Организационно-педагогическая деятельность педагога
Материалы обобщения педагогического опыта
Тема опыта работы: «Коррекция нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством дидактических игр»
Коррекция нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Известно, что в процессе экспрессивной речи и произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию и сходные по артикуляции звуки речи.
Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Уже в дошкольном возрасте можно выявить и предупредить возникновение специфических фонетико-фонематических процессов недоразвития речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. [42, с.149-150.]
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нередко наблюдается смазанность речи, "сжатая" артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи. Это в основном дети с дизартрией, ринолалией и дислалией – акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Дети с ФФН соматически ослаблены. Таким детям часто свойственна метеозависимость (ухудшение состояния, снижение работоспособности при изменениях погоды). Значительно чаще отмечается нарушение вегетативной нервной системы, У некоторых детей наблюдаются незначительные изменения со стороны эмоционольно-волевой сферы: плаксивость, раздражительность, отставание в развитии двигательной сферы - Внимание у таких детей может быть неустойчивым Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ФФН отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д. [30, с. 626].
Изучение речевого развития большого количества дошкольников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.
В фонетико-фонематическом развитии детей выделяется несколько состояний:
- недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень ФФН;
- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
- при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок "не слышит" звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. [30, с.602-603]
Особое значение в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, приобретает дидактическая игра. Усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом дидактических игр в процесс обучения. Основная их цель - обучающая. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов. В процессе дидактических игр на логопедических занятиях у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово и фразообразование, увеличивается словарный запас. Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи. Усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций. Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка: формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость; создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия.
Итак, исходя из всего вышесказанного, актуальность использования дидактических игр в формировании звукопроизносительной стороны речи дошкольников, не оставляет сомнений. Именно поэтому нами была выбрана данная тема дипломной работы.
Поскольку в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, вероятно при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование дидактических игр должно способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.
Для реализации первой задачи, изучив онтогенетические закономерности развития речи в дошкольном возрасте, мы пришли к выводу, что речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение речью – сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. В процессах речи участвует несколько анализаторов мозга — двигательный, слуховой, зрительный. Речь несет информацию коре головного мозга, но эта информация не локализуется в мозговом конце одного какого-либо анализатора. Она вызывает нервные процессы и в других анализаторах. Деятельность второй сигнальной системы всегда означает согласованную работу слухо-речевого, зрительно-речевого и речедвигательного анализаторов.
Изучив теоретические вопросы, мы пришли к выводу, что нарушение произношения звуков при ФФН находится в тесной взаимосвязи с недоразвитием у детей фонематических процессов, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Выявили, что разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на преодоление ФФН, занимались Р.Е Левина, Ф.А.Рау, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева и др. Анализ литературных источников показал, что:
При этой форме дети с трудом различают звуки из-за недостаточной дифференциальной способности коркового окончания слухового анализатора. Ребенок не распознает звуковые оттенки, которые образуются физиологически по одинаковому принципу.
В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. Система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустическический или артикуляторный признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.
Состояние звукопроизношения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характеризуется отсутствием, заменами, нестойким употреблением, искаженным произнесение звуков. Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в тоже время смешиваться с другими звуками или опускаться.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией — акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Для реализации второй задачи был проведен констатирующий эксперимент. В своей экспериментальной работе мы использовали методику Лопатиной Л.В. "Обследование речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи". [14, 21-47]
Для реализации третьей задачи были подобраны и систематизированы дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием речи. Описание игр, дидактические задачи и оборудование представлено в приложении.
Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием предусматривала единство основных направлений и работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
Иными словами проводимая коррекционная работа положительно повлияла на развитие фонематических процессов и преодоление нарушенного звукопроизношения.
Тема опыта работы: «Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»
Стремительное развитие современного общества, усовершенствование процесса коррекционного обучения, оптимизация и модернизация практической помощи детям с нарушениями речи обусловили актуальность включения новейших информационных технологий в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Теоретическая значимость исследования расширяет представления о применении компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи. Практическая значимость исследования заключается в разработке и адаптации современных информационных технологий в работе с детьми с ОНР.В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи. Самую многочисленную группу из них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР)
К общему недоразвитию речи (ОНР) относят различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Огромный вклад в проблему общего недоразвития речи внесли Роза Евгеньевна. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ коррекционной педагогики Г. И. Жаренкова, Г. А. Каше, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г. В. Чиркина, и др.Анализ специальной литературы по изучению структуры нарушений общего недоразвития речи позволил нам выделить основные компоненты речевого недоразвития при общем недоразвитии речи III уровня.Оптимальным решением данной проблемы послужило внедрение и использование информационных технологий в работу с детьми с ОНР, позволяющих существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс, повысить его эффективность.
Существует большое количество понятий информационных технологий. При этом в контексте нашего исследования мы придерживаемся понятия: информационные технологии, - это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией с целью обучения и воспитания детей, имеющих нарушения речи.В рамках выполнения квалификационной работы нами проведен глубокий анализ современных исследований Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, Л.Р. Лизуновой и др. и выделены преимущества информационных технологий в работе с детьми с ОНР с учетом современных требований образовательного процесса и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Новизна обстановки, необычное интересное начало работы, эмоционально окрашенные неповторяющиеся задания для детей, возможность выбора, последовательное и постепенное появление красивых картинок на экране, музыкальное сопровождение, элементы анимации, мультипликация, сюрпризные моменты на экране длительное время заинтересовывают внимание детей, помогают разнообразить коррекционный процесс, делают его выразительным, тем самым создают впечатлительный отклик у ребёнка. Дети являются активными участниками процесса, они приобретают положительный, познавательный заряд, который вызывает у них желание посмотреть, действовать, играть.
Следовательно, если есть интерес, то активизируется непроизвольное внимание, повышается речевая и познавательная активность ребёнка, соответственно поднимается учебная мотивация.
Методическая сила мультимедиа позволяет значительно раскрыть ресурсы предъявления информации, разработать демонстрационные и обучающие авторские образовательные ресурсы, способствующие наглядно показать детям те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, визуализировать, оживить дидактический материал.
Немаловажную роль компьютерные технологии играют в запоминании материала. Они позволяют закрепить полученные знания, создавая яркие опорные моменты, способствуют сохранить логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
ИТ обеспечивают переход от игровой деятельности к коррекционно-развивающей.
Активизируют полисенсорное воздействия т. е. взаимодействие слухового, зрительного, моторного анализаторов.
Сокращают время формирования и развития языковых и речевых средств, коммуникативных навыков
Создают обстановку реального общения, стимулируют речевую активность.Для коррекции нарушений общего недоразвития речи, а именно словарного запаса, грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня было разработано и апробировано на практике учебно-методическое пособие с использованием информационных технологий, представленных с помощью QR-кодов. В учебно-методическом пособии представлены рекомендации по организации и проведению логопедических занятий, разработаны конспекты логопедических занятий для детей 5-6 лет.К каждому конспекту разработаны варианты информационных технологий: интерактивная игра, обучающий мультфильм, обучающее видео.
QR-коды позволяют нам получить большой багаж систематизированного материала для проведения занятий. У педагога есть возможность поднести телефон и сканировать QR-код. Это дает возможность закреплять знания у детей не только логопеду, но и родителям, воспитателям и другим участникам образовательного процесса.Содержание логопедических занятий по развитию словаря и грамматического строя включает в себя интересные, захватывающие, необычные, с определенными (звуковыми или появляющимися) эффектами интерактивные игры. Главное их преимущество – это интерактивность – соединение в себе аудиовизуальных, информационных, технических возможностей.
В программе Power Point были созданы интерактивные игры с использованием следующих технологических приёмов:
«Интерактивная раскраска» – один из примеров использования анимации в презентации. Суть приема можно описать следующим образом: дано контурное изображение (раскраска) и после выполнения задания часть этого изображения окрашивается. После выполнения всех заданий мы получаем цветной рисунок. Данный технологический прием используется для составления тестов, викторин по разным лексическим темам, для составления предложений.
Прием «Универсальный тренажер» используется для создания тестов с выбором одного или нескольких правильных ответов, а также для вставки нужных заданий и соответствующих иллюстраций в готовый шаблон.Прием «Вращающиеся круги» создают возможность проворачивания заданий по кругу.
Прием « Карусель» В полях для задания объекты расположены по кругу. При наведении курсора мыши на определенный объект (текст или рисунок), в центральном поле появляется ответная реакция (название объекта или лексическая единица). Создается эффект, что мы находимся на одном слайде, экрана. Но это не так, мы незаметно переходим на разные слайды. Это заслуга гиперссылок. Были созданы игры: «Четвертый лишний», «Назови то, чего не бывает», «Скажи наоборот», «Назови одним словом».
«Анимированная сорбонка», сорбонка — это двусторонняя карточка, с одной стороны которой находится вопрос, а с другой – ответ на него. Используются картинки с двух сторон в логопедических играх: «Один много», «Назови ласково», «Скажи наоборот» «Четвертый лишний» и т.д. Например, игра «Один много»
Также мною были создана комплексные интерактивные игры по лексическим темам: «Зима», «Женский день. Цветы»
Содержание логопедических занятий по развитию связной речи включает в себя технику мультипликацию и обучающее видео. Техника мультипликации развивает психические и речевые функции ребенка, помогает процессу индивидуализации, предоставляет уникальную возможность для внесения разнообразия воспитательно-образовательного процесса. Сюжет мультфильма, образы героев, звуковое сопровождение вызывают у детей эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе в форме речевого высказывания.
Мультипликация по развитию связной речи представлена упражнениями по составлению предложений по предметным картинкам; по распространению предложений, которые последовательно появляются на экране; по составлению рассказов по серии сюжетных картин; по составлению рассказов цепной структуры, по составлению рассказов с использованием мнемотаблиц, по составлению рассказов – описания, по усвоению конструкции сложноподчинённых предложений.
С помощью программы Animatron разработаны обучающие мультфильмы: «Осенняя прогулка», «Наши мамы и папы», «Чья морда, чей хвост, чьи уши», основной целью которых является развитие связной речи, отработка лексико-грамматических категорий.
Для составления рассказов с опорой на графические символы, составления пересказов по серии предметных и сюжетных картин мы используем обучающие интерактивные видео, созданные в программе Sparkol VideoScribe. Данная программа обладает широким спектром, позволяющим рисовать видео с помощью волшебной руки, с возможностью анимирования текста, изображений и добавления звука
В созданных, таким образом, роликах мы показываем не готовые изображения, а рисуем их в ускоренном темпе. Ребенок невольно становиться участником создания сцен презентации и уделяет повышенное внимание представляемому продукту.
В данной программе созданы обучающие видео: «Весна. Признаки весны», «Талая вода» (пересказ текста), «Образуй новое слово».
Применяя в своей практике компьютер, важно учитывать, что главная цель логопеда – это коррекция нарушений речи для осуществления полноценного общения ребёнка с другими людьми. Поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. В связи с этим необходимо использовать компьютер как дополнительное средство работы в течение недлительного времени, как часть всей работы логопеда с ребёнком.
Признавая, что информационные технологии являются мощным средством для разностороннего развития детей необходимо помнить, что их применение в коррекционном процессе требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей и требование санитарных правил.
- Занятия с использованием ИКТ следует проводить не более 1 в течение дня и не чаще 3 раз в неделю
- Продолжительность работы на компьютере не должна превышать для детей 4 - 5 лет – 10 мин., для детей 6 - 7 лет – 15 мин.
- На индивидуальных занятиях экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
- Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.
- После занятия с детьми необходимо проводить гимнастику для глаз
Технические средства ИКТ – монитор и системный блок должны соответствовать международным стандартам безопасности.
На фронтальных занятиях используется мультимедийный проектор и проекционный экран и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления.
При грамотном использовании информационных технологий, при правильной организации коррекционо-развивающего процесса с детьми с ОНР информационные технологии могут широко использоваться без какого-либо риска для здоровья и развития детей.
Вывод: проведенная коррекционная работа по развитию словарного запаса, грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, основанная на применении информационных технологий, вызвала огромный интерес, оживление, радость и способствовала закреплению речевых навыков у детей.
Работа в методических объединениях
Открытые мероприятие на район
1.Семинар- практикум "Формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи"
- Образовательная деятельность по развитию фонематических процессов у детей средней группы:
- Презентация "Формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи"
- Выставка методического материала и дидактических игр


2.Семинара-практикума в рамках работы районного методического объединения учителей-логопедов "Организация работы учителя-логопеда со звуками раннего онтогенеза"




3.С целью совершенствования профессионального мастерства, изучая опыт работы учителей-логопедов, принимала активное участие в посещении семинаров, практикумов, открытой образовательной деятельности в районном методическом объединении.

4.Семинара-практикума в рамках работы районного методического объединения учителей-логопедов " Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"




В группе оформлен методический стенд, логопедический уголок для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка. В течение года проводились индивидуальные консультации с родителями детей. На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания и т.д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам.
Темы консультаций:
1.Игры по развитию фонематических процессов.
2. Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук.
3. Формирование правильного речевого дыхания.
4. Роль родителей в развитии речи детей.
Памятки для родителей:
" Как развивать речь ребенка"
"Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Выступление на родительских собраниях:
« Цели и задачи коррекционного обучения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Требования и рекомендации логопеда».
«Подведение итогов коррекционного обучения в старшей группе для детей с ЗПР. Рекомендации родителям на летний период».
В работе с воспитателями использовались такие формы, как индивидуальные беседы, консультации, оказание практической помощи в планировании работы по развитию речи детей, составлению наглядных материалов, памяток, советов по подбору речевого материала.
Консультации для воспитателей:
1. Результаты логопедического обследования. Направления коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
2.Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
3. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
4. Работа по развитию артикуляционной моторики.
Авторские разработки
1."Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"








2.Многофункциональное дидактическое поссобие игровой коврик "Сказочная поляна"
(3 цветных домика, дорожки- лабиринты, сказочные персонажи) и картотека предметных картинок на все звуки раннего онтогенеза.
Цель данного пособия: повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
- Автоматизировать и дифференцировать звуки.
- расширять, уточнять и активизировать словарный запас детей;
- совершенствовать лексико-грамматический строй языка:
умение обобщать; умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; умение правильно употреблять предлоги в речи;
- формировать умение ориентироваться в пространстве;
- совершенствовать сенсорные способности детей;
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета.
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки связной речи;
- развивать мелкую моторику;
- развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление;
Коврик «Сказочная поляна» может использоваться педагогами на индивидуальных занятиях, а так же в самостоятельных играх детей.

3.Картотека звуков раннего онтогенеза. Её можно применять логопедам, воспитателям для вечерних заданий, давать детям в качестве домашнего задания. Материал подобран для всех звуков раннего онтогенеза, систематизирован, взят из разных источников (пособий для логопедов и из интернета). Картотека состоит из карточек.

4. Дидактические игры:









5. Компьютерные игры.









Печатные работы:
- Буклет для родителей " Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей
дошкольного возраста"
Дата публикации 18 Мая 2015 года
СЕРИЯ 111759- 130972
- Буклет для родителей "Организация работы учителя-логопеда со звуками раннего онтогенеза"
Дата публикации 15 Марта 2019 года
СЕРИЯ 111759-351740 опубликован на Всероссийском образовательном портале «Продленка»
- Свидетельство обобщение опыта работы: "Организация учителя- логопеда со звуками раннего онтогенеза" ОБ №1206 от16.03.2019 Всеройское издание "Педразвитие"
-Публикация научной статьи в соавторстве с научным руководителем В.С.Васильевой. «Современные технологии сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста» Челябинск,18-19 марта 1920г.
-Научная статья «Исследование особенностей состояния речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» публикация в 03.07.20 сборнике статей XXXVI
международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования» Челябинск
- Публикация статьи в электронном сборнике «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете»
Международная национальная научно-практическая конференция г.Уфа, 27 ноября 2020
Статья «Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста»
-Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Текст]: учебно-методическое пособие / В.С. Васильева, Е.Г. Гущина // Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. – 111 с.











Способы распространения обобщенного опыта работы
ДЕТСКИЙ САД №411
Блог учителя-логопеда Гущиной Е.Г.
