ДАРЫ Ф. ФРЕБЕЛЯ

Одним из направлений STEM образования является экспериментирование.
Экспериментирование с детьми в нашем детском саду мы начинаем с группы раннего возраста. Помогают нам в этом Дары Фрёбеля.
Дары Ф. Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frebel_seminar.docx673.96 КБ
Файл fryobel.pptx796.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ гимназия №22

Экспериментирование в STEM образовании
Дары Ф. Фрёбеля

Воспитатель первой категории

Фроленкова Е.Е.

Г.Калининград

2021-2022

Одним из направлений STEM образования является экспериментирование.
Экспериментирование с детьми в нашем детском саду мы начинаем с группы раннего возраста. Помогают нам в этом Дары Фрёбеля.
Дары Ф. Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. 

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – известный немецкий педагог, является создателем первой системы дошкольного воспитания.
До появления системы Фрёбеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фрёбель же заговорил о том, что воспитание должно развивать человека всесторонне и гармонично. Особое значение в этой системе придавалось развитию творчества ребенка.
Еще один важнейший принцип педагогической системы Фридриха Фрёбеля – необходимость сочетания практического действия со словом, что делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным.
Еще одно важное изменение, которое внес Фребель в процесс игры, — это непременное участие взрослого в детских играх.

И наконец, существенный вклад Фребеля в дошкольную педагогику состоит в том, что он осуществил систематику и внес порядок в детские игры.

  • Он определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. Он специально указывал, какие игры полезны для развития органов чувств ребенка, какие — для развития речи, ума, движений. Он обосновал, в какой последовательности использовать игры, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему.
  • Ф. Фрёбель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фрёбеля». В дары Фрёбеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Первый дар представляет собой набор цветных мячиков со шнурками.
Фридрих Фребель признал, что мяч — это первая и любимая игрушка младенцев.
  

Он легкий и простой для захвата или удержания.
Обучение по методике Фридриха Фребеля происходит от впечатлений, сформированных во время игры.
Ребенок формирует свои первые впечатления о физическом мире — удерживая, катая, размахивая, бросая и наблюдая за мячом.

Форма.
Мяч – круглый, без острых углов. Нет плоскостей и линий. Он имеет вес и размер.
 Мяч связан из пряжи, его можно сжать. 

В мире есть много круглых предметов, которые представляет эта форма — фрукты (красный шар - яблоко, оранжевый шар - апельсин), спорт (баскетбол, футбол). Ребенок, естественным образом, сравнивает мяч с предметами окружающего мира.

Цвет.

Шарики из первого дара имеют шесть цветов, которые делятся на основные (красный / желтый / синий) и вторичные (оранжевый / зеленый / фиолетовый). Поскольку каждый шар одинаковый, за исключением цвета, ребенок начинает различать шары по их уникальному качеству — цвету.

Движение

Материя может находиться в движении или в состоянии покоя.

В 2-3 года с помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения. Для этого необходимо толкать мячики в различные стороны и обращать внимание ребенка на траекторию движения мячиков.

 Мяч имеет множество возможных движений — катящийся, качающийся, вращающийся, прыгающий, танцующий и т.д. Вводите новые движения, когда ребенок уже знаком с другими. Движения обычно вводятся как часть игры или история, в которой мяч является главным персонажем. Есть много сценариев в таких руководствах, как "Maria Kraus-Boelte's Kindergarten Guide

Второй дар Фребеля.
Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. Причем диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика должны быть одного размера. Все фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб — покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. 
Все три тела имеют отверстия для того, чтобы их можно было покрутить на палочке и сравнивать результаты.

centuryofthechild2 

Третий дар — Числа.
Восемь кубиков (2,5 см), образующих куб (5 см) — 5 x 5 x 5 см
с 3 лет
Четвертый дар — Размеры
Куб 5 см разделенный на 8 кирпичиков 5 х 2,5 х 1,25 см. 


 

Пятый дар — Симметричность. Представляет собой более крупный куб        (по 7,6 см) и включает в себя больше разнообразных предметов. Полукубы и четверть-кубы представляют, новую, треугольную форму.

с 5 лет                    

Шестой дар — Пропорции.

Куб со сторонами 7.6 см, состоящий из 18 продолговатых блоков, 12 плоских квадратных блоков (шапок) и 6 узких колонн.

с 5 лет

Седьмой дар — Квадрат, круг, треугольник.
Набор плоских дощечек, изготовленных из дерева.
Содержит 8 геометрических форм.
Формы дощечек — это производные от поверхностей первых шести подарков. До сих пор ребенок понимал поверхность, как часть твердых тел. Теперь плоские дощечки вводят понятие поверхности или плоскости, как отдельный объект. Это переход от твердого тела к плоской поверхности.

Восьмой дар — Прямая.
Деревянные палочки — 2.5 см, 5 см, 7.5 см, 10 см, 12.5 и 15 см

Девятый дар — Кривая

Десятый дар – Точки
Мелкие разноцветные фишки для представления точки. 

