Рабочие программы по предметам технологии и ИЗО

Абромавичене  Ирина Викторовна

Рабочая программа по технологии. Технология ведения дома. 6 класс

Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Рабочая программа по ИЗО 6 класс

Рабочая программа по ИЗО 7 класс

Рабочая программа по ИЗО 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию г.Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан- Удэ»

Рассмотрено на МО

учителей  технологии, ИЗО, музыки____________

(название учебного предмета)

Протокол № __

от «___»    июня    2020 г.

Руководитель МО

Цыремпилова А.Д.

________________________

Принято на педагогическом совете

Протокол № 5

от « »июня 2020 г.

Руководитель МС

Ермоленко А.А.

____________________________

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 42


Путилова Н.Н.

Приказ №  86.б

от « 30» августа 2020г.

Рабочая программа

Технология.

« Технология ведения дома »

(наименование учебного предмета/курса)

6класс (базовый уровень)

(класс)

2020-2021 уч. год

(срок реализации программы)

г.Улан-Удэ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Технология. Технология ведения дома (базовый уровень)»  составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
  • Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з)
  • Учебным планом МАОУ СОШ №42 на 2020-2021 уч.год;
  • Примерной программой  по предмету «Технология. Технология ведения дома»  6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица, В.Д.Симоненко - М.: Вентана – Граф, 2014г.

На изучение предмета «Технология ведения дома» в 6 классе (базовый уровень) по учебному плану школы отводится 68 час. (2 ч в неделю, 34 недели).

Изучение предмета «Технология ведения дома» на базовом уровне

 среднего (полного) общего образования направлено на достижение

следующихцелей:

  • формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;
  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

Задачи программы:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представление  о технологической  культуре на основе  включения учащихся  в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личности или общественно значимых изделий;
  • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной,  рефлексивной, личностного саморазвития ,информационно- технологической, ценностно-смысловой, проектно- исследовательской).
  • овладение безопасными орудиями труда, общетрудовыми и специальными умениями, необходимого для поиска и использования технологической информации, проектирование и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия) в соответствии с правилами и технологиями.Предусмотрены практические работы и творческие проекты по каждому разделу.

Обучение школьников  технологии  строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса технологии ведения дома.

Личностные результаты:

• воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• реализация творческого потенциала в духовной и предметно-практической деятельности;

• развитие готовности к самостоятельным действиям;

• проявление технико-технологического и экономического мышления;

Метапредметные результаты:
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• обоснование путей и средств устранения ошибок в выполняемых технологических процессах;

• осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• умения работать в команде, учитывать позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу;

•самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль,  рефлексия);

Предметные результаты:

•распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема

(раздел)

Содержание темы (раздела)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

 УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(темы)

1

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (8 ч)

Тема 1. Интерьер жилого дома (4 ч)

Понятие о жилом помещении. Зонирование пространства. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование  материалов отделке квартиры. Лабораторно-практические и практические работы.

Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Изготовление макета оформления окон.

Тема 2. Комнатные растения в интерьере (4 ч)

Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера. Роль комнатных растений в интерьере.Лабораторно-практические и практические работы. Перевалка комнатных растений, уход.

Учащийся научится: находить  информацию об устройстве современного жилого дома, квартиры, комнаты. Делать планировку комнаты подростка с помощью шаблонов и ПК

Учащийся получит возможность:выполнять эскизы с целью подбора материалов и цветового решения комнаты. Изучать виды занавесей для окон и выполнять макет оформления окон. Выполнять электронную презентацию.Выполнять перевалку  комнатных растений

2

Раздел 2 «Кулинария» (12 ч)

Тема 3. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (2 ч)Пищевая ценность рыбы, виды.Белки, жиры, углеводы, витамины. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.

Лабораторно-практические.

Определение свежести рыбы. Приготовление блюда из рыбы.

Определение качества термической обработки рыбных блюд.

Приготовление блюд из морепродуктов.

Тема 4. Блюда из мяса (2 ч)

Значение мясных блюд в питании. Виды мяса. Признаки доброкачественности мяса. Виды тепловой обработки мяса. Технология приготовления блюд из мяса, гарниры. Подача к столу.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов.

Приготовление блюда из мяса.

Тема 5. Блюда из птицы  (2 ч)

Виды домашней и сельскохозяйственной птицы. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.

Лабораторно-практические и практические работы.

Приготовление блюда из птицы.

Тема 6. Заправочные супы (2 ч)

Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оформление готового супа и подача к столу.

Лабораторно-практические и практические работы.

Приготовление заправочного супа.

Тема 7. Приготовление обеда.Сервировка стола к обеду (2 ч)

Меню,  сервировка стола к обеду.

Лабораторно-практические и практические работы.

