Памятка для родителей по математике.

 Манжуло Оксана Юрьевна

Блоки Дьенеша, методика Кюзенера, Танграм, игры Никитиных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_igry.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по математике.

Что такое блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша - учебно-игровое пособие, сочетающее в себе элементы конструктора и развивающей игры.

Рекомендуемый возраст - 3-7 лет, но лучше ориентироваться на способности вашего ребенка. Я предлагала детям его уже с 1,5 лет. Блоки выполнены из прочного и безопасного пластика, крупных размеров.

С помощью блоков Дьенеша ребенок учится понимать свойства предметов, сравнивать их между собой, классифицировать и обобщать объекты.

Видя перед собой эти блоки, ребенок получает первое представление об объёмных фигурах, учится анализировать и считать в уме.

Как играть

1. Начинать лучше с самых простых заданий. Например, научить ребенка разделять блоки по определенному признаку: форме, цвету, размеру, толщине. Доставайте каждый блок и описывайте его сначала сами по вышеперечисленных признакам, а затем просите то же самое сделать ребенка.

Старайтесь все задания стараться давать в игровой форме:

  • собирайте цветочки для мамы только из красных кружочков,
  • собирайте ёлочки из треугольников,
  • собирайте мостики из прямоугольников,
  • собирайте желтые домики с синей треугольной крышей.

2. Попросите ребенка найти все фигуры одинаковые по определенному признаку: по цвету, размеру, форме или толщине. Либо найти отличную от заданной фигуры по перечисленным выше признакам.

Со временем можно усложнять задания: ищите подобную фигуру по цвету и форме, но другую по размеру (такую же по размеру и цвету, но другую по форме; такую же по форме и размеру, но другого цвета).

Можете составить два ряда из фигур и попросить ребенка определить по какому признаку фигуры в этих рядах различаются.

3. Можно сложить несколько фигур в мешок, а затем ребенок на ощупь достает круг или квадрат, прямоугольник или треугольник.

4. Собираем цепочки из блоков, у которых рядом есть одинаковая (или отличающаяся) фигура по определенному признаку: цвету/форме/размеру/толщине. Усложняем задание - строим цепочки, у которых рядом есть фигура одинаковая (или отличающая) по двум признакам: цвету и форме; размеру и форме и т. д.

Сущность методики Кюизенера для дошкольников

Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как для малышей раннего возраста, так и для будущих учеников: каждому возрасту соответствует свой уровень заданий. В мышлении ребёнка находит отражение всё то, что изначально совершается путём практических манипуляций. Работа со счётными палочками даёт возможность перевести внешние действия во внутренний план.

Набор Кюизенера — это множество, с его помощью детям легко продемонстрировать отношения порядка и эквивалентности. Здесь скрыты самые разные математические ситуации. Поскольку число в комплекте моделируется из цвета и величины, то и в мышлении ребёнка начинают формироваться абстрактные понятия. И это является закономерным следствием его самостоятельных практических действий. Ребята осваивают количественный и порядковый счёт.

Пособие Кюизенера даёт возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши лучше понимают понятие «больше-меньше»: к примеру, что 5 больше 3 (одна палочка длиннее другой). Набор счётных палочек — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части: дошкольник легко запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц (в этом отношении палочка длиной 2 см соответствует двум палочкам по 1 см). Такое пособие подойдёт и для обучения более сложным действиям в математике — умножению и делению.

Счётные палочки совершенствуют и измерительные умения. Наглядно наблюдая, что один элемент длиннее или выше другого, малыш учится сравнивать их, усваивает понятия «короче», «длиннее», «разные», «одинаковые». Также на этом дидактическом материале можно отрабатывать понятия «правый-левый» и «масса» предмета.

Детали набора интересны тем, что работать с ними дети могут и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости. Таким образом, созданную модель можно рассматривать по-разному. Развивающее пособие Кюизенера помогает не только в изучении математики. Данная методика позволяет складывать из палочек буквы, различные фигуры (своеобразная мозаика), объёмные конструкции. Для этого существуют специальные схемы, которые можно найти в интернете или разработать самостоятельно.

Из палочек можно выкладывать различные изображения на плоскости

Для формирования прочных знаний и навыков задания по методике Кюизенера нужно предлагать дошкольникам регулярно (не реже 1 раза в неделю).

Очевидно, что пособие Кюизенера является универсальным, удачно дополняет другие существующие методики обучения математике. Тем не менее некоторые родители недостатком пособия считают тот факт, что заниматься со счётными палочками с детьми нужно непременно систематически, иначе упражнения не принесут заметного результата.

Задачи использования счётных палочек в ДОУ

Использование в педагогическом процессе ДОУ пособия Кюизенера помогает решению многих задач:

Образовательные:

Формирование понятий числа и количества, представлений об их соотношении.

