Самообразование

Кульчицкая Ольга Александровна

Профессиональное самообразование воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования воспитателя

МДОАУ «Детский сад № 104», г. Оренбург

Кульчицкой Ольги Александровны

по теме:

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 год.

Дата окончания работы над темой: май 2024 год.

Цель: развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявить особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.

2. Проанализировать основные теоретические подходы  эмоционального развития детей дошкольного возраста..

3. Ознакомится с видами коррекции  эмоционально - личностной сферы развития  детей дошкольного возраста;

5. Разработать рекомендации родителям и педагогам по особенностям развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

6. Создать игротеку.

Актуальность темы:

Становление личности ребенка, его социальная компетентность напрямую зависят от уровня развития его эмоционального интеллекта. Дошкольный период – это этап становления личности, представляющий исключительную ценность. Именно на этом этапе начинают закладываться ключевые понятия о собственных чувствах, эмоциях, социально приемлемых формах выражения эмоций, представления о добре, зле, честности, сопереживании, справедливости, милосердии и т. д.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, управлять своим поведением, помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи.

Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом способен ставить разумные и достижимые позитивные цели, принимать ответственные решения и учитывать их последствия, активно и доброжелательно взаимодействовать с окружающими людьми, проявляя заботу, понимать себя и свои потребности, грамотно управлять своим поведением и своими эмоциями в различных ситуациях, понимать и анализировать свои эмоции, критически и рефлексивно мыслить.

Изучение психолого-педагогической литературы на тему профессионального самообразования

                                       Список литературы

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
  2. Бредберри Т. Эмоциональный интеллект. Самое важное/ Т. Бредберри, Д. Гривз. – М.: АСТ, 2008. – 187 с.
  3. Трясорукова Т. Эмоциональный интеллект. Развитие базовых эмоций./ Т. П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 32 с.
  4. Буянова А. Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста// А. Ю. Буянова, Е. Ю. Бледнова, С. Ю. Кудрявцева, Э. М. Зимуков// Образование и воспитание. – 2006. - № 3. – С. 59 – 61.
  5. Сергиенко Е. Эмоциональный интеллект ребёнка и здравый смысл его родителей.// Е. А. Сергиенко, Е. А. Хлевная, Т. С. Киселёва. – Издательство АСТ, 2021. – 254 с.
  6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с.
  7. Вилюнас В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Издательство МГУ, 1999. – 326 с.
  8. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
  9. Кряжева, К. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : популярное пособие для педагогов, психологов, родителей. / К. Л. Кряжева. — Ярославль. : Академия развития 1997. — 208 с.
  10. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраст [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. — М. : Педагогика, 2001. — 351 с.
  11. Пазухина, И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов [Текст] / И. А. Пазухина. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 271 с
  12. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : Практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. — М. : Генезис, 2003. — 153 с.
  13. Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / А П. Воронова, О. В. Защиринская, Т. А Нилова, Л. М. Шипицына. — СПб. : «ДЕТСТВОПРЕСС», 2010. — 192 с.
  14. Шиманская В. Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими. / В. Шиманская – «Питер», 2021 – (Осознанное родительство)
  15. Алябьева Е.А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ «Сфера», 2015. – 160с. – (Сказки – подсказки).
  16. Шиманская В. Где живут эмоции? – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2019. – (Практические задания для развития эмоционального интеллекта).

Разработка методических материалов,

обеспечивающих реализацию задач методической темы

1.Выбор темы. Постановка целей и задач по теме.

Август 2023г.

2.Составление перспективного плана работы по теме.

Август 2023г.

3.Разработка цикла занятий, мероприятий, игр.

В течение года в каждой возрастной группе

4. Подбор и разработка информационного материала для родителей по теме.

В течение года в каждой возрастной группе

Перспективное планирование работы с детьми

 по методической теме на 2023 – 2024 год

Месяц

Содержание

Задачи

Форма работы

Сентябрь

«Где живут эмоции?»

  1. Чтение рассказа «Планета эмоций» из книги Виктории Шиманской «Где живут эмоции?» ; «Знакомимся с Малышом Элоном».
  2. Беседа «Наши эмоции»; «Домик эмоций»
  3. Игра «Кубик эмоций»

- Познакомить детей с основными эмоциями.

- Развитие выразительности движений, внимания, произвольности.

- Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; передавать заданное эмоциональное состояние.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Октябрь

«Радость»

  1. Чтение стихотворения «Листопадная радость» (Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»)
  2. Беседа «Радость»
  3. Чтение рассказа «Жила – была Радость»

(Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»)

4) Рисование на тему «Портрет радости»

- Расширить представления детей об эмоции радости.

- Дать детям представление о разных жизненных событиях, вызывающих эмоцию радости.

- Развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, память, диалогическую речь.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Ноябрь

«Грусть»

1)        Чтение стихотворения «Папина рыбалка» (Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»)

2)        Беседа «Грусть»

3)        Рисование «Планета грусти»

- Расширить представления детей об эмоции грусти.

- Учить быть внимательными к состоянию близких взрослых.

- Продолжить развивать воображение.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Декабрь

«Страх»

1) Чтение рассказа «Саша и Дед Мороз» (Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»).

2) Беседа «Страх»; «Светофор страхов».

3) Упражнение «Уменьшитель страха».

- Расширить представления детей об эмоции страха.

- Учить детей понимать свои эмоции, эмоции других людей и рассказывать об этом.

- Развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, диалогическую речь.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Январь

«Удивление»

1)        Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (об удивительных чудесах на острове князя Гвидона)

2)        Беседа «Удивление»

3) Игра «Фантазии»

4) Упражнение «Произнеси фразу» (радостно, удивленно)

- Расширить представления детей об эмоции удивления.

- Развивать воображение.

-  Продолжать учить детей передавать эмоциональное состояние, используя  различные выразительные средства.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Февраль

«Гнев»

1) Чтение отрывков из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

2) Беседа «Гнев».

3) Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя».

4) Упражнение «Зеркало».

5) Упражнение «Облака эмоций».

- Расширить представления детей об эмоции гнева.

- Учить детей понимать свои эмоции, эмоции других людей и рассказывать об этом.

-  Продолжать учить детей передавать эмоциональное состояние, используя  различные выразительные средства.

-Развивать воображение и мимические движения, выразительность речи.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Март

«Отвращение»

1) Чтение рассказа «Светины мучения» (Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»).

2) Беседа «Отвращение»

3) Упражнение «Мне не нравится!»

- Расширить представления детей об эмоции отвращения.

- Учить детей понимать свои эмоции, эмоции других людей и рассказывать об этом.

-  Продолжать учить детей передавать эмоциональное состояние, используя  различные выразительные средства.

-Развивать воображение, мимические движения,

выразительность речи.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Апрель

«Радость, страх, удивление»

  1. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Беседа.
  2. Рассказы детей.
  3. Упражнение «Зеркало».
  4. «Произнеси фразу».

- Продолжать знакомство детей с эмоциями радость, страх, удивление.

- Расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать.

- Продолжать развивать эмпатию.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Май

«Путешествие по стране сказок»

1) Упражнение «Назови эмоцию сказочного героя»

*Гнев

*Страх

*Удивление

*Радость

2) Игра «Хоровод сказочных героев».

3) Рисование эмоций.

-Закрепить знания детей об эмоциях.

- Развивать эмпатию.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Называем вещи своими именами.

Эмоция – есть эмоция».

Сегодня родители знают, что ребенка нужно непременно правильно развивать, всестороннее, и как можно раньше, чтобы ничего не упустить.
Все чаще встречаются упоминания о том, что надо развивать эмоциональный интеллект. Если его развивать, ребенок будет более успешный, более счастливый, более здоровый.

Как же правильно это делать??? 

  • Для начала нужно запомнить, что ребенка нужно просто знакомить с его чувствами. Черное называть черным, а красное красным. Например, старший брат говорит, что ненавидит младшего за то, что тот разломал любимую игрушку. Часто родители пугаются таких интенсивных проявлений эмоций и говорят — «Подумаешь игрушка, ну сломал, ты и сам в этом немного виноват, что оставил ее в доступном месте. И вовсе ты не ненавидишь брата, смотри, какой он маленький и смешной». Чувства ребенка здесь отрицаются, ему говорят – Ты испытываешь не ненависть, а небольшое раздражение. Или ребенок боится чудовищ под кроватью, а ему говорят — «Перестань, здесь нет никаких чудищ, все это выдумки, мы одни в комнате». Чувства страха ребенка игнорируются. Или ребенок упал, ударился, ему больно, он плачет, а ему говорят — «Ничего страшного, не плачь, совсем не больно».
    Вместо того, чтобы называть вещи своими именами и знакомить ребенка с эмоциями, родители путают его.

    Взрослые сами боятся таких бурных эмоций, и думают, если я назову ненависть раздражением, ребенок не будет ненавидеть, или он перестанет злиться и плакать.


Все совсем наоборот.

Когда эмоция «нашлась», ее озвучили, с ней можно что-то делать.
Поэтому, когда Вы знакомите ребенка с его настоящими чувствами и эмоциями, не надо поучать, не надо приукрашивать и приуменьшать, надо стать зеркалом для ребенка и озвучивать то, что с ним происходит.
Например — «Ты очень злишься на брата, я вижу, ты действительно его ненавидишь сейчас за то, что он натворил». «Тебе очень больно сейчас, ты ударился, у тебя болит коленка». «Ты боишься один оставаться в комнате, потому что под кроватью могут оказаться чудовища».