Составление меню, приготовление обеда. Сервировка стола к обеду.

Творческий проект « Приготовление воскресного обеда»(2ч.)

Учащийся научится:определять свежесть рыбы, мяса, мяса птицы.Планировать последовательность технологических операций по приготовлению блюд. Знакомиться с профессией повар. Находить и представлять информацию о блюдах из рыбы, мяса, мяса птицы, морепродуктов

Учащийся получит возможность:сервировать стол и дегустировать готовые блюда.

Находить и представлять информацию о блюдах из мяса, соусах и гарнирах к мясным блюдам, блюдах из мяса птицы

3

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»  (24 ч)

Тема 8. Свойства текстильных материалов (2 ч)

Классификация, способы получения, виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.

Тема 9. Конструирование швейных изделий(4 ч)

 Понятие о плечевой одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину

Тема 10. Моделирование швейных изделий(2 ч)

Понятие о моделировании одежды. Приёмы изготовления выкроек. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.

Лабораторно-практические и практические работы.

Моделирование выкройки проектного изделия.

Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема 11. Швейная машина(2 ч)

Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины.  Дефекты машинной строчки.

Лабораторно-практические и практические работы.

Устранение дефектов машинной строчки.Применение приспособлений к швейной машине.

Выполнение прорезных петель.

Пришивание пуговицы.

Тема 12. Технология изготовления швейных изделий(12 ч)

Технология изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани,  Правила безопасной работы иголками и булавками.

Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом.Основные операции при ручных работах.Основные машинные операции.

Обработка мелких деталей швейного изделия.Подготовка и проведение примерки плечевой одежды. Устранение дефектов после примерки.Последовательность изготовления плечевой одежды. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог- конструктор.

Лабораторно-практические и практические работы.

Раскрой швейного изделия.

Изготовление образцов ручных и машинных работ.

Подготовка и проведениепримерки проектного изделия.

Окончательная обработка изделия

Учащийся научится:составлять коллекции тканей

и нетканых материалов из химических волокон.

Оформлять результаты исследований.

Снимать мерки с фигуры человека

и записывать результаты измерений.

Рассчитывать по формулам

элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж основы плечевого изделия. Изучать приёмы моделирования плечевой одежды.Моделировать проектное швейное изделие. Готовить выкройку проектного изделия к раскрою. Изучать устройство машинной иглы. Определять вид дефекта строчки по её виду.Подготавливать швейную машину

к работе. Овладевать безопасными приёмами работы на швейной машине. Проводить примерку проектного изделия.  Устранять дефекты после примерки. Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану

Учащийся получит возможность:познакомиться с профессией оператор

на производстве химических волокон.Находить информацию о фурнитуре для одежды, об истории пуговиц

4

Раздел «Художест

венные ремёсла»  (12 ч)

Тема 13. Вязание крючком(6 ч)

Из истории вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы, виды крючков и спиц. Правила подбора.Организация рабочего места. Расчёт количества петель, сборка готового изделия.

Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, Вязание полотна.  Вязание по кругу.

Лабораторно-практические работы.

Вывязывание полотна несколькими способами; по кругу.

Тема 14. Вязание спицами(6 ч)

Вязание спицами узоров, применение схем узоров с условными обозначениями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК.

Лабораторно-практические работы.

Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями.

Разработка схемы узора.

Учащийся научится:подбирать крючок, спицы, нитки для вязания. Вязать образцы крючком,  спицами. Зарисовывать  вязаные изделия. Знакомиться с профессией вязальщица текстильно-галантерейных изделий. Находить и представлять информацию о народных художественных промыслах, связанных с вязанием.

Учащийся получит возможность: Создавать схемы для вязания с помощью ПК. Определять цель и задачи проектной деятельности. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект

5

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»   (12 ч)

Тема 15. Исследовательская и созидательная деятельность(12 ч)

Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта.

Практические работы.

Творческие проекты по разделам: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария»,«Создание изделий из текстильных материалов»,  «Художественные ремёсла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

Учащийся научится:определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу.

Учащийся получит возможность:оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Технология ведения дома»в6 КЛАССЕ (базовый уровень)

Разделы и темы программы

Количество часов

Раздел 1. «Технологии домашнего хозяйства»

8

Тема1.Технологии домашнего хозяйства.

