Речевое развитие

Гамбург Олеся Николаевна

Речевое развитие включает компоненты:  овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО. педагога

Гамбург Олеся Николаевна

Возрастная группа

Подготовительная

Форма организации, количество обучающихся

Коллективная, 14 детей

Тема занятия

"Ветрина магазина игрушек"

Культурная практика

Изобразительная и познавательная  деятельности

Культурно–смысловой контекст

Изготовление игрушек из бумаги для детей младшего дошкольного возраста

Цель занятия

Развитие детского творчества через активизацию  изобразительной и познавательной деятельности.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Закреплять приемы вырезания и наклеивания; продолжать учить детей задумывать содержание своей работы. Закреплять умение вырезывать и наклеивать изображения знакомых предметов, соизмерять размер изображения с величиной листа (не слишком крупное или мелкое), красиво располагать изображения на листе.

Совершенствовать координацию движений рук. Развивать воображение и творческие способности.

Воспитывать вкус при подборе хорошо сочетающихся цветов бумаги для составления изображения.

Материалы  и оборудование:

Цветная бумага, листы белой бумаги, клей, кисти, подставки для кистей, ножницы, клеёнки, салфетки, карандаши, фломастеры на каждого ребенка, колокольчик, конверт с письмом, магнитофон, звукозапись "Мелодия снежинок"

Материалы и оборудование:

Этапы ОС

Деятельность педагога

Деятельность детей

Количественные и качественные планируемые результаты

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

В. Ребята, сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их.

В. Мой звоночек звенит, заливается.

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

В. Что это за музыка? Посмотрите к нам в группу залетела снежинка, она принесла письмо. На нём адрес: г. Ангарск, 17 микрорайон, 16 дом, детский сад №114, ребятам подготовительной группы.

-Давайте прочитаем, кто же нам его написал?

(Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает его!) 

Здравствуйте ребята! Пишет вам Снегурочка. У нас случилась беда. Злой волшебник похитил с магазина все игрушки. Дед мороз очень расстроился ему нужно готовить подарки к новому году для малышей. Помогите пожалуйста, нам вернуть игрушки. С уважением к вам, ваши Снегурочка и Дед Мороз.

В. Поможем Снегурочке и Дедушке Морозу? 

Дети встают в круг и берутся за руки.

Улыбаются друг другу.

-Конечно, поможем

Проявляют эмоциональную отзывчивость, эмоциональный интерес.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Ребята, скажите, где изготавливают игрушки?

Воспитатель: Мы с вами откроем свою фабрику игрушек и станем мастерами.

Подойдите поближе и тихо проговаривайте за мной волшебные слова.

Раз, два, три – покружись,

И на фабрике окажись!

В. Вот мы и на фабрике игрушек. Приглашаю вас за рабочие места

В. Кто знает из чего делают игрушки?

Если игрушка сделана из дерева, она какая?

Если игрушка сделана из железа, она какая?

Если игрушка сделана из пластмассы, она какая?

Если игрушка сделана из резины, она какая? 

Если игрушка сделана из плюша, она какая? 

Если игрушка сделана из стекла, она какая? 

Если игрушка сделана из бумаги, она какая? 


В. Давайте мы с вами перед работой разомнёмся.

Физкультминутка: «Мои любимые игрушки»
Неваляшка, посмотри,
Хоть куда её нагни.
(
Наклоняясь сделать выдох, выпрямляясь- вдох.)
Встанет снова прямо,
Так она упряма.

(Наклоны в стороны по 3раза, вперед-назад по 3раза.)
Закружилась юла, завертелась, 

Слишком быстро не крутись,
Хватит, все остановись.  

(Круговые вращения туловищем 3раза в одну сторону, 3 в другую.)
Наш веселый звонкий мяч, 
С
нова он помчался вскачь.
(Подпрыгнуть 8 раз.)
Кукла Катя вдруг пошла,
Тянет руки к нам она.
Говорит пора играть,
Я устала вас тут ждать.
(
Поднять правую ногу и левую руку, затем наоборот.)
Чтобы с шариком играть,
Надо шарик надувать.
(
Ладошки рук на животе. При вдохе надуть живот, при выдохе втянуть живот в себя. 3 раза.)

На фабрике

Дети проговаривают волшебные сова. 

из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги

-деревянная

-железная

-пластмассовая

-резиновая

-плюшевая

-стеклянная

-бумажная

Дети совместно с воспитателем выполняют физкультминутку.

Дети проявили интерес.

Умеют правильно строить предложения и отвечать на вопросы воспитателя. Дети знают из каких материалов изготавливают игрушки.

Дети получили заряд положительных эмоций.

3. Затруднение в ситуации

В. Ребята, а Дед Мороз дарит ребятам одинаковые игрушки или всем разные?

- А мы сможем изготовить на нашей фабрике разные игрушки и разместить их на витрине?

Но у нас нет витрины магазина. Что же нам делать?

