Самообразование

Бамматова Гёзель Сраждиновна

Предварительный просмотр:

                МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

План

по самообразованию

воспитателя

Бамматовой

Гёзель Сраждиновны

2018 - 2019 учебный год

г. Пыть-Ях

Самообразование по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
  2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  3. Улучшить общую двигательную активность;
  4. Содействовать нормализации речевой функции;
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  7.  Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

       


 Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте


Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. 

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?


Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.


  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  • Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
  • Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:
  • нахождение заданных предметов,
  • угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.                                                      


Предпологаемые  результаты:
 у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

План работы на 2018-2019год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Изучение методической литературы

Сентябрь

1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.                                                                     4. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.                  5.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.                                    6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. 7.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у

малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

8.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

9.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

10.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Работа с детьми

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Создание с детьми книжки-малышки « Веселый зоопарк», используя способ аппликации (в рамках Копа).

7.Игра «Я катаю мой орех».

8.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».                                                                          2 Учить детей одевать и раздевать кукол.                3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка» 4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы)..                                                                                                                            

6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок).

Январь

1.Разучивание  пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение  пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»   2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).   3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.                                        5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок» 5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток). 6.Игра «Прищепки  7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта

(Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

6.Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)

7.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н.сказок (в камках КОПа «Пальчиковый театр «Русские народные сказки»)

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

7.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию

8.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Работа с родителями

Январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Апрель

Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)

Самореализация

Март

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Приложение.№1

Пальчиковые игры.

«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками)
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"


«Прищепки»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку". 


«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,


Чтобы стал круглее всех". 

 «Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Капуста».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту


«Орехи»
Научился два ореха 
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.


Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.


«Дорожка»
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.


«Карандаш» 
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

«Ослик»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.


«Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.

«Качели»
Ручку пальчиками взяли, 
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели 
Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).

Игра «Переложи игрушки»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

Игра «Спрячь в ладошках»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке.Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («
бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик 
лег в кровать(загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, 
(загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, 
(загните указательный палец)
А другой давненько спит…
(загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? 
(погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! 
(Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, 
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, 
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, 
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, 
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, 
(Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. 
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! 
(Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! 
(Складываем руки домиком)

Игра «Человечек»

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. 
(Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. 
(Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.

Игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Игра «Лапки-царапки»

Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, 
(ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки 
(выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).


Дом и ворота
- На поляне дом стоит ( изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем . (изображаем "дом")

ЧЕРЕПАХА 
Вот моя черепаха, она живет в панцире. 
Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )
Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)
Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. )

ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом 
Сидит Пахом, 
Книги читает,
А грамоты не знает.

ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок, 
Как будто я Огонь зажег.

ЛОДКА
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик 
Лодочка плывет по речке, 
Оставляя на воде колечки.

ПАРОХОД I
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ).
Паровоз. Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!

СТУЛ
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина, А не лежит никогда, 
Есть четыре ноги, А не ходят и три. 
Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.

СТОЛ
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .
В лесу родился, 
В лесу вырос, 
В дом приходил, 
Всех вокруг себя посадил.

ГРАБЛИ
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" 
Листья падают в саду, 
Я их граблями сгребу.

СОБАКА
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается .
Четыре четырки, 
Две растопырки, 
Седьмой вертун, 
А сам ворчун.

КОШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .
У нашей Анютки 
Зверь в атласной шубке, 
Возле печи греется, 
Без водички моется.


ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .
Маленький, Беленький
По лесочку прыг-прыг, 
Ушками дрыг-дрыг,
По снежочку тык-тык.

ЗАЙКА И БАРАБАН
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан 
И ударил: трам-трам-трам!

КОЗА
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .
Тили-тили, тили-тили, 
Три козы траву косили 
По лугам-лужочкам, 
По зеленым кочкам, 
Козушки молоденькие, 
Хвостики коротенькие.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит 
И ушами шевелит.

ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .
Четыре ноги, 
Пятая грива, 
Шестой хвост, 
Погоняй, не бойсь.

Дом.

Я хочу построить дом,
(Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём,
(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла
(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял,
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)
Пёс ворота охранял.
(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.)
Солнце было,
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл,
("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл.
(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

План

по самообразованию

воспитателя

Бамматовой Г.С.

