Конкурс "Учитель исследователь"

Лебедева Елена Ивановна

Страница содержит материалы, использованные для подготовки и выступления на городском конкурсе "Учитель-исследователь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственность как фактор формирования личности младшего школьника в условиях реализации системы этических курсов

Слайд 1

Основная образовательная программа начального общего образования в условиях внедрения Государственных стандартов второго поколения определяет ключевой задачей

      формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. (п.6)

Слайд 2

Одной из основных предметных областей в Стандарте обозначено духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. (пункт 19.3)

№ п/п

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

4

Основы  духовно-нравственной культуры народов России

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

Кроме того, данный пункт затрагивает внеурочную деятельность, где духовно-нравственному развитию личности отведена одна из главенствующих ролей.

Это есть запрос государства на подготовку подрастающего поколения

Слайд 3

Кроме того, изучение социального заказа родителей гимназии №20, при четком формулировании вопроса о том, что должна воспитывать школа, позволило определить приоритеты воспитания. Родителям было предложено сформулировать свое мнение о том, какие качества личности необходимо формировать в процессе школьного обучения и расставить их в порядке значимости. По мнению родителей, школа должна формировать в детях: 1) нравственные качества; 2) культуру поведения; 3) навыки общения.

Слайд 4

Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная методическая разработанность определили направление педагогического опыта - разработка системы факультативных курсов по нравственному воспитанию "Воспитание сердца" с 1 по 11 класс и её психолого-педагогического сопровождения.

Слайд 5

В процессе введения курсов в образовательный процесс  будут реализованы направления, представленные на слайде.

Слайд 6

Элементами этой системы являются, созданные  нами программа и методическое пособие  факультативного курса «Азбука добра», которая  отражает педагогическую систему формирования основ нравственности у первоклассников.

Цель курса -  формирование  у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения. Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности.

Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий.

Занятия  курса рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Проводимые мной занятия  увлекательны, эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Они рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении и взаимодействии.

Слайд 7

Логическим продолжением курса «Азбука добра» является разработанный авторским коллективом УМК «Энциклопедия дружбы» направленный на формирование основных содержательных характеристик нравственного понятия «дружба», актуального для детей данной возрастной группы.

  Рабочая тетрадь является частью методического комплекта УМК факультативного курса «Энциклопедия дружбы» для учащихся 2 класса. Содержит задания и вопросы, формирующие основные характеристики нравственного понятия «дружба», развивающие коммуникативные навыки, позволяющие строить на нравственной основе межличностные отношения в обществе. Тетрадь является  своеобразным тренажером памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения.

Учитель начальных классов, используя предложенную программу,  методические рекомендации и рабочую тетрадь, может решать воспитательные, этические задачи, формировать нравственный опыт в непринужденной, демократической, творческой атмосфере психологического комфорта.

Слайд 8

Программа курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы» и рабочая тетрадь курса «Энциклопедия дружбы» получили высокую оценку на экспертном совете Мордовского Республиканского института образования и были рекомендованы для школ Республики Мордовия.

Следует подчеркнуть, что наряду с представленными курсами авторским коллективом разрабатываются в настоящий момент программы для учащихся третьих и четвертых классов.

Слайд 9

Таким образом, система нравственного воспитания младших школьников включает три логически взаимосвязанных компонента:

- этические курсы занятий с детьми с 1-го по 4-ый класс как специализированный воспитательный предмет этической направленности;

- повседневная методика этического заряда, действующая в системе свободного общения детей на перемене и в послеурочное время.

- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью в масштабах класса и гимназии, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.

Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть нравственного воспитания как непрерывного процесса соотнесения знаний, чувств, поведения школьников с ценностными основаниями жизнедеятельности людей, выработанными и отобранными вековым человеческим опытом, что способствует постижению значимых смыслов в цели и образе жизни формирующейся личности. Уровень нравственной воспитанности младших школьников выступает как критерий, так и показатель результативности системы.

Слайд 10

Так, по результатам изучения представлений о чертах характера, личного ценностного отношения к ним  по методике Колмогоровой Л.С
«Определение нравственных понятий» дети имеют правильное представление и стремятся обладать такими качествами, как доброта, щедрость, честность, дружелюбие, трудолюбие.

Наблюдается позитивная динамика от класса к классу.

Слайд 11

   Уровень сформированности нравственной культуры у учащихся исследуется на основе стандартной диагностической методики В.И.Андреева «Оценка духовно – нравственного развития учащихся».

Диагностические замеры за последние три года позволили сделать следующие выводы:

- прослеживается четкая позитивная возрастная динамика духовно – нравственного развития учащихся от первого к третьему классу;

- По сравнению с контрольным классом наблюдаются более выраженные результаты по всем показателям.

Слайд 12

Творческий коллектив гимназии не останавливается на достигнутом.

Материалы представленных курсов были опубликованы и распространены в школах Республики Мордовия, Республики Беларусь, Московской гимназии №1503, Петтерговской, Петропавловск-Камчатской в рамках международной конференции походившей среди школ-партнеров в Витебске  

Слайд 13

Программа и занятия по этическим курсам были опубликованы на следующих Интернет порталах: http://nsportal.ru/,  http://numi.ru/

Слайд 14

Один из соавторов проекта Гришина Н.В. представляла нравственную систему на Республиканском, а затем Всероссийском конкурсе «Психолог года-2010». Данная система заинтересовала издательство «Генезис», на рассмотрении редакционной коллегии которой находятся авторские материалы.

Слайд 15

Обобщенный анализ опыта реализации системы курсов отражен в многочисленных публикациях (порядка десяти) в сборниках материалов Международных и Всероссийских научно-практических конференций

Слайд 16

В 2009 году программа и методические рекомендации «Азбука добра были представлены на конкурсе-выставке «Ярмарка научно-методических разработок» V городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие».

В том же году вышеуказанная программа стала победителем в Республиканском конкурсе «Новое в образовании»

Данный курс как элемент системы этических курсов «Воспитание сердца» освещался на заседании секции руководителей методических объединений учителей начальных классов МРИО и секции руководителей школьных методических объединений учителей начальных классов образовательных учреждений города в августе 2010 года.