- Разные

- Сможем

-Можно сделать заготовку витрины самим.

Умеют найти решение в затруднительной ситуации

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

В. У каждого есть у вас любимая игрушка , её мы будем изготавливать на нашей фабрике.

В: Как можно изобразить игрушку с помощью аппликации?

В. Прежде чем приступить к работе, подумайте какую игрушку хотите вырезать и наклеить.

В. Какими приёмами будете вырезать вашу игрушку? 

В. Какой величины игрушку надо вырезать?

В. Какую по цвету подобрать бумагу?

В.В какой последовательности вы будете наклеивать элементы? 

В. Вспомните правила работы с ножницами. (Ножницы - это НЕ игрушка. Ножницы - это инструмент. Они острые и опасные. Ножницами НЕЛЬЗЯ: махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения. С ножницами нужно работать, сидя за столом. Каждый раз после работы положить ножницы на место.

В. Работая с клеем, что надо помнить? 

-из геометрических фигур

-Вырезание по частям, из бумаги сложенной вдвое, из бумаги сложенной в несколько раз, из бумаги сложенной гармошкой

-Чтобы она не была слишком крупной и слишком мелкой.

-Наклеиваем сначала крупные элементы, а потом мелкие.

Дети вспоминают и проговаривают правила работы с ножницами

- С клеем работаем аккуратно не набираем на кисточку много клея, клей наносить на деталь кисточкой от середины к краям приложив деталь на своё место, аккуратно прижимаем салфеткой)

Дети знают примы аппликации, умеют обозначить размеры игрушки, ориентируются в выборе бумаги, знают последовательность наклеивания фигур из бумаги. Знают правила по технике безопасности работы с ножницами, оперируют последовательностью по работе с клеем.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

В. Кто изготовит игрушку подходите ко мне и мы разместим их на стеллаже.

В. На верхнюю полочку поставим разные игрушки.

В. На вторую полочку поставим животных.

В. На нижнюю полочку поставим транспорт.

В. А сейчас приготовились к работе. Работаем аккуратно.

Самостоятельно выполняют аппликацию, используя разные приемы.

Умеют вырезать фигуры. используя разные приемы. Соразмерно соотносят фигуры на листе бумаги. Аккуратно работают с клеем и ножницами. Дети дорисовывают дополнительные детали к своим игрушкам.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

В. Вот и готовы наши игрушки.

В. Какие игрушки у вас получились?

В. Какая игрушка больше всего вам нравиться? Почему.

В. Как нужно относиться к игрушкам?

В. К игрушкам нужно относится бережно.

В. Игрушка - ваш друг и товарищ, берегите и любите их.

МАША:

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем,

Поиграем, а потом

Всё на место уберём

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, а всё понимают

И очень не любят, когда их ломают.

В. Молодцы! Все старались! Яркая и красивая витрина у нас получилась. Д.М. и Снегурочка очень обрадуются нашим игрушкам и смогут подарить их малышам.

Весёлые, блестящие

-Рассказы детей

-Нельзя ломать, бросать, следить чтобы они были чистыми, всегда ставить на место

Маша рассказывает стихотворение про то, как нужно относиться к игрушкам.

Дети могут вести диалог, правильно строить предложения, радоваться полученному результату своей работы.

Дети знают правила обращения с игрушками

 



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): Обучение рассказыванию: описание кукол.

Возрастная группа: старшая группа (от 5 до 6 лет)

Форма НОД: Интегрированная НОД

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект: вариативная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса

Средства:

наглядные: две куклы: кукла-дошкольница и кукла в ползунках;

звукозапись плача ребенка. 

Задачи: Обучающие: формировать умения рассматривать предметы (куклы), отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий описательный рассказ.

Развивающие: развивать связную речь; развивать умения согласовывать существительные и прилагательные, активизировать словарный запас детей; развивать внимание, умения выделять основные качества, особенности предмета, развивать умения сравнивать предметы.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание играть с ними, ухаживать за ними и убирать их на место после игры; воспитывать чувства сострадания, желание помочь.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

 

1.Введение в игровую ситуацию

Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

– Здравствуйте, дети. Я рада всех вас видеть! У меня сегодня хорошее настроение. Хотите, чтобы я вам подарила хорошее настроение? Давайте возьмемся за руки, и я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний день обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

Сосредотачивают внимание на воспитателе. становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, эмоциональный интерес.

2. Игровая деятельность.

Цель.

Опора на опыт детей (актуализация знаний), необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка

Физминутка

1 часть. Игровая ситуация «Помоги Машеньке найти младшую сестренку».

- Послушайте, кто-то плачет, видно не у всех сегодня хорошее настроение.

- Кто это может плакать?

- Что могло случиться?

Приход куклы – девочки-дошкольницы.

- Дети, эта наша кукла Машенька плачет?

- Хотите узнать, чем она так огорчена, что с ней случилось?