4

Тема 2.Комнатные растения в интерьере

4

Раздел 2.  «Кулинария»

12

Тема 3. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

2

Тема 4. Блюда из мяса

2

Тема 5. Блюда из птицы  

2

Тема 6. Заправочные супы

2

Тема 7. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. Творческий проект « Приготовление воскресного обеда»

4

Раздел 3. «Создание изделий из текстильных материалов»

24

Тема 8. Свойства текстильных материалов

2

Тема 9. Конструирование швейных изделий  

4

Тема 10. Моделирование швейных изделий

2

Тема 11. Швейная машина

2

Тема 12. Технология изготовления швейных изделий

14

Раздел 4. «Художественные ремёсла»

12

Тема 13. Вязание крючком  

6

Тема 14. Вязание спицами  

6

Раздел 5. «Технологии творческой  и опытнической деятельности»

12

Тема 15. Исследовательская и созидательная деятельность  

12



Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию г.Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан- Удэ»

Рассмотрено на МО

учителей  технологии, ИЗО, музыки____________

(название учебного предмета)

Протокол № __

от «___»    июня    2020 г.

Руководитель МО

Цыремпилова А.Д.

________________________

Принято на педагогическом совете

Протокол № 5

от « »июня 2020 г.

Руководитель МС

Ермоленко А.А.

____________________________

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 42


Путилова Н.Н.

Приказ №  86.б

от « 30» августа 2020г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

(наименование учебного предмета/курса)

5класс (базовый уровень)

(класс)

2020-2021 уч. год

(срок реализации программы)

г.Улан-Удэ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство 5 класс (базовый уровень) »  составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
  • Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з)
  • Учебным планом МАОУ СОШ №42 на 2020-2021 уч.год;

Примерной программой  по предмету «Изобразительное искусство» для учащихся 5-8 классов под ред. Т.Я.Шпикаловой., М.: Просвещение, 2014 год (стандарты второго поколения)

Программа «Изобразительное искусство 5-8 классы» Т.Я.Шпикаловойиспользуется в данной рабочей программе без изменений.

На изучение изобразительного искусства в 5 классе (базовый уровень) по учебному плану школы отводится 34 часа (1 ч в неделю, 34 недели).

        Изучение изобразительного искусства на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

формирование  навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве;

развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства;

воспитание эстетического отношенияк действительности и формирование мировосприятие учащихся средствами искусства.

Задачи программы:

  • воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
  • раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (в пейзаже, натюрморте, портрете, анималистическом жанре);
  • углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;
  • знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;
  • показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;
  • развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;
  • развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметныхсвязей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;
  • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных в классе работ.

Общая характеристика учебного предмета

 Обучение и художественное воспитание учащегося в 5 классе посвящено изучению взаимосвязи природы и человека в искусстве на примерах поэтического образа русской природы в изобразительном искусстве, произведений деревянного русского зодчества, народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека, на образах фольклорных героев русского народного эпоса, народных календарных праздников.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса изобразительное искусство.

Личностные результаты:

1.  Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

2.  Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

3.  Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

4.  Овладение средствами художественного изображения;

5.  Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;

Метапредметные результаты:

  1. Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  2.  Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

3. Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

4. Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

5. Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

6. Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

7. Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

Предметные результаты:

  1. Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  2.  Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  3.  Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  4.  Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
  5. Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
  6.  Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
  7.   Диалогический подход к освоению произведений искусства;
  8.  Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
  9.  Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема

(раздел)

Содержание темы (раздела)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

 УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(темы)

1

Глава 1.  

ООбраз родной земли в изобразительном искусстве  (9ч.)

Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.)

Виды живописи (станковая, монументальная декоративная). Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников:  И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.

Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)

Учащийся научится:различать жанры и виды изобразительного искусства.

Сравнивать изображаемые с натуры предметы по форме, размеру, фактуре материала

Учащийся получит возможность:пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (городецкая, мезенская роспись)

2

Глава 2.

«Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.)

Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)

Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.)

Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)

Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)

Бытовой жанр в живописи и графике.Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ  и художественно-выразительные средства  графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве.

Учащийся научится:применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства

Учащийся получит возможность:создаватьэскизы декоративных композиций с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм

3

Глава 3 .      

  « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.)

Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)

Художественная культура Древней Руси, и своеобразие,  символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения.

Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)

Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)

Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву

Учащийся научится:

выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды

Учащийся получит возможность:применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта

4

Глава 4.

« Образ единения человека с природой в искусстве» (6ч.)

Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)

Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства  Др. Руси: А. Рублев «Троица».

Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.)

Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)

Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Учащийся научится:применятьосновные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу

Учащийся получит возможность:самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знания народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей искусства родного края.

Работать в творческих группах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО изобразительному искусству В 5 КЛАССЕ (базовый уровень)

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

I.

Образ родной земли в изобразительном искусстве

9

Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве

5

Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве

4

II.

«Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве»

8

Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность

2

Тема 4. Образ времени года в искусстве

2

Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества

2

Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев

2

III.

« Мудрость народной жизни в искусстве»

11

Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота

5

Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств

3

Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни

3

IV.

