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями

сверстников, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям

способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более

внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется

способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. Мы предоставляем детям возможность реально пережить собственную

значимость в повседневной жизни и в игре. Это помогает осознанию

ребёнком собственного «Я» и формированию положительного отношения к себе.

Список используемой литературы.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. ,1997.

Виноградова Н. Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». – М.: ИЦ «Вентана – Граф»., 2011.

Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1999.

Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 2004