Русская народная игрушка

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

   

 О народных игрушках и забавах

Народные игрушки изготавливаются из натуральных, экологически чистых материалов: дерева, глины, ткани, расписываются вручную. Именно русские народные игрушки формируют у малыша вкус, наиболее полезны для формирования детской психики, несут положительную информацию об окружающем мире.

Часто родители (а подчас бабушки и дедушки) с удивлением и радостью узнают в этой рубрике игрушки своего детства и с удовольствием покупают их своим детям и внукам.

В разделе представлено много различных народных игрушек. Это русские игрушки-забавы: курочки, клюющие зернышки, веселые куклы-петрушки, кувыркающие акробаты, потрясающие самоходные игрушки (такие как Бычок, Белочка), движущиеся богородские игрушки, свистульки. Эти забавные игрушки поднимут настроение и станут прекрасным подарком и ребенку, и взрослому.

Для малышей - звенящие деревянные шары, погремушки с горохом и можжевеловыми шариками, матрешки, волчки и другие забавные игрушки. Девочкам придутся по душе народные куклы в традиционной одежде. Матрешка станет прекрасным подарком малышу, игры с этой народной игрушкой прекрасно развивают логическое мышление ребенка и мелкую моторику пальчиков.

Для детишек постарше - трещетки, колотушки, свистульки, деревянные игрушки под роспись, различные аксессуары для подвижных и настольных русских народных игр и забав (Бирюльки, Блошки, Чудесный мешочек, пасхальные игры).

Эти игрушки для детей прекрасно подойдут для подвижных игр на свежем воздухе: попробуйте пробежать с подставкой, на которой лежит выточенное яичко или ловко надеть кольцо на деревянный кольцеброс! Эти игры широко были известны на Руси, в них с удовольствием играли и дети, и взрослые.

В старину считалось, что подаренная игрушка принесет ребенку здоровье и благополучие, если она выбрана с любовью. Нам кажется, что любая игрушка этого раздела станет отличным подарком ребенку!

Стишок
Купите для ребенка
Народную игрушку
Матрешку, ваньку-встаньку,
Свистульку и петрушку!

           

Русская народная игрушка                                                

Современные психологи считают, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, что игрушка – это культурный объект. Некоторые даже пишут о том, что по игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего – очень заметного – места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены: деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, глиняная посуда, фигурки людей, свистульки, изображения животных и так далее. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский – наиболее чтимый русский святой – не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

Сегодня трудно увидеть ребенка, играющего традиционной русской игрушкой. Она ассоциируется в сознании детей и их родителей или с музейным экспонатом, или с сувенирной продукцией. Но  наблюдая за детьми, видим, что если в их поле зрения попадает народная игрушка, прежде всего деревянная, то ручки сами невольно тянутся к ней. Хорошо известно, что игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка. Но что именно делает ее эмоционально привлекательной, желанной? Что вызывает у ребенка удовольствие от общения с ней?

Прежде всего, важно отметить, что традиционная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала ему природа. Это дерево, глина, кость, лен, шерсть. Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувственные впечатления, все они обладают особой природной теплотой.

Важен и размер игрушки. Можно заметить, что большие (а в глазах ребенка поистине огромные) игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребенка. Одна из главных привлекательных черт народной игрушки как раз и состоит в ее соразмерности (сомасштабности) ребенку. Именно поэтому она выполняет главную свою функцию – приближает к ребенку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению, удовлетворяет естественное желание чувствовать себя большим среди маленьких и возлагать на себя за этих «маленьких» ответственность.

Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Она всегда была проста и незамысловата, и приемы ее изготовления были легко усваиваемы даже детьми. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не многоцветная условная роспись, выразительность фактуры и цвета дерева, упрощенно-лаконичная пластика, и – удивительно! – рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства».

Игрушка всегда занимала важное место среди средств воспитания, но традиционная игрушка была лишена некоей нарочитой назидательности. Хотя даже самая простая она имела несколько пластов воздействия на ребенка. Приведем интересный пример, который нашли в статье Александра Рудакова «Мистика русской игрушки». Распространенная ранее игра в бирюльки. «Бирюльками» называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком; идея игры состояла в том, что играющие постепенно вытаскивали соломинки, стараясь не задеть при этом всю кучу. Если ворох все-таки рассыпался, то следующую попытку делал уже другой игрок. Эта игра решала вполне практическую задачу – приучала к терпению, к способности концентрировать внимание. Но на таком простом примере ребенок получал еще и представление о том, как трудно что-то изменить в каждом отдельном случае, не нарушив всю сложную систему мировых взаимосвязей.