Слайд 17

Кроме того, открытые занятия по курсу  были представлены родителям младших школьников и студентам факультета педагогического и художественного образования МГПИ им. М.Е. Евсевьева на мастер - классе.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Анкета

участника конкурса на присвоение профессионального педагогического звания «Педагог исследователь»

1. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 20»

2. Лебедева Елена Ивановна

3. Год окончания вуза - 1997

4. Специальность – учитель начальных классов

5. Должность – учитель начальных классов

6. Общий педагогический стаж – 17 лет

7. Год последней аттестации - 2009, квалификационная категория - высшая

8. Наличие наград, почетных или ученых званий, ученой степени – Грамота городской организации профсоюза работников народного образования и науки; Почетная Грамота Управления образования; Почетная грамота Министерства образования; Диплом победителя конкурса «Новое в образовании»

9. Название программы (проекта) – в рамках системы факультативных этических курсов «Воспитание сердца» программы и методические пособия «Азбука добра» 1 класс, «Энциклопедия дружбы» 2 класс

10. Длительность работы над проблемой – 2007-2011 гг.

11. Классы, в которых проводилось апробирование программы (проекта) – 1Б, 2Б МОУ «Гимназия № 20»

12. Краткое описание программы.

         Программа и методическое пособие «Азбука добра» отражает педагогическую систему формирования основ нравственности у первоклассников.

Целью курса является  формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.

Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.

Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ  нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.

Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы,  обсуждения на занятиях, диалогов  необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

Занятия  курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.

Программа и методическое пособие «Энциклопедия дружбы» отражают педагогическую систему формирования основ нравственности у второклассников. Содержание представленного этического курса разработано с учетом знаний и умений, полученных первоклассниками на занятиях факультатива «Азбука добра».

УМК «Энциклопедия дружбы» направлен на формирование основных содержательных характеристик нравственного понятия «дружба», актуального для детей данной возрастной группы.

Данная программа может использоваться учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня,  психологами образовательных учреждений, социальными педагогами, заместителями директоров по УВР в начальной школе, родителями  не только как элемент этической системы курсов, но и как самостоятельный курс  для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

  Рабочая тетрадь является частью методического комплекта УМК факультативного курса «Энциклопедия дружбы» для учащихся 2 класса. Содержит задания и вопросы, формирующие основные характеристики нравственного понятия «дружба», развивающие коммуникативные навыки, позволяющие строить на нравственной основе межличностные отношения в обществе. Является  своеобразным тренажером памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения.

Учебно-методический комплекс «Энциклопедия дружбы», реализуемый в рамках этической системы «Воспитание сердца», представляет собой факультативные занятия для учащихся второго класса, направленные на формирование дружбы как общечеловеческой ценности и нравственного качества, способствующего построению системы нравственных отношений в коллективе младших школьников и в обществе.

Представленный курс является логическим продолжением Учебно-методического комплекса «Азбука добра», разработанного для первого класса, опирается на знания о добре как нравственной категории. Программа и методические рекомендации курса «Энциклопедия дружбы» включают в себя, кроме содержания  факультативных занятий и методических рекомендаций по их проведению, рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь представляет собой рефлексивный, познавательный материал, содержащий игры, головоломки, рисунки, тесты, позволяющий психологически грамотно подготовить детей к освоению и интериоризации нравственного значения категории  «дружба».

Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Учитель начальных классов, используя предложенную программу,  методические рекомендации и рабочую тетрадь, может решать воспитательные, этические задачи, формировать нравственный опыт в непринужденной, демократической, творческой атмосфере психологического комфорта.

В процессе реализации курса  будут реализованы следующие направления:

1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

2. Формирование нравственных основ личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников.

5. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

6. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Рекомендовано Министерством образования Республики Мордовия для использования в практике работы образовательных учреждений РМ.



Предварительный просмотр:

Нравственность как фактор формирования личности младшего школьника в условиях реализации системы этических курсов

Основная образовательная программа

начального общего образования в условиях внедрения Государственных стандартов второго поколения определяет ключевой задачей      формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.

Кроме того, в вариативной части учебного плана начальной школы в качестве обязательного компонента выделена реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

Это есть запрос государства на подготовку подрастающего поколения

Кроме того, изучение социального заказа родителей гимназии №20, при четком формулировании вопроса о том, что должна воспитывать школа, позволило определить приоритеты воспитания. Родителям было предложено сформулировать свое мнение о том, какие качества личности необходимо формировать в процессе школьного обучения и расставить их в порядке значимости. По мнению родителей, школа должна формировать в детях: 1) нравственные качества; 2) культуру поведения; 3) навыки общения.

Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная методическая разработанность определили направление педагогического опыта - разработка системы факультативных курсов по нравственному воспитанию "Воспитание сердца" с 1 по 11 класс и её психолого-педагогического сопровождения.

В процессе введения курсов в образовательный процесс  будут реализованы направления, представленные на слайде.

Элементами этой системы являются, созданные  нами программа и методическое пособие  факультативного курса «Азбука добра», которая  отражает педагогическую систему формирования основ нравственности у первоклассников.

Цель курса -  формирование  у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения. Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности.

Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий.

Занятия  курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Проводимые мной занятия  увлекательны, эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Они рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении и взаимодействии.

Логическим продолжением курса «Азбука добра» является разработанный авторским коллективом УМК «Энциклопедия дружбы» направленный на формирование основных содержательных характеристик нравственного понятия «дружба», актуального для детей данной возрастной группы.

  Рабочая тетрадь является частью методического комплекта УМК факультативного курса «Энциклопедия дружбы» для учащихся 2 класса. Содержит задания и вопросы, формирующие основные характеристики нравственного понятия «дружба», развивающие коммуникативные навыки, позволяющие строить на нравственной основе межличностные отношения в обществе. Тетрадь является  своеобразным тренажером памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения.

Учитель начальных классов, используя предложенную программу,  методические рекомендации и рабочую тетрадь, может решать воспитательные, этические задачи, формировать нравственный опыт в непринужденной, демократической, творческой атмосфере психологического комфорта.

Программа курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы» и рабочая тетрадь курса «Энциклопедия дружбы» получили высокую оценку на экспертном совете Мордовского Республиканского института образования и были рекомендованы для школ Республики Мордовия.

Следует подчеркнуть, что наряду с представленными курсами авторским коллективом разрабатываются в настоящий момент программы для учащихся третьих и четвертых классов.

Таким образом, система нравственного воспитания младших школьников включает три логически взаимосвязанных компонента:

- этические курсы занятий с детьми с 1-го по 4-ый класс как специализированный воспитательный предмет этической направленности;

- повседневная методика этического заряда, действующая в системе свободного общения детей на перемене и в послеурочное время.

- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью в масштабах класса и гимназии, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.

Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть нравственного воспитания как непрерывного процесса соотнесения знаний, чувств, поведения школьников с ценностными основаниями жизнедеятельности людей, выработанными и отобранными вековым человеческим опытом, что способствует постижению значимых смыслов в цели и образе жизни формирующейся личности. Уровень нравственной воспитанности младших школьников выступает как критерий, так и показатель результативности системы.