Рассказ куклы.

- Есть у меня младшая сестренка, ее зовут Настенька, совсем малышка, она еще не умеет ходить и она куда-то уползла. Я переживаю за нее.

- Не переживай. Дети, хотите помочь нашей кукле?

- Давайте посмотрим глазками, может младшая сестренка, Настенька, к нам в группу приползла, у нас ведь так к группе весело, ребята добрые, хорошие и она решила посмотреть на нас.

- Вот, нашлась, Настенька.

2 часть. Игровая ситуация «Описание кукол».

- Посмотрите, дети, какая Машенька?

- Она, девочка-дошкольница, наверно ваша ровесница.

- Ее сестренка, Настенька?

- Ей наверно еще и года нет, раз она ходить не может.

- Машенька темноглазая, с черными пушистыми ресницами. У нее светлые волосы, заплетенные в косички.

- Кто хочет рассказать про Настеньку?

- Машенька в красивом красном платье с длинными рукавами. На платье пуговицы и пояс с застешкой. На ногах красные туфельки.

- Расскажите, во что одета Настенька.

- Машенька любит рисовать и уже умеет читать.

- Что умеет Настенька?

- Сейчас дети мы поиграем.

Вы все будите куклами. Вставайте у стульчиков.

Кукла руки подними

Кукла руки опусти

Кукла, кукла покружись,

А потом земли коснись

И животик свой потри

Раз, два, три- раз, два три!

 

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

 

Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели, встали.

Сели, встали

А потом пустились вскачь (бег по кругу)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания)

Вои и кончилась игра.

 3 часть. Игровая ситуация «Хвасталки»

- Дети, хотите поиграть в игру.

- Я сейчас буду рассказывать, хвастаться про Настеньку, а вы про Машеньку.

- Моя Настенька – маленькая девочка. Она малышка в ползунках. Ей нет еще и годика.

- А у вас?

- Моя малышка краснощекая, с большими синими глазами. У нее рыжие волосы?

- Моя Настенька в голубых теплых ползунках и распашонке, на которой аппликация «Котенок».

- Малышка не умеет разговаривать. Она только плачет: «Уа-уа-уа».

- Вам понравилось играть со мной в такую игру?

- С чего мы начинали описывать Машеньку и Настеньку?

- О чем говорили потом?

- Чем закончили свой рассказ?

4 часть. Игровая ситуация «Какую куклу я описываю?».

- Кто хотел бы сам описать куклу, которую он выберет, но не говорить нам, какая куклы была выбрана, мы отгадаем?

- Кто догадался, про какую куклу был составлен рассказ?

Слушают звукозапись. Отвечают на вопросы. Проявляют интерес.

Сосредотачивают внимание на персонаже.

Слушают рассказ.

Предлагают помощь.

Находят новый персонаж – куклу в ползунках.

Рассматривают кукол. Составляют при помощи вопросов воспитателя описательный рассказ.

Играют в игру. Повторяют действия воспитателя.

Играют в игру. Составляют описательные рассказы.

Играют в игру. Отвечают на вопросы.

Умеют слушать и отвечать на вопросы  взрослого.

Проявляют интерес к проблемной ситуации.

Активно участвуют в совместной деятельности, проявляют интерес.

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

Активно участвуют в общении с взрослым.

Рефлексия. Открытость

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. 

- У вас дома тоже есть игрушки, которыми вы любите играть.

- В следующий раз вы расскажите про свои любимые игрушки.

- Нарисуйте на кружочках веселое лицо, если вам понравилось сегодня играть и грустное, если не понравилось и приклейте ваши кружочки с лицами на магнитную доску.

- Наша Настенька устала, она захотела спать. Надо ее уложить в нашу кроватку в детском уголке.

- А Машеньке покажите в книжном уголке новые книжки русских народных сказок.

Сосредотачивают внимание на воспитателе. отвечают на вопросы. Участвуют в диалоге. Выслушивают задание.

Рисуют, прикрепляют с помощью магнита свой круг.

Укладывают куклу в ползунках спать в кукольный уголок. Кукле-дошкольнице показывают новые книге в книжном уголке.

Оценка, самооценка

собственной деятельности.

Умение выражать свои чувства.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): Развитие речи. Звуковая культура речи.

Возрастная группа: старшая группа (от 5 до 6 лет)

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект: вариативная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса

Средства: Наглядные: карточки с буквами –«Ш» и –«С», предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки «Ш» и «С», игрушка –Мишка.

Мультиммедийные:  «Познавательно – речевое развитие детей 5-7 лет» Интерактивные тренажеры. Издательство «Учитель»

Задачи:

 Обучающие: Совершенствовать звуковое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков –С-, -Ш-; упражнять в произношении этих звуков. Закреплять умение составлять слоги из заданных звуков, образовывать прилагательные из существительного

Развивающие: развивать воображение, речь, творческую активность.