С детьми младшего возраста мы использовали два первых дара Фрёбеля для знакомства с цветом, формой и для экспериментирования с движением предметов разной формы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментирование в STEM образовании Дары Ф. Фрёбеля МАОУ гимназия №22 Воспитатель первой категории Фроленкова Е.Е.

Слайд 2

Одним из направлений STEM образования является экспериментирование. Экспериментирование с детьми в нашем детском саду мы начинаем с группы раннего возраста. Помогают нам в этом Дары Фрёбеля. Дары Ф. Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.

Слайд 3

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – известный немецкий педагог, является создателем первой системы дошкольного воспитания. До появления системы Фрёбеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фрёбель же заговорил о том, что воспитание должно развивать человека всесторонне и гармонично. Особое значение в этой системе придавалось развитию творчества ребенка. Еще один важнейший принцип педагогической системы Фридриха Фрёбеля – необходимость сочетания практического действия со словом, что делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным. Еще одно важное изменение, которое внес Фребель в процесс игры, — это непременное участие взрослого в детских играх.

Слайд 4

И наконец, существенный вклад Фребеля в дошкольную педагогику состоит в том, что он осуществил систематику и внес порядок в детские игры. Он определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. Он специально указывал, какие игры полезны для развития органов чувств ребенка, какие — для развития речи, ума, движений. Он обосновал, в какой последовательности использовать игры, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему. Ф. Фрёбель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фрёбеля». В дары Фрёбеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Слайд 5

Первый дар представляет собой набор цветных мячиков со шнурками. Фридрих Фребель признал, что мяч это первая и любимая игрушка младенцев. Он легкий и простой для захвата или удержания. Обучение по методике Фридриха Фребеля происходит от впечатлений, сформированных во время игры. Ребенок формирует свои первые впечатления о физическом мире — удерживая, катая, размахивая, бросая и наблюдая за мячом.

Слайд 6

Форма. Мяч – круглый, без острых углов. Нет плоскостей и линий. Он имеет вес и размер. Мяч связан из пряжи, его можно сжать. В мире есть много круглых предметов, которые представляет эта форма — фрукты (красный шар - яблоко, оранжевый шар - апельсин), спорт (баскетбол, футбол). Ребенок, естественным образом, сравнивает мяч с предметами окружающего мира. Цвет. Шарики из первого дара имеют шесть цветов, которые делятся на основные (красный / желтый / синий) и вторичные (оранжевый / зеленый / фиолетовый). Поскольку каждый шар одинаковый, за исключением цвета, ребенок начинает различать шары по их уникальному качеству — цвету.

Слайд 7

Движение Материя может находиться в движении или в состоянии покоя. В 2-3 года с помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения. Для этого необходимо толкать мячики в различные стороны и обращать внимание ребенка на траекторию движения мячиков. Мяч имеет множество возможных движений — катящийся, качающийся, вращающийся, прыгающий, танцующий и т.д. Вводите новые движения, когда ребенок уже знаком с другими. Движения обычно вводятся как часть игры или история, в которой мяч является главным персонажем. Есть много сценариев в таких руководствах, как " Maria Kraus-Boelte's Kindergarten Guide

Слайд 8

Второй дар Фребеля. Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. Причем диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика должны быть одного размера. Все фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб — покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Все три тела имеют отверстия для того, чтобы их можно было покрутить на палочке и сравнивать результаты.

Слайд 9

Третий дар — Числа. Восемь кубиков (2,5 см), образующих куб (5 см) — 5 x 5 x 5 см с 3 лет Четвертый дар — Размеры Куб 5 см разделенный на 8 кирпичиков 5 х 2,5 х 1,25 см.

Слайд 10

Пятый дар — Симметричность. Представляет собой более крупный куб (по 7,6 см) и включает в себя больше разнообразных предметов. Полукубы и четверть-кубы представляют, новую, треугольную форму. с 5 лет Шестой дар — Пропорции. Куб со сторонами 7.6 см, состоящий из 18 продолговатых блоков, 12 плоских квадратных блоков (шапок) и 6 узких колонн. с 5 лет

Слайд 11

Седьмой дар — Квадрат, круг, треугольник. Набор плоских дощечек изготовленных из дерева. Содержит 8 геометрических форм. Формы дощечек это производные от поверхностей первых шести подарков. До сих пор ребенок понимал поверхность, как часть твердых тел. Теперь плоские дощечки вводят понятие поверхности или плоскости, как отдельный объект. Это переход от твердого тела к плоской поверхности.

Слайд 12

Восьмой дар — Прямая. Деревянные палочки — 2.5 см, 5 см, 7.5 см, 10 см, 12.5 и 15 см.

Слайд 13

Девятый дар — Кривая

Слайд 14

Десятый дар – Точки Мелкие разноцветные фишки для представления точки.