Методика О.А.Шиян "Развитие творческого мышления. Работаем по сказке."

Серова Ольга Анатольевна.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по развитию творческого мышления с использованием сказок

на 2020-2021 учебный год

Тема

Цель

Методы и приемы

Материал

Октябрь

Рассказывание сказки «Колобок», отвечаем на вопросы

Развитие умения выделять основные   и последовательность основных эпизодов художественного текста

Рассказывание сказки, показ иллюстраций, вопросы, игра Кто поменялся местами»

Иллюстрации к сказке, картинки с изображением основных персонажей

Создание модели сказки

Обозначение героев сказки с помощью наглядной модели, отражающей размер персонажей

Вопросы, моделирование, беседа,

Картинки с изображением персонаже (разные по размеру), белые квадраты 8*8, 11*11, 14*14, 17*17,21*21 – по два каждого.

Решаем

диалектическую

задачу: совершаем

смену

альтернативы.

Решение

диалектической

задачи с помощью

наглядных

моделей.

Моделирование, беседа, вопросы, построение, схемы

Картинки с изображением персонаже (разные по размеру), белые квадраты по два каждого, черные квадраты тех же размеров по 3 каждого

Разыгрываем сказку с помощью наглядной модели

В символической форме отразить содержание сказки

Вопросы по моделям, беседа об особенностях героев, драматизация

Две наглядные модели сказки «Колобок», маски персонажей сказки.

Ноябрь

Читаем сказку «Заюшкина избушка», отвечаем на вопросы

Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста

Рассказывание сказки, показ иллюстраций, вопросы, игра Кто поменялся местами»

Книга с иллюстрациями, картинки с портретами основных персонажей сказки

Решаем диалектическую задачу с помощью наглядной модели

Решение проблемно-противоречивой ситуации при помощи диалектической схемы смены альтернативы

Моделирование, вопросы, проблемная ситуация, обсуждение

Картинки с изображением персонаже (разные по размеру), белые квадраты 8*8, 11*11, 14*14, 17*17, – по три каждого. Черные квадраты тех же размеров по два каждого.

Разыгрываем сказку с помощью наглядной модели

В символической форме отразить содержание сказки

Чтение сказки по модели, драматизация

Две наглядные модели сказки «Заюшкина избушка», маски персонажей сказки

Декабрь

Сказка «Сестрица Аленушка и братец  Иванушка», читаем сказку, отвечаем на вопросы

Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста

Чтение, вопросы по содержанию, пересказ эпизодов, рассматривание иллюстраций

Иллюстрации к сказке – Иванушка сАленушкой, Аленушка с козленком, ведьма с Аленушкой и козленком, козленок на бережку, купец с Аленушкой и Иванушкой.

Разыгрывание сказки по ролям

Выражение отношения к героям сказки через символические средства

Драматизация, обсуждение

Значки с изображением персонажей сказки: Аленушки, Иванушки, козленка, ведьмы, купца.

Решаем диалектическую задачу с помощью схемы объединения

Решение диалектической задачи с помощью схемы

Рассматривание иллюстраций, беседа, моделирование

Картинка с козленком, квадраты белый, черный, серый. Картинка с изображением девочки, квадраты белый, черный, черно- белый.

Рисуем иллюстрации к сказке

Развитие способности выражать отношение к героям сказки через символические средства

Моделирование, беседа, рисование

Серый, белый, черный.

Бумага, восковые мелки, карандаши.

Январь

Сказка «Разумница» читаем, отвечаем на вопросы

Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста

Чтение, иллюстрации, вопросы

Иллюстрации к

сказке (по

количеству

основныз заданий и

загадок): лукошко с

яйцами и горшок с

кашей; стебелек

льна и прутик,

девушка в одном

ботинке, верхом на

зайце и с воробьем

в руках, жеребенок

и две лошади.

