Главные вкладки
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений
Основой оценочной деятельности является комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Оценивание самого процесса познания, его результатов призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые поощряли бы учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Структура системы оценки
| Методы и формы оценивания |
Система контроля и оценивания деятельности учащихся предусматривает сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем. Поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов | Виды оценивания: 1. стартовая диагностика 2. входящий контроль 3. текущее оценивание 4. итоговое оценивание Формы оценивания: 1.диагностические работы 2. задания в тестовой форме 3. самостоятельные работы 4. проектные работы |
Критериями оценки, определяющими подготовку учащегося на уроках технологии, являются:
- общая подготовленность, организация рабочего места, научность, технологичность и логика изложения материала;
- уровень освоения теоретического материала, предусмотренного программой по предмету технология;
- умения использовать теоретические знания при выполнении текущих заданий практических работ и упражнений;
- соблюдение этапов технологии изготовления, норм времени, качество выполнения технологических операций и приёмов;
- соблюдение правил санитарии, гигиены, техники безопасности.
Оценивание проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии | Оценка защиты проекта
| Оценивание выполнения тестов (по В. П. Беспалько) |
Критерии оценивания Общее оформление Актуальность Обоснование проблемы и формулировка темы проекта Сбор информации по теме проекта Анализ возможных идей Выбор оптимальных идей Выбор технологии изготовления изделия Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления Разработка конструкторской документации, качество графики Описание изготовления изделия Описание окончательного варианта изделия Эстетическая оценка выбранного варианта Экономическая и экологическая оценка готового изделия Качество изделия Соответствие изделия проекту Практическая значимость
| Формулировка проблемы и темы проекта Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи Описание технологии изготовления изделия Четкость и ясность изложения Глубина знаний и эрудиция Время изложения Самооценка Ответы на вопросы
| Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов где N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста; К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте. Если Ку 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным. Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку 0,7), 4 ставится за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку 5 ставится за правильное выполнение всех заданий (Ку 0,9)
|
Формирующее оценивание
Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места. Формирующее оценивание помогает диагностировать процесс обучения на начальной, промежуточной и конечной стадии. Если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности.
Преподаватель определяет содержание курса: темы, их последовательность, формы работы – лекции, групповые занятия, домашние задания, которые дадут возможность полностью покрыть содержание курса. Преподаватель решает, какие методы оценивания будет использовать – тесты, письменные задания, практические работы. Учителю надо выбрать такие формы оценивания, которые подходят для конкретных целей, т.е. согласовать оценивание с поставленными целями. Владея мониторингом качества образования по технологии, изобразительному искусству, на своих уроках применяю разнообразные способы оценивания. Это и традиционные способы, как тестирование, упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов, направленные на освоение различных технологий, так и формирующее оценивание, дающее понимание процессов и законов, способности критически анализировать информацию.
В течение нескольких лет я применяю следующие
способы формирующего оценивания по технологии:
Самооценка работы в группе
Лист оценивания
Этапы выполнения работы | Выполнил (да/нет) |
Предложил несколько вариантов выполнения задания |
|
Делать поясняющие схемы/рисунки |
|
Анализировал полученный результат |
|
Сформулировал вывод по работе |
|
Защищал выполненное в группе задание |
|
Количество ответов «да» и «нет» |
|
Итого: 10-8 б.- 5; 7- 5 б.- 4; 3-2 б. - 3 |
|
Оценивание после изучения темы
Лист оценивания
Этапы выполнения работы | Выполнил (да/нет) |
1.Достигнута цель деятельности |
|
2.Качественно выполнена работа |
|
3.Способы эффективны |
|
4.Все запланированное сделано |
|
5.Регулярно вел записи в тетради |
|
6.Умею самостоятельно решать задачи |
|
Количество ответов «да» и «нет» |
|
Итого: 12-10 б. - 5; 9- 7 б. -4; 6-4 б. - 3 |
|
Рефлексия результата урока и деятельности учащихся
Цель урока достигнута?
Что нового узнал на уроке?
Какой вывод сделать?
Мне понравилось……….
Я знаю……….
Я умею………
Моя отметка………
Формирующее оценивание по изобразительному искусству
Главная задача современной школы – раскрытие способностей ученика. Существующая отметочная система оценивания на уроках изобразительного искусства опирается на конечный результат – рисунок, и не дает возможности оценивать личностные достижения, интеллектуальные творческие проявления, самостоятельный поиск дополнительного материала, не формирует оценочную самостоятельность. Необходимо оценивать творчество, инициативу, составляющие основу созидательной деятельности. Формирующее оценивание сочетает в себе контроль и диагностику.
1. Обсуждение работ
По организации обсуждения | По форме обсуждения |
1.Выставка работ учащихся | 1.Что нравится в рисунке |
2. Индивидуальное представление | 2. У кого получилось лучше то или иное изображение |
3. Групповое представление | 3. Какие коррективы необходимо внести в рисунок |
2. Лист самооценки творческой работы
Лист оценивания
Этапы выполнения работы | Выполнил (да/нет) |
1.Запись цели |
|
2.Удалось получить результат |
|
3.Справился правильно |
|
4.Справился с работой самостоятельно |
|
5.Количество ответов «да» и «нет» |
|
Итого: 8-6б. - 5; 5-4 б. -4; 3-2б. - 3 |
|
2020-2025 гг.
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках изобразительного искусства и труда (технологии)
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках изобразительного искусства
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по изобразительному искусству являются приложением к рабочей программе по предмету соответствующего уровня.
Оцениванию на уроках ИЗО подлежат специальные художественные способности школьника, его творчество и инициатива – это составляющие основу созидательной деятельности. Наряду с художественным творчеством оценивается
инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного высказанных интересных предположений.