Так, по результатам изучения представлений о чертах характера, личного ценностного отношения к ним  по методике Колмогоровой Л.С
«
Определение нравственных понятий» дети имеют правильное представление и стремятся обладать такими качествами, как доброта, щедрость, честность, дружелюбие, трудолюбие.

Наблюдается позитивная динамика от класса к классу.

   Уровень сформированности нравственной культуры у учащихся исследуется на основе стандартной диагностической методики В.И.Андреева «Оценка духовно – нравственного развития учащихся».

Диагностические замеры за последние три года позволили сделать следующие выводы:

- прослеживается четкая позитивная возрастная динамика духовно – нравственного развития учащихся от первого к третьему классу;

- По сравнению с контрольным классом наблюдаются более выраженные результаты по всем показателям.

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Творческий коллектив гимназии не останавливается на достигнутом.

Материалы представленных курсов были опубликованы и распространены в школах Республики Мордовия, Республики Беларусь, Московской гимназии №1503, Петтерговской, Петропавловск-Камчатской в рамках международной конференции походившей среди школ-партнеров в Витебске  (отзывы учителей на программы представлены в приложении)

Программа и занятия по этическим курсам были опубликованы на следующих Интернет порталах: http://nsportal.ru/,  http://numi.ru/

     Один из соавторов проекта Гришина Н.В. представляла нравственную систему на Республиканском, а затем Всероссийском конкурсе «Психолог года- 2010». Данная система заинтересовала издательство «Генезис», на рассмотрении редакционной коллегии которой находятся авторские материалы.

Обобщенный анализ опыта реализации системы курсов отражен в многочисленных публикациях (порядка десяти) в сборниках материалов Международных и Всероссийских научно-практических конференций

В 2009 году программа и методические рекомендации «Азбука добра были представлены на конкурсе-выставке «Ярмарка научно-методических разработок» V городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие».

В том же году вышеуказанная программа стала победителем в Республиканском конкурсе «Новое в образовании»

Данный курс как элемент системы этических курсов «Воспитание сердца» освещался на заседании секции руководителей методических объединений учителей начальных классов МРИО и секции руководителей школьных методических объединений учителей начальных классов образовательных учреждений города в августе 2010 года.

Кроме того, открытые занятия по курсу  были представлены родителям младших школьников и студентам факультета педагогического и художественного образования МГПИ им. М.Е. Евсевьева на мастер - классе.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

           Описание педагогического опыта

  1. Название фактора успешности в преподавании.

Система факультативных курсов "Воспитание сердца" включающая в себя  разработанные программы и методические рекомендации по нравственному воспитанию.

Программа и методическое пособие «Азбука добра» отражает педагогическую систему формирования основ нравственности у первоклассников.

Целью курса является  формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.

Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.

Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ  нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.

Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только

традиционными методами. Помимо беседы,  обсуждения на занятиях, диалогов  необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

Занятия  курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.

Программа и методическое пособие «Энциклопедия дружбы» отражают педагогическую систему формирования основ нравственности у второклассников. Содержание представленного этического курса разработано с учетом знаний и умений, полученных первоклассниками на занятиях факультатива «Азбука добра».

УМК «Энциклопедия дружбы» направлен на формирование основных содержательных характеристик нравственного понятия «дружба», актуального для детей данной возрастной группы.

Данная программа может использоваться учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня,  психологами образовательных учреждений, социальными педагогами, заместителями директоров по УВР в начальной школе, родителями  не только как элемент этической системы курсов, но и как самостоятельный курс  для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

  Рабочая тетрадь является частью методического комплекта УМК факультативного курса «Энциклопедия дружбы» для учащихся 2 класса. Содержит задания и вопросы, формирующие основные характеристики нравственного понятия «дружба», развивающие коммуникативные навыки, позволяющие строить на

нравственной основе межличностные отношения в обществе. Является  своеобразным тренажером памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения.

Учебно-методический комплекс «Энциклопедия дружбы», реализуемый в рамках этической системы «Воспитание сердца», представляет собой

 факультативные занятия для учащихся второго класса, направленные на формирование дружбы как общечеловеческой ценности и нравственного качества, способствующего построению системы нравственных отношений в коллективе младших школьников и в обществе.

Представленный курс является логическим продолжением Учебно-методического комплекса «Азбука добра», разработанного для первого класса, опирается на знания о добре как нравственной категории. Программа и методические рекомендации курса «Энциклопедия дружбы» включают в себя, кроме содержания  факультативных занятий и методических рекомендаций по их проведению, рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь представляет собой рефлексивный, познавательный материал, содержащий игры, головоломки, рисунки, тесты, позволяющий психологически грамотно подготовить детей к освоению и интериоризации нравственного значения категории  «дружба».

Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Учитель начальных классов, используя предложенную программу,  методические рекомендации и рабочую тетрадь, может решать воспитательные, этические задачи, формировать нравственный опыт в непринужденной, демократической, творческой атмосфере психологического комфорта.

В процессе реализации курса  будут реализованы следующие направления:

1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

2. Формирование нравственных основ личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников.

5. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

6. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Рекомендовано Министерством образования Республики Мордовия для использования в практике работы образовательных учреждений РМ.

2. Обоснование актуальности проблемы педагогического опыта.

Актуальность.

 Педагогическая теория  и практика переживает этап переосмысления содержания образования. Причина тому разработка и апробация стандартов второго поколения, которые по новому расставляют акценты в системе современного образования. Стандарт направлен на обеспечение  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

Наиболее остро встала проблема поиска путей нравственного воспитания школьников, обусловленная рядом причин:

-      неоднозначностью влияния социально-политических, экономических, педагогических факторов и условий на осуществление процесса нравственного воспитания;

-      неготовностью многих педагогических коллективов результативно осуществлять нравственное воспитание в значительно изменившихся социальных условиях;

-      неориентированностью многих положений теории нравственного воспитания на современную социально-педагогическую действительность.

Проведенное интервьюирование, анкетирование, опрос учителей начальных классов указывает на необходимость введения  нравственно-ориентированных курсов для младших школьников, на серьёзные затруднения, вызванные значительным изменением  целей, содержания, форм и методов нравственного воспитания и отсутствием методическиого сопровождения

этических курсов, направленных на формирование нравственной культуры учащихся.  

Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная методическая  разработанность определили направление педагогического опыта - разработка системы курсов по нравственному воспитанию младших школьников и её психолого-педагогического сопровождения.

