Работа с педагогами
Работа с педагогами: консультации для педагогов, презентации для педагогов, мои выступления на педагогических советах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Синдром эмоционального выгорания – реалии жизни современного педагога»
Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у остальных профессионалов, которые непосредственно работают с людьми. В связи с этим возникает профессиональное выгорание.
Автором понятия «синдром эмоционального выгорания» является американский психолог, практикующий психиатр Герберт Фрейденберг. В 1974 году он описал синдром эмоционального выгорания.
В настоящее время выгорание входит в топ – 3 корпоративных заболеваний – 76% опрошенных испытывали его хотя бы однажды.
В мае 2019 года на одном из заседаний Международной организации здравоохранения профессиональный синдром «эмоциональное выгорание» был включен в МКБ (Международная классификация болезней). Определение выгорания в МКБ - 11: «Эмоциональное выгорание – это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолён». Таким образом, СЭВ («синдром эмоционального выгорания») официально признан фактором, влияющим на состояние здоровья. МКБ – 11 вступает в законную силу в январе 2022 года.
Герберт Фрейденберг выделил три составляющие синдрома эмоционального выгорания:
- Эмоциональное истощение – усталость, вызванная слишком долгой и интенсивной вовлеченностью. Повышенная вовлеченность - это первый шаг к выгоранию. Периоды повышенной включенности должны сменяться периодами качественного отдыха, иначе организм испытывает стресс и начинает на него реагировать. А в фазе хронического стресса человек постоянно чувствует нехватку сил, раздражительность, тревожность, снижается иммунитет, появляются болезни. На этом этапе начинаются проблемы со сном, появляется бессонница, нарушается пищевое поведение. Доказано, что самое разрушительное влияние на наше здоровье, отношения и работу оказывает именно первый компонент – эмоциональное истощение. В большей степени это касается женщин.
- Деперсонализация – притупление эмоциональных связей с окружающими, безразличие. В первую очередь, здесь речь идёт о расстройстве самовосприятия и о деформации в отношениях с другими людьми. Человек не уверен в себе, не находит себя, своё место в новых реалиях. Появляется цинизм по отношению ко всему, возникают трудности в общении с коллегами, семьёй. Появляется озлобленность, агрессия, апатия, снижается продуктивность на работе. Человек даже может перестать следить за своей внешностью. Этот компонент в большей степени касается мужчин.
- Ощущение бессмысленности усилий – чувство, что все ваши действия бесполезны и ни на что не влияют. Здесь речь идёт об обесценивании, одной из самых частых причин выгорания. Когда сотрудник не видит ради чего он работает, не понимает собственных целей и не чувствует их связи с общими задачами. Тогда у него появляется ощущение бесполезности его самого и его работы.
Выгорание – это переутомление, депрессия? Нет. Выгорание – длительно существующее хроническое состояние эмоциональной и физической усталости. Эмоциональное истощение.
Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)
8% - со стажем от 1 года до 3 лет;
11% - у педагогов с 10 – летним стажем;
Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет;
22% - со стажем от 15 до 20 лет.
Факторы, влияющие на развитие СЭВ.
Основной фактор – работа в социальной сфере (человек – человек).
Выделяют внутренние факторы, влияющие на развитие СЭВ и внешние факторы, влияющие на развитие СЭВ.
Внутренние факторы, влияющие на развитие СЭВ:
- повышенная ответственность педагога к выполнению своих профессиональных функций;
- высокая эмоциональная включенность в деятельность, эмоциональная перегрузка;
- неумение регулировать собственное эмоциональное состояние;
- отсутствие навыков и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией, родителями;
- психо – физиологические состояния.
Внешние факторы, влияющие на развитие СЭВ:
- загруженность в течение рабочего дня;
- несоответствие результатов затраченным силам;
- жесткие временные рамки деятельности;
- неурегулированные организационные моменты деятельности;
- неблагоприятная психологическая обстановка на рабочем месте.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
- Нестандартные ситуации, требующие новых подходов, знаний и умений;
- Проведение открытых уроков, мероприятий;
- Окончание учебного года;
- Начало деятельности после отпуска, каникул, курсов;
Симптомы СЭВ.