« Образ единения человека с природой в искусстве»

6

Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа

2

Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры

1

Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве

3



Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию г.Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан- Удэ»

Рассмотрено на МО

учителей  технологии, ИЗО, музыки____________

(название учебного предмета)

Протокол № __

от «___»    июня    2020 г.

Руководитель МО

Цыремпилова А.Д.

________________________

Принято на педагогическом совете

Протокол № 5

от « »июня 2020 г.

Руководитель МС

Ермоленко А.А.

____________________________

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 42


Путилова Н.Н.

Приказ №  86.б

от « 30» августа 2020г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

(наименование учебного предмета/курса)

6класс (базовый уровень)

(класс)

2020-2021 уч. год

(срок реализации программы)

г.Улан-Удэ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство 6 класс (базовый уровень) »  составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
  • Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з)
  • Учебным планом МАОУ СОШ №42 на 2020-2021 уч.год;

Примерной программой  по предмету «Изобразительное искусство» для учащихся 5-8 классов под ред. Т.Я.Шпикаловой., М.: Просвещение, 2014 год (стандарты второго поколения)

Программа «Изобразительное искусство 5-8 классы» Т.Я.Шпикаловойиспользуется в данной рабочей программе без изменений.

На изучение изобразительного искусства в 6 классе (базовый уровень) по учебному плану школы отводится 34 часа (1 ч в неделю, 34 недели).

        Изучение изобразительного искусства на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

- освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Задачи:

   Познакомить учащихся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

Научить использованию рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Научить основам грамотного изображения

Общая характеристика учебного предмета

 Программа включает  основные виды деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве); изобразительная деятельность (основы художественного изображения); декоративно-прикладная деятельность (основы народного  декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры); художественно-конструкторская деятельность; художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса изобразительное искусство.

Личностные результаты:

1.Формирование навыков самостоятельной работыпри выполнении практических творческих работ;

2. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу;

3. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе творческой работы;

4. Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;

5. Формирование основ зрительской компетентности в комплексной оценке художественных качеств изделий декоративно-прикладного искусства;

6. Повышение внутренней мотивации к исследовательской и творческой деятельности;

7. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

8. Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Метапредметные результаты:

1.  Умение использовать композиционное построение: формат, размеры и количество изображений, степень проработанности деталей;

2. Умение выполнять эскиз росписи декоративной тарелки с использованием приемов стилизации цветов на основе натурных зарисовок;

3. Уметь выполнять  повтор элементов цветочной росписи подносов;

4. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятиедеталей природы:

5. Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

6. Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

 7. Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти.

Предметные результаты:

1.Развитие эстетического вкуса обучающихся, способности воспринимать эстетику цветущей природы, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение к ней;

2.Приобретение опыта создания художественного образа цветущей природы средствами живописи, развитие навыков поиска дополнительных материалов по теме с использованием средств Интернета, фотографии

3.Поиск выразительной композиции, умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

4. Осознание значения искусства и художественного творчества для личной и культурной самоидентификации личности;

5.Приобретение опыта художественно-творческой деятельности при создании новогодней атрибутики и в процессе коллективной работы над декоративным панно на новогоднюю тему

6. Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

7. Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;

8. Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;

9.  Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема

(раздел)

Содержание темы (раздела)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

 УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(темы)

1

Глава 1.  

 Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве (6ч.)

Тема1. Цветы в живописи, декоративно-прикладном и народном искусстве (6ч)

Осенний букет (1ч)    

Диалоги об искусстве.

Уроки живописи.

Цветы на лаковых подносах  мастеров изЖостова и Нижнего Тагила  (2 ч)  

Диалоги об искусстве.

Урок народного творчества.        

 Осенние цветы в росписи твоего  подноса (1 ч)  

Диалоги об искусстве.

Урок народного творчества.

Произведения лакового промысла:жостовские и нижнетагильские подносы разной формы, композиции.

Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Западной Европы и Востока (2ч.)

Учащийся научится: формировать навыки самостоятельной работыпри выполнении практических творческих работ

Учащийся получит возможность:

овладеть навыками коллективной деятельности в процессетворческой работы. Приобретет опыт создания художественного образа природы средствами живописи, Развить навыки поиска дополнительных материалов по теме с использованием средств Интернета, фотографии

2

Глава 2.

Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур (10ч.)

Тема 2.   Символика древних орнаментов  (7 ч)

    Растительный орнамент Древнего Египта (1 ч)

Диалоги об искусстве.

Урок народного творчества.

   Зооморфный  орнаментвДревнего Египта  (1 ч)

Диалоги об искусстве.

Урок народного творчества.

   Изысканный декор  сосудов Древней Греции  (1ч)        

Диалоги об искусстве.

Уроки народного творчества.

  Древние орнаменты в творчестве художников разного  времени (2ч)        

 Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка(2ч)

Диалоги об искусстве.

Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования.

Тема 3. Традиции Новолетия в культуре народов мира (3 ч)

 Традиции встречи Нового года в  современной культуре (1 ч)

Диалоги об искусстве.

Урок графики.

   «Новый год шагает по планете...»  (2 ч)

Диалоги об искусстве.

Урок живописи.

Учащийся научится:формировать художественно-эстетический вкус, художественную грамотность в изображении орнаментов; приобретет опыт художественно-творческой деятельности в создании декора для украшения изделий на основе изученных традиций, трансформации и стилизации природных форм;

Учащийся получит возможность:рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий

3

Глава 3 .      

Исторические реалии в искусстве разных народов (10 часов)

Тема4. Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве (4 ч)

  Каменные стражи России (1 ч)  

Диалоги об искусстве.

Урок графики.

   Рыцарский замок в культуре средневековой Европы (1 ч)

Диалоги об искусстве. Урок графики.

  Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве (1 ч)

Диалоги об искусстве.

Урок графики.

Батальная композиция  (1ч)        

Диалоги об искусстве. Урок изобразительного творчества.

   Тема 5.  Прославление женщины в искусстве народов мира (2 ч)

   Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве (1 ч)

Диалоги об искусстве.

Урок графики.

   Личность женщины в портретно-исторической композиции XIX –начала XX в. (1 ч)

Диалоги об искусстве. Урок изобразительного творчества.        

Тема 6 .  Народный костюм в зеркале истории (2 ч)

   Русский народный костюм  как культурное достояние нашей родины (2ч)

Диалоги об искусстве.

Уроки народного творчества.

Тема 7.  Международный фольклорныйфестиваль в пространстве современной культуры. Синтез искусств (2 ч)

 «Возьмемся за руки, друзья…»  Разноликий хоровод (2ч)        

Диалоги об искусстве,

Уроки декоративного творчества. Уроки скульптуры.

Учащийся научится: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Оценивать правильность решения учебной задачи в процессе выполнения творческого задания, собственные возможности её решения; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Учащийся получит возможность:овладеть навыками конструирования из бумаги, зарисовки по представлению и описанию воинских костюмов.

4

Глава 4.

Образ времени года в искусстве. Весна – утро года(8ч.)

Тема 8.   Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве (4 ч)

  Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве  (2 ч)        

Диалоги об искусстве.

Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования.

Живая зыбь (2 ч)

Диалоги об искусстве. Уроки живописи.

Тема 9. Светлое Христово Воскресение. Пасха. (2 ч)

   «Как мир хорош в своей красе нежданной...»  

Диалоги об искусстве. Уроки живописи.

Тема 10. Весеннее  многообразие  природных  форм  в  искусстве (2 ч)
«Земля пробуждается» (2ч)  

Диалоги об искусстве. Урок графики.

.

Учащийся научится: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками

Учащийся получит возможность:создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО изобразительному искусству в 6 КЛАССЕ (базовый уровень)

№ п

Наименование глав и тем

Всего часов

I

Глава: Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве

6

Тема 1. Цветы в живописи, декоративно – прикладном и народном искусстве

6

II

Глава: Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур

10

Тема 2. Символика древних орнаментов  

7

Тема 3. Традиции новолетия в культуре народов мира

3

III

Глава: Исторические реалии в искусстве разных народов

10

Тема 4. Образ  ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве

4

Тема 5. Прославление женщины в искусстве

2

Тема 6. Народный костюм в зеркале истории

2

Тема 7. Международный фольклорный фестиваль  в пространстве  современной культуры

2

VI

Глава: Образ времени года в искусстве. Весна – утро года

8

Тема 8. Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве

4

Тема 9. Светлое  Христово Воскресение.  Пасха

2

Тема 10. Весеннее многообразие природных форм в искусстве

2



Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию г.Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан- Удэ»

Рассмотрено на МО

учителей  технологии, ИЗО, музыки____________

(название учебного предмета)

Протокол № __

от «___»    июня    2020 г.

Руководитель МО

Цыремпилова А.Д.

________________________

Принято на педагогическом совете

Протокол № 5

от « »июня 2020 г.

Руководитель МС

Ермоленко А.А.

____________________________

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 42


Путилова Н.Н.

Приказ №  86.б

от « 30» августа 2020г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

(наименование учебного предмета/курса)

7 класс (базовый уровень)

(класс)

2020-2021 уч. год

(срок реализации программы)

г.Улан-Удэ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство 7 класс (базовый уровень) »  составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
  • Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з)

  • Учебным планом МАОУ СОШ №42 на 2020-2021 уч.год;

Примерной программой  по предмету «Изобразительное искусство» для учащихся 5-8 классов под ред. Т.Я.Шпикаловой., М.: Просвещение, 2014 год (стандарты второго поколения)

Программа «Изобразительное искусство 5-8 классы» Т.Я.Шпикаловойиспользуется в данной рабочей программе без изменений.

