Учебно-методическое обеспечение

Гущина Елена Григорьевна

Диагностическое обеспечение

 

  1. Быховская, А.М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР [Текст]: методическое пособие / А.М.Быховская, Н.А. Казова — Санкт - Петербург: Детство-пресс, 2012. — 32 с.
  2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова — СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
  3. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие [Текст] / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.- (Библиотека логопеда-практика).
  4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос, 2005 .- 280с.
  5. Мазанова, Е. В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР [Текст]: методические указания и картинный материал для проведения обследования во 2-й младшей группе ДОУ: [0+] / Е. В. Мазанова. – М.: Изд-во ГНОМ, 2014. – 29 с.
  6. Матвеева О.А., Документация, планирование и организация работы учителя-логопеда ДОУ [Текст]: сборник методических рекомендаций для учителей - логопедов дошкольных образовательных учреждений / О.А. Матвеева, Е.М. Сидельцева, О.В. Бикмурзина /под редакцией В.В. Усынина. – Челябинск, 2010.  – 160с.
  7. Серебрякова, Н.В. Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи [Текст] / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – 240 с. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – (РГПУ им. А.И. Герцена). – С. 48-61.
  8. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В.Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

Программное обеспечение

  1. Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
  2.  Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Учебно-методический комплекс

  1.  Примерная Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
  2.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева – М.: Просвещение, 2008. – 191с.
  3.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Мозаика-Синтез,2016 г.

Методическое обеспечение

Развитие речи

  1. Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» (М.2005)
  2. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
  3. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 128 с.
  4. Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова Логопедические занятия в детском саду: пособие для логопедов. 
  5. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. Жужжалочка и шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука [Ж]и [Ш]. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 32 с: ил. — (Внимание: дети!)
  6. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
  7.  Гомзяк О.С. Говорим правильно. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в полготовительной к школе логогруппе. 
  8. Ильякова Н.Е. Серия сюжетных картин "День рождения цыпленка". Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР. 
  9.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: Изд. – во «Гном и Д», 2008. – 64с.
  10. Коноваленко В.В., Коновалевко С.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из четырех альбомов. / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 72 с.: ил.
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Игротека речевых игр. Выпуск 8. Согласные звонкие и глухие. Игры и упражнения по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет. 
  12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Игротека речевых игр. Выпуск 9. Согласные твердые и мягкие. Игры и упражнения по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет. 
  13. Комарова Л.А.Автоматизация звука "З" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
  14. Комарова Л.А Автоматизация звука "Л" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. 
  15. Комарова Л.А Автоматизация звука "Ль" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. 
  16. Комарова Л.А Автоматизация звука "Рь" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
  17. Комарова Л.А Автоматизация звука "С" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. 
  18. Комарова Л.А Автоматизация звука "Ц" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. 
  19.  Н.В.Нищева « Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР»  
  20. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 72 с
  21. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
  22. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.
  23. Теремкова Н.Э.Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: Альбом 1: Фрукты; Овощи; Сад-огород и др. Издательство: ГНОМ и Д, 2008г. — 48 с.
  24. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: Альбом 2 Издательство: ГНОМ и Д, 2008г. — 32 с.
  25. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: Альбом 3: Темы: Дикие животные; Домашние животные; Домашние птицы и др. Издательство: ГНОМ и Д, 2008г. — 32 с.
  26. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: Альбом 4: Темы: Профессии; Инструменты; Зоопарк и др. Издательство: ГНОМ и Д, 2008г. — 32 с.
  27. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006

Обучение грамоте

  1.  Гомзяк О.С., Говорим правильно. Альбом №1 упражнений по обучению грамоте в подготовительной к школе логогруппе. 
  2. Гомзяк О.С., Говорим правильно. Альбом №2 упражнений по обучению грамоте в подготовительной к школе логогруппе. 
  3. Гомзяк О.С.Говорим правильно. Альбом №3 упражнений по обучению грамоте в подготовительной к школе логогруппе. Гомзяк О.С.
  4. Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В. " Фронтальные логопедические занятия в старшей группе"- М. Издательство "Гном", 2014
  5. Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь №1,2,3 Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. 
  6.  Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб.: Корона принт, 2004.- 144с.
  7.  Школьник, Ю.К. Учимся читать. Учебная литература [Текст] /Ю.К. Школьник - Издательство: Эксмо. 2004. -  с64.
  8. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект  [Текст] /  Д.Г. Шумаева - СПб: " Детство-Пресс", 2000-188с.

Мелкая моторика рук

  1.  Т.А. Ткаченко  "Развиваем мелкую моторику" - М. Издательство: Эксмо Серия: Академия дошкольного развития,2013

Использование современных образовательных технологий

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

Игровые технологии

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Здоровьесберегающие технологии

Учебно-воспитательные технологии

Концептуальные идеи и принципы:

 

  • обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;
  • мотивация детей к ведению здорового образа жизни,
  • предупреждение вредных привычек;
  • обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
  • конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
  • Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. 

  • Логоритмика -  это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
  • Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

    • развивают мозолистое тело,

    • повышают стрессоустойчивость,

    • улучшают мыслительную деятельность,

    • способствуют улучшению памяти и внимания,

    • облегчают процесс чтения и письма,

    • улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

    Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

  •  Су Джок терапия  - это коррекция речевых нарушений с помощью использования Су Джок терапии.

          Задачи:
          - Воздействовать на биологически активные точки по системе Су Джок.
          - Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
          - Развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

Психолого-педагогические технологии

Концептуальные идеи и принципы:

  • обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
  • обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
  • создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
  • в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

 

                 Технологии использования моделирования в речевом развитии детей

                             дошкольного возраста (Т.А. Ткаченко)

Использование наглядных моделей в процесс обучения детей построению связных высказываний позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций, описывать предметы, составлять творческие рассказы. Включение наглядных моделей в процесс обучения речи содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

Наиболее распространены в методике обучения пересказу схемы, помогающие ребенку соблюдать последовательность изложения событий, логичность произведения. В начале обучения составления описательного рассказа предлагаемая наглядная модель может включать ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета. Наибольшее распространение в обучении детей дошкольного возраста самостоятельному рассказыванию получили схемы составления описательных и сравнительных рассказов, разработанные Т.А. Ткаченко. Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания и составить описательный рассказ. Наличие зрительного плана делает детские рассказы четкими, связными, полными, последовательными, поэтому использование моделирования целесообразно при обучении составлению не только описательных, но и повествовательных рассказов.Данная технология  рекомендована к использованию воспитателями групп при организации совместной работы с детьми по развитию связной речи в целях реализации образовательной области «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Информационно-компьютерные технологии

ИКТ (информационно-компьютерная технология) – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией.
Цель внедрения ИКТ: оптимизация коррекционного процесса дошкольников, создание у детей более высокой мотивационной готовности к обучению.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства
представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. 
На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, использовать:   интерактивные игры, обучающие мультфильмы, мультимедийные презентации, развивающие и обучающие компьютерные программы, живые мнемотаблицы. 
Интерактивные технологии в работе логопеда:
 
  1. повышают эффективность логокоррекционной работы;
  2. помогают сочетать коррекционные и развивающие задачи логопедического воздействия;
  3. делают коррекционно-развивающий процесс более увлекательным;
  4. формируют сотрудничество между ребенком и педагогом;
  5. являются эффективным инструментом для речевого развития ребенка.

Дидактическое обеспечение

 

Формирование грамматического строя речи

- картинный материал   на употребление существительных в  единственном и множественном числе;

- пособия на все предложные конструкции;

-  картинный материал  на  согласования существительных с прилагательными;

- картинный материал  на употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательным значением;

- пособия для формирования фразы;

- игры на подбор антонимов «Контрасты»,  лото «Про животных», «Животные и их детёныши», Лото «Зоопарк», Лото «Профессии», «Подходит-не подходит», «Кто где живёт?», «Большой - малеький», «Времена года», «Чего не хватает?», «Кем быть" "Противоположности",

"Веселый грамотей"

 

                                       Формирование лексической стороны речи

-предметные картинки по темам: овощи,  фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы,  дикие животные и птицы, цветы, деревья, профессии, посуда,  транспорт,  водный мир.

-пособия для формирования навыков словообразования:  суффиксальное, перфиксальное,  относительные и притяжательные прилагательные,  однокоренные слова.

- картинки для расширения глагольного словаря,

- дидактические игры: "Мир вокруг нас"

-разрезные картинки,

 

Формирование фонематического восприятия и звукового анализа

- символы звуков,

- сигнальные кружки на дифференциацию звуков,

- схемы на звуко-слоговой анализ слов;

- предметные картинки на дифференциацию звуков,

- пособия для определения позиции звука в слова,

- тексты на дифференциацию звуков

 -дидактические игры: " Звонкий глухой", " Твердый мягкий"

Коррекция звукопроизносительной стороны речи

- артикуляционные упражнения;

- набор пособий для работы над речевым дыханием;

- предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы;

- альбомы на автоматизацию поставленных звуков;

- игры на автоматизацию поставленных звуков;

- тексты на автоматизацию поставленных звуков;

- картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков;

- игровой коврик для автоматизации и дифференциации звуков;

- логопедические тетради а звуки С,З,Ц,Л,Р,Ш,Ч,Щ

-дидактические игры: «Логопедическое лото –на все звуки  раннего онтогенеза»,    "Лабиринты", « "Ходилки","Цепочки" " Картинки, звуки, скороговорки", " Произносим звуки правильно"

Обучение Грамоте

- подвижная азбука

- схемы анализа предложений

- наборы предметных картинок для деления слов на слоги

- буквари, книги для чтения

- дидактические игры: "Читаем сами", " Веселые буквы  слова"

Совершенствование навыков связной речи

- серии сюжетных картинок,  сюжетные картинки,  наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов, пособие с текстами для пересказов,

 схемы для составления рассказов, " Истории в картинках" 2ч;

Развитие мелкой моторики

- массажные шарики;

- пособия с разными видами застежек;

- шнуровки;

- мозаики;

- картинки для штриховок;

- прищепки;

- разноцветные камушки;

- книги-раскраски

- картотека пальчиковой гимнастики.

Сенсорное развитие

- разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики;

- матрешки, грибочки;

- пирамидки;

- игрушки сюжетные: лиса, волк, зайчик, медвежонок, и т.д.;

- набор муляжей овощей, фруктов;

- трафареты;

- мелкие игрушки животных и их детенышей;

- различные музыкальные инструменты: дудочки, погремушки, и т.д.;

-  печатные игры.

Формирование мышления, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

- сюжетные и предметные иллюстрации;

- книги, содержащие художественные произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления;

- настольно-печатные игры: " Логика" ,"Сравнение"," Найди различия"," Запоминай-ка", " Цвет,форма", " Память, речь", " Четвертый лишний", "Соседи", "Город мастеров", "Малыши-карандаши", " Что сначала, что потом", " Жил был кружочек",  " Обобщение","Отгадайка",  головоломки