Выделяем противоположности

Выделение противоположностей и их схематическое обозначение

Моделирование, вопросы, обсуждение

Квадраты для обозначения противоположностей

Решаем диалектическую задачу с помощью схемы опосредствования

Решение диалектической задачи с помощью схемы опосредствования

Моделирование, проблемные ситуации, обсуждение

Иллюстрации к основным загадкам сказки, квадраты белый, черный, серый.

Придумываем загадки и отгадки

Развитие способности выражать свое отношение к действительности символическими средствами, создавать сказку с опорой на диалектическую схему

Придумывание волшебных заданий, модели

Квадраты: белый и черный.

Февраль

Сказка «Скатерть, баранчик и сума» читаем сказку, отвечаем на вопросы

Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста

Чтение, рассматривание иллюстраций, вопросы, пересказ эпизодов

Сказка с иллюстрациями; картинки старика, журавля, скатерти, баранчика и сумы.

Рассказываем сказку по ролям

Выражение отношения к героям сказки через символические средства. Выявление разных позиций в сказке

Вопросы, драматизация

Значки с изображениями персонажей и предметов –подарков.

Решаем диалектическую задачу с помощью схемы превращения

Решение проблемно-противоречивой ситуации с помощью диалектической  схемы превращения

Модели, построение схемы, обсуждение

Картинки с изображением журавля, старика, скатерти,

баранчика, сумы; квадраты черный и белый

Решаем диалектическую задачу с помощью схемы замыкания

Решение проблемно-противоречивой ситуации с помощью диалектической  схемы замыкания

Обсуждение, модели, построение схем

Картинки с изображением журавля, старика, скатерти, баранчика, сумы; по три черных и белых квадрата; вырезанные  из бумаги стрелки

Март

Решаем диалектическую задачу с помощью схемы объединения

Решение диалектической задачи с помощью схемы объединения

Модели, обсуждение

Картинки с изображением те же, квадраты черный, белый и серый

Сочиняем сказку по диалектической схеме превращения

Развитие умения сочинять сказку по модели, выражать свое отношение к действительности символическими средствами

Выбор главного героя

Картинки с изображением старика и журавля, схема превращения.

Сказка «О щуке зубастой» читаем сказку, отвечаем на вопросы

Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста

Чтение, вопросы, пересказ эпизодов

Иллюстрации к сказке

Решаем диалектическую задачу с помощью схемы замыкания

Решение диалектической задачи с помощью схемы замыкания

Модели, вопросы, обсуждение, построение схемы

Иллюстрации к сказке, белые и черные квадраты

Апрель

Решаем проблемно-противоречивую ситуацию  с помощью схемы объединения

Решение проблемно-противоречивой ситуации  с помощью схемы объединения

Работа со схемой, моделями

Иллюстрации к сказке; белый, черный и серый квадраты;  картинки кошки, мышки, мошки, птицы, щуки, мелкой рыбки

Придумывание другого конца сказки

Развитие умения сочинять сказку по модели, выражать свое отношение к действительности символическими средствами

Беседа

Иллюстрации , материал для рисования.



Предварительный просмотр:

Опросник по сказке

«Колобок»

№ п/п

Вопрос

Ф.И.О ребенка

1 балл

2 балла

3 балла

Как появился колобок?

Что случилось после того, как старуха испекла колобка?

Кого встретил колобок в лесу первым?

Что произошло при встрече? Что сказал герой? Что ответил колобок?

А лиса так просто взяла и съела колобка?

1 балл – затрудняется ответить

2 балл – ответ не полный

3 балла – ответ полный и раскрытый



Предварительный просмотр:

Опросник по сказке

«Заюшкина избушка»

№ п/п

Вопрос

Ф.И.О ребенка

1 балл

2 балла

3 балла

Какие избушки построили заяц и лиса?

Лисе сначала какая избушка больше нравилась?

Почему вдруг лисе разонравилась ее избушка и понравилась заячья?

А как иже заяц согласился лисе свой домик отдать?

Почему вдруг лисе разонравилась ее избушка и понравилась заячья?

Кто первый к зайцу на помощь пришел?( задаются вопросы про всех горе-помощниках)

1 балл – затрудняется ответить

2 балл – ответ не полный

3 балла – ответ полный и раскрытый



Предварительный просмотр:

Опросник по сказке

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

№ п/п

Вопрос

Ф.И.О ребенка

1 балл

2 балла

3 балла

Кто главные герои сказки?

Куда пошли Аленушка и Иванушка?

 О чем попросил Иванушка Аленушку в первый (второй, третий) раз? Почему он попросил об этом?

Разрешила ли ему Аленушка сделать то, что он хотел? Почему? Послушался ли он сестрицу?

Послушался ли Иванушка Аленушку в третий раз? Почему? Что случилось с Иванушкой?

Куда отправились Аленушка с братцем после этого?

Что сделала ведьма с Аленушкой?

Что она захотела сделать с Иванушкой?

Почему она решила его зарезать?

А что сказал козленок купцу, когда на речку побежал? А на самом деле он зачем побежал? А почему он купцу правду не сказал?

Как удалось спасти Аленушку?

1 балл – затрудняется ответить

2 балл – ответ не полный

3 балла – ответ полный и раскрытый



Предварительный просмотр:

Опросник по сказке

«О щуке зубастой»

№ п/п

Вопрос

Ф.И.О ребенка

1 балл

2 балла

3 балла

С чего начинается сказка?

Как вы думаете, до щуки какие-то рыбы в реке жили?

А кто запомнил, какие рыбки собрались посмотреть на щуку?

Чему остальные рыбы удивлялись?

Я говорю, что рыбы «удивлялись», а кто помнит, какое слово было в сказке?

И как же стала щука себя в реке вести?

Что бы случилось, если бы она и дальше продолжала всех рыбок поедать?

Что Ерш Ершович предложил сделать?

Куда рыбки мелкие решили перебраться? Удалось им всем спастись?

А почему щука на крючок попалась?

А чем сказка закончилась?

1 балл – затрудняется ответить

2 балл – ответ не полный

3 балла – ответ полный и раскрытый



Предварительный просмотр:

Опросник по сказке

«Разумница»

№ п/п

Вопрос

Ф.И.О ребенка

1 балл

2 балла

3 балла

Кто главные герои сказки?

 Зачем барин решил загадки братьям загадывать?

 Как узнал царь о дочери разумнице? Ему сам бедняк о ней рассказал или барин догадался? А как он догадался?

 Зачем барин решил задать Маше задания?

Какие задания задал царь девушке?

Задания были простыми или сложными?

А девушка выполняла задания барина или нет? А почему?

 Какие хитрые загадки потом загадал барин девушке? Как она с ними справилась?

А в конце сказки какую сложную задачу пришлось девушке-разумнице решить?

Какое решение она предложила?

 Что сказал барин, когда услышал ее решение?

1 балл – затрудняется ответить

2 балл – ответ не полный

3 балла – ответ полный и раскрытый



Предварительный просмотр:

Опросник по сказке

«Скатерть, баранчик и сума»

№ п/п

Вопрос

Ф.И.О ребенка

1 балл

2 балла

3 балла

Что случилось на болоте со стариком?

 Почему журавль решил подарить ему подарок?

 Что произошло с первым подарком?

 Что обнаружил старик дома?

 На что старик надеялся? А как все вышло на самом деле?

 Что старик подумал о том, почему скатерть не дала ему еды?

 Что подарил журавль старику во второй раз?

Что произошло со вторым подарком?

Что обнаружил старик дома?

 Что он подумал о том, почему баранчик не дал ему денег?

На что старик пожаловался журавлю, придя к нему в третий раз?

Что подарил журавль старику в третий раз?

Понравился ему подарок?

Зачем журавль подарил старику такой подарок?

Что сделал старик с третьим подарком?

1 балл – затрудняется ответить

2 балл – ответ не полный

3 балла – ответ полный и раскрытый