           В последнее время в периодической печати и в средствах массовой информации  все больше внимания уделяется формированию нравственной  культуры индивидуума. Изучение социального заказа родителей, при четком формулировании вопроса о том, что должна воспитывать школа, позволило определить приоритеты воспитания.  Родителям было предложено сформулировать свое мнение о том, какие качества личности необходимо формировать в процессе школьного обучения и расставить их в порядке значимости. По мнению родителей,   школа должна формировать в детях: 1) нравственные качества; 2) культуру поведения; 3) навыки общения.          

3. Описание сущности (ведущей идеи) и результативности опыта, трудоемкости его осуществления, условий реализации.

Создание системы нравственного образования и воспитания школьников в условиях гуманитарной гимназии ставит своей задачей через национальные культурно-исторические, нравственные традиции, духовно-нравственные ценности создать модель образования, в которую включены три взаимосвязанных компонента: 1) компонент, обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как представителю национальной культуры и нравственной традиции; 2) компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением; 3) компонент, обеспечивающий включенность личности в современные мировые процессы.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на

 воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Понятие «нравственное развитие обучающегося» понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Нравственное развитие в гуманитарной гимназии обеспечивается программами воспитания и социализации школьников. Для каждой ступени – начального, среднего, старшего (полного) общего образования – разрабатывается особые программы нравственного воспитания и социализации обучающихся. Программы воспитания и социализации носят непрерывный и комплексный характер, интегрированы со всеми компонентами образовательного и социально-воспитательного пространства.

           Программа и методическое пособие «Азбука добра» 1 класс отражает педагогическую систему формирования основ нравственности у первоклассников.

Целью курса является  формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.

Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.

Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и

самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ  нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.

Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы,  обсуждения на занятиях, диалогов  необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

Занятия  курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.

Согласно представленной программе для первого класса  предлагается  занятия, которые  проводятся один раза в неделю по 35 мин.  Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с опытом учащихся.

Первый раздел курса «Азбука добра»  посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – формировать у  младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.

Второй раздел курса  называется «Добро и зло». Он  предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У  младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир гимназического сообщества.

Четвертый раздел  «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в школьном  и классном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения факультативного курса. Практическими показателями усвоения  нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе первоклассников и вне его, нравственная мотивация поведения, эмпатия.

Занятия курса «Азбука добра» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Программа курса «Азбука добра» получила высокую оценку на экспертном совете Мордовского Республиканского института образования и была рекомендована для школ Республики Мордовия.

Остановимся подробнее на содержании занятий курса

Программа и методическое пособие «Энциклопедия дружбы» 2 класс отражают педагогическую систему формирования основ нравственности у второклассников. Содержание представленного этического курса разработано с учетом знаний и умений, полученных первоклассниками на занятиях факультатива «Азбука добра». УМК «Энциклопедия дружбы» направлен на формирование основных содержательных характеристик нравственного понятия «дружба», актуального для детей данной возрастной группы.

Данная программа может использоваться учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня,  психологами образовательных учреждений, социальными педагогами, заместителями директоров по УВР в начальной школе, родителями  не только как элемент этической системы курсов, но и как самостоятельный курс  для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

  Рабочая тетрадь является частью методического комплекта УМК факультативного курса «Энциклопедия дружбы» для учащихся 2 класса. Содержит задания и вопросы, формирующие основные характеристики нравственного понятия «дружба», развивающие коммуникативные навыки, позволяющие строить на нравственной основе межличностные отношения в обществе. Является  своеобразным тренажером памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения.      

 Рекомендовано Министерством образования Республики Мордовия для использования в практике работы образовательных учреждений РМ

Учебно-методический комплекс «Энциклопедия дружбы», реализуемый в рамках этической системы «Воспитание сердца», представляет собой факультативные занятия для учащихся второго класса, направленные на формирование дружбы как общечеловеческой ценности и нравственного качества, способствующего построению системы нравственных отношений в коллективе младших школьников и в обществе.

Представленный курс является логическим продолжением Учебно-методического комплекса «Азбука добра», разработанного для первого класса, опирается на знания о добре как нравственной категории. Программа и методические рекомендации курса «Энциклопедия дружбы» включают в себя, кроме содержания  факультативных занятий и методических рекомендаций по их проведению, рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь представляет собой рефлексивный, познавательный материал, содержащий игры, головоломки, рисунки, тесты, позволяющий психологически грамотно подготовить детей к освоению и интериоризации нравственного значения категории  «дружба».

Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Учитель начальных классов, используя предложенную программу,  методические рекомендации и рабочую тетрадь, может решать воспитательные, этические задачи, формировать нравственный опыт в непринужденной, демократической, творческой атмосфере психологического комфорта.

В процессе реализации курса  будут реализованы следующие направления:

1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

2. Формирование нравственных основ личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников.

5. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

6. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Основные направления и содержание деятельности

Учебная деятельность

Построение системы нравственных межличностных отношений на основе дружбы и взаимопонимания в процессе  проведения факультативных занятий и во время перемены.

Внеурочная деятельность

1. Внеклассные мероприятия

2. Нравственные беседы и этические диалоги

3. Практические занятия, направленные на приобретения нравственного опыта

Программа предназначена для учащихся 2 классов и рассчитана на один года, 34 часа (1 раз в неделю).

Содержание занятий курса

№ урока

Тема занятий

1

Дорогой дружбы

2

Индикатор доброты (тестирование)

3

Острова добра и зла

4

Река Культуры, болото Бескультурья

5-6

Экскурсия в поисках культуры и бескультурья

7

По лесным дорожкам

8

Восхождение на пик Добра

9

Путешествие на архипелаг Дружбы. Остров Взаимопомощи

10

Остров Сочувствия

11

Остров Любви и Ненависти

12

Остров Доверия

13

Остров Согласия

14

Остров Уважения

15-16

Голоса добра и любви (концерт для ветеранов)

17

Остров Дружбы. Город Дружбы

18

Я - друг

19

Близкий друг

20

Друзья в классе

21

Школьные друзья

22-23

В поисках истины, добра и красоты (праздничный концерт ко дню Гимназии)

24

Мой друг - учитель

25

Друзья во дворе

26

Если с другом вышел в путь

27

Мои друзья - родители

28

Вселенная друзей. Республика Мордовия

29

Вселенная друзей. Россия – родина моя

30

Вселенная друзей. Планета Земля

31

Вселенная друзей. Вселенная

32

Дружить – это… (тестирование)

33-34

Дорогами «Энциклопедии дружбы» (праздничный концерт)

4. Опора на педагогические или психолого-педагогические теории.

