Конкурс статей образовательной тематики «Образование 3.0»

Панченко Алла Васильевна

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0

 

Тема урока: «Вышивка лентами»

Цели:

1.     Образовательная: познакомить учащихся с историей развития вышивки лентами, с техническими условиями и приемами выполнения вышивки, показать приемы вышивки; закрепить, полученные знания на практической работе;

2.     Воспитательная:  воспитывать аккуратность в работе, требовательность к себе;

3.     Развивающая:  продолжить формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету, развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Наглядные пособия: изделия, выполненные в технике вышивки лентами, образцы лент для вышивания, книга «Вышивка лентами», инструкционные карты.

Оборудование: ткань для основы, иглы, ножницы, атласные ленты, нитки хлопчатобумажные в цвет атласных лент, утюг, пяльцы.

На классной доске выписаны термины: игла «крюил», игла «синель», гобеленовая игла.

                                                      Ход  урока.

1.     Организация урока.

·        Проверка готовности учащихся к уроку.

·        Сообщение темы и целей урока.

2.     Изучение нового материала.

2.1. Исторические сведения о возникновении вышивки лентами,  сопровождающиеся показом презентации.

    Сегодня мы познакомимся с одним из модных сегодня направлением декоративно-прикладного  творчества  - вышивкой лентами. Прародительницей шелковых полосок была веревка из растительных волокон: превратившись сначала в тесьму, она дождалась изобретения ткацкого станка и стала изысканной лентой.

    Украшать пышные прически и одежду пестрыми узкими полосками ткани было принято еще в доисторические времена – свидетельством о том служат многочисленные находки археологов. Что касается античных цивилизаций, то в их время всевозможные повязки и тесьма были уже более изысканными: расшитые золотыми и серебряными монетами, нитями и бусинами. Однако же все это – лишь предыстория.

Давайте послушаем сообщение учащихся об истории возникновения изысканной вышивки лентами, которое они подготовили.

2.2. Материалы и инструменты, используемые для вышивки лентами.

Ленты.

      Время, когда ленты были в дефиците и стоили дорого, давно в прошлом. Сегодня без труда можно приобрести ленты любых цветов и фактур. Их ширина варьируется от 2 мм до 50 см. Чем крупнее вышиваемый мотив, тем шире должны быть ленты, но наиболее эффектно смотрятся работы, выполненные несколькими видами лент. При подборе материала необходимо учитывать характер узора и назначение готовой вышивки. Ленты могут износиться при неоднократном прохождении через ткань, поэтому они должны быть крепкими, легкими и очень качественными. Для успешного  выполнения работы необходимо учитывать следующие характеристики лент.                                                                                                                                                                                                              Шелковые ленты. Эти ленты наиболее популярны. С их помощью можно выполнить самую изящную и тонкую работу. У них мягкие волокна, они достаточно эластичны, но легко мнутся.                                                 Синтетические ленты. Эти ленты грубее и тяжелее шёлковых, они значительно более упругие и почти не мнутся. Ленты из полиэстера или ацетатного шелка часто выпускают с кромкой, в которую вплетены тонкие жесткие нити, позволяющие держать заданную форму.                                                                                                                                                                                                                                            Атласные ленты.  Эти ленты могут быть из шелковой или синтетической ткани. Их свойства обусловлены особым переплетением нитей. Сравнительно недорогие двусторонние атласные ленты незаменимы для техник, при которых ленты изгибают, демонстрируя обе стороны, незначительно отличающиеся по цвету. Ленты, имеющие четко выраженные лицевую и изнаночную стороны, при сложении также придают вышивке особое очарование.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Прозрачные ленты.  Прозрачные ленты из блестящей органзы и жоржета, довольно сложны в обращении, но в готовом изделии выглядят очень эффектно.                                                                                                          Фактурные ленты.  К фактурным относятся ленты из бархата с длинным ворсом или вельвета. Благодаря своему изысканному внешнему виду они обогащают и разнообразят узор.

Ткани.   

  Вышивать лентами можно практически на любой ткани и выбор материала зависит, прежде всего, от назначения будущего изделия. Но необходимо учитывать, что работа чаще всего дополняется другими видами вышивки.  В идеале ткань должна быть достаточно плотной (чтобы швы хорошо держались), но с относительно свободным переплетением  нитей (чтобы лента проходила без труда и не обтрепывалась).

Иглы.

  Размер игл обозначают номером. Чем меньше номер, тем толще игла. Лента должна легко проходить через отверстие, проделанное иглой в ткани, и полностью расправляться после выполнения шва. Вышивание слишком тонкой иглой подвергает ленту сольному износу.                                                                                                                                                                                                                 Иглы «синель».  Эти иглы с очень большим ушком, толстым стержнем и острым концом. Имеют размеры 13-24. Подходят для выполнения большинства швов.  Они незаменимы при вышивке лентами. Чем шире лента, тем меньше размер используемой иглы.                                                                                                                                                                                                                                             Гобеленовые иглы.  Эти  иглы с длинным широким ушком, толстым стержнем и тупым концом. Идеально подходят для швов, при выполнении которых игла проходит между ленточным стежком и тканью. Тупой конец иглы не расщепляет нити ткани и ленты.                                                                                                                                                                                                                                                                     Иглы «крюил».  Универсальные иглы с коротким широким ушком, тонким стержнем и острым концом. Используются для шитья и вышивания. Самые крупные иглы «крюил » подходят для вышивки лентами.

Пяльцы.

 Каждая рукодельница сама определяет необходимость использования и тип пялец. При желании можно обойтись и без них, но на натянутой ткани стежки получаются ровнее.

3. Инструктаж по ТБ.

Раздать инструкции №1, 2

4.     Практическая работа.

 Прежде чем перейти к практической части урока,  я приглашаю вас на небольшую виртуальную выставку. Я думаю, увидев чудесные работы, у вас появится еще больше желания научиться делать такую красоту самим. Ведь вышивка лентами сама по себе дает большое поле для фантазии.

  С помощью лент можно вышить огромное количество фрагментов и из них собрать различные узоры.  Прежде чем мы приступим к изучению видов швов и техник, я вас научу правильно закреплять ленту в игле и как выполнять плоский узел на ленте. Раздать инструкционные карты по вышивке лентами.

А теперь переходим к знакомству с приемами работы.

    Шов «петелька»

    Шов «вытянутый стежок с завитком»

    Шов «колониальный узел»

    Шов «роза паутинка»  

Эту розу мы сегодня и выполним на практической работе.

·        Работа по инструкционным картам.

·        Вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе с ручными инструментами, при работе с утюгом.

·        Показ технологии выполнения изделия учителем.

·        Самостоятельная работа учащихся.

·        Текущий инструктаж.

5.     Организационно – заключительная часть.

·        Заключительный инструктаж.

·        Подведение итогов.

·        Выставление оценок, их аргументация.

·        Домашнее задание: Принести на следующий урок: ткань для основы, иглы, ножницы, атласную ленту – зеленую 7 мм, нитки х/б в цвет ленте.

          Архив к статье содержит                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

  • пояснительная записка
  • статья
  • презентация
  • Инструкционные карты 1-3

Идет прием заявок на участие в фестивале методических идей "Пеликан" от АНО «ЦПИ «Ариадна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyshivka_lentami_konkurs_3.0.rar2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Вышивка лентами»

                                 

Цели:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с историей развития вышивки лентами, с техническими условиями и приемами выполнения вышивки, показать приемы вышивки; закрепить, полученные знания на практической работе;
  2. Воспитательная:  воспитывать аккуратность в работе, требовательность к себе;
  3. Развивающая:  продолжить формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету, развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Наглядные пособия: изделия, выполненные в технике вышивки лентами, образцы лент для вышивания, книга «Вышивка лентами», инструкционные карты.

Оборудование: ткань для основы, иглы, ножницы, атласные ленты, нитки хлопчатобумажные в цвет атласных лент, утюг, пяльцы.

На классной доске выписаны термины: игла «крюил», игла «синель», гобеленовая игла.

                                                      Ход  урока.

  1. Организация урока.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и целей урока. 

  1. Изучение нового материала.

2.1. Исторические сведения о возникновении вышивки лентами,  сопровождающиеся показом презентации.

    Сегодня мы познакомимся с одним из модных сегодня направлением декоративно-прикладного  творчества  - вышивкой лентами. Прародительницей шелковых полосок была веревка из растительных волокон: превратившись сначала в тесьму, она дождалась изобретения ткацкого станка и стала изысканной лентой.

    Украшать пышные прически и одежду пестрыми узкими полосками ткани было принято еще в доисторические времена – свидетельством о том служат многочисленные находки археологов. Что касается античных цивилизаций, то в их время всевозможные повязки и тесьма были уже более изысканными: расшитые золотыми и серебряными монетами, нитями и бусинами. Однако же все это – лишь предыстория.

Давайте послушаем сообщение учащихся об истории возникновения изысканной вышивки лентами, которое они подготовили.

2.2. Материалы и инструменты, используемые для вышивки лентами.

Ленты.