Воспитывающие: воспитывать дружеские отношения в сотрудничестве с детьми и педагогом

Оборудование: 2 магнитные доски, магниты, экран, мультимедийная установка, музыкальный центр.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

 

1.Психологический настрой

 

Воспитатель: ребята, давайте встанем все в кружок. Мы все за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Давайте передадим улыбку друг другу! Я улыбнусь Алеше, Алеша Диме и всем нам станет весело! Улыбнулись? Молодцы!

Дети встают в круг и берутся за руки.

Улыбаются друг другу.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, эмоциональный интерес.

2. Введение в игровую ситуацию

Ребята, а какое сейчас время года?

Правильно, весна. На улице еще прохладно. А вы хотите, чтобы быстрее наступило лето?

Тогда давайте закроем глазки, повернемся вокруг себя три раза и скажем: крутись, крутись и в летнем лесу окажись. Открывайте глазки. Вот мы и оказались с вами в летнем теплом лесу. Что можно летом в лесу увидеть?

И вдруг в лесу подул теплый ласковый ветерок и листочки на деревьях ласково зашумели: Ш-Ш-Ш, громко, а теперь тихо, и опять громко! Давайте послушаем Сашин ветерок, а теперь Настин.

 А потом подул холодный ветерок: С-С-С. Послушаем Андрюшин ветерок. Молодец! А теперь Захара. Хорошо. Опустили руки.

 Ребята, скажите, когда мы произносим звук Ш-, куда язычок смотрит?  А когда произносим звук –С-?

Ребята, а ветерок любопытный, он хочет знать, какой слог получится, если в гости к звуку –Ш-придет звук –А?

А какой слог получится, если к звуку С придет звук А? А какой слог получится, если к звуку –Ш- придет в гости звук –У-? К звуку –С- звук –О-Катя, скажи какой слог получится, если к звуку С- придет звук -И

-Весна.

-Хотим!

Дети поворачиваются три раза вокруг себя и повторяют слова.

-Порхающих бабочек, птичек, цветы, деревья…

Дети поднимают ладошки вверх, шевелят пальчиками и произносят звук:Ш-Ш-Ш

Дети произносят звук:С-С

-Вверх

-Вниз

-Ша.

-Са

-Шу

-Со

-Си

Умеют слушать и отвечать на вопросы  взрослого.

Проявляют интерес к проблемной ситуации.

3. Игровая деятельность.

Цель.

Опора на опыт детей (актуализация знаний), необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка

-Давайте прогуляемся по лесу.

Ребята, а если мы придем в лес, в котором растут ели, как он будет называться? А если растут сосны? Березы? Осины? Дубы?

Ой, ребята, да здесь кто- то спрятался! Кто это? (находит игрушку мишку)

Правильно, это мишка. Он, наверное, к нам в гости шел, да испугался, спрятался. Не бойся, мишенька, иди к нам. Воспитатель говорит от имени мишки. Я сначала расскажу, как я к вам в гости шел, а вы мне помогите. Поможете? Только давайте сядем на лужайке поудобнее.

Я по дорожке……

Сыроежку…..

Увидел дерево, к дереву…..

Посмотрел, наверху пчелы, хотел в улей забраться, но они такие грозные, я дальше…

Увидел избушку, к ней….

Я в избушку… Посмотрел нет ли там моих

друзей, никого там не…

Шел, шел и к вам…

Молодцы, ребята, как хорошо вы помогли мне рассказать историю! Вы мне подсказывали слова. А какой звук в них чаще всего слышался?

 А сейчас я хочу с вами поиграть. А вы хотите? Называется игра «Поймай звук». Я буду называть слова и, если в слове есть звук –Ш-, вы его должны поймать. Сделайте ладошки лодочкой… начинаем. (дом, стол, кошка, дворец, мышь, шалаш, шуба, окно, шапка)

-А теперь я буду вам называть слова, и, если вы услышите звук –С-,поднимите руки вверх. Готовы? Начинаем. (костюм, картошка, соловей, салат, речка, мост, мыло, поросенок). Молодцы, вас не проведешь!

Ну вот вам еще одно задание: закончите слово звуком –С- или –Ш- (мы…шь, абрико…с,коко…с, камы…ш,коло…с, ле…с, шала...ш. Молодцы какие!

(Звучит веселая музыка. Дети идут друг за другом)

-Еловый

-Дубовый, сосновый, осиновый, березовый

-Мишка!

-Поможем.

(Дети садятся на палас.)

-Шел

-Нашел

-Подошел

-Пошел

-Подошел

-Вошел

-Нашел

-Пришел

-Звук –Ш-

(Дети ставят ладошки лодочкой и, если слышат в слове звук -Ш-, хлопают.)

Дети слушают задание и, если слышат звук –С-,(Поднимают руки вверх).

(Дети добавляют звук –Ш-или –С-.)

Активно участвуют в совместной игровой  деятельности, проявляют интерес.