Теоретической основой педагогического опыта явились работы, рассматривающие:

-      аксиологический подход (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.А. Блюмкин, А.А. Гусейнов, В.П. Зинченко, Г.Е. Леевик, Д.А. Леонтьев, А.И. Титаренко, В.А. Титов и др.);

-      проблемы развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Э.М. Александровская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, Р.Г. Гурова, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, А.В. Иващенко, А.И. Крупнов, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.);

-      проблемы нравственного воспитания в ряде концепций воспитания личности: исторически сложившихся (А.Ф. Афтонасьев, В.Г. Белинский, И.И. Бецкой, И.Ф. Богданович, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Н. Енгалычев, П.Ф. Каптерев, А.Г. Ободовский, А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой,

 К.Д. Ушинский, А.А. Ширинский-Шихматов, И.М. Ястребцов и др.) и современных (О.С. Богданова, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, И.М. Ильинский, И.С. Марьенко, В.М. Коротов, Н.Е. Щуркова и др.);

-      современные подходы к проблеме классификации нравственных ценностей (В.А. Блюмкин, А.В. Иващенко, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, Г.П. Савкина, В.А. Сластенин, Н.В. Фролова, И.Ф. Харламов, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.).

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у детей стала предметом научных изысканий в различных областях. Социально-психологические аспекты исследования ценностей исследуют А.А. Бодалев,  А.Н. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн и др., включая авторов занимающихся проблемой социализации через ценности: Л.С. Выготский Н.С. Морова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов.

Исследования отечественных ученых в области ценностных отношений проводятся преимущественно в культурологи: Г.А. Аванесова, Н.В. Барышников, А.П. Грушевицкая, Б.С. Ерасов,  М.Н. Кузьмин, В.Г. Николаев, Э.А. Орлова, В.Д. Попков, В.М. Садохин, филологической сфере: Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров,  А.А. Леонтьев, этнопсихологии и этнопедагогике: Н.М. Лебедева, С.В. Лурье, Т.Н. Петрова.

Существует взгляд на культуру как на ценность, выполняющую межпоколенную связь: В.В. Давыдов, А.Е. Леонтьев, Н.А. Шагаева и др.  

Вариативность отражения культур в содержании образования глубоко исследована  М.М. Бахтиным, М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, И.С. Ледневым и др. Они расширили образование до элементов творчества (направленного на развитие) и эмоционально-ценностного отношения (направленного на воспитание).

Проблемы психолого-педагогической взаимосвязи культуры и образования в современном поликультурном обществе исследуются С.В. Беловой, Н.М. Борытко, В.П. Ватаман, В.И. Волынкиным, Б.В. Кайгородовым, Н.М. Лебедевой, Г.В. Палаткиной, Т.Н. Прохоровой и др.  

5. Информативность и логическая завершенность описания опыта, достаточность для понимания и использования его на практике.

1. Программы и методические рекомендации были представлены на рассмотрение  Экспертного совета МРИО (протокол №, дата), Рекомендовано Министерством образования Республики Мордовия для использования в практике работы образовательных учреждений РМ.

   

Данные материалы были опубликованы в  Саранске, распространены в школах Республики Мордовия (Отзывы)

Программа и занятия по этическим курсам были опубликованы на следующих Интернет порталах: http://nsportal.ru/,  http://numi.ru/

     

Один из соавторов проекта Гришина Н.В. представлял систему на Всероссийском конкурсе «Психолог года- 2010». Данная система заинтересовала издательство «Генезис», на рассмотрении редакционной коллегии которой находятся авторские материалы.

Год

Тема

Форма представления

Дата проведения

2008

Модель формирования экологической культуры в условиях гуманитарной гимназии

Всероссийская научно-практическая конференция «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития»

март

2008

Развитие исследовательской деятельности младших школьников

IV Всероссийская научно-практическая конференция «Артемовские чтения» г.Пенза

май

2009

Факультативный курс «Азбука добра» как компонент системы нравственного воспитания учащихся гуманитарной гимназии

Межрегиональный научно-методический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования»

март

2010

Методические аспекты реализации факультативного курса «Энциклопедия дружбы» как элемента этической системы «Воспитание сердца»

Межрегиональный научно-практический семинар «Управление качеством  образования в обучении и воспитании младших школьников»

март

2010

Социально–нравственное воспитание гимназистов

в условиях реализации   УМК «Перспективная начальная школа»

Всероссийская научно-практическая конференция «Артемовские чтения» г.Пенза

март

Обобщенный анализ опыта реализации системы курсов отражен в многочисленных публикациях в сборниках материалов Международных и Всероссийских научно-практических конференций (список публикаций)

2010

Нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика и образование в современном мире: диалог времен»

май

2010

Социально-нравственное воспитание гимназистов в условиях реализации УМК «Перспективная начальная школа»

VII Всероссийская научно-практическая конференция «Нравственность и религия» г.Пенза

март

2010

Нравственное воспитание младших школьников в условиях изменяющегося общества

Мордовский республиканский институт образования

Сборник «Инновации в системе образования Республики Мордовия»

май

Система этических курсов «Воспитание сердца» и курса «Азбука добра» освещались на заседании секции руководителей методических объединений учителей начальных классов МРИО (24.08.2010 г.) и секции руководителей ШМО учителей начальных классов образовательных учреждений города (26.08.2010 г.).

В 2009 году программа и методические рекомендации «Азбука добра были представлены на конкурсе-выставке «Ярмарка научно-методических разработок» V городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие».

6. Формулировка темы.

Система факультативных курсов «Воспитание сердца» как фактор эффективного нравственного воспитания младших школьников.

7. Приложения к описанию опыта работы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт: методические разработки, алгоритмы учебной деятельности школьников или поэтапных действий учителя, структурно-логические схемы, таблицы, образцы дидактических материалов и диагностических работ, заданий, образцы итоговых работ учащихся.  

Бланк опросника «Мой класс»

Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня

Обведи кружочком свой ответ

Для учителя

1. Ребятам нравится учиться в нашем классе

да

нет

3

2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом

да

нет

1

3. В нашем классе каждый ученик — мой друг

да

нет

1

4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы

да

нет

О 1

5. Некоторые дети о нашем классе являются середнячками

да

нет

3

6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу

да

нет

О3

7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу

да

нет

1

8. Многие дети в нашем классе любят драться

да

нет

3

9. Все ученики в нашем классе — друзья

да

нет

О3

10. Некоторые ученики не любят свой класс

да

нет

11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем

да

нет

1

12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу

да

нет

3

13. Наш класс веселый

да

нет

14. Дети в нашем классе много ссорятся

да

нет

15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья

да

нет

                                 

Психологические методики

               

                      Методика «Мое место в классе»                              Методика «Мое место в семье»

 

   Результативность

Диагностическая процедура является стандартной методикой, позволяющей четко шкалировать  и интерпретировать результаты.

