для педагогов

Куренкова Елена Гарриевна

теоретический материал для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление с родным городом как часть логопедической работы в ДОУ

Куренкова Елена Гарриевна

Учитель - логопед

 Патриотизм — важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Для формирования полноценной личности человека необходимо уже в раннем возрасте воспитывать у детей патриотические чувства. Дошкольнику необходимо познавать свои истоки в активной форме. Этому способствует и предметно – развивающая среда, созданная в дошкольном учреждении, и цикл разработанных и регулярно проводимых занятий и мероприятий по ознакомлению с историей  и современной жизнью родного города и его жителей.

В каждой группе в соответствии с возрастными особенностями оформлены «Уголки родного города». В состав входят фотоальбомы, видеозаписи, иллюстрации, литературные произведения. Что используется как вспомогательный материал в процессе планомерной работы по ознакомлению с городом. Дети узнают новые факты, обращают внимание на то, чего раньше не замечали.

Логопедическая работа в старшем возрасте ведется в тесной связи с воспитателем и родителями.

В соответствии с разработанным циклом занятий проводятся интегрированные занятия, в которых принимают участие различные специалисты ДОО. Целью таких занятий ставится ознакомление детей с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитания чувства уважения к предкам, землякам, формирование бережного отношения к истории родного города.

Совместно с родителями проходят экскурсии по родному городу, его укромным уголкам. Семьи оформляют и защищают проекты: «Мой любимый уголок», «Вот что мы узнали» и др

Регулярно  проводятся «Минутки родного города» — как часть фронтальных логопедических занятий, когда детям в течении 2 – 3 минут специалистом проводится беседа по различным направлениям связанным с родным городом.

Для развития связной речи детям было предложено ведение устных альбомов на заданную тему: «Я и моя улица», «Моя дорога домой», «Как мы ездили в парк», «Что я увидел нового», «Пейзаж родного уголка». В дополнение к своему рассказу дети рисуют рисунки.

Родителям также предлагаются  варианты  беседы с детьми дома, в процессе прогулок или целенаправленного изучения городского объекта.

На занятии по развитию речи проводится составление описательных рассказов, побуждая детей к использованию образных выражений, сравнений, отражающих непосредственное отношение к описываемому.

В конце года проводится конкурс чтецов «Люблю свой город», где приветствуется не только стихотворная форма, но и проза.

Детям подготовительной к школе группы после овладения навыком чтения и печатания предлагается изготовить открытку и написать пожелание родному городу.

Разнообразить логопедическую работу по ознакомлению с малой родиной помогают различные кроссворды по темам «Моя Родина», «Мой город», ребусы, игры с буквами и словами.

Из букв, входящих в словосочетание «РОДНОЙ ГОРОД  ЧАПАЕВСК», составить как можно больше новых слов.

 Составить название улицы из первых букв данных слов.

Составить название улицы из последних букв данных слов.

Прочитать слова, выделить в них первые слоги и составить из них название улицы.

 «Собрать» слова, в которых изменен порядок букв; в виде подсказок — цифры над буквами или различный размер букв.

Подобрать родственные слова к слову «город».

Назвать лишнее слово в ряду.

Реализация всех направлений работы по ознакомлению с городом на логопедических занятиях поможет последовательному и систематическому знакомству детей с родным городом, воспитанию у них чувства гордости за людей, которые живут и трудятся в родном городе, любви к родному краю.