В настоящее время определено уже более 100 симптомов СЭВ. Среди них наиболее часто встречающиеся симптомы:
- На психосоматическом уровне:
-Утомление, усталость, бессонница, истощение, недостаток сил, пищевые нарушения, постоянные болезни;
2) Симптом проявления личностных особенностей:
- Скудность репертуара рабочих действий, снижение профессиональной эффективности;
3) Появление негативных эмоций:
– Пессимизм, апатия, ощущение бессмысленности существования, цинизм, негативное отношение к ученикам, коллегам, членам семьи; раздражительность, взвинченность, гнев, переживания зависимости от людей и обстоятельств.
Для профилактики эмоционального выгорания:
- качественно и регулярно отдыхайте и расслабляйтесь: после напряженной интенсивной работы необходимо обязательно качественно отдохнуть. Нельзя пренебрегать этим инструментом. Качественный отдых, т.е. такой отдых, который нравится именно вам, необходим.
- позволяйте себе маленькие радости,
- давайте своему телу хорошую нагрузку,
- любите себя больше, чем свою работу,
- чередуйте работу и отдых на рабочем месте правильно.
Относитесь к профессиональному синдрому «эмоциональное выгорание» серьезно — это болезнь и тревожный звоночек вашего организма, а не банальное «я устал, я ухожу». Поэтому постарайтесь соблюдать разумный баланс между работой и отдыхом, не забывать о своих победах, анализировать проблемы, а не закрывать на них глаза, найдите интересное вам хобби и распределяйте нагрузку.
Горите любовью к своей работе, а не выгорайте!
Предварительный просмотр:
«Приёмы активизации мыслительной деятельности детей в процессе занятий математикой».
Подготовила воспитатель группы
общеразвивающей направленности
детей 5 – 6 лет:
Кульчицкая О.А.
г. Оренбург, 2023г.
Вопрос активизации мыслительной деятельности детей относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Активизировать – это значит целенаправленно усиливать мыслительную деятельность, улучшить данный процесс.
Активизацию мыслительной деятельности детей в процессе занятий математикой мы достигаем путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации образовательной деятельности. В первую очередь, наша задача - вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. Для этого используем игровые моменты: приход какого-либо персонажа, письмо с просьбой о помощи, посылка, которую можно открыть, выполнив определённые задания; занятие-путешествие – «В страну Математики», «в гости к королеве цифр»;
Наиболее эффективным приемом активизации мыслительной деятельности детей является дидактическая игра (игра обучающая). Из всего многообразия математического материала она находит наибольшее применение в дошкольном возрасте.
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры мы включаем в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, содержанием занятия.
Вот несколько часто используемых игр:
Игры на развитие внимания
«Найди отличия», «Что изменилось?», «Найди одинаковые» и. т. д.
Игры на развитие логического мышления
«Разгадай закономерность», «Четвертый лишний», также к ним относятся игры на анализ и синтез предметов сложной формы: «Смотри, считай, записывай» («Из каких геометрических фигур состоит объект? Смотри, считай, записывай»); игра «Закрась правильно» («Закрасьте геометрические фигуры, из которых составлен объект»).
Игры, требующие от детей исполнительной деятельности
С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу или словесной инструкции.
Игра «Зрительный диктант» («Нарисуйте геометрические фигуры в правом прямоугольнике точно такие же, точно так же, как они расположены в левом прямоугольнике»).
Затем задаём вопросы: Сколько фигур нарисовали? Какие это фигуры? Как расположены фигуры?
В процессе таких игр дети закрепляют знания о простейших геометрических фигурах, упражняются в счете, закрепляют пространственные представления.
При проведении работы с количеством и счетом часто используем устные задачи, составленные в рифмованной форме: «Восемь кубиков у Саши, Ещё один кубик – у Паши. Вы кубики эти Сосчитайте, дети! и. т. п. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.
Оживление, элемент занимательности вносят задачи – «ловушки» (задачи – «шутки»):
«На берёзе росло 6 яблок. Подул сильный ветер. 3 яблока упали. Сколько яблок осталось на берёзе?» и. т. п. Дети очень активны в восприятии подобных задач; у них складывается эмоционально положительное отношение к ним, что стимулирует мыслительную активность.