    Процедура диагностики состояла в следующем:

учащимся предлагалось оценить свои качества по параметрам: 1) «Агрессивность – Доброжелательность», 2) «Доброта – Равнодушие», 3) «Раздражительность – Спокойствие», 4) Жестокость – Милосердие», 5) «Грубость – Тактичность», 6) «Лживость – Честность», 7) «Нахальство – Совестливость», 8) «Конфликтность – Терпеливость», 9) « Безответственность – Ответственность», 10) «Безразличие – Сочувствие». Затем, эти качества учащихся оценивались родителями и педагогами персонально по каждому учащемуся.

     Данная процедура исследования была выбрана нами как стандартная методика, применяемая в психолого – педагогической практике, рекомендованная школьным психологам для применения. Это позволят нам избежать критики в субъективности процедуры исследования, а, следовательно, и в ее непригодности.

    Кроме того, выделяемые методикой параметры духовно – нравственной культуры коррелируют с научно выделяемыми моральными качествами, «являющимися мерилами  нравственной культуры»: честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, надежность, милосердие.

     Вместе с тем, нравственные качества личности, составляющие параметры анализа методики вполне понятны всем возрастным категориям учащихся и, следовательно, могут быть стандартизированы. Это означает, что процедура диагностики практически стандартна в своем проведении на всех параллелях учащихся, что повышает ее объективность.

     Выбранная диагностическая процедура выделяет 9 стандартно определяемых уровней духовно – нравственного развития: 1) очень низкий, 2) низкий, 3) ниже среднего 4) чуть ниже среднего, 5) средний, 6) чуть выше среднего, 7) выше среднего, 8) высокий, 9) очень высокий. Уровни четко стандартизированы бальными оценками.

      Проводя анализ полученных данных мы  можем отметить следующее:

1. Прежде всего, необходимо отметить четкую возрастную динамику духовно – нравственного развития учащихся. Так, статистически четко выделятся положительная динамика результатов от 3 к 5  классам практически по всем 10 параметрам нравственно культуры. Вместе с тем отмечается отрицательная динамика от 2 к 3 классу.

2. Анализ отрицательной динамики результатов между 2 и 3 классами позволяет сформулировать следующие выводы: а) диагностика осуществлена в начале учебного года. Фактически, это вчерашние первоклассники и второклассники.  Формирование нравственной культуры учащихся  в начальной школе осуществляется  с постепенно наращиваемой интенсивностью, что соответствует требованиям к нагрузке с учетом возрастных особенностей учащихся.

    Так, в первом классе в рамках программы «2100» осуществляется преподавание 3-х предметов «духовно – нравственно»  блока. Во втором классе, уже в соответствии с программой «школа России» водится четвертый предмет. В 3-м и 4-м классах вышеназванный блок составляет 5 предметов.

     Таким образом, наиболее интенсивное формирование нравственной культуры в начальной школе осуществляется в период  со 2 – 4 классы. Именно поэтому  мы наблюдаем отрицательную динамику между вчерашними первоклассниками и второклассниками и положительную динамику 3 – 5 классов, то есть вчерашних  второклассников и четвероклассников.

     Кроме того, полученные данные подтверждают возрастную специфику младших школьников: значение  различия в один год в возрасте 6 – 8 лет чрезвычайно велико.

     Необходимо учитывать тонкость самого предмета диагностики: исследователь фактически вторгается в интимный внутренний мир ребенка, а его становление  до сих пор противоречиво оценивается научным миром.

   Вместе с тем, наши данные показывают, что педагогическая технология формирования духовно – нравственной культуры учащихся, формирует у детей знания о нравственном отношении к окружающему (людям, природе и т.д.), но вместе с тем, естественным образом, сохраняется собственное восприятие себя, отношения к себе: «как надо – и как должно быть  знаю, но при этом я, все – таки, вот такой».  

  Анализ реального уровня духовно – нравственного развития личности позволяет сформулировать следующие   выводы:              

 1. Система нравственного образования  гимназии представляет собой педагогическую технологию, разработанную в соответствии с возрастной динамикой личностного развития учащихся.

2. Динамика эффективности педагогической технологии  обуславливается и опосредуется возрастной динамикой развития личности учащихся.

3. Личностная динамика   развития личности объективно приводит к положительным и отрицательным тенденциям количественных показателей уровня духовно – нравственного развития учащихся.

4. Психологической сопровождение системы нравственного образования целесообразно строить поэтапно: 1) на начальном этапе эксперимента (первый год осуществления  системного нравственного воспитания – ежемесячные поперечные срезы   - в течение всего учебного года). Следующий год – 3 раза (в начале, середине и в конце учебного года). Например: начало эксперимента  - 2 класс (ежемесячно), с переходом его в 3 – три раза в год. Новый 2 класс – ежемесячно.

5. Такое психологическое сопровождение предполагает, что система нравственного образования должна вводится постепенно, начиная с 1 класса начального образования. Это обеспечит системность, преемственность, плановость и объективность получаемых результатов.

Приложение

 

№ п\п        Класс        Методики          

1.        1 класс        Методика М.И. Шиловой «Уровень воспитанности»          

2.        2 класс        Методика Гильбуха  «Мой класс»          

3.        3 класс        Методика Л.С. Колмогорова «Определение нравственных понятий»          

4.        4 класс        Методика Л.С.Петрова «Пословицы»          

5.        5 класс        Методика С.А.Будасси «Самооценка личности»

Методика В.И. Андреева «Тест на оценку духовно-нравственного развития личности»          

6.        6 класс        Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»

Тест Н.Е.Щуркова «Размышляем о жизненном опыте»          

7.        7 класс        Тест Айзенка, «Направленность личности», методика «Тигр», ММPI, тест Лири, тест Томаса, самооценка, КМ          

8.        8 класс        Методика «Ценностные ориентации»          

9.        9 класс        Методика Л.М.Фридмана «Выбор»          

10.        10 класс        Методика «Отношение к жизни»          

11.        11 класс        Методика «Экзистенциальные ценности»        

Лебедева Елена Ивановна учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 20», E-mail: elenalebedeva74@mail.ru



Предварительный просмотр:

Программа педагогического эксперимента

Основные элементы концепции эксперимента        

1. Обоснование актуальности.        