Формы контроля на уроках изобразительного искусства:
1.Устный опрос. Ученик устно излагает изученный материал. Учитель проверяет правильные приёмы работы инструментами, подготовку рабочего места и другие аспекты.
2.Письменный опрос. Включает контрольные работы и тесты. Тестовые задания позволяют получить полную картину усвоения материала, увидеть, какие операции даются ученику с наибольшим трудом.
3.Представление и защита творческой работы. Ученики высказывают своё мнение о работе и выслушивают мнения других. Обсуждение работ может проходить в разных формах «Что нравится в рисунке?», «Что можно изменить в рисунке, убрать или добавить?»
Оценивается соответствие работы теме, определенной идее, анализ приобретенных художественно - творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся).
Оценивание по данному критерию проходит через личностные достижения школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках и конкурсах.
4.Словесная оценка. Это краткая характеристика результатов работы ученика. Словесная оценка позволяет раскрыть перед учеником результаты его деятельности, проанализировать его возможности. Критериями и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть:
- композиционная организация изображения в листе;
- построение формы, передача пропорций;
- умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;
- умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;
- оригинальность композиции.
5.Портфолио. Это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения.
Портфолио достижений ученика – это сборник работ и результатов, которые показывают
усилия, прогресс и достижения ученика в художественном творчестве, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Портфолио представлять собой подборку личных работ ученика: творческие работы,
отражающие его интересы; продукты учебно-познавательной деятельности –
доклады, сообщения, грамоты.
6.Самооценка. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты. Понимание мотива деятельности определяет цель деятельности. «Для чего мне это нужно? Какой результат получу»
Алгоритм самооценки (рефлексия):
1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было
получить в результате? Достигнута цель?
2. Удалось получить результат?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал)?
5. Какие способы использовались, насколько эффективны?
6. Каков был уровень задания?
Такие художественные работы мы выполняли, понадобились только усвоенные знания? (Необходимый уровень).
В этой работе мы столкнулись с необычной ситуацией. Нужны новые знания или можно воспользоваться уже знакомыми приемами? (Повышенный уровень).
7. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь
себе поставить.
Таким образом, на уроке ученик сам учится оценивать свой результат
выполнения задания по «Алгоритму самооценки», определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель может скорректировать отметку, объяснив, что ученик завысил или занизил ее. Использование алгоритма самооценивания выполненных
заданий значительно повышает эффективность работы учеников.
На основе обобщения учителем итоговых результатов по окончании
учебного года в сравнении с результатами предыдущих тестовых данных
(стартовой работы), сможет выстроить аналитическую работу по данному предмету в следующем учебном году.
На уроках изобразительного искусства оценивается как уровень восприятия
учащимися произведений искусства и явлений культуры (это могут быть устные
ответы, проверочные письменные работы или тесты) так и уровень выполнения
практических заданий. Причем решающую роль при выставлении отметки играет
оценивание художественно-творческой деятельности в силу практического
характера занятий по изобразительному искусству.
Оценивание обучающихся :
Практические задания (индивидуальное задание):
Отметка в баллах. Критерии выставления отметок:
«5» - уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи;
правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена
в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески
«4» -уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить
ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время самостоятельно.
«3» - уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.
«2»- учащийся не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте
Оценка за теоретические знания (устный ответ):
Отметка в баллах. Критерии выставления отметок
«5»- обучающийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4»- обучающийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы
«3»- обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя
«2» обучающийся полностью не усвоил учебный материал, не может
изложить его своими словами, не может привести конкретные
примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя
Оценка за теоретические знания (тесты):
Отметка в баллах. Критерии выставления отметок
«5»- учащийся ответил на вопросы, что составило 100% - 80%
«4»- учащийся ответил на вопросы, что составило 79% - 51%
«3»- учащийся ответил на вопросы, что составило 50% - 30%
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках труда (технологии)
Основой оценочной деятельности является комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. В процессе контрольно-оценочной деятельности учитель получает возможность оценить глубину и объем усвоенного учащимися материала, скорректировать учебный процесс, задачи, методы обучения, стимулировать познавательную активность учащихся.
Формы контроля:
• устный ответ
• творческий проект
• лабораторно-практическая работа
• практическая работа
Структура системы оценки: входной (стартовый) контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.
Критериями оценки, определяющими подготовку учащегося на уроках технологии, являются:
- общая подготовленность, организация рабочего места, научность, технологичность и логика изложения материала;
- уровень освоения теоретического материала, предусмотренного программой по предмету технология;
- умения использовать теоретические знания при выполнении текущих заданий практических работ и упражнений;
- соблюдение этапов технологии изготовления, норм времени, качество выполнения технологических операций и приёмов;
- соблюдение правил санитарии, гигиены, техники безопасности.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная, портфолио, проектная работа.
Оценивание качества знаний учащихся:
При устной проверке:
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал; умеет изложить материал своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
При выполнении творческих и проектных работ
При выполнении тестов, контрольных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы
Тестирование. Метод позволяют проверить знания обучающихся, сокращают временные затраты на проверку знаний.
Устный опрос. Учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя качество и полноту его усвоения.
Контрольный срез. После прохождения темы учитель проводит в письменной форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.
Проектная работа
Оценка «5» ставится, если учащийся обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Эстетичность выполнения. Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями, предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия.
Оценка «4» ставится, если учащийся обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению. Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается.
Оценка «3» ставится, если учащийся обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению.
Оценка «2» ставится, если учащийся обнаруживает незнание большей части
проделанной проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.
Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. Рукописный
вариант. Несоответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии обработки Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.
