Страничка воспитателя старшей группы Павловой Ольги Николаевны

ДОУ с.Рахмановка

                О себе

В 2007 году окончила  Вольский педагогический колледж по специальности

«Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной квалификацией руководитель изобразительной деятельности».

В 2010 году окончила государственное  образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»

квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии».

Книги, которые сформировали мой внутренний мир.

Я с детства очень люблю читать сказки разных народов мира.

Художественные произведения Е.И.Чарушина одного  из самых добрых и гуманных детских писателей, который сохранил непосредственность и свежесть детского взгляда на мир.

Книга Я. Корчака «Как любить ребёнка»

 

 Мой взгляд на мир.

Я стараюсь смотреть на мир глазами ребёнка.

Иногда полезно хоть иногда, с помощью наших деток,

вылезать из шкур старых мудрецов и, становиться сказочными незнайками,

а наши малыши в это время будут нашими мудрыми звездочетами,

которые знают всё  и обо всём.

 

 

 

Сочинение - рассуждение по одноименной книге Я.Корчака "Как любить ребенка".

Как любить ребенка. 

Педагогические взгляды Корчака явились результатом его многолетних наблюдений и общения с детьми. Он предостерегал от неверного понимания «природы ребенка».

             Взрослые часто невнимательны к детям, считая, что у них все впереди, не разбираются в многообразии их жизни и в тех простых  истинах, которые так важны им. Корчак осуждал жесткую линию поведения многих родителей и педагогов по отношению к детям: надзор, критику, запрет. Часто родители в отношениях  с детьми, замечал Корчак боятся доброты, считая что от этого ребята становятся недисциплинированны, нет лаской нельзя испортить ребенка. Нет, утверждал он, ребенок - существо разумное, хорошо знает потребности и трудности своей жизни, а детский возраст, долгие важные годы в жизни человека, когда ему нужны от взрослых тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Ласка, взаимоотношение, нежность.

             Я.Корчак призывал: уважайте незнание ребенка, его текущий час и сегодняшнюю жизнь, его развитие и чувства.

            Детям нужны движения, воздух, свет, но не только это, а что – то еще. Взгляд в пространство, чувство свободы – открытое окно!

             В детстве кажется, что большое всегда лучше маленького

- А я уже большой – радуется ребенок, взобравшись на стул!

- А я тебя перегнал! – утверждает он с важным видом , меряясь со своим ровесником.

     Ребенок прав, досадно, когда встаешь на цыпочки и не можешь дотянуться до нужного предмета, тяжело поспевать за взрослыми маленькими шажочками, маленькой ручкой не всегда удержишь чашку. Не достать ребенку до дверной ручки, не выглянуть в окно, не раздвинуть шторы – высоко. В толпе взрослых тебя не видят, толкают, не замечают. Плохо быть маленьким. Взрослые считают, что ребенок еще не человек, а человечек «он еще маленький» - говорят взрослые о ребенке и думают, что все радости, горести, желания у ребенка тоже, как и он маленькие.

     Ребенок не только мал, но и слаб. Взрослый может поднять его на руки, подбросить к потолку, усадить на стул вопреки его воле. «Стой здесь, не трогай, отдай, отойди, замолчи» – приказывает взрослый ребенку. Ребенок пытается сопротивляться, а поняв, что это бесполезно, уступает и смиряется. Кто бы осмелился ударить, толкнуть или одернуть взрослого? А вот сам взрослый все может. Перед слабым немудрено быть сильным.

Ребенок беззащитен не только перед взрослыми, но и перед детьми, которые старше его. Ребенка могут обмануть, побить, унизить и не ответить за это.

     Цветочная завязь станет плодом, цыпленок петухом или курицей. Все заботы хозяев оправдаются, из них будет прок. А что выйдет из ребенка? Станет ли он опорой родителям на старости лет, ведь в жизни есть и плохие дороги, и добрые пути, а вдруг ребенок пойдет по неправильному пути? Тогда что?

     Мы пестуем малыша, оберегаем, кормим, учим и думаем. Вот мы какие! Все ему отдаем, и ни о чем ему заботится не надо. И что бы ребенок делал без нас? Ребенок нам всем обязан! Нет! Ребенок нам ничем не обязан. Поэтому я хочу научиться понимать и любить это дивное, полное жизни и ярчайших  неожиданностей, творческое «не знаю» современной науки о ребенке.

     Можно бесконечно говорить, писать. Мы любим детей не смотря ни на что, они наша услада, бодрость, надежда, радость, отдых, светоч жизни. Но откуда тогда иногда неприязнь к любимому ребенку? Очень хочется вспомнить слова врача, психолога, педагога Я.Корчака « Нет детей – есть люди, но с иными масштабами понятия, иными источниками опыта, иной игрой чувств.»