Программа и методическое пособие «Азбука добра» 1 класс

«Добрая привычка – это нравственный капитал,

                                     который растет беспрестанно,

                 процентами с него

                                       человек пользуется всю жизнь»

К. Д. Ушинский

Формирование личности человека происходит в конкретном  образовательном пространстве. Сущность образовательного пространства определяется через философское понимание смысла пространства вообще, представляющего собой соединение сред, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих целостность и единство. К числу ведущих сред образовательного пространства мы относим следующие: культуросообразная среда; обучающая среда; здоровьесберегающая среда; психокоррекционная среда; креативная среда; информационная среда; коммуникативная среда, художественная (в том числе музыкальная) среда. Анализ практики показывает, что независимо от того, на что направлена та или иная среда её содержание базируется на нравственности. При этом нравственность выступает тем  интегрирующим началом, способным систематизировать все аспекты базовой культуры  личности в условиях функционирования образовательного пространства.

Нравственность как философская категория мыслителями разных веков трактовалась по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства…  Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут человека справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями”.

  В кратком словаре по философии понятие нравственности отождествлено с понятием мораль.

Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение   (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.

На современном этапе нравственность рассматривается как социальный закон, регулирующий взаимоотношения людей между собой; как способ найти компромисс среди совершенно разных людей; как механизм построения оптимистичного будущего с общечеловеческим содержанием.

Образовательное пространство, в свою очередь, является моделью  общества, в которую погружается школьник, переступая порог гуманитарной гимназии.  Формирование нравственности процесс длительный и весьма сложный. Поэтому никто из ученых не призывает  сформировать её на уроке чтения, музыки  или любом другом уроке в гимназии. Так как доказано жизнью,  одно знание нравственных законов, а не следование им, не позволяет относить  того или иного человека к категории нравственных людей. Поэтому, в условиях образовательного пространства гуманитарной гимназии необходимо последовательное решение следующих воспитательных задач:

  1. выработка нравственного сознания, включающего устойчивые нравственные убеждения, понятия;
  2. развитие глубоких нравственных чувств;
  3. формирование навыков поведения.

Остановимся на содержании основных понятий.

Нравственное сознание- отражение в сознании человека принципов нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу и к обществу. Нравственное сознание выражается в форме нравственных понятий и убеждений. Важнейшими нравственными понятиями являются добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Содержание нравственного понятия связано с оценкой и поступка, и его мотива.

Нравственные чувства – переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемыми нормами нравственности. Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным по структуре. К сфере нравственных чувств относятся: сопереживание, сочувствие, эмпатия, чувства долга, ответственности за результаты своей деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т. д.

Поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в обществе, принято считать нравственным поведением. Важнейшим условием воспитания нравственного поведения является формирование нравственного сознания, нравственных понятий, нравственных чувств. Из определений нравственных понятий вытекает взаимосвязь и взаимозависимость задач нравственного воспитания.

При включении школьников в образовательное пространство гуманитарной гимназии, содержание деятельности его  субъектов сориентировано на следующие направления:

  1. раскрывать учащимся содержание общечеловеческих нравственных ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности;
  2. добиваться превращения общественных норм и правил поведения в глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно – волевую сферу;
  3. прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных местах;
  4. воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной, трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.

Каждое из указанных направлений выполняет определенные функции, а в совокупности они раскрывают технологию воспитания у  младших школьников целостной системы нравственных ценностей. В каждом конкретном случае могут взаимодействовать разные стороны процесса: нравственное просвещение, убеждение и приучение, возможно равномерное взаимодействие всех сторон воспитания.

Дальнейшее развитие человека невозможно без осознания себя как носителя нравственности. Сначала нравственные действия дети осуществляют по внешнему побуждению. Оно исходит от субъектов образовательного пространства (их требования, авторитет, оценки), от мнения сверстников (соревновательный аспект), диктуется общественным мнением. А далее внешние побудители переходят в стадию действия по внутренним побуждениям – мотивам и определяются интересом, ответственностью, любознательностью, самоутверждением и т.д. Это процесс отражает этап личностного становления ребенка, когда зарождается внутренняя мотивация.

При этом сам ребенок выступает активным субъектом   образовательного пространства. Он, согласно концепции Н.Е.Щурковой, вступает в целенаправленно организованное взаимодействие с миром во всем его многообразии: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, их окружающими, и, главное, людьми. Это взаимодействие с окружающим миром осуществляется через организацию основных видов деятельности школьника: познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, коммуникативную.

Эффективность данного взаимодействия зависит от осмысленного наполнения педагогом всех видов деятельности нравственным содержанием, погружения школьника в систему истинно нравственного взаимодействия.

Все вышесказанное послужило основанием для разработки и апробации факультативного курса «Азбука добра» для учащихся 1 классов гуманитарной гимназии. Данный курс является пропедевтическим в целостной системе  нравственного воспитания гуманитарной гимназии.

Программа и методическое пособие «Энциклопедия дружбы» 2 класс

"В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины были

не просто понятны, но и стали бы целью жизни

                                                           каждого человека, предметом собственных

                                       стремлений и личного счастья".

Свадковский И.Ф.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.      

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические диалоги, нравственные беседы, методика «Этического заряда», коммуникативные упражнения.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, диспуты по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные занятия.

Учебно-методический комплекс «Энциклопедия дружбы», реализуемый в рамках этической системы «Воспитание сердца», представляет собой факультативные занятия для учащихся второго класса, направленные на формирование дружбы как общечеловеческой ценности и нравственного качества, способствующего построению системы нравственных отношений в коллективе младших школьников и в обществе.

Представленный курс является логическим продолжением Учебно-методического комплекса «Азбука добра», разработанного для первого класса, опирается на знания о добре как нравственной категории. Программа и методические рекомендации курса «Энциклопедия дружбы» включают в себя, кроме содержания  факультативных занятий и методических рекомендаций по их проведению, рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь представляет собой рефлексивный, познавательный материал, содержащий игры, головоломки, рисунки, тесты, позволяющий психологически грамотно подготовить детей к освоению и интериоризации нравственного значения категории  «дружба».

Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Учитель начальных классов, используя предложенную программу,  методические рекомендации и рабочую тетрадь, может решать воспитательные, этические задачи, формировать нравственный опыт в непринужденной, демократической, творческой атмосфере психологического комфорта.

В процессе реализации курса  будут реализованы следующие направления:

1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

2. Формирование нравственных основ личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников.

5. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

6. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

2. Практическая значимость.        