      Время, когда ленты были в дефиците и стоили дорого, давно в прошлом. Сегодня без труда можно приобрести ленты любых цветов и фактур. Их ширина варьируется от 2 мм до 50 см. Чем крупнее вышиваемый мотив, тем шире должны быть ленты, но наиболее эффектно смотрятся работы, выполненные несколькими видами лент. При подборе материала необходимо учитывать характер узора и назначение готовой вышивки. Ленты могут износиться при неоднократном прохождении через ткань, поэтому они должны быть крепкими, легкими и очень качественными. Для успешного  выполнения работы необходимо учитывать следующие характеристики лент.

Шелковые ленты. Эти ленты наиболее популярны. С их помощью можно выполнить самую изящную и тонкую работу. У них мягкие волокна, они достаточно эластичны, но легко мнутся.                                                 Синтетические ленты. Эти ленты грубее и тяжелее шёлковых, они значительно более упругие и почти не мнутся. Ленты из полиэстера или ацетатного шелка часто выпускают с кромкой, в которую вплетены тонкие жесткие нити, позволяющие держать заданную форму. Атласные ленты.  Эти ленты могут быть из шелковой или синтетической ткани. Их свойства обусловлены особым переплетением нитей. Сравнительно недорогие двусторонние атласные ленты незаменимы для техник, при которых ленты изгибают, демонстрируя обе стороны, незначительно отличающиеся по цвету. Ленты, имеющие четко выраженные лицевую и изнаночную стороны, при сложении также придают вышивке особое очарование.            Прозрачные ленты.  Прозрачные ленты из блестящей органзы и жоржета, довольно сложны в обращении, но в готовом изделии выглядят очень эффектно.                                                                                                          Фактурные ленты.  К фактурным относятся ленты из бархата с длинным ворсом или вельвета. Благодаря своему изысканному внешнему виду они обогащают и разнообразят узор.

Ткани.   

  Вышивать лентами можно практически на любой ткани и выбор материала зависит, прежде всего, от назначения будущего изделия. Но необходимо учитывать, что работа чаще всего дополняется другими видами вышивки.  В идеале ткань должна быть достаточно плотной (чтобы швы хорошо держались), но с относительно свободным переплетением  нитей (чтобы лента проходила без труда и не обтрепывалась).

Иглы.  

  Размер игл обозначают номером. Чем меньше номер, тем толще игла. Лента должна легко проходить через отверстие, проделанное иглой в ткани, и полностью расправляться после выполнения шва. Вышивание слишком тонкой иглой подвергает ленту сольному износу.                                                     Иглы «синель».  Эти иглы с очень большим ушком, толстым стержнем и острым концом. Имеют размеры 13-24. Подходят для выполнения большинства швов.  Они незаменимы при вышивке лентами. Чем шире лента, тем меньше размер используемой иглы.                                                         Гобеленовые иглы.  Эти  иглы с длинным широким ушком, толстым стержнем и тупым концом. Идеально подходят для швов, при выполнении которых игла проходит между ленточным стежком и тканью. Тупой конец иглы не расщепляет нити ткани и ленты.                                                           Иглы «крюил».  Универсальные иглы с коротким широким ушком, тонким стержнем и острым концом. Используются для шитья и вышивания. Самые крупные иглы «крюил » подходят для вышивки лентами.

Пяльцы.

 Каждая рукодельница сама определяет необходимость использования и тип пялец. При желании можно обойтись и без них, но на натянутой ткани стежки получаются ровнее.

3. Инструктаж по ТБ.

Раздать инструкции №1, 2

  1. Практическая работа.

 Прежде чем перейти к практической части урока,  я приглашаю вас на небольшую виртуальную выставку. Я думаю, увидев чудесные работы, у вас появится еще больше желания научиться делать такую красоту самим. Ведь вышивка лентами сама по себе дает большое поле для фантазии.

  С помощью лент можно вышить огромное количество фрагментов и из них собрать различные узоры.  Прежде чем мы приступим к изучению видов швов и техник, я вас научу правильно закреплять ленту в игле и как выполнять плоский узел на ленте. Раздать инструкционные карты по вышивке лентами.

А теперь переходим к знакомству с приемами работы.

    Шов «петелька»

    Шов «вытянутый стежок с завитком»

    Шов «колониальный узел»

    Шов «роза паутинка»  

Эту розу мы сегодня и выполним на практической работе.

  1. Работа по инструкционным картам.
  2. Вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе с ручными инструментами, при работе с утюгом.
  3. Показ технологии выполнения изделия учителем.
  4. Самостоятельная работа учащихся.
  5. Текущий инструктаж.

  1. Организационно – заключительная часть.
  1. Заключительный инструктаж.
  2. Подведение итогов.
  3. Выставление оценок, их аргументация.
  4. Домашнее задание: Принести на следующий урок: ткань для основы, иглы, ножницы, атласную ленту – зеленую 7 мм, нитки х/б в цвет ленте.