Внеурочная деятельность

Абромавичене  Ирина Викторовна

Внеурочная деятельность учащихся

Новые условия в до­полнительном образовании

 для участия в реализации новых стандартов

Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариатив­ности образования, предполагающий соз­дание «личных пространств» на основе выбора. Инно­вации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

Вариативная часть основной образова­тельной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой):

– пространства взаимодействия об­щего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятель­ность и др.;

– пространства взаимодействия обще­го образования и внеурочной работы: пред­метные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;

– пространства взаимодействия до­полнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые меро­приятия.

Именно в рамках этих пространств воз­никает возможность построения индиви­дуального образовательного маршрута ре­бенка.

Дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов:

– возможности интеграции, как бо­лее мобильная часть системы образова­ния, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации об­разования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

– возможность построения индиви­дуального образовательного маршрута ре­бенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

– специалистов в узких направлени­ях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художе­ственной, технической, спортивной, соци­альной и др.);

–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной дея­тельности;

– открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

– изучение и формирование социаль­ного заказа на образование, что в свою оче­редь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

– методическую поддержку процес­сов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;

– уникальные педагогические техно­логии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

– образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования;

– возможности поддержки разных одаренных детей и других особых катего­рий детей (трудных, с ограниченными воз­можностями здоровья);

– возможности работы в социуме, со­циального творчества детей;

– организацию каникулярного времени детей;

– возможности духовно-нравст­венного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского са­моуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений сре­ды и др.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по дополнительному образованию в 5 классе  составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
  • Примерной основной образовательной программой  среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию  (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
  • Учебным планом МАОУ СОШ №42 на 2020-2021 уч. год;

Программа внеурочной деятельности по декоративно – прикладному творчеству  разработана  для учащихся5 классов  на основе концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе ( авт. коллектив: П. Р.Атутов,  О. А. Кожина, В, П, Овечкин, В, Д, Симоненко, Ю, Л, Хотунцев) и  в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей». Данная программа обеспечивает передачу учащимся технологической культуры,  приобретение ими знаний и умений в прикладной и творческой деятельности, развивает способности к  самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, а так же, частично социально – трудовую адаптацию.
   Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить, но и включить в современную жизнь.

  Исследовательская работа и тематика проектных работ открывает возможность сформировать  у учащихся специальные знания по предмету, формировать художественную культуру как составную часть материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие: знакомить с  современными видами декоративно-прикладного искусства России, с народными традициями и обычаями;
- познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства, раскрыть истоки народного творчества;

- формировать определенные умения и навыки в освоении художественного ремесла;

- формировать  навыки исследовательской работы.

Развивающие: пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

- развивать художественный вкус, интерес к творчеству художника,  умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей;

- развивать навыки проектной и творческой деятельности.

Воспитывающие: осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родине, бережное отношение к  народной культуре.Программа по внеурочной деятельности в 5 классе рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа.

Методы обучения.

При реализации программы используются различные методы:  словесные -  беседы; наглядные: просмотр репродукций, образцов изделий мастеров народного творчества;  практические: изготовление  образцов и макетов изделий.

Метод проектов - процесс планирования  и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Метод проектов повышает интерес к технологическому образованию, дает возможность включиться в исследовательскую деятельность.

   Учебный образовательный проект – организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы,  заведомо не имеющий единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент. В процессе  работы над проектом учащиеся имеют возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей ( истории, географии, кино, дизайна). В итоге создается реальный проект.

   В учебно - воспитательный процесс включены экскурсии в музей, на выставки народных промыслов.  
Программой предусмотрены задания как индивидуального, так и коллективного исполнения. Техника работы с  соломкой,  работа с глиной требуют  кропотливого труда, поэтому проводится индивидуальная работа с каждым учеником. Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены  и вовремя исправлены. На занятиях у учащегося  есть  возможность  самостоятельно оценивать свою работу, ее результат, видеть достоинства и недостатки. При коллективном обсуждении результатов вниманиеобучающихсяакцентрируется на том, что получилось, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.
Интеграция со смежными дисциплинами. Содержание курса носит межпредметный характер. Предметное содержание может затрагивать разные области знаний: изобразительное  искусство, технологию, биологию, историю, географию.

Дидактическое обеспечение:

1. Рисунки, иллюстративный материал;

2. Пособия – технологические карты, методические указания, литература;

3. Образцы изделий, изготовленные педагогом и учащимися;

4. Рисунки, трафареты, шаблоны орнаментов, используемые для изготовления работ;

5. Схемы композиционного построения узоров.

Оборудование и материалы:

1.  Глина, соломка;

2.  Стек, ножницы;

3.  Калька для рисования выкроек, деталей, копирка, бумага для рисования;

4.  Резак или скальпель;

5.  Клей «ПВА», «Момент»;

6.  Утюг;

7.  Красители водорастворимые (водоэмульсионная краска, гуашь), шликер;

8.  Тонкая проволока;

9.  Карандаши, кисточки;

10.Пинцет;

11.Бархатная ткань или бумага;

12.Деревянная рамка формата А4;

13.Мебельный бесцветный лак;

14.Наждачная бумага

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

– личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

– метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

– предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Достижение планируемых результатов возможно при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.

                    В результате занятий учащиеся должнызнать:

   1)О технологической культуре и ее компонентах;

   2)Основные этапы проектной деятельности;

   3)Основы декоративно – прикладного искусства своего народа;

   4)Владеть культурой труда;

   5)О современных материалосберегающих, безотходных технологиях.

   6)Уметь обосновывать выбор своего проекта;

   7) Источники получения информации.

                  В результате занятий учащиеся должны уметь:

  1)применять на практике полученные знания;

  2)пользоваться инструментами, инструкционными картами;

  3)творчески подходить к изготовлению изделия;

  4)оформлять готовые изделия, подготовить  их  для выставки.

Содержание курса

Название разделов

Количество часов

Всего:

теория

практика

1

Изделия из соломки, выполненные в технике аппликации

18:

4

14

2

Изделия из глины

16:

3

13

                                 Итого:                                                              

34ч (1ч/нед)

Тематическое планирование

                                   Тема

         Кол-во часов

  теория

практика

Проект  «Изделие из соломки, выполненное в технике аппликации »

               18

1

Народные промыслы. Художественные изделия из соломки в современном интерьере.

2

2

Народные праздники, традиции, обычаи.

1

3

Технология обработки соломки.

1

1

4

Соломка в изделиях мастеров народных промыслов

1

1

5

Орнамент в композиции.        

1

1

6

Сюжетно – тематические композиции

2

7

Разработка проекта и изготовление изделия.    Презентация творческого проекта

1

6

Проект «Изготовление  чайной пары из глины с применением элементов народного промысла «гжель»

               16

1

Инструменты, приспособления. Поиск информации по теме проекта.

1

1

2

Разработка эскиза. Принцип построения узора

1

1

3

Цветовое решение. Последовательность работы над проектом

1

2

4

Изготовление чайной пары из глины

1

6

5

Роспись изделия с применением элементов народного промысла «Гжель». Презентация конечного продукта проекта

2

                                                            Итого:

34часа