На изучение изобразительного искусства в 7 классе (базовый уровень) по учебному плану школы отводится 34 часа (1 ч в неделю, 34 недели).

        Изучение изобразительного искусства на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

Развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

Гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

   Развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

   Подготовкаобучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Задачи:

1. Формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира,

2.  Развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что обеспечивает становление целостного мышления учащихся.

3 .Формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

4. Интеграция со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности.

5. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник, компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение изобразительного искусства в 7 классе представляет собой продолжение этапа художественно-эстетического развития личности.

 Программа включает  основные виды деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная, изобразительная деятельность, декоративно-прикладная деятельность, художественно-конструкторская деятельность; художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса изобразительное искусство.

Личностные результаты:

1.Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

2.Принятие мультикультурной картины современного мира;

3.Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

4.Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу;

5.Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

6.Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

5. Формирование основ зрительской компетентности в комплексной оценке художественных качеств изделий декоративно-прикладного искусства;

6. Повышение внутренней мотивации к исследовательской и творческой деятельности;

7. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.

Метапредметные результаты:

1. Формирование критического мышления,  способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

2.Получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;

3.Ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях.

Предметные результаты:

1.Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

2.Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

3.Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

4.Воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;

5.Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

6.Формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

7.Развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

8.Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

9.Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

10.Применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема

(раздел)

Содержание темы (раздела)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

 УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(темы)

1

Глава 1.

Человек и среда  в жизни в изобразительном искусстве   (8ч.)

Тема 1.  Объекты архитектуры  в пейзаже- 2 час.

Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Виды архитектуры. Архитектурный пейзаж – жанровая разновидность пейзажа. Художественные открытия Леонардо да Винчи. Архитектурный пейзаж в искусстве к. 19 – 20 вв. Пейзажи в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Реалистический пейзаж. Историко-архитектурные виды представителей «Мира Искусства»

Тема 2.  Предметная среда человека в натюрморте -3ч.Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношения человека к окружающей жизни. Натюрморт в истории зарубежного искусства. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Светотеневые отношения. Учет в натюрморте законом линейной перспективы.

Тема 3.  Интерьер как отображение предметно – пространственной среды человека -  3ч.

Дизайн интерьера и его древние истории. Искусство интерьера сооружений Московского Кремля (Теремный дворец, Успенский собор и др.). Монументальная живопись.

Учащийся научится: основным видам и жанрам изобразительных (пластических) искусств

Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности.

Учащийся получит возможность:повышать уровень мотивации учебной и творческой деятельности.

Ориентироваться на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей.

Развивать эстетические чувства на основе знакомства с произведениями искусства;

духовно- нравственно развивать посредством формирования особого  отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

2

Глава 2.

Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве  (8ч.)

Тема 4.   Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль-3ч.

Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Архитектурный облик дворянской усадьбы. Важнейшие архитектурные элементы зданий, выполненных в стиле классицизма. В. И Баженов.

Тема 5.   Одежда и быт русского  дворянства в жизни и изобразительном искусстве-5ч.Одежда дворянского сословия 18-19 вв. Элементы женского и мужского костюма. Стилевое единство прически и костюма. Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. Дворянские праздники в усадьбе, традиции их проведения. Балы, домашний театр. Вертеп.

Учащийся научится: познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.Иметь  положительное отношение к творческой деятельности.

Уметь задаватьсущественныевопросы,формулироватьсобственноемнение.Получать опыт восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

Учащийся получит возможность:Принимать мультикультурную картину современного мира.Формировать критическое мышление,  способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства

3

Глава 3 .      

Народный мастер – носитель национальной культуры  (10ч.)

Тема 6. Народное искусство как часть художественной культуры.  Традиции и современность -8ч.

Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства

Древние корни народного художественного творчества. Древние образы народной вышивки. Жизнь традиций в творчестве современных мастеров разных регионов России. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства.

Тема 7. Весенняя ярмарка - праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России -2ч.

 Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство. Лаковая миниатюра. Палех, Холуй Ярмарка в произведениях русских живописцев. Ювелирное искусство: традиции и современность. Изначальное предназначение ювелирного украшения – функция оберега и амулета. Ростовская финифть. Северная чернь - Великий Устюг.

Учащийся научится:воспринимать произведения искусства как основу формирования коммуникативных умений. Воспринимать красоту ярмарки как одно  из явлений праздничной атмосферы

Учащийся получит возможность:

ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.

Контролировать  и корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключение и выводы в словесной форме

Обмениваться мнениями, понимать позицию партнера

4

Глава 4.

Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство (8ч.)

Тема 8.  Наука и творческая деятельность человека в жизни и в искусстве. Космическая техника в жизни и в искусстве - 3ч.

Идеи летательных аппаратов в эскизах Леонардо да Винчи. Мечта свободного полета в картине В. Васнецова «Ковер-самолет». Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта А. Леонова. Дизайн и его виды. Промышленный дизайн. Пространственная композиция как объект дизайна. Создание пространственных конструктивных структур. Передача равновесия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм

Тема 9.     Военная героика и искусства -2ч.

Тема защитника Отечества – одна из важных тем изобразительного искусства. Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа. Образ защитника Отечества в портретной живописи 18-20 вв.  Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Работы художников и скульпторов, посвященные Великой Отечественной войне.  Мемориальные ансамбли. Мамаев курган.

Тема10.   Спорт и искусство -3ч.

Изображение участников Олимпийских игр в античном искусстве. Мирон «Дискобол». Спортивные сюжеты вдревнегреческой вазописи. Тема спорта в искусстве 20 в. А. А. Дейнека Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Спортивные сюжеты в жанровой живописи. Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов в творчестве современных художников. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции.

Учащийся научится:организовывать свое раб место  с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать оценивать учебные действия.

Самостоятельно формулировать творческую проблему.

Участвовать в обсуждении использования выразительных средств.

Осознанно  высказываться о красоте космоса.

Эмоционально воспринимать подвиги русского воина. Планировать алгоритм своих действий по организации раб места и в творческой работе,

работать по предложенному учителем плану.

Использовать образную речь при обсуждении произведений искусств.

Учащийся получит возможность:выражать в работе свое отношение к задуманному образу спортсмена и соответствующему  ему костюму.Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи (анализ, сравнение вариантов эскизов костюмов с целью выявления соответствия их образу героя)

 Проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО изобразительному искусству в 7КЛАССЕ (базовый уровень)

Наименование глав  и тем

Количество часов

Глава 1. Человек и среда  в жизни в изобразительном искусстве

8

Тема 1. Объекты архитектуры  в пейзаже

2

Тема 2. Предметная среда человека в натюрморте

3

Тема 3.  Интерьер как отображение предметно – пространственной среды человека

3

Глава 2.Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве

8

Тема 4.  Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль

3

Тема 5. Одежда и быт русского  дворянства в жизни и изобразительном искусстве

5

Глава 3.Народный мастер – носитель национальной культуры

10

Тема 6.Народное искусство как часть художественной культуры.  Традиции и современность

8

Тема 7.Весенняя ярмарка - праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России

2

Глава 4.   Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство

8

Тема 8. Наука и творческая деятельность человека в жизни и в искусстве. Космическая техника в жизни и в искусстве

3

Тема 9.     Военная героика и искусства

2

Тема10.  Спорт и искусство

3



Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию г.Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан- Удэ»

Рассмотрено на МО

учителей  технологии, ИЗО, музыки____________

(название учебного предмета)

Протокол № __

от «___»    июня    2020 г.

Руководитель МО

Цыремпилова А.Д.

________________________

Принято на педагогическом совете

Протокол № 5

от « »июня 2020 г.

Руководитель МС

Ермоленко А.А.

____________________________

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 42


Путилова Н.Н.

Приказ №  86.б

от « 30» августа 2020г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

(наименование учебного предмета/курса)

8класс (базовый уровень)

(класс)

2020-2021 уч. год

(срок реализации программы)

г.Улан-Удэ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство 8 класс (базовый уровень) »  составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
  • Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з)
  • Учебным планом МАОУ СОШ №42 на 2020-2021 уч.год;
  • Примерной программой  по предмету « Изобразительное искусство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений  авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской – М. : Просвещение, 2014.

На изучение изобразительного искусства в 8классе (базовый уровень) по учебному плану школы отводится 34 часа (1 ч в неделю, 34 недели).

 Изучение изобразительного искусства на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
  • формированиеустойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

Задачи программы:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  • углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно- творческой деятельности в каком-либо виде искусства.  
  • воспитание художественного вкуса;
  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
  • формирование умений и навыков художественного самообразования.
  • использованию приобретенных знаний иумений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.                                                                                                                                          
  • использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.                                                                                                                                          
  • овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;

  • овладение умениями инавыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;

Общая характеристика учебного предмета

    Данная программа учитывает логику изучения предмета «Изобразительное искусство»  в начальной и основной школе, отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представления школьников о различных видах искусства  в целом и их роли в жизни человека и общества.

Составление этой программы вызвано актуальностьюинтеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство.

    Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственной ориентации.

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса изобразительное искусство.