2019 - 2020 учебный год

г. Пыть-Ях

Самообразование по теме «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет»

 Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; развитие речи детей  и развития мелкой моторики и координации движений рук через различные виды деятельности.

Задачи:

  • Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
  • Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.
  • Содействовать нормализации речевой функции;побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
  • Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкоймоторики.

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. 
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

- Выполнение упражнений и ритмических  движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

- Гимнастика массажными мячиками су-джок».

- Нахождение заданных предметов.

- Угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

  8. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

9.Форма самообразования: индивидуальная.

Перспективный план на  2019 - 2020 ученый год.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Подготовительный этап

     Работа с детьми

Сентябрь

Составление перспективного плана работы.

Подбор методического оснащения, методической  литературы.

Составление конспектов занятий, развлечений.

Работа с документацией.

Тема: «Детский сад»

1.«Разрезные картинки»

2. «Чудесный мешочек»

3. «Что спряталось в комочке»

4. «Дети любят всех зверей»-масаж подушечек пальцев рук.

Тема «Игрушки»

1.Пальчиковая гимнастика «Игрушки»    

2. «Собери пирамидку»

3. «Раскрась одинаковые предметы одним цветом»

4. «Это машина»выкладывание из геометрических фигур.

Тема: «Осень»

1.Игра «Угадай по голосу,Ау!»

2.Работа с трафаретами

3. «Собери листочек» складывание картинки.

Тема «Листопад»

1.«Листопад»обрывание бумаги.

2. «Осенние листья» пальчиковая гимнастика.

3. «Застегиваем сами»

4. «Иголки» самомассаж колючим мячом.                

Октябрь

Тема «Огород и овощи»

1. Игра «Чудесный мешочек» (Выбрать только овощи).

3. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

4. Работа с трафаретами - нарисуй и раскрась овощи.

5. Задание «Сложи горошины  в кувшинчик»

6. Игра «Урожай»

7. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Тема «Сад,Фрукты»

1. П/гимнастика «Мы делили апельсин»

2.«Сушка фруктов» - нанизывание на проволку.

3. Натюрморт «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание их.

4. «Обведи по контуру и раскрась»

Тема: «Лес, грибы, лесные ягоды»

1. П/гимнастика  «Это пальчик».

2. «Чудесный мешочек» - найди грибок среди других  игрушек.

3. Самомассажподушечек пальцев. «Грибочки»

4. Катание грецких орехов между ладошками:   Я катаю мой орех: Чтоб стал круглее всех.

5. «Что лишнее?»

6. «Обведи по контуру и раскрась»

Тема: «Дом. Семья»

1.  П/гимнастика «Как у нас семья большая»

2. Фигурки из палочек «Мой дом»

3. «Мой дом» - выкладывание из геометрических форм макеты дома и животного (или человека).

4. «Мамины помощники» - навешивание прищепок на веревку.

. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

Ноябрь

  Декабрь

Январь

Февраль

Март

   Апрель

        Май

Тема: «Одежда»

1. «Обведи и раскрась» - обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.

2. П/г «Перчатки»

3. Игра «Разрезные картинки» - одежда

4. «Платье в горох» - подбор кружков одного размера и наклеивание их на трафарет.

Тема: «Обувь»

1. Шнуровать кукольную и детскую обувь, завязывать шнурки бантиком.

2. П/гимнастика «Сапожки»

3. Фигурки из палочек.. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

4. «Обведи и заштрихуй» - обводка трафарета ботинка с последующий штриховкой цветными карандашами.

5. «Что у кого?» - Разглаживание бумажных комочков с контурным изображением предметов.

6. Разрезные картинки - «Обувь».

Тема: «Мебель. Квартира»

1. «Это мебель» - обрывание  лишней бумаги  по контуру  нарисованных предметов (шкаф, стол).

2. «Мебель для гостиной»- выкладывание из палочек шкафа, дивана.

3. «Волшебные жгутики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов по контуру.

4. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги  и обводка.