Таким образом, освоение знаний детьми на занятиях по формированию элементарных математических представлений проходит в процессе активной мыслительной деятельности. Данные приёмы не только активизируют мыслительную деятельность, но и делают процесс обучения интересным и доступным.
Предварительный просмотр:
«Методика работы с мнемотаблицами».
Подготовила воспитатель группы
общеразвивающей направленности
детей 6 – 7 лет:
Кульчицкая О.А.
г. Оренбург, 2024г.
«Методика работы с мнемотаблицами»
В последнее время наблюдения педагогов, психологов показывают, что возросло количество детей, неспособных справиться с учебной нагрузкой и легко адаптироваться к школьной жизни.
Анализ интеллектуальной готовности детей к школе за последние годы показал, что одной из важнейших составляющих данной проблемы является неспособность детей к запоминанию.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, поэтому для улучшения памяти необходимо учить детей приемам запоминания и припоминания. Этому и способствует мнемотехника.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:
*группировка;
*классификация;
*ассоциации;
*поиск опорного пункта;
*схематизация;
*достраивание материала;
*структурирование материала.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц – схем, в которые заложена определенная информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Теремок» (этапы работы):
- Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
- Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: домик, крыша, волк – зубами щёлк, хвост пушистый у лисы, медведь.
- После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нём мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, волчок – серый бочок, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок и развалился».
При этом пересказывают сказку сами дети, прибегая к незначительной помощи педагога (на более поздних этапах), или пересказывают вместе с педагогом (на более ранних этапах).
- Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор педагог делает на изображение главных героев. Задаёт детям вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице?», «О ком эта сказка?»
Примечание. Детям младшего и среднего дошкольного возраста предпочтительно давать таблицы цветные, так как у них быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, цыплята – жёлтые, мышка – серая, ёлочка – зелёная, солнышко – желтое и т. д.
Что можно изобразить в таблице? Схематически можно изобразить всё то, что считаете нужным отразить в данной таблице. Например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», можно изобразить курицу, стрелками показать действие «бил, бил – не разбил», слёзы показать маленькими точками.
Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними лучше работать через мнемодорожки.
Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.
Например, поставив цель – ознакомить детей с характерными особенностями времён года, можно научить детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки (мнемотаблицы). В работе с мнемодорожками устанавливаются условные обозначения характерные для каждого времени года: ветер, дождь, снег, почки, солнце светит мало и. т. п. Использование таких условных обозначений признаков времён года позволяет составить мнемодорожку (мнемотаблицу) о времени года и рассказать по ней.
Размер мнемотаблиц различный - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Для младшего возраста – таблицы на 4, на 9 клеток. Для среднего возраста – таблицы на 9, на 16 клеток. Для детей старшего возраста – таблицы на 16, на 25 клеток.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.
Предварительный просмотр:
«Финансовая грамотность старших дошкольников.
Опыт работы».
Подготовила воспитатель высшей
квалификационной категории:
Кульчицкая Ольга
Александровна
г. Оренбург, 2025г.
Согласно ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования )
«новое» в социально – коммуникативном развитии с 5-ти лет:
- формирование элементарных экономических знаний, основ финансовой грамотности.
Перспективный план по финансовой грамотности для детей 6 – 7 лет был разработан на основе программ, методических материалов:
*«Финансовая грамотность дошкольника»/ авторы – составители Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград
*Романова В.А., Катькалова А.Л., Гросс Н.А. Первые шаги в мире финансов:
от теории к практике. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во
«Медиаполис», 2020.
*Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Практические материалы к методическим рекомендациям /Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020.
*Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2021
Грамотность в сфере финансов, также как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с дошкольного возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Таким образом, перспективный план по финансовой грамотности направлен на достижение следующих задач:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- научить правильно относиться к рекламе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
- развивать экономическое мышление дошкольников.
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
Реализация плана работы предполагает прохождение тематических блоков:
1) Труд и продукт труда. Основные понятия: труд, работа, продукт труда,
предметы труда; профессия; заработная плата.