Приложение

Сводная таблица по нравственному развитию учащихся

График динамики нравственного развития личности учащихся 2-11 классов

Диаграмма нравственного развития личности учащихся 2-11 классов

3. Цель и задачи.        

Объект исследования: система нравственного воспитания младших школьников в условиях гуманитарной гимназии

Предмет исследования: особенности формирования нравственной культуры  младших школьников в условиях реализации системы факультативных курсов «Воспитание сердца»

Цель исследования: определить важнейшие сущностные признаки нравственного воспитания младших школьников в условиях апробации стандартов второго поколения; обосновать систему факультативных курсов по нравственному воспитанию младших школьников.

В ходе работы была выдвинута гипотеза: нравственное воспитание младших школьников будет более успешным если:

-      деятельность учителя будет базироваться на современных подходах к нравственному воспитанию, учитывающих прогрессивные этико-педагогические идеи прошлого и настоящего;

-      будет применяться система работы учителя начальных классов по нравственному воспитанию, адекватная возрастным особенностям младших школьников;

-      будут учитываться учителем особенности современной социально-педагогической ситуации образовательного учреждения и  региона.

Исходя из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:

-      изучить подходы ученых к проблеме нравственного воспитания, учитывающие прогрессивные этико-педагогические идеи прошлого и настоящего;

-      рассмотреть специфику региональных социально-педагогических условий, влияющих на нравственное воспитание;

-      конкретизировать задачи нравственного воспитания младших школьников в соответствии со стандартами второго поколения

-      определить готовность  учащихся к реализации задач нравственного воспитания на основе совокупности критериев;

-      осуществить анализ реальной практики по формированию нравственных качеств у младших школьников;

-      обосновать основные направления деятельности учителя по нравственному воспитанию младших школьников.

4. Сущность:        

- изменение содержания образования;

В соответствии с учебным планом гимназии (см. приложение), еженедельно проводятся занятия курса по программе того или иного класса ( 34 ч в год)

- использование новых форм, методов, приемов обучения и воспитания;

Содержание курса «Азбука добра» 1 класс

№  урока

Тема занятия

Этика приветствия

1

Здравствуй, гимназия!

2

Добрые традиции гимназии

3

Доброе утро, учитель!

4

Здравствуйте, ребята!

Добро и зло

5

Ежели вы вежливы

6-7

Почтение родителей – уважение себе

8

Старших надо уважать, малышей – не обижать

9

Доброе слово, что ясный день

Энциклопедия этикета

10

1 Б идет в  школу

11

1 Б идет в столовую

12

1 Б идет в библиотеку, медпункт

13

1 Б идет в театр (театральный этикет)

14

1Б идет на экскурсию

15

1 Б идет домой (повседневный этикет)

16

1 Б идет по городу

Жизнь по законам добра

17

Узнай себя. Из чего сделаны девчонки? Из чего сделаны мальчишки?

18

Ладушки – ладошки (мой сосед по парте)

19

Раздели печаль и радость другого

20

Жить – Родине служить

21

Если радость на всех одна

22

Мама, я могу быть волшебником!

23

Самый «классный» класс

24

Мы соберем большой хоровод (подарок коллективу)

Добро побеждает зло

25

Сказка ложь, да в ней намек!

(путешествие в волшебную страну)

26

Нам счастья не сулит обида чья-то

27

Мы рисуем добро

28

1 Б несет добро детям

29

1 Б несет добро бабушкам и дедушкам

30

1 Б несет добро нашему городу

31-33

Добро, что солнце (итоговые занятия)

Содержание курса «Энциклопедия дружбы» 2 класс

№ урока

Тема занятий

1

Дорогой дружбы

2

Индикатор доброты (тестирование)

3

Острова добра и зла

4

Река Культуры, болото Бескультурья

5-6

Экскурсия в поисках культуры и бескультурья

7

По лесным дорожкам

8

Восхождение на пик Добра

9

Путешествие на архипелаг Дружбы. Остров Взаимопомощи

10

Остров Сочувствия

11

Остров Любви и Ненависти

12

Остров Доверия

13

Остров Согласия

14

Остров Уважения

15-16

Голоса добра и любви (концерт для ветеранов)

17

Остров Дружбы. Город Дружбы

18

Я - друг

19

Близкий друг

20

Друзья в классе

21

Школьные друзья

22-23

В поисках истины, добра и красоты (праздничный концерт ко дню Гимназии)

24

Мой друг - учитель

25

Друзья во дворе

26

Если с другом вышел в путь

27

Мои друзья - родители

28

Вселенная друзей. Республика Мордовия

29

Вселенная друзей. Россия – родина моя

30

Вселенная друзей. Планета Земля

31

Вселенная друзей. Вселенная

32

Дружить – это… (тестирование)

33-34

Дорогами «Энциклопедии дружбы» (праздничный концерт)

        

Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированное занятие.

Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ  нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы,  обсуждения на занятиях, диалогов  необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

Занятия  курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.

- использование новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты.

        

Повышение уровня нравственной воспитанности, сплочение детского коллектива и создание благоприятных условий для личностного развития.

Литература

Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / А.С. Арсеньев // Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. М.: Педагогика, 1977. 230 с.

Варюхина, С.И. Истоки доброты. / С.И. Варюхина. Минск, 1987. 230 с.

 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1991. 330 с.

Карпова, С.Н. Значение сюжетно-ролевой игры для становления нравственного воспитания / С.Н. Карпова, Л.Г. Петрушина Вестник МГУ, серия 14, 1981. 3, С. 2230.

 Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский Минск: Народная асвета, 1984. 215 с.

 Корчинова, О.В. Детский этикет / О.В. Корчинова - М.: Инфра-М, 1999.

 Лихачев Б.Т. Философия воспитания. / Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. -282 с.

Макаренко А.С., Из лекций о воспитании детей. Дисциплина, Педагогические соч.: В 8 т. М., 1984. Т 4.С. 8086.

 Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже М.: Мысль, 1995.

 Пятерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей / С.В. Пятерина М.: Просвещение, 1986. 235 с.

 Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать / С.И. Семенака М.: Аркти 2004. 170 с.

 Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех. / С.Л. Соловейчик. М.: Просвещение, 1987. 180 с.

 Субботский, Е.В. Формирование морального действия у ребенка / Е.В. Субботский // Вопр. психол. 1979. 3. С. 4755.

 Сухомлинский, В.А. Избр. пед. соч. В 3-х т. / В.А. Сухомлинский М.: Просвещение, 1979, т. 1, С. 229.

 Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский М.: Прогресс, 1985, т.2. 410 с.

 Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.