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

Активно участвуют в общении с взрослым.

4. Динамическая пауза

Танец «Солнышко»

(Дети выполняют движения по тексту) Выполняют действия вместе с воспитателем

5.Рефлексия. Открытость

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. 

Ребята, а мишка в своем рюкзачке вам подарки принес. Хотите посмотреть? Что там у тебя, Мишенька? Да у него тут какая то новая компьютерная игра! Вы любите компьютерные игры? Вот и Мишенька любит. Давайте посмотрим в какие игры он играет? Тогда нам надо снова в детский сад попасть. Выходим из леса дружно друг за другом.! Давайте скажем вместе: «Крутись, вертись, В детском саду окажись!» Проходите, садитесь.

Интерактивная игра «Волшебные звуки»

Ребята, Мишка мне шепнул на ушко, что ему очень понравилось как вы отвечали на его вопросы. Скажите, где мы сегодня побывали? А с какими звуками вы сегодня познакомились?

-Хотим!

-Любим!

(Дети садятся на стулья) и играют в игру

" Волшебные звуки"

-В летнем лесу.

-Ш- и –С-

Оценка, самооценка

собственной деятельности.

Умение выражать свои чувства.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта по развитию речи.

Тема: «Сравнение и описание предметов»

Цель: Уметь сравнивать и описывать предметы.

Задачи:

1. Учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы.

2. Учить детей сравнивать предметы, выделять существенные признаки.

3. Подбирать синонимы к прилагательным.

4. Оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

5. Соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев. Учить подбирать прилагательные к существительным.

Образовательные области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «чтение художественной литературы», «здоровье».

Оснащения занятия: деревянные предметы, стеклянные предметы, пластмассовые предметы, мяч, Токмакова «Плим», Серова «Подскажи словечко».

Непосредственная образовательная деятельность:

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей

Методы и приёмы работы

1.Мотивационно-проблемный.

Организует психологический настрой. Станем в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Ребята! Начинаем мы с вами занятие по развитию речи. Сели красиво, удобно. К занятию готовы?

Стали в круг.

Берутся за руки.

Улыбаются друг другу.

Дети сели красиво.

Да готовы.

В кругу, в игровой комнате.

На стульчиках.

Словесный чтение художественной литературы.

2.Деятельностный:

2.1. работа по разделам речевого развития детей: обогащение лексического запаса речи.

Развитие грамматического строя речи.

2.2 Упражнения и задания.

2.3 Дидактическая игра.

Проводит беседу

- Назовите то, что вы видите вокруг себя?

- Какие это предметы?

- Как мы отличаем один предмет от другого?

-Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и ещё по тому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны вот эти предметы?

- Как одним словом можно сказать, какие это предметы?

-Назовите, какие предметы делают из дерева?

Аналогично с предметами из стекла и пластмассы.

-А теперь представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как же, ребята, мы сможем их различить?

-Да, правильно, по именам. И предметы различаются по именам, по названиям. Вот этот предмет как называется?

Что означает слово мяч?

Предлагает детям послушать стихотворение Токмаковой «Плим». (см. прил. 1)

Читает стихотворение.

Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, вот как слово «плим». Ребята! На прошлом занятии вы придумывали сказку: «Как ёжик выручил зайца. Пожалуйста, вспомните, какой был в сказке ёжик?

-Да, смелый. А теперь подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.

-А какой был заяц?

-Подберите к слову трусливый слова, близкие, похожие по смыслу.

-Да, правильно, слова трусливый, пугливый близкие по смыслу. А теперь придумайте рассказ, в котором будут встречаться слова, противоположные по смыслу. Если один мальчик всего боялся, а другой…

Организует пальчиковую гимнастику.

Ребята пройдём на коврик и поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Организует упражнение «Скажи слово»

-Теперь проходим на стульчики.

-Когда я была в другом детском саду, я записала, как говорят дети. Вы будете моими помощниками. Если дети неправильно говорили, вы поможете мне исправить. Слушайте внимательно: «Это я проснул сестричку»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю»; «Папа, иди шёпотом». Вот видите, когда не думаешь, какое слово сказать, берёшь совсем не подходящее по смыслу, и получается и неправильно, и смешно.

Читает стихотворение. Сейчас вы поможете мне подыскать нужные слова в стихотворении Е. Серовой «Подскажи словечко». (см. прил. 2)

Ребята, в конце занятия мы с вами закрепим нашу тему и поиграем в игру: «Сделано из…» (см. прил. 3)

Шкаф,стол,стулья, игрушки.

Деревянные.

По цвету, форме, размеру.

Из дерева.

Деревянные.

Стол, стул, шкаф.

По имени.

Мяч.

Это игрушка; она круглая.

Слушают стихотворение.

Смелый.

Храбрый, отважный.

Трусливый.

Боязливый.

Дети придумывают продолжение рассказа.

Проходят на коврик.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Проходят на стульчики.