2) Деньги. Основные понятия: деньги, монеты, купюры; достоинство монет и купюр, аверс, реверс; валюта;
3) Бюджет. Основные понятия: потребности современного человека; доход, расход, зарплата, бюджет;
4) Полезные экономические навыки и привычки. Основные понятия: бережливость (бережливый), экономия, экономный, щедрый.
5) Дошкольник и финансы. Основные понятия: карманные деньги; товары и услуги; цена, ценник; реклама; собственное дело.
6) Разумные финансисты. Данный блок направлен на закрепление и обобщение знаний детей.
Для реализации перспективного плана были использованы следующие формы работы с дошкольниками:
1) Занятия: проводятся в первую половину дня по расписанию ДОО, продолжительность – 1 раз в неделю, длительность (6-7 лет) – 30 минут.
2) Игра. Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, использование игры показало высокую эффективность. Анализируя свою деятельность, можно сказать, что это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Предлагаем следующий перечень дидактических игр с экономическим содержанием:
«Что нельзя купить?»; игра – лото «Купить: можно и нельзя»; «Надо - хочу!»; «Доход – расход»; «Размен»; «Собери купюру»; «Товар – услуга»; «Покупатели: разложи товары»; «Покупатели: сложи стоимость» и пр.
2) Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы).
Темы бесед: «Труд – важное условие в жизни человека»; «Какие бывают деньги»; «Откуда в семью приходят деньги?»; «Потребности современного человека»; «Экономия»; «Карманные деньги»; «Зачем читать ценник»; «Щедрость и жадность»; «Реклама» и пр.
3) Просмотр короткометражных обучающих видео, мультфильмов:
«Фиксики. О деньгах»; «Азбука денег тетушки Совы»; «Развлечеба. Финансовая грамотность».
Это помогло разнообразить образовательный процесс, повысить качество работы с воспитанниками.
4) Использовали формы работы информационно – развлекательного содержания: викторины, разгадывание кроссвордов.
В результате реализации плана достигнуты следующие результаты:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Приёмы арт – терапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Подготовила:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Кульчицкая Ольга Александровна.
Оренбург, 2024
«Сохраняйте спокойствие, и позвольте вашему творчеству сказать правду»
Э. Крамер
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. Не секрет, что именно в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, сверстниками, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного учреждения заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания, и умения ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Однако на своём пути ребёнок может сталкиваться с трудностями: в семье, в детском саду, в общении и наедине с самим собой. Взрослые хотят ему помочь, но зачастую не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам ребёнок не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
Арт – терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) – метод в психологии основанный на применении возможностей искусства и творчества. Этот метод в 1938 году открыл британский врач, Адриан Хилл.
Арт - терапия используется для реализации скрытой энергии, избавления от тревоги, страха и других деструктивных эмоциональных состояний.
Существуют показания к практическому применению приёмов арт – терапии в работе с ребёнком:
- низкая самооценка;
- повышенная импульсивность, чувство тревоги;
- немотивированная агрессия;
- трудности эмоционального или психического развития;
- наличие необоснованных страхов или фобий;
- сложности в установлении контакта со сверстниками и взрослыми;
Практическое применение приёмов арт – терапии в работе с детьми поможет:
- Диагностировать психологические проблемы ребёнка.
- Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли.
- Усилить эффективность осуществляемой психотерапии.
- Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах.
- Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми.
- Развить творческие способности.
- Развить навык самоконтроля.
- Повысить самооценку.
Существует несколько видов арт – терапии:
- Изотерапия – терапевтическое рисование и лепка.
- Музыкотерапия
- Сказкотерапия
- Кинезиотерапия, в том числе терапия танцем.
- Драмотерапия
- Песочная терапия
Следует отметить, что с развитием арт – терапии появляются новые приёмы, в частности изотерапии:
* Спонтанное рисование:
- Позволяет снять напряжение через движения рук и пальчиков.
- Содержит элементы хромотерапии – ребенок самостоятельно выбирает нужный цвет и наслаждается им.
- Позволяет через рисунок выразить свои эмоции.
- Создает ситуацию успеха.
* Рисование поролоновыми губками. При повышенной возбудимости.
* Рисование двумя кисточками одновременно. При повышенной возбудимости.
* Рисование мыльными пузырями, смешенными с гуашью. Детям предлагают выдувать пузыри через трубочку для вытеснения агрессии.
