публикации

Куренкова Елена Гарриевна

список моих публикаций на сайте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 1.

Речевое развитие: Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных множественного числа, Р.п., Т.п. с предлогом С, образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов). Развитие связной речи (составление предложений с противительным союзом А, составление предложений по картинкам).

Познавательное развитие: Расширение, уточнение и активизирование словаря по теме «Овощи. Огород» . Развитие зрительного внимания и восприятия.

Социально – коммуникативное развитие: Расширение представления о важности труда взрослых. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Эстетическое развитие: Развитие  воображения.

Физическое развитие: Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

  1. Объявление темы.

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А поедем мы к бабушке и дедушке на дачу, чтобы посмотреть, какие овощи созрели там на грядках. (Логопед и дети садятся на свои места, «едут» — имитируют езду на поезде). А чтобы в пути не было скучно, я расскажу вам об овощах.

Овощи

Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и минеральные вещества. Их едят сырыми, жареными или вареными. Человек употребляет в пищу корни, листья, стебли, стручки и семена разных овощей. Но перед употреблением овощи тщательно промывают.

  1. Беседа с опорой на опыт детей.

- давайте проверим, что вы знаете об овощах. Ответьте на мои вопросы:

- Скажите, где растут овощи?

- в какое время года убирают урожай овощей?

- какие овощирастут в огороде?

Где именно они растут?

Для чего люди убирают овощи в огороде?

Какие овощи – вершки вы знаете?

Какие овощи – корешки?

Как убирают овощи?

Во что их складывают?

Вот мы и в огороде. Кто здесь нас встречает?

Логопед выставляет кукол: дедушку и бабушку. Далее занятие от имени дедушки и бабушки.

Бабушка предлагает детям отгадать, урожай каких овощей они собрали с дедушкой.

  1. Игра «Узнай по описанию».

Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. (Помидор.)

Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (Огурец.)

Круглая, красная, маленькая, хрустящая. (Редиска.)

Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, витаминная. (Морковь.)

Овальный, фиолетовый, упругий. (Баклажан.)

Треугольный, ароматный, красный, желтый. (Перец.)

Круглая, желтая, хрустящая. (Репа.)

 - Дедушка и бабушка собрали много овощей. Дедушка собирал овощи большого размера, а бабушка маленького размера. Назовите бабушкины овощи ласковыми словами.

  1. Игра «Назови овощ маленького размера». Возьмите карточку переверните и назовите овощ маленького размера.

Огурец — огурчик, помидор —- помидорчик, баклажан — баклажанчик, морковь — морковка, репа — репка, редис - редисочка.

Физкультминутка «Огород».

Огород у нас в порядке —

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород.

Действия по тексту.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.

«Сажают».

Лето все она толстела,

Показывают руками круг перед собой.

Разрасталась вширь и ввысь.

Руки в стороны, а затем вверх.

А теперь ей тесно белой,

Говорит — посторонись!

Руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения.

Логопед: Бабушка и дедушка приготовили для нас загадки. Но загадки не простые, они зашифрованы в виде картинок.

  1. Игра «Четвертый лишний». В каждом ряду одна картинка «лишняя», то есть отличается существенным признаком.

Баклажан, тыква, картофель, капуста. («Лишний» картофель, потому что он растет в земле, а все остальные овощи над землей.)

Огурец, картошка, свекла, морковка. (Огурец.)

Баклажан, капуста, помидор, тыква. (Все круглой формы, баклажан — овальный.)

Лук, кабачок, морковь, репа. (Все растут в земле, а кабачок над землей.)

  1. Упражнение «Куда собирают овощи» (презентация)

Составьте предложение по картинке по образцу «В ведре много  помидор»

В банке много огурцов.

В миске много чеснока.

В корзине много помидоров.

В мешке много картофеля.

В ведре много кабачков.

В ящике много моркови.

В коробке много лука.

В кастрюле много баклажанов.

  1. Упражнение «Что с чем?»

- Банка с чем?» (банка с огурцами, и т.д)

Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с семьей в коррекционно-образовательном процессе в условиях ДОУ

Зиновьева Вера 
Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с семьей в коррекционно-образовательном процессе в условиях ДОУ

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого направления учителем-логопедом и педагогами было решено уделить особое внимание семьям, дети которых посещают логопедическую группу.

Руководствуясь принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», я строю своё общение с родителями, так как считаю, что у нас с ними одна общая задача - воспитание высоконравственной личности. Взаимодействие учителя- логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда и детей, создана атмосфера взаимоуважения.

В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями в МДОУ № осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

1) родительские собрания, с учетом современных требований;

2) консультации, по организации работы логопеда, по итогам диагностики, по запросам родителей, по итогам коррекционного обучения, методы и приёмы постановки звуков у детей;

3) родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему («Роль семьи в воспитании ребенка с недостатками речи»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы; материалов, отражающих коррекционную работу;

4) досуговое направление в работе с родителями, которое оказалось самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;

5) речевые праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала;

6) дни открытых дверей проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;

7) библиотека игр и упражнений. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми;

Но кроме этого, в своей работе я использую новаторские, нетрадиционные формыпедагогического просвещения родителей, которую я назвала гостиная для родителей. Данное направление работы включает в себя:

1) совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов по теме "Умные пальчики", «Весёлый самомассаж», позволивший, родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала.

2) информационный журнал "Учимся, играя!" содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.

3) индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери«Учимся у тех, кого любим». Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

4) индивидуальные встречи с родителями на которых их информировали о динамике речевого развития;

5) дневники успеха, которые информируют родителей об успеваемости ребёнка. Рекомендую работать с готовыми печатными изданиями, но я всё же советую использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

6) информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Уголок логопеда», как позаниматься дома по лексической теме и т. д. Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения и т. д.

Сочетая в своей работе традиционные и не традиционные формы взаимодействия с семьей, могу отметить, что эффективность коррекционно – образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития. Эти две стороны вопроса взаимосвязаны между собой – если нет первой (заинтересованность родителей, то и результативность второй (речевое развитие) будет относительной.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно - педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата я хотела достичь, организовывая работу с родителями таким образом. Ведь сочетание традиционных и инновационных формработы способствует повышению коррекционно- логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников