Учебно-методическое обеспечение
Диагностическое обеспечение
- Быховская, А.М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР [Текст]: методическое пособие / А.М.Быховская, Н.А. Казова — Санкт - Петербург: Детство-пресс, 2012. — 32 с.
- Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова — СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
- Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие [Текст] / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.- (Библиотека логопеда-практика).
- Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос, 2005 .- 280с.
- Мазанова, Е. В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР [Текст]: методические указания и картинный материал для проведения обследования во 2-й младшей группе ДОУ: [0+] / Е. В. Мазанова. – М.: Изд-во ГНОМ, 2014. – 29 с.
- Матвеева О.А., Документация, планирование и организация работы учителя-логопеда ДОУ [Текст]: сборник методических рекомендаций для учителей - логопедов дошкольных образовательных учреждений / О.А. Матвеева, Е.М. Сидельцева, О.В. Бикмурзина /под редакцией В.В. Усынина. – Челябинск, 2010. – 160с.
- Серебрякова, Н.В. Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи [Текст] / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – 240 с. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – (РГПУ им. А.И. Герцена). – С. 48-61.
- Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В.Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
Программное обеспечение
- Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
- Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно-методический комплекс
- Примерная Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева – М.: Просвещение, 2008. – 191с.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Мозаика-Синтез,2016 г.
Методическое обеспечение
Развитие речи
- Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» (М.2005)
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
- Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 128 с.
- Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова Логопедические занятия в детском саду: пособие для логопедов.
- Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. Жужжалочка и шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука [Ж]и [Ш]. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 32 с: ил. — (Внимание: дети!)
- Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
- Гомзяк О.С. Говорим правильно. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в полготовительной к школе логогруппе.
- Ильякова Н.Е. Серия сюжетных картин "День рождения цыпленка". Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: Изд. – во «Гном и Д», 2008. – 64с.
- Коноваленко В.В., Коновалевко С.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из четырех альбомов. / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 72 с.: ил.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Игротека речевых игр. Выпуск 8. Согласные звонкие и глухие. Игры и упражнения по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Игротека речевых игр. Выпуск 9. Согласные твердые и мягкие. Игры и упражнения по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет.
- Комарова Л.А.Автоматизация звука "З" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
- Комарова Л.А Автоматизация звука "Л" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
- Комарова Л.А Автоматизация звука "Ль" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
- Комарова Л.А Автоматизация звука "Рь" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
- Комарова Л.А Автоматизация звука "С" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
- Комарова Л.А Автоматизация звука "Ц" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
- Н.В.Нищева « Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР»
- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 72 с
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.
- Теремкова Н.Э.Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: Альбом 1: Фрукты; Овощи; Сад-огород и др. Издательство: ГНОМ и Д, 2008г. — 48 с.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: Альбом 2 Издательство: ГНОМ и Д, 2008г. — 32 с.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: Альбом 3: Темы: Дикие животные; Домашние животные; Домашние птицы и др. Издательство: ГНОМ и Д, 2008г. — 32 с.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: Альбом 4: Темы: Профессии; Инструменты; Зоопарк и др. Издательство: ГНОМ и Д, 2008г. — 32 с.
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006
Обучение грамоте
- Гомзяк О.С., Говорим правильно. Альбом №1 упражнений по обучению грамоте в подготовительной к школе логогруппе.
- Гомзяк О.С., Говорим правильно. Альбом №2 упражнений по обучению грамоте в подготовительной к школе логогруппе.
- Гомзяк О.С.Говорим правильно. Альбом №3 упражнений по обучению грамоте в подготовительной к школе логогруппе. Гомзяк О.С.
- Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В. " Фронтальные логопедические занятия в старшей группе"- М. Издательство "Гном", 2014
- Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь №1,2,3 Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.
- Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб.: Корона принт, 2004.- 144с.
- Школьник, Ю.К. Учимся читать. Учебная литература [Текст] /Ю.К. Школьник - Издательство: Эксмо. 2004. - с64.
- Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект [Текст] / Д.Г. Шумаева - СПб: " Детство-Пресс", 2000-188с.
Мелкая моторика рук
- Т.А. Ткаченко "Развиваем мелкую моторику" - М. Издательство: Эксмо Серия: Академия дошкольного развития,2013
Использование современных образовательных технологий
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
Игровые технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Здоровьесберегающие технологии
Учебно-воспитательные технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;
- мотивация детей к ведению здорового образа жизни,
- предупреждение вредных привычек;
- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
- конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми.
- Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Су Джок терапия - это коррекция речевых нарушений с помощью использования Су Джок терапии.
Задачи:
- Воздействовать на биологически активные точки по системе Су Джок.
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Психолого-педагогические технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
- создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
- в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Технологии использования моделирования в речевом развитии детей
дошкольного возраста (Т.А. Ткаченко)
Использование наглядных моделей в процесс обучения детей построению связных высказываний позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций, описывать предметы, составлять творческие рассказы. Включение наглядных моделей в процесс обучения речи содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Наиболее распространены в методике обучения пересказу схемы, помогающие ребенку соблюдать последовательность изложения событий, логичность произведения. В начале обучения составления описательного рассказа предлагаемая наглядная модель может включать ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета. Наибольшее распространение в обучении детей дошкольного возраста самостоятельному рассказыванию получили схемы составления описательных и сравнительных рассказов, разработанные Т.А. Ткаченко. Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания и составить описательный рассказ. Наличие зрительного плана делает детские рассказы четкими, связными, полными, последовательными, поэтому использование моделирования целесообразно при обучении составлению не только описательных, но и повествовательных рассказов.Данная технология рекомендована к использованию воспитателями групп при организации совместной работы с детьми по развитию связной речи в целях реализации образовательной области «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Информационно-компьютерные технологии
- повышают эффективность логокоррекционной работы;
- помогают сочетать коррекционные и развивающие задачи логопедического воздействия;
- делают коррекционно-развивающий процесс более увлекательным;
- формируют сотрудничество между ребенком и педагогом;
- являются эффективным инструментом для речевого развития ребенка.
Дидактическое обеспечение
Формирование грамматического строя речи - картинный материал на употребление существительных в единственном и множественном числе; - пособия на все предложные конструкции; - картинный материал на согласования существительных с прилагательными; - картинный материал на употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательным значением; - пособия для формирования фразы; - игры на подбор антонимов «Контрасты», лото «Про животных», «Животные и их детёныши», Лото «Зоопарк», Лото «Профессии», «Подходит-не подходит», «Кто где живёт?», «Большой - малеький», «Времена года», «Чего не хватает?», «Кем быть" "Противоположности", "Веселый грамотей" Формирование лексической стороны речи -предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, профессии, посуда, транспорт, водный мир. -пособия для формирования навыков словообразования: суффиксальное, перфиксальное, относительные и притяжательные прилагательные, однокоренные слова. - картинки для расширения глагольного словаря, - дидактические игры: "Мир вокруг нас" -разрезные картинки,
Формирование фонематического восприятия и звукового анализа - символы звуков, - сигнальные кружки на дифференциацию звуков, - схемы на звуко-слоговой анализ слов; - предметные картинки на дифференциацию звуков, - пособия для определения позиции звука в слова, - тексты на дифференциацию звуков -дидактические игры: " Звонкий глухой", " Твердый мягкий" Коррекция звукопроизносительной стороны речи - артикуляционные упражнения; - набор пособий для работы над речевым дыханием; - предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы; - альбомы на автоматизацию поставленных звуков; - игры на автоматизацию поставленных звуков; - тексты на автоматизацию поставленных звуков; - картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков; - игровой коврик для автоматизации и дифференциации звуков; - логопедические тетради а звуки С,З,Ц,Л,Р,Ш,Ч,Щ -дидактические игры: «Логопедическое лото –на все звуки раннего онтогенеза», "Лабиринты", « "Ходилки","Цепочки" " Картинки, звуки, скороговорки", " Произносим звуки правильно" Обучение Грамоте - подвижная азбука - схемы анализа предложений - наборы предметных картинок для деления слов на слоги - буквари, книги для чтения - дидактические игры: "Читаем сами", " Веселые буквы слова" Совершенствование навыков связной речи - серии сюжетных картинок, сюжетные картинки, наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов, пособие с текстами для пересказов, схемы для составления рассказов, " Истории в картинках" 2ч; |
Развитие мелкой моторики - массажные шарики; - пособия с разными видами застежек; - шнуровки; - мозаики; - картинки для штриховок; - прищепки; - разноцветные камушки; - книги-раскраски - картотека пальчиковой гимнастики. |
Сенсорное развитие - разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики; - матрешки, грибочки; - пирамидки; - игрушки сюжетные: лиса, волк, зайчик, медвежонок, и т.д.; - набор муляжей овощей, фруктов; - трафареты; - мелкие игрушки животных и их детенышей; - различные музыкальные инструменты: дудочки, погремушки, и т.д.; - печатные игры. |
Формирование мышления, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности - сюжетные и предметные иллюстрации; - книги, содержащие художественные произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления; - настольно-печатные игры: " Логика" ,"Сравнение"," Найди различия"," Запоминай-ка", " Цвет,форма", " Память, речь", " Четвертый лишний", "Соседи", "Город мастеров", "Малыши-карандаши", " Что сначала, что потом", " Жил был кружочек", " Обобщение","Отгадайка", головоломки
|