* Точечный рисунок (ватными палочками, пробками, крышками…) для снижения агрессии.
*Монотипия – рисование на одной стороне бумаги, которую потом складывают пополам. Используется для снижения агрессии.
* Оттиск мятой бумагой. Для снятия негатива, выплеска эмоций.
* Рисование на мятой бумаге. Для робких и тревожных детей.
* Рисование ватными шариками. Ребенку предлагают окрасить ватный шарик в краске, положить на бумагу, лежащую на подносе, и шевелить поднос, чтобы шарик перекатывался. Используется при коррекции повышенной возбудимости и истерических состояний.
*Совместное рисование. Рисует группа детей на одном большом листе.
Метод способствует налаживанию эмоционального контакта в группе, помогает детям различать эмоции друг друга, устанавливать границы, взаимодействовать на основе уважения, выстраивать диалог.
*Правополушарное рисование. Автор метода: Бетти Эдвардс, доктор наук в области психологии и искусства
Концепция метода основана на работах Роджера Сперри касающихся функциональной специализации полушарий головного мозга.
Суть метода: рисовать не как принято, а как есть на самом деле.
Правополушарное рисование позволяет:
Раскрепоститься, снять барьеры, раскрыть творческий потенциал, активизировать интуицию, пробудить в себе способность находить нестандартные решения!
*Нейрографика для детей. Дает выход отрицательным энергиям.
За счет длительной однообразной работы снимает эмоциональный накал.
Тренирует усидчивость, терпение, наблюдательность.
Позволяет проявить фантазию.
Является своеобразной цветотерапией. Что нужно для работы: Плотная бумага А4 - листы для рисования или бумага для офисной техники.
Маркеры – тонкий и средней толщины.
Карандаши или фломастеры (можно использовать мелки, толстые маркеры, пастель, но именно материалы для графики ). Как рисовать: Нарисовать нейролинии в любом порядке.
Скруглить все острые уголки.
Вписать в рисунок круги, треугольники квадраты.
Раскрасить фигуры.
Раскрасить все получившиеся «окошки», выбирая цвет произвольно.
В заключении следует отметить, что применение приёмов арт – терапии в работе с детьми – это превосходный метод работы, который развивает навыки общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагивает все направления Основной образовательной программы ДОУ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИНТЕРАКТИВ - способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо ( например, компьютером ) или кем-либо ( например, человеком ). ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ИНТЕРАКТИВА»: * это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность; * процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения; * диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач; * каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег; * исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения; * формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств; * формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы; * участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее; * участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться; *показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Выработка общего мнения Формирование умений и навыков Групповое сплочение Обмен опытом Создание условия для диалога Изменение психологической атмосферы ЦЕЛИ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ Родительский клуб Родительский клуб – это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей. Цель: Создание системы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя и родителей. Задачи: • Повысить педагогическую культуру родителей. • Приобщать родителей к участию в жизни ДОУ путём поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы. • Повысить потенциал семьи. Педагогу необходимо ознакомить родителей с правилами взаимодействия участников Клуба: • Уважение мнения каждого участника. • Активная работа всех членов Клуба. • Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме. • Обсуждение проблемы, а не личности!!! • Взаимная помощь и поддержка. • Говорим только от себя и за себя. • Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей.
Алгоритм подготовки, создания и проведения родительского клуба: 1. Постановка проблемы или темы для обсуждения. 2. Определение предполагаемого результата совместной деятельности. 3. Обсуждение путей получения результата. 4. Обмен семейным опытом по теме. 5. Знакомство с новой информацией по обсуждаемой теме. 6. Рефлексия (анкетирование или игра «Вопрос-ответ»). 7. Выработка коллективных решений.
Мастер-класс Мастер-класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, и поэтому, именно мастер-класс позволяет воспитателю сформировать у них интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами в комфортной непринуждённой обстановке Цель: Расширить представления родителей о приёмах формирования у детей определённых качеств.
Алгоритм подготовки, создания и проведения мастер-класса 1. Анкетирование родителей с целью выявление проблемы, определение темы мастер-класса 2. Постановка цели, задач 3. Проектирование сценария; предполагаемого результата 4. Подготовка оборудования, наглядного материала, составления презентации 5. Проведение мастер-класса: - сообщение темы и цели мастер-класса; - предоставление опыта «Мастера» (родителя, педагога) по проблемной теме, с использованием презентации, наглядного материала; - включение родителей в совместную деятельность (игровую или продуктивную) для приобретения и закрепления представленного опыта (работа в микрогруппах ); - представление созданного продукта каждой микрогруппой 6. Рефлексия.
Совместный досуг Совместный досуг – мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности для детей и их родителей. Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями. Задачи: • Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение пап, мам в жизнедеятельность группы, детского сада. • Формировать доброжелательные и доверительные отношения .
Алгоритм подготовки, создания и проведения совместного досуга: 1.Определение и выбор темы. 2.Постановка цели и задач. 3.Предварительная работа: • разучивание стихотворений, изготовление поделок, рисунков, выпуск газет; • составление сценария досуга; • подготовка атрибутов; • домашнее задание (например: блюда дары осени) для родителей; • подготовка призов, грамот. 4.Проведение мероприятия по сценарию, где участвуют и дети и родители. 5. Подведение итога с вручением наград или организованным чаепитием.
Тематические акции Направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. • Данные акции могут быть как обще садовскими, так и групповыми. Основными целями тематических акций являются: • Формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребёнка. • Разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.
Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций: - Определение целей и задач; - Составление плана акции; - Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы), - Различные формы работы с детьми; - Совместные мероприятия с родителями и детьми; - Подведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведённых акций.
Интерактивные игры Интерактивная игра – это вмешательство ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Мир интерактивных игр позволяет участникам лучше познать и понять структуру и причинно –следственные взаимосвязи происходящего. Термин «интерактивные игры» подчеркивает два основных признака: 1. Игровой характер. 2. Возможность взаимодействия.
Четыре шага в работе с интерактивными играми: 1. Анализ групповой ситуации. Педагог оценивает ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять какой должна быть активность родителей. 2. Инструктирование участников. Этап инструктирования содержит: информацию о целях проведения игры; четкие инструкции о процессе; уверенное поведение педагога; акцент на добровольности (у родителей не должно возникнуть впечатлений, что он обязан принимать участие в игре). 3. Проведение игры. 4. Подведение итогов.
Специфические аспекты интерактивных игр: - активное участие - участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться с другими вербально и не вербально, играть различные роли, спорить друг с другом, принимать решения - обратная связь - участники не только экспериментируют с собственным и чужим поведением, но и проясняют для себя, что и как они сделали. Они ведут себя определенным образом и получают обратную связь, как через собственное осознание, так и принимая информацию от других. В одной и той же учебной ситуации участники по-разному видят последствия своих действий и своего поведения. В таком случае обратная связь весьма полезна для обучения. - открытые результаты - никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. В интерактивной игре не существует правильных или неправильных решений. Уважается реальность, а вопрос о целесообразности определенного способа поведения каждый решает сам, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям или к обратной связи от других участников. - учет естественных потребностей - во время игры родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом и высвобождать при этом физическую энергию. - соревнование и сотрудничество. Ряд интерактивных игр содержат элементы соревнования. Большинство интерактивных игр укрепляют дух сотрудничества. Многие виды деятельности требуют совместных действий двух людей или целой группы.
Преимущества интерактивных игр: • Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми. • Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала. • Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм. • Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей. • Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте. • Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников. • Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним. • Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.
Дискуссия Одна из важнейших форм деятельности, стимулирующая формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник может свободно выразить свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Различают следующие формы дискуссии: • круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого; • симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы; • дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.
Семинар-практикум Форма работы с родителями , которая не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе мероприятия обучает различным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга, вариантов действий и анализ их последствия, коллективное обсуждение возможных затруднений и согласование позиций. Основная цель проведения семинара-практикума – сделать его нескучным, полезным, установить отношения сотрудничества между участниками воспитательно-образовательного процесса. Для этого необходимо использовать методы и приемы активизации внимания родителей к проблемам развития и воспитания дошкольников.
Родительские тренинги Активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