     Я мать, у меня трое детей, но я всегда считала профессию педагога – главной профессией мира. И сейчас я задумываюсь, что я могу уже сегодня дать детям. Ребенок заслуживает уважения, доверия, что с ним можно пребывать безмятежной и спокойной атмосфере добрых чувств, веселого смеха, первых свежих порывов и удивлений, простых, чистых радостей.

     И мы воспитатели должны искать в наших детях положительные черты, отмечать в них только то, что наиболее ценно и важно. И дети и воспитатели умеют  видеть и оценивать душевные качества друг друга, воспитатель ждет когда раскроется душа ребенка, а ребенок ждет от нас доброты.

     Смотри ребенку в глаза, опускайся на колено, заглядывай ему в его глазки, отдавая ему тепло своего сердца, заходя утром в детский сад, мир преображается для меня, он становится светлее, чище. Я прикасаюсь к огромному миру добра, вхожу в этот мир и слышу звонкий смех ребят. Мне приятно быть с ними в этой атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, чистых, светлых и милых радостей.

Общество не думающее о детях, не имеет своего будущее. Нужно любить ребенка, к ребенку обращены наши мольбы и наши надежды.

С небосвода в дымке нежной,

Добрый ангел безмятежный

Наблюдая за тобой,

Охраняет твой покой.

Он как свет в твоей судьбе

И, заботясь о тебе,

Он укажет добрый путь,

Лишь прислушайся чуть-чуть,

К сердцу и к душе своей,

И он сделает светлей

Твои мысли, твою жизнь

Верь в него, его держись!

 Взрослые, давайте будем для наших детей – ангелами! 

  

В старшей разновозрастной группе функционирует кружок по ИЗО-деятельности "Радуга-дуга". Работа кружка осуществляется на базе ДОУ в соответствии с расписанием занятий. 

    Кружковая деятельность определяется на учебный год, проводится один раз в неделю, длительностью 20 минут. 

Цели кружка: расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей в определенной деятельности; повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Задачи: создать условия для развития личности; развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, способствовать созданию эмоционального благополучия, приобщать к общечеловеческим ценностям, развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка, осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список детей, занятых в кружке:  

 1. Нопина Таня

2. Быценко Савелий

3. Ажмухамбетов Артур

4. Малеева Олеся

5. Родина Алина

6. Цыганов петя

7. Грибков Кирилл

8. Русакова Женя

9. Литвинова Ксюша

10. Налобнов Максим

 

 

 

Мини - музей "Часы" .

        Мною, воспитателем старшей разновозрастной группы Павловой О.Н. был успешно представлен и реализован проект по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста путем организации в детском саду мини-музея время «Часы»

Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, исскуства.

Старшие дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности.

Вместе в детьми мы оформили альбом « Раньше солнышка встаю, громким голосом пою» (в этом альбоме рисунки детей, учимся рисовать петушка), создали папку «Время в творчестве детей).

В мини-музеи мы проводим различные беседы на темы: «Время»,

«Рассказ о природных часах», «О старинных часах», «О современных часах».

Знакомим детей с песочными часами, разными видами часов, которые изобрел человек, в натуральном виде и в виде иллюстраций и фотографий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль дидактических игр в формировании представлений о времени у дошкольников.

 

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста включает в себя как составную часть развитие ориентировки во времени. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, и таким образом, готовиться к школе. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например, целенаправленность, собранность, организованность.

   Дети испытывают многочисленные трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм. Но при целенаправленной педагогической работе дети успешно осваивают представления о времени.

   В своей работе  с детьми в средней группе по формированию представлений о сутках, характерных признаках частей суток и их последовательности, мы широко используем игровые приемы и иллюстрационный материал. Для этого вначале предлагаем картинки следующего содержания: школьники утром идут в школу, дворник подметает улицу, девочка обедает дома, мама читает книжку ребенку, лежащему в постели и т.д. В отличие от реального времени с картинками и карточками можно произвольно манипулировать: выкладывать, рассматривать, группировать, сравнивать.  Затем стараемся сосредоточить их внимание на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба). С этой целью используем карточки: утро ( голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного круга с лучами светло-желтого цвета), день ( светлое голубовато-желтое небо, в верхней части светло-желтый круг солнца), вечер ( серое небо, в нижней части ярко – оранжевый круг солнца без лучей), ночь (черное небо с месяцем и звездами). Все четыре карточки показываем детям одновременно и задаем вопрос: «когда это бывает?» Затем в парах с ними показываем картинки с изображением характерной деятельности и просим детей указать, что общего на них: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаков делаем заключение об изображенном времени. Для лучшего запоминания последовательности частей суток  используем модель суток. Это четыре цветных круга, каждый из которых обозначает определенную часть суток: желтый – утро (утром встает солнышко), белый – день (днем всегда светло), синий – вечер (вечером сине-серое небо), черный – ночь (ночью черное небо). В процессе работы с моделью суток дети выполняют различные задания, играют в игры: «Назовите соседей», «Кто в какое время суток работает?», « Части суток», « Кто когда спит?», « Когда это бывает?», « Назовите пропущенное слово». В данных дидактических играх и упражнениях дети уточняют и закрепляют названия частей суток, учатся устанавливать их последовательность. А использование загадок и стихотворений, например, в игре « Части суток»,  стимулирует познавательную деятельность детей, развивает способность мыслить и рассуждать. Дети удивительно быстро освоили эти игры, обучая друг друга.