Закрепление количественного и порядкового счёта.

Освоение понятия «состав числа», обучение навыкам сложения, вычитания.

Формирование измерительных умений (в частности, сравнение предметов по их длине, ширине и высоте).

Закрепление знаний геометрических фигур (путём складывания их из элементов набора).

Развивающие. Деятельность с набором Кюизенера базируется на активном размышлении, поиске правильных способов действий. Поэтому пособие развивает детский интеллект, познавательную активность, а также мелкую моторику, конструктивные навыки, ориентировку в пространстве, внимание, воображение и фантазию.

Воспитательные. Занятия с данным дидактическим материалом формируют такие черты характера, как настойчивость, терпение, усидчивость, наблюдательность.

Как играть

Палочки Кюизенера — это полифункциональный дидактический материал. Для обучения по данной методике педагог использует различные приёмы, прежде всего игровые. Однако, чтобы деятельность была успешной, они должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития.

Так, младших дошкольников вначале просто нужно познакомить с набором. Пусть малыши поиграют с палочками, по желанию сложат из них разные узоры. Можно предложить ребятам соорудить из элементов какую-нибудь постройку. В дальнейшем дошкольники могут задействовать детали в сюжетно-ролевых играх (например, в качестве товара в магазине или помады в салоне красоты).

Малышам очень нравится играть с цветными палочками

Вполне возможно, что в ходе подобных игр ребята сами сделают определённые открытия: к примеру, что палочек много, но среди них есть элементы одинакового цвета и размера, или если сложить 2 брусочка одного цвета, то по длине мы получим палочку иного цвета и т. д. Важно постоянно предлагать малышам обследовать детали, отсчитывать их по одной, прикладывать друг к другу — таким образом, познавательное развитие сочетается с сенсорным.

Постепенно педагог вводит задания и упражнения (опять-таки игровые) со счётными палочками. Выполняя их, дети приходят к пониманию того, что каждый предмет в наборе имеет своё постоянное число. Упражнения должны быть разноплановыми: направленными на совершенствование представлений о величине, закрепление понятия числа и др. Они могут носить и комплексный характер: решать сразу ряд задач. При подборе заданий нужно учитывать их взаимосвязь (включение общих и усложняющихся моментов), сочетаемость с упражнениями, где задействованы прочие дидактические средства.

Поскольку работа с набором Кюизенера носит наглядно-действенный характер, то в младшем и среднем дошкольном возрасте основным приёмом обучения будет являться показ способа действия воспитателя одновременно с объяснением. В старшем же звене будет достаточно схемы или словесной инструкции.

Помощь воспитателя в процессе выполнения заданий должна носить косвенный характер: педагог предлагает ребёнку ещё раз подумать, попробовать другой вариант действий. Нужно стремиться к тому, чтобы дети проявляли самостоятельность в выборе решений, высказывали предложения и сами их проверяли.

Для поддержания интереса дошкольников к познавательной деятельности воспитатель продумывает различные сюрпризные моменты занятия, элементы занимательности. Например, на занятие к малышам приходит самое настоящее солнышко (игрушка), к которому надо проложить дорожку. Игровые моменты выполняют мотивационную роль (построить будку для собачки, лестницу для куклы и т. д.). В старшем же дошкольном возрасте уже можно заинтересовать детей соревнованием (составление на скорость цифр из палочек и т. п.).

Игровые персонажи помогают создать у дошкольников мотивацию к любой деятельности

Ещё один важный приём, сопровождающий манипуляции со счётными палочками, — вопросы к дошкольникам. Это является актуальным в любом возрасте. Вопросы делают восприятие детей более активным, развивают их речь, помогают осмыслить материал.

Что касается форм работы с набором Кюизенера, то обычно ребята упражняются индивидуально. Можно объединять их в подгруппы по несколько человек.

Танграм

Танграм — это известная, любимая во всем мире головоломка-конструктор, представляющая собой комплект из 7 плоских геометрических фигур (танов), которые при сложении образуют квадрат. Элементы представлены небольшим квадратиком, параллелограммом, двумя большими, одним средним и парой маленьких треугольников. Суть игры — собрать из танов определенные изображения по схеме, учитывая установленные правила.

Обладая воображением, пространственным мышлением и усидчивостью, всего из 7 элементов можно собрать тысячи различных фигур. Неподготовленному человеку решение таких задач дается с трудом. Однако уже через пару месяцев регулярных занятий ребенок легко определяет, из каких фигур состоит силуэт на схеме, и понимает, как его лучше собрать.

Как играть

Танграм полезен детям любого возраста: от дошкольников до старшеклассников. Эта, казалось бы, незамысловатая игрушка, оказывает мощное воздействие на развитие психики. «Магия» объясняется тем, что для решения задачи используется одновременно оба полушария мозга, одно из которых отвечает за воображение, а другое — за логическое мышление. Перебирая элементы, дети тренируют мелкую моторику, а значит, координацию движений, речь, внимание, память, восприятие и усидчивость. Все эти навыки помогут им лучше учиться в школе и меньше при этом уставать.

В процессе игры малыши быстро усваивают названия цвета и начинают распознавать геометрические фигуры. Приходит понимание, что любая форма может раскладываться на мелкие составные части, разные по размеру и конфигурации. Дети дошкольного возраста, размышляя, как сложить фигуру, незаметно для себя усваивают понятия «больше-меньше», «верх-низ», «право-лево» и т.д.

Благодаря простоте игры, ею можно начинать заниматься достаточно рано. Уже в 4 года малыши смогут собирать элементарные фигурки (дом, рыбку, кота), поэтапно переходя к более сложным заданиям и удивляя окружающих своими комбинаторными способностями.


Этапы обучения игре

Первое знакомство с игрой начните с простого задания, к примеру: сложить квадрат из двух треугольников или елочку из трех. На этом этапе важно донести до ребенка, что из маленьких кусочков можно составлять самые разные фигуры. Покажите, что можно сделать человечка, вазу, буквы, цифры и т.д. Малышу будет интересно узнать, что такое треугольник, квадрат, параллелограмм, чем они отличаются и почему так называются.

Начинать обучение самых маленьких лучше с цветного набора танов и схемы объекта, нарисованного в натуральную величину, где четко видно расположение фрагментов. Цвет станет подсказкой и еще одним, помимо формы, ориентиром для малыша. Накладывая геометрические фигуры на определенные участки схемы, ребенок научится сопоставлять их изображение на шаблоне с элементами танграма

Постепенно задания усложняются. Теперь игрок может попробовать сложить фигурку по схеме (одного цвета), где есть только внешний контур. Малышу придется подумать над тем, как разложить все фрагменты, чтобы они вписались в пространство. Еще более сложный вариант — силуэт-подсказка, по своим габаритам отличающийся от реальных размеров танов.

Высший пилотаж — выполнение заданий без схемы. Попросите ребенка создать свои изображения и рассказать, что получилось. Если что-то получается не так быстро, как хотелось бы, не стоит нервничать. Поддержите, похвалите за старание.

Танграм, как головоломка, не имеет себе равных. Неисчерпаемое количество схем, изображающих, какие фигуры можно сделать, способно поддерживать интерес к этой игре в любом возрасте. В дороге или в минуты отдыха танграм позволит весело и с пользой провести время, потренировать логику, воображение и фантазию. Играть можно одному или устраивать соревнования между участниками. Надеемся, что, познакомившись с этой увлекательной забавой, вы оцените ее по достоинству.

Игры Никитиных

Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б.П. и Л.А Никитиными для своих детей.

Мы считаем, что и сегодня это хороший вариант проводить время вместе с детьми, развивая их память, внимание, воображение, творческие, логические и математические способности, а также проверяя то же самое у родителей :). Более того: используя идеи и опыт Б.П., многие папы и мамы смогут и сами придумать новую «развивающую игру» именно для своего малыша - исходя из его особенностей, склонностей и интересов.

Принцип невмешательства-залог развития креативных способностей

Идея Б. Никитина заключалась в том, чтобы с самого раннего детства окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в нем именно то, что в соотвествующий момент способно максимально эффективно развиваться.

Реализации этой идеи способствуют специальные развивающие игры. Все игры Никитиных построены по принципу от простого к сложному, задачи в них имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.

Это является главным отличием от других развивающих игр, где в основе лежит обучение, где объясняются правила игры и в ребенке формируются только исполнительские черты.

Самое главное для родителей-вырабатывать принцип невмешательства. Родитель может только изредка подсказывать, хвалить ребёнка. Но нужно добиваться максимально самостоятельного использования (но для младшего возраста - в присутствии родителей).

Когда ребенок занимается с играми Никитиных, родителям нужно придерживаться следующих правил:

1. Нельзя объяснять ребенку ход и решение задачи, нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Ребенок строит модель решения только на своей практике.

2. Нельзя требовать и добиваться, чтобы ребенок с первой попытки решил задачу. Он, возможно, не созрел, не дорос, и нужно даже неделю, месяц и даже дольше. Просто доставать игру изредка и предлагать ребенку.

Еще плюсы игр Никитиных:

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме, а наглядно-в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков. То есть в виде осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять задание с решением, то есть самому проверять точность выполнения задачи.

Большинство игр не ограничивается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий.

Играя в эти игры, родители приобретают важное умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения.

Но как любая многофункциональная развивающая игра, эти игры тренируют и память, и внимание, и логику. Формируют умение классифицировать, конструировать, развивают пространственное мышление и способность предвидеть результаты своих действий.