Личностные результаты:

  1. Восприятие явлений художественной культуры разных народов мира, осознание в ней места отечественного искусства;
  2. Понимание и интерпретация художественных образов, ориентирование в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства;  умение делать выводы и умозаключения;
  3. Описывание явлений музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
  4. Структурирование изученного материала и информации, полученных из других источников;
  5. Применение умений и навыков в художественной деятельности;
  6. Решение  творческих проблем.

Метапредметные результаты:

  1. Сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
  2. Работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  3. Знание смысла употребляемых терминов жанров искусства
  4. Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественных  образов, специфики выразительных  средств разных искусств (звучаний, линий, красок).
  5. Знаниеразных художественных материалов, художественных техник, их значение в создании художественного образа;
  6. Обогащение опыта адекватного восприятия устной речи;
  7. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

Предметные результаты:

  1. Освоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
  2. Интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
  3. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия;
  4. Соотношение характера звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды  разных эпох и народов;
  5. Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
  6. Иметь представление о многообразии  образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема

(раздел)

Содержание темы (раздела)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

 УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(темы)

1

Тема 1.

Искусство в жизни современного человека (3ч.)

Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы.

 Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека.

 Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества.

Обращение к искусству прошлого с целью выявления его ценности для людей, живших во все времена.

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, древние образы произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.Изобразительное искусство и его виды.

 Художественный образ и художественно- выразительные средства – стиль – язык в живописи, графике и скульптуре.

Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Учащийся научится:

 соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды  разных эпох и народов.

Использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве.

Различать виды, стили и жанры искусства

Знать смысл употребляемых терминов, основных закономерностей искусства;  родства художественных  образов.Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

Учащийся получит возможность:наблюдать жизненные явления.

Находить сходные и различные черты, выразительные средства.

Работа со справочниками, словарями. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности восприятия и оценки произведений искусства. Сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их. Воспринимать художественное произведение разных видов искусств.

2

Тема 2.

 Искусство открывает новые грани мира(7ч.)

Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры. Специфика музыки как вида искусства и ее место в ряду других видов искусств.

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины).

Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху.

Учащийся научится:различать виды, стили и жанры искусства.

Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам; художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира.Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.

Соотносить особенности композиции в воплощении художественных образов живописи и музыки.

Учащийся получит возможность:использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки.

Рассматривать особенности

воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-

культурной ретроспективе

3

Тема 3.

Искусство как универсальный способ общения (7ч.)

Искусство как проводник духовной энергии.

Произведения отечественного  и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Способы художественной коммуникации.

Знаково-символический характер искусства.

Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах.

 Символика архитектуры.

 Символика в скульптуре, живописи

Учащийся научится:понимать роль искусства в жизни человека и общества.

Прочитывать информацию, заключенную в памятниках искусства. Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения. Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Участвовать в различных видах художественно-исполнительской деятельности.

Учащийся получит возможность:составлять музыкально-литературные композиции.

Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык графики.

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

Анализировать синтетический характер кинообразов,  роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма

4

Тема 4.

Красота в искусстве и жизни (10ч.)

Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях.

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Законы красоты.

Различие реакций человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях.

Женские образы в произведениях художников.

Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Учащийся научится:различать объекты и явления реальной жизни и их образы, объяснять их отличие.

Понимать общее в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии, музыкальном искусстве.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств.

Создавать композицию на заданную тему на плоскости  и в пространстве.Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров  искусства и определять средства выразительности.

Учащийся получит возможность:выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.    

Создавать эскизы и модели одежды, мебели, транспорта. Анализировать и оценивать процесс и результаты собственного творчества.

5

Тема 5.

Прекрасное пробуждает доброе (7ч.)

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление, сопоставление разных жанров и стилей, своеобразия их творчества.

Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери.  Искусство как модель для подражания.

Своеобразие видения картины мира в национальных  музыкальных культурах  Запада и Востока.                                                        Арт-терапевтическое воздействие искусства.

Красота природы родной земли в живописи. Синтез искусств в создании художественных образов.

Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения- художника, композитора, писателя.

Идеал человека в искусстве.

Воспитание души.

Учащийся научится:размышлять о произведениях искусства, выявлять жизненные проблемы.

Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта.

Определять свою роль в проекте.

Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.

Учащийся получит возможность: различать отечественное и зарубежное искусство в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталонами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы.

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО изобразительному искусству в 8КЛАССЕ (базовый уровень)

№ п

Наименование тем

Всего часов

1

Тема 1. Искусство в жизни современного человека

 3 час

2

Тема 2. Искусство открывает новые грани мира

7 час

3

Тема 3. Искусство как универсальный способ общения

 7 час

4

Тема 4. Красота в искусстве и жизни

10 час

5

Тема 5. Прекрасное пробуждает доброе

7 час