   В старшей группе мы вышли на следующий этап нашей работы – формирование знаний о временах года, их характерных признаках, чередовании, сменяемости. Составили сборник загадок, стихотворений, пословиц о каждом времени года, который мы используем при проведении дидактических игр. Пословицы, загадки развивают сообразительность, способность доказывать правильность своего объяснения или суждения.

   Для того, чтобы выявить объем представлений детей о каждом времени года, провели дидактическую игру « Письмо мальчику Почемучке». Дети отвечали на вопросы Почемучки и в непринужденной форме демонстрировали свои знания о каждом времени года. Больше всего  дети рассказывали и зимнем и летнем периоде, а осенний и весенний периоды у некоторых детей вызвал затруднения. Поэтому, чтобы сформировать углубленные знания о каждом времени года, мы используем иллюстрационный материал в сочетании с литературным. И обязательно проводим наблюдения и экскурсии в разные сезоны, во время которых отмечаем состояние природы, окружающей среды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время.

   Для лучшего запоминания последовательности времен года применяем символ года и его сезонов « Времена года». Это круг, разделенный на четыре равные части, каждая из которых окрашена в определенный цвет (белый, красный, зеленый, желтый). Вначале проводим беседу по вопросам: « Какие времена года вы знаете?», « Сколько всего времен года?» затем показываем круг и говорим: « Пусть это будет год. Он разделен на четыре части». Дети рассматривают части круга. После этого предлагаем им сопоставить цвет каждой части круга с соответствующим временем года и его характерными признаками. Так, белая часть круга обозначает зиму. Зимой все покрыто белым снегом. Красная – лето. Летом ярко светит красное солнышко. Зеленая часть круга – весну. Весной появляется зеленая трава, а на деревьях распускаются зеленые листочки. Осень обозначена желтым цветом. Осенью желтеют листья  на деревьях, слетают с веток и покрывают землю золотым ковром. Это пособие мы используем следующим образом:

  1. Показываем стрелкой части круга, а дети называют последовательно времена года.
  2. Показываем стрелкой на ту или иную часть круга, а дети выбирают из своих картинок (раздаточного материала) соответствующую или рассказывают стихотворение, загадку, пословицу об этом времени года
  3. Читаем стихи, загадки, пословицы, описательные рассказы, а дети в соответствии с этим указывают стрелкой время года на модели.

В процессе работы с моделью « Времена года» дети легче осваивают последовательность и зависимость между разными временными

категориями, глубже осмысливают их, так как имеют возможность манипулировать временными явлениями. В результате манипуляции активизируется наглядно – схематическое мышление детей, которое является переходной ступенью к логическому мышлению. Действуя с моделью, дети сами «добывают» знания, учатся решать познавательные задачи, отражают свои представления о времени в речи.

   Для закрепления знаний о временах года  проводим разнообразные дидактические игры и упражнения: « Выбери одежду», « Скатерть – самобранка», « Овощи – фрукты», « Бывает – не бывает», «Что за чем».

   Заключительным этапом в нашей работе было проведение дидактической игры « Времена года». Оформили четыре коробочки одинакового размера ( по количеству времен года) и поместили в одну общую коробку. В каждую коробочку поместили разнообразный дидактический материал о соответствующем времени года: иллюстрации, стихотворные строки, описательные рассказы, пословицы и поговорки, загадки. В ходе этой игры у детей закрепились представления о каждом времени года по  его основным признакам. Они познакомились и обобщающим понятием «круглый год», с постоянством смены времен года. Дети очень активно участвовали в игре, упражнялись в размышлении, доказательстве правильности своего  решения, научились выделять признаки времени, рассуждать и делать выводы.

   В процессе различных дидактических игр ( словесных, настольно-печатных, с предметами)  мы старались последовательно вести детей от непосредственного восприятия признаков к обобщению их  и выявлению существенных связей, учили воспитанников выражать мысль точным содержательным и образным словом, предложением.

   Таким образом, дидактические игры и упражнения стимулируют познавательную деятельность детей, развивают способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать. Дети научились анализировать, группировать, сравнивать, делать обобщения – выводы.