"Письмо в прошлое"

 Манжуло Оксана Юрьевна

Акция: "Читаем К.Д. Ушинского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_k_ushinskomu.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

                      Уважаемый Константин Дмитриевич!

В соответствии с Планом работы тематического Года педагога и       наставника, объявленного в Российской Федерации  проходит    Всероссийская Акция Общероссийского Профсоюза образования «Читаем К.Д.Ушинского».

Я решилась написать Вам письмо.

     Константин Дмитриевич, Вы – прославленный педагог-демократ, писатель, автор научной педагогики в России. Автор многочисленных научных трудов и произведений для детей – «Два плуга», «Ветер и солнце», «Жалобы зайки», «Лиса и козел», «Плутишка кот».

      Вас любили учителя, дети и их родители, Вы были единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Вы полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Учителя работали по созданным им руководствам. На протяжении пяти десятков лет, вплоть до Октябрьской революции, несколько поколений детей выросло на книгах Ушинского.  Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.

     В 1854-м Вы устроились на работу в Гатчинский сиротский приют, закрытое средне специальное учреждение, которым опекалась сама императрица. В этом учебном заведении учились будущие чиновники министерств и департаментов. Институт был известен своими строгими порядками, малейшие оплошности безжалостно наказывались, кроме того, учеников вынуждали доносить друг на друга, а это порождало вражду между ними.

       Вначале Вас приняли на должность преподавателя русской словесности и права, но через шесть месяцев  перевели в инспектора. За все время, что Вы трудились в этом институте,  смогли полностью изменить саму суть воспитательного процесса. Больше не было ни воровства, ни кляуз, ни сухого канцеляризма.

     Следующий этап Вашей педагогической деятельности – Смольный институт благородных девиц. Именно там Вы начали воплощать в жизнь свои самые смелые идеи. Вы никак не могли смириться с тем, что девушек делили на простых и знатных. Вы работали над тем, чтобы ко всем было одинаковое отношение. Педагог ратовал за то, чтобы девиц учили на русском языке, а еще настаивал, чтобы после выпуска они могли рассчитывать на присвоение им квалификации воспитательниц.

     Кроме этого, Вы регулярно проводили заседания, на которых присутствовал весь педагогический коллектив. На таких собраниях обсуждали насущные проблемы, передовые идеи в образовательной сфере. Эти вечера любили все, потому что они походили не на сухие заседания, а скорее, на встречу друзей и единомышленников. Педагоги обсуждали реформы, литературу, театральные премьеры. Вас, Константин Дмитриевич, любили ученики и коллеги, и только начальство видело в Вас вольнодумца. Чтобы как-то отстранить неудобного во всех смыслах педагога, было принято решение отправить Вас за границу, в командировку, продолжительностью пять лет.

       Первые учебники для детей Вы, Константин Дмитриевич, написали в 1864 году. Они получили название «Родное слово» и «Детский мир». В первой книге имелись и методические материалы по предмету «словесность», специально для учителей и родителей. Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогики, их переиздавали сотни раз.

      Среди ваших произведений была и художественная проза, представленная детскими рассказами и сказками – «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы». Эти книги пополнили классику русской литературы.

    Вы, Константин Дмитриевич, придерживался и последовательно развивал много идей:

  • Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины (напомним, в педагогику Ушинский пришёл ещё до отмены крепостного права, а за равные права на образование женщины в Российской империи боролись вплоть до революции 1917 года, так что эти его идеи сильно опередили время).
  • Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку. Так, в «Человеке как предмете воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.
  • Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.
  • Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного — к отвлечённому, от знакомого — к незнакомому, от единичного — к сложному, от частного — к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях.
  • Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
  • Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
  • Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание — это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
  • Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.

      Рассказ: «Четыре желания»  помогает маленьким читателям осознать, что природа прекрасна во всех своих проявлениях. Автор подчеркивает, что каждое время года приносит определенные радости, которые нужно ценить.

      Сказка: «Золотое яичко» , знакомая многим с детства, поможет маленьким слушателям понять, что не стоит грустить о потерянном. С помощью этого короткого произведения автор пытается донести важную мысль: плохое всегда сменяется хорошим.

      Рассказ: «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», очень поучительна. Благодаря ей маленькие читатели смогут понять, что с окружающими следует вести себя вежливо, не отказывать в просьбах и по возможности помогать, ведь они могут когда-нибудь ответить добром на добро.

      В рассказе: « Ласточка», автор показывает маленьким слушателям, как важно бережно относиться к чужому имуществу и ценить труд окружающих. Осенью мальчик заметил, что ласточки улетели на зимовку. Поэтому их домик пустовал. Проказник задумал разрушить гнездо, но был вовремя остановлен отцом.

     Благодаря сказке: «Как рубашка в поле выросла», ребята поймут, что для достижения результатов следует усердно трудиться. Автор также очень интересно описывает, как из посаженных семечек получается льняная ткань.

       Итогом всей вашей педагогической деятельности стал труд «Человек как предмет воспитания», над которым Вы работали по возвращении в Россию. К сожалению, Вы,  так и не смогли  завершить работу над книгой.

Вклад выдающегося педагога в развитие российской педагогики просто огромный. Вы всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой желающий, а не только избранные слои населения. Это  стремление дало свои плоды, следующие воспитательные системы базировались именно на ваших фундаментальных трудах.

 Память о великом педагоге живет в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.

                                                            С Уважением Манжуло О.Ю.