Это смешно, они неправильно говорят.

Подсказывают слова.

Играют в игру заканчивая предложения.

На стульчиках.

На стульчиках.

На стульчиках.

На стульчиках.

На коврике.

На стульчиках.

На стульчиках.

На стульчиках.

Словесный беседа – вопросы к детям.

Рассказ педагога – пояснение.

Беседа – вопросы к детям.

Рассказ педагога – пояснение.

Воображаемая ситуация.

Беседа – вопросы к детям.

Чтение художественной литературы.

Рассказ педагога – объяснение.

Беседа – вопросы к детям.

Педагогическая оценка (молодец, ты правильно ответил на все вопросы)

Самостоятельная практическая работа детей.

Игровые – воображаемая ситуация.

Педагогическая оценка ( молодцы вы все хорошо играли с пальчиками)

Рассказ педагога – объяснение.

Практический метод.

Чтение художественной литературы- вопросы к детям.

Игровой дидактическая игра.

3.Рефлексивный.

- Что мы сегодня делали?

- Что понравилось?

- В какие игры мы играли?

-Наше занятие, ребята, с вами закончено. Мне понравилась сегодня как вы работали. Спасибо всем ребята.

Играли.

Пальчиковая игра.

Скажи слово.

Слушают.

На стульчиках.

Словесный – педагогическая оценка



Предварительный просмотр:

Технологическая карта по художественной литературе

Цель: закрепить знания детей о рассказах А. Усачева «Умная собачка соня или правила хорошего тона для маленьких собачек»

Образовательные задачи:

- Закреплять знания о произведении А. Усачева

- Закреплять умение отвечать на вопросы по произведению А. Усачева

Развивающие задачи:

- Развивать интерес к книгам

- Развивать связную речь, расширять словарь детей

- Развивать эмоциональную сферу

- Развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу и книгам.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать литературно-художественный вкус

- Воспитывать у детей чувство товарищества и взаимопомощи, дружбы.

Оборудование: книги А. Усачева, самодельные детские книги, иллюстрации к рассказам «Маленькая собачка Соня»

Мотивационно-побудительный

В зал входит Незнайка:

- А я вот не верю вам! Что столько всего могло случиться с одной маленькой собачкой! Не верю, что вы могли столько много рассказов прочитать!

Организационно – поисковый

Незнайка проводит викторину:

- Почему Соню прозвали королевской дворняжкой? (По фамилии хозяина.)

- Как звали хозяина маленькой собачки Сони? (Иван Иванович.)

- Кто учил Соню быть вежливой собачкой? (Такса.)

- Какое варенье пролила Соня на скатерть? (Вишневое.)

- Какие вежливые слова узнала Соня? (Здравствуйте, спасибо, до свидания.)

- С кем оставалась Соня, когда Иван Иваныч уходил на работу? (Одна.)

- Почему Соня не любила кактусы? (Колючки больно вонзались в нос.)

- Назовите любимые цветы маленькой собачки. (Сирень, пионы, георгины, одуванчики.)

- Слишком опасная вещь, по мнению Сони. (Бинокль.)

- Кто написал книгу о маленькой собачке Соне? (Андрей Алексеевич Усачев.)

- Что очень любила покушать Соня? (Варенье, колбасу, шоколадные конфеты.)

- Кого хотела поймать Соня в ванной? (Кита.)

- Соня думала, что это очень вкусно, но когда она эту вкусную вещь попробовала, то переменила свое мнение. (Горчица.)

Незнайка:

- Какие вы молодцы, как вы много знаете о маленькой собачке Соне! Но я к вам пришел не с пустыми руками, а принес новую книгу которая называется «Правила поведения для вежливых детей», надеюсь, она вам понравится!

Воспитатель:        

- Незнайка, посмотри, а мы с ребятами смастерили самодельные книги о собачке Соне и ее приключениях, мы тебе тоже хотим подарить одну из этих замечательных книг. Правда, ребята?

Рефлексия

Итог: О чем была викторина, которую проводил Незнайка?

Как назывался рассказ?

Кто написал этот рассказ?        



Предварительный просмотр:

ТУРНИР ПО ШАШКАМ

   «Юный шашист»

Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
  • Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
  • Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

Предварительная работа:

1. Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.

2. Составить жюри, назначить ответственного за награждение.

3. Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.

4. Подготовить зал для проведения мероприятия.

Правила шашечного турнира.

Начинают играть сразу все команды. Арбитры следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, арбитры определяют победителей.

Продолжительность турнира 60 минут.

ХОД ТУРНИРА:

Торжественный вход участников турнира под музыкальное сопровождение.

Ведущий: Сегодня знаменательный день в нашем детском саду – наши дети участвуют в турнире «Юный шашист». Слово предоставляется руководителю структурного подразделения Низовцевой М.М.

Ведущая: 

Ребята, отгадай-те загадку:

 Черно-белая игра, 
С полем в клеточку она. 
В «Уголки» играем с Машкой, 
А игра зовется...  
(Шашки) 

Шашки - одна из самых древних игр. На Руси шашки появились очень-очень давно, когда еще на свете не было ни ваших пап и мам, и даже бабушек и дедушек. Шашки тогда делали из глины, из дерева, из камня. В шашки играли и богатые, и бедные люди.

-Вы умеете играть в шашки? да

Дети читают стихотворения.

1.Шашки - древняя игра.

Она полезна и нужна!

Быть внимательным и честным

Учит нас всегда она.

2.Шашки – игра настольная,

Желающим – доступная,

Нужна не только логика,

Но и воля сильная

Иди в наш детский сад

Там научишься играть!

И, возможно, будешь многих

Через время побеждать

3.Эта доска в клеточку -
Волшебная доска.
По ней шагают шашечки,
Как будто облака.

4.И белые, и черные,
Шагают дружно в ряд.
Друг дружку обгоняют,
И в дамки все хотят.

5.Шашки – вроде бы, забава,

Так мне думалось всегда:

Белый – слева, чёрный справа...

Всё как в жизни, господа.

 

Присмотреться ближе если,

Как у них игра идёт, –

Слов не выкинешь из песни:

Белым – выдан первый ход!

Молодцы.  В шашки играют во многих странах: Англии, Америке, Италии, и др. Играют в шашки на квадратной доске, разделенной на белые и черные клетки. Я предлагаю вам ответить на вопросы моей викторины! Готовы?

Вопросы викторины

1. Как называется доска для игры в шашки(шашечница)(шахматная)

2. Какой формы шашечная доска? (Квадратная)

3. Какого цвета клетки поля при игре в шашках(Белого, черного.)

4. На каком цветовом поле ведется игра? (На черном.)

5. Сколько клеток на доске русских шашек? (64 клетки.)

6. Можно ли ходить простой шашкой назад(Нет, только вперед.)

7. В какую фигура превращается шашка, если она доходит до противоположного горизонтального края доски. (В дамку.)

8. Какое количество шашек в распоряжении игроков в русских шашках(12 шашек)

9. В какую игру еще можно играть на шашечнице? (Шахматы.)

Ведущий: Давайте вспомним правила игры в шашки.

Чтобы в шашки нам играть,

Надо нам сначала знать,

Всё про шашечное царство,

Королевство государство.

Так послушайте же, дети,

Здесь на шашечной планете,

Есть большие две страны,

Они по площади равны.

Шашки - смелые ребята,

И все-все они солдаты,

Смело в бой они идут,

И друг друга не сдают.

Ходят по диагонали,

И всегда только вперёд,

Но врага срубить назад

Может каждый из солдат,

Шашка может дамкой стать,

И ловушки расставлять.

Теперь про шашки всё мы знаем,

И с удовольствием сыграем!

Ведущий: Сейчас мы с помощью жребия определим пары.

У каждого участника турнира есть свой номер. Инструктор вытягивает по 2 номера из волшебного мешочка и определяет пары детей. Дети занимают столы.

Ведущая: Игра в шашки требует спокойной обстановки и внимания. Все зрители пойдут со мной в зрительный зал. Наши участники сразятся в честном бою на шашечных досках, самые умелые из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов и побед.

Ведущая: Вот и подошел к концу наш шашечный праздник. Вы храбро сражались за победу в турнире!

Награждение:  каждому победителю  вручается грамота (диплом).

До свидания ребята!

Дети под музыку уходят из зала.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

в подготовительной группе.

Тема: «Беседа по картине

О.А. Кипринского «Мать с ребенком»

C:\Users\елена\Desktop\mother-and-child-1809.jpg

Картина О.А. Кипринский   «Мать с ребенком» 

Тема: «Беседа по картине О.А. Кипринского

«Мать с ребенком»

Цель: Создать условия для ознакомления с творчеством Ореста Адамовича Кипринского «Мать с ребенком».

Задачи:

Образовательная: познакомить с картиной О.А. Кипринского

«Мать с ребенком».Учить детей выделять образы в репродукции картины.

Изобразительная: побуждать детей эмоционально-эстетически отзываться на содержание художественного произведения детей;

развивать способность адекватного прочтения средств изобразительной выразительности в соответствии с адекватной смысловой концепцией авторского художественного образа.

Художественно-эстетическая: поощрять попытки детей высказывать собственную позицию, делиться своими впечатлениями  по содержанию художественного произведения;

Воспитательная: формировать у детей положительный эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства;

воспитывать у детей художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение художника;

 Воспитывать у детей интерес к живописи.