В любой народной игрушке есть нечто мистическое, то, что, видимо, и вызывает в душе современного человека теплый эмоциональный отклик. Александр Рудаков (уже упомянутый выше) пишет, что в игрушке, несмотря на ее «привычность», всегда таилось сверхъестественное начало, обладающее огромным «магическим зарядом». Многие знают, к примеру, что у кукол никогда не вырисовывали лиц, опасаясь, что игрушка, имеющая лицо, начнет оживать, чем нарушит зыбкое мировое равновесие (не случайно неодушевленный предмет «кукла» в русском языке грамматически является одушевленным существительным). Народная игрушка «помнит» о своем обрядовом происхождении. Дело в том, что одна и та же фигурка в древности могла быть одновременно игрушкой и оберегом ребенка, то есть она выполняла определенную мистическую (позже – религиозную) функцию. И в то же время, традиционная русская игрушка даже в самые незапамятные времена не была вытеснена из сферы каждодневной жизни, не была жестко отчуждена в сакральное измерение. И это глубинно соответствовало мироощущению русского человека, «одной ногой стоящего на земле, а другой – где-то далеко в небесах».

То, что игрушка являлась для ребенка одновременно и оберегом, объясняет еще и тот факт, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами изображений. Основной принцип магии – принцип подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в определенном смысле заменяют оригинал. Поэтому погремушка или мяч изображали Небесный мир, и в руках ребенка они должны были защитить его от темных сил, как бы соединяя его с силами добра.

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она – часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка – всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в руках оказывается народная игрушка, у меня возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

                             

   

Русская народная                игрушка

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки...

Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские игрушки.

Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.

Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.

Основой системы математических знаний и предварением арифметики являются понятия: множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Ребенка привлекают не только множества собственно предметов, но и множество звуков, движений, форм, оттенков цвета, ритмы узоров и т.д.

Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм, — погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха — патриархи погремушек. Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики, маленькие камешки, горох, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и много интенсивных шумов. В разных районах России погремушки звали по-разному: шаркун, шаркунок, побрякушка, грематушка. Уже само название подсказывает, как звучит первый «инструмент» - шуршит ли, гремит, позвякивает... Погремушки делались из глины, дерева, бересты, лозы и были различной формы. Шарообразные, яйце -, груше -, фасолевидные, цилиндрические, крестообразные — они исподволь вводили малыша в мир ряда звуков и геометрических пространственных форм.

Изящная, пропорциональная и гармоничная, дымковская игрушка позволяла сформировать понятие множества. Барыни, водоноски, гусары, уточки, коньки выставлялись перед ребенком на столе, доске, подносе, лавке или комоде по определенному принципу: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда. Дымковской игрушке вторили: глиняные кони, олени, козероги, волшебные птицы, берегини-Костромы; кувшины, горшки, рукомойники, чашки из чернолощеной глины Покровска; свистульки из Кожли, Филионово, Ухты; каргопольские глиняные коты, собачки, медведи, барыни, горшки, плошки; каргопольские козули из солоноватого теста, приморские — из ржаного; архангельские пряники в виде фигурок рыб и животных; рязанские «жаворонки» и курские «кулики» и так далее.

Выявление, выделение одного представителя (элемента) множества легко решалось старинной игрой в бирюльки. Первый вариант - в деревянной плошке было много маленьких игрушек: ведерко, кувшинчик, чашечка и так далее. Бирюльки высыпались на стол, и ребенок должен был собрать их в плошку, составляя множество из элементов.  Второй вариант - «Бирюльками» называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком; идея игры состояла в том, что играющие постепенно вытаскивали соломинки, стараясь не задеть при этом всю кучу. Если ворох все-таки рассыпался, то следующую попытку делал уже другой игрок.

Богородская деревянная скульптура служит той же идее — множество и его элемент. Фигурки мастеровых, крестьян, чиновников, торговцев с лотками, дам и гусар, актеров и бродячих музыкантов, медведей, птиц называли китайской мелочью созвучно бирюлькам. Мягкое, светлое, нераскрашенное дерево помогало мастеру передать мелко завитую гриву коня, густую, косматую шерсть медведя, оперение птиц. Но есть особая ценность в богородской скульптуре.

По подолу няньки расставлены фигурки детей. Поставим их отдельно. Имеем множество детей и множество, состоящее из одного элемента — няньки. Составим, как было, то есть объединим множества. Нянька с детьми — это объединение двух множеств. Дети — дополнение к няньке до основного множества — всей скульптурной композиции. Та же ситуация воспроизводится в дымковской игрушке, те же няньки с детьми: ярмарочные прилавки с самоваром, пирогами, блинами, калачами; карусели и другие.