5.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».                       6. Настольная игра «Найди фигуре место».                               7. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»                                   Тема: «Кухня. Посуда»                                                   1. «Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием  их цветными точками.                                                                    2. «Волшебные веревочки» - выкладывание посуды по контуру веревочками                                                              3. «Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанный  из 4 частей или                            «Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).                                                     4. «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» - рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.                                                   5.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки»                

Тема: «Зима»                                                                           1. «Такие разные деревья» - обводка трафаретов.     2. «Нарисуй дерево ниткой» - выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу.                   3. «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.                                                                               4. Снеговик» - заготовить  кружки из квадратов разной величины  методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.                                                                5. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».                                                                             6. П/гимнастика «Мы во двор пошли гулять»                             7. Игра «Что лишнее и почему?»                                        

Тема: «Зимующие птицы»                                                         1. «Кто это?» - обводка трафарета птицы

2. «Волшебные  рисунки» - рисование на бумаге большой и маленькой птицы.

3. «Красивая птица» - обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги  по методу мозаики.                                                    4.Настольная игра «Собери картинку» (крупныепазлы).5. «Сухой бассейн» - найди корм для голубя (фасоль).

Тема «Зимние забавы детей»

1. П/гимнастика. «Снежный ком»

2. Фигурки из палочек.

3. Рисуем на манке, рисе.

4. «Сухой бассейн»

5. Шнуровка.

6. Игра «Что лишнее и почему?»

7. «Построим горку для детишек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

8.П/гимнастика«Человечек».                                             9.Учить детей одевать и раздевать кукол.                            Тема: «Новогодний праздник»                                             1. Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).                                                                                 2. П/г «Праздник», «Елочка»                                                      3. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка

Тема: «Домашние птицы»

1. Игра «Чудесный мешочек»

2. П/г. «Утята», «Гусь» (Н.В. Нищева, с. 132).

3. Обвести по контуру утенка и заштрихуй

4. «Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнения задания: «Где курица? А у кого цыпленок?» и т.д.

5. «Мама кормит цыпленка» - перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом  с одного  подноса на другой                                                                 6. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка».       Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».                                       7. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам)                                                                                                                         8.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).         Тема: «Домашние животные»                                            1. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. «Клубочки  для котят» - рисование клубочков карандашами, налаживание клубочков из толстых шерстяных ниток.

4. Игра «С бельевой прищепкой» «Котенок»

5. Игра «У кого кто»

6. «Обведи по точкам и заштрихуй»                                           7. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)                  Тема: «Дикие животные»

1. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. П/г «На лужок».

4. Фигурки из палочек.

5. Соединить точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш  от бумаги.

6. Ходим по клеткам. «Зоопарк»

7. Игра с пальчиками «кто как спит»

8. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

Тема: «Профессии. Продавец»

1. «Что здесь спряталось?» - разглаживание смятых комочков из бумаги.

2. «Конструктор» - выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).

3. «Что нужно продавцу?» - обводка трафарета

4. Игра «Что кому нужно?»

5. «Волшебные рисунки» - рисуем на песке.

6. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».              Тема: «Профессии. Почтальон»

1. П/г « Что принес нам почтальон» - фигурки из палочек

2. «Что нужно почтальону?» - обводка трафарета

3. «Разрезные картинки»

4. Соедини точки «Угадай, что спряталось»

5. Соберем пальчиками полиэтилен в кулачок.

Тема: «Транспорт»

1. «Автобус» - выложить автобус из геометрических  фигур.

2. П/г «Лодочка»

3. Фигурки из палочек.

4. «Назови, одним словом».

6. Автомобиль» - Обводка трафарета и машины и раскраска.

7. «Сборка автомобиля» - разрезная картинка из 4-х частей.

Тема: «Наша Армия»

1. П/г «Солдаты»

2. Фигурки из палочек.

3. Из риса на синем картоне выложить «Салют» по нарисованному контуру.

4. Кто больше узелков завяжет на веревке и сделает это быстрее?

5. «Самолет» - разрезная картинка из 4 частей.

6. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).                                                                    7. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

Тема: «Весна. Приметы весны»

1. П/г « Веснянка»

2. «Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейков на песке.

3.Соревнование «Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?» - Работа с бумагой. (разглаживание скомканной бумаги)

4. «Солнце светит и греет» - выкладывание солнце с лучами из спичек.