      Предворительная работа:

  • Чтение произведения «Сказка о гусыне» В.А Сухомлинского.
  • Разучивание стихотворения Ю. Могутина «Доброта», стихи о маме, пословицы о материнской любви. 
  • Беседы «Кого я вижу на картине», «Моя самая любимая картина».
  • Разучивание движений под мелодию песни «Мама - жизнь подарила».
  • Пальчиковая игра « Не плачь - куколка моя».
  • Игра «Если бы я был художником, то нарисовал бы теплое (или холодное) … таким цветом».
  • Игровое упражнение «Угадай настроение».
  • Дидактические игры «Исправь ошибку художника», «Линия нам рассказала».

Материалы и оборудование: репродукция картины «Мать с ребенком», портрет О.А. Кипринского, фланелеграф, желтый круг в виде солнца, коробочка с лучиками и фотографиями мам.

Ход занятия:

Вводная часть:

Ребята ,я вам сейчас загадаю загадку ,а вы попробуйте ее отгадать:

Кто нас крепко любит?

Кто нас утром будит?

Книжки нам читает?

Песни напевает?

Кто нас обнимает?

Хвалит и ласкает?

Да, это мама! Самое прекрасное слово на земле! И самое первое слово, которое произносит человек. И звучит оно одинаково нежно на всех языках мира. Давайте все тихо и нежно скажем: "Мама! ". У мамы самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё. У мамы самое чуткое и верное сердце, в котором горит огонь любви к своим детям. Ребята, а когда вы скучаете по маме, как вы это можете показать ( выслушиваю ответы детей). Правильно можно просто посидеть с мамой рядом, на коленках у мамы. Сегодня я хочу познакомить вас с картиной, вернее с первой частью  на которой изображена, мама, а что же она делает на второй части, вы попробуйте догадаться сами. Хотите узнать, что же изображено на картине? (ответы детей) (показ детям второй части )

1 этап: нахождение контрастов (сопоставлений)

Посмотрите внимательно на картину и скажите ,что вас привлекает ? Что вам нравиться? (выслушиваю ответы детей) Обращаю внимание детей на то, как выглядит мама? Какой у нее взгляд? Какое ощущение у ребенка на картине? Правильно, ребята вы говорите. У мамы на картине спокойный, добрый и беззаботный взгляд. Почему ? Молодцы ( она спокойна, потому что ее ребенок не плачет, не капризничает, они вместе и хорошо ) А какой же ребенок рядом с мамой? ( тихий, спокойный, счастливый) Верно, он так доволен, что его мамочка сейчас рядом с ним и никто никуда их не торопит, не подгоняет, можно прижаться к маме и посидеть у нее на коленках. Да, ребята когда мама рядом , больше ничего и не надо.

2 этап: интонационное прочувствование

Предлагаю детям (представьте, как будто это вы со своей мамой изображены на этой картине), какие чувства вы испытываете? (выслушиваю ответы детей). Давайте , мы сейчас подарим нашей мамочке ласковые слова, мамочка их обязательно почувствует, потому что между мамой и ребенком существует невидимая связь.(мамочка-солнышко, мамочка- красавица и т.д. )

3 этап: «развеществление символики»

Посмотрите внимательно и постарайтесь описать   внешний вид мамы: во что она одета, где она сидит.(мама одета в широкое белое платье, воротник с рукавами был с рюшками, на плечах у нее большой платок) Обратите внимание платье мамы и распашонка ребенка в белом цвете. А белый цвет символ чего? (чистоты) Художник ,изобразив белую одежду на маме и ребенка, показывает ,что они чисты ,красивы и на них приятно смотреть.

Посмотрите, ребята у меня есть желтый круг. Что он может означать? Да, это солнышко, но как вы уже заметили ,у него нет лучиков, а в красивой коробочке есть лучики с фотографиями мам. Вы приставляйте лучики к кругу ,называя о маме доброе слово. Молодцы, у  нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали о маме много хороших, добрых слов. Молодцы!

4 этап: осознание авторской позиции:

Почему художник изобразил маму   на переднем плане и не на заднем? Что он хотел этим подчеркнуть? (выслушиваю ответы детей )  Художник подчеркивает этим, что мама главная на картине. А как он к ней относиться? Какие чувства он испытывает к ней? (Добрые, ласковые, нежные, потому что мама – зто первое слово ) Нравиться ли художнику его картина? Чем? (тем, что он изобразил маму не одну, он показал, что у нее есть такой замечательный ребенок, а она самая счастливая мать). Как вы думаете, как художник назвал свою картину? (ответы детей) Хотите узнать, как на самом деле художник назвал эту картину?  «Мать с ребенком».

5 этап: выработка собственного отношения

Вам нравиться эта картина? Чем? Если бы вы были художниками этой картины, как бы вы ее назвали? Кто из героев картины вам больше всего понравился? Почему?

Итог:

Что нового вы узнали, рассмотрев картину «Мать с ребенком»? ( у мамы ласковые руки, чуткое сердце и мама всегда будет рядом). Когда  наши девочки будут  мамами, они обязательно будут: ласковыми, заботливыми, добрыми , любящими, и будут  заботиться о своих маленьких детях) (хвалю детей).

Недаром среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место.