Еще одна гениальная игрушка Богородска — «бьющие молотком по наковальне кузнецы», «клюющие курочки» и другие. Двигая одну палочку относительно другой, малыш производит ритмичные движения. Игрушка предваряет формирование счетной деятельности ребенка. К таким игрушкам относятся взмахивающие крылышками бабочки на колесиках, конь-качалка и сабля (ею машут), шарик из опилок на длинной резинке. Шарик, кроме того, обеспечивает сенсорное восприятие формы, а сложенные крылья бабочки формируют представления о красоте симметричных форм и их совмещении, совпадении при наложении.

Потихонечку, изо дня в день ребенок учится считать глиняные и деревянные фигурки уточек, коньков, барышень, водоносок, горшочки и чашечки. Измеряет кружками воду, щепотками соль, пригоршнями муку, ложками масло. Сравнивает множества по числу элементов, объединяя множества, пересчитывает элементы объединения — так формируется понятие «сложение чисел». Вся арифметика детского сада осваивается на множествах игрушек, сделанных дедом, отцом или народным мастером: поставь столько же уточек, сколько стоит петушков; прибавь еще уточку; сколько уточек стало теперь? Сколько всего игрушек? На сколько уточек больше, чем петушков, и так далее.

Свое математическое назначение имеют и другие традиционные народные игрушки. Всемирно известные матрешки моделируют, с точки зрения новейшей науки, трансформацию подобия. В детском саду матрешки, как и пирамидки со множеством колец, помогают различать элементы множеств по размеру и выстраивать сериационные ряды. «Ванька-встанька» и «Неваляшка» дают представление об устойчивости. Деревянные кубики с фрагментами рисунков на гранях знакомили не только с пространственной формой и ее характеристиками. Из фрагментов рисунка, как из подмножеств, ребенок составлял множество — общий рисунок (зверек, чашка). Игрушки и изделия народных промыслов и ремесел формировали представления о числе, геометрической форме, ряде, учили ориентироваться на плоскости (когда малыш расставляет игрушечную мелочь на столе) и в пространстве (когда стреляет из лука стрелой). Освоению понятия ряда служат народные промыслы Каргополя и Ельца. Именно здесь мастерицы «низали-метали» жемчуг, вышивали бисером. При вышивке крестом, счетной гладью и набором использовалось еще и знание геометрических фигур и их элементов, чем и обеспечивалось орнаментальное многообразие народного костюма. Выкройки женского народного костюма также состоят только из геометрических форм — прямоугольников и квадратов. Уральские и кубанские тряпичные куклы-закрутки делаются из лоскутков квадратной, круглой, прямоугольной формы. Настоящая поэма красоты, симметрии и ритма — елецкие и вологодские кружева. Богатые рисунки — сплетения геометрических форм — мы находим также на изделиях из бересты. Туески, набирушки, пестери, кухонная утварь мастеров Углича и Прокопьевска содержат ряды полос, розетки, круги, равномерно расположенные на поверхности. Геометрическая форма исследовалась народными ткацкими, кожевенными, кузнечными промыслами, изготовителями изделий из соломы, пеньки, лыка. Рассматривая народную игрушку как средство формирования математического развития ребенка, невольно приходишь к выводу, что обучение детей начиналось гораздо раньше, чем принято думать. Не было системы обучения, не было (и не могло быть) определения числа и арифметического действия как научной математической основы, но навык счетной, измерительной и вычислительной деятельности формировался, причем в игре. А если рядом случался народный божьей милостью методист (мама, отец, дед, бабушка, няня), появлялась и система обучения.

Источники

  1. Л.Соколовой и А.Некрыловой  «Воспитание ребенка в русских традициях»
  2. Статья А.Рудакова «Мистика русской игрушки»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКОЙ ПОДГОТОВИЛА: ФРОЛЕНКОВА Е.Е ВОСПИТАТЕЛЬ

Слайд 2

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Эти яркие и необычные статуэтки не просто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальный сюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. Дымковская игрушка продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа, она привлекает детей яркостью и оригинальностью и прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны, даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы

Слайд 3

Цель: Познакомить детей с дымковской игрушкой, историей возникновения этого промысла, с элементами росписи. Задачи: Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи. - Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок. - Развивать у детей любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки. - Учить создавать изображения по мотивам дымковской росписи. - Развивать моторику рук. - Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.

Слайд 4

Создание в группе центра по народному декоративно – прикладному искусству


Предварительный просмотр: