Главные вкладки
Предметно-пространственная развивающая среда.
Дошкольное детство - начало всех начал и то, что приобретает ребенок в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь. Научить ребенка говорить правильно, красиво — это сложно, но необыкновенно интересно. Это большая ответственность и высокая честь! Грамотная, четкая, правильная речь — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. Специалисты по дефектологии считают, что одной из главных причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства. Самую большую группу - до 60 % от всех детей дошкольного возраста - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Для развития правильной речи детей дошкольного возраста, у которых наблюдаются различные расстройства речи, необходимо создать условия для проведения коррекционной работы с детьми.
На развитие ребёнка дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Создание условий, способствующих преодолению речевых дефектов и развитию речевых возможностей дошкольников, возможно только в хорошо оснащённом логопедическом кабинете.
Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, подбором предметного содержания с учётом условий работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов.
Создавая предметно-развивающую среду логопедического кабинета, я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.
Рассмотрим предметно-развивающую среду моего логопедического кабинета по следующим характеристикам:
Комфортность и безопасность
Особенности организации состоят в создании максимального эффекта домашней обстановки (мебель, световое оформление интерьера и т. д.). В результате чего у ребёнка создаётся положительное эмоциональное настроение.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений
Для индивидуальных занятий создаётся центр сенсомоторного развития с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек-заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега и т. д.; «Волшебного мешочка», в которых ребёнок находит предметы и картинки для занятий и др. Применение всего этого будет вести к развитию сенсорных способностей – базовых в системе интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста.
Обеспечение индивидуальной детской деятельности
Для подгрупповых занятий используются различные дидактические игры с карточками-символами звуков, картинками, карточками звукобуквенного и слогового анализа, авторские компьютерные игры и др. Используя данные и другие пособия, логопед создаёт ситуации занятости и увлечённости интересной деятельностью каждого ребёнка, что снижает потенциальную возможность возникновения организационных проблем.
Функциональность предметной среды
На подгрупповых занятиях широко используются различные виды театров, например пальчикового театра «Теремок», «Репка». Его используем для автоматизации звуков (проговаривание диалогов, «веселый» счёт животных и др., для развития слухового восприятия «Узнай по голосу»). Таким образом, у детей развиваются творческое воображение, конструктивное мышление. В итоге, создается обстановка, выполняющая развивающую функцию.
Цели и задачи логопедического кабинета
Своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Задачи:
• Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и речевой помощи,
• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы.
• Создание развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся нарушений.
• Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
• Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
• Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Коррекционно-педагогическая работа логопеда
Работа логопеда предполагает:
• коррекцию речевых нарушений;
• развитие речи;
• формирование процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, моторики;
• совершенствование интеллектуально-познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных функций;
• подготовку к обучению грамоте;
• использование компьютерных развивающих и речевых игр.
Документы по организации деятельности в ДОУ
1. Рабочая программа коррекционно-развивающей работы.
2. Протоколы ПМПК.
3. Речевые карты.
4. Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий.
5. Журнал посещаемости.
6. Годовой план работы учителя-логопеда.
7. Циклограмма.
8. Журнал профработы.
9. Персонифицированная программа повышения квалификации.
Общие сведения о кабинете
Общая площадь – 11 кв. м.
Оснащение кабинета
1. Настенное зеркало – 1 шт.
2. Столы для детей - 5 шт.
3. Стулья детские – 8 шт.
4. Стол для логопеда – 1шт.
5. Стул для взрослых – 1шт.
6.Дополнительное освещение у зеркала
7.Песочные часы
8. Навесная магнитная доска
9.Шкафы для методической литературы и игр -2 шт
10. Полка для пособий -1 шт.
11. Полка для игрушек – 1 шт.
12. Логопедические зонды и шпатели
13. Коробки и папки для пособий
14. Методическая и учебная литература.
15. Дидактические игры и игрушки
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми в возрасте 5- 7 лет.
Образовательный центр
Оборудование:
- магнитная доска с комплектом магнитов (5 шт.);
- указка (она же призвана превращаться в "волшебную палочку");
- пять учебных столов и 7 стульчиков;
- один детский стол;
- учебно-методические пособия;
- настольные игры, игрушки.

Центр по коррекции произношения
Оборудование:
-настенное зеркало (2 шт.), фотографии с артикуляционными укладами трёх речевых профилей (свистящие, соноры [Л], [ЛЬ], сонорные вибранты [Р], [РЬ]) и соответствующий занимательный картинный материал;
- инструментарий для постановки звуков;
- ватные палочки (механическое подспорье при межзубном сигматизме);
- песочные часы – 10 минут;
- сменная игрушка на развитие физиологического дыхания;
- цветные карандаши;
- пеналы с сигналами звуков.

Центр методического и дидактического сопровождения коррекционно-образовательного процесса
Оборудование:
- справочная литература по коррекционной педагогике, логопедии;
- материалы по обследованию психического развития и речи детей;
-методическая литература по коррекции познавательной деятельности и звукопроизношения;
- учебно-методическая литература по обучению грамоте;
- календарно-тематические планы с учетом ФГОС ДО;
- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);
- занимательное игровое обеспечение коррекционных занятий (настольные игры – лото, игрушки и т.п.);


Центр игрового сопровождения
-пособия для развития речевого дыхания;
- пособия для развития мелкой моторики;
- пособия и дидактические материалы по формированию элементарных математических представлений;
- настольные игры, игрушки;

Информативный центр
Оборудование:
- папки с популярными сведениями о развитии и коррекции познавательной деятельности и речи детей ( консультации для родителей, папки -передвижки)


Формирование грамматического строя речи
- картинный материал на употребление существительных в единственном и множественном числе;
- пособия на все предложные конструкции;
- картинный материал на согласования существительных с прилагательными;
- картинный материал на употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательным значением;
- пособия для формирования фразы;
- игры на подбор антонимов «Контрасты», лото «Про животных», «Животные и их детёныши», Лото «Зоопарк», Лото «Профессии», «Подходит- не подходит», «Кто где живёт?», «Большой - маленький», «Времена года», «Чего не хватает?», «Кем быть" "Противоположности",
"Веселый грамотей";
-альбомы по всем лексическим темам.

Формирование лексической стороны речи
-предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, профессии, посуда, транспорт, водный мир.
-пособия для формирования навыков словообразования: суффиксальное, префиксальное, относительные и притяжательные прилагательные, однокоренные слова.
- картинки для расширения глагольного словаря,
- дидактические игры: "Мир вокруг нас"
- разрезные картинки;

Формирование фонематического восприятия и звукового анализа
символы звуков,
- сигнальные кружки на дифференциацию звуков,
- схемы на звуко-слоговой анализ слов;
- предметные картинки на дифференциацию звуков,
- пособия для определения позиции звука в слова,
- тексты на дифференциацию звуков
-дидактические игры: «Звонкий глухой»,
«Твердый мягкий», «Слова друзья», «Назови слово»,
«Назови первый звук» и т.д.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи
- артикуляционные упражнения;
- набор пособий для работы над речевым дыханием;
- предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы;
- альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
- игры на автоматизацию поставленных звуков;
- тексты на автоматизацию поставленных звуков;
- картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- игровой коврик для автоматизации и дифференциации звуков;
- логопедические тетради а звуки С,З,Ц,Л,Р,Ш,Ч,Щ;
-дидактические игры: «Логопедическое лото –на все звуки раннего онтогенеза», «Лабиринты», « «Ходилки», «Цепочки» « Картинки, звуки, скороговорки», « Произносим звуки правильно» и т.д



Обучение грамоте
- подвижная азбука
- схемы анализа предложений
- наборы предметных картинок для деления слов на слоги
- буквари, книги для чтения
- дидактические игры: "Читаем сами",
" Веселые буквы слова
-Альбомы «Звукарики», «Учусь читать»,
«Как хорошо читать» Ю.Новоселовой

Совершенствование навыков связной речи
- серии сюжетных картинок,
- сюжетные картинки,
- наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов,
- пособие с текстами для пересказов,
- схемы для составления рассказов,
- " Истории в картинках" 2ч;

Развитие мелкой моторики
- массажные шарики;
- пособия с разными видами застежек;
- шнуровки;
- мозаики;
- картинки для штриховок;
- прищепки;
- разноцветные камушки;
- книги-раскраски
- картотека пальчиковой гимнастики;




Сенсорное развитие
- разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики;
- матрешки, грибочки;
- пирамидки;
- игрушки сюжетные: лиса, волк, зайчик, медвежонок, и т.д.;
- набор муляжей овощей, фруктов;
- трафареты;
- мелкие игрушки животных и их детенышей;
- различные музыкальные инструменты: дудочки, погремушки, и т.д.;
- печатные игры, "Волшебный мешочек";
-манко-терапия;
- мешочки с различным наполнением( гречка, рис, горох, манка);
- сухой бассейн.


Формирование мышления, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
- сюжетные и предметные иллюстрации;
- книги, содержащие художественные произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления;