5.Завязывание узелков называния месяцев (бусины, пуговицы)

6. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»                                                                                        Тема: «Весна. Мамин праздник»

1. П/г « Мамочка»

2. Фигурки из палочек – «Цветок для мамы»

3. Завязываем бантик на подарке.

4. «Бусы для мамы» - нанизывание бусинок на нитки - соблюдать последовательность.

5. По контуру выложить из кусочков бумаги цветок.

6. Обвести рисунок точно полиниями, стараться не отрывать карандаш от бумаги.

7. «Помощники» - игры с прищепками.                    Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

8. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

Тема: «Комнатные растения»

1. Фигурки из палочек «кактус», «Ваза»

2. Обвести по точкам

3. Штриховка.

4. Рисуем пальчиком «Тюльпан»

5. Рисование по контуру – выложить цветок рисом.

6.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

Тема: «Дикие животные весной»

1. «Кто чем питается?» - в сухом бассейне» найти  предмет, определить на ощупь, назвать и сказать, кто  это ест.

2. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением  животного из 4 частей.

3. «Кто спрятался в комочках?» - Разглаживание смятых  трафаретов  животных.

4. «Чудесный мешочек» - определение на ощупь фигурок животных (с последующим обыгрыванием:«Кто, где, живет?»)

5.П/гимнастика - «Медвежата»

6. Игра «Прищепки»                                                               7. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом».

Тема: «Домашние животные весной»

1. «Маленький конструктор»- выкладывание  из  спичек  любого  домашнего животного.

2. «Кто чем питается?» - в сухом бассейне» найти  предмет, определить на ощупь, назвать и сказать, кто  это ест.

3. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением  животного из 4 частей.

4. «Кто спрятался в комочках?» - Разглаживание смятых  трафаретов  животных.

5. П/гимнастика – «Повстречались»

6. Нарисуй по точкам «Щенка»

Тема: «Рыбы»

1.П/гимнастика «Рыбка»

2.П/игра «Аквариум»

3. «Чудесный мешочек»

4. Из шерстяной нитки выложить аквариум с рыбками и водорослями.

5.Фигурки из палочек «рыбка», «Ракушка».

6.Рисуем кончиками пальцев на манке..

7. Упражнение «Чего не хватает?»

8. «Рыбка» - обрывание из готовых геометрических фигур  овала и длинных полосок и наклеивание их в альбом.

Тема: «Перелетные птицы»

1. «Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.

2. «Волшебная капелька» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

3. Фигурки из палочек.

4. «Домик для скворца» - выкладывание из спичек  по принципу «колодца»

5. «Птицы откладывают яйца» - лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины.

Тема: «Весенние цветы»

1.Упражнение «Мотылек»

2. П/гимнастика «Пчела»

3. Коллективная работа «Весенний луг» - разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.

4. Обвести по точкам.

5.Фигурки из палочек.

6. Работа с трафаретами

7. Игра «Чудесный мешочек»

8. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.        9. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

10. Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)                                                                           11. Проигрывание с детьми р.н.сказки «Колобок» Пальчиковый театр.

                                                                                                Тема: «Мой город».

1. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание смятых  в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.

2. «Разрезные картинки» - сложить картинку дом из 4 частей.

3. «Строим дом» выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала).

4. «Волшебные окна» - вставить в «окно» «стекла» нужной формы и размера (10 образцов).

5. «Обведи и заштрихуй»                                              6. Учить детей инсценировать руками стихи -  «Голуби».                                                                              7. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).                                                                  Тема: «Правила дорожного движения»                                1. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание смятых  в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.                              2. «Разрезные картинки» - сложить картинку автобуса из 4 частей.                                                                3. «Сборка  грузовика» - заготовка геометрических  фигур методом  обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание  грузовика и наклеивание.                                                      4. Фигурки из палочек.                                                      Тема: «Насекомые»                                                                     1. Упражнение «Гусеница»                                                     2. П/гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».                   3. Пальчиковая игра «Сороконожка»                                     5. Обвести рисунок по точкам.                                               6. Продолжи цепочку.                                                               7. «Найди пару»                                                                         8. «Чудесный мешочек»                                                             9. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».                                                                          Тема: «Лето»                                                                              1. П/игра «На лужайке», «Зайки»                                           2. «Наша дача» - выкладывание из спичек дома, забора, деревьев.

3. «Разрезные картинки».

4. Фигурки из палочек.

5. «Умелые ручки» - упражнение в шнуровке.

6.Работа с различными материалами: бумагой, бусинками, палочками, пластилином, трафаретом.

7. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.                                                        8. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».                                                           9.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).                             10. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию                                                                        11.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок»

Работа с родителями

1.Собрание «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»(октябрь) 2.Анкетирование родителей (октябрь)

3.Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» (ноябрь)

4.Консультация «Развитие мелкой моторики у детей посредством формирования культурно-гигиенических навыков»(декабрь)            

5. Январь-май  Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

6. Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.  Февраль

7.Консультация «Почему ребенок молчит»(Март)

8.Консультация «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

9.Наглядная агитация «23 самых простых способа развития мелкой моторики ребенка дома»  Апрель

Работа с педагогами

- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

- Консультация «Развитие речи младших дошкольников посредством мелкой моторики»

- Консультация «Влияние действий рук на развитие ребенка»

-Консультация «Гимнастика массажными мячиками су-джок»

- Семинар – практикум «Играем пальчиками»

- Посещение занятий других воспитателей ДОУ.

Самореализация

- Показ организации предметно-развивающей среды родителям.

-Разработка конспектов занятий по своей теме.

Показ открытых мероприятий (занятия, игры, развлечения и т.п.)

Изучение

литературы

- Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов.

- О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
-  Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
-  Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2017

-  «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2014.

- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2015

- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2011

- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2015

- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2016

- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013

- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2017



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

План

по самообразованию

воспитателя

Бамматовой Гёзель Сраждиновны

2020 - 2021учебный год

г. Пыть-Ях

 «Экономика детям»

«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»

на 2020-2021 год

Актуальность:

Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Цель:

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям 5-6  лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи: 
-способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
-способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
-способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
-способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
-уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
-сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
-признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
-рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
-применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Этапы самообразования:

1.Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4.Представление опыта работы по теме.

 Предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

 Изучение методической литературы

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня

План работы с детьми, с педагогами, с родителями на 2020-2021г.

№ п/п

Месяц

План работы с детьми

1.

Сентябрь

  • Мониторинг
  • Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.
  •  Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

«В гости к Гному Эконому и Фее экологии»

«Телепередача «Почта гнома Эконома»

2.

Октябрь

«Как Миша из покупателя превратился в продавца»

  • «Бережное отношение к вещам»
  • «О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине»
  • «Предприятия нашего города»

3.

Ноябрь

  • «Интересные покупки»
  • «Как Сорка Мишин товар хвалила»
  • «Как Миша цену назначал»
  • Игра «Встреча товаров. Мир рекламы»

4.

Декабрь

  • «О том, как можно торговать» чтение литературы
  • «Как Миша много – много малины продал» беседа
  • «Почему у Миши растет не только малина, но и цена»
  • Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

5.

Январь

  • «Почему у Миши растет не только малина, но и цена» чтение худ. литературы
  • «Интересные покупки в городе игрушек» беседа
  •  «Волшебные помощники» загадки

6.

Февраль

  • «Как Миша понял, что деньги счет любят» чтение худ.литературы
  • «Как Миша учился деньги делить» беседа
  • «Знакомимся с новой профессией – брокер» беседа

7.

Март

  • «В гостях у семьи Экономистов»
  •  Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»
  •  «Доходы и расходы семьи Экономистов»
  • «Хоть шести еще нам нет, формируем мы бюджет»

8.

Апрель

  • «Мишино страхование» чтение худ.литературы
  • Д/и «Что дешевле?»
  •  Кому что подарим?»Деловая игра для детей
  •  «Как Миша и его семья денежки считали»

9.

Май

  • Решение проблемной ситуации «Заработанные деньги»
  • Игра «Угадай монетки»
  • Игра «Покупатель - продавец»
  • Мониторинг

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Финансовая грамотность, Экономика детям» (согласно возрастной группе).

2. Продолжить разработку новых игр и игровых упражнений по данной теме.

3. Изучить новинки методической литературы.

4. Расширить работу по взаимодействию с родителями.

Литература по теме самообразования

1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет

4. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

5. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

7. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

9. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

11. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение

центр развития ребенка – д/с «Аленький цветочек»

                                                                                                                                                                                                           

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Формирование основ финансовой грамотности  

у детей  старшего дошкольного возраста»

                                                                                                                                                                                           

Воспитатель: Бамматова Г.С

2021-2022 г.

Тема:  «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Направление: познавательное

Группа: подготовительная

Начало работы: 01.09.2021 г.

Окончание работы: 27.05.2022 г.

Форма самообразования: индивидуальная

Цель:  Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи: 

Работа над программой профессионального самообразования поможет:

-реализовать федеральный государственый стандарт в работе с дошкольниками;

-использовать современные технологии и методы работы в подготовительной группе;

-способствовать формированию первоначальных представлений у детей о потребностях;                                                                                                                                            -способствовать формированию первоначальных представлений о труде;                                         -способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;                                                                                                                                                    -способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления                                                              -способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.                                    -учить признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);                                                                              -рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;                                                                                                                                                  -применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

Для  воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного  развития детей;
  • умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволит осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.

Основные вопросы:

  • изучение методической  литературы по экономическому воспитанию старших дошкольников;
  • актуальность формирования финансовой грамотности в образовательном процессе с дошкольниками;
  • цели и задачи финансовой грамотности в обучении детей дошкольного возраста;
  • этапы работы по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс;
  • особенности экономического воспитания для детей дошкольного возраста;
  • роль родителей в деятельности детей по финансовой грамотности;
  • изучение педагогического опыта других педагогов;
  • внедрение экономического воспитания в образовательный процесс.

Проблема. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное
 отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Актуальность: 

Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Сегодня  каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое  образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми  приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,  вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

   В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др.

Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

                              Этапы реализации самообразования:

Первый этап (организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2021 г.) – изучение возможностей внедрения экономического воспитания в образовательный процесс со старшими дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации)

Второй этап (накопительно-практический: ноябрь 2021 – апрель 2022 г.) - практическое осуществление деятельности по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс, решение организационных вопросов, разработка проекта на год, мастер-классов по работе с детьми, родителями; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап (заключительный: май 2022 г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

Перспективный план самообразования педагога

Учебный год

Тема по самообразованию

Форма отчёта

Срок отчёта

2021-2022

«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

 1.Буклеты для педагогов «Дошкольник и экономика».

2.Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну»

3.Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Финансовый театр»

1.Круглый стол для родителей: «Мой ребёнок и финансовая грамотность»

2.Презентация проекта «Финансовую грамотность каждому школьнику»

Ноябрь 2021г.

Декабрь 2021г.

Февраль 2022г.

Апрель 2022г.

Май  2022г.

План работы с детьми, с педагогами, с родителями на 2021-2022г.

    № п/п

    Месяц

План работы с детьми, педагогами, родителями

 1.                  

Сентябрь

1. Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация мультфильма «Телефон».

2.Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.

3. Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

                     2.

                                           Октябрь

1. Чтение сказки  С. Я. Маршак «Кошкин дом», Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк».

2. Буклеты для педагогов

3. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики».

 3.                    

Ноябрь

1.Буклеты для педагогов «Дошкольник и экономика».

2. Консультация для педагогов: «Формируйте у детей разумные потребности».

3. Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет».

4.                    

Декабрь

1. Формировать представление о  потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

2. 1. Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну».

3. Разработка буклетов «Ребенок и финансы».

5.                    

Январь

1. С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с детьми в магазин.

2.Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого».

3. Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами».

 6.                    

Февраль

1.Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Финансовый театр».

2.Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников».

3. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар».

 7.                    

Март

1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет».

2. Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет».

3. Буклет «История о дереве и человеке».

 8.                                        

Апрель

1. КВН «Путешествие в денежную страну».

2. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики».

3. Круглый стол для родителей: «Мой ребёнок и финансовая грамотность»

 9.                    

Май

1. Формировать представление детей о рекламе.

С. В. Михалков «Как старик корову продавал».

2. Презентация проекта «Финансовую грамотность каждому школьнику»

3. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги».

                   Литература по теме самообразования

                                       

1. Программа «От рождения до школы» - под.ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет

4. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

5. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

7. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349

8